Почему популярен «Русский медвежонок»? О правилах поведения на олимпиаде

Листок с заданиями является собственностью участника и после конкурса остаётся ему на память 26. В одном стихотворении С. Я. Маршака говорится, что Харитон «картинки хорошо умеет кистью рисовать», Эрик «чинит выключатель», а про Диму рассказывается, что «ходит он в больницу». А что из этого стихотворения можно узнать про Ульяну? (А) «строит дом»; (Б) «жнёт она пшеницу»; (В) «чистит башмаки»; (Г) «учит деток в школе»; (Д) «самолётом режет облака». 27. Заглянуть за угол, накрыть на стол, подлезть под изгородь, отречься от престола... Каким сочетанием можно продолжить этот ряд? (А) заглянуть в комнату; (Б) перепрыгнуть через стену; (В) свернуть с дороги; (Г) прийти по расписанию; (Д) купить к Новому году. 28. Шестая строчка одного шуточного текста выглядит так: ольше нет укы Е. А как выглядит его шестнадцатая строчка? (А) ольше нет укы О; (Б) ольше нет укы П; (В) ольш нт укы П; (Г) оьш т уы О; (Д) ьш т уы О. 29. В Костромской губернии его называли тропинник, в Вятской ― путник. О чём идет речь? (А) о лекарственном растении; (Б) о жалящем насекомом; (В) о фольклорном жанре; (Г) о хлебобулочном изделии; (Д) о прохладительном напитке. 30. Даны два китайских слова и их переводы на русский язык: 火车 ‘паровоз’, 火山 ‘вулкан’. Переведите на русский язык ещё три слова: 车, 火 и 山. (А) гора, огонь, повозка; (Б) гора, повозка, огонь; (В) повозка, гора, огонь; (Г) повозка, огонь, гора; (Д) огонь, повозка, гора. __________________________________________________________________________ Время на выполнение работы - 75 минут с момента выдачи заданий. Задания игры нельзя публиковать и обсуждать в Интернете до 8.00 дня, следующего за днём проведения конкурса (по московскому времени). Нарушители этого правила будут дисквалифицированы. Внимание! Во исполнение Закона РФ «О персональных данных» результаты участников «Русского медвежонка» будут публиковаться в Интернете без указания фамилий и имён авторов. Свой результат можно будет узнать только по линейке ответов. Поэтому советуем перед сдачей работы отметить данные там ответы на бланке с заданиями или записать их на отдельном листке и хранить его до публикации результатов. Результаты будут опубликованы не позднее 20 января 2014 года на сайте http://www.rm.kirov.ru. Распечатки результатов должны быть также разосланы региональными оргкомитетами по школам не позднее 5 февраля 2014 года. Ответы на все задания будут опубликованы на сайте http://www.rm.kirov.ru 28 ноября 2013 года. Форум «Русского медвежонка»: http://cdoosh.ru/forum Обработка результатов конкурса и персональных данных участников (фамилия, имя, класс, школа) осуществляется автоматизированным способом АНОО «Вятский центр дополнительного образования», ООО «Игра», ООО «Слово» с согласия законных представителей субъектов персональных данных. Согласие может быть отозвано путём письменного уведомления операторов. 4-5 класс ЗАДАЧИ КОНКУРСА «Русский медвежонок» – 2013 4–5 классы Задачи, оцениваемые в 3 балла 1. В каком слове нет уменьшительного суффикса? (А) ананасик; (Б) арбузик; (В) финик; (Г) огурчик; (Д) репка. 2. Русский и чешский - близкородственные языки. Для чего используется устройство, которое по-чешски называется pračka (č читается как ч)? (А) для стирки; (Б) для освещения; (В) для обогрева; (Г) для бритья; (Д) для приготовления пищи. 3. Какое слово относится не к той части речи, что все остальные? (А) ливень; (Б) метель; (В) буран; (Г) позёмка; (Д) моросит. 4. Знаки препинания в арабской письменности выглядят практически так же, как и в русской. Какой знак препинания называется по-арабски словом хиляль, которое также значит ‘полумесяц’? (А) точка; (Б) восклицательный знак; (В) вопросительный знак; (Г) скобка; (Д) тире. 5. Какое дерево получило своё название из-за клейкого сока? (А) дуб; (Б) осина; (В) ясень; (Г) липа; (Д) ольха. 6. У Малыша снова неприятности. Из-за Карлсона он всё время попадает в … (А) поделки; (Б) проделки; (В) переделки; (Г) подделки; (Д) безделки. 7. Дети писали сочинение на тему «Как я провёл лето». Миша написал: «Я был во ________». Какую страну скорее всего посетил Миша? (А) Грецию; (Б) Египет; (В) Францию; (Г) Латвию; (Д) Венгрию. 8. В каком примере слово гусеница означает не то, что в других? (А) С дерева падали ягоды и гусеницы (Б. Пастернак). (Б) Углубившись в ближайший лес, разведчики заметили свежие следы гусениц (Э. Казакевич). (В) Вот и решила она однажды напустить на его сад жуков и гусениц (В. Лунин). (Г) Меня с детства больше интересовали лягушки, червяки, гусеницы, я часами изучала жизнь муравейника (Е. Маркова). (Д) Он притаскивает в класс разных гусениц, а потом ещё и спрашивает у людей: «Ну, разве это не прелесть?..» (А. Драбкина). 9. Из какого слова нельзя получить другое слово, добавив букву у в начале? (А) шип; (Б) дар; (В) гол; (Г) дача; (Д) из всех этих слов можно получить другое слово. 10. Какое из этих слов никогда не употребляется в единственном числе? (А) брёвна; (Б) поленья; (В) дрова; (Г) щепки; (Д) все эти слова достаточно часто употребляются в единственном числе. Задачи, оцениваемые в 4 балла 11. Сколько в русском языке названий месяцев, заканчивающихся на твёрдый согласный звук? (А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре. 12. В каком из этих слов есть приставка не-? (А) немецкий; (Б) нежный; (В) нервный; (Г) несчастный; (Д) небесный. 13. Тому, кто пытается скрыть очевидное, говорят, что ________ в мешке не утаишь. Какое слово мы пропустили? (А) воды; (Б) денег; (В) кота; (Г) шила; (Д) мыла. 14. От слова кусок можно образовать уменьшительное кусочек с помощью суффикса -ек. От какого из данных ниже слов уменьшительное образуется с помощью того же суффикса? (А) стол; (Б) стакан; (В) карандаш; (Г) перец; (Д) горох. 15. Названия чисел могут состоять из одних и тех же слов, расположенных в разном порядке. Например, три тысячи четыре (3004) и четыре тысячи три (4003). Название какого из четырёх данных чисел состоит не из того же набора слов, что остальные? (А) 55000; (Б) 50005; (В) 50050; (Г) 5050; (Д) названия всех этих чисел состоят из одного и того же набора слов. 16. В каком из предложений слово переписать означает не то, что в остальных? (А) Мне понравилось это стихотворение, хочу переписать его в тетрадь. (Б) В начале учебного года мне нужно было сходить в школу - переписать расписание. (В) Я написал контрольную работу на двойку - надо бы переписать. (Г) Сегодня многим привычнее сфотографировать объявление, чем переписать его. (Д) Легче составить план параграфа, чем переписать его целиком. 4-5 класс 17. На какую букву не могут заканчиваться слова? (А) ж; (Б) ч; (В) ш; (Г) щ; (Д) слова могут заканчиваться на любую из этих четырёх букв. 18. Учитель написал на доске слова: … пилы, … льва, … стены, … чеснока - и попросил учеников вставить перед ними слова с корнем -зуб-. Какие слова нужно вставить ученикам? (А) зубцы, зубы, зубья, зубчики; (Б) зубья, зубы, зубцы, зубчики; (В) зубчики, зубья, зубцы, зубики; (Г) зубья, зубы, зубчики, зубцы; (Д) зубцы, зубы, зубчики, зубья. 19. От четырёх из этих имён отчества образуются одним и тем же способом, а от одного - несколько иначе. От какого? (А) Борис; (Б) Виктор; (В) Олег; (Г) Роман; (Д) Яков. 20. Во Франции живут французы, в Англии - англичане, в Чехии - чехи. Название какой страны не связано с обычным названием её жителей? (А) Германии; (Б) Швеции; (В) Греции; (Г) Швейцарии; (Д) Финляндии. Задачи, оцениваемые в 5 баллов 21. В одной журнальной статье упоминается несколько городов мира. Какой город там не упоминается? (А) Ателета (Италия); (Б) Гленелг (Шотландия); (В) Каанаак (Гренландия); (Г) Оруро (Боливия); (Д) Атланта (США). 22. Какая из этих гласных букв никогда не встречается в окончаниях? (А) ы; (Б) э; (В) ю; (Г) я; (Д) все эти буквы встречаются в окончаниях. 23. Шведский писатель Сирус Гранер написал «Сказку о четырёх больших троллях и маленьком Вилле-пастухе». А как не могли звать этого маленького пастуха? (А) Вилле; (Б) Вилль; (В) Вилл; (Г) Вилла; (Д) Вилли. 24. В этом маленьком кроссворде всего два слова, и четыре буквы из пяти в него уже вписаны. А какие к нему подойдут вопросы? (А) 1. Правый... 2. ... святого; (Б) 1. Тенистый... 2. Репчатый...; (В) 1. Бодливый... 2. ... для ногтей; (Г) 1. … для воды; 2. ... на чердак; (Д) Ни одна из этих пар вопросов не подходит. 2 1 Л К Б К 25. Хорватский и русский языки родственны. По-хорватски ― Pepeljuga (Пепелюга), а по-русски... (А) Красная Шапочка; (Б) Золушка; (В) Синеглазка; (Г) Курочка Ряба; (Д) Дюймовочка.

Внимание! Выложены задания и ответы олимпиады Русский медвежонок за 2018 год!

Дата проведения конкурса : 15 ноября 2018. Официальный сайт конкурса : rm.kirov.ru . Русский медвежонок 2018 — языкознание для всех

Конкурс «Русский медвежонок 2018» традиционно пройдет 15 ноября 2018 года. Принять участие в игре-конкурсе могут все желающие, учащиеся 2 — 11 классов.

Русский медвежонок — олимпиада по русскому языку, которая проводится с 2000 года на территории РФ и СНГ. Конкурс предназначен для 5 возрастных групп: 2-3 класс, 4-5 класс, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Игра организована в виде теста. В тесте 30 вопросов, на каждый из которых предлагается 5 вариантов ответов. Для учащихся 2-3 классов – вопросов чуть меньше – 28.

Общее время на работу – 75 минут или 1 час и 15 минут.

За каждое задание начисляются баллы. Их подсчет, и, соответственно, результаты будут отправлены участникам до 5 февраля 2019 года непосредственно в школы, где проводились работы.

Участие в игре-конкурсе платной и составляет от 70 до 80 рублей в зависимости от региона.

Как подготовиться к «Русскому медвежонку» 2019?

Задания и ответы олимпиады «Русский медвежонок» за прошлые годы

2018 год
2-3 класс 4-5 класс 6-7 класс
8-9 класс 10-11 класс
2017 год
2-3 класс 4-5 класс 6-7 класс
8-9 класс 10-11 класс
2016 год
2-3 класс 4-5 класс 6-7 класс
8-9 класс 10-11 класс
2015 год
2-3 класс 4-5 класс 6-7 класс
2014 год

За последние несколько лет «Русский медвежонок» приобрёл и размах, и популярность. По форме проведения он приближен к стандартам ЕГЭ. Вопросы назвать простыми нельзя, все они требуют не только эрудиции, но и умения размышлять. Интерес к конкурсу «Русский медвежонок» 2018–2019 у ребят учителя объясняют тем, что он не только показывает красоту «великого и могучего», но и меняет представление о нём как о скучном предмете. Неслучайно, переходя из одного класса в другой, дети вновь решаются пройти это тестирование и пополнить свой багаж знаний новыми фактами из области языкознания.

Организаторы и участники

Языкознание кажется многим ученикам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, ежегодно организаторы олимпиады школьников: центр дополнительного образования одарённых школьников, ООО «Слово», ООО «Игра» под руководством Института лингвистики РГГУ, находящегося в городе Кирове, проводят международную игру «Русский медвежонок – языкознание для всех». Ежегодно она привлекает участников из России и десятков зарубежных стран.

Конкурс проводится в пяти разных возрастных группах:

  • 2 и 3 класс;
  • 4 и 5 класс;
  • 6 и 7;
  • 8 и 9 класс;
  • а также 10 и 11 класс.

Принимать участие могут и учащиеся профессиональных средних заведений.

Конкурс является международным. В нём принимают участие школьники из России, СНГ, Прибалтики, Индии, Японии, Греции, Израиля, Кубы, Польши, ОАЭ, Монголии, Великобритании, США и других стран.

Структура конкурса

Количество заданий Три десятка нестандартных, интересных и занимательных вопросов (2-м и 3-им классам даётся 28 заданий) различной сложности.
Продолжительность олимпиады 75 минут (1 час 15 минут) на раздумья
Особенности ответов на вопросы Участникам в игровой форме предлагается в каждом из заданий выбрать один из пяти предложенных вариантов ответа. Решения писать не нужно

Победителям и призёрам после подведения итогов и вывешивания результатов конкурса выдаются ценные призы.

Особенности заданий

Это не совсем обычные задания, хотя их может решить обычный школьник. Для того чтобы задания олимпиады осилить, надо не только хорошо знать русский язык, но и обладать определённой смекалкой, умением логически мыслить.

Задания выстроены по принципу ЕГЭ, то есть здесь дети учатся работать с бланком, правильно его заполнять, учатся работать с материалами заданий.

Конкурсные задания построены интересно, и участники могут отследить свой результат, потому что они ежегодно получают сертификаты, где указывается количество баллов (максимальное количество – 100 баллов), и место в общероссийском списке своей возрастной группы.

Регулярно участвуя в игре, ребята не чувствуют себя неловкими «медвежатами». Они тренируют ум, развивают память, приобретают необходимый багаж знаний.

Совет : чтобы хорошо подготовиться к соревнованию, необходимо решать задания «Русского медвежонка» прошлых лет, которые есть на официальном сайте конкурса. Здесь же можно найти задания и ответы олимпиад прошлых лет.

Как узнать свои результаты?

Перед началом проведения конкурса, учитель должен предупредить:

  • в соответствии с новыми законами организаторам запрещено публиковать в Интернете результаты с полными ФИО участника;
  • в связи с этим необходимо, перед тем как сдать тестовый вариант, записать все ответы на листочек.

Не зная собственных ответов на задания, в Интернете узнать свои результаты затруднительно.

Для того чтобы узнать свои результаты, необходимо:

  • на официальном сайте перейти в раздел «Результаты конкурса «Русский медвежонок»;
  • выбрать год проведения;
  • заполнить поля «Регион», «Город», «Школа»;
  • а затем, пользуясь встроенной в браузер функцией поиска, которая вызывается при одновременном нажатии кнопок CTRL+F, найти по первым буквам ответа свой.

Или подождать пару недель, пока официальные результаты вместе с призами дойдут до школы – там уже будут указаны и фамилии участников.

Почему популярен «Русский медвежонок»?

Причины популярности «Русского медвежонка» те же, что и у его «старшего брата» — международного конкурса «Кенгуру – математика для всех»:

  1. Игра проводится прямо в школах.
  2. Не требует от учителя особых усилий.
  3. Задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только одаренным, но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности).

Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, правильно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.

Дата проведения в 2018 году и стоимость участия

Традиционно игра-конкурс проводится осенью, чаще – в ноябре. До 5-го февраля в школы сообщаются результаты языкового состязания.

В 2018-2019 учебном году проведение лингвистического конкурса планируется примерно в эти же сроки. Хотя на данный момент точные даты еще не определены.

Участие в нем платное, но плата невелика – 70 рублей (за исключением Магадана, Петропавловска-Камчатского и Южно-Сахалинска – 72 рубля, Норильска – 75 рублей, республики Саха (Якутия) – 73 рубля, Москвы – 80 рублей, и зарубежных стран, где размер взноса устанавливают Национальные оргкомитеты).

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» собирает знатоков родного языка, что помогает ребятам научиться работать в группах. Видео о том, как проходит это замечательное состязание, можно посмотреть здесь:

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Вот и пришло время пополнить рубрику "Образование", которая уже покрылась плесенью, ведь недавно стартовал конкурс "Русский медвежонок". Ниже можно ознакомиться с вопросами и ответами для учащихся 2-3 классов за 2017-2018 учебный год. Также в этой же рубрике можно будет найти и ответы на вопросы для учащихся более старших классов.

1. Встретились в лесу два зверя.
- Привет, косолапый! - сказал один.
- Здорово, косой! - ответил второй.
Что за звери встретились?
(А) волк и медведь; (Б) волк и заяц; (В) медведь и волк; (Г) ёжик и заяц; (Д) заяц и медведь;
Ответ: Д - заяц и медведь.
2. Вот начало известного стихотворения Корнея Чуковского:
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
А для кого нужен шоколад?
(А) для слона; (Б) для слонёнка; (В) для верблюда; (Г) для верблюжонка; (Д) для Чуковского;
Ответ: Б - для слонёнка.
3. Что может вырасти на дереве и на лбу?
(А) ветка; (Б) гриб; (В) цветок; (Г) шишка; (Д) ягода;
Ответ: Г - шишка.
4. Какое из имен нельзя перенести на следующую строку?
(А) Марья; (Б) Юлия; (В) Анна; (Г) Софья; (Д) все эти имена можно переносить;
Ответ: (Б) Юлия.
5. В стихотворении Александра Шибаева о буквах есть такие строчки:
Чтобы "..." не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква "..."
Какие буквы надо поставить вместо пропусков?
(А) Ь и Ы; (Б) Г и П; (В) О и Ю; (Г) З и В; (Д) Ш и Щ;
Ответ: (В) О и Ю.
6. Миша пишет сочинение "Утро в деревне": На рассвете нас всегда будит звонкое... .
(А) кар-кар; (Б) ку-ку; (В) кря-кря; (Г) кукареку; (Д) ква-ква;
Ответ: (Г) кукареку.
7. Мама оставила сыну записку: "Петя пойди в магазин и купи буханку..". К сожалению край записки с последним словом Петя случайно оторвал. Но он все равно понял, что мама попросила его купить....
(А) масла; (Б) сыра; (В) хлеба; (Г) конфет; (Д) кваса;
Ответ:(В) хлеба.
8. Когда девочки ходили в детский сад, их там называли Даша, Таня, Валя, Оля, Нина, а когда они пошли записываться в первый класс, их попросили назвать полные имена. Какое из имен осталось без изменений?
(А) Даша; (Б) Таня; (В) Валя; (Г) Оля; (Д) Нина;
Ответ: (Д) Нина.
9. Даша у нас настоящая... Как вряд ли закончат фразу?
(А) бегунья; (Б) врунья; (В) лгунья; (Г) глазунья; (Д) колдунья;
Ответ: (Г) глазунья.
10. Свежий хлеб бывает мягким, а несвежий обычно называют...
(А) твердым; (Б) жестким; (В) прочным; (Г) плотным; (Д) чёрствым;
Ответ: (Д) чёрствым.

11. На пляже Сережа нарисовал на песке картину и подписал ее название. Набежавшая волна смыла первые буквы, и получилось "ЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"
- Аленький? - спросила мама.
- Нет, - ответил Сережа. - Другого цвета.
А какого?
(А) зелёного; (Б) голубого; (В) жёлтого; (Г) белого; (Д) красного;
Ответ: (Г) белого.
12. В каком из предложений слово взять имеет совсем не то значение, что в остальных?
(А) Дядя цезарь позвал на охоту пса Пифа и взял его ошейник с поводком.
(Б) Дядя Цезарь взял с собой ружьё.
(В) Пиф попросил дядю Цезаря взять рюкзак с едой.
(Г) В лесу дядя Цезарь велел Пифу взять след зайца.
(Д) Заяц взял веточку и пощекотал Пифу нос.
Ответ: (Г) взять след.
13. Котёнку Финдусу, большому выдумщику и озорнику, посвящена целая серия книг. Одна из книжек называется "Поделки Финдуса". Художник на обложке этой книги вставил слово поделки еще одну букву и зачеркнул ее. Что это за буква?
(А) д; (Б) о; (В) р; (Г) л; (Д) ъ;
Ответ: (В) р - пРоделки.
14. Во всех словах прочерками заменены буквы а или о. В четырёх словах на месте прочерков должны быть одинаковые буквы, а в одном - разные. В каком?
(А) к_рм_н; (Б) м_р_з;; (В) _г_нь; (Г) г_р_ж; (Д) ф_н_рь.
Ответ: (Д) фОнАрь.
15. Острым не бывает....
(А) нос; (Б) перец; (В) карандаш; (Г) нож; (Д) ёж;
Ответ: (Д) ёж.
16. Какое слово не связано с другим по смыслу?
(А) смешать; (Б) смешат; (В) смесь; (Г) мешали; (Д) смешался;
Ответ: (Б) смешат.
17. Очень много слов русского языка оканчивается на....
(А) -летний; (Б) -зимний; (В) -весенний; (Г) -осенний; (Д) среди ответов (А) - (Г) - нет правильного;
Ответ: (А) -летний.
18. Читаем потешку для малышей:
На крайчике, на сарайчике
Две вороны сидят, обе врозь глядят.
Из-за дохлого жука перессорились!
Куда смотрят вороны?
(А) вниз; (Б) вверх; (В) в разные стороны; (Г) в одну сторону; (Д) друг на друга.
Ответ: (В) в разные стороны.
19. В русском пересказе сказочной повести шведского писателя Ингемара Фьелля действие происходит в городке Елсо. А каких деревьев в нём растёт больше всего?
(А) берёз и тополей;
(Б) клёнов и ясеней;
(В) сосен и елей;
(Г) дубов и лип;
(Д) каштанов и рябин.
Ответ: (В) сосен и елей. Елсо - ЕЛи и СОсны.
20. Какое слово реже всех остальных употребляется перед сочетанием из головы?
(А) выскочить; (Б) выбежать; (В) вылететь; (Г) выкинуть; (Д) выбросить.
Ответ: (Б) выбежать.

21. В четырёх случаях, рассказывая о сказочном персонаже, мы можем убрать одно слово в его имени. В одном случае обычно так не делают. В каком?
А) Красная Шапочка;
Б) Серый волк;
В) Золотой гусь;
Г) Снежная Королева;
Д) Железный Дровосек.
Ответ: (А) Красная Шапочка.
22. Стихотворение Михаила Яснова "Я учу котенка" заканчивается так:
...Мой котёнок так старается:
___учит
И мяучит.
Какое слово мы пропустили?
(А) буквы; (Б) звуки; (В) цифры; (Г) имя; (Д) слово.
Ответ: (Г) имя.
23. Вставьте пропущенное слово в загадку.
Ходит по двору ___,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор.
(А) петух; (Б) журавль; (В) драчун; (Г) будильник; (Д) светильник.
Ответ: (Г) будильник.
24. В польском языке есть слово wieko, которое произносится как [вэко]. Что оно означает?
А) Человек
Б) Окно
В) Веник
Г) Ветка
Д) Крышка.
Ответ: Д) Крышка.
25. Яша набрал на компьютере слова лото, пот, труд, тир, тара, а шутник Саша заменил в них все буквы т одной и той же другой буквой. Как ни удивительно, после этого программа проверки орфографии подчеркнула как наверное лишь одно слово. Какое Яшино слово превратилось в наверное?
(А) лото (Б) пот (В) труд (Г) тир (Д) тара
Ответ: (А) лото.
26. Произнесем слово уж. Если мы добавим к нему звук "д" в начале, то услышим слово душ. В какой еще паре второе слово можно получить из первого, добавив в начале или в конце слова один звук и не изменяя остальных?
(А) кров - кровь; (Б) зуб - зубр; (В) рог - урок; (Г) сень - осень; (Д) слив - слива.
Ответ: (В) рог - урок.
27. В книжке-головоломке Антона Тилипмана «Зубака» во многих словах перепутались буквы. Вот, например, была азбука - стала зубака. Если вы правильно расставите буквы в «словах» артмышка, бульог, гуляшка, дикокрол, огронос, получится пять названия живых существ. Сколько среди них птиц?
(А) ни одной; (Б) одна; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.
Ответ: (Б) одна.
28. Вот несколько болгарских слов и их переводы на русский язык:
вълк-волк, конче-жеребёнок, патка-утка, петел-петух, прасе-поросёнок, пиле-цыплёнок.
Как по-болгарски будет "Русский медвежонок"?
(А) Руски медвежонок, (Б) Руско мече, (В) Руски мечок, (Г) Руски мишка, (Д) Руска мишка.
Ответ: (Б) Руско мече.

Ответы находятся под вопросами в конце страницы

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. Какое слово лишнее по смыслу?
Варианты:
(А) итальянка; (Б) мексиканка; (В) россиянка;
(Г) египтянка; (Д) грубиянка.

2. Каким бывает только знак?
Варианты:
(А) твёрдым; (Б) мягким; (В) вопросительным;
(Г) восклицательным; (Д) препинания.

3 - Мама! Дай мне этот огурец, он мне присмотрелся, - сказал маленький Саша. А
как надо было сказать?
Варианты:
(А) так и надо было; (Б) ...он ко мне присмотрелся;
(В) ...он меня присмотрел; (Г) ...он мне приглянулся;
(Д) ...он мне пригляделся.

4. В каком из этих слов не такой суффикс, как в остальных?
Варианты:
(А) помидорчик; (Б) огурчик; (В) укропчик;
(Г) бананчик; (Д) баклажанчик.

5. Какое из этих слов можно понять и как существительное, и как глагол?
Варианты:
(А) гнём; (Б) днём; (В) жнём;
(Г) пнём; (Д) ткнём.

6. Как называется круг, предназначенный для спасения утопающих?
Варианты:
(А) спасительный круг; (Б) круг спасения;
(В) спасательный круг; (Г) спасающий круг;
(Д) спасаемый круг.

7. Одно слово как слышится, так и пишется. Какое?
Варианты:
(А) одно; (Б) слово; (В) слышится; (Г) так; (Д) пишется.

8. В каком из ребусов зашифровано не то слово, что в остальных четырёх?
Варианты:

9. Как не может вести себя человек?
Варианты:
(А) обезьянничать; (Б) попугайничать;
(В) петушиться; (Г) змеиться; (Д) свинячить.

10. Дано предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года:
По дорог? не случилось никакихъ событій.
Сколько вы видите отличий от того, как пишется это предложение сегодня?
Варианты:
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. ... участок, ... шар, ... цвет, ... вал.
Варианты:
(А) земной, земляной, землистый, земельный;
(Б) земельный, земной, землистый, земляной;
(В) земляной, земной, землистый, земельный;
(Г) землистый, земляной, земельный, земной;
(Д) земельный, земляной, землистый, земной.

12. Перед вами - строчки из басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
А что такое вешние?
Варианты:
(А) ‘вечные’; (Б) ‘весёлые’; (В) ‘весенние’;
(Г) ‘сытые’; (Д) ‘тёплые’.

13. Айшат называет селение, в котором она родилась, Арчиб. Её бабушка называла
его Арчи. Какое из следующих предложений взято из письма бабушки?
Варианты:
(А) Кроме арчибского языка, я знаю русский.
(Б) Он сам арчибец, арчибский язык для него родной.
(В) Арчинцы - очень гостеприимные люди.
(Г) У арчибского языка раньше не было письменности.
(Д) Я по матери аварка, а по отцу арчибка.

14. Как называют человека, непохожего на других?
Варианты:
(А) жёлтая ворона; (Б) серая ворона;
(В) белая ворона; (Г) красная ворона;
(Д) зелёная ворона.

15. - Я знаю слово, в котором букв больше, чем слогов! - сказал Андрей.
- Я знаю слово, в котором букв столько же, сколько слогов! - сказал Боря.
- Я знаю слово, в котором букв меньше, чем слогов! - сказал Витя.
Кто из ребят точно неправ?
Варианты:
(А) только Андрей; (Б) только Боря; (В) только Витя;
(Г) только Боря и Витя; (Д) все трое могут быть правы.

16. Перед вами четыре отрывка из «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского:
(1) - Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?
- Я говорю: - Он у тебя лопнутый.
(2) А у нас жила собака Дымка. У неё хвост загнутый и лохматый, и на ногах
шерстяные галифе.
(3) Мы положили Ксеньку в выдвинутый ящик от комода, и она там лежала спокойно.
(4) - Ну что ж, пристегни его к своей юбке. Пусть он ходит за тобой пристёгнутый.
В каких отрывках выделенные слова неправильны с точки зрения литературного языка?
Варианты:
(А) в первом и втором; (Б) только в первом; (В) только во втором;
(Г) только в третьем; (Д) только в четвертом.

17. Какое из этих слов не однокоренное с остальными?
Варианты:
(А) землемер; (Б) костюмер; (В) водомерка;
(Г) примерка; (Д) измерение.

18. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» читаем: «Вот мои две
комнаты. За дверью помещается моя хозяйка, госпожа Ресслих». Что здесь означает
вторая фраза?
Варианты:
(А) ‘за дверью сейчас находится хозяйка’;
(Б) ‘хозяйка устраивается за дверью’;
(В) ‘хозяйке хватает места за дверью’;
(Г) ‘за дверью располагаются комнаты хозяйки’;
(Д) ‘за дверью ведёт дела хозяйка-помещица’.

19. Каким словом нельзя закончить фразу: Я не знал, что он такой…?
Варианты:
(А) пройдоха; (Б) кроха; (В) растеряха; (Г) неряха; (Д) пряха.

20. Какое название хлебобулочных изделий восходит к французскому слову со значением ‘палка’?
Варианты:
(А) бублик; (Б) калач; (В) батон;
(Г) рулет; (Д) крендель.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Антон объединял слова в пары по некоторому принципу:
проснуться - разбудить, закипеть - вскипятить.
Какое слово он нашёл в пару к слову сесть?
Варианты:
(А) сидеть; (Б) садиться;
(В) встать; (Г) рассесться;
(Д) посадить.

22. В юности А. С. Пушкин иногда подписывал свои стихи псевдонимом «Александр Н.к.ш._.». Какая буква стояла на месте пропуска?
Варианты:
(А) щ; (Б) в; (В) н; (Г) п; (Д) а.

23. Боря сказал: хочу морожено! Юля сказала: хочу пирожено! А как правильно?
Варианты:
(А) мороженое и пироженое;
(Б) мороженное и пироженное;
(В) морожное и пирожное;
(Г) мороженое и пирожное;
(Д) мороженное и пироженое.

24. «На безрыбье и карась рыба», - прозвучало в одной радиопередаче. А как правильно?
Варианты:
(А) На безрыбье и кит рыба;
(Б) На безрыбье и краб рыба;
(В) На безрыбье и ёрш рыба;
(Г) На безрыбье и рак рыба;
(Д) На безрыбье и уж рыба.

25. Янус - первый, Юнона - шестой, Юлий - седьмой, Август - восьмой. Назовите имя, которому в этом списке должен соответствовать «третий».
Варианты:
(А) Юпитер; (Б) Сатурн; (В) Венера; (Г) Марс; (Д) Земля.

26. Вот фрагмент из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» с одним пропуском:
С в и н ь я:
В пойло раньше стариков
Пятачком не лезьте.
Тут десяток пятачков,
Сколько это вместе?
П о р о с я т а:
Ай-люли,
Ай-люли,
Тут _________ вместе!
Что мы пропустили?
Варианты:
(А) пятёрка; (Б) полушка; (В) полтинник;
(Г) целковый; (Д) пять фунтов.

27. Македонский язык - один из славянских языков. Найдите правильные переводы
македонских глаголов гргори, кркори, тртори, црцори, чрчори:
Варианты:
(А) хрипеть, стрекотать, щебетать, урчать, тараторить;
(Б) стрекотать, щебетать, тараторить, хрипеть, урчать;
(В) урчать, хрипеть, тараторить, стрекотать, щебетать;
(Г) хрипеть, тараторить, урчать, щебетать, стрекотать;
(Д) тараторить, хрипеть, стрекотать, щебетать, урчать.

28. Какое из следующих предложений можно понять двумя способами?
Варианты:
(А) Что ты видишь? (Б) Что ты смотришь?
(В) Что ты плачешь? (Г) Что ты сердишься?
(Д) Каждое из этих предложений можно понять только одним способом.

29. Вот четыре слова:
1) царство, 2) птица, 3) грустный, 4) город.
В каких из них есть звук [т]?
Варианты:
(А) только в первом, втором и третьем;
(Б) только в первом;
(В) только в втором;
(Г) только в первом и втором;
(Д) только в первом и четвертом.

30. Чтобы сварить кофе, мама его сначала…
Варианты:
(А) молит; (Б) молет; (В) мелет; (Г) мелит;
(Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не подходит.

Ответы:

  1. (Д) грубиянка
  2. (Д) препинания
  3. (Г) ...он мне приглянулся
  4. (Б) огурчик
  5. (Г) пнём
  6. (В) спасательный круг
  7. (Г) так
  8. (Г) – завеса. А в остальных ребусах – занавес.
  9. (Г) змеиться
  10. (В) три
  11. (Б) земельный, земной, землистый, земляной
  12. (В) ‘весенние’
  13. (В) Арчинцы - очень гостеприимные люди
  14. (В) белая ворона
  15. (В) только Витя
  16. (Б) только в первом
  17. (Б) костюмер
  18. (Г) ‘за дверью располагаются комнаты хозяйки’
  19. (Д) пряха
  20. (В) батон
  21. (Д) посадить
  22. (Г) п
  23. (Г) мороженое и пирожное
  24. (Г) На безрыбье и рак рыба
  25. (Г) Марс
  26. (В) полтинник
  27. (В) урчать, хрипеть, тараторить, стрекотать, щебетать
  28. (Б) Что ты смотришь?
  29. (Д) только в первом и четвертом
  30. (В) мелет