Поэма 12 блок краткое

Поэма «12» — самое неоднозначное произведение автора. Её можно назвать памфлетом с резкой критикой нового политического строя, сатирой против коллективного разума или же гимном революции. Происхождение названия ещё более интересно. На первый взгляд, оно получилось таковым из-за количества разделов. Второй же вариант возникновения названия станет ясен по прочтению самой поэмы и её краткого содержания по главам. Кроме того, много нового и нужного вы узнаете из , где упомянуто все то, что обычно задает учитель.

Пред глазами читателя предстаёт революционный Петроград (вот его ) 1917-18 годов. Зима, неимоверный холод и:

Ветер, ветер –
На всём божьем свете!

Город, словно центр притяжения всех катаклизмов мироздания. Непогода просто сбивает с ног. На улице собрался жалкий и несчастный народец. Старуха «убивается», не приложит ума, зачем большой кусок материи пошёл на политплакат: «Вся власть Учредительному собранию!». Литератор винит окружающих в погибели России, поп больше уже не будет «сиять крестом». Ветер завывает, простой люд кричит на собраниях. Все потерялись в происходящем и способны лишь на гнев:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…

Глава 2

Даже ночью в городе нет покоя. По улицам идёт отряд из двенадцати солдат (вот их ):

В зубах – цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!

Они обсуждают Ваньку, который не посвящает себя делу революции, а разгуливает с Катькой по кабакам. Он был с ними, но переметнулся на сторону врага и стал жандармом.

Глава 3

Отряд затягивает песнь про службу в красной армии. Коль уж нести службу, так «голову сложить», поёт отряд. Назло «буржуям» твердят:

Мировой пожар в крови –
Господи благослови!

Заручившись божьим содействием, отряд заканчивает пение и дальше идёт по улице.

Глава 4

Появляются Ванька и Катька. Солдатская шинель не делает его «физиономию» лучше. Он нашёптывает словечки «дуре-Катьке», девица смеётся ему в ответ.

Героиня – продажная девка, которая позволяет вольности только представителям высшего круга: офицерам и жандармам.

Глава 5

Ванька припоминает девушке о её прежней жизни:

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Она жила по жёлтому билету, носила «кружевное бельё», наслаждалась жизнью. Ещё больше омрачила своё положение тем, что зарезала одного офицера. Ванька не скупится на грубость в её сторону и требует от Катьки: «Спать с собою положи!».

Глава 6

Дорогу Ваньке и Катьке преграждает отряд двенадцати. Они обрушиваются на предателя-Ваньку. Ему удаётся остаться в живых, а его спутницу нашла пуля:

Мертва, мертва!
Простреленная голова!

Глава 7

Столкновение поменяло настрой только одного человека в отряде:

… у бедного убийцы
Не видать совсем лица…

Петька сокрушается по Катьке. Девушка была его любовницей и коротала с солдатом «ночки чёрные, хмельные».

Остальные одиннадцать твердят брату по оружию, что не черёд горевать, ведь наступит время похуже. Сейчас надо бороться, а не плакать, да и заслужила девица свою участь.

Глава 8

Петька пытается заглушить мысли об убитой любовнице. Кровь проливается вновь. Петька убивает «буржуя», и это навевает ему лишь скуку.

Убийца молится за упокой души Катьки.

Глава 9

Эти образы-символы и их значение мы подробно описали .

Глава 10

Зима напоминает о себе вновь поднявшейся вьюгой. Петька взывает к Господу, чем вызывает недоумение сослуживцев. Они твердят ему, что Бог убийце – не помощник.

Отряду двенадцати нужно не молиться, а «держать революционный шаг».

Глава 11

Без божьего благословения идут двенадцать с красным знаменем. Их путь длится вечно.

Они полны злобы и силы, их знамя – месть все тем, кто веками наживался на народе.

Глава 12

Навстречу отряду «ветер с красным флагом». Старый пёс увязался за двенадцатью. Он — олицетворение отжившего мира, который плетётся за новым. Перед бойцами появляется силуэт, бойцы палят по нему, но фигура продолжает идти дальше:

В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Двенадцать

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - "должно быть, писатель - вития" - говорит о проданной России. Среди прохожих - "невеселый товарищ поп", буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как "злоба", "грустная злоба", "черная злоба, святая злоба".

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - "пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую". По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с "богатой" девкой Катькой, ругают его "буржуем": вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, "ребята" служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все "буржуи". Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях ("Аль, не вспомнила, холера?") солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - "попляши!", "поблуди!", "спать с собою положи!", "согреши!"

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение "чужой девочки". Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, "революцьонным шагом". Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - "не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой". Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: "Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!"

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - "ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...".

Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, "без имени святого", двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - "и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...".

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. "Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом <...> Исус Христос".

Концепция. Анализом поэмы «Двенадцать»
занимались очень многие авторы, пытаясь
«расшифровать» образы поэмы, но на наш
взгляд, концепция А. Грачевой, изложенной
в статье «Поэма Блока "Двенадцать", наиболее удачна.
По этой концепции восприятие Блоком революции дано в поэме
не на оценочном уровне. «А. Блок никак не оценивал революцию.
Блок отнесся к ней с историческим фатализмом Толстого».
К этой поэме стягиваются все нити его поэзии, это завершающий
этап всего его творчества, после этой поэмы Блок уже не смог ничего
написать, хотя, конечно, попытки были. Он обратился к прозе. Написал
«неудачное» начало повести «Исповедь язычника».
В мировидении поэта большое место занимала стихия, он был
человеком «стихийным, о том свидетельствует его поэзия». И в поэме
«Двенадцать» стихия прорвалась, и через «музыку» излилась в сложную
образность.
Композиция поэмы. Само название многозначно, оно варьируется
на разных уровнях: 12 глав, 12 красногвардейцев в патруле, 12 учеников
у ИисусаХриста, 12 часов (полночь), когда появляется нечистая сила.
Композиция напоминает срез дерева, полученного из полукругов,
полукруг - это одна глава, которая смыкается с другой, образуя круг.
аналитическое
Главы соединяются по смысловому значению. Например, в первой
главе звучит вопрос: «Что впереди?» - в последней главе дан ответ:
«Иисус Христос». Во второй главе - у героев-красногвардейцев нет
цели, а в одиннадцатой цель уже определена («Вот проснется лютый
враг». «Вперед, вперед, рабочий народ!»)
В третьей («Мировой пожар раздуем») - заявка на мировую революцию.
В десятой - у каждого руки в крови («Али руки не в крови
из-за Катькиной любви? - шаг держи революционный!»).
В четвертой - для таких, как Катька, делалась революция, но для
нее ничего не изменилось. В девятой - безначалие и безлюдие
(«И старый мир, как пес безродный, // Стоит за ним, поджавши хвост»).
В пятой главе о Катьке, ее жизни проститутки, бесовские соблазны -
в восьмой «выходит плебс», те, для кого нет ничего святого.
Центр композиции 6 и 7 главы - сердцевина - преодоление тоски
по Катьке.
Такая композиция, сотканная из 12 глав, символизирующих
соединение и личного начала, (жизни конкретного человека), и мировой
истории, позволили реализовать идею революции, как идею разрушения
и катастрофы.

I глава
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете!
Начало символизирует блоковское понимание революции как
стихии. Краски контрастны: черный - белый, потом красный (плакат).
Место действия: весь божий свет. Персонажи - не герои, а только
те, кто в этом вихре страшной стихии не смог устоять на ногах.
Затем пространство сужается до конкретных событий: «Вся власть
Учредительному Собранию» (очень популярный лозунг). Слышатся
разные голоса. Старушка сетует, что из плаката можно было сшить
портянки для детей - это точка зрения масс. Блок считал, и об этом
он писал в своей статье «Каталина», что большинство людей никак
не переживает великие события. Для них революция не является
чем-то грандиозным. «Революция, как все грандиозные события,
всегда подчеркивает черноту..., в которой часть жителей развратничает,
половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим
полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда
и везде, не подозревает о том, что в мире что-то происходит...». Эта
мысль отражена во фразе старушки (точка зрения масс).
Дальнейшие образы I главы:
Б у р ж у й: И буржуй на перекрестке
В воротник засунул нос.
Очень точная оценка дворянского класса народными массами. Он
ждет своего часа.
П и с а т е л ь: А это кто? - Длинные волосы
И говорит вполголоса:
-Предатели!
Погибла Россия!
Должно быть писатель -
Вития...
Такой иронической оценки был удостоен писатель. В действительности
так и было. Интеллигенция на протяжении всего XIX в.
«боролась за счастье народа» и желала революции, но, когда революция
показала свой волчий оскал, сразу растерялась и осудила кровавую
бойню. А разве революции бывают бескровными? Ту же мысль Блок
выскажет в статье «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали?
Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает
на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни жуликов, провокаторов,
черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются
ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно"
и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной"
и "белой костью", между образованными и "необразованными", между
интеллигенцией и народом?» Все происходит по схеме: «сначала
фанатики, потом функционеры, потом клопы».
Появляется еще одна фигура:
П о п: А вон и долгополый -
Сторонкой-засугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Революция - это действо со знаком минус, и поэтому отрицание
всякой культуры, в том числе и духовной, происходит в кощунственной
форме. Блок очень точно подмечает такое кощунственное отношение
к церкви и священникам. «Товарищ поп» - пародия на служителей
культа.
Главное действующее лицо первой главы - ветер: «Ветер веселый /
/ И зол и рад». Ветер революции все ставит на свои места: «Кто был
ничем, тот станет всем». Революция всех поменяет местами: кто был
наверху - тот окажется внизу - барынька подскользнулась и растянулась.
А кто в середине? - опять ветер, и опять плакат: «Вся власть Учредительному
Собранию!...» А дальше немного комическая ситуация:
Профсоюзы: ... И у нас было собрание...
...Вот в этом здании...
... Обсудили -
Постановили:
На время - десять, на ночь - двадцать пять...
...И меньше-ни с кого не брать...
...Пойдем спать.
Профсоюз проституток устанавливает тариф для клиентов. А почему
бы нет? Но главное - заявлена среда, откуда выйдет героиня
поэмы, Катька. Но пока опять «свищет ветер», и «черное, черное небо».
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
Эпитет «черная» злоба варьируется с эпитетами «грустная», «святая
», он отражает соединение несоединимого (злоба не может быть
святой и грустной). Это метафора состояния сознания людей. Здесь
же задан вопрос: «Кто впереди?» - ответ в двенадцатой главе - Иисус
Христос, но с кровавым флагом.

II глава
Появляются герои, они обыкновенные люди, даже слишком обыкновенные.
Нет лозунговых речей:
- А Ванька с Катькой-в кабаке.
Ванька не с ними, а значит - против них. Герои понимают свободу
как отказ от запретов:
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста.
Цель их похода тоже обозначена:
Как понимают революцию простые красноармейцы?
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Блок в этих строках обозначает сущность нового времени: без
креста. Достоевский полагал, что революция - это прежде всего отказ
от Бога: «Бога нет - и все дозволено». Вот красноармейцы и вышли
в«антикрестовый» поход.

III глава
В ней всего 12 строк, три четверостишия. 1-е четверостишие -
солдатская песня, 2-е - частушка, 3-е - молитва, но кощунственная:
«Господи, благослови!» - но на что: «Мировой пожар в крови» -
на пробуждение нового сознания, когда можно будет переступить
через главное: «Не убий».

IV и V главы
О Катьке. Для таких, как Катька, и делалась революция. Но что
изменилось в ее жизни? - Да только клиенты: «С юнкерьем гулять
ходила, с солдатьем теперь пошла».

VI глава
В этой главе Катька гибнет.
А Катька где? - Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада?-Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу.
Героям-красноармейцам не жаль Катьку - она не враг, а всего лишь
случайная жертва. А сколько было этих случайных жертв? - Но революции
без жертв не бывает. Через Катьку перешагнули и устремились
вперед, где их ждет «неугомонный враг»:
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!

VII глава
Воспоминание Петрухи, одного из двенадцати, о своей любви
к Катьке, оно трепетно по своему выражению:
-Ох, товарищи родные,
Эту девку я любил...
И в этой главе убивается любовь к Катьке: «Не такое нынче время».
Тоска и горе одного человека тонут в революционном марше. Что
такое один человек против множества? В литературе о революции
и гражданской войне в последующие годы будет утверждаться гуманизм
общей идеи, где судьба одного человека приносилась в жертву
великой идее масс.
А массы в конце VII главы предаются стихии грабежа:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба-
Гуляет нынче голытьба!

VIII Глава
В начале главы - тоска смертная, «скука скучная». Выходит
на улицу плебс (народ) в худшем его значении.
Уж я темечко
Почешу, почешу...
Уж я семечки
Полущу, полущу...
Для него нет ничего святого:
Уж я ножичком
Полосну, полосну!
Ты лети, буржуй, воробышком!
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Молитва в конце главы произносится по привычке.

IХ глава
Романс. Ничего нет, только опять стоит буржуй как вопрос. А что
будет дальше? Образ буржуя здесь дан как сравнение со старым
миром:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит, безмолвный, как вопрос,
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. -
Так видят солдаты революции - Блок здесь как проводник всего
увиденного и услышанного.

Х глава
Снова стихия бури, бури революционной. Достоевский говорил
о революции как о бесовской силе, закружившей Россию. П. Флоренский
считал, что в этой главе явно просматривается бесовщина.
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся...
И в этом вихревом кружении совсем иначе все видится:
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Оказывается, они шли на это сознательно, а Катька - жертва. Все
красноармейцы повязаны кровью, они единомышленники.
-Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!

ХI глава
Идут вперед «рыцари-антикрестоносцы»:
...И идут без имени святого
Все двенадцать-вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Цель определена, она направлена на врага, но кто этот враг - они
не видят:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Вьюга (бесы) застилает глаза.

ХII глава
Встреча произошла.
Это-ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Опять старый мир возникает в образе паршивого пса:
-Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались-поколочу!
Они стреляют в невидимого врага, а этот враг - Христос. Возможны
разные трактовки появления Христа с кровавым флагом, но
тот факт, что Блок все же не отказался от этого образа, усиливает его
мистическое видение. Христос не отказался от России, из которой
изгнали Бога. В образной символике поэмы красный флаг - это символ
России, долгие годы страна Советов будет шагать под красным
знаменем. «В белом венчике из роз» - символика возвращения Христа
в Россию в пророческом будущем:
И за вьюгой невидим
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди Иисус Христос.
Блок в своей поэме занял очень трудную позицию - не высказывать
своего отношения к революции, а показать ее в сложных
взаимоотрицающих процессах, может быть, поэтому поэма сложна
для понимания.

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о преданной России. Среди прохожих - «невесёлый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «чёрная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идёт отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнём-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвёртая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеётся.

Следующая глава - слова Ваньки, обращённые к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооружённые люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остаётся лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идёт дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...».

Глава девятая - романс, посвящённый гибели старого мира. Вместо городового на перекрёстке стоит мёрзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пёс.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твёрдо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пёс - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идёт впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пёс, впереди - с кровавым флагом <…> Исус Христос».

Вы прочитали краткое содержание поэмы Двенадцать. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - "должно быть, писатель - вития" - говорит о проданной России. Среди прохожих - "невеселый товарищ поп", буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как "злоба", "грустная злоба", "черная злоба, святая злоба".

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - "пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую". По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с "богатой" девкой Катькой, ругают его "буржуем": вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, "ребята" служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все "буржуи". Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях ("Аль, не вспомнила, холера?") солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - "попляши!", "поблуди!", "спать с собою положи!", "согреши!"

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение "чужой девочки". Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, "революцьонным шагом". Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - "не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой". Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: "Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!"

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - "ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку...".

Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, "без имени святого", двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - "и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет...".

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. "Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом Исус Христос".