Первое начало термодинамики есть. Первое начало термодинамики -объяснение этого закона и практические примеры. Уравнение теплового баланса

13:24 — REGNUM

Битва на реке Воже. 1378 г. Миниатюра лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI века

1378 год. 11 августа русское войско Дмитрия Донского разбило ордынцев в битве на реке Воже

«В августе 1375 года Димитрий с союзниками вступил в тверскую землю, взял Микулин, осадил Тверь. Он простоял там четыре недели, а между тем его воины жгли в Тверской области селения, травили на полях хлеб, убивали людей или гнали их в плен. Михаил, не дождавшись ниоткуда помощи, выслал владыку Евфимия к Димитрию просить мира. Казалось, пришла самая благоприятная минута покончить навсегда тяжелую и разорительную борьбу с непримиримым врагом, уничтожить тверское княжение, присоединить тверскую землю непосредственно к Москве и тем самым обеспечить с этой стороны внутреннее спокойствие Руси. Но Димитрий удовольствовался вынужденным смирением врага, который в крайней беде готов был согласиться на какой угодно унизительный договор, лишь бы оставалась возможность его нарушить в будущем. Михаил обязался за себя и своих наследников находиться в таких отношениях к Москве, в каких был Владимир Андреевич, считать московского князя старейшим, ходить на войну или посылать своих воевод по приказанию московского князя, не искать и не принимать от хана великокняжеского достоинства, отречься от союза с Ольгердом и не помогать ему, если он пойдет на смоленского князя за его участие в войне против Твери. Михаил обязывался не вступаться в дела кашинской земли, и, таким образом, тверская земля разделялась с этих пор на две независимые половины, и власть Михаила Александровича простиралась только на одну из этих половин. В удовлетворение Новгороду, тверского князя обязали возвратить церковное и частное имущество, пограбленное в Торжке, и освободить всех новгородских людей, которых он закабалил себе посредством грамот. Михаил обязался возвратить Новгороду все земли, купленные его боярами, и все товары, когда-либо захваченные у новгородских гостей. Наконец, что всего важнее в этом договоре, постановлено было по отношению к татарам, что если решено будет жить с ними в мире и давать им выход, то и Михаил должен давать, а если татары пойдут на Москву или на Тверь, то обеим сторонам быть заодно против них; если же московский князь сам захочет идти против татар, то и тверской должен идти вместе с московским. Таким образом, Москва, возвысившись прежде исключительно татарскою силою, теперь уже имела настолько собственной силы, что обязывала князей других земель повиноваться ей и в войне против самих татар.

Несчастные беглецы, подстрекнувшие Михаила на новую борьбу с Димитрием, были, по договору, преданы Михаилом на произвол судьбы. Всем другим боярам и слугам обеих земель предоставлялся вольный отъезд, и князья не должны были "вступаться" в их села, а имения Ивана и Некомата предоставлялись без изъятия московскому князю. Через несколько лет после того их самих заманили хитростью и привезли в Москву. Там, на Кучковом поле (где теперь Сретенский монастырь), 30-го августа 1379 года над ними была совершена публичная смертная казнь, насколько известно - первая в Москве. Народ с грустью смотрел на смерть Ивана, красивого молодца; вместе с головой Ивана отсекались для него все заветные предания старинной вечевой свободы. Казнь его, однако, не помешала братьям его служить Димитрию и воеводствовать у него. Усмирение тверского князя раздражило Ольгерда, но не против Димитрия, а против смоленского князя, за то, что последний, которого он считал уже своим подручником, участвовал в войне против Михаила. Ольгерд опустошил в отмщение смоленскую землю и взял много людей в плен. Гораздо сильнее раздражился за Тверь Мамай и притом на всех вообще русских князей: он видел явное пренебрежение к своей власти; его последний ярлык, данный Михаилу, был поставлен русскими ни во что. Тогда один татарский отряд напал на нижегородскую землю, объявляя ей наказание за то, что рать ее ходила на тверскую землю; другой отряд за то же самое опустошил землю новосильскую. Вслед за тем, в 1377 году, татарский царевич Арапша из Мамаевой Орды сделал опять нападение на нижегородскую землю. Соединенная суздальская и московская рать по собственной оплошности была разбита у реки Пьяны, и последствием этого поражения было взятие и разорение Нижнего Новгорода. Наконец, в 1378 году Мамай послал мурзу Бегича на великого князя. Ополчение его шло через рязанскую землю. Великий князь предупредил Бегича, перешедши Оку, вступил в рязанскую землю; здесь, на берегах реки Вожи, 11-го августа, татары были разбиты наголову.

Здесь сподвижником Димитрия явился Ольгердов сын Андрей. Ольгерда уже не было в живых. Воинственный князь не только принял христианство, но перед смертью постригся в монахи и умер, как говорят, схимником. Андрей Ольгердович не поладил с преемником отца, своим единокровным братом Ягеллом, и бежал в Псков, где был посажен князем, а потом со псковичами служил Москве против татар. После вожской битвы этот князь, вместе с Владимиром Андреевичем и с воеводою (называемым в летописях иногда и князем) Димитрием Михайловичем Боброком, волынцем, взяли бывшие под властью Литвы города Трубчевск и Стародуб в северской земле с их волостями. Брат Андрея, князь Димитрий Ольгердович, княживший в Брянске и Трубчевске, также недовольный Ягеллом, отдался добровольно под руку великого князя, который дал ему Переяславль-Залесский со всеми пошлинами, т. е. доходами княжескими. Эти враждебные отношения к Литве вызвали со стороны преемника Ольгердова Ягелла вражду против Москвы и заставили его войти в союз против нее с Мамаем.

После вожской битвы Мамай прежде всего подвергнул каре рязанскую землю, за то, что поражение татар произошло в рязанской земле. Татарские полчища ворвались туда, разорили много сел, угнали в плен много людей и сожгли Переяславль рязанский. Олег не успел собрать своих сил и убежал, а потом, чтобы не подвергать вновь опасности своей волости, поехал к хану, поклонился ему и обещал верно служить Мамаю против Москвы»

Цитируется по: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Астрель, 2006

История в лицах

Летопись по Типографскому списку:

В лѣто 6886 приидоша Татарове изгономъ к Новугороду Нижнему. Князь же не бѣ на городѣ, но на Городцѣ, а гражане, поврьгше градъ, бѣжаша за Волгу. И посла князь Дмитрей къ Татаромъ, дая имъ окупъ з города. Они же не взяша окупа и пожгоша градъ. И отшедше, повоеваша Березовъ, Поле и уездъ весь и много зла сътвориша и отъидоша. О побоищи, иже на Вожи. Того же лѣта Ординский князь Мамай поганы, събравъ воа многы и посла Бѣгыча ратию на великого князя Дмитреа Ивановича и на всю землю Русскую. Се же слышавъ князь великий Дмитрей Ивановичь и събравъ воа многы, и поиде противу ихъ съ многою силою своею. И перешедъ рѣку Оку и поиде в землю Рязаньскую и срѣтеся с Татары на рецѣ на Вожи. И стояху промежи собою о рецѣ о Вожи немного дний, потомъ же переидоша Татарове на сю сторону и ударивша в кони свои, кликнуша и скочиша вборзѣ и потомъ на грунахъ поидоша; Рустии же полци потекоша противу имъ. И удари на нихъ съ сторону князь Данило Пронский, а Тимофѣй, околничей великого князя, с другую сторону, а князь великый с полки своими в лице. Татарове же в томъ часѣ поврѣгша копиа своа и побѣгоша за рѣку Вожю, и князь же великый погна за ними с полки своими, избиваа ихъ, и множество избиша ихъ, а инии в рецѣ истопоша. А се имена избитыхъ князей Татарскихъ: Хазибий, Коверга, Карубулукъ, Кострокъ, Бегичка. По сихъ же приспѣ вечеръ и зайде солнце и бысть нощь, и не лзѣ бѣ гнатися за ними за рѣку. Въ утрии же бѣ мгла велика, а Татарове такыи побѣгоша с вечера и черезъ всю нощь бѣгоша. Князь же великый на утрии уже предъ обѣдомъ поиде по нихъ слѣдомъ ихъ и, шедше далече за ними, обрѣтоша в поли повръжены дворы ихъ и вежи и шатры и телѣги ихъ, а в нихъ товару многое множество, то все помѣташа, а самихъ не обретоша, бяху бо такии побѣгли къ Ордѣ. Изъимаша тогда на войнѣ той нѣкотораго попа, оть Орды пришедша, Иоаннова Васильевича, и обрѣтоша у него злыхъ и лютыхъ зелей мѣшокъ и истязавше его много и послаша его в заточение на Лаче озеро, идеже бѣ Данилъ Заточеникъ. Великый же князь Дмитрей Ивановичь възвратися к Москвѣ съ побѣдою великою и съ многою корыстью и рати разспусти кыйждо въсвоаси. Убьен же бысть тогда на томъ бою Дмитрей Монастыровъ да Назаръ Даниловъ Кусакова. Бысть же побоище сего мѣсяца августа въ 11, в среду, при вечерѣ. Окааннии они Измаилтѣни, елици уидоша со бою того, прибегоша въ Орду къ царю своему, паче же к пославшему ихъ Мамаю, понеже царя имѣаху у собя въ Ордѣ невладьюща ничем же предъ Мамаемъ, но все старейшиньство сдержаше Мамай и всѣми владѣаше въ Ордѣ. Видѣвше Мамай изнеможение посланыхъ отъ него, избьение князей Ординскихъ и множество во нихъ изгибшихъ, и възьярися зѣло и събра остаточную силу и поиде изгономъ на Рязанскую землю. Князь же Олегъ Рязанский не успѣ собрати силы своеа вборзѣ и не ста противу на бой, но покинувъ градъ свой и перебежеа на сю сторону рѣки Оки и съ всѣми людми своими. Татарове же, пришедше, взяша градъ его Переаславль и огнемъ пожгоша. Волости же и села повоева, а людей много посѣкоша, а иные в полонъ поведоша и възвратишяся въ страну свою и много зла сътвориша. Того же лѣта бысть великъ мятежъ в Литвѣ, Богу попущешу на нихъ гнѣвъ свой, въсташа сами на ся и убиша великого князя Кестутиа Гедимановичь и бояръ его избиша, а сынъ его, князь Витовтъ, бѣже в Нѣмцы и много зла твори земли Литовской, подъялъ бо бяше Кестутей великое княжение подъ княземъ Ягайломъ.

Цитируется по: Полное собрание русских летописей.Том 24. Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921

Мир в это время

В 1378 году началась Великая Схизма — раскол в Римской католической церкви.

Карта Великого раскола. Красным отмечены регионы, поддерживающие Авиньон, синим — Рим

«Еще до того, как поднялся сфумато (белый дым, означающий, что папа избран), вооруженная группа нетерпеливых римлян силой ворвалась в конклав. Кардиналы, над жизнями которых нависла опасность, не осмелились сообщить результаты голосования и обратились в бегство. Это стало возможным благодаря тому, что один из них вдруг накинул на плечо престарелого и почти не способного передвигаться римского кардинала Тибальдески паллий. Старец не мог бежать, и, несмотря на все его возражения, ликующая толпа возвела его на престол. Насильно надели на него папские регалии, на голову возложили тиару. Пока ему воздавали почести руководители города, сброд разграбил римский дворец кардинала. К тому же существовала традиция, согласно которой если у кардинала, избранного папой, в Риме было жилье, то оно подвергалось грабежу на том основании, что переезжающему в папский дворец это добро и не нужно. Только после того, как к вечеру удалось утихомирить толпу, истина прояснилась.

Новый папа избрал себе имя Урбана VI (1378-1389). Несмотря на то что он был сведущ в делах управления церковью, он как личность вряд ли соответствовал столь высокому положению, ставшему к тому же весьма деликатным. Ему были незнакомы терпение и компромисс; это был напористый, высокомерный человек, которому свойственна неукротимость, более того, грубость. Его непригодность вскоре поняли и современники; поговаривали, что он был нервнобольным. Урбана VI короновали папой 10 апреля 1378 года, и кардиналы выразили ему почтение как законно избранному папе. Тем самым они задним числом признали каноничность избрания. Позднее концепция курии и идентифицирующаяся с ней историческая литература считали канонически избранным ряд пап, начиная с Урбана VI. Однако последние исторические исследования подвергают сомнению то, что при коронации кардиналы по доброй воле отдавали почести папе; по всей вероятности, это происходило по принуждению. <…>

Бурный ход конклава, избравшего Урбана VI, однозначно показал, что церковь созрела для реформ. Первым шагом здесь могло бы стать реформирование курии и кардинальской консистории. Когда папа заявил о подобного рода намерениях, французские кардиналы, наблюдавшие и до этого с подозрением за его действиями, вступили на путь открытого сопротивления, покинули Урбана и собрались в Ананьи, где открыто стали утверждать, что избрание Урбана VI происходило под принуждением и потому якобы недействительно. Поэтому папский престол следует считать свободным и необходимо избрание нового папы.

Возглавлял партию, выступившую против Урбана, кардинал Амьенский. Оппозиционные кардиналы находились под вооруженной защитой графа Фонды Гаетани. Они вступили также в связь с французским королем Карлом V, который заверил их в своей поддержке. В то же время Урбан втянулся в конфликт с неаполитанским королевством, с королевой Иоанной, против которой он поддерживал союзника венгерского короля Лайоша I - герцога Карла Дураццо. Теперь уже все кардиналы, за исключением одного Тибальдески (который вскоре скончался), были в Ананьи. В ответ папа Урбан назначил 29 новых кардиналов, естественно, из приверженцев своей партии, в том числе и многих своих родственников.

Кардиналы, собравшиеся на выборы нового папы, расположились в Фонди, на неаполитанской территории, где 20 сентября 1378 года папой был избран кардинал-француз Роберт Женевский, принявший имя Климента VII (1378-1394). Новый папа был скорее политиком и полководцем, чем живущим в святости иерархом церкви. Следовательно, у него и шансы были выше в надвигающихся схватках. После того как Урбан, прочно удерживавший свои позиции в Риме, предал анафеме антипапу и его кардиналов, то же самое в отношении Урбана сделал и Климент VII, временно пребывавший в Фонди. Тем самым церковный раскол стал свершившимся фактом.

Юрисдикция обоих пап внутри вселенской церкви признавалась в зависимости от политико-властных интересов. Законность Урбана VI признали Германо-римская империя, Венгрия, Польша, Скандинавские страны и Англия; к церквам, которые выразили послушание Клименту VII, принадлежали церкви таких государств, как Франция, Шотландия, Неаполь, Сицилия и государства Пиренейского полуострова. Это деление в основном отражало состав противостоящих друг другу блоков в Столетней войне. Естественно, были и исключения; так, например, австрийский герцог Леопольд занял сторону Климента. Университеты, провинции монашеских орденов, епископства сами решали вопрос о своей юрисдикции. Факт формирования национальных церквей свидетельствует о том, что церкви, как правило, следовали за линией поведения, принятой светской властью. А в монашеских орденах разделение происходило по провинциям.

Схватка двух пап завершилась бесславной вооруженной борьбой в Италии, в которой помимо французов и неаполитанцев приняли участие и венгры. Интересы Климента VII защищали французские войска, союзные с Иоанной Неаполитанской, в то время как Урбан, признавая притязания венгерских Анжу на Неаполь, мог опереться на итальянское и венгерское оружие. Рим вновь раскололся на две партии; во главе оппозиции Урбану стоял род Орсини. В начале 1379 года победу одержали наемники Урбана, так что в их руки попал и Замок Святого Ангела, и Ватикан; Урбан укрепил свою власть и в Церковном государстве. Климент VII бежал из Фонди в Неаполь, а в июне 1379 года он окончательно поселился в Авиньоне. Из своих французских сторонников он назначил новых кардиналов и в не остывших еще папских дворцах тотчас приступил к новой организации курии. Таким образом, у святой матери-церкви появилось две главы - двое пап, две курии, и соответственно поступающие из Рима и Авиньона, в равной степени претендующие на свою исключительность и законность параллельные назначения, противоречащие друг другу постановления, налагаемые и той и другой стороной налоги - все это создавало анархию в управлении церковью. В этой обстановке блюстителями распадающегося церковного порядка стали выдавать себя светские князья; от их воли зависело осуществление того или иного папского постановления, заполнение бенефиций. Тем самым соперничающие между собой папы сами предоставляли возможность государству стать над церковью и содействовать созданию национальной церковной автономии».

Цитируется по: Гергей Е. История папства. М.: Республика, 1996

Дата 11 августа Место река Вожа (Рязанская область)54°43′00″ с. ш. 39°26′39″ в. д. H G Я O L Итог Победа русского войска Противники
Командующие
Потери

нет данных

почти всё войско

Со стороны ордынских войск в сражении участвовали следующие военачальники, мурзы , нойоны и темники : Бегич (Бегичка), Хазибей, Кавергуй, Карабулук, Кострук (Костров). Численность ордынских войск историки оценивают в 5 туменов , или в 10 тысяч человек .

Со стороны русских войск: великий князь Владимирский, Московский и Новгородский Дмитрий Иванович , князья Владимир Андреевич Серпуховской и Даниил Владимирович Пронский, окольничий Тимофей Васильевич Вельяминов , а также московские воеводы Дмитрий Александрович Монастырев, Назар Данилович Кусаков и др.

Маршрут ордынцев: Крым - Низовье р. Дон - среднее течение реки Вожи у сел Пальные и Глебово-Городище - Крым .

Предпосылки

Бегич не решился переходить реку на виду у русского войска и, по словам летописца, «стоял много дней». Тогда Дмитрий Иванович сам решил отойти от реки, «отдать берег» ордынцам, чтобы вынудить их к «прямому бою». Бегич попался в расставленную западню .

По версии историка военного искусства Е. А. Разина, ордынцы так и не смогли переправиться через реку, блокированную русскими, и сделали это на флангах, а затем ударили с севера. В любом случае, натиск татарской конницы был отбит, и русские, сражавшиеся в полукруговом строении, перешли в контрнаступление. Согласно летописцу, ордынцы не выдержали и «побежали за реку за Вожу, побросав копья свои, и наши вслед за ними, погнавшись, их били, секли, кололи и напополам рассекали, и убили их множество, а иные в реке утонули» . Дальнейшего преследования и полного разгрома отступавшим удалось избежать благодаря наступлению темноты. На следующее утро был сильный туман, и только после того, как он рассеялся, русское войско форсировало реку и захватило брошенный ордынцами обоз. В битве погибли четверо ордынских князей и сам Бегич .

Последствия

Битва на Воже стала первой серьёзной победой войск Северо-Восточной Руси над большим войском Золотой Орды и имела большое психологическое значение. Была ликвидирована военная угроза нападения ордынцев в глубь Северо-Восточной Руси, Рязанского и Пронского княжеств. Она продемонстрировала уязвимость татарской конницы, которая не выдержала стойкой обороны и решительных ответных ударов. Для Мамая поражение на Воже от князя Дмитрия Ивановича стало серьёзным ударом, после которого он стал стремительно терять своё положение в пользу Тохтамыша , а также причиной разорения Рязанского княжества в 1379 году и похода на самого Дмитрия Ивановича в 1380 году , с существенным привлечением наёмников . Есть известие, будто советники Мамая говорили ему: «Орда твоя оскудела, сила твоя изнемогла; но у тебя много богатства, пошли нанять генуэзцев, черкес, ясов и другие народы » .

Высокую оценку битве на реке Воже дал в своих «Хронологических выписках» Карл Маркс :

«11 августа 1378 года Дмитрий Донской совершенно разбил монголов на реке Воже (в Рязанской области). Это первое правильное сражение с монголами, выигранное русскими»

Существует версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве , а именно к битве на реке Воже, и уже впоследствии при составлении жития святого отнесён к Куликовской битве, как к более значимому событию . Среди погибших в битве на Воже упоминается Дмитрий Монастырёв , о гибели которого известно также в Куликовской битве.

В отместку за поражение ордынского войска на Воже, где приняли участие рязанские войска под командованием Даниила Владимировича Пронского, хан Мамай уже в сентябре 1378 года предпринял поход и разорил Переяславль-Рязанский , Дубок и их волости.

Погибли

Памятники

  • В селе Глебово-Городище , неподалёку от реки Вожи установлен памятник защитникам русской земли, представляющий собой воткнутые в землю пики с установленными на них с трёх сторон щитами, на которых располагаются гербы Рязанского , Московского и Пронского княжеств, смотрящие каждый в сторону своей земли. Надпись на пьедестале гласит:
  • Ежегодно в начале августа на месте сражения проходит праздник «Битва на реке Вожа», в ходе которого силами исторических клубов проводится реконструкция битвы. Этому предшествует фестиваль исторических клубов «Вожская битва»
  • В честь победы русского войска

Точно сказать дату, когда произошла битва на реке Воже, нельзя. Есть сведения, что в 1378-м ордынский князь Мамай решил собрать большое войско и пойти им на русскую землю. Получив эту информацию, князь Дмитрий Иванович собрал войско для ответного наступления. Русский князь и его многотысячное войско шли навстречу врагу. Переправившись через Оку, они встретились с татарским войском, именно тогда и произошла битва. Уточнить место, где происходила битва на Воже, будет достаточно сложно. Можно точно сказать, что это место на рязанской земле у реки Воже. Многие считают, что Мурза Бегич хотел идти войском на рязанскую землю, однако это не так. Ордынский князь шел именно на земли Дмитрия Ивановича, а то, что они встретились на этой территории, - совершенная случайность.

Предыстория

Было достаточно много причин того, чтобы произошла битва на реке Воже. Причины, которые вызвали битву, возникли еще задолго до нее. Все началось, когда был убит хан Бердибек. Именно тогда в орде началась очень большая смута. В это время орда была в периоде феодальной раздробленности, что и стало причиной развития кризиса в ней. Так как потомства у убитого хана не было, на его место стали претендовать практически все городские правители. Однако заполучить желаемую власть удалось лишь Мамаю. Он являлся зятем хана Бердибека. Мамай заполучил его место, так как еще до смерти хана имел одну из самых важных должностей в орде. Он был главным руководителем всей армии, решал все внешние дела орды, а также имел главное слово в верховном суде. Власть Мамая многие не признавали, именно по этой причине ему приходилось воевать со многими правителями орды. За четыре года своего правления он смог подчинить себе только западную часть.

Взаимоотношения между народами

В начале своего правления Мамай даже поддерживал Москву. Но уже в 1371 году начинается конфликт между русским князем и ханом, а в 74 и вовсе были разорваны все отношения. Уже в 1376, поняв, что Орда в это время ослаблена, Дмитрий Иванович решает захватить эти земли. Так как в Золотой Орде постоянно были разногласия, князь русский, пытается привлечь на свою сторону некоторых татарских ханов. Это было сделано для того, чтобы битва на реке Воже была удачной. Как в результате и произошло.

Первое сражение между войсками

Новость о том, что идет татарское войско на русские земли, пришло к Дмитрию Ивановичу намного быстрее, чем приближался противник. На территории Нижненовгородскового княжества получилось создать войско, которое и планировали направить на орду. Однако время шло и о противнике не было никаких вестей, именно из-за этого князь отправляется в Москву. В результате войско пришлось возглавить князю Ивану. Русское войско разбило лагерь вблизи двух рек. Ордынцы заметили их лагерь достаточно быстро и потому решили осуществить битвы: на реках Пьяне и Воже. Совершили татары очень разумный ход. Они обошли русское войско и напали на них. Это произошло в августе 1377 года.

Так как российская армия не была готова к нападению, ее воины потерпели поражение, и для того, чтобы спастись, пустились в бегство до реки. Однако и там их ждали противники. В этот период от татар погибло немало сотен солдат. Некоторые солдаты утонули, так как не смогли переплыть реку. Одним из тех, кто погиб был, князь Иван Дмитриевич. Из-за успешного нападения на княжество Мамай решил через год повторить свой успех. Однако на это раз он пошел на Дмитрия Ивановича.

Расположение войск

Князь Дмитрий Иванович точно знал, что на него идет татарское войско. Разведчики князя очень хорошо справлялись со своей задачей, именно благодаря им княжеское войско сумело первым подойти к притоке Воже. Прийдя на назначенное место, российское войско перекрыло брод, по которому должна была пройти татарская армия. Дмитрий Иванович и его войско заняли максимально удобное расположение для наступления. Татары не ожидали такого исхода событий, так как были уверены, что русские не выйдут за свою территорию.

Количество солдат в войсках

Информации о том, сколько человек было в российском войске, нет. Можно лишь сказать, что воинов было достаточно большое количество. Именно такое количество оговаривается в «Повести», однако, про точные цифры информации нет. Про татарское войско информация присутствует. По одному из источников их количество составляло около 20 тысяч. Можно наверняка сказать, что войско Дмитрия Игоревича было намного большим.

Как началась битва на реке Воже? Кратко о главном

Так как российское войско заняло очень удачную позицию, то у них была некоторая привилегия. По плану Дмитрия Ивановича, его войско должно было отрезать первую волну наступления, после чего, воспользовавшись неожиданным наступлением, сделать все, чтобы битва на реке Воже закончилась для них победой. У татар позади должна была оказаться река, которая и помешала бы им отступать.

Изначальные позиции врагов были по разные стороны реки. Первые несколько дней они даже не начинали сражение. Вероятнее всего, татары ожидали прихода помощи от рязанского князя Олега. Но в результате помощь так и не пришла. На протяжении первых дней битва на реке Воже происходила при помощи стрел из луков. Орда ждала, пока русское войско выйдет из своего лагеря. Но Дмитрий Иванович знал, что на открытой местности привилегии будут у татарской конницы. Русский князь смог сделать так, чтобы битва пошла по его плану. Он, поняв, что татары не будут нападать первые, увел большую часть своего войска к лесу. Там их количество было очень трудно оценить. В результате дорога на русский берег была освобождена. Хан Бегич решил воспользоваться моментом и напасть, однако, он даже не подозревал, что попадет в запланированную ловушку. По некоторым источникам, 11 августа — это основная дата. Битва на реке Воже, по другим версиям, проходила в другой день.

Окончание битвы

Под конец дня татарское войско начинает переходить реку. Ордынское войско очень громко переходит реку и они сразу же начинают атаковать русских. Русские же начали свою атаку. Изначально они стреляли в них из луков. Татары приближались, но длинные копья не давали им возможности вступить с ними в рукопашную схватку.

Битва на реке Воже продолжается и татарский хан планирует сделать свой главный удар в центр противостоящего войска. Но все пошло не по его плану. Армия Дмитрия Ивановича смогла отбить первую атаку, в результате чего войско хана оказалось в невыгодных для себя условиях. Российская армия замкнула в круг врага и стала наступать. В результате татары не выдержали и стали отступать. Отступать было некуда и им пришлось плыть через реку. Очень многие утонули. Те, кто сумели переплыть реку, выжили, но их было мало.

Битва на реке Воже 1378 г. была первой серьезной победой Руси. Мамай же после своего поражения стал разрабатывать новый план по завоеванию русской земли. Однако его поход в 1380 году стал результатом окончательного его поражения.

Битва на реке Воже — сражение между русской ратью и войском Золотой Орды, произошедшее во время нашествия Бегича 11 августа 1378 года. Весной 1376 года русское войско во главе с Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским вторглось на среднюю Волгу, взяло откуп 5000 рублей с мамаевых ставленников и посадило там русских таможенников.

В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, избегнув столкновения с вышедшим за Оку московским войском, в 1377 году на р. Пьяна разгромил не успевшее изготовиться к битве московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. После успешного набега Арапши на русское пограничье в следующем году Мамай двинул войско на самого Дмитрия Московского.

Войско мурзы Бегича было послано на Русь Мамаем с карательными целями. Благодаря разведке, русский князь Дмитрий Иванович сумел определить направление движения Бегича и блокировать ему брод на реке Вожа (приток Оки). Русские заняли удобную позицию на холме, с которого хорошо просматривалась вся местность. Не имея возможности использовать фактор внезапности, Бегич три дня не решался начать переправу. Построение русских имело форму дуги, а флангами руководили Тимофей Вельяминов и Андрей Полоцкий. Наконец, 11 августа 1378 г. конница Бегича начала переправляться через Вожу и устремилась на русское войско, пытаясь охватить его с флангов.

Надежды Бегича на то, что его стремительный натиск вызовет панику в войсках Дмитрия, не сбылись. Русские полки, построенные полукругом, стойко отбили натиск, а затем контратаковали конницу Бегича. Не ожидав встретить столь решительный отпор, золотоордынцы в беспорядке отступили, бросив свой обоз. Во время бегства многие воины утонули в реке. Наличие конницы и наступившая ночь позволили остаткам войска Бегича оторваться от преследования и избежать полного разгрома.

Битва на Воже стала первой серьёзной победой русских над большим войском Золотой Орды и имела большое психологическое значение в кануне Куликовской битвы. Она продемонстрировала уязвимость татарской конницы, которая не выдержала стойкой обороны и решительных контрударов. Для Мамая поражение на Воже от князя Дмитрия Ивановича означало открытый вызов, из-за которого он два года спустя сам двинулся на Русь.

Существует версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а именно к битве на реке Воже, и связан в житии святого с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.

Повесть о битве на реке Воже

В год 6886 (1378). В этом же году ордынский князь, поганый Мамай, собрав многочисленное войско, послал Бегича ратью на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую.

Великий же князь Дмитрий Иванович, услышав об этом, собрал много воинов и пошел навстречу врагу с войском большим и грозным. И, переправившись через Оку, вошел в землю Рязанскую и встретился с татарами у реки у Вожи, и остановились обе силы, а между ними была река.

По прошествии немногих дней татары переправились на эту сторону реки, и, нахлестывая коней своих и закричав на своем языке, пошли рысью, и ударили на наших. А наши ринулись на них: с одной стороны Тимофей окольничий, а с другой стороны ≈ князь Даниил Пронский, а князь великий ударил в лоб татарам. Татары же сразу побросали копья свои и побежали за реку за Вожу, а наши стали преследовать их, рубя и коля, и великое множество перебили их, а многие из них в реке утонули. И вот имена убитых князей их: Хазибей, Коверга, Карабулук, Костров, Бегичка.

А когда приспел вечер, и зашло солнце, и померк свет, и наступила ночь, и сделалось темно, то нельзя было гнаться за ними за реку. А на другой день с утра стоял сильный туман. А татары, как побежали вечером, так и продолжали бежать в течение всей ночи. Князь же великий в этот день только в предобеденное время пошел вслед за ними, преследуя их, а они уже далеко убежали. И наехали в поле на брошенные становища их, и шатры, и вежи, и юрты, и алачуги, и телеги их, а в них бесчисленное множество всякого добра, и все это брошено, а самих нет никого ≈ все побежали в Орду.

Князь же великий Дмитрий возвратился оттуда в Москву с победой великой и рати свои распустил по домам с большой добычей Тогда убиты были Дмитрий Монастырев да Назарий Данилов Кусаков. А побоище это произошло одиннадцатого августа, в день памяти святого мученика Евпла-диакона, в среду вечером. И помог бог князю великому Дмитрию Ивановичу, и одолел он ратных, и победил врагов своих, и прогнал поганых татар.

И посрамлены были окаянные половцы, возвратились со стыдом потерпев поражение, нечестивые измаильтяне, побежали, гонимые гневом божьим! И прибежали они в Орду к своему царю, вернее же к пославшему их Мамаю, потому что царь их, которого они в то время имели у себя, никакой властью не обладал и ничего не смел делать без согласия Мамая, а вся власть была в руках у Мамая, и он владел Ордой.

Мамай же, увидев разгром дружины своей, остатки которой прибежали к нему, и узнав, что погибли князья, и вельможи, и алпауты и что много воинов его побито, сильно разгневался и разъярился злобой. И в ту же осень, собрав уцелевшие силы свои и набрав много новых воинов, пошел стремительно ратью, изгоном, не подавая вестей, на Рязанскую землю. А князь великий Олег не изготовился и не встал на бой против них, но побежал из своей земли, а города свои бросил и бежал за Оку-реку. Татары же пришли и захватили город Переяславль и другие города, и сожгли их, и волости и села повоевали, и много людей убили, а иных в полон увели, и вернулись в свою страну, причинив много зла земле Рязанской.

(прим.: про Олега информация может быть предвзята ввиду специфических отношений в политике того времени).

Дмитрий Панкратов

На высоком холме стоит старинное село Глебово-Городище. Раскопки показывают, что во II тысячелетии до нашей эры здесь уже селились люди. В девятом веке эти места заселили славяне и построили город-крепость - Глебов, защищавший границы Руси от набегов степняков. Во время монгольского нашествия Глебов был разрушен.
Согласно современным археологическим данным, именно в этих местах в 1378 году произошла знаменитая Вожская битва между ордой мурзы Бегича и войском под руководством Великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского). В честь этого события была возведена величественная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
В XVI веке город Глебов стал южным форпостом Вожской засечной черты, входившей в комплекс оборонительных сооружений Московского государства. Засечные линии постоянно охранялись отрядами засечной стражи. Разрушения валов быстро устранялись, постоянно устраивались дополнительные завалы и укрепления. Остатки Вожской засеки, пролегавшей по территории всего района, сохранились до наших дней. В Глебовом-Городище вы увидите хорошо сохранив-шийся крепостной вал; в двух верстах от городища находится урочище «Дураковские ворота», через которые осуществлялся проход на территорию Рязанского княжества. В 1878 году во время празднования 500-летия на колокольню Успенской церкви были установлены колокола. На главном колоколе была надпись: с одной стороны - «120 пудов», с другой - «500-летию посвящается». В настоящее время церковь реставрируется.
В 2003 году в честь 625-й годовщины победы на Воже на холме близ Глебова-Городища был воздвигнут монумент - стела. С тех пор ежегодно в начале августа здесь проходят празднования, в ходе которых силами исторических клубов проводится реконструкция битвы. Этому предшествует фестиваль исторических клубов «Вожская битва». Гости праздника с большим удовольствием пользуются возможностью примерить шлем и кольчугу, выстрелить из лука, метнуть копьё, обучиться владению мечом.
В настоящее время ведётся работа по оборудованию круглогодичного туристического маршрута по Вожской засеке и на место Вожской битвы.

Фестиваль «Битва на Воже»

Каждый год вторую субботу августа на Рыбновской земле в селе Глебово-Городище проходит исторический фестиваль «Битва на Воже», который располагается на месте сражения русского полка и татаро-монгольского войска в 1378 году.
Фестиваль поможет окунуться Вам в прошлое, убедиться в мощи богатырского духа наших далеких предков, воочию увидеть страницы истории и почтить память Руси.
Город Глебов запирал русские земли от набегов кочевников. Фестиваль «Битва на Воже» создает погружение в русский быт 14 века.
В честь победы на Воже Русичей на месте сражения была заложена деревянная церковь Успения Борогодицы, которая в 1694 году сменил стены на кирпичные.
По мнение историков сражение проходило именно в этих местах. По течению р. Вожи в районе древнерусского города Глебова неподалеку (20 километров) от современного г. Рыбное Рязанской области.
Фестиваль «Битва на Воже» - это стилизованный средневековый посад, где представлены разнообразные интерактивные программы и площадки.
. Торговый ряд - палатки для торговцев народными промыслами
. Потешный ряд - площадки всевозможных средневековых игр и народных забав
. Ремесленный ряд — мастера будут предлагать мастер-классы по средневековым ремеслам
. Обжорный ряд - предоставляет возможность вкусно подкрепиться - шашлыки, выпечка, разнообразные напитки.
На фестивале имеется центральная площадка, в прошлом «Ристалище», для проведения турниров среди воинов- профессионалов, любительских поединков на макетах оружия, концертной программы и прочее.
Археологи рассказывают о событиях тех времен, а также показывают артефакты. Имеется большой выбор аутентичных оберегов, оружия, сувенирной продукции и костюмов эпохи 13-14 веков.