Градусная сетка параллели и меридианы. Градусная сетка земли. Изучение нового материала

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры». При помощи него вы сможете получить представление о вулканах, их строении, видах и способах образования. Учитель расскажет о горячих источниках и гейзерах, а также об их особенностях.

Вулканы бывают разные, многие находятся на дне океанов; формируются разные периоды времени. Благодаря подводным вулканам образуются вулканические острова.

В верхней части мантии ее вещество плавится, и образуется очаг магмы - «сердце» вулкана. Именно это вещество изливается из вулкана. Под давлением через трещины в земной коре и более мягкие горные породы магма устремляется наверх. Когда магма вытекает на поверхность, она теряет часть веществ и немного остывает, образуя потоки лавы и пепел.

Рис. 2. Строение вулкана ()

Рис. 3. Извержение вулкана ()

Самый высокий вулкан России - Ключевская Сопка, высотой 4750 метров. Самые высокие вулканы Земли: Охос-дель-Саладо, Килиманджаро. Высота марсианского вулкана Олимп составляет 26 километров! Этот вулкан является самой высокой горой в Солнечной системе.

Рис. 4. Ключевская Сопка ()

Вулканы бывают:

1. Потухшие (не извергались на памяти человека): Эльбрус, Казбек.

2. Уснувшие (вулканы, которые не извергались и вдруг стали извергаться).

3. Действующие (извергались относительно недавно): Ключевская Сопка, Этна, Льяма, Асама.

В древности люди очень боялись вулканов и их извержений. В настоящее время вулканы являются объектами изучения, в том числе такой науки, как вулканология. Больше всего вулканов находится в пределах Тихоокеанского огненного кольца.

В местах, где есть вулканы, температуры подземных вод очень высоки. Эти воды могут постепенно выходить на поверхность. Такие объекты природы называют горячими источниками.

Иногда горячие источники могут фонтанировать под давлением, выбрасывая горячую воду и пар из недр Земли, такие объекты называют гейзеры. Гейзеры используют при обогреве, для получения энергии на ГеоТЭС, для лечения.

Домашнее задание

Параграф 19.

1. Расскажите про строение вулкана.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

1. Возникновение вулканов и их строение. Вулкан - гора конической формы, из горловины которой выбрасывается горючий газ, пар, пепел, камни и др. горные породы, а также при этом по поверхности земли растекаются мощные потоки раскаленной лавы (рис. 38). Магма, расположенная глубоко в земной коре, по образовавшимся трещинам устремляется вверх и изливается на поверхность. Изливающуюся магму называют лавой, а горловину (канал), по которой поднимается магма - жерлом вулкана. Жерло на вершине горы заканчивается чашеобразным углублением - кратером (по-гречески кратер - большая чаша).

Рис. 38. Строение вулкана (в разрезе): а - кратер; б - жерло; в - боковой кратер; г - очаг магмы.

Жерло кратера - очаг лавы-магмы. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, а из кратера с грохотом выходят газы и водяной пар. Пар с пеплом, поднявшись на большую высоту в виде столба, наверху образует облака. Пепел в виде мельчайших частиц пыли оседает вокруг вулкана, покрывая огромной толщей окружающую местность. Как правило, над вулканом сгущаются тучи, гремит гром, сверкает молния и идет сильный дождь.
На склонах гор вода, смешанная с пеплом, образует мощные грязевые потоки, которые несутся вниз, разрушая населенные пункты и опустошая все на своем пути. Сразу после этого из кратера вырывается огненно-раскаленная лава и разливается на поверхности земли.
Города Древнего Рима Помпеи и Геркуланум при извержении вулкана Везувий были разрушены и засыпаны пеплом. Только через много лет поверхность уплотненного пепла и застывшей лавы покрыла плодородная почва и густая растительность.

2. Потухшие и действующие вулканы. Как отличить потухший вулкан? Конусообразная форма горы и кратер на вершине свидетельствуют об их активной жизни в прошлом. Вулканы, об извержениях которых в истории человечества не сохранилось никаких сведений, называют потухшими вулканами. Например, к числу потухших вулканов относятся Эльбрус и Казбек на Кавказе.
Иногда и потухшие вулканы начинают извергаться. Например, в 1960 г. в Чили во время землетрясения вулканы, считавшиеся потухшими, начали извергаться. Поэтому их точнее было бы назвать «уснувшими».
Вулканы, из жерла которых постоянно происходят извержения, называют действующими вулканами. Например, Ключевская сопка на Камчатке (рис. 39).


Рис. 39. Вулкан Ключевская сопка.

Распространение вулканов на Земле связано с землетрясениями и горообразованием местности.
Действующие вулканы широко распространены в местах с продолжающимся горообразованием. В таких местах магма быстро находит выход на поверхность земли. Вулканы обычно располагаются цепочкой вдоль трещин в земной коре. Отдельный вулкан встречается редко. Большинство вулканов расположены на побережье

Тихого океана. Это место называют Тихоокеанским вулканическим поясом.
Вулканы извергаются не только на суше, но и на дне океанов и морей. Близ кратера такого вулкана под водой появляется новый ост­ров. Например, Курильские острова в Тихом океане являются потух­шими вулканами.
На этих островах много густонаселенных местностей, городов и промышленных центров.

В 1883 г. на одном из маленьких островов в Индонезии между Азией и Австралией произошло сильное извержение вулкана Кракатау. От мощного взрыва многие участки острова исчезли. Поднявшийся в верхние слои пепел несколько месяцев застилал небо. На море поднялась высокая волна, которая дошла до Индийского и Тихого океанов. Несколько городов и селений соседнего острова смыла гигантская волна и погибли десятки тысяч человек.

3. Для чего изучают вулканы? Значение деятельности вулканов.
Извержения вулканов дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере. Изучение вулканов помогает определить происхождение полезных ископаемых. Благодаря исследованиям можно предсказать начало извержения вулкана и предотвратить бедствия.
Ученые установили, что районы землетрясений и извержений вулканов часто совпадают. Эти явления характерны для районов с не­устойчивой земной корой.
Вам известно о том, что при извержении вулкана выходит водяной пар с газом. Многие ученые в последнее время считают, что наличие вод на земной поверхности и определенного количества кислорода в атмосфере связано именно с вулканическими явлениями.
Таким образом, вулканы выполняют важную роль при образовании литосферы, гидросферы и атмосферы.

4. Горячие источники и гейзеры. В некоторых районах земного шара температура подземных вод высокая и в их составе встречаются в растворенном виде различные соли и газы. Такие подземные воды называют минеральными. Минеральная вода имеет определенный вкус и запах. Появление таких вод связано с нахождением вблизи них еще не остывшего очага магмы. Магма, нагревая воду, растворяет соли.
Одним из явлений вулканического действия являются гейзеры (по-исландски гейза - хлынуть).


Рис. 40. Гейзер.

Время от времени фонтанирующий источник горячей воды с па­ром называют гейзером (рис. 40). Горячая вода с температу­рой выше 100°С, вытекая из недр земли, через трещины поднимает­ся вверх. Из горловины гейзера сначала выходит горячий пар, за­тем за ним вырывается горячая вода на высоту нескольких десятков метров. Все это сопровождается сильным грохотом. Гейзер фонтанирует 1-2 минуты и останавливается до следующего накопления горячей воды и пара. Гейзеры распространены в Тихоокеанском вулканическом поясе - на Камчатке, в Японии, Новой Зеландии, на побережье Северной Америки и на острове Исландия.

1. Как образуется вулкан?

2. Опишите строение вулкана.

3. Для чего необходимо изучать вулканы?

4. Какова роль деятельности вулканов в формировании поверхности Земли?

5. При каких условиях возникают горячие источники и гейзеры?

6. На контурной карте отметьте районы часто повторяющихся землетрясений и распространения вулканов. Сравнивая составленную карту с физической картой, определите зависимость расположения сейсмических и вулканических районов с рельефом Земли.

7*. Допустим, вы попали в местность, где раньше происходила вулканическая деятельность. По каким признакам мож­но доказать, что рядом присутствует потухший вулкан?

Тема урока: Вулканы и гейзеры.

6 класс.

Учебник п/р О.А.Климановой «География. Землеведение. 6 клас»

ЦЕЛЬ : расширить, углубить и систематизировать знания о вулканах, горячих источниках, гейзерах.

ЗАДАЧИ :

Образовательные -познакомиться со строением вулканов, рассмотреть причины образования вулканов, гейзеров, их виды и особенности размещения по планете.

Развивающие - формировать умения добывать знания при помощи работы с текстом учебника, с дополнительной литературой, с картами; выделять главное из увиденного и услышанного, анализировать, сравнивать, делать выводы. способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями.

Воспитательные - повышение мотивации к обучению, создание условий для организации мыслительной деятельности учащихся, их общения, формирование положительного отношения к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны знать, что такое вулкан и гейзер, строение вулкана, механизм образования вулканов, основные зоны вулканизма на Земле; называть и показывать по карте крупнейшие вулканы суши.

Метапредметные: Умение самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканизма, определять географическое положение вулканов на карте. Развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности в разных знаковых системах. Организовать учебное сотрудничество в группе.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные: Сформировать научное видение мира. Развить у учащихся память, мышление и внимание. Умение контролировать результат своей деятельности. Проявление устойчивого познавательного интереса к предмету.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, атлас, мультимедийное оборудование, физическая карта полушарий.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД.

Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке,

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;

Психологически подготовить уч-ся к работе на учебном занятии.

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Приветствие, фиксация отсутствующих;

Проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

Проверка подготовленности классного помещения к занятию;

Организация внимания школьников;

Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

Регулятивные УУД:

формируем умение готовить рабочее место для выполнения разных видов работ

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания.

Записывают тему урока.

Сообщение темы урока;

Формулирование целей урока вместе с уч-ся;

Показ соц. и практической значимости изучаемого материала;

Постановка перед уч-ся учебной проблемы;

Актуализация субъектного опыта уч-ся.

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я прочитаю вам стихотворение А.С. Пушкина которое он написал под впечатлением картины К. Брюллова. (Слайд2):

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется, с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон…

О каком природном явлении говорится?

Как называется картина? В каком городе и в какой стране происходит явление?

Что мы знаем о вулканах?

Что нам необходимо узнать о вулканах?

(Слайд3. Тема урока. Цели урока.)

Познавательные УУД:

формируем умение на основе анализа объектов и текстового материала делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания. Смотрят видеофрагмент. Работают с картой. Делают записи в тетради.

Организация внимания уч-ся;

Сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

Обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы).

Посмотрите на изображение вулкана и попробуйте дать определение, что такое вулкан.(Слайд 4). Какие ключевые слова вы для этого использовали?

На слайде (Слайд5) изображены вулкан и простая гора, по каким признакам вы их можете различить?

Работа с учебником: найдите определение, что такое вулкан и сравните с определением, которое сформулировали самостоятельно.

Рассмотрите изображение внутреннего строения вулкана (Слайд 6) и в тексте параграфа найдите определения новым понятиям (кратер, жерло, магма и лава)

Из образующегося очага магма поднимается по каналу, который называется жерло к поверхности. Магма насыщена газами, которые выделяются из вулкана при начале извержения. На вершине вулкана находится отверстие — кратер , из которого выбрасываются газы, пепел, пыль, вулканические бомбы и выливается лава (это магма, потерявшая газы)и стекает по склонам горы.

Вернемся к картине «Последний день Помпеи». До наших дней сохранилось описание этого события. Используя текст (см. раздаточный материал), расскажите, как происходит извержение вулкана.

Как и почему происходит извержение вулкана?

Для ответа на этот вопрос вы должны составить логическую цепочку из предложенных предложений. (Слайд 7-8).

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос, какие бываю вулканы? (слайд 9)

Самостоятельно составьте схемы «Типы вулканов». Какие признаки вы возьмете для классификации? (Слайды 10-11)

Познавательные УУД:

Научатся - строить сообщения в устной форме; давать определение понятиям, находить в тексте ответ на заданный вопрос;смысловому восприятию познавательного текста, сравнивать, классифицировать,устанавливать признаки сходства и различия, проводить наблюдения, составлять логическую цепочку, устанавливать причинно -следственные связи. Составляют схемы, устанавливают соответствие иллюстраций с понятиями. Знакомятся с разными источниками географической информации.

Коммуникативные УУД:

Научатся - формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию.

формируем умение работать в паре

Личностные УУД:

Регулятивные УУД: формируем умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.

Этап первичной проверки понимания изученного

1. Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Отвечают на вопросы учителя

Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

Проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

Выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

Ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала.

Во время урока уже прозвучали названия вулканов. Вспомните их.

Работа по карте. Найдите по координатам вулканы, запишите их названия и высоту (работа в парах).

а) 2° ю.ш., 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)

б) 4° ю.ш., 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)

в) 55° с.ш., 160° в.д. (Ключевская Сопка, 4750 м)

г) 19 градусов с. ш., 98 градусов з. д. (Орисаба);
д) 37 градусов с.ш. 139 градусов в.д. (Фудзияма)

О каком явлении рассказывает видео — ролик? (О гейзерах).

Дайте определение этому явлению.(Слайд 16)

опишите схему действия гейзера.

Как можно использовать горячую воду гейзеров? (Примером служит Исландия, которая находится у Полярного круга, а в теплицах выращивают тропические плоды. Столица Исландии — Рейкьявик — благодаря использованию горячих источников, для отопления домов, является самым чистым городом мира.)

Регулятивные УУД:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; организовывать свою деятельность для проведения наблюдений и опытов;

Личностные УУД:

формируем интерес к предметно-иссле-довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

Познавательные УУД: Работа с картой,сопоставление разных карт, выявление закономерностей,анализ, формируем умение находить ответы на вопросы, используя иллюстрации, наблюдение, классификация объектов.

Коммуникативные УУД:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Фиксируют информацию

Информация о д/з;

Мотивирование выполнения д/з;

Инструктаж по выполнению д/з;

Проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/заданий.

Параграф «Вулканы, гейзеры и горячие источники»

По желанию, индивидуально:

Изготовить модель вулкана из пластилина по описанию в учебнике и продемонстрировать его извержение на уроке. -сообщения о вулканах и гейзерах (можно в виде презентаций)

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Этап закрепления изученного

1. Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Знакомятся с заданием и выполняют задания

Организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

Организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

Закрепление методики изучения нового материала;

Закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;

Отработка логики алгоритма изученных правил.

Практикум: Строение Земли и земной коры (углубленное изучение) - задание 3 и 4

Этап обобщения и систематизации

1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся.

2. Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей.

3. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Знакомятся с заданием и выполняют задания

Организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений.

Прочитайте стихотворение Вулкан Кракатау. Найдите понятия, которые мы рассматривали на уроке, и объясните их. (Работа в парах с раздаточным материалом)

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; знакомство с разными видами информации, работа с текстом, объяснение понятий, явлений, процессов.

Коммуникативные УУД: понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Работа в парах.

Этап подведения итогов учебного занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.

Фиксируют выводы

Проводят самооценку и взаимооценку

Подведение итогов учебного занятия

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать свою работу и работу одноклассников

Этап рефлексии

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Фиксируют свое настроение и анализируют уровень усвоения материала

Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения.

Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Что вы хорошо поняли?

Какие ещё моменты необходимо более глубоко изучить?

Какие проекты вы хотели бы разработать дома с родителями по изучаемой теме?

Регулятивные УУД: формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Сто лет назад, после ужасающего извержения вулкана Таравера, на одном из островов Новой Зеландии образовался гейзер впечатляющих размеров: столб выбрасываемой воды из недр Земли превышал четыреста метров. Фонтан был чёрного цвета, он то вздымался вверх, то успокаивался дня на два – и снова принимался за работу. Так, продолжалось несколько лет, пока не образовалось огромное кипящее озеро. Тут и возникла взаимосвязь — вулканы и гейзеры.

Естественно, далеко не все гейзеры действуют подобным образом и создают чудеса такого масштаба, но то, что вулканы и гейзеры взаимосвязаны — это факт, поскольку они являются проявлением поздней стадии вулканической активности и увидеть их можно только там, где расположены огнедышащие горы.

Гейзер — это источник, который по мере накопления в нём воды, со взрывом и грохотом выбрасывает над земной поверхностью столб воды, температура которой нередко превышает 100°С (при этом он может быть, как совсем невысоким, так и извергать струю на целых 80 метров вверх). Фонтан этот бьёт некоторое время, затем успокаивается, пар исчезает, и почти ничего не напоминает о былой активности. Большой гейзер действует только в тех местах, где вулканы либо активны до сих пор, либо были такими до недавнего времени.

Своё название — это удивительное явление природы получило в честь одного из самых старых известных людям исландских гейзеров Гейсир (в переводе означает «прорываться») из всемирно знаменитой долины Хёйкадалюр, (Долины гейзеров).

Внешний вид

Гейзер – это далеко не всегда высокий фонтан, иногда струя выплёскивается невысоко или показывается в виде брызг, а некоторые представляют собой обыкновенные лужи с кипящей водой. Окружают их обычно каменистые, часто – разноцветные образования, чем-то напоминающие красивые искусственные решётки. Источник выстраивается кремнезем (гейзерит), который попадает на поверхность земли вместе с горячим бурлящим потоком.

Такие каменистые образования нередко могут занять несколько десятков квадратных метров, или начать расти вверх. Например, вокруг Великана, крупнейшего гейзера Камчатки (фонтан которого составляет несколько десятков метров), размер площадки из гейзерита не менее впечатляющий, как и его название, и занимает около гектара, при этом натёки на ней чрезвычайно сильно напоминают небольшие серо-жёлтые розочки.

Такие каменистые источники способны принимать разную форму:

  • Бассейна;
  • Кратера;
  • Чаши;
  • Низкого, очень пологого купола;
  • Скалистого образования в виде конусов с усеченными контурами и крутыми склонами;
  • В некоторых случаях форма бывает совершенно необыкновенной и причудливой, например, когда минералы образуют цветок или кристаллы.

Перед тем как вода начинает извергаться, она медленно заполняет каменистое образование, бурлит и выплескивается. После того как фонтан успокаивается, бассейн полностью освобождается от воды. Если точно знаешь, что гейзер сейчас не выплеснет наружу новую струю, можно рискнуть и (с разрешения гида) заглянуть внутрь – тогда любопытствующие смогут рассмотреть жерло, далеко уходящее в недра Земли. Эти источники находятся не только на дне, но и на стенках каменистых образований.

Образование

Гейзер образуется только там, где неостывшая после извержения магма расположилась максимально близко к поверхности Земли. Горячая магма постоянно выделяет огромное количество газов и пар, которые поднимаются наверх по всем доступным им трещинам, попадая, таким образом, в пещеры, созданные, когда извергался вулкан. Эти пещеры представляют собой целый лабиринт, гроты которого, заполненные подземными водами, соединяются туннелями или трещинами.

Магматические газы и пары, смешиваясь с глубинными водами, подогревают их и при этом не только сами становятся частью кипящей воды, но и растворяют в ней минералы и другие вещества.

После этого вода своё движение не останавливает, поскольку горячий нижний слой становится менее плотный – и устремляется наверх (в это же время более прохладная вода опускается вниз, где также нагревается). Есть два варианта выбрасывания кипящей воды, поскольку то, как именно будет извергаться гейзер, во многом зависит от размера пещер, от формы и местонахождения трещин/каналов, а также от того, насколько быстро движутся по ним подземные воды и, конечно же, от их количества: через широкий канал правильной формы струя кипящей воды с легкостью выводится наружу и если источник узкий, извилистый, то:


  • Вода обогревается неравномерно, из-за чего внизу она становится слишком горячей, но в пар из-за давления сверху превратиться не способна, наверх уйти тоже не в состоянии.
  • Такая ситуация долго продолжаться не может, поэтому водяной пар приобретает форму пузырей.
  • Пузыри, зажатые со всех сторон, пытаются увеличиться, и начинают снизу выдавливать верхний слой воды буквально выталкивая его на поверхность, таким образом, получается серия из небольших фонтанов, символизирующая о приближении более крупного извержения.
  • Когда вода выплёскивается, верхний слой воды на нижний давит уже не так сильно, как прежде – и даёт возможность излишне горячей воде преобразоваться в пар. Поэтому уже через какое-то время над землёй взлетают огромные струи горячей воды в окружении клубов пара.

Гейзер перестаёт извергать воду только тогда, когда подземные пещеры, полностью покидает вода. Следующее извержение произойдёт не раньше, чем грунтовые воды снова заполнят подземные лабиринты и не нагреются там до нужной температуры. При этом стоит заметить, что гейзер бывает регулярным – продолжительность извержения как в целом, так и на его отдельных стадиях каждый раз постоянно и его вполне можно предугадать и нерегулярным – период между выбросами одного и того же гейзера может длиться от пары минут до нескольких дней, при этом продолжительность отдельно взятых стадий, как, впрочем, и размер фонтана, каждый раз будет иной.

Возможные опасности


Несмотря на то, что это явление издалека представляет собой чрезвычайно красивое зрелище, наблюдать за ним желательно на расстоянии и не приближаться, если нет на то соответствующих указаний экскурсовода.

Земля вокруг них настолько горяча, что, вступив в неположенном месте, казалось бы, на зелёную траву, вполне можно оказаться посреди обжигающей жижи – и нога, не встретив, опоры, запросто уйдёт вниз (и не всякие сапоги смогут уберечь от ожога).

Опасно близко подходить к гейзеру, наполненному кипящей водой, поскольку при любом неосторожном движении в него можно упасть и заживо свариться, как нередко бывает с неосторожными животными. Или же может постигнуть другая неприятность, когда человек будет заглядывать в источник, а оттуда внезапно выплеснется вода.

Теория о том, что всё, что создала природа, полезно для человека, в данном случае себя абсолютно не оправдывает – вода в гейзерах не только не несёт человеческому организму никакой пользы, но и опасна для него, поскольку содержит в себе различные токсичные элементы, такие как ртуть, мышьяк, сурьма.


Чем полезен этот феномен

Многие страны научились использовать гейзер во благо. Например, в Исландии с его помощью не только получают электроэнергию, обогревают дома, но и обустраивают теплицы, в которых выращивают цветы, тропические фрукты и овощи, а некоторые оранжереи на радость жителям превратили в парки (в этой стране деревьев чрезвычайно мало, а зелень на улице не характерна даже в летнее время).