Главный и неглавные слова а предложении. Тема: Главные и неглавные слова в предложении. §2. Понятие словосочетания

§1. Главные и неглавные слова в предложении

Мы общаемся друг с другом с помощью предложений, состоящих из слов.

Предложение - это слово или сочетание слов, с помощью которых человек оформляет свои мысли и передает их другим.

В предложении выделяют главные и неглавные слова. Главные слова - это основа предложения.

Например:

Ослик влез в чертополох.

Основа предложения - ослик влез. Т.к. оба слова главные, то оба и командуют друг другом: влез (кто?) ослик; ослик (что сделал?) влез.

Неглавные слова в предложении помогают уточнить и дополнить то, о чём сообщают главные слова.

В данном предложении неглавное слово указывает на то, где происходит действие:

§2. Понятие словосочетания

Два слова, связанные по смыслу (не считая слов-помощников!), называются словосочетанием. При этом одно из слов в словосочетании командует другим. От слова-командира можно задать вопрос к слову-солдату.

Чем же слова в словосочетании отличаются от пары главных слов, т.е. от основы предложения?

В основе предложения ОБА слова ГЛАВНЫЕ, оба - командиры, а в словосочетании ТОЛЬКО ОДНО слово - слово-командир.

Рассмотрим предложение:

Обезьянки ищут блох.

Найдем основу предложения и докажем, что оба слова главные: обезьянки (что делают?) ищут, ищут (кто?) обезьянки. Подчеркнём главное слово-предмет одной чертой, а слово-действие-главное двумя чертами.

Итак, основа предложения - обезьянки ищут. Пара главных слов, составляющих основу предложения, - это не словосочетание!

Найдем словосочетание. Какое же слово из двух главных командует формой слова блох?

Сравним: обезьянки блох; ищут блох.

В каком сочетании слов есть смысл? Только в одном - ищут блох. Можно ли задать вопрос от слова обезьянки к форме слова блох? Нет, нельзя. А от слова ищут к форме слова блох? Да, можно.

Итак, словосочетание - ищут блох, т.к. слова связаны по смыслу, одно из слов командует другим и от слова-командира можно задать вопрос к слову-солдату.

В словосочетании принято ставить стрелочку от слова-командира к слову-солдату.

Разберем ещё одно предложение:

Юнга моет свой корабль.

Найдём основу предложения:

Оба слова главные: юнга - слово-предмет - главное, моет - слово-действие - главное. Найдём словосочетания, не забывая ставить вопрос от слова-командира к слову-солдату:

Поставим стрелочки от слова-командира к слову-солдату.

Итак, два слова, связанные по смыслу, называются словосочетанием. От слова-командира можно задать вопрос к слову-солдату. Пара главных слов, составляющих основу предложения, не является словосочетанием, т.к. оба слова-командиры.

ИСТОЧНИКИ

https://vimeo.com/108871867

http://znaika.ru/catalog/2-klass/russian/Chto-takoe-slovosochetanie

http://www.proshkolu.ru/user/valjacka/file/3352507

http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/sintaksis-i-punktuacija2.html

§ 1 Главные слова в предложении

Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Мы строим предложение, когда хотим выразить какую-либо мысль: сообщить подробности, уточнить что-либо или указать ГДЕ, КОГДА и КАК что-то происходит. Из любого предложения должно быть понятно что и о чём мы хотим сказать. Следовательно, предложение - это слово или сочетания слов, с помощью которых человек оформляет свои мысли и передает их другим.

Давайте прочитаем первый текст.

В лес пришла весна. Бормочет тетерев на вечерней заре. Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые. Весенний ручей струится по зелёной траве. В ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

Так красиво и поэтично описал весенний лес М.М. Пришвин.

А теперь давайте сравним его со вторым текстом.

Пришла весна. Бормочет тетерев. Звёзды распухают. Белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили. Ручей струится. Капает сок.

Чем этот текст отличается от первого? Правильно, второй текст короче, в нём меньше слов и он не такой объемный и красивый, как первый. А есть предложения, которые непонятны и даже смешны. Например, Звёзды распухают. Осины выбросили. Каждое предложение из второго текста состоит только из пары главных членов. Главные слова в предложении - это его основа. Без основы - нет предложения. А зачем предложению кроме главных слов ещё и другие слова - неглавные?

§ 2 Неглавные слова в предложении

Рассмотрим предложения.

Собака лает.

Собака лает.

Это одинаковые предложения, каждое состоит из одной основы: собака (что делает?) лает, лает (кто?) собака. Как мы видим оба слова главные, оба командуют друг другом.

Рассмотрим два других предложения.

(Какая?) Большая рыжая собака лает.

(Какая?) Маленькая чёрная собака лает.

А теперь это уже разные предложения. Они состоят из основы, главных слов, и других слов - неглавных. Какие же слова сделали предложения разными? Конечно, неглавные слова, ведь основа у предложений одинаковая. Неглавные слова в данном случае указывают на признаки собак (в первом предложении - большая рыжая, а в другом - маленькая чёрная).

А теперь давайте представим, как именно лает каждая собака, и дополним эти предложения. Теперь они будут выглядеть так:

Большая рыжая собака лает (как?) громко и хрипло.

Маленькая чёрная собака лает (как?) весело и звонко.

Неглавные слова указывают на то, как происходит действие. Теперь собаки лают по-разному: одна весело и звонко, другая громко и хрипло.

Придумаем, на кого может лаять каждая собака, и допишем наши предложения.

Большая рыжая собака лает громко и хрипло (на кого?) на кошку.

Маленькая чёрная собака лает весело и звонко (на кого?) на ворону.

Неглавные слова, которые мы вставили, уточняют на кого направлено действие: в одном случае - на кошку, в другом - на ворону.

Осталось придумать только, когда же именно каждая собака лает, и внести соответствующие изменения.

1.(Когда?) По утрам большая рыжая собака лает громко и хрипло на кошку.

2.(Когда?) Сейчас маленькая чёрная собака лает весело и звонко на ворону.

Неглавные слова сообщают о том, когда происходит действие: одно - по утрам, а другое - сейчас.

Так зачем же в предложении нужны неглавные слова? Неглавные слова в предложении помогают уточнить и дополнить то, о чём сообщают главные слова, и указывают на то, КАК происходит действие, КОГДА оно происходит, а также указывают ПРИЗНАКИ всех действующих лиц.

Итак, на этом уроке мы познакомились с главными и неглавными словами в предложении. И выяснили, что главные слова составляют его основу. А неглавные слова позволяют узнать, как и когда происходит действие, а также служат для описания всех действующих лиц.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А.Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.

На этом уроке мы узнаем, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Научимся находить подлежащее и сказуемое в предложении и подчёркивать их.

Запомните: подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?». При разборе предложения подчёркивается одной чертой.

Например: Школьники читают книги . О ком говорится в предложении? О школьниках . Кто - школьники - подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что делают школьники? Читают . Это второй главный член предложения - сказуемое. Подчёркивается двумя чертами. Школьники читают книги.

Запомните: сказуемое - главный член предложения. Называет то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делать? что сделать? При разборе предложения подчёркивается двумя чертами.

Мы узнали, что в предложении выделяют главные члены - подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рис. 4. Грамматическая основа предложения ()

А теперь выполним задания, которые помогут нам закрепить полученные знания.

Выпишем грамматическую основу предложений и подчеркнём подлежащее и сказуемое.

Наступила весна. По земле побежали звонкие ручейки. Запели на ветках птицы. На проталинках появились первые травинки.

Проверим правильность выполнения этого задания.

Наступила весна. Наступила - сказуемое, весна - подлежащее.

Ручейки побежали. Ручейки - подлежащее, побежали - сказуемое.

Запели птицы. Запели - сказуемое, птицы - подлежащее.

Появились травинки. Появились - сказуемое, травинки - подлежащее.

Вставим подходящее по смыслу подлежащее.

Дует холодный северный __________. Белые _________ падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая ________.

Слова для вставки: белка, ветер, снежинки.

Проверим:

Дует холодный северный ветер. Белые снежинки падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая белка.

Из данных слов составим предложения. Найдём в каждом предложении грамматическую основу и подчеркнём её.

Ворона, на, сидит, ветке, чёрная.

Серый, грызёт, морковку, заяц, вкусную.

Яблоки, на, созрели, яблоне, красные.

Пальто, висит, вешалке, на, детское.

Один из вариантов ответа:

Чёрная ворона сидит на ветке.

Основа предложения: Ворона сидит .

Серый заяц грызёт вкусную морковку.

Основа предложения: Заяц грызёт .

Красные яблоки созрели на яблоне.

Основа предложения: Яблоки созрели .

Детское пальто висит на вешалке.

Основа предложения: Пальто висит .

На следующем уроке мы узнаем, какие члены предложения называются второстепенными, научимся находить их в предложении, выделять подчёркиванием. Поговорим о распространённых и нераспространённых предложениях.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.

Инструкция

Главным словом является то, от которого задается вопрос к зависимому. Например, « книгу»: читать – что? – книгу; « во дворе»: гулять – где? – во дворе; «очень красиво»: красиво – насколько? – очень. Из способов подчинительной связи в словосочетаниях выделяют , управление и примыкание.

Если типом подчинительной связи является согласование, форма зависимого слова согласуется с формой главного. В понятие формы входит род, число : прекрасный пейзаж, прекрасные пейзажи, прекрасного пейзажа. Когда меняется, например, падеж главного слова, точно таким же образом изменяется падеж и зависимого слова. В таких словосочетаниях зависимым словом обычно является прилагательное, а главным - .

Управление – способ связи, при котором главное слово управляет зависимым при помощи определенного падежного вопроса. Примеры: «построить дом» (винительный падеж), «увидев лису» (), «шум моря» (родительный падеж), «помнил о долге» (). Зависимое слово – существительное или существительное с предлогом.

Еще один способ связи слов в словосочетаниях – примыкание. Здесь наблюдается только смысловая (лексическая) и интонационная связь, а грамматически эта связь никак не выражается. Зависимое слово является неизменяемым, это может быть наречие или деепричастие. Например: «долго молчал», « разговаривали», «бежала вприпрыжку», «приветствовал улыбаясь».

Итак, чтобы определить главное слово, задайте к словосочетанию вопрос. Не путайте словосочетания с грамматической основой: в ней оба слово будут главными, равноправными, и вопрос от к другому задать не получится.

В предложении «Под шум аплодисментов вышел циркач» можно выделить грамматическую основу: «вышел циркач». Какие словосочетания есть в этом предложении? «Вышел под шум» (главное слово – вышел, вопрос – под что?); «под шум аплодисментов» (главное слово – под шум, вопрос – чего?). В обоих словосочетаниях слов – управление.

Источники:

  • главное слово словосочетания

Соединение двух или нескольких слов, имеющих между собою как грамматическую связь, так и смысловую, называется словосочетанием. Слова в словосочетании находятся в отношениях подчинительной связи.

Подчинительной связью, или подчинением в лингвистике называется синтаксическое неравноправие между частями какой-либо конструкции. Применительно к словосочетанию таковыми являются слова. Подчинительная связь предполагает наличие главного и зависимого слова.

Различие между главным словом и зависимым

Главное слово и зависимое выполняют разные функции в словосочетании. Главное что-то называет – предмет, действие, признак, а зависимое – уточняет, распространяет и поясняет то, что было названо. Например, в словосочетании «зеленый лист» прилагательное поясняет свойство предмета, в словосочетании «исполнять симфонию» существительное поясняет, что именно исполнялось. В первом случае зависимым словом является прилагательное, во втором – существительное.

Связь между словами в словосочетании выявляется посредством вопроса, который ставится от главного слова к зависимому, но не наоборот, например: «стол (какой?) ».

Если одно из двух слов выражено существительным, а другое глаголом, при этом можно поставить вопрос от существительного к глаголу («собака «что делает?) лает»), данную группу слов вообще нельзя считать словосочетанием. Это нераспространенное предложение.

Зависимое слово при различных видах подчинения

Существует много разновидностей подчинения, но в словосочетании могут быть представлены лишь три из них: согласование, управление и примыкание.

При согласовании зависимое слово принимает тот же род, падеж и число, что и главное. В таком словосочетании существительное – главное слово, а прилагательное, местоимение, порядковое числительное или причастие – зависимое: «зимнее утро», «эта женщина», «третий курс», «моющиеся обои».

При управлении главное слово выражается глаголом или существительным, которое может быть в любом падеже, включая именительный, а зависимое – существительным, падеж которого будет косвенным (т.е. любым, кроме именительного), этот обусловлен значением главного слова: «читать книгу», «любовь ». Придание иной формы главному слову не приводит к изменению формы зависимого: «учить стихотворение – учу стихотворение», «воля к победе – волей к победе».

При примыкании зависимое слово связывается с главным исключительно по смыслу, никаких грамматических изменений с ним не происходит. В этом случае в роли зависимого слова могут выступать такие слова, которые вообще не изменяются – наречия: «громко поет», «очень устала».

Источники:

  • Типы связи в словосочетании

Все слова , существующие в том или ином языке, можно разделить на несколько групп. Это важно при определении как значения, так и грамматических функций слова . Отнеся его к определенному типу , вы можете видоизменять его в соответствии с правилами, даже если оно вам раньше не встречалось. Типами элементов слова рного состава языка занимается лексикология.

Вам понадобится

  • - текст;
  • - словарь.

Инструкция

Выберите слово, тип которого вы хотите определить. Принадлежность его к той или иной части речи пока не играет роли, как и форма, и функция его в предложении. Это может быть абсолютно любое слово. Если оно не указано в задании, выпишите первое попавшееся. Определите, называет ли оно предмет, качество, действие или нет. По этому параметру все слова делятся на знаменательные, местоименные, числительные, служебные и междометные. К первому типу относятся существительные, прилагательные, глаголы и . Именно они обозначают названия предметов, качеств и действий. Второй тип слов, у которых есть функция называния - местоименный. Способность называть отсутствует у , междометного и служебного типов. Это сравнительно небольшие группы слов, но они есть в каждом .

Определите, способно ли заданное слово выражать понятие. Эта функция есть у слова рных единиц знаменательного типа, ведь именно они и формируют понятийный ряд любого языка. Однако любое число тоже относится к разряду понятий, а соответственно, тоже несет в себе эту функцию. Есть она и у служебных слов, а вот у местоимений и междометий - отсутствует.

Рассмотрите, как будет слово, если оно окажется в предложении. Может ли оно являться ? Им может быть любое слово знаменательного типа. Но эта возможность есть и у , а также у числительного. А вот служебные слова играют вспомогательную роль, ни подлежащим, ни , ни второстепенными членами предложения они быть не могут, как и междометия.

Для удобства можно составить табличку из четырех столбцов шести строк. В верхней строке назовите соответствующие столбцы «Типы слов», «Называние», «Понятие» и «Способно ли быть членом предложения». В первом левом столбце запишите названия типов слов, их всего пять. Определите, какими функциями обладает заданное слово, а каких у него нет. В соответствующих графа поставьте плюсы и . Если во всех трех графах стоят плюсы, то это знаменательный тип. У местоименного плюсы будут стоять в первом и третьем столбцах, - во второй и в третьей. Служебные слова могут только выражать понятие, то есть имеют один плюс во второй графе. Напротив междометий во всех трех столбцах будут стоять минусы.

Видео по теме

Совет 4: Как определить грамматическую основу предложения

Для того чтобы понять грамматическую структуру предложения, необходимо прежде всего найти его основу. Для этого используйте методы, разработанные лингвистами. При понимании основы предложения вы сможете, например, правильно расставить знаки препинания.