История группы смех. Влияние смеха на здоровье

Механика и физиология смеха

Смех есть сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в связи с определённой мимикой . Что касается первых, то при смехе после вздоха следует не один, а целый ряд продолжающихся иногда долго коротких спазматических выдыханий при открытой голосовой щели; если голосовые связки приводятся при этом в колебательные движения, то получается громкий, звонкий смех - хохот ; если же связки остаются в покое, то смех бывает тихим, беззвучным.

Мимика при смехе

Влияние смеха на здоровье

Естественный смех успокаивает нервы , расслабляет мышцы, улучшает самочувствие ; происходят биохимические и физиологические изменения. Научно доказано, что организм насыщается кислородом , выделяются «гормоны счастья» - эндорфины . От смеха уменьшается количество гормонов стресса и укрепляется иммунитет .

При смехе меняется дыхательный ритм, вдох делается более продолжительным, что резко улучшает кровоснабжение органов и тканей, нормализируется работа сердца.

  • Хохот от души в течение получаса сжигает 550 калорий ; 1 минута смеха действует на организм как 10 минут фитнеса .
  • В Малайзии студенты перед сдачей экзаменов делают специальные дыхательные упражнения, чтобы вызвать смех. Те, кто их прилежно выполняет, как правило, сдают экзамены лучше других.
  • Существует расхожее мнение, что женщинам , заботящимся о своей внешности , не следует много смеяться, так как от этого появляются морщины . На самом деле всё с точностью до наоборот - хохот тонизирует и заставляет работать лицевые мышцы, Получается своего рода гимнастика , делаемая без каких-либо особых усилий, которая и улучшает внешний вид.

Лечение смехом

Западная школа смехотерапии стимулирует смех шутками , сатирой , клоунадой .

Восточная медицина использует несколько иную методику. Система индийского доктора Мадана Катария, предложенная в 1996 году, соединяет элементы йоги , включающие дыхательные упражнения, подтягивания, элементы релаксации со смехом; люди учатся смеяться не над чем-нибудь, а с кем-нибудь. Упражнения школы возвращают рефлекторный, заложенный природой смех, подобный детскому. Эта методика приобрела большую популярность, более 10 тыс. клубов «смехойоги» действуют в 60 странах мира.

В некоторых случаях смехотерапия не рекомендуется: например, для пациентов, перенёсших операцию, страдающих грыжей , болезнью глаз , туберкулёзом , различными дыхательными инфекциями .

В США и странах Западной Европы более 30 лет существует «Служба скорой помощи клоунов » (впервые эту идею предложил руководитель бостонского цирка Майкл Кристенсен); в этих странах существуют финансируемые государством программы по обучению медицинского персонала, а в больших лечебницах введена даже такая штатная единица - клоун (разработан даже кодекс профессиональной этики для них: они должны быть профессиональными артистами; не должны получать никакого материального вознаграждения от пациентов, их родителей или больничного персонала; хранить персональные тайны и сведения, ставшие им известными в результате деятельности).

Известный австрийский онколог Зигмунд Фойерабенд написал книгу с говорящим названием «Смех лечит рак». Также он проводит с пациентами специальные занятия, которые называет «юморобика».

История смеха

По данным современных этологических исследований, смех, видимо, возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 млн лет назад . В этой же работе показано, что вокализация при смехе, вызванном щекоткой у детенышей обезьян, гораздо более похожа на человеческую, чем полагали ранее.

  • Здоровый 6-летний ребёнок смеётся в день в среднем 300 раз, а взрослый (вместе с улыбками и ухмылками) - 15-30 раз. [ ]

См. также

Напишите отзыв о статье "Смех"

Примечания

Литература

  • Аверинцев С. С. // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 341-345.
  • Агранович С.З. , Березин С. В. Homo amphibolos: археология сознания. - Самара: Бахрах-М, 2005. - 344 с.
  • Бергсон А. Смех. - М.: Искусство , 1992. - 127 с.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965, 1990).
  • Головко Т. И. К проблеме смеха в народной художественной культуре // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 106-109.
  • Дмитриев А. В. , Сычёв А. А. Смех: социофилософский анализ. М.: Альфа-М, 2005.
  • Лихачёв Д. С. «Смеховой мир» древней Руси
  • Лихачёв Д. С. , Панченко А. М. , Понырко Н. В. . Л: Наука , 1984. - 295 с.
  • Карасёв Л. В. // Квинтэссенция: философский альманах. - М. : Политиздат , 1990.
  • Карасёв Л. В. // Вопросы философии , 1991, № 7. С. 68-86.
  • Карасёв Л. В. Парадокс о смехе // Вопросы философии .1989. № 5. - С. 47-65.
  • Карасёв Л. В. Феноменология смеха // Человек . - 1990. - № 2. - С.175-183.
  • Карасёв Л. В. Опыт несмеяния // Человек . - 1992. - № 5. - С. 39-47.
  • Карасёв Л. В. Смех и зло // Человек . - 1992. - № 3. - С. 14-27.
  • Карасёв Л. В. Антитеза смеха // Человек . - 1993. - № 2. - С. 12-31.
  • Карасёв Л. В. Лики смеха // Человек . - 1993. - № 4. - С. 168-180.
  • Карасёв Л. В. Смех и будущее // Человек . - 1994. - № 1. - С. 54-62.
  • Карасёв Л. В. Философия смеха М., 1996. - 224 с.
  • Козинцев А. Г. // Смех: истоки и функции / Под ред. А. Г. Козинцева. СПб.: Наука , 2002. С. 5-43
  • Куприянов В.А. Место смеха в системе Гегеля и его отношение к идеалу в контексте искусства. // Vita Cogitans: Альманах молодых философов, 2013. - № 8. - С. 8-14.
  • Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Лабиринт, 1999. - 288 с.
  • Пропп В. Я. // Фольклор и действительность. М., 1976.
  • Разуваев В. В. Политический смех в современной России. М.: Высшая школа экономики, 2002.
  • Сафронова Е. С. Дзэнский смех как отражение архаического земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: Наука , 1980. С. 68-78.
  • Селли Дж. Смех его физиология и психология. СПб. Изд. В.И. Губинского 1905г. 96 с.
  • Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб.; Тарту: 1999. 384 с.
  • Соколов Б. М. Русская смеховая культура в отражениях народного лубка // Традиционные формы досуга: История и современность. Вып. 7. М., 1996. С. 159-167
  • Сяо Цзинъюй (КНР) Эстетика смеха М. М. Бахтина и китайская народная смеховая культура // Вестник Московского университета . Серия 7. Философия. № 1. 2006. С. 73-82.
  • Сычёв А. А. - Изд-во МГУ, 2003. - 176 c.
  • О природе смеха: материалы круглого стола. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2000
  • О природе смеха. - Вып. 2. Материалы II Международной научно-теоретической конференции. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2001
  • О природе смеха. - Вып. 3. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2002.
  • Карагодина С. В. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 1 (19). С. 39-62.
  • Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: Сб. ст. / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. и сост. В. П. Шестаков; Ред. А. В. Вислова. - М., 2002. - 272 с.
  • Victoroff D. , Le rire et le risible. Introduction a la psychologie du rire, Paris, 1952
  • Marteinson, Peter, On the Problem of the Comic: A Philosophical Study on the Origins of Laughter, Legas Press, Ottawa, 2006.

Ссылки

  • Константин Глинка.
  • Финиковый компот.

Отрывок, характеризующий Смех

– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.
– Кто тут ходит за больными? – спросил он фельдшера. В это время из соседней комнаты вышел фурштадский солдат, больничный служитель, и отбивая шаг вытянулся перед Ростовым.
– Здравия желаю, ваше высокоблагородие! – прокричал этот солдат, выкатывая глаза на Ростова и, очевидно, принимая его за больничное начальство.
– Убери же его, дай ему воды, – сказал Ростов, указывая на казака.
– Слушаю, ваше высокоблагородие, – с удовольствием проговорил солдат, еще старательнее выкатывая глаза и вытягиваясь, но не трогаясь с места.
– Нет, тут ничего не сделаешь, – подумал Ростов, опустив глаза, и хотел уже выходить, но с правой стороны он чувствовал устремленный на себя значительный взгляд и оглянулся на него. Почти в самом углу на шинели сидел с желтым, как скелет, худым, строгим лицом и небритой седой бородой, старый солдат и упорно смотрел на Ростова. С одной стороны, сосед старого солдата что то шептал ему, указывая на Ростова. Ростов понял, что старик намерен о чем то просить его. Он подошел ближе и увидал, что у старика была согнута только одна нога, а другой совсем не было выше колена. Другой сосед старика, неподвижно лежавший с закинутой головой, довольно далеко от него, был молодой солдат с восковой бледностью на курносом, покрытом еще веснушками, лице и с закаченными под веки глазами. Ростов поглядел на курносого солдата, и мороз пробежал по его спине.
– Да ведь этот, кажется… – обратился он к фельдшеру.
– Уж как просили, ваше благородие, – сказал старый солдат с дрожанием нижней челюсти. – Еще утром кончился. Ведь тоже люди, а не собаки…
– Сейчас пришлю, уберут, уберут, – поспешно сказал фельдшер. – Пожалуйте, ваше благородие.
– Пойдем, пойдем, – поспешно сказал Ростов, и опустив глаза, и сжавшись, стараясь пройти незамеченным сквозь строй этих укоризненных и завистливых глаз, устремленных на него, он вышел из комнаты.

Пройдя коридор, фельдшер ввел Ростова в офицерские палаты, состоявшие из трех, с растворенными дверями, комнат. В комнатах этих были кровати; раненые и больные офицеры лежали и сидели на них. Некоторые в больничных халатах ходили по комнатам. Первое лицо, встретившееся Ростову в офицерских палатах, был маленький, худой человечек без руки, в колпаке и больничном халате с закушенной трубочкой, ходивший в первой комнате. Ростов, вглядываясь в него, старался вспомнить, где он его видел.
– Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов.
«И как они могут не только хохотать, но жить тут»? думал Ростов, всё слыша еще этот запах мертвого тела, которого он набрался еще в солдатском госпитале, и всё еще видя вокруг себя эти завистливые взгляды, провожавшие его с обеих сторон, и лицо этого молодого солдата с закаченными глазами.
Денисов, закрывшись с головой одеялом, спал не постели, несмотря на то, что был 12 й час дня.
– А, Г"остов? 3до"ово, здо"ово, – закричал он всё тем же голосом, как бывало и в полку; но Ростов с грустью заметил, как за этой привычной развязностью и оживленностью какое то новое дурное, затаенное чувство проглядывало в выражении лица, в интонациях и словах Денисова.
Рана его, несмотря на свою ничтожность, все еще не заживала, хотя уже прошло шесть недель, как он был ранен. В лице его была та же бледная опухлость, которая была на всех гошпитальных лицах. Но не это поразило Ростова; его поразило то, что Денисов как будто не рад был ему и неестественно ему улыбался. Денисов не расспрашивал ни про полк, ни про общий ход дела. Когда Ростов говорил про это, Денисов не слушал.
Ростов заметил даже, что Денисову неприятно было, когда ему напоминали о полке и вообще о той, другой, вольной жизни, которая шла вне госпиталя. Он, казалось, старался забыть ту прежнюю жизнь и интересовался только своим делом с провиантскими чиновниками. На вопрос Ростова, в каком положении было дело, он тотчас достал из под подушки бумагу, полученную из комиссии, и свой черновой ответ на нее. Он оживился, начав читать свою бумагу и особенно давал заметить Ростову колкости, которые он в этой бумаге говорил своим врагам. Госпитальные товарищи Денисова, окружившие было Ростова – вновь прибывшее из вольного света лицо, – стали понемногу расходиться, как только Денисов стал читать свою бумагу. По их лицам Ростов понял, что все эти господа уже не раз слышали всю эту успевшую им надоесть историю. Только сосед на кровати, толстый улан, сидел на своей койке, мрачно нахмурившись и куря трубку, и маленький Тушин без руки продолжал слушать, неодобрительно покачивая головой. В середине чтения улан перебил Денисова.
– А по мне, – сказал он, обращаясь к Ростову, – надо просто просить государя о помиловании. Теперь, говорят, награды будут большие, и верно простят…
– Мне просить государя! – сказал Денисов голосом, которому он хотел придать прежнюю энергию и горячность, но который звучал бесполезной раздражительностью. – О чем? Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь: я честно служил царю, отечеству и не крал! И меня разжаловать, и… Слушай, я так прямо и пишу им, вот я пишу: «ежели бы я был казнокрад…
– Ловко написано, что и говорить, – сказал Тушин. Да не в том дело, Василий Дмитрич, – он тоже обратился к Ростову, – покориться надо, а вот Василий Дмитрич не хочет. Ведь аудитор говорил вам, что дело ваше плохо.
– Ну пускай будет плохо, – сказал Денисов. – Вам написал аудитор просьбу, – продолжал Тушин, – и надо подписать, да вот с ними и отправить. У них верно (он указал на Ростова) и рука в штабе есть. Уже лучше случая не найдете.
– Да ведь я сказал, что подличать не стану, – перебил Денисов и опять продолжал чтение своей бумаги.
Ростов не смел уговаривать Денисова, хотя он инстинктом чувствовал, что путь, предлагаемый Тушиным и другими офицерами, был самый верный, и хотя он считал бы себя счастливым, ежели бы мог оказать помощь Денисову: он знал непреклонность воли Денисова и его правдивую горячность.
Когда кончилось чтение ядовитых бумаг Денисова, продолжавшееся более часа, Ростов ничего не сказал, и в самом грустном расположении духа, в обществе опять собравшихся около него госпитальных товарищей Денисова, провел остальную часть дня, рассказывая про то, что он знал, и слушая рассказы других. Денисов мрачно молчал в продолжение всего вечера.
Поздно вечером Ростов собрался уезжать и спросил Денисова, не будет ли каких поручений?
– Да, постой, – сказал Денисов, оглянулся на офицеров и, достав из под подушки свои бумаги, пошел к окну, на котором у него стояла чернильница, и сел писать.
– Видно плетью обуха не пег"ешибешь, – сказал он, отходя от окна и подавая Ростову большой конверт. – Это была просьба на имя государя, составленная аудитором, в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о помиловании.
– Передай, видно… – Он не договорил и улыбнулся болезненно фальшивой улыбкой.

Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов с письмом к государю поехал в Тильзит.
13 го июня, французский и русский императоры съехались в Тильзите. Борис Друбецкой просил важное лицо, при котором он состоял, о том, чтобы быть причислену к свите, назначенной состоять в Тильзите.
– Je voudrais voir le grand homme, [Я желал бы видеть великого человека,] – сказал он, говоря про Наполеона, которого он до сих пор всегда, как и все, называл Буонапарте.
– Vous parlez de Buonaparte? [Вы говорите про Буонапарта?] – сказал ему улыбаясь генерал.
Борис вопросительно посмотрел на своего генерала и тотчас же понял, что это было шуточное испытание.
– Mon prince, je parle de l"empereur Napoleon, [Князь, я говорю об императоре Наполеоне,] – отвечал он. Генерал с улыбкой потрепал его по плечу.
– Ты далеко пойдешь, – сказал он ему и взял с собою.
Борис в числе немногих был на Немане в день свидания императоров; он видел плоты с вензелями, проезд Наполеона по тому берегу мимо французской гвардии, видел задумчивое лицо императора Александра, в то время как он молча сидел в корчме на берегу Немана, ожидая прибытия Наполеона; видел, как оба императора сели в лодки и как Наполеон, приставши прежде к плоту, быстрыми шагами пошел вперед и, встречая Александра, подал ему руку, и как оба скрылись в павильоне. Со времени своего вступления в высшие миры, Борис сделал себе привычку внимательно наблюдать то, что происходило вокруг него и записывать. Во время свидания в Тильзите он расспрашивал об именах тех лиц, которые приехали с Наполеоном, о мундирах, которые были на них надеты, и внимательно прислушивался к словам, которые были сказаны важными лицами. В то самое время, как императоры вошли в павильон, он посмотрел на часы и не забыл посмотреть опять в то время, когда Александр вышел из павильона. Свидание продолжалось час и пятьдесят три минуты: он так и записал это в тот вечер в числе других фактов, которые, он полагал, имели историческое значение. Так как свита императора была очень небольшая, то для человека, дорожащего успехом по службе, находиться в Тильзите во время свидания императоров было делом очень важным, и Борис, попав в Тильзит, чувствовал, что с этого времени положение его совершенно утвердилось. Его не только знали, но к нему пригляделись и привыкли. Два раза он исполнял поручения к самому государю, так что государь знал его в лицо, и все приближенные не только не дичились его, как прежде, считая за новое лицо, но удивились бы, ежели бы его не было.

То в большинстве случаев на него становится противно смотреть. Чаще всего в смехе людей обнаруживается нечто пошлое , нечто как бы унижающее смеющегося, хотя сам смеющийся почти всегда ничего не знает о впечатлении, которое производит. Точно так же не знает, как и вообще все не знают, каково у них лицо, когда они спят. У иного спящего лицо и во сне умное , а у другого, даже и умного, во сне лицо становится очень глупым и потому смешным. Я не знаю, отчего это происходит: я хочу только сказать, что смеющийся, как и спящий, большею частью ничего не знает про своё лицо. Чрезвычайное множество людей не умеют совсем смеяться. Впрочем, тут уметь нечего: это - дар, и его не выделаешь. Выделаешь разве лишь тем, что перевоспитаешь себя, разовьёшь себя к лучшему и поборешь дурные инстинкты своего характера : тогда и смех такого человека, весьма вероятно, мог бы перемениться к лучшему. Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен . Смех требует прежде всего искренности , а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно . Искренний и беззлобный смех - это весёлость , а где в людях в наш век весёлость, и умеют ли люди веселиться ? (О весёлости в наш век - это замечание Версилова, и я его запомнил.) Весёлость человека - это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеётся человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно. Я не про умственное его развитие говорю, а про характер, про целое человека. Итак: если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями , а высмотрите лучше его, когда он смеётся. Хорошо смеётся человек - значит хороший человек. Примечайте притом все оттенки: надо, например, чтобы смех человека ни в случае не показался вам глупым, как бы ни был он весел и простодушен. Чуть заметите малейшую черту глуповатости в смехе - значит несомненно тот человек ограничен умом, хотя бы только и делал, что сыпал идеями. Если и не глуп его смех, но сам человек, рассмеявшись, стал вдруг почему-то для вас смешным, хотя бы даже немного, - то знайте, что в человеке том нет настоящего собственного достоинства , по крайней мере вполне. Или, наконец, если смех этот хоть и сообщителен, а всё-таки почему-то вам покажется пошловатым, то знайте, что и натура того человека пошловата, и все благородное и возвышенное, что вы заметили в нём прежде, - или с умыслом напускное, или бессознательно заимствованное, и что этот человек непременно впоследствии изменится к худшему, займется «полезным», а благородные идеи отбросит без сожаления, как заблуждения и увлечения молодости .
Эту длинную тираду о смехе я помещаю здесь с умыслом, даже жертвуя течением рассказа, ибо считаю её одним из серьёзнейших выводов моих из жизни. И особенно рекомендую её тем

В ответ на щекотку смеётся не только человек, но и человекообразные обезьяны . Смех у них отличается от человеческого, но, тем не менее, он узнаваем. Также в конце XX века появились данные, что и крысы при щекотке издают определенный ультразвуковой сигнал с частотой 50 кГц .

Юмор и смех на первый взгляд образуют неразрывное единство: стимул и реакция. Однако связь между ними далеко не проста. Находясь в одиночестве, люди могут оценивать какие-то стимулы как весьма смешные, но при этом не смеяться .

История изучения

Детский смех

Вопрос о природе смеха и юмора на протяжении веков является предметом исследований философов и учёных. Сегодня он рассматривается различными науками, в рамках которых сформировалось множество концепций генезиса и восприятия комического .

Впервые идея о двух принципиально различных видах смеха была высказана Дж. Битти , который назвал смех от щекотки «животным», а смех, вызванный психологическими причинами, - «сентиментальным». Так возникла дуалистическая концепция смеха .

Г. Вайсфелд считал, что щекотка и юмор - два вида приятной и полезной стимуляции. Если польза от щекотки состоит в тактильной стимуляции (как известно, ее дефицит приводит у младенцев к психическим расстройствам [ ]), то ценность юмора заключается в когнитивной стимуляции. Смех объекта щекотки первоначально был знаком благодарности и служил для щекочущего, а затем и для «юмориста» наградой, приятным социальным сигналом .

Классификация

  • Юмористический смех
  • Социальный смех (от возбуждения)
  • Ликующий (знак победы или избытка сил)
  • Смех от облегчения (нервная разрядка)
  • Смех смущения или беспокойства (защитный механизм)
  • Истерический
  • Физиологический (вызванный наркотическими веществами, щекоткой)
  • Патологический (при душевной болезни или прямой стимуляции мозга)
  • Ритуальный (искусственный)

Социальное значение

Отсюда становится понятным происхождение словосочетаний «издевательский смех», «угрожающий смех».

Изучение смеха

История смеха

По данным современных этологических исследований, смех, видимо, возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 млн лет назад . В этой же работе показано, что вокализация при смехе, вызванном щекоткой у детенышей обезьян, гораздо более похожа на человеческую, чем полагали ранее.

См. также

Примечания

  1. Наймарк Е. За «боязнь» щекотки у крыс отвечает соматосенсорная кора (неопр.) . Элементы. Проверено 30 декабря 2016.
  2. Козинцев А. Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора // Смех: истоки и функции. - СПб. : Наука, 2002. - С. 5-43 .
  3. Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1 .
  4. Платон. Филеб // Полное собрание творений Платона в 15 т.. - Л. : Academia, 1929. - Т. 4. - P. 95-185.
  5. Beattie J. On Laughter and Ludicrous Composition // Essays: On Poetry and Music. - London: Routledge/ Thoemmes Press, 1996. - С. 321-487 .
  6. Weisfeld G. E. The adaptive value of humor and laughter // Ethology and Sociobiology. - 1993. - № 14 . - С. 141-169 .
  7. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. - М. , 1981.
  8. По материалам круглого стола журнала «В мире науки», № 12 2006
  9. Кант Э. Критика способности суждения § 54
  10. Смеху оказалось 10 миллионов лет (неопр.) . Lenta.ru (5 июня 2009). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 28 августа 2011 года.
  11. M. Davila Ross, M. J Owren, E. Zimmermann. Reconstructing the Evolution of Laughter in Great Apes and Humans. Current Biology. Vol. 19. Issue 13. P. 1106-1111

Литература

  • Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 341-345.
  • Агранович С.З. , Березин С. В. Homo amphibolos: археология сознания. - Самара: Бахрах-М, 2005. - 344 с.
  • Бергсон А. Смех. - М.: Искусство , 1992. - 127 с.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965, 1990).
  • Головко Т. И. К проблеме смеха в народной художественной культуре // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 106-109.
  • Дмитриев А. В. , Сычёв А. А. Смех: социофилософский анализ. М.: Альфа-М, 2005.
  • Лихачёв Д. С. «Смеховой мир» древней Руси
  • Лихачёв Д. С. , Панченко А. М. , Понырко Н. В. Смех в Древней Руси . Л: Наука , 1984. - 295 с.
  • Карасёв Л. В. Парадокс о смехе // Квинтэссенция: философский альманах. - М. : Политиздат , 1990.
  • Карасёв Л. В. Мифология смеха // Вопросы философии , 1991, № 7. С. 68-86.
  • Козинцев А. Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора (этюд о щекотке) // Смех: истоки и функции / Под ред. А. Г. Козинцева. СПб.: Наука , 2002. С. 5-43
  • Куприянов В.А. Место смеха в системе Гегеля и его отношение к идеалу в контексте искусства. // Vita Cogitans: Альманах молодых философов, 2013. - № 8. - С. 8-14.
  • Н. Б. Мечковская «Засмеяться» и «рассмешить»: относительная хронология детских шагов к вербальному смеху // Проблемы онтолингвистики - 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург / РГПУ им. А. И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребенка, Лаборатория детской речи; редкол.: Т. А. Круглякова, М. А. Еливанова. - Иваново: ЛИСТОС, 2016. - С. 282-289.
  • Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Лабиринт, 1999. - 288 с.
  • Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре // Фольклор и действительность. М., 1976.
  • Разуваев В. В. Политический смех в современной России. М.: Высшая школа экономики, 2002.

По одной из версий, смех — это защитная реакция организма. Он помогает избавиться от переизбытка положительных эмоций. Поэтому счастливые люди могут смеяться без повода — им постоянно необходим выплеск позитива. Те же, у кого депрессия, с трудом выдавливают улыбку даже при очень забавных обстоятельствах. По другой версии, это способ разрядки, освобождения организма от лишнего — не только позитива, но и негатива. Не зря же первобытные люди во время праздничных обрядов комично изображали нарушения табу или победу над врагом. Все сценки сопровождались дружным хохотом. Таким образом наши далекие предки снимали стресс, поводов для которого было более чем достаточно.

Еще вариант: смех — это способ общения. Мы нечасто хохочем наедине с собой, ну разве что когда читаем, смотрим ТВ или вспоминаем забавные истории. Куда чаще мы веселимся за компанию. Выходит, смех нужен нам для сплочения, создания и укрепления отношений.

Со здоровьем шутят

А еще смех просто необходим для здоровья. В 70-х годах прошлого века даже появилась наука гелотология(от греческого« геласма» — смех). Ее основал американец Норман Казинс, страдавший от тяжелой болезни суставов. Его шанс на выздоровление был 1 к 500. И тогда Казинс решил попробовать свою программу лечения, основа которой — положительные эмоции, активизирующие биохимические процессы в организме. Просматривая кинокомедии, он обнаружил: 10 минут безудержного смеха дают два часа« анестезии». Ровно столько времени он не чувствовал боли без лекарств. А через несколько месяцев Казинс полностью выздоровел.

С тех пор стали активно изучать влияние веселья на человека. Оказывается, когда мы смеемся, в клетках происходят химические реакции, улучшающие кровообращение, нормализующие артериальное давление, укрепляющие иммунитет, повышающие сопротивляемость к недугам. В больницах даже появились клоуны, устраивающие шуточные осмотры и представления. И процесс выздоровления больных(особенно детей) идет быстрее. А еще смех компенсирует вред от так называемого поверхностного дыхания. Многие дышат недостаточно глубоко. Хохоча же человек набирает в легкие больше кислорода. А потом энергично выдыхает. Отличная тренировка для легких!

Природный дар

Способность смеяться — врожденная(равно как и умение плакать, кашлять, чихать). Но с годами она трансформируется. Почему? Во‑первых, общаясь, люди невольно копируют интонации и мимику друг друга. Во‑вторых, искреннему смеху начинают мешать комплексы и неуверенность в себе. В итоге кто-то смеется слишком тонко, другие слишком зажато, а некоторые и вовсе похрюкивают. От души похохотать удается не каждому.

А между тем мужчина реагирует на смех женщины так же, как на ее фигуру, лицо, одежду: в его мозгу активизируются зеркальные нейроны, которые ответственны за восприятие красоты. А значит, наравне с курсами по макияжу неплохо было бы посещать занятия по правильному смеху. Шанс найти спутника жизни точно возрос бы!

Экспертное мнение

Вера Смоляницкая,
доцент кафедры сценической речи РАТИ(ГИТИС):
« Чем меньше человек закомплексован, тем ярче он себя проявляет. Главное — не стесняться и не пытаться закрыть рот, когда смеешься. Иначе получается сдавленное хихиканье. Хохотать нужно с широко открытым ртом, и тогда это будет именно тот смех, который притягивает к себе других людей, заражает их весельем. И не нужно бояться звука: смех должен быть громким!"

Римма Умярова,
смехотерапевт, руководитель школы« Клуб смеха»
(http://smile-it.ru/club):

« Смех — это дар, данный для выживания . Иначе человек не смог бы избавляться от стресса, пополнять ресурсы жизненных сил. Изначальный смех всегда красив. Посмотрите на детей: они хохочут искренне и заразительно. Их приятно видеть и слышать. А взрослые нередко смеются отталкивающе, раздражающе. В чем разница? Дети полностью раскованны, у них нет комплексов. Но главное — они дышат глубоко, а не поверхностно».


Смеяться красиво и раскатисто можно научиться. Для этого освой упражнения на дыхание.

1 Стоя/сидя. Положи руки на живот и дыши только им. Почувствуй руками, как он надувается и сдувается.

2 Стоя, руки опущены. Наклонись и сделай глубокий вдох. Выпрямись, поднимая руки вверх, и сильно выдохни(6−8 раз).

3 Стоя, соедини ладони, подложи их под подбородок. Локти в стороны. Вдохни, а с выдохом раскинь руки вверх и рассмейся как можно громче(5−10 раз).

4 На вдохе вытолкни мышцы живота вперед и, удерживая их, делай короткие резкие выдохи, одновременно быстро произнеси« А-а-а».

Народный юмор

Первая школа смеха открылась в 1909-м в Милане. Ее основатель уверял, что немцы смеются звонко, англичане — высокомерно, австрийцы — изящно, а французы — заразительнее всех. И предлагал освоить разные виды смеха. От учеников не было отбоя.

Екатерина Бабкова

Смеющиеся швеи

Смех - одна из реакций человека на юмор или щекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата. В некоторых случаях смех может быть реакцией на нервное напряжение (нервный смех) или быть признаком психического расстройства. Совместный смех является действенным фактором социализации, коммуникативности.

В ответ на щекотку смеётся не только человек, но и человекообразные обезьяны. Смех у них отличается от человеческого, но, тем не менее, он узнаваем. Также в конце XX века появились данные, что и крысы при щекотке издают определенный ультразвуковой сигнал с частотой 50 кГц.

Юмор и смех на первый взгляд образуют неразрывное единство: стимул и реакция. Однако связь между ними далеко не проста. Находясь в одиночестве, люди могут оценивать какие-то стимулы как весьма смешные, но при этом не смеяться.

История изучения

Детский смех

Вопрос о природе смеха и юмора на протяжении веков является предметом исследований философов и учёных. Сегодня он рассматривается различными науками, в рамках которых сформировалось множество концепций генезиса и восприятия комического.

Платон в диалоге «Филеб» подчёркивал, что смех над «смешными свойствами друзей» обусловлен сочетанием удовольствия и зависти со стороны смеющегося.

Впервые идея о двух принципиально различных видах смеха была высказана Дж. Битти, который назвал смех от щекотки «животным», а смех, вызванный психологическими причинами, - «сентиментальным». Так возникла дуалистическая концепция смеха.

Г. Вайсфелд считал, что щекотка и юмор - два вида приятной и полезной стимуляции. Если польза от щекотки состоит в тактильной стимуляции (как известно, ее дефицит приводит у младенцев к психическим расстройствам), то ценность юмора заключается в когнитивной стимуляции. Смех объекта щекотки первоначально был знаком благодарности и служил для щекочущего, а затем и для «юмориста» наградой, приятным социальным сигналом.

Жан Поль писал: «Люди сначала смеялись, - а потом появились комики». Поддерживая эту точку зрения, А. Г. Козинцев считает, что в филогенезе, как и в онтогенезе, смех появляется гораздо раньше юмора. Он представляет собой древний (докультурный) врожденный сигнал, тогда как юмор - явление культуры, возникшее на базе того поведения, частью которого был (и, судя повсему, остается) этот сигнал. Р. Провайн считает, что люди более 2000 лет безуспешно бьются над тем, почему же юмор смешит, по причине того, что они переоценивают роль юмора, как якобы главного способа вызывания смеха, и недооценивают роль смеха, как самостоятельного феномена.

Классификация

  • Юмористический смех
  • Социальный смех (от возбуждения)
  • Ликующий (знак победы или избытка сил)
  • Смех от облегчения (нервная разрядка)
  • Смех смущения или беспокойства (защитный механизм)
  • Истерический
  • Физиологический (вызванный наркотическими веществами, щекоткой)
  • Патологический (при душевной болезни или прямой стимуляции мозга)
  • Ритуальный (искусственный)

И многие другие.

Социальное значение

У человека смех коррелирует с дружелюбием, и, как ни странно, с агрессией - его рассматривают как игровую форму поведения, в которой может быть заложена скрытая угроза: «Смотри, что я могу сделать с тобой, но не сделаю».

Отсюда становится понятным происхождение словосочетаний «издевательский смех», «угрожающий смех».

Изучение смеха

Изучением смеха, юмора и его влияния на организм человека занимается раздел психиатрии - гелотология (от др.-греч. γέλως - смех). К феномену смеха обращаются также философы (Аристотель, Анри Бергсон, Л. В. Карасёв и др.). Например, дает следующее определение:

История смеха

По данным современных этологических исследований, смех, видимо, возник у общих предков человека и человекообразных обезьян более 10 млн лет назад. В этой же работе показано, что вокализация при смехе, вызванном щекоткой у детенышей обезьян, гораздо более похожа на человеческую, чем полагали ранее.

См. также

  • Смехотерапия
  • Комическое
  • Мышца смеха
  • Сардонический смех
  • Гомерический смех
  • Ирония
  • Эпидемия смеха в Танганьике

Примечания

  1. Наймарк Е. За «боязнь» щекотки у крыс отвечает соматосенсорная кора. Элементы. Проверено 30 декабря 2016.
  2. Козинцев А. Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора // Смех: истоки и функции. - СПб. : Наука, 2002. - С. 5-43 .
  3. Мельников С. С. Социология юмора: к критике трех фундаментальных теорий смешного // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1 .
  4. Платон. Филеб // Полное собрание творений Платона в 15 т.. - Л. : Academia, 1929. - Т. 4. - P. 95-185.
  5. Beattie J. On Laughter and Ludicrous Composition // Essays: On Poetry and Music. - London: Routledge/ Thoemmes Press, 1996. - С. 321-487 .
  6. Weisfeld G. E. The adaptive value of humor and laughter // Ethology and Sociobiology. - 1993. - № 14 . - С. 141-169 .
  7. Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. - М. , 1981.
  8. По материалам круглого стола журнала «В мире науки», № 12 2006
  9. Кант Э. Критика способности суждения § 54
  10. Смеху оказалось 10 миллионов лет. Lenta.ru (5 июня 2009). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 28 августа 2011 года.
  11. M. Davila Ross, M. J Owren, E. Zimmermann. Reconstructing the Evolution of Laughter in Great Apes and Humans. Current Biology. Vol. 19. Issue 13. P. 1106-1111

Литература

  • Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. - М., 1993. - С. 341-345.
  • Агранович С.З., Березин С. В. Homo amphibolos: археология сознания. - Самара: Бахрах-М, 2005. - 344 с.
  • Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 127 с.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (1965, 1990).
  • Головко Т. И. К проблеме смеха в народной художественной культуре // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 106-109.
  • Дмитриев А. В., Сычёв А. А. Смех: социофилософский анализ. М.: Альфа-М, 2005.
  • Лихачёв Д. С. «Смеховой мир» древней Руси
  • Лихачёв Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л: Наука, 1984. - 295 с.
  • Карасёв Л. В. Парадокс о смехе // Квинтэссенция: философский альманах. - М. : Политиздат, 1990.
  • Карасёв Л. В. Мифология смеха // Вопросы философии, 1991, № 7. С. 68-86.
  • Козинцев А. Г. Об истоках антиповедения, смеха и юмора (этюд о щекотке) // Смех: истоки и функции / Под ред. А. Г. Козинцева. СПб.: Наука, 2002. С. 5-43
  • Куприянов В.А. Место смеха в системе Гегеля и его отношение к идеалу в контексте искусства. // Vita Cogitans: Альманах молодых философов, 2013. - № 8. - С. 8-14.
  • Н. Б. Мечковская «Засмеяться» и «рассмешить»: относительная хронология детских шагов к вербальному смеху // Проблемы онтолингвистики - 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург / РГПУ им. А. И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребенка, Лаборатория детской речи; редкол.: Т. А. Круглякова, М. А. Еливанова. - Иваново: ЛИСТОС, 2016. - С. 282-289.
  • Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Лабиринт, 1999. - 288 с.
  • Пропп В. Я. Ритуальный смех в фольклоре // Фольклор и действительность. М., 1976.
  • Разуваев В. В. Политический смех в современной России. М.: Высшая школа экономики, 2002.
  • Сафронова Е. С. Дзэнский смех как отражение архаического земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: Наука, 1980. С. 68-78.
  • Селли Дж. Смех его физиология и психология. СПб. Изд. В.И. Губинского 1905г. 96 с.
  • Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб.; Тарту: 1999. 384 с.
  • Соколов Б. М. Русская смеховая культура в отражениях народного лубка // Традиционные формы досуга: История и современность. Вып. 7. М., 1996. С. 159-167
  • Сяо Цзинъюй (КНР) Эстетика смеха М. М. Бахтина и китайская народная смеховая культура // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 2006. С. 73-82.
  • Сычёв А. А. Природа смеха или Философия комического - Изд-во МГУ, 2003. - 176 c.
  • О природе смеха: материалы круглого стола. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2000
  • О природе смеха. - Вып. 2. Материалы II Международной научно-теоретической конференции. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2001
  • О природе смеха. - Вып. 3. - Одесса: ООО Студия «Негоциант», 2002.
  • Тарханов И. Р. Смех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Карагодина С. В. Козимо Медичи и Иван Грозный: природа смеха и природа власти // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1 (19). С. 39-62.
  • Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: Сб. ст. / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. и сост. В. П. Шестаков; Ред. А. В. Вислова. - М., 2002. - 272 с.
  • Victoroff D. , Le rire et le risible. Introduction a la psychologie du rire, Paris, 1952
  • Marteinson, Peter, On the Problem of the Comic: A Philosophical Study on the Origins of Laughter, Legas Press, Ottawa, 2006.

Ссылки

  • О пользе смеха для тела и души
  • Константин Глинка. Теория юмора
  • Алексей Редозубов. О природе юмора в книге «Логика эмоций»
  • Как сделать смешно
  • Финиковый компот. Пролегомены к понятию «смех»