Распространенное нераспространенное. Примеры распространенных предложений в русском языке. Распространенные и нераспространенные
§ 1 Распространенные и нераспространенные предложения
Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое. Это главные члены предложения. Все остальные слова в предложении являются второстепенными членами.
Для выражения наших мыслей мы используем разные предложения: одни предложения состоят только из главных членов, в других есть и главные, и второстепенные.
Давайте сравним два текста.
Наступила осень. Небо хмурится. Дует ветер. Падают листья. Кричат птицы.
Наступила холодная осень. Небо всё чаще хмурится. С севера дует резкий ветер.
На землю падают разноцветные листья. Тревожно кричат улетающие птицы.
Чем они отличаются?
Предложения первого текста состоят только из главных членов - подлежащего и сказуемого. Такие предложения называются нераспространёнными.
Второй текст состоит из предложений, в которых кроме главных членовесть и второстепенные. Такие предложения называются распространёнными.
§ 2 Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы
Предложение, состоящее только из грамматической основы, легко распространить, для этого нужно в него добавить второстепенные члены. При этом второстепенные члены придают предложению разную эмоциональную окраску.
Рассмотрим пример.
Распространить его можно по-разному:
Из примеров видно, как сильно могут отличаться по эмоциональной окраске и содержанию предложения с одинаковой грамматической основой.
§ 3 Как определить распространенным или нераспространенным является предложение
Чтобы определить, какое предложение перед нами - распространённое или нераспространённое,
rнужно найти в нём грамматическую основу
rи посмотреть, есть ли в этом предложении второстепенные члены.
Казалось бы, подлежащее и сказуемое - это два слова, поэтому, если в предложении больше двух слов, то оно распространённое. Такое мнение ошибочное. Мы можем встретить нераспространённое предложение, в котором несколько подлежащих или сказуемых:
И наоборот, бывают распространённые предложения из двух слов, в которых нет подлежащего или сказуемого:
Понаблюдайте над своей речью и речью окружающих. Какие предложения мы используем чаще? Конечно, распространённые. Они помогают нам более точно и подробно передать информацию. С их помощью мы можем узнать, где происходило событие, когда и как. Наша речь становится богаче и ярче.
§ 4 Краткие итоги урока
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, в которых есть и главные, и второстепенные члены, называются распространёнными. Распространённое предложение передаёт информацию более точно, подробно, выразительно.
Список использованной литературы:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
- Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.
Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».
В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:
- По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
- По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
- По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
- По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
- По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
- По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
- По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».
Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены – это обстоятельство, определение и дополнение.
Двусоставные распространенные предложения
Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.
- «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
- «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
- «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».
Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».
Односоставные распространённые предложения
«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».
Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое
Для того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.
Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».
Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».
А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:
- Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой .
- Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи .
- Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке .
- Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
- Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
- Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» – Он был весьма удивлен моему приезду домой.
Как определить тип синтаксической единицы
Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.
Мы продолжаем изучать предложение. Как можно сделать его насыщенным, содержательным, информативным? Предложение мы можем распространить с помощью второстепенных членов. Как это сделать, вы узнаете на этом уроке.
Тема: Синтаксис. Пунктуация
Урок: Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения
Вы уже познакомились с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым. Но предложение может включать и второстепенные члены . Они поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство .
Прочитайте предложения.
Он рисует. Он хорошо рисует. Он рисует картины. Он рисует красивые картины.
Во всех четырех предложениях одна и та же грамматическая основа: он (это подлежащее) рисует (это сказуемое). Но во втором, третьем и четвертом предложениях есть второстепенные члены: во втором предложении обстоятельство, в третьем – дополнение, в четвертом – определение и дополнение.
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.
Рис. 1. Нераспространенные и распространенные предложения. ()
Домашнее задание.
Задание №1
Перед вами текст, состоящий только из нераспространенных предложений. Распространите их второстепенными членами, чтобы текст получился более ярким, интересным, красочным, и закончите его.
Была ночь. Шел дождь. Дети не спали. Они разговаривали. Раздался шум. Дверь открылась. Кто-то вошел. Дети испугались. Они увидели ….
Задание №2
В следующем отрывке определите, какие предложения являются распространенными, а какие – нераспространенными. Выделите подлежащее и сказуемое.
Я нарисовал намордник для барашка. Я отдал рисунок Маленькому принцу, и сердце у меня сжалось.
– Ты что-то задумал и не говоришь мне...
Но он не ответил.
– Завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю...
И он умолк. Потом прибавил:
– Я упал совсем близко отсюда...
И покраснел.
Литература:
1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
39. Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.
Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.
- Определите, в какие две группы можно распределить предложения.
- Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.
40. Прочитайте слова.
Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.
- Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.
- Запишите распространённое предложение.
41. Прочитайте
- Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?
- Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.
- Запишите составленное предложение.
Обратите внимание! В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.
42. Рассмотрите рисунки.
- Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.
- Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.