Кто помогал править михаилу романову. Михаил Фёдорович Романов. В эпоху Смуты

Молодой царь Михаил Романов

Великим и радостным днем для русского народа было 21 февраля 1613 года: в этот день кончилось на Руси "безгосударное" время! Три года длилось оно; три года лучшие русские люди изо всех сил выбивались, чтобы избавиться от врагов, спасти церковь, народ, родную землю от поругания, от окончательного распадения и разорения. Все шло врозь; всюду была шатость; одной сильной власти, которая все скрепляла бы, давала бы всему силу и определенный ход, не было. Казалось, все изверились в спасении родной земли... Уж лучшие русские люди готовились скрепя сердце на осиротелый московский престол посадить польского королевича; требовали только, чтоб он принял православие и чтоб исконной православной вере никакой порухи не было. За этим дело и стало... Не о православии, конечно, думал польский король – он хотел сам вместо сына прибрать к рукам Москву; но в это время нижегородское ополчение с Мининым и Пожарским во главе совершило свое великое дело – выбило поляков из Москвы. И здесь, в этом сердце Русской земли, 21 февраля 1613 года, когда бояре вышли на Красную площадь, чтобы с Лобного места спросить всех выборных и народ, наполнявший площадь, кого хотят они на царство, раздался единогласный крик:

– Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державе!

Итак, Русская земля нашла себе царя – Царя своего, русского, православного, из боярского рода Романовых, не запятнанного никаким темным делом, блиставшего такими именами, как Анастасия, первая супруга Грозного, как митрополит Филарет, твердо, с полным самоотвержением стоявший в то время в польском стане православие и выгоды родной земли. Найден был наконец такой царь, около которого могли теперь собраться разрозненные русские силы и спасти свою землю. Вот почему день избрания Михаила Федоровича на престол должно считать великим событием в жизни русского народа.

Москва присягнула новому царю Михаилу Федоровичу. Во все города были посланы известительные грамоты, и снаряжено было от земского собора большое посольство – торжественно от всей Русской земли пригласить Михаила Федоровича на царство.

Быстро разносилась из Москвы по всей Русской земле радостная весть о том, что кончилось безгосударное время. Надежды всех лучших русских людей теперь сосредоточились на юном народном избраннике; но в это время новое страшное горе чуть было не поразило их. Михаил Федорович Романов, еще шестнадцатилетний юноша, жил тогда с матерью, инокиней Марфой, в родовом имении Романовых Домнине близ Костромы. Шайка поляков, которые в то время повсюду рыскали по Русской земле, пробралась в Костромской уезд, разыскивая Михаила Федоровича; погубить его значило оказать величайшую услугу польскому королю, который считал московский престол уже своим. Поляки хватали встречных крестьян, разведывали у них дорогу, подвергали их пыткам, наконец дознались, что Михаил проживает в селе Домнине. Шайка уже подходила к селу. Тут попался полякам в руки домнинский крестьянин Иван Сусанин; они потребовали от него, чтобы он провел их в усадьбу Михаила Федоровича. Сусанин, конечно, сразу смекнул, зачем мог понадобиться врагам молодой его боярин, избранный на царский престол, и, недолго думая, взялся показать им дорогу. Тайком от них он послал своего зятя Богдана Сабинина в усадьбу известить о беде, грозящей Михаилу, а сам повел врагов совсем в противную сторону от Домнина. Долго вел он их разными лесными трущобами и глухими тропинками и вывел наконец в село Исупово. Здесь все дело объяснилось. Рассвирепевшие поляки в ярости сначала мучили Сусанина разными пытками, а затем изрубили его в мелкие куски. Михаил Федорович тем временем успел с матерью уехать в Кострому, где поселился в Ипатьевском монастыре; за крепкими стенами его они были безопасны от воровских шаек и ляхов и казаков.

Предание о доблестном подвиге Сусанина, который не задумался отдать свою жизнь за царя, свято хранится в народной памяти. (Достоверность этого подвига вполне подтверждается царской грамотой, где царь Михаил Романов освобождает потомство Сусанина в награду за его самоотвержение от всяких повинностей и щедро наделяет землей.)

Великое посольство от земского собора к Михаилу Федоровичу 13 марта прибыло в Кострому. На другой день утром открылось величественное зрелище. Костромское духовенство с местной чудотворной иконой Богоматери двинулось при звоне всех колоколов, в сопровождении множества народа, из собора к Ипатьевской обители. С другой стороны сюда приближалось московское посольство с чудотворной иконой Владимирской Богоматери, с крестами и хоругвями. Во главе посольства были Федорит, архиепископ рязанский, Авраамий Палицын, келарь Троицкого монастыря, бояре Шереметев и кн. Бахтеяров-Ростовский. Толпы народа теснились за ними. Раздалось священное пение. Михаил Федорович с матерью вышли из монастыря навстречу крестному ходу и смиренно пали на колени пред образами и крестами... Их просили идти в обитель, в главную Троицкую церковь, и выслушать прошение земского собора. Тогда Михаил "с великим гневом и плачем" сказал, что он вовсе и не помышляет быть государем, а инокиня Марфа прибавила, что она "не благословит сына на царство". Оба, и сын и мать, долго не хотели войти за крестами в соборную церковь, насилу послам удалось умолить их; они пошли заливаясь слезами. Отслужили молебен. Тогда архиепископ Федорит преклонился пред Михаилом и сказал ему приветствие от духовенства:

– Московского государства митрополит Кирилл Ростовский и Ярославский, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены и весь освященный собор благословляют тебя, великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича, Бога о тебе молят и челом тебе бьют.

Затем боярин Шереметев произнес привет от всех мирян:

Великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея России! Твои, государь, бояре, окольничие, чашники, стольники, стряпчие, дворяне московские и приказные люди, дворяне из городов, жильцы, головы стрелецкие, сотники, атаманы, казаки, стрельцы и всякие служилые люди, гости, торговые люди Московского государства и всех городов всяких чинов люди велели тебе, государь, челом ударить и о твоем государевом здравии спросить.

После этого Федорит стал читать Михаилу Федоровичу соборное послание. Тут упоминалось о пресечении на престоле московском царского корня, о злодействах изменников и поляков, желавших "попрать веру греческого закона и учинить в России проклятую латинскую веру!..". "Наконец, – говорилось далее, – Москва очищена, церкви Божий облеклись в прежнюю лепоту, по-прежнему славится в них имя Божие; но о Московском государстве пещись и Божиими людьми промышлять некому: государя у нас нет". Затем земский собор извещал Михаила о единодушном избрании его на царство, о клятве всех верою и правдою служить царю, биться за него до смерти, молил Михаила, да идет он на царство свое, и выражал пожелания, "да возвысит Бог десницу его; православная вера да будет нерушима в великом Русском царстве и сияет во всю вселенную, как под небом пресветлое солнце; а христиане да получат тишину, покой и благоденствие".

Боярин Шереметев и архиепископ Федорит затем обратились к матери Михаила Федоровича, сказали все, что было им приказано от собора, и умоляли: "Моленья и челобитья не презреть и идти с сыном на царский престол!"

Но мать и сын и слышать не хотели об этом.

– Сыну моему не быть царем! – воскликнула Марфа. – Не благословлю его; в мысли у меня того не было и в разум мой прийти не могло!

– Не хочу царствовать, и могу ли быть наследником великих царей русских! – говорил Михаил.

Долго и напрасно умоляли их послы. Марфа приводила и причины отказа; она говорила:

– Еще Михаил не в совершенных летах, а Московского государства всяких чинов люди по грехам измалодушествовались , – дав свои души (т. е. присягнув) прежним государям, не прямо служили.

– Видя такие прежним государям крестопреступления, позор, убийства и поругания, как быть на Московском государстве даже и прирожденному государю государем? Да и потому еще нельзя: Московское государство от польских и литовских людей и непостоянством русских людей вконец разорено; прежние сокровища царские, из давних лет собранные, литовские люди вывезли; дворцовые села, черные волости, пригородки и посады розданы в поместья дворянам и детям боярским и запустошены, а служилые люди бедны; и кому Бог повелит быть царем, то чем ему служилых людей жаловать, свои государевы обиходы полнить и против недругов стоять?

Марфа, как видно, противилась избранию сына не для виду только и неспроста: она ясно понимала бедственное положение Русской земли и сознавала, как тяжко и опасно быть царем в такую пору; она боялась благословить сына на царство и вместе с тем на гибель. Кроме того, была и еще важная причина для отказа.

– Отец Михаила – Филарет, – прибавила Марфа, – теперь у короля в Литве в большом утеснении, и как сведает король, что на Московском государстве царем учинился сын его, то сейчас велит сделать над ним какое-нибудь зло, а Михаилу без благословения отца своего на Московском государстве никак быть нельзя!

Послы всячески уговаривали и мать, и сына, со слезами умоляли, челом били, чтобы соборного моленья и челобитья они не презрели, говорили, что его, Михаила Федоровича, выбрали по изволению Божию; а прежние государи – царь Борис сел на государство своим хотением, изведши царский корень; вор Гришка-расстрига по своим делам от Бога месть принял; а царя Василия избрали на царство немногие люди...

– Все это делалось, – прибавили послы, – волею Божиею да всех православных христиан грехом; во всех людях Московского государства была рознь и междоусобие; а теперь Московского государства люди наказались и пришли в соединение во всех городах... Всею землею избрали мы сына твоего, хотим за него головы класть и кровь лить. Не испытывай судеб Божиих, хоть и погибли Годуновы и Шуйский: судьбами царей воля Божия действует; ей ли противиться? Не страшись и за государя нашего митрополита Филарета: мы послали уже в Польшу и отдаем за выкуп его всех пленных поляков.

Около шести часов умоляли послы непреклонную инокиню благословить Михаила Федоровича. Духовенство с образами приблизилось к ней; послы, воины, народ поверглись пред ней на колени. Все напрасно... Она стояла, обнимая своего сына, обливая его слезами...

– Сие ли угодно вам, – заговорил наконец в горести Федорит, – нас, бедных, не пощадить и сирых оставить? И окрестные государи, и недруги, и изменники порадуются, что мы сиры и безгосударны, и святая наша вера в попрании и разорении от них будет, а мы все, православные христиане, в расхищении и пленении будем, и святым Божиим церквам будет осквернение, а многочеловечный, многособранный народ в безгосударное время погибнет, и междоусобная брань снова воздвигнется, и неповинная христианская кровь прольется... Все сие, все взыщет Бог в день Страшного и праведного суда на вас – на тебе, великой старице инокине Марфе Ивановне, и на тебе, великом государе нашем Михаиле Федоровиче. А у нас о том у всех всего великого Российского царствия всех городов, от мала и до велика, крепкий и единомысленный совет положен и крестным целованием утвержден, что мимо государя нашего Михаила Федоровича Романова на Московское государство иного никого не хотеть и не мыслить о том!..

– Аще на то будет воля Божия, – сказала она, – буди тако!

Федорит благословил Михаила; на него возложили наперсный крест, вручили ему царский посох. Отслужили литургию; запели благодарственный молебен и провозгласили многолетие царю Михаилу Федоровичу... Затем он, сидя на троне, стал принимать поздравления. Звон колоколов, радостные крики народа оглашали воздух...

Венчание Михаила Федоровича на царство

Накануне Благовещения (24 марта) в Москве была получена от посольства радостная весть. На другой день с раннего утра Кремль наполнился народом. В Успенском соборе прочтено было извещение из Костромы, отслужен благодарственный молебен и провозглашено многолетие царю Михаилу. Этот день был великим праздником для всей Москвы. 19-го марта царь, в сопровождении духовенства, всего посольства, разного звания людей, съехавшихся в Кострому, предшествуемый святыми иконами, двинулся в Москву. Мать следовала за ним. Народ повсюду выбегал навстречу царю с хлебом и солью; духовенство встречало его с иконами и крестами. Когда он подъезжал к Ярославлю, весь город вышел ему навстречу. Путь от Ярославля до Москвы длился более двух недель: царь Михаил, по русскому благочестивому обычаю, останавливался в городах, лежавших на дороге, – Ростове и Переяславле, для поклонения св. мощам, посещал монастыри. Торжественное шествие Михаила в Москву было радостным и скорбным в то же время: радовался народ, выходивший толпами навстречу своему государю, радовался и юный царь радости своего народа; но повсюду на пути кидались в глаза нищета и разорение; беспрестанно приходили к царю с жалобами люди изувеченные, измученные, ограбленные воровскими шайками... Самому царю Михаилу Федоровичу приходилось на каждом шагу терпеть лишения. В ответ на просьбу бояр скорее ехать в Москву он писал:

– Идем медленно затем, что подвод мало и служилые люди худы: стрельцы, казаки и дворовые люди многие идут пеши.

На требования царя Михаила приготовить ему и матери к их приезду хоромы в Кремле бояре отвечали, что приготовили для государя комнаты царя Ивана да Грановитую палату, а для матери его хоромы в Вознесенском монастыре... "Тех же хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли; лавок, дверей и окошек нет; надо делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть".

Путь царя Михаила Федоровича от Троицкой обители в Москву представлял трогательное зрелище: москвичи ехали, шли, бежали толпами навстречу государю, приветствовали его восторженными криками, а близ Москвы духовенство с хоругвями, с иконами и крестами и все бояре вышли навстречу. Улицы были запружены народом; многие от умиления плакали; другие громко благословляли царя... Помолившись в Успенском соборе, Михаил пошел в свои палаты. Марфа благословила его и удалилась к себе в Вознесенский монастырь.

11-го июля происходило царское венчание. Михаилу Федоровичу в этот день исполнилось семнадцать лет. Перед тем как идти в Успенский собор, государь сидел в Золотой палате. Тут он наградил боярским саном доблестного князя Дмитрия Михайловича Пожарского и своего родича князя Черкасского. (А на следующий день, в царские именины, Кузьма Минин пожалован был в думные дворяне.) Начались было споры между боярами о том, кому какое место занимать при царском венчании, но царь объявил, чтобы на это время всем быть во всяких чинах без мест.

Обряд царского венчания совершал старейший из духовных лиц – митрополит казанский Ефрем, так как после кончины патриарха Гермогена не был избран еще преемник ему.

К царю Михаилу в палату принесли "царский сан, или чин" (т. е. принадлежности царского облачения: крест, корону, скипетр, державу и пр.). Государь приложился ко кресту. Затем при звоне всех колоколов "царский сан" на золотых блюдах понесли в собор. Царский духовник благоговейно на голове нес блюдо с животворящим крестом; боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский нес скипетр, царский казначей – державу, а корону, шапку Мономаха, – царский дядя Иван Никитич Романов. В соборе все было благоговейно положено на богато убранный стол (налой) пред царскими вратами.

Когда было все готово, царь в сопровождении многих бояр и стольников отправился во храм. Стрельцы, поставленные в два ряда, ограждали царский путь. Впереди всех шел священник и кропил путь святой водою. Царь Михаил вступил в собор, пол которого был устлан бархатом и парчами. Посреди церкви был устроен помост (чертожное место) о двенадцати ступеньках, обитых красным сукном; на нем был поставлен престол для царя и стул для митрополита. В собор был допущен народ. Окольничие и стольники устанавливали пришедших и увещевали их "стоять с молчанием, кротостью и вниманием".

По приходе царя Михаила Федоровича в собор ему пропели многолетие. Царь молился пред образами и прикладывался к ним. Начался молебен. Затем митрополит Ефрем возвел царя на "великое место", т. е. на помост к трону. Водворилась полнейшая тишина, и Михаил, стоя у трона, держал речь к митрополиту. Упомянув о том, что царь Федор "бесчаден" оставил царство, что избранные после того цари скончались, а Василий от царства отказался, о том, что его, Михаила Романова, избрали в цари всем собором Русской земли, – царь закончил свою речь следующими словами:

– По Божией милости и по данной вам благодати Святого Духа и по вашему и всяких чинов Московского государства избранию, богомольцы наши, благословите и венчайте нас на наши великие государства царским венцом по прежнему царскому чину и достоянию.

В ответ на эти слова митрополит напомнил о бедствиях Русской земли в безгосударное время, об избавлении ее от врагов, об избрании Михаила Федоровича Романова и молил Бога, да умножит Он лета царя, покорит ему всех врагов, вселит в сердце царя страх Свой и милость к послушным, чтобы судил он людей своих праведно и пр.; в заключение митрополит сказал:

– Прими же, государь, превысочайшую честь и вышехвальную славу, венец царствия на главу свою, венец, который взыскал от древних лет прародитель твой, Владимир Мономах. Да процветет нам от вашего царского, прекрасно цветущего корня прекрасная ветвь в надежду и в наследие всем великим государствам Российского царства!

Сказав это, митрополит возложил крест на царя Михаила и, держа руки на его голове, прочел молитву; затем надел на него бармы (оплечья) и царский венец. Михаил Федорович сел после этого на трон, и митрополит подал ему в правую руку скипетр, а в левую – державу. Провозглашено было многолетие "боговенчанному поставленному государю". Духовные сановники и бояре кланялись царю "ниже пояса" и поздравляли его. Митрополит сказал царю поучение.

– Не приемли, государь, – говорил между прочим архипастырь, – языка льстива и слуха суетна, не верь злому, не слушай оболгателя... Подобает тебе мудрым быть или мудрым последовать, на них же, яко на престоле, Бог почивает. Не блага мира сего, но добродетель украшает царей. Не презирай низших тебя: над самим тобою есть Царь, и если Он о всех печется, ты ли о ком не радеть будешь?! Возмогай же, государь, возмогай, да когда придет час суда твоего, ты возможешь стать безбоязненно пред Господом и сказать: "Се я, Господи, и люди Твои, которые Ты дал мне", – сказать и услышать глас Царя и Бога твоего: "Благий рабе, царю российский Михаиле, вмале ты был мне верен, над многим поставлю тебя!"

Затем митрополит благословил царя животворящим крестом и громко молился: "Да умножит Господь лета царствия царя Михаила; да узрит он сыны сынов своих; да возвысится десница его над врагами и устроится царство его и потомство его мирно и вечно!"

В полном царском облачении Михаил Федорович слушал затем литургию, во время которой митрополит совершил над ним миропомазание; затем причастил его и поднес просфору. После обедни царь пригласил митрополита и всех духовных, бывших в церкви, к себе, "хлеба ести".

Затем "боговенчанный царь" во всем своем блистающем облачении заходил в Архангельский собор поклониться гробницам прежних царей. При выходе царя Михаила из соборов и на площадке дворцовой лестницы, по принятому обычаю, его осыпали золотыми и серебряными деньгами...

В этот день в государевых палатах был богатый пир. Колокольный звон гудел во всех церквах, веселье и народная гульба длились три дня.

Особенных милостей и льгот народу при вступлении на престол Михаил Федорович не мог дать: казна была пуста!..

Последствия Смуты в России

Такого плачевного положения, в каком застал Русскую землю юный Михаил Федорович Романов, вступая на престол, не терпела она со времен первых татарских погромов. Враги беспощадно терзали ее и по окраинам, и внутри.

На западе шла война с поляками и шведами; в руках их было уже немало русских земель. Польша все еще надеялась посадить своего королевича на русский престол; шведский король прочил на него своего брата; на юго-востоке казацкая вольница, волнуемая Заруцким, провозглашала царем маленького сына Марины... (Даже одно время германский император пытался, нельзя ли своего брата как-нибудь пристроить на московский престол...) Врагов и соперников у Михаила Федоровича было вдоволь, а средств для борьбы с ними и союзников никаких!

Внутри государства повсюду рыскали шайки лихих людей, разбойников, казаков, которые грабили все, что попадалось им под руку, выжигали деревни, беспощадно мучили, увечили и убивали жителей, вымогая от них последние крохи уцелевшего достояния. На местах прежних поселков встречались только пепелища; множество городов было выжжено дотла; Москва в начале царствования Михаила Федоровича Романова лежала в развалинах. Бесчисленные шайки разбойников были настоящей язвой Русской земли: не только сельчан, но и горожан держали они в постоянной тревоге, в томительном страхе... Промыслы и торговля совсем упали. Крестьяне во многих местах не могли даже собрать хлеба с полей и умирали с голоду. Крайняя, безысходная нищета давила народ. Одни теряли всякую бодрость, опускались, обращались в бродяг, нищих, ходили побираться по миру; другие начинали промышлять воровством, лихим делом, приставали к разбойничьим шайкам... Служилые люди и бояре тоже совсем обнищали. Обеднели они и духом. В Смутное время, при вечной тревоге, шатости, насилиях, беззаконии и смене правительств, люди все больше и больше теряли чувства справедливости и чести, привыкали заботиться только о самих себе, мельчали духом, "измалодушествовались", как метко выразилась инокиня Марфа. Трудно было правительству царя Михаила Федоровича найти хороших, честных помощников: должностные лица бессовестно пользовались своею властью, теснили подчиненных, вымогали подачки, высасывали последние соки из народа.

Юного царя Михаила, который нуждался в опытных и честных советниках и руководителях, к сожалению, окружили люди лживые и корыстолюбивые; особенной силой из них пользовались Салтыковы, родичи матери царя... Царь Михаил был добр и разумен, но особенной склонности к управлению не выказывал, да и был еще в ту пору слишком молод. Приближенные его могли довольно свободно действовать его именем. Любопытно замечание одного современника-иностранца о положении России того времени:

"Царь (русский) подобен солнцу, часть которого покрыта облаками, так что земля московская не может получить ни теплоты, ни света... Все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие дельцы приказные – алчные волки, все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к нему нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать в приказ без огромных денег; и тогда еще неизвестно, чем кончится дело: будет ли оно задержано или пущено в ход".

Конечно, иностранец представляет дело слишком мрачно, преувеличивает зло, но все же оно было велико, если так бросалось в глаза даже и постороннему наблюдателю.

Несмотря на молодость и неопытность царя, несмотря на недостатки лиц, управлявших его именем, Михаил Федорович Романов был как царь силен, – силен любовью народной. Народ видел в царе оплот против страшного безначалия и смуты; а царь видел в народе, возведшем его на престол, твердую опору для себя. Связь между царем и народом была крепка; в этом заключалась и сила, и спасение Русской земли. Михаил Федорович и его советники это вполне понимали и в самых важных делах призывали на совет в земскую думу выборных всей земли.

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами. Картина А. Рябушкина, 1893

Денег, денег и денег – вот чего требовали прежде всего от московского правительства со всех сторон. Война поглощала страшно много средств. Только что вступил на престол царь, как к нему посыпались отовсюду просьбы, жалобы, мольбы, особенно от служилых людей. Одни просили помощи, выставляя на вид, что они проливали кровь за Московское государство, а поместья и вотчины их вконец разорены, запустели, никаких доходов не дают; что у них ни платья, ни оружия нет и службу государеву не на что править. Другие требовали денег, хлеба, сукон и прямо заявляли, что нищета вынудит их грабить по большим дорогам... Некоторые служилые казаки, не получая жалованья, действительно отбивались от царской службы и шли воровать и разбойничать.

От царя Михаила и от собора повсюду рассылались указы – сбирать как можно скорее и вернее всякие подати, пошлины и недоимки. Правительство умоляло всех зажиточных людей в городах и монастырях дать взаймы казне все, что могут: денег, хлеба, сукон и всяких других запасов. Сам царь писал богатым купцам Строгановым, упрашивал их, кроме податей и пошлин, дать взаймы, "для христианского покою и тишины, денег, хлеба, рыбы, соли, сукон и всяких товаров, что можно дать ратным людям". Духовенство от имени всего собора тоже умоляло Строгановых помочь казне.

"Ратные люди, – говорится в грамоте от духовенства, – великому государю бьют челом беспрестанно, а к нам, царским богомольцам и к боярам, приходят с великим шумом и плачем каждый день, что они от многих служб и от разоренья польских и литовских людей бедны и служить не могут; на службе им есть нечего, и потому многие из них по дорогам ездят, от бедности грабят, побивают, а унять их никакими мерами, не пожаловав, нельзя; если только им не будет царского денежного и хлебного жалованья, то все они от бедности поневоле станут воровать и грабить, разбивать и побивать..."

Царю Михаилу надо было во что бы то ни стало собрать казну; но как собрать? Не только народ был в нищете, но и торговые люди, и монастыри жаловались на разоренье от литовских людей, просили всяких милостей и льгот. Даже иностранные купцы и те плакались на разоренье и тоже просили льгот, и правительство, чтобы усилить торговлю, исполняло их просьбы. Сборщики податей под видом казенных поборов нередко брали лихву, притесняли темный народ, грабили еще пуще воровских шаек, злобили его. В иных отдаленных от Москвы городах выказывалось даже явное сопротивление сборщикам. На Белоозере, например, посадские люди не хотели платить податей, и когда воеводы велели поставить их на правеж, они начали звонить в набат и хотели воевод побить... После таких случаев сборщикам пришлось ходить по селениям с вооруженными отрядами.

В довершение всего ногаи в это время переправились через Оку и опустошили многие земли. Из Рязани архиепископ, духовенство, дворяне и дети боярские били челом царю: "Начали приходить татары часто и досталь домишки наши выжгли, людишек и крестьянишек наших остальных перехватали и самих многих нашу братию... взяли и побили..."

В это же время пришла весть из Казани, что там замышлял поднять служилых людей против Михаила Федоровича воевода Шульгин. Его успели вовремя захватить и сослали в Сибирь.

Вот в каком печальном положении было московское правительство, когда со всех сторон, извне и изнутри, грозила беда государству.

Иван Заруцкий и Марина Мнишек

Первые шесть лет царствования Михаила Федоровича Романова пришлось напрягать все силы на борьбу с внешними и внутренними врагами. К счастью, поляки вели войну довольно вяло, нерешительно. Благодаря этому русским удалось управиться с внутренними врагами.

Заруцкий всеми способами старался поднять на Москву казацкую вольницу на Дону, Волге и Яике (Урале); он хотел посадить на престол малолетнего Ивана, сына Марины, и его именем управлять государством. Против Заруцкого выслана была царская рать под начальством кн. Одоевского. Из Москвы отправлены были казакам на Дон и Волгу увещательные грамоты от царя, от духовенства и бояр, посылалось и жалованье деньгами, сукнами, вином, чтобы казаки, "видя к себе царскую милость, великому государю служили и на изменников стояли". Отправлены были две грамоты от царя и духовенства даже к самому Заруцкому: Михаил Федорович обещал ему помилование в случае покорности; духовенство грозило проклятием за ослушание царской грамоте. Эти меры не действовали. Заруцкий засел в Астрахани, завел сношение с Персией, прося помощи; но своими жестокостями и неправдами он возбудил против себя астраханцев. Между казаками тоже было много недоброхотов "вору с ворухою и воренком", как называли Заруцкого с Мариной и ее сыном их недруги. Когда стрелецкий голова Хохлов с небольшим отрядом подступил к Астрахани, Заруцкий бежал вверх по Волге; Хохлов нагнал его и разбил; не удалось ему спастись даже и бегством: через несколько дней он попался в руки отряда, посланного вдогонку (25 июня 1614 г.). Пленников с большим конвоем отправили в Москву. Заруцкого и сына Марины казнили смертью, а Марина посажена в тюрьму, где и умерла. Кое-как удалось успокоить Астрахань и юго-восточный край.

Борьба с ворами после Смуты

Больших усилий стоила Михаилу Федоровичу борьба с воровскими шайками, терзавшими повсюду Русскую землю; почти ни одной области не было, которая не страдала бы от них. Таких мук, какие терпела тогда Русская земля, по словам летописца, не бывало и в древние времена. Беспрерывно шли от воевод ужасные вести в Москву. "Крестьян жженых видели мы, – доносили из одного места, – больше семидесяти человек да мертвых больше сорока мужиков и женок, которые померли от мученья и пыток, кроме замерзших..." "Пришли к нам в уезд воры-казаки, – писал из другого места воевода к царю, – православных христиан побивают и жгут, разными муками мучают, денежных доходов и хлебных запасов собирать не дают..."

Сам царь Михаил со слов воевод жалуется, что "собранную денежную казну в Москву от воровства их (разбойников) провезти нельзя".

Действия этих воровских шаек доходили часто до возмутительного зверства. Одичалые и освирепевшие среди постоянных разбоев и душегубства злодеи нередко тешились мучением своих жертв: у иных из разбойников было обычною забавою набивать людям рот, уши, нос порохом и зажигать...

Разбойничьи шайки были часто очень многочисленны; так, например, ватага, что разбойничала на севере около Архангельска и Холмогор, была до 7 000 человек. Воеводы из этих мест доносили царю Михаилу, что во всем краю, по реке Онеге и Ваге, церкви Божий поруганы, скот выбит, деревни выжжены; на Онеге насчитали 2 325 трупов замученных людей, и некому было похоронить их; множество было изуродованных; многие жители разбежались по лесам и перемерзли... С такими громадными разбойничьими шайками правительству приходилось вести настоящую войну, и притом очень трудную: разбойники, конечно, избегали настоящего боя и встречи с воинскими отрядами; нападали невзначай: пограбят, пожгут, перебьют народ в одном селе и исчезнут; явятся ратные люди на место погрома – а злодеи свирепствуют уже за десятки верст от них; ратные люди спешат туда – а там только избы догорают да валяются трупы перебитых людей, а те, которые спаслись, со страху разбежались, по лесам прячутся, и спросить не у кого, в какую сторону пошли злодеи, сиди да жди новых вестей. Нелегко было осилить бесчисленные бродячие воровские шайки; но еще труднее было изловить их на широком просторе Русской земли, в ее дремучих лесах. В это же время в Вологде свирепствовал сибирский царевич Араслан, – грабил жителей, мучил их и беспощадно вешал; в Казанском крае поднялись черемисы и татары, переняли дорогу меж Нижним и Казанью, захватывали людей в плен...

В сентяб ре 1614 года на созванном царём Михаилом Федоровичем земском соборе обсуждали, как прекратить все эти беды. Попробовали действовать уговором, – обещали прощение и даже царское жалованье тем, которые отстанут от воров и пойдут на царскую службу против шведов, а крепостным людям, если они раскаются, обещана свобода. Немногие поддавались обещаниям и шли на службу, да и то иные только по виду каялись, а потом при случае снова начинали воровать. Тогда царь приказал боярину Лыкову "промышлять над казаками" ратной силой. Лыкову удалось во многих местах разбить их шайки.

Огромное скопище воровских казаков двинулось под предводительством атамана Баловня к Москве; они выставляли на вид, что идут бить челом царю Михаилу и хотят служить ему, но умысел был у них другой: они задумали, как видно, произвести большой грабеж под самой столицей, где было тогда мало ратной силы. Когда начали им делать перепись, а к Москве подошла рать и стала близ воровского скопища, оно обратилось в бегство. Воеводы Лыков и Измайлов преследовали воров, несколько раз побивали, наконец в Малоярославском уезде на реке Луже настигли главную толпу и окончательно разбили ее: многих убили, а 3256 человек, которые умоляли о помиловании, привели в Москву. Всех их простили и послали на службу, только Баловня повесили. Таким образом кое-как управились с большими скопищами разбойников; но все-таки государство долго не могло успокоиться, и беспрестанно слышались с разных концов его жалобы на грабежи и воровство...

Кроме татар, черемисов и разбойничьих казацких шаек, приходилось в начале царствования Михаила Романова справляться с летучими отрядами Лисовского. Этот смелый наездник начал свои набеги на русские области, как известно, при втором самозванце. Он набрал себе ватагу лихих головорезов, более всего из польских и литовских шляхтичей, и скоро прославился своими смелыми наездами. Его конные отряды, быстро переносясь с места на место, наводили ужас на всю область, где появлялись. Угнаться за лисовчиками , как звали их, не было возможности: они делали в день переходы во сто и более верст, коней не жалели – усталых и заморенных кидали на пути, хватали по встречным деревням и усадьбам свежих и неслись дальше, оставляя на пути лишь пепелища ограбленных и выжженных деревень и городов; бесчеловечной жестокости творили они не меньше, чем воровские шайки. Знаменитый Пожарский, которого отрядили против Лисовского, гонялся за ним сначала в северской земле долго и безуспешно, наконец встретился с ним под Орлом; но решительной битвы тут не произошло; Лисовский отступил под Кромы; Пожарский за ним; Лисовский – к Болхову, потом – к Белеву, к Лихвину, с необычайной быстротой переносился от города к городу, нападая невзначай, истребляя все на пути. Пожарский, утомившись беспрерывной погоней и тревогой, заболел в Калуге. Пользуясь этим, Лисовский пронесся по русским областям на север, прорвался между Ярославлем и Костромою, стал громить окрестности Суздаля, натворил бед в Рязанской области, прошел между Тулой и Серпуховом. Тщетно гонялись за ним воеводы царя Михаила; только под Алексином встретило его царское войско, но большого вреда ему не причинило.

Много бед еще натворил бы Лисовский Русской земле; но в следующем году он нечаянно упал с коня и лишился жизни. Хотя "лисовчики" продолжали свои набеги, но таких изумительных по смелости и губительных налетов, как при Лисовском, уже не было. Не меньше беды Русской земле в начале царствования Михаила Романова причиняли днепровские казаки, черкасы , как их называли в Москве: они тоже отдельными ватагами заезжали даже на дальний север и разбойничали не хуже "лисовчиков" и других воровских шаек.

Финансовая нужда после Смуты

Правительство царя Михаила Федоровича крайне затруднялось, где взять денег на продолжение борьбы с врагами, на очищение земли от воров. К воеводам посылался из Москвы приказ за приказом собирать во что бы то ни стало положенные сборы с каждого двора по городам, с каждой сохи по волостям... Но что было взять с обнищалого народа?.. Воеводы и приказные люди прибегали к правежу, мучили народ; в иных местах сборщикам приходилось водить за собой ратных людей, чтобы подавлять сопротивление... Но, несмотря на все меры, чаще всего приходилось воеводам доносить в Москву, что с их городов и волостей нечего взять .

В 1616 году был созван царём Михаилом земский собор. Велено было выбрать лучших уездных посадских и волостных людей для "великого государева земского дела на совет". Здесь было постановлено взять со всех торговых людей пятую деньгу с имущества (т. е. пятую часть его), а с волостей по 120 рублей с сохи; со Строгановых, сверх положенного, взять еще 40 тысяч рублей.

"Не пожалейте, – писал сам царь Михаил Строгановым, – хоть и себя приведете в скудость. Рассудите сами: если от польских и литовских людей будет конечное разорение Российскому государству и нашей истинной вере, то в те поры и у вас, и у всех православных христиан животов и домов совсем не будет".

Правительство Михаила Федоровича думало было усилить доходы государства казенною продажею спиртных напитков, приказывало повсюду строить кабаки, курить вино, запрещая продавать его посадским и служилым людям; но при крайней бедности народа это не только не увеличило доходов, а вредило им: народ пропивал последние гроши и еще менее мог платить прямые налоги... Стесненное до крайности в денежных средствах правительство Михаила Романова обращалось даже к иностранным государствам – Англии и Голландии, с просьбою ссудить его деньгами.

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ (12.07.1596-13.07.1645 гг.) – основоположник царско-императорской династии Романовых, первый русский царь из боярского рода Романовых.
Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии патриарх Филарет) и Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой, в монашестве Марфы). После насильственного пострижения и ссылки в дальние монастыри родителей пятилетний Михаил Федорович жил в семье своей тетки Марфы Никитичны Черкасской. С 1605 г., после возвращения матери из заонежских погостов, проживал вместе с ней в Клину, в одной из родовых вотчин Романовых. После захвата Москвы поляками оказался в осажденном земскими ополчениями городе. Освобожден вместе с другими московскими боярами 22 октября 1612 г. Вместе с матерью уехал в Кострому и там узнал о своем избрании царем на созванном в Москве Земском соборе.
21 февраля 1613 г. шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова избрали на царство. 2 мая он прибыл в Москву и 11 июля 1613 года в Успенском соборе Кремля Михаил венчался на царство и вступил на Московский престол. В 1625 году он принял титул самодержца Всероссийского.
До воцарения на Московском престоле Михаил вместе с матерью, принявшей к тому времени монашеский сан, великой старицей инокиней Марфой жил в костромской вотчине Романовых – селе Домнине. Позже в связи с нестабильной обстановкой в стране Михаил Романов укрылся от возможных преследований в костромском Ипатьевском монастыре. Здесь он и узнал о том, что избран русским царем.
Начало царствования Михаила было нелегким: значительная часть территории страны не контролировалась правительством. Только в 1614-1616 годах были разгромлены казацкие разбойничьи отряды 3аруцкого, атаманов Баловия и Лисовского, разорявшие и без того истощенное государство. Военные конфликты с Речью Посполитой и Швецией продолжались. Шведы во главе с королем Густавом II Адольфом предприняли ряд новых попыток взять Псков. В центральной части России моментом наивысшей опасности стала осень 1618 г., когда польское войско, ведомое королевичем Владиславом и гетманом К. Ходкевичем, подошло к Москве и вновь заняло село Тушино, бывшее в период Смуты резиденцией Лжедмитрия II. Однако ни шведам, ни полякам не удалось достичь поставленных целей. Разбитые на приступах интервенты вынуждены были, в конце концов, отвести понесшие большие потери войска и начать переговоры о мире.
Перед русским царем стояла задача прекращения военных действий с Польшей и Швецией. Шведская интервенция, начавшаяся в 1609 году, была приостановлена заключением Столбовского мира (1617 год), в результате которого Московское государство утратило выход к Балтийскому морю. В 1618 году в деревне Деулино Россия заключила с Речью Посполитой перемирие на 14 лет и 6 месяцев. По условиям этого перемирия был произведен обмен пленными, в числе которых был и отец царя, в свое время насильно постриженный в монахи, митрополит Филарет. Данные перемирия принесли Московскому государству огромные территориальные потери, но дали столь необходимую ему мирную передышку.
Первые годы правления Михаила Романова прошли в обстановке почти непрерывной деятельности Земских соборов. На них обсуждались важнейшие проблемы государства. Царь Михаил Федорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и ее родня из бояр Салтыковых. Позже власть в стране перешла в руки отца царя – патриарха Филарета, носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени написаны от имени царя и святейшего патриарха Московского и Всея Руси.
Возросло число общегосударственных приказов. Помимо восстановленных в полном объеме прежних управленческих учреждений окончательное оформление получили четвертные приказы и создан целый ряд новых - Казачий, Панский, Новая четверть и приказ Большой казны.
После окончания "Смутного времени" понадобилось много усилий, чтобы восстановить разоренную страну. Для развития промыслов в Россию на льготных условиях приглашали иностранных промышленников: "рудознатцев", оружейников, литейщиков. Так, в 1632 году голландский купец Виниус получил позволение построить в Туле завод для литья пушек и ядер.
В 1627 году правительство царя Михаила предприняло меры по ограничению власти воевод на местах. Воевода в то время был "и царь, и Бог", и людям негде было искать защиты от произвола местных властей.
Мероприятия властей позволили стране окрепнуть, но силы государства и народа восстанавливались медленно. Начавшаяся в 1632 г. война с Польшей за возвращение смоленских и черниговских земель была проиграна. Итогом войны стал Поляновский мир (1634 год), который закрепил за поляками исконно русские земли. В этот же период произошло восстание Балаша.
Другими важнейшими событиями царствования Михаила Федоровича стали взятие Азова донскими казаками в 1637 г. ("Азовское сидение") и дальнейшее освоение Сибири. На юге России основаны города Тамбов, Козлов, Пенза, Симбирск.
С 1642 года начались преобразования в армии. Иностранные офицеры обучали русских "ратных людей" военному делу, в России появились "полки иноземного строя": солдатские, рейтарские, драгунские. Это был первый важный шаг к созданию регулярного национального войска в России.
Михаил Федорович был дважды женат - первым браком на Марии Владимировне Долгоруковой (умерла через 4 месяца после свадьбы), вторым - на Евдокии Лукьяновне Стрешневой. Все его 10 детей были рождены от второго брака.
Михаил Федорович скончался 13 июля 1645 года от "водяной болезни" в возрасте 49 лет. Он похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

В течении 10-ти веков внутреннюю и внешнюю политику Российского государства определяли представители правящих династий. Как известно, наибольший расцвет державы был при правлении династии Романовых, потомков старинного дворянского рода. Родоначальником его считается Андрей Иванович Кобыла, отец которого, Гланда-Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в последней четверти XIII столетия из Литвы.

Младший из 5-ти сыновей Андрея Ивановича, Федор Кошка, оставил многочисленное потомство, к которому относят такие фамилии, как Кошкины-Захарьины, Яковлевы, Лятские, Беззубцевы и Шереметьевы. В шестом поколении от Андрея Кобылы в роду Кошкиных-Захарьиных был боярин Роман Юрьевич, от которого и берет свое начало боярский род, а в последствии царей Романовых. Эта династия правила в России в течении трехсот лет.

Михаил Федорович Романов (1613 — 1645 гг)

Началом правления династии Романовых можно считать 21 февраля 1613 г., когда состоялся Земский собор, на котором московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили избрать государем всея Руси 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова. Предложение приняли единогласно, и 11 июля 1613 г. в Успенском соборе Кремля Михаил венчался на царство.

Начало его царствования было нелегкое, потому что значительную часть державы центральная власть все еще не контролировала. В те времена по России разгуливали разбойничьи казацкие отряды Заруцкого, Баловия и Лисовского, которые разоряли и без того истощенное войной со Швецией и Польшей государство.

Так, перед новоизбранным царем стояли две важных задачи: первое, окончание военных действий с соседями, а второе - усмирение своих подданных. Справиться с этим он смог лишь спустя 2 года. 1615 год — были полностью уничтожены все вольные казацкие группировки, а в 1617 году война со Швецией закончилась заключением Столбовского мира. Согласно этого договора Московское государство потеряло выход к Балтийскому морю, зато в России были восстановлены мир и спокойствие. Можно было начинать выводить страну из глубокого кризиса. И тут правительству Михаила довелось приложить немало усилий, чтобы восстановить разоренную страну.

Сначало власть взялась за развитие промышленности, для чего в Россию на льготных условиях были приглашены иностранные промышленники - рудознатцы, оружейники, литейщики. Потом очередь дошла до армии - было очевидным, что для процветания и безопасности державы надо развивать военное дело, в связи с этим в 1642 г. начались преобразования в вооруженных силах.

Иностранные офицеры обучали русских ратных людей военному делу, в стране появились «полки иноземного строя», что было первым шагом к созданию регулярной армии. Эти преобразования оказались последними в царствование Михаила Федоровича - спустя 2 года царь умер в возрасте 49-и лет от «водяной болезни» и был похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Алексей Михайлович, прозвище Тишайший (1645-1676 гг)

Царствовать стал его старший сын Алексей, который, по свидетельствам современников, был одним из образованнейших людей своего времени. Он сам писал и редактировал многие указы и первым из русских царей начал лично их подписывать (за Михаила указы подписывали другие, к примеру, его отец Филарет). Кроткий и набожный, Алексей заслужил народную любовь и прозвание Тишайший.

В первые годы правления Алексей Михайлович мало принимал участие в государственных делах. Управляли державой воспитатель царя боярин Борис Морозов и тесть царя Илья Милославский. Политика Морозова, которая была направлена на усиление налогового гнета, а также беззакония и злоупотребления Милославского вызвали народное возмущение.

1648 год, июнь — поднялось восстание в столице, вслед за ним вспыхнули восстания в южнорусских городах и в Сибири. Результатом этого бунта стало отстранение Морозова и Милославского от власти. 1649 год — Алексею Михайловичу довелось брать правление страной на себя. По его личному указанию составили свод законов - Соборное Уложение, которое удовлетворило основные пожелания посадских людей и дворян.

Кроме того, правительство Алексея Михайловича поощряло развитие промышленности, поддерживало российских купцов, защищая их от конкуренции иностранных торговцев. Приняли таможенный и новоторговый уставы, что поспособствовало развитию внутренней и внешней торговли. Также в царствование Алексея Михайловича Московское государство расширило свои пределы не только на юго-запад, но и на юг, и на восток - русские землепроходцы осваивали Восточную Сибирь.

Федор III Алексеевич (1676 — 1682 гг)

1675 год — Алексей Михайлович объявил наследником престола своего сына Федора. 1676 год, 30 января — Алексей скончался в возрасте 47 лет и был похоронен в Архангельском соборе Кремля. Федор Алексеевич стал государем всея Руси и 18 июня 1676 г. венчался на царство в Успенском соборе. Правил царь Федор только шесть лет, был он крайне не самостоятельным, власть оказалась в руках его родственников по матери - бояр Милославских.

Важнейшим событием правления Федора Алексеевича стало уничтожение в 1682 г. местничества, что давало возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и предприимчивым людям. В последние дни царствования Федора Алексеевича был составлен проект об учреждении в Москве Славяно-греко-латинской академии и духовного училища на 30 человек. Умер Федор Алексеевич 27 апреля 1682 г. в возрасте 22-х лет, не сделав никакого распоряжения относительно престолонаследия.

Иван V (1682-1696 гг)

После смерти царя Федора десятилетний Петр Алексеевич по предложению патриарха Иоакима и по настоянию Нарышкиных (его мать была из этого рода) был провозглашен царем в обход своего старшего брата царевича Ивана. Но с 23 мая того же года по требованию бояр Милославских он был утвержден Земским собором «вторым царем», а Иван - «первым». И только в 1696 г., после смерти Ивана Алексеевича, Петр стал единодержавным царем.

Петр I Алексеевич, прозвище Великий (1682 — 1725 гг)

Оба императора обязались быть союзниками при ведении военных действий. Однако в 1810 г. отношения между Россией и Францией стали принимать откровенно враждебный характер. И летом 1812 года между державами началась война. Российская армия, изгнав из Москвы захватчиков, завершила освобождение Европы триумфальным въездом в Париж в 1814 г. Успешно закончившиеся войны с Турцией и Швецией укрепили международное положение страны. В царствование Александра I в состав Российской империи вошли Грузия, Финляндия, Бессарабия, Азербайджан. 1825 год — во время поездки в Таганрог император Александр I сильно простудился и 19 ноября умер.

Император Николай I (1825-1855 гг)

После смерти Александра Россия почти месяц жила без императора. На 14 декабря 1825 г. была объявлена присяга его младшему брату Николаю Павловичу. Тем же днем состоялась попытка государственного переворота, названная в последствии восстанием декабристов. День 14 декабря произвел неизгладимое впечатление на Николая I, и это отразилось на характере всего его царствования, во время которого абсолютизм достиг своего наивысшего подъема, расходы на чиновников и армию поглощали почти все государственные средства. В годы был составлен Свод законов Российской империи - кодекс всех существовавших на 1835 г. законодательных актов.

1826 год — учередили Секретный комитет, занимавшийся крестьянским вопросом, в 1830 г. был выработан общий закон о сословиях, в котором проектировался ряд улучшений для крестьян. Для начального обучения крестьянских детей было устроено около 9 000 сельских училищ.

1854 год — началась Крымская война, закончившаяся поражением России: по Парижскому трактату 1856 г. Черное море объявили нейтральным, и право иметь там флот Россия смогла вернуть себе только в 1871 году. Именно поражение в этой войне решило судьбу Николая I. Не захотев признать ошибочность своих взглядов и убеждений, которые привели державу не только к военному поражению, но и к крушению всей системы государственной власти, император, как считают, сознательно принял яд 18 февраля 1855 г.

Александр II Освободитель (1855-1881 гг)

К власти пришел следующий из династии Романовых - Александр Николаевич, старший сын Николая I и Александры Федоровны.

Надо заметить, что смог несколько стабилизировать ситуацию и внутри державы, и на внешних рубежах. Во-первых, при Александре II в России отменили крепостное право, за что император был прозван Освободитель. 1874 год — вышел указ о всеобщей воинской повинности, который отменял рекрутские наборы. В это время создавались высшие общеобразовательные учреждения для женщин, были основаны три университета - Новороссийский, Варшавский и Томский.

Александр II смог в 1864 году окончательно покорить Кавказ. По Аргунскому договору с Китаем к России был присоединен Амурский край, а по Пекинскому - Уссурийский. 1864 год — русские войска начали поход в Среднюю Азию, в ходе которого были захвачены Туркестанский край и Ферганская область. Русское владычество простиралось вплоть до вершин Тянь-Шаня и подножия Гималайского хребта. У России были владения и в США.

Однако в 1867 г. Россия продала Америке Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней политике России в царствование Александра II стала русско-турецкая война 1877–1878 гг, завершившаяся победой русского войска, результатом которой явилось провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории.

Россия получила часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 г. (кроме островов дельты Дуная) и денежную контрибуцию в 302,5 миллиона рублей. На Кавказе к России были присоединены Ардаган, Карс и Батум с окрестностями. Император мог сделать для России еще очень много, но 1 марта 1881 г. его жизнь трагически оборвала бомба террористов-народовольцев, а на престол взошел следующий представитель династии Романовых его сын Александр III. Для русского народа наступили тяжкие времена.

Александр III Миротворец (1881-1894 гг)

В годы царствования Александра III в значительной степени усилился административный произвол. В целях освоения новых земель началось массовое переселение крестьян в Сибирь. Правительство позаботилось об улучшении быта рабочих - была ограничена работа малолетних и женщин.

Во внешней политике в это время наблюдалось ухудшение российско-германских отношений и происходило сближение России и Франции, которое закончилось заключением франко-русского союза. Император Александр III умер осенью 1894 г. от болезни почек, усилившейся из-за ушибов, полученных во время железнодорожной катастрофы под Харьковом и постоянного неумеренного употребления алкоголя. А власть перешла к его старшему сыну Николаю, последнему российскому императору из династии Романовых.

Император Николай II (1894-1917 гг)

Все правление Николая II прошло в обстановке нараставшего революционного движения. В начале 1905 г. в России вспыхнула революция, положившая начало реформам: 1905 год, 17 октября — вышел Манифест, которым устанавливались основы гражданской свободы: неприкосновенность личности, свобода слова, собраний и союзов. Учредили Государственную Думу (1906 г.), без одобрения которой ни один закон не мог войти в силу.

По проекту П.А.Стольшина проводилась аграрная реформа. В области внешней политики Николай II предпринял некоторые шаги по стабилизации международных отношений. Несмотря на то, что Николай был демократичней своего отца, народное недовольство самодержцем стремительно нарастало. В начале марта 1917 г. председатель Государственной думы М.В.Родзянко заявил Николаю II, что сохранение самодержавия возможно лишь при условии передачи трона царевичу Алексею.

Но, учитывая слабое здоровье сына Алексея, Николай отрекся от престола в пользу своего брата Михаила Александровича. Михаил Александрович, в свою очередь, отрекся в пользу народа. В России наступила республиканская эра.

С 9 марта по 14 августа 1917 г. бывший император и члены его семьи содержались под арестом в Царском Селе, потом они были переправлены в Тобольск. 30 апреля 1918 г. узников привезли в Екатеринбург, где в ночь на 17 июля 1918 г. по постановлению новой революционной власти бывший император, его жена, дети и оставшиеся при них доктор и слуги были расстреляны чекистами. Так окончилось правление последней в истории России династии.

Стал основателем новой династии, правлений которой продлилось около 300 лет. Начало его правления выпало на трудное для России время. негативно отразился на всех сферах жизни Российского общества. Михаилу Федоровичу предстояло вытащить восстановить страну, что собственно ему и удалось. Вопреки мнению многих представителей знатных родов того времени Михаил не стал «марионеточным царем», совсем даже наоборот.

1613 г. стал переломным для всей страны, совсем недавно из Москвы были изгнаны польские интервенты, и предстояло избрать нового царя. В феврале на Земском Соборе царем избрали Михаила Романова. Как показала история - выбор был сделан верно.

Начало правления Михаила Федоровича

Отец Михаила Романова Федор Никитич приходился царю Федору Иоанновичу двоюродным братом. Позже он окажется в опале, его насильно постригут в монахи под именем Филарет. В 1605 г. он получил сан митрополита Ростовского и Ярославского, он активно дружил с поляками, поддерживал приход на престол королевича Владислава.

После ухода с престола Шуйского многие стали прочить в новые цари именно сына Филарета Михаила. Он хоть и был недорослем, но все же , в этом видели залог успеха. Позже именно принадлежность к и сыграло решающую роль в его избрание на царство.

Устройство российской государственности того времени базировалось именно на личности царя. При этом многие понимали, что не так уж и важно, что это будет за царь, главное его наличие. Конечно, многие предпочитали получить царя не очень сильного. Нужен был царь, который бы объединил всех, таким царем стал Михаил Романов.

21 февраля 1613 г. избрали царем, решение это было принято Земским Собором. В советской историографии в 1980-х гг. появились документы, по которым можно утверждать, что инициатива избрать на престол именно Михаила принадлежала казакам. Иван Никитич Романов брат Федора Романова пытался возразить этому. Непонятно какими мотивами он при этом руководствовался, может, пытался сохранить свои позиции во власти или же просто опасался за судьбу своего племянника. Иван говорил: «Князь Михаил еще млад и не вполне разумен».

История первых лет царствования Михаила Федоровича связывают с военными сражениями с поляками, литовцами, шведами и казаками. С теми самыми казаками, которые возвели его на престол. Царю нужно было понять - какой страной он руководит. Был назначен новый казначей, ему предстояло восстановить все документы, которые остались после пожара в Москве. Самое главное Михаилу Романову предстояло удержать Московское государство от реального распада.

Личность Михаила Романова

Как позже стало ясно - государство не распалось. Народ поверил в нового царя, в него так же и поверили западные державы. По большей части признание Михаила было связано с его отцом - Федором Романовым. После того как он вернулся в Москву из Речи Посполитой, он стал править вместе с сыном. Филарет принял сан патриарха. В вопросах администрирования Михаил всегда советовался с отцом. Даже простые чиновники при решении каких-то административных вопросов шли сразу к Филарету. По сути, он был правителем России, но царем оставался Михаил Федорович.

Первые годы правления царь Михаил Федорович были сложными для России. Ее казна была пуста, и пополняли ее самыми разными способами. Михаилу удалось наладить хорошие отношения с купечеством, а это были в основном иностранцы. Они активно шли на контакт с новой властью, и это положительно влияло на развитие экономики страны. При новом государе в России стало выгодно очень вести торговую деятельность. Налоги были очень низкими и сюда стремились приехать торговать очень многие иностранцы. Да и местное производство активно развивалось тоже в таких условиях. Именно благодаря таким мерам в экономике начался период стабилизации.

Личная жизнь Михаила Федоровича

В 1616 г. царю было уже 20 лет, настало время ему жениться. Руси в ближайшее время было важно заполучить наследника престола. Ведь только Смуту преодолели. Его мать и бояри просватали девушку из хорошей семьи Салтыковых. Устроили смотрины. Все лучшие красавицы Руси были свезены во дворец.

Главной считалась Салтыкова, однако государю приглянулась Мария Хлопова. Ее поселили во дворце, и Михаил велел приглядывать за ней, Мария получила имя Анастасия, в память о первой жене . После нескольких дней пребывания во дворце Мария заболела, у нее началась рвота и приступы. Прибыли лекари, которые констатировали, что плоду и чадородию данные симптомы помешать не могут. Однако Салтыков сказал о том, что болезнь неизлечима.

Мать сразу же потребовала удалить невесту из дворца. На Земском Соборе Гаврила Хлопов уверял, что болезнь вызвана ядами, и что она же отступает и Мария почти выздоровела. Но бояре понимали, что мать не желает Хлопову в невесты сыну и препятствовать не стали этому. Мария с ее родственниками сослали в Тобольск. Позже Хлоповы получили царскую грамоту, что они не видят Марию в качестве невесты Михаила.

Михаил Федорович ищет невесту

Позже Инокиня Марфа - матушка царя нашла для него другую невесту - Марию Долгорукову. Она была потомком Черниговских князей, которые в свою очередь были прямыми наследниками Рюриковичей. Свадьба Михаила и Марии состоялась в сентябре 1624 г., но после свадьбы невеста занемогла и через несколько месяцев скончалась.

Через два года женился на Евдокии Стрешневой, с которой прожил всю оставшуюся жизнь. Девушку в тайне привезли во дворец. Ее охраняли только самые близкие Михаилу люди. А о венчании объявили всего лишь за три дня. Это было сделано ради того чтобы враги не строили интриг против девушки и ее семьи. Евдокия не стала принимать имя Анастасия. Он мотивировала это тем, что ни Анастасии, ни Машеньке Хлоповой это добра не принесло. Брак оказался счастливым. У них родилось десять детей, третьим ребенком был сын Алексей, который станет вторым царем из династии Романовых.

Евдокия была прекрасной женой, она была скромна и держалась в стороне от интриг. Ее история стала историей золушки, девушки из простой семье, которая стала царицей. Михаил женился на Евдокии, когда ему было почти тридцать лет. Многие уже начали беспокоиться о наследнике. Однако после женитьбе на Евдокии все решилось благополучно. После двух дочерей на свет появился сын - . А это означало, что у новой династии есть продолжение.

В 1620 г. четыре князя Шаховских затеяли на пиру опасную игру в выборе царя. Князя Матвея назначили царем, а он стал называть остальных подданными. Об этом стало известно государю, нашлись люди, которые донесли на братьев. Эта игра чуть не стоила Шаховским жизни. За братьев заступился Филарет, и Михаил принял решение отправить князей в ссылку.

Михаил и Романовы в целом всегда пытались доказать, что именно они должны быть царями. Стали возвращаться к теории о том, что власть царю дана Богом, стали постепенно приходить к ее сакрализации. Именно поэтому всякое вольнодумство в эту сторону пресекалось на корню. Однако не по нраву была смертная казнь. В большинстве случаев он пытался не доводить до подобной меры. Известен случай, когда была изобличена банда фальшивомонетчиков, их приговорили к смертной казни. Причем смертная казнь была необычная - им должны были вливать в горло расплавленное железо. Но Михаил собственным указом отменил казнь и заменил ее на клеймение на щеках со словом «вор».

Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович Романов родился 22 июля (12 июля по старому стилю) 1596 года в Москве.

Его отец — Федор Никитич Романов, митрополит (позднее — патриарх Филарет), мать — Ксения Ивановна Шестова (позднее — инокиня Марфа). Михаил приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору Ивановичу.

В 1601 году вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова. Жил в ссылке. С 1605 года вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В 1612 году, освобожденный ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, уехал в Кострому .

3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года Земский собор избрал Михаила Романовича на царствование .

23 марта (13 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки прибыть в Москву. Небольшой отряд отправился убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

21 июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович в Москве в Успенском соборе Кремля.

В первые годы царствования Михаила (1613-1619) реальная власть находилась у его матери, а также у ее родни из бояр Салтыковых. С 1619 года по 1633 год страной правил вернувшийся из польского плена отец царя — патриарх Филарет. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год).

Преодоление последствий Смуты требовало централизации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире, о введении экстраординарных налогов.

В 1630-е годы началось создание регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых составляли "охочие вольные люди" и беспоместные дети боярские, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Также правительство приступило к восстановлению и строительству оборонительных линий — засечных черт.

При Михаиле Федоровиче были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен с пяти до девяти лет. В 1641 году к нему прибавили еще год. Крестьян, вывезенных другими владельцами, разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции.

В Кремле в 1624 году воздвигнута Филаретовская звонница. В 1624-1525 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621).

В 1626 году (после опустошительного пожара в Москве) Михаил Федорович издал ряд указов о назначении лиц, обязанных восстановить строения в городе. В Кремле были восстановлены все царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки.

В 1632 году в Москве появилось предприятие по обучению бархатному и камчатному делу — Бархатный двор (в середине XVII века его помещения служили складом оружия). Центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором.

В 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки в Кремль (отсюда ее современное наименование — Водовзводная).

В 1635-1937 годах на месте парадных покоев XVI века для Михаила Федоровича был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644).

В 1642 году началось строительство собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

23 июля (13 июля по старому стилю) 1645 года Михаил Федорович скончался от водяной болезни . Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Первая жена — Мария Владимировна Долгорукова. Брак оказался бездетным.

Вторая жена — Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Брак принес Михаилу Федоровичу семерых дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и трех сыновей (Алексея, Ивана, Василия). Не все дети дожили даже до отрочества. Особенно тяжело пережили родители смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Наследником престола стал Алексей Михайлович Романов (1629-1676, царствовал 1645-1676).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников