Главные положения проекта реформ Сперанского. Личность и государственная деятельность Сперанского

Проекты М.М. Сперанского

После Тильзита положение царизма внутри страны осложнилось. Вновь стало расти массовое движение (крестьян и работных людей), главным образом вследствие двух причин. С одной стороны, участие России в войнах 1805-1807 гг., хотя оно и было частично оплачено Англией, сопровождалось ростом налогов и дополнительных поборов с населения. К тому же неудачный исход этих войн усугубил недовольство масс. С другой стороны, массы увидели, что новое правительство и внутри страны ничего не сделало для улучшения жизни народа и не собирается что-либо делать. В результате только за 1808-1809 гг. в стране вспыхнули 52 крестьянских волнения.

Далее, при дворе и в обществе росла оппозиция тильзитскому курсу. Авторитет царя и правительства резко падал, повсеместный ропот приводил к заговорщическим толкам. В дворцовых кругах Александра I называли «приказчиком Наполеона» и поговаривали о возможной «перемене царствования», причем хотели царя «постричь в монахи», а на престол возвести его сестру Екатерину Павловну, памятуя о том, что Екатерина Великая - эта, как назвал ее Д. Байрон, «драчливейшая баба из цариц» - была удачливой, а воцарявшиеся после нее цари-мужчины - и Павел I, и Александр I - оба оказались неудачниками

Наконец, росло недовольство и против излишне реакционных начинаний правительства в области внутренней политики - своего /22/ рода прелюдии к аракчеевщине. Дело в том, что А.А. Аракчеев открыто вошел в фавор к Александру I сразу после Тильзита; до тех же пор он, по выражению Н.И. Греча, «стоял в тени, давая другим любимцам износиться, чтобы потом захватить государя вполне». Начало возвышения Аракчеева датируется точно. 14 декабря 1807 г. особый царский указ уведомил Россию: «Объявляемые генералом от артиллерии графом Аракчеевым высочайшие повеления считать именными нашими указами». Почувствовав себя сильным, Аракчеев, всегда ненавидевший либеральные послабления, сразу же начал, что называется, завинчивать гайки. Уже к 1808 г. в Петербурге появился сатирический листок, который так оценивал положение дел: «Правосудие - в бегах. Добродетель ходит по миру. Благодеяние - под арестом. Надежда с якорем - на дне моря. Честность вышла в отставку. Закон – на пуговицах Сената. Терпение - скоро лопнет ».

В обстановке, когда все слои населения по разным мотивам и разными способами выражали недовольство правительством, царизм вынужден был возобновить либеральный иллюзион. Решено было попытаться успокоить недовольных и отвлечь их внимание от внешних неудач и внутренних трудностей проектами новых реформ. Аракчеев до лучших времен вновь отошел в тень. Его место в качестве ближайшего советника и сотрудника царя занял Михаил Михайлович Сперанский. С 1809 г. началась вторая серия либеральных реформ Александра I, затянувшаяся до весны 1812 г.

В 1888 г. В.О. Ключевский говорил о Сперанском: «Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий». Теперь, когда вся история русского престола уже позади, можно сказать, отдавая должное именам A.M. Горчакова и Д.А. Милютина, С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, что третий такой сильный ум не появился.

Судьба Сперанского с ее взлетами и падениями любопытна и показательна для крепостнической действительности. «Человек сей быстро возник из ничтожества», - вспоминал Ф.Ф. Вигель. На Востоке о таких выскочках, как Сперанский, говорят: «Пешка! Когда же ты стала ферзем?» Действительно, как могло случиться, что в самодержавной стране сын бедного приходского священника за короткое время и вне всякого фаворитизма занял второе место после царя? Здесь надо учесть два обстоятельства.

Первое. Сперанский обладал исключительными способностями. Он блестяще окончил духовную академию, в совершенстве знал математику и философию, владел шестью иностранными языками, был первоклассным стилистом и оратором (его трактат «Правила высшего красноречия» может поспорить по значимости с трактатами Цицерона). Но самым ценным качеством Сперанского был его глубокий и в то же время необычайно подвижный и гибкий, /23/ истинно государственный ум. По слухам, Наполеон в дни его свиданий с Александром I поговорил в Тильзите со Сперанским и подвел его к царю со словами: «Не угодно ли вам, государь, обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?» Не случайно всемогущий Аракчеев сказал однажды: «Если бы у меня была треть ума Сперанского, я был бы великим человеком!»

И все-таки, будь Сперанский даже семи пядей во лбу, он вполне мог затеряться где-нибудь на задворках крепостной России, как потерялись там, вероятно, десятки и сотни талантливых, если не гениальных простолюдинов. Но ему помог, говоря словами Фридриха Великого, «Его Августейшее Величество Случай».

Дело в том, что Александр I, замышляя с 1801 г. свои реформы, очень нуждался в людях с государственным складом ума и не находил их при дворе. Сперанский, бывший тогда секретарем у одного из «молодых друзей» царя В.П. Кочубея, случайно попался на глаза впечатлительному монарху, поразил его умением составлять доклады по любому вопросу и был взят на примету. После Тильзита, когда понадобилось вновь заняться реформами, царь вспомнил о Сперанском, призвал и возвысил его. Сперанский был назначен государственным секретарем и больше двух лет (с осени 1809 до весны 1812 г.) являлся, по определению Ж. де Местра, «первым и единственным министром империи». Получив задание царя составить проект преобразований «того, что целесообразно преобразовать», Сперанский уже к концу 1809 г. подготовил знаменитое «Введение к уложению государственных законов», т. е. план преобразования Российской Империи из цитадели феодального бесправия в правовое буржуазное государство. Вот основные положения реформы Сперанского.

Россия - на грани революции. Если оставить в ней все как есть, революция неизбежна, ибо история не знает примера, «чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться». Однако революцию еще не поздно предотвратить, сохраняя и самодержавие, и даже крепостное право. Надо лишь придать самодержавию видимость конституционной монархии, «облечь» его (не ограничить, а именно облечь ) конституцией, крепостное же право отменить - постепенно и поэтапно.

По «конституции» Сперанского все население страны разделялось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга). Политические права должны были получить два первых сословия, а людям из «народа рабочего» предоставлялась (в перспективе) возможность перейти в «среднее состояние» и стать политически правомочными, когда они обретут недвижимость.



В основу государственного устройства России Сперанский первым положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной - министерства, /24/ законодательной - Государственная дума. Однако выше всех этих высших органов учреждался Государственный совет в качестве совещательного органа при царе. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект, даже принятый Государственной думой, Его величество император.

Разумеется, Сперанский учитывал, что судьба его проектов (как и его самого) - в руках царя, и поэтому он формулировал свои идеи умеренно, стараясь не оттолкнуть монарха излишним радикализмом, а напротив, затронуть в нем лагарповские струны и сыграть на них для пользы Отечества. Тем не менее даже в таком виде реформы Сперанского означали бы прорыв России от феодального самовластия к началам буржуазного права. Однако феодальная знать встретила их в штыки. Сам реформатор, простолюдин, выскочка, при дворе оказался явно не ко двору. Его ненавидели и завидовали ему, и чем больше завидовали, тем сильнее ненавидели. Что же касается его проектов, то в них усматривали чуть ли не революционную опасность. На кабинет Сперанского, по словам Ф.Ф. Вигеля, «смотрели все, как на ящик Пандоры, наполненный бедствиями, готовыми излететь и покрыть собою все наше отечество». Граф Ф.В. Ростопчин вспоминал, что имя Сперанского дворяне и оболваненный ими люд ставили «рядом с именем Мазепы» и строчили на него доносы царю как на изменника.

Дворянские верхи восстали против реформ Сперанского не только потому, что они вносили в феодальное бытие России ненавистные буржуазные нормы, часть которых (а именно основы гражданского уложения) Сперанский разработал под влиянием Гражданского кодекса «антихриста» Наполеона. Кроме того, дворяне сочли себя униженными и оскорбленными «экзаменом на чин», который был введен по инициативе Сперанского 6 августа 1809 г. с целью поднять образовательный уровень российского чиновничества. Отныне каждый чиновник с viii класса (из 14-ти) Табели о рангах должен был для получения чина либо представить свидетельство об окончании одного из российских университетов, либо сдать при университете специальный экзамен по естественным и гуманитарным наукам.

С теоретическим обоснованием дворянской оппозиции Сперанскому выступил Н.М. Карамзин - в то время популярнейший литератор, уже работавший и над «Историей государства Российского». В марте 1811 г. он вручил Александру I свою «Записку о древней и новой России». Карамзин страстно и гневно обрушился на главную у Сперанского идею представительного правления, усмотрев в ней посягательство на святая святых - незыблемость самодержавия. Именно так: самодержавие /25/ должно - быть не только вечным, но и незыблемым, вещал Карамзин, его не нужно облекать никакими законами, ибо «в России государь есть живой закон». Впрочем, он отвергал и все вообще нововведения Сперанского по принципу: «Всякая новость в государственном порядке есть зло».

Александра I вполне устраивали такие рассуждения. Ненависть дворян к Сперанскому тоже оказалась для царя кстати. Она давала ему возможность пожертвовать Сперанским и таким образом вернуть себе расположение дворянства, утраченное после Тильзита.

В такой обстановке Александр I прислушался к обвинениям Сперанского в измене и отправил его в ссылку. Проделал это «актер на троне» с присущим ему лицемерием. В воскресенье 17 марта 1812 г. царь вызвал Сперанского к себе и два часа со слезами на глазах упрекал его во всякой всячине, даже не упомянув про измену. Когда же Сперанский вернулся домой, то застал у себя министра полиции А.Д. Балашова с почтовой кибиткой, в которой он тут же был отправлен как ссыльный в Нижний Новгород, а затем еще далее - в Пермь под строгий надзор полиции.

Из крупных проектов Сперанского осуществился только один: 1 января 1810 г. был учрежден в качестве высшего законосовещательного учреждения Государственный совет, который и просуществовал как своеобразный памятник Сперанскому вплоть до падения царизма. Впрочем, самодержцы, начиная с Александра I, часто пренебрегали мнением Совета. За 1810-1825 гг. Александр I в 83 случаях поддержал меньшинство Государственного совета против большинства, а в четырех случаях - даже единственного, члена Совета.

Сам Сперанский через девять лет был возвращен из ссылки и вновь занял видное положение (об этом речь впереди), но проекты его, как выразился А.И. Герцен, «остались сосланными в архиве». Дворянство, напуганное его проектами и обеспокоенное угрозой нашествия Наполеона, тесно сплотилось вокруг престола, а другим слоям общества удалось за трехлетие реформ Сперанского напустить пыль в глаза. В итоге Александр I увидел, что позиции самодержавия упрочились, и после падения Сперанского уже не имел больше нужды заниматься реформами. Говоря словами В.О. Ключевского, «стыдливую, совестливую сперанщину» сменила «нахальная аракчеевщина».

Сперанский Михаил Михайлович Сперанский (Михаил Михайлович) - знаменитый государственный деятель. Сын священника; родился 1 января 1772 г., учился во владимирской семинарии, а затем в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а затем и философии. Вместе с тем Сперанский сделался домашним секретарем князя Алексея Борисовича Куракина и поселился в его доме, где сблизился с гувернером пруссаком Брюкнером, ревностным последователем взглядов Вольтера и энциклопедистов и либеральных взглядов того времени (еще в семинарии один учитель Сперанского "проповедовал" ученикам Вольтера и Дидро). По вступлении на престол императора Павла, князь Куракин был сделан генерал-прокурором; в 1797 г. Сперанский поступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и при трех его преемниках. Вскоре по восшествии на престол императора Александра I Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 г. перешел на службу в министерство внутренних дел. Как составитель разных докладов и отчетов по министерству, Сперанский скоро обратил на себя внимание государя, который в следующем году через министра князя Кочубея поручил ему составить план устройства судебных и правительственных мест в империи. Этот неизданный и, по-видимому, неоконченный труд Сперанского известен в черновой редакции. "В правильном монархическом государстве" "государственный закон", определяющий права и отношения всех классов между собой, представляется Сперанским в следующих чертах: 1) "Все состояния государства" свободны и участвуют в законодательной власти. 2) "Власть исполнительная принадлежит одному лицу, участвующему в законодательстве и утверждающему "всякое законодательное действие". 3) "Есть общее мнение, оберегающее закон в исполнении его". 4) "Есть независимое сословие народа" (т. е. законодательное учреждение, основанное на народном избрании), перед которым "исполнители" ответственны. 5) "Существует система законов гражданских и уголовных, принятая народом". 6) "Суд не лицом государя отправляется, но избранными от народа и им утвержденными исполнителями, кои сами суду подвержены быть могут". 7) "Все действия правительства публичны, кроме некоторых определенных случаев". 8) Существует свобода печати в известных, точно определенных границах. Нужно заметить, впрочем, что все это место зачеркнуто или по требованию Кочубея, или самим Сперанским, несмотря на то, что он считал осуществление изложенного плана возможным лишь с известной постепенностью. В числе подготовительных мер Сперанский предлагал учреждение Сената законодательного из сенаторов по назначению государя, в котором министры присутствуют только с совещательным голосом, и Сената исполнительного, разделяющегося на две части - судную и управления, все действия которого должны быть гласными. Со временем Сенат законодательный необходимо было бы составить, по мнению Сперанского, по другой, "лучшей системе", основанной на представительстве или первородстве. Это последнее место (впрочем, зачеркнутое) показывает, что Сперанский еще колебался, какой системе отдать предпочтение: более демократической французской системе представительства или английской - с верхней палатой из наследственных пэров. Император Александр впервые лично познакомился со Сперанским в 1806 г., когда Кочубей во время своих частых болезней начал посылать его с докладами вместо себя; государь немедленно оценил выдающиеся способности Сперанского. В следующем году, отправляясь в Витебск для осмотра 1-й армии, император Александр взял его с собой, что повело к еще большему сближению, и тогда же Сперанский был уволен из министерства внутренних дел с оставлением в звании статс-секретаря. В 1808 г. он находился в свите государя во время его эрфуртского свидания с Наполеоном. Осенью того же года император Александр вручил Сперанскому разные прежние проекты государственных преобразований и нередко проводил с ним целые вечера в беседах и чтении сочинений, относящихся к этому предмету. Главные черты преобразования должны были состоять в следующем: 1) Законодательное собрание не будет иметь власти санкционировать свои собственные постановления, но его мнения, совершенно свободные, должны быть точным выражением народных желаний. 2) Члены судебного сословия будут свободно выбираться народом, но надзор за соблюдением судебных форм и охранение общественной безопасности будут лежать на правительстве. 3) Исполнительная власть должна принадлежать правительству, но, чтобы оно не могло исказить или уничтожить закон, необходимо сделать правительство ответственным перед законодательным собранием. Эти общие принципы были развиты и обоснованы во "Введении к уложению государственных законов", составленном Сперанским к осени 1809 г. По его проекту, политические права принадлежат, под условием владения собственностью, дворянству и среднему состоянию; к последнему принадлежат купцы, мещане, однодворцы и все крестьяне, владеющие недвижимой собственностью в известном количестве. Низшее состояние, в котором числятся помещичьи крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги, должны иметь общие гражданские права, но не имеют прав политических. Переход из низшего класса в средний открыт всем, кто приобрел недвижимую собственность в известном количестве. Законодательное собрание носит название "государственной думы", которая составляется следующим образом. Каждые три года в волости из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание, - волостная дума, в которую казенные селения посылают одного старшину от 500 душ. Эта волостная дума выбирает депутатов в окружную думу (губерния делится на 2 - 5 округов). Окружная дума, кроме выборов членов окружного совета и окружного суда, выбирает депутатов в губернскую думу, а эта последняя, кроме членов губернского совета и губернского суда, выбирает депутатов в государственную думу из обоих состояний, имеющих политические права. Государственная дума собирается ежегодно без всякого созыва. Предложение и утверждение закона должно принадлежать одной державной власти, но ни один закон не может иметь силы без рассмотрения в государственной думе. Участие государственной думы требовалось также для издания постановлений о налогах и общих повинностях и для продажи и залога государственных имуществ. Дела предлагались государственной думе от имени державной власти одним из министров или членов государственного совета; но думе дозволялось возбуждать представления о государственных нуждах, об ответственности министров и о мерах правительства, нарушающих коренные законы. Судебная власть была предоставлена в первых трех инстанциях лицам выборным. Даже в высшей инстанции, в Сенате, державная власть должна была назначать членов не иначе, как из числа лиц, внесенных по выборам губернских дум в государственный избирательный список. Державная власть наблюдает за исполнением форм и обрядов через председателей, которые в двух низших инстанциях были выборные, но утверждались в первой - министром юстиции, а во второй - государственным советом, в Сенате же назначались державной властью из кандидатов, выбранных самим Сенатом. Закон должен был определить, какие дела подлежат суду присяжных. Что касается власти исполнительной, то Сперанский устанавливает ответственность министров перед государственной думой. Предание суду министра могло состояться только с утверждения державной властью постановления о том государственной думы. В государственном совете рассматриваются проекты законов, уставов и учреждений. Предполагалось осуществить этот план в следующей постепенности: 1 января 1810 г. открыть государственный совет в новом виде, указав как предлог к его преобразованию приготовленный новый проект гражданского уложения и стесненное положение финансов. 1 мая манифестом назначить выбор депутатов в Государственную думу и открыть ее 1 сентября. Начать действия ее с рассмотрения гражданского уложения, испытать и подготовить известным образом депутатов, и если не встретится каких-либо непреоборимых препятствий, предложить им государственное уложение, признание которого и утвердить общей присягой, а затем приступить и к устройству судебной части. 1 января 1810 г. был открыт в преобразованном виде Государственный совет, но далее не пошло исполнение вышеуказанной программы. При преобразовании министерств в 1811 г. не были осуществлены предположения Сперанского об ответственности министров. Что касается Сената, то Сперанский предполагал образовать Сенат правительствующий, один для всей империи (из министров, их товарищей и главных начальников отдельных управлений) и Сенат судебный (состоящий из сенаторов, назначаемых государем или непосредственно, или из кандидатов, выбранных дворянством), который должен был разместиться по четырем судебным округам. При рассмотрении этого проекта в Государственном совете слышались возражения, что назначение сенаторов по выбору противоречит духу самодержавия, и хотя проект этот был принят большинством и утвержден государем, но осуществлен не был. Планы Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин: в своей "записке о древней и новой России", врученной государю 18 марта 1811 г., он утверждал, что государь не имеет даже права ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предку самодержавие нераздельное. Кроме выработки плана общих государственных преобразований, Сперанский исполнял и множество других работ и обязанностей. В конце 1808 г. он был назначен товарищем министра юстиции, и его специальному наблюдению была вверена комиссия законов. Не имея надлежащей юридической подготовки, Сперанский решился, однако, прямо приступить к составлению нового гражданского уложения, причем в значительной степени пользовался кодексом Наполеона. Профессор Пахман, указывая на то, что Сперанского упрекают в заимствованиях из французского кодекса, признает, что "упрек этот не безоснователен", но вместе с тем указывает на то, что "основные рубрики" его проекта гражданского уложения "не вполне совпадают с главными делениями французского кодекса. Правда, первая часть проекта по системе близко подходит к первой книге французского кодекса не только в целом, но и в частностях, но части, говорящие об имуществах и договорах, далеко не вполне совпадают с другими, последними книгами Наполеонова кодекса". По словам профессора Сергеевича, "весь этот труд Сперанского был плодом подражания французскому законодательству, многие статьи были прямо переведены с французского оригинала". Две части проекта Сперанского были рассмотрены в Государственном совете в 1810 г., на общем собрании которого государь при этом всегда лично председательствовал; но решено было вновь пересмотреть их в исправленном виде, а в 1815 г., после нового пересмотра, решено было сначала составить и напечатать систематический свод действующих законов. Если консерваторы, в роде Карамзина и Ростопчина, были недовольны планами политических преобразований Сперанского, то аристократия и чиновничество были крайне раздражены выработанными им двумя указами 1809 г.: 1) о придворных званиях и 2) об экзаменах на гражданские чины. Со времени Екатерины II звания камер-юнкера и камергера, хотя бы кто получил их и в колыбели, давали прямо чины: первое - 5-го, второе - 4-го класса, и таким образом, являлась возможность для молодых людей знатных фамилий, вступая на действительную службу, занимать прямо высшие места без необходимой подготовки. Указ 3 апреля 1809 г., издание которого было решено государем по предложению Сперанского, положил конец такому неправильному порядку; им повелевалось: имевшим уже звание камергеров и камер-юнкеров, которые не состояли в военной или гражданской службе, избрать в течение двух месяцев род действительной службы, а впредь эти звания, при пожаловании их вновь, считать отличиями, не приносящими никакого чина. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших желание поступить на службу, считать в отставке. Указом 8 августа того же года повелено было впредь никого не производить в чин коллежского асессора, хотя бы он и выслужил определенные лета, без предъявления свидетельства одного из русских университетов о том, что представляемый к производству успешно окончил в нем курс или выдержал особый экзамен. Такое же университетское свидетельство установлялось и для производства в статские советники, с тем еще, чтобы представляемый состоял на службе вообще не менее 10 лет и в это время не менее 2 лет занимал одну из особо поименованных должностей. Много времени потребовали и финансовые труды Сперанского. При предварительном обозрении финансового положения на 1810 г., открылся дефицит в 105 млн. рублей, и Сперанскому было поручено составить определительный и твердый план финансов. Профессор Балугьянский написал обширную записку на французском языке, которую Сперанский переделал и дополнил. Она подверглась совместному обсуждению при участии Северина Потоцкого, Н.С. Мордвинова, Кочубея, Кампенгаузена и Балугьянского, а затем в особом комитете, собиравшемся у министра финансов Гурьева. Изготовленный таким образом план финансов был вручен государем председателю государственного совета в самый день его открытия, 1 января 1810 г. По этому плану государственные расходы были сокращены на 20 млн. рублей, подати и налоги увеличены, все находящиеся в обращении ассигнации признаны государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, а новый выпуск ассигнации предположено было прекратить. Капитал для погашения ассигнаций предположено было составить посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый план был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов. Но расходы 1810 г. значительно превысили предположение, и потому налоги, установленные лишь на один год, были обращены в постоянные. На 1812 г. опять грозил большой дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное мнение делало Сперанского. Обещания прекратить выпуск ассигнаций правительство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г., в составлении которого участвовал Сперанский, был встречен в России сочувственно, но разгневал Наполеона, как явное уклонение от континентальной системы. Дела финляндские поручены были также Сперанскому, который только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями. Сперанский сопровождал императора Александра на сейм в Борго, им были написаны речи государя при открытии и закрытии сейма, им была составлена окончательная редакция проекта об устройстве финляндского совета (переименованного впоследствии в Сенат), он же был назначен канцлером Абосского университета, наконец, он был поставлен во главе комиссии финляндских дел в Петербурге, пока, с преобразованием комиссии, председателем ее не был назначен барон Армфельт, уроженец Финляндии, перешедший недавно из Швеции на русскую службу и рекомендованный на это место Сперанским. 1812 г. был роковым в жизни Сперанского. Направленная против либеральных преобразований записка Карамзина (1811) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели впечатление на Александра I. Постепенно охладевая к Сперанскому, государь стал тяготиться его влиянием и, приступая к борьбе с Наполеоном, решил с ним расстаться. Сперанский внезапно был отправлен в ссылку, подавшую повод к распространению клеветы об его измене посредством сношений с иностранными посланниками. Главными орудиями в интриге, погубившей Сперанского, были барон Армфельт, пользовавшийся большим расположением императора Александра, и министр полиции Балашов. Армфельт был недоволен отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он "иногда хочет возвысить нас (финляндцев), но в других случаях, наоборот, желает дать нам знать о нашей зависимости. С другой стороны, он всегда смотрел на дела Финляндии, как на мелкое, второстепенное дело". Армфелът сделал предложение Сперанскому, составив триумвират вместе с Балашовым, захватить в свои руки правление государством, а когда Сперанский отказался и, по отвращению к доносам, не довел об этом предложении до сведения государя, то решился погубить его. Очевидно, Армфельт желал, удалив Сперанского, стать во главе не одних финляндских дел в России. Сперанский иногда, быть может, был недостаточно воздержан в своих отзывах о государе, но некоторые из этих отзывов в частной беседе, доведенные до сведения государя, были, очевидно, выдумкой клеветников и доносчиков. В подметных письмах Сперанского стали обвинять уже в явной измене, в сношениях с агентами Наполеона, в продаже государственных тайн. "Все орудия этой колоссальной интриги, не посвященные в тайну конечной ее цели, - говорит Н.К. Шильдер, - действовали, как марионетки, нити которых были в руках лица, направлявшего весь ход этой загадочной драмы. Руководствуясь самыми разнообразными побуждениями, все привлеченные к делу лица усердно хлопотали о том, что уже давно было решено в уме Александра и чего они не знали, не сразу проникнув до понимания истинной подкладки интриги". 17 марта 1812 г., после 2 часовой аудиенции у государя, который, между прочим, сказал Сперанскому, что, ввиду приближения неприятеля к пределам империи, не имеет возможности проверить все взведенные на него обвинения, Сперанский был отправлен в Нижний Новгород. В письме оттуда государю он высказал свое глубокое убеждение, что составленный им план государственного преобразования - "первый и единственный источник всего, что случилось" с ним, и вместе с тем выражал надежду, что рано или поздно государь возвратится "к тем же основным идеям". Громадное большинство общества встретило падение Сперанского с великим ликованием, и только Н.С. Мордвинов открыто протестовал против его ссылки выходом в отставку от должности председателя департамента экономии государственного совета и уехал в деревню. По удалении Сперанского начала циркулировать записка на французском языке, автор которой утверждал, что Сперанский имел в виду своими нововведениями привести государство к разложению и полному перевороту, изображал его злодеем и предателем отечества и сравнивал с Кромвелем. Записка эта была составлена лифляндцем Розенкампфом, служившим в комиссии законов и ненавидевшим Сперанского за то, что тот затмил его своими талантами, и исправлена была Армфельтом. В сентябре того же года, вследствие доноса о том, что в разговоре с архиереем Сперанский упомянул о пощаде, оказанной Наполеоном духовенству в Германии, Сперанский был отправлен в Пермь, откуда написал государю свое знаменитое оправдательное письмо. Он весьма убедительно опроверг в нем переданное ему Александром при прощании обвинение, будто бы он старался финансовыми мерами расстроить государство и вызвать увеличением налогов ненависть к правительству, и называл клеветой утверждение, что, порицая правительство, он разумел особу самого государя. Просьба Сперанского о дозволении ему поселиться в его новгородском имении была оставлена без ответа и исполнена лишь в 1814 г., после вступления наших войск в Париж и нового письма Сперанского к государю. Вероятно, по переезде в деревню Сперанский набросал новые предположения о государственных преобразованиях, извлечения из которых Н. Тургенев напечатал в своей книге "La Russie et les russes" (III, 296 - 309), но которые он ошибочно слил воедино с проектом 1809 г. Ссылка имела то влияние на политические взгляды Сперанского, что вместо отвращения к преобладанию аристократии, которое он положительно высказывал в своем труде 1809 г., он стал искать гарантии политической свободы в усилении аристократии. По этому новому взгляду Сперанского правительство, опирающееся на основные законы, может быть или ограниченной монархией, или умеренной аристократией. В ограниченной монархии необходимо, чтобы высший класс наблюдал за охранением закона. Народ должен участвовать в составлении, если не всех, то, по крайней мере, некоторых законов; охранение законов он вверяет аристократии. Образцом для устройства этого класса он считал теперь английскую аристократию и прямо утверждал, что в основании его должно быть положено право первородства. При собрании национального конгресса, первые четыре класса чинов составят верхнюю палату, а остальное дворянство должно заседать с депутатами от народа, и одной из первых мер конгресса будет восстановление закона Петра I о первородстве с тем, чтобы этот закон прилагался лишь ко вновь созданной аристократии. Между тем в своем труде 1809 г. Сперанский писал о Петровском законе следующее: "По разуму того времени не было еще точного понятия о политической свободе. Сие доказывается учреждением Петра Великого (1714) о праве первородства. Сие установление, совершенно феодальное, могло бы уклонить Россию на несколько веков от настоящего ее пути". В 1816 г. Сперанский вновь просил государя обратить внимание на его судьбу и вместе с тем ходатайствовал у Аракчеева о его содействии. Указом 30 августа, в котором было сказано, что "по внимательном и строгом рассмотрении поступков" Сперанского государь "не имел убедительных причин к подозрениям", Сперанский был назначен на должность пензенского губернатора, чтобы дать ему способ "усердной службой очистить себя в полной мере". Здесь он не покидает еще мысли о государственных преобразованиях, в одном письме 1818 г. задает вопрос: "кто метет лестницу снизу?" и затем предлагает, очистив административную часть, перейти к свободе политической. Для выработки необходимых реформ Сперанский советует учредить комитет из министра финансов Гурьева, нескольких губернаторов (в том числе и его самого) и 2 - 3 губернских предводителей дворянства. В одной записке, составленной, вероятно, во время пребывания в Пензе, мы видим сочувствие автора конституционному строю, несмотря на неуверенность в возможности введения его в России. В марте 1819 г. Сперанский был назначен сибирским генерал-губернатором, причем государь в собственноручном письме писал, что этим назначением желал явно доказать, насколько несправедливо враги оклеветали Сперанского (о выработанных им проектах уставов и учреждений для Сибири, см. ст. история Сибири). Служба в Сибири еще более охладила политические мечтания Сперанского. В заметках, начатых в Пензе в 1819 г. и оконченных в Сибири, он хотя и говорит, что польза "законодательного сословия" "может состоять в том, что правительство, поставив себя сим учреждением впереди народных желаний, станет вне опасности всякого внезапного движения", но в тоже время признает, что "возможность законодательного сословия сильного и просвещенного весьма мало представляет вероятности. Почему - одно из двух: или сословие сие будет простое политическое зрелище, или, по недостатку сведений, примет оно ложное направление". В декабре 1820 г., т. е. уже из Сибири, Сперанский писал графу В.П. Кочубею в еще более скептическом тоне относительно государственных преобразований: "Все чувствуют трудности управления как в средоточии, так и в краях его. К сему присовокупляется недостаток людей. Тут корень зла; о сем прежде всего должно бы было помыслить тем юным законодателям, которые, мечтая о конституциях, думают, что это новоизобретенная какая-то машина, которая может идти сама собой везде, где ее пустят". В марте 1821 г. Сперанский возвратился в Петербург, но уже совершенно иным человеком. Это не был защитник полного преобразования государственного строя, сознающий свою силу и резко высказывающий свои мнения; это был уклончивый сановник, не гнушающийся льстивого угодничества даже перед Аракчеевым и не отступивший (1825) перед печатным похвальным словом военным поселениям. После того как выработанные им или под его наблюдением проекты преобразований в Сибири получили силу закона, Сперанскому приходилось все реже видеться с государем, и его надежды на возвращение прежнего значения не оправдались, хотя в 1821 г. он и был назначен членом государственного совета. Главным делом Сперанского в царствование императора Николая было составление "Полного Собрания" и "Свода Законов" (см. ст. Свод законов), обнародованных в 1833 г. С октября 1835 г. по апрель 1837 г. Сперанский вел беседы о законах с наследником цесаревичем. В это время он был уже защитником правления неограниченного; в нем исчезло и сочувствие аристократии. В одной из бесед он сказал, что "там, где существует чистая форма монархическая, нет никаких основательных причин, нет материальных выгод для народа переходить в форму смешанную" (т. е. такую, где государь разделяет державную власть с парламентом), "даже и тогда, когда бы переход сей мог быть совершен без потрясения. Частные пользы некоторых классов народа" (тут Сперанский разумеет "класс родовой знаменитости, класс промышленный, класс наук и знаний") "не суть истинные пользы всего народа и часто даже бывают им противоположны". Возведенный 1 января 1839 г. в графское достоинство, Сперанский скончался 2 февраля того же года. "Введение в уложение государственных законов" 1809 г. см. в "Историческом Обозрении" (1899, т. X); план финансов в "Сборнике Исторического Общества" (т. 45); проект гражданского уложения в "Архивах Государственного совета" (т. IV. журнала по делам департамента законов, Санкт-Петербург, 1874); "Записка о монетном обращении графа Сперанского" (ib., 1895). Дневник и переписку Сперанского см. в изд. "В память графа Михаила Михайловича Сперанского" (Санкт-Петербург, 1872). О Сперанском см. М. Корф "Жизнь графа Сперанского" (2 т., 1861); Шильдер "Император Александр I, его жизнь и царствование" (4 т.); Пахман "История кодификации гражданского права" (1876); В. Вагин "Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 - 1822 гг." (2 т., 1872); Прутченко "Сибирские окраины. Областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822" (2 т., Санкт-Петербург, 1899). О взглядах Сперанского на крестьянский вопрос см. книгу Б. Семевского: "Крестьянский вопрос в России" (т. I и II). В. Семевский.

Биографический словарь . 2000 .

Вступление на трон молодого императора Александра I совпало с необходимостью кардинальных преобразований во многих сферах российской жизни. Молодой император, получивший прекрасное европейское образование, задался целью реформировать и российскую систему обучения. Разработка базовых перемен в области просвещения была поручена М. М. Сперанскому, который достойно проявил себя в деле преобразования страны. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. показала возможность преобразования империи в современное государство. И не его вина, что многие замечательные проекты так и остались на бумаге.

Краткая биография

Михайлович родился в семье бедного сельского священнослужителя. Получив хорошее домашнее образование, Сперанский решил продолжить дело отца и поступил в Санкт-Петербургское духовное училище. После окончания этого учебного заведения Сперанский некоторое время работал учителем. Позднее ему посчастливилось занять должность личного секретаря князя Куракина, который являлся одним из самых близких друзей у Павла I. Вскоре после вступления на трон Александра I Куракин получает должность генерал-прокурора при Сенате. Не забыл князь и про своего секретаря - Сперанский получил там же должность государственного чиновника.

Незаурядный ум и отличные организаторские способности сделали бывшего учителя практически незаменимым человеком в Сенате. Так начиналась реформаторская деятельность Сперанского М. М.

Политическая реформа

Работа в подготовила М. М. Сперанского к работе по внедрению политических и социальных преобразований в стране. В 1803 году Михаил Михайлович изложил свое видение судебной системы в отдельном документе. «Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» сводилась к постепенному ограничению самодержавия, превращению России в конституционную монархию, усилению роли среднего класса. Так, чиновник предлагал учитывать опасность повторения «французского безумия» в России - то есть французской революции. Не допустить повторения силовых сценариев в России и смягчить самодержавие в стране - в этом и заключалась реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Кратко о главном

В политических преобразованиях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сводилась к нескольким пунктам, которые позволили бы стране стать правовым государством.

В целом одобрил «Записку…». Созданная им комиссия принялась разрабатывать детальный план новых преобразований, которым положила начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Замыслы первоначального проекта неоднократно критиковались и обсуждались.

План реформ

Общий план был составлен в 1809 году, и его основные тезисы были следующими:

1. Управлять Российской империей должны три ветви государственной должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; рычаги исполнительной власти принадлежит профильным министерствам, а судебная власть находится в руках Сената.

2. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. положила начало существованию еще одного органа власти. Он должен был называться Совещательный совет. Новое учреждение должно было находиться вне веток власти. Чиновники этого учреждения должны рассматривать различные законопроекты, учитывать их разумность и целесообразность. Если Совещательный Совет будет за - окончательное решение будет принято в Думе.

3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского имела целью разделить всех жителей Российской империи на три больших сословия - дворянство, так называемый средний класс и рабочий люд.

4. Управлять страной могли лишь представители высших и средних классов. Имущественным классам предоставлялось право голосования, избрания в различные органы власти. Рабочему люду предоставлялись лишь общие гражданские права. Но, по мере накопления личной собственности для крестьян и рабочих существовала возможность перейти в имущественные классы - сначала в купечество, а затем, возможно, и в дворянство.

5. Законодательную власть в стране представляла Дума. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. послужила основой для возникновения нового механизма выборов. Депутатов предлагалось выбирать в четыре ступени: сначала выбирались волостные представители, потом они определяли состав окружных дум. На третьем этапе проводились выборы в законодательный совет губерний. И лишь депутаты губернских дум имели право принимать участие в Руководить работой Государственной Думы должен был назначенный царем канцлер.

Эти краткие тезисы показывают основные итоги кропотливой работы, которую пробудила к жизни реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки выросло в многолетний, разработанный поэтапно план по преобразованию страны в современную державу.

План действий

Опасаясь революционных движений, царь Александр I принял решения выполнять озвученный план поэтапно, чтобы не вызывать к жизни сильных катаклизмов в российском обществе. Работу по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении нескольких десятилетий. Конечным итогом должно было стать упразднение крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

Обнародование Манифеста о создании нового органа власти, Государственного совета, было первым шагом по дороге преобразований, которую проложила реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

  • все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;
  • совет оценивал содержание и разумность новых законов, оценивал возможность их принятия и реализации;
  • члены Государственного совета должны были принимать участие в работе профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

Свертывание реформ

В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. Он был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

Итоги

По поручению царя Сперанский М. М. разрабатывал проекты финансовых и экономических преобразований. Они предусматривали ограничение расходов казны и увеличение налогов для дворянства. Такие проекты вызвали резкую критику в обществе, против Сперанского выступали многие известные мыслители того времени. Сперанский был даже заподозрен в антироссийской деятельности, а на фоне усиления Наполеона во Франции такие подозрения могли иметь очень глубокие последствия.

Опасаясь открытого возмущения, Александр отправляет Сперанского в отставку.

Значимость реформ

Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.

Неудачи царизма в войнах с Францией в 1805 - 1807 гг. подорвали престиж правительства Александра I внутри страны. В столице стали поговаривать о возможности нового дворцового переворота. Чтобы обезопасить свою власть, царь назначает военным министром крайнего реакционера, преданного престолу, - графа А. А. Аракчеева. В то же время, стараясь отвлечь общественное мнение от военных и дипломатических неудач, Александр I продолжал игру в либерализм. Одному из наиболее способных чиновников - М. М. Сперайскому было поручено разработать проект «государственного преобразования». Сперанский благодаря своим личным качествам, широкому кругозору и начитанности сделал блестящую карьеру, став статс-секретарем при императоре.

К осени 1809 г. Сперанским был составлен проект реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». Он сохранял крепостное право, самодержавие, сословный строй и привилегии дворян. Вместе с тем в России предполагалось ввести выборные представительные учреждения: Государственную думу и местные думы (губернские, окружные, волостные). Избирательные права получали только дворяне, купцы, мещане и государственные крестьяне, обладавшие определенным имущественным цензом. Помещичьи крестьяне, рабочие, ремесленники и домашние слуги лишались избирательных прав. Государственная дума должна была обладать определенными законодательными правами: обсуждать и одобрять законы, налоги и государственный бюджет. Для предварительного рассмотрения законопроектов намечалось создать Государственный совет. Право окончательного утверждения законов принадлежало императору.

Проведение в жизнь проекта Сперанского могло бы содействовать постепенному превращению России в буржуазную монархию. Однако проект так и остался прожектом. В 1810 г. был учрежден лишь совещательный орган при императоре - Государственный совет, состоявший из высших чиновников. Сперанский стал государственным секретарем (по существу, премьер-министром) Аракчеев был назначен председателем департамента

военных дел Государственного совета. В 1811 г. были созданы министерства полиции и путей сообщения, введен государственный контроль над деятельностью министерств, уточнены функции министерств и приняты меры по улучшению состава чиновничества.

Проект Сперанского вызвал недовольство консервативно настроенного дворянства, которое усматривало в нем проявление «революционного духа» и потрясение вековых устоев. Сперанского стали обвинять в ущемлении дворянских привилегий, в предательстве интересов России, в шпионаже и сочувствии Наполеону. Историк Н. М. Карамзин, выражая настроения консервативного дворянства, составил «Записку о древней и новой Рос сии», в которой выступал против всяких нововведений. Эта «Записка» была передана царю. Накануне новой войны с Наполеоном Александр I нуждался в поддержке дворянства. В 1812 г. Сперанский был отстранен от дел и выслан из Петербурга.

Во время переговоров в Тильзите Наполеон усиленно подталкивал Александра I к войне со Швецией, которая являлась союзницей Англии. Царизм стремился прочнее укрепить свои позиции на Балтийском море и компенсировать тильзитскую неудачу за счет Швеции и Турции. В феврале 1808 г. русская армия перешла шведскую границу и овладела большей частью Финляндии. Русские войска под командованием П. И. Багратиона и М. Б. Барклая-де-Толли в марте 1809 г. совершили беспримерный ледовый поход через Ботнический залив и нанесли шведам поражение. В сентябре 1809 г. в Фридрихсгаме был подписан мирный договор. Швеция уступила России Финляндию, Аландские острова и присоединилась к континентальной блокаде. Это укрепило позиции России на Балтике и ликвидировало опасность превращения Финляндии в плацдарм для нападения на Петербург. В связи с важностью стратегического положения Финляндии ей была предоставлена некоторая автономия. Она была включена в состав России под названием «Великое княжество Финляндское» сохранила в урезанном виде право на собственное Управление с сеймом и конституцией. Но права, предоставленные Финляндии, постоянно нарушались.

В начале XIX в. усилилась деятельность русских переселенцев на Камчатке, Чукотке, Аляске, Курильских и Алеутских островах. Для освоения русских земель

в Северной Америке и управления ими в 1799 г. создается «Российско-Американская компания». В 1809 г. на о-ве Ситка был основан Новоархангельск, ставший центром русских владений на Американском континенте. В Калифорнии на берегу залива Сан-Франциско воз никло селение Росс. Русские внесли значительный вклад в освоение обширных земель Дальнего Востока и Западного побережья Северной Америки. В 1801 - 1812 гг. в состав России были включены также Восточная и Западная Грузия, Азербайджан, Дагестан, Ингушетия и Молдавия.

Таким образом, в условиях нарождавшихся новых капиталистических отношений царизм по-прежнему стремился сохранить и укрепить самодержавный крепостной строй в России. Проведенные мероприятия в области внутренней политики не привели к изменениям ни в государственном строе, ни в социальных отношениях. Дальнейшая бюрократизация государственного аппарата способствовала укреплению самодержавия. Внешняя политика России определялась обстановкой, сложившейся в Европе в начале XIX в. На нее продолжали влиять враждебные отношения феодально-абсолютистских монархий и Французской революции. Однако революционные войны Франции стали превращаться в захватнические, империалистские войны наполеоновской империи. Поэтому войны России с Францией в начале XIX в. в целом носили оборонительный характер. Восточное направление внешней политики, с одной стороны, диктовалось стремлением феодально-крепостнического государства к расширению своей территории, а с другой - общенациональной потребностью обеспечить безопасность и развитие южных районов страны. Присоединение к России народов Закавказья, Северного Кавказа и Молдавии, несмотря на колониальный характер политики царизма, имело важное значение для их дальнейшего развития.

Политические взгляды Михаила Сперанского были изложены им в 1809 году в обширной записке, занимающей объем книги, "Введение к уложению государственных законов", где он представил программу широких преобразований.

Разрабатывая проекты реформ в России, Сперанский обратился к политическому опыту европейских государств, который показывал, что для Европы характерен переход от феодального правления к республиканскому. Россия, по мнению Сперанского, шла одним путем с Западной Европой.

Во главу реформы было положено строгое разделение власти на законодательную, административную и судебную, а также разделение властей на местные и центральные. Вертикальное и горизонтальное деление всего государственного политического механизма создавало последовательную систему, начинающуюся в волостных учреждениях и кончающуюся высшими правительственными учреждениями империи. Низшей единицей управления и самоуправления являлась волость. Волостное управление делилось на органы законодательства, суда и администрации, так же разделялись уездное, губернское и государственное управления.

Центральное государственное управление состояло, по Сперанскому, из трех независимых учреждений: Государственной думы (законодательная власть), сената (судебная власть) и министерств (административная власть). Деятельность этих трех учреждений соединялась в Государственном совете и через него восходила к престолу.

Высшим судебным учреждением империи являлся сенат, который разделялся на департаменты уголовные и гражданские и имел местопребывание в Петербурге и Москве (по два департамента). В позднейшей редакции предполагалось даже четыре местопребывания - Петербург, Москва, Киев и Казань. Сенаторы должны были занимать свои должности пожизненно, заседания сената планировались быть публичными. Все судебные дела должны подлежать ревизии сената.

В 1809 году Сперанский в судебной реформе в общих чертах наметил то, что было частично осуществлено в Российской империи в судебных уставах 1864 года, - отделение мирового посреднического разбирательства (волостные судьи) от общего формального, три судебные инстанции общего судоустройства; суд присяжных для первой инстанции и частью для мирового суда; независимость суда (либо избрание, либо пожизненность); публичность.

Судебная иерархия дополнялась по Сперанскому Верховным уголовным судом, состоящим при сенате и созываемым для суждения государственных преступлений, а также преступлений, совершенных министрами, членами Государственного совета, сенаторами, генерал-губернаторами. Верховный уголовный суд составлялся из членов Государственного совета, Государственной думы и сената.

Государственный совет, по реформам Сперанского, ограничивал решения императора. Император мог и не утверждать мнений и решений совета, но сама их формулировка "вняв мнению Государственного совета" показывала, что заменить эти мнения и решения было бы несогласно с положением.

Государственному совету предоставлялись широкие полномочия - рассмотрение и одобрение общих внутренних мер (в порядке исполнительном), контроль за внешней политикой, государственные бюджеты и отчеты всех министерств, полномочия в чрезвычайных случаях. Члены Государственного совета могли присутствовать в Верховном уголовном суде. Важнейшие должности в административной и судебной иерархии, если они невыборные, замещались министрами с утверждения Государственного совета .

Предложения, изложенные Михаилом Сперанским, для того времени выглядели весьма радикальными, отражали масонские идеи (Сперанский, как и многие выдающиеся личности Российской империи, был членом масонской ложи).

В начале 1810 года был учрежден Государственный совет, где Михаил Сперанский стал государственным секретарем. Совет, как и предлагал Сперанский, был разделен на четыре департамента: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Каждый департамент представлял свой председатель. В общем собрании председательство принадлежало императору или лицу по его ежегодному назначению. Для производства дел совета была учреждена государственная канцелярия из статс-секретарей под главным управлением государственного секретаря, который докладывал на общем собрании, представлял журналы совета на высочайшее усмотрение и заведовал всей исполнительной частью. Должность государственного секретаря, которую занимал Сперанский в то время, фактически давала полномочия второго государственного лица после императора.

Сам являясь одним из важнейших чиновников государства, Сперанский понимал значение чиновничьей армии для будущих реформ и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. В августе 1809 года был опубликован подготовленный Сперанским Указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Отныне чин коллежского асессора, который ранее можно было получить по выслуге лет, давался только тем чиновникам, которые имели на руках свидетельство об успешном окончании курса обучения в одном из российских университетов или сдали экзамены по специальной программе. Она предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России. Чин коллежского асессора соответствовал восьмому классу "Табели о рангах". Начиная с этого класса и выше чиновники имели большие привилегии, высокие оклады и право потомственного дворянства.

В апреле 1809 года вышел указ, изменивший порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, авторство приписывают Сперанскому .

По инициативе Михаила Сперанского в целях воспитания просвещенной элиты общества в 1811 году в под Санкт-Петербургом был создан Императорский Лицей. В числе первых лицеистов были Александр Пушкин, Константин Данзас, Антон Дельвиг.

Высшие слои русского общества восприняли проекты Сперанского как чересчур радикальные, и, в конечном счете, предложенные им реформы не были осуществлены в полной мере.

Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-х годов Сперанский увлекся мистицизмом , что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании "Священного Союза" Александр I.

(Дополнительный