Где в библии можно найти про город. Опарин Алексей Анатольевич. Древние города и Библейская археология (Монография). Имена, упомянутые в Библии

Среди всех исторических достопримечательностей Израиля Иерусалим считается наиболее интересным объектом. Данный факт признают как безбожники, так и искренне верующие люди. Однако лишь некоторые из посетителей древнейшего города знают либо догадываются, что знаменитые и показываемые всем места могут быть не самыми важными с точки зрения его истории. Те же, что наиболее важны, скрываются под землей или недоступны широкой публике по различным причинам.

Первое упоминание

Общепринято считать, что Иерусалим впервые упоминается в Библии. В действительности же учеными найдено гораздо более древнее упоминание об этом городе. Археологами обнаружены глиняные таблички, так называемые Тексты проклятий, имеющие возраст, превышающий 3800 лет. Данные артефакты, относящиеся к периоду египетского владычества, использовались в особых мистических церемониях. Считалось, что их разрушение в ходе данного ритуала автоматически переносилось на судьбы упомянутых в них городов. В процессе поисков было обнаружено название города Шалем или Ур-Шалем, соотносимое исследователями с древним Иерусалимом.

Иисус Навин никогда не завоевывал Иерусалим

Многие люди уверены, что Иерусалим захватил Иисус Навин в период израильских завоеваний. На самом деле войска только осадили город, однако взять его так и не смогли, даже несмотря на то, что царь Иерусалима погиб при его защите. Объясняется это просто: город был отлично укреплен, поэтому захват его оказался непосильной задачей для армии Иисуса Навина.

Жители города, напрямую связанные с Библией

Сейчас древний Иерусалим является единственный городом, где найдены артефакты, напрямую связанные с людьми, которые упоминаются в библейских сказаниях. Один из них – печать с именем писца пророка Иеремии Гемарьяху бен Шафана.

Древнейшая библейская цитата

Среди прочих раритетов в древнем Иерусалиме были обнаружены два крохотных серебряных свитка, некогда основательно скрученных. Ученые определили их возраст: примерно 600 год до н. э. Для того чтобы их развернуть и изучить, понадобилось разработать специальную технологию, на что потребовались целых 3 года. Лишь спустя 10 лет после находки специалисты смогли прочесть данные свитки, на которых оказались слова библейского Священного Благословения. На данный момент времени эти артефакты с древнейшей цитатой находятся в экспозиции Музея Израиля.

Силоамский тоннель

Вне пределов древних городских стен находится 500-метровый Силоамский тоннель, именуемый еще как Шилоах. Согласно исследованиям ученых из Еврейского университета, он датируется 700 годом до н. э., времени правления царя Езекии. Сооружение, тянувшееся к городу от водного источника Гихон, было для его жителей единственным путем подачи питьевой воды в случае вражеской осады. В настоящее время оно считается самым впечатляющим среди древних систем водоснабжения в Израиле.

Секреты Храмовой горы

Известно, что в этом месте Иерусалима никогда не было плановых археологических раскопок. Тем не менее, частично такая работа все-таки проводилась, и даже продолжает вестись в настоящее время. Помог этому случай. В 1999 году для каких-то нужд, не согласовав своих действий с археологами, строители выкопали на Храмовой горе громадную яму, а вывезенные оттуда 400 грузовиков с грунтом и щебнем попросту выбросили. Ученые занялись исследованием этой массы, и отыскали там множество редчайших предметов. В частности, там были найдены монеты эпохи римского правления, игровые кости, наконечники стрел и масса других мелких вещей, имеющих историческую значимость.

Туннели западной стены

Данные сооружения отыскали британские исследователи в 1867 году. В то время туннели Западной стены использовались как канализационные каналы. Британские первооткрыватели решили исследовать их, используя для этого простые деревянные двери в качестве плавсредств, веслами же послужили ветки деревьев. Их путешествие закончилось в подвалах монастыря сестер Сиона. Явившиеся среди ночи человеческие фигуры, измазанные в отходах, настолько сильно испугали монахинь, что они приняли решение замуровать проход, который вел под землю. Сейчас же путешествие по древним туннелям является одной из популярнейших экскурсионных программ в Иерусалиме.

Город Давида – самое библейское место

Один из фрагментов древнего Иерусалима – город Давида. Он часто упоминается в Библии в качестве района, где происходила значительная часть описываемых в ней событий. Пожалуй, наиболее известными библейскими рассказами являются история Вирсавии и помазание Соломона. В целом же, практически половина книг Библии созданы именно в этом месте. Да и библейские рассказы об Иерусалиме тесно связаны с городом Давида.

Город Давида как археологический объект

Здесь постоянно ведутся серьезные археологические изыскания. Находок настолько много, что предыдущие исследования довольно быстро становятся неактуальными благодаря появлению новых раритетных находок.

Интересно, что в раскопках этого удивительного места принимало участие рекордно большое количество экспедиций, в которых было занято множество видных ученых. За годы исследований здесь найдено множество артефактов, предоставивших ученым важнейшую историческую информацию. Однако, несмотря на столь активные изыскания, к настоящему времени исследована лишь четверть города Давида. Считается, что в толще грунта прячется в разы больше находок, чем обнаружено на данный момент.


Многие историки подвергают сомнениям правдивость большинства событий, упомянутых в Библии. Однако нередко случается, что археологи обнаруживают даже не косвенные, а прямые доказательства историчности тех или иных библейских сюжетов . И сегодня мы расскажем про 4 обнаруженных при раскопках реальных места , которые прямо или косвенно подтверждают правдивость Книги Книг.

Понтий Пилат и место суда над Иисусом Христом

Долгое время историки сомневались не только в существовании реального Иисуса, но также в том, жил ли когда-либо на Земле его судья – человек по имени Понтий Пилат. Ведь о нем упоминали либо христианские источники, либо позднейшие авторы. Но в 1961 году по время раскопок в городе Кесария в Палестине была обнаружена известняковая плита с фрагментом надписи на латинском языке, которая переводится как «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам».



А в конце 2014 года стало известно, что израильские археологи обнаружили также место, где исторический Понтий Пилат мог вершить свой суд над Иисусом. Во время раскопок на территории музея «Башня Давида» в Иерусалиме учеными были найдены остатки старого здания, которое использовалось в качестве тюрьмы еще при турецком владычестве.



Однако изучение этого сооружения показало, что оно имеет куда более древнюю историю. Сейчас ученые склоняются к версии, что это бывший дворец царя Ирода Антиппы. И именно там, как считают многие исследователи Библии, проходил суд Пилата над Христом. А новые археологические раскопки косвенно подтвердили эту версию.

Стены Иерихона

Точно так же историки долгое время подвергали сомнению существование города Иерихон, стены которого, согласно Библии, пали под звуком труб евреев, пришедших в землю Ханаан после сорокалетнего скитания по пустыне. Однако в конце девятнадцатого века энтузиастов от науки привлекла к себе внимание палестинская деревушка с названием Эриха неподалеку от реки Иордан.



Раскопки в ее окрестностях начались еще в 1868 году, однако лишь в 1907 немецкий архитектор по фамилии Зеллин обнаружил то, что искал, – останки древнего города, существовавшего еще во втором тысячелетии до нашей эры.

Дальнейшие исследования местности обнаружили двадцать три культурных слоя, древнейших из которых датируется Бронзовым веком. Нашли археологи также крепостные стены четырнадцатого-тринадцатого веков до нашей эры, именно их по преданию и разрушили евреи под руководством Иисуса Навина.



Интересно, что для Ханаана той эпохи наличие каменных ограждений было весьма нетипичным. Сейчас историки считают Иерихон одним из первых в истории огороженных крепостными стенами городов.

Капернаум: место первой проповеди Иисуса и дом апостола Петра

Согласно Библии, Иисус начал свою проповедническую деятельность в городе Капернаум на берегу Галилейского моря. Именно в этом населенном пункте жили братья-рыбаки Петр и Андрей, ставшие первыми учениками Христа. И современная археология смогла найти немало исторических мест, напрямую связанных с этими библейскими событиями.



Еще во время раскопок в середине девятнадцатого века историки обнаружили остатки древней синагоги, построенной в четвертом веке нашей эры. Однако дальнейшие исследования этого строения показали, что оно находится на руинах еще более древнего сооружения, которое существовало там и на рубеже эр. Следовательно, если Иисус, действительно, существовал и проповедовал в Капернауме, то происходили эти события именно здесь.



Более того, археологам удалось обнаружить в Капернауме и дом, в котором предположительно мог жить апостол Петр. В 1968 году в окрестностях города монахами-францисканцами были раскопаны остатки дома, разрушенного в четвертом веке нашей эры. Согласно исследованиям, это здание еще в первом веке служило местом для христианских собраний. А именно в жилище Петра, согласно религиозным источникам, стала собираться первая христианская община.

Царь Давид и его дворец

Многие годы историки спорили о том, существовал ли в реальности упомянутый в Библии царь Давид – основатель единого еврейского государства. Ведь нигде, кроме Библии, он не упомянут. Существенным аргументом для сторонников реальности этой личности стало обнаружение в 1993 году при раскопках древнего города Дан в северной части Израиля каменной стелы – базальтовой плиты, датированной девятым-восьмым веком до нашей эры. На этом объекте был найден текст с упоминанием о «доме Давида» - династии иудейских царей, восходящих к этому библейскому персонажу.

Добавили аргументов в пользу существования Давида и раскопки городища Хирбет-Киафа, осуществленные израильскими археологами начиная начиная с 2007 года. Ученые смогли раскопать достаточно большой город, максимальное развитие которого пришлось на 1050-970 года до нашей эры. Историки ассоциируют его с библейским поселением Шаараим и считают доказательством существования единого еврейского государства на территории Палестины во времена, когда предположительно жил царь Давид.

Упоминание древнего государства Идумеи, его славного народа и города Петры в библейских текстах.

Государство Идумея и его город Петра, что значит красный (Быт 25:30), другое название которой, - страна Эдомская, и её жители - идумляне, это страна и народ, получившие своё название от имени библейского Исава или Едома по цвету того кушанья (красной чечевичной похлебки), за которое он, согласно преданию, продал право первородства своему брату Иакову.
Греки и Римляне называли эту страну Идумеей (Пс 59:2, Иер 27:3). Населённая Хорреями (Вт 2:12), она, расположенная на Ближнем Востоке, на территории современных государств Израиля и Иордании, всегда лежала на юг от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Идумея, иначе ещё земля или гора Сеир, в библейские времена составляла небольшую узкую территорию между пустынею Син на запад и Каменистою Аравиею на восток. Климат в ней был превосходный, и она отличалась особенным плодородием почвы.

Географическое наименование Сеир, означающее в переводе, - неровный, шершавый, - название двух горных хребтов (Быт 14:6). Это извилистая горная цепь, простирающаяся к югу от берега Мертвого моря вплотную до северной оконечности Акабского залива Красного моря. Гора Ор представляла одну из её вершин. (Быт 36:30) - Идумея и её жители, называемые Хорреями, впоследствии смешавшиеся с потомками Исава в один народ, упоминаются в числе обитателей этого горного хребта. Во времена Авраама один из его народов назывался Сеиром, и до сих пор так называется арабами: Серр, то есть Сеир (Нав 15:10).
Другая гора Сеир находится на юге Палестины к западу от Кириаф-Иарима на территории, выделенной при разделе Ханаана колену Иудиному. Ныне это Курейт-Эль-Енаб.

Древнею столицей Идумеи был город Восора, вероятно, что это и есть нынешняя Бессеира, о которой так же сохранились упоминания в Библии (Ис 73:1). Другим городом этой земли была Села, сделавшаяся впоследствии её столицей и более известная в греческом переводе под названием Петра. Петра, она же Села (4Цар 14:7, Ис 16:1, Суд 1:35), - главный город Идумеи. Название этого города на разных языках, на которых оно встречается, означает скала, утес: так по-еврейски он называется Села, по-гречески - Петра, а по-арабски - Хагар. Это был один из величайших городов древнего мира, о котором вероятно впервые упоминается в (Суд 1:36). Он лежал близ подошвы горы Ор, в трёх днях пути от Иерихона, и в таком же расстоянии от горы Синай. Над ним со всех сторон высились скалистые горы, и целые дома были высечены в скале.

Амасия осадил этот город, взял его (4Цар 14:7) и назвал Иокфил, причём 10000 Идумеян пало в сражении за него, и 10000 взятых в плен были сброшены победителями с утесов.

Другие города Идумеи:

Авиф, что означает развалины, руины (Быт 36:35), - идумейский город, на границах Идумеи, был резиденцией Гадада, царя Идумейского, знаменитого своею победою над Мадианитянами, на полях Моава.

Восора, - овечий загон (Быт 36:33), - знаменитый Идумейский город, расположенный приблизительно в сорока километрах на юго-восток от Едреи. О нём часто упоминается в Библии, как о главном городе Идумеи (Ис 34:6, 43:1, Иер 48:24, 49:13-22, Амос. 1:12). Иеремия называет его городом Моавитским, который, вероятно, был взят у Аммовитян Идумеями, а потом у Идумеев был отнят Моавитянами. В книгах о нём говорится как об одном из богатейших и достаточно укреплённых городов Идумеи; он грозен и неприступен по своему положению, - расположен в расселинах скал, и занимает, как орёл, вершины холмов. Но "хотя бы ты, как орёл, высоко свил гнездо твоё, и оттуда низрину тебя," говорит Господь (Иер 42:16). Тем не менее, земля его тучная, он имеет множество стад и пышные чертоги (Ис 34:6,7, Амос. 1:12, Мих 2:12). В настоящее время это вероятно селение Эль-Бусайрех, в горах Сеир к юго-востоку от Мертвого моря. Множество развалин кругом этого селения показывает, что в древности здесь находился большой город. Козы и овцы, о которых в связи с Восорою упоминает Исаия и ныне очень многочисленны.

Феман, - полуденная страна, - третий древнейший идумейский город, упоминаемый в Библии (Быт 36:34). Считается, что это современный иорданский город Маан, расположенный к югу от Петры. Жители Фемана славились особенною мудростью (Иер 49:7).

Гора Ор, - фактически это название двух гор (гора на горе Чис 20:22-29). Во время своего исхода под предводительством Моисея, израильтяне из Кадеса пришли к горе Ор. Она находилась на границе Идумеи и Палестины, недалеко от Кадеса к югу от Мертвого моря. Считается, что на этой горе умер первосвященник Аарон, брат Моисея. Гора Ор теперь называется по-арабски Джебель-Гарун, - гора Аарона, имеет высоту около 1750 метров и двойную вершину. Она находится к западу от Петры и к востоку от Вади-эль-Араба. На более возвышенной вершине стоит небольшая белая часовня, выполненная в аскетичном восточном стиле, под сводом которой, по преданию, погребен сам Аарон. Невдалеке от нынешнего кенотафа прежде находился христианский монастырь. Эту гору посещали и описали многие путешественники, как например Робинсон, Стэнли, Буркгардт и другие (Чис 34:7-8).

Существует и другая гора Ор, находящаяся на севере Палестины вблизи Ермона. Северные границы земли Обетованной по повелению божьему определены следующим образом: "К северу будет у вас граница: от великого моря проведите её к горе Ор; от горы Ор проведите к Емафу, и будут выступы границы к Цедалу."

Столица Идумеи, по многочисленным свидетельствам греческих и набатейских географов, историков и поэтов в своё время почиталась за лучшее место по удобствам жизни на Востоке. Сюда шли караваны из всех стран света, и торговля Петры разными путями распространялась на Египет, Палестину и Сирию. И если Аравия считалась центром этой торговли, то Петра была в ней именно тем пунктом, в который непрерывно стремились гружёные караваны купцов со всех трёх сторон своего обширного полуострова.

По свидетельству английских путешественников, город Села или Петра стоял в замечательной естественной впадине или углублении окружённый скалами, которые во множестве были иссечены пещерами для домов, храмов и гробниц. Эти последние одни только уже достаточно могут свидетельствовать о многочисленном народонаселении и неисчислимых богатствах Петры. Количество жителей в этом городе, по их словам, было очень велико, и их постройки, вероятно, стоили громадных трудов и денег.

Климат на этих территориях различный: в гористых местах умеренный, а в местах более равнинных, - жаркий. Здесь собственно только два времени года, - лето и зима. Лето жаркое и сухое, а зима, - достаточно холодная и дождливая (Быт 8:22, Зах 14:8). Дождливое время года, соответствующее нашей осени, начинается постепенно со второй половины октября, но иногда, бывает, что это случается и в ноябре (Вт 11:14, 2Цар 21:10). Холод достигает наиболее высокой степени в декабре и январе, когда нередко выпадает снег, а иногда и град. С апреля начинается первая жатва и, вместе с тем, сухое или жаркое время года, продолжающееся с некоторыми изменениями до октября. Жар особенно чувствуется, начиная со второй половины июля и до окончания августа. Тогда земля увлажняется только росой. В это время всякая зелень полей высыхает, особенно когда дует знойный восточный ветер, губительный для садов и полей (Ос 13:15, Ин 4:8). Для здоровья такой климат вообще-то считается полезным, и при условии надлежащего орошения посевов и насаждений Идумею можно было отнести к плодороднейшим странам. В наше время здесь находится много пустых мест и не возделанных земель, а все её обитаемые места часто представляют собою только большие малонаселённые деревни. Но то, что в древние времена это была прекраснейшая и плодороднейшая страна, об этом единогласно свидетельствуют все древние писатели, представляя её богато украшенною прекрасными долинами, цветущими полями и лугами, прохладными лесами, великолепными городами и селениям.

Исав, что означает, волосатый, косматый (Быт 25:25), или иначе Эдом (красный; 36:1), - родоначальник Идумеев, сын Исаака и Ревекки и брат Иакова. Исаву было около сорока лет, повествует книга Бытия, когда он взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеянина и Васемафу, дочь Элона Хеттеянина. И они были в тягость Исааку и Ревекке (21:34-35). Семейство Исава поселилось на горе или в земле Сеир, на юге Палестины, названной вследствие этого Эдомом, и его потомки - Идумеи или Эдомитяне сделались впоследствии одним из самых воинственных и грозных народов своего времени. О времени смерти Исава в книге Бытия ничего не говорится.

Идумеяне управлялись своими царями, прежде установления царской власти среди евреев (Быт 36:31), непрерывно до самого времени покорения их Давидом (2Цар 8:14), в чём исполнилось пророчество, данное Исааком сыну своему Иакову (Быт 27:29), относительно потомков Исава (Идумеян). В царствование Давида Идумеяне, были разбиты им в соляной долине, и его полководец Иоав истребил почти всё мужское население этой страны (3Цар 11:15-16). В честь этой победы псалмопевец восклицает от имени Господа: На Едома простру сапог Мой (59:10). Идумлянин Гадал, член царского семейства, нашёл тогда защиту в Египте, где благосклонно принятый Фараоном сделался впоследствии одним из наиболее опасных врагов Соломона (3Цар 11:14-22). Затем, жители южного Едома успешно боролись против Иудейского царя Иорама, в результате чего на продолжении, почти, половины столетия поддерживали свою независимость (2Пар 21:8).

Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, Идумляни присоединились к нему и принимали деятельное участие в грабеже и убийствах побежденных. Их жестокость в этом случае упоминаются в (Пс 136:7): Припомни Господи, сынам Едомовым день Иерусалима), когда они говорили: разрушайте, разрушайте его до основания.

После Идумеев в числе обитателей Петры особенно известны были Наватеи, считавшиеся потомками Наваиота, сына Измайлова (Быт 25:13). Села или Петра также была их главным городом. Под названием Петры она упоминается Иосифом Флавием и другими писателями. Под властью Римлян город Петра или Села был украшен и расширен, но затем он постепенно приходил в упадок и в настоящее время представляет пустыню с большими развалинами.

Настоящее состояние Идумеи (Петры) близко соответствует описанию в текстах библейских пророчеств, и особенно, по своему исполнению (Ис 34:5-17). Все кто побывал в Петре могут единогласно свидетельствовать о том, что на месте древней, некогда славной и воинственной Идумеи, теперь высятся лишь древние археологические памятники. "И завладеет ею, пророчествовал некогда об Идумее Исаия, пеликан и ёж; и филин и ворон поселятся на ней... И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником твердыни её... И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками... Там угнездится летучий змей... Она будет жилищем шакалов и пристанищем страусов... (Ис 34:11-15).

Остатки древности, существующие здесь, несомненно, представляют великий интерес, но замечательнейшие из них, возможно, принадлежат уже постбиблейским временам. Предсказанное пророками падение Идумеи уже давно постигло её, и теперь только развалины домов, дворцов и гробниц Петры, посещаемые учеными путешественниками, свидетельствуют о её прежнем богатстве, плодородии, населённости и цветущем некогда состоянии.

Развалины этого древнего города со множеством пещер, гробниц, дворцов, и триумфальных арок были вновь открыты для внимания европейцев в 1812 году голландским путешественником Буркгардтом.
Остатки народа, населявшего Идумею, впоследствии смешались с Аравийскими и другими племенами. Развалины Петры лежат в Вади-Муса (долине Моисея).

Вконтакте

Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (Втор.34:3, Суд.3:13, 2Пар.28:15).

История

  • Натуфийская культура - около 10000–9600 г. до н. э., сезонные, а затем постоянные стоянки натуфийских охотников и собирателей.
  • Докерамический неолит A - около 9500 г. до н. э. –8500 г. до н. э. Здания этого периода имеют круглую форму и построены из саманного кирпича. Очаги располагались внутри и снаружи домов. Обнаружена каменная стена, высотой 3.6 м и шириной в основании 1.8 м. Стена предположительно использовалась для защиты от наводнения, а башня, находящаяся внутри, для религиозных целей.

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в около 1550 г. до н. э.

С этого времени о нем долго, почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей.

После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. О нем упоминают , Страбон, Птолемей, Плиний и др.

При Константине Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе.

С течением времени Иерихон стал приходить в упадок.

В VII в. после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX в.

Современная история

Но после раздела страны и смерти Иисуса некоторые евреи соблазнялись идолопоклонством окрестных народов. Всякий раз после такого нарушения завета соседние цари шли на них войной и с лёгкостью побеждали их и уводили провинившихся в плен.

Достопримечательности

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного города. Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э

В Иерихоне открыты мощная башня (8 м) эпохи докерамического неолита (период А, 8400-7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»), руины зимнего дворца-резиденции Ирода Великого с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги V-VI в.

У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Елисея (Элиши), по слову которого, согласно Библии, негодная для питья вода этого источника «стала здоровою до сего дня» (4Цар .2:19-22).

В 3 км севернее современного Иерихона расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX в.).

К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения, гора Каранталь), где, по преданию, Иисус Христос постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Учёные предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с

Первое упоминание города Нов (Номв, Ноб) в Библии находится в Книге пророка Самуила (Книге Царств). В ней рассказывается, как во времена правления царя Саула после разрушения Силома (Шило) священники из дома Эли перебрались в город Нов, там же находилась и скиния (походный шалаш для проведения богослужения). Но когда Саул обнаружил, что один из священников - Ахимелех бен Ахитув - отдал Давиду меч Голиафа, который также хранился в Нове, и Давид сумел бежать, то приказал убить всех жителей города. "…и Нову, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом". (Первая Книга Царств 22:19)

Несмотря на месть Саула, город оставался невредим на протяжении сотен лет. Пророк Исайя упоминает его в описании похода, предпринятого царем Ассуром в 701 до нашей эры, когда он попытался завоевать Иерусалим. Нов упоминается как последний город, через который проходила ассирийская армия, двигающаяся к Иерусалиму. " Еще день простоит он в Нове; грозит рукою своею горе Сиону, холму Иерусалимскому" (Исайя 10:32).

Нов снова упомянут в описании возвращения Нехемии в Сион. Здесь Нов называют одним из поселений в области Беньямина, расположенным к северу от Иерусалима между Анатотой (согласно принятым теориям, это современная деревня Аната), и Ананией (деревня Азария).

Однако на протяжении последних 100 лет ни одна из библейских ссылок не помогла исследователям обнаружить развалины древнего города. Хотя в Ветхом Завете ясно говорится, что Нов расположен к северу от Иерусалима, в том районе до сих пор не было обнаружено ни одного убедительного археологического свидетельства. Все обнаруженные останки поселений лишь с большой натяжкой могут быть признаны древним городом.

Профессор археологии Ханан Эшель, старший преподаватель Бар-Иланского университета, высказал гипотезу, что на месте древнего Нова сейчас находится деревня Шоафат. Его коллега, доктор Габи Баркай считает, что древний город следует искать в районе Гиват Царфатит в Иерусалиме. Среди других "кандидатов" на Нов называют квартал А-Тур.

Но вот на недавней конференции, проходившей все в том же университете Бар-Илан, доктор Боаз Зису предложил поискать древний город священников в другом месте – на вершине холма, обращенного к Кидронской долине, именуемой по-арабски Вади аль-Джоз. И хотя у него нет веских доказательств связи руин, раскопанных его группой, с каким-либо конкретным поселением, включая Нов, косвенные данные говорят о том, что с большой долей вероятности ученый может быть прав.

Новые данные стали накапливаться с июня 2001 года, когда экспедиция под руководством Зису начала раскопки в районе Кидронской долины. Целью археологов было спасение участка, расположенного в 50 метрах к северу от места, известного как Пещера Рамбана. Историков пригласили, когда во время прокладки новой системы для сточных вод строители наткнулись на древний карьер, где предки израильтян добывали известняк.

Камни в этом карьере имеют то особое разнообразие, которым так дорожили местные строители. Подобные карьеры активно использовали в 586-1.000 года до нашей эры, в период правления израильских и иудейских царей. Все эти карьеры, расположенные вокруг Иерусалима, оставались действующими вплоть до современных времен.

Зису установил, что найденный им карьер в Кидронской долине активно работал до конца эры Хасмонеев, то есть в Первом столетии до новой эры. Это заключение основывается на черепках сосудов, найденных в этом месте. Среди них были горшки для варки пищи и кувшин, который каменщики оставили в одной из ниш. После того, как работы в карьере полностью прекратились, он покрылся толстым слоем пыли. В ней были вкрапления строительных камней и черепков последних лет железного века. Эти черепки - остатки кувшинов, мисок, подсвечников, и других керамических сосудов, относящихся к VII – VI векам до н.э. Но что более важно, в этой пыли не было черепков других эпох.

Есть все основания полагать, что посуда принадлежала людям, жившим в непосредственной близости от карьера: либо в районе современной Американской колонии, либо в районе Шейх Джарра. Оба эти квартала расположены к северу от Храмовой горы, на главной дороге к Шхему. Причем с двух этих мест можно видеть гору Сион, которой грозил своей рукой царь ассирийцев.

Пока в этих местах не обнаружено никаких следов древнего поселения, и это одна из причин, по которой доктор Зису не торопится с выводами. При этом он предполагает, что камни, из которых были сложены дома Нова, были разобраны, когда известняковый карьер решили расширить. Но в западной части раскопа археологи нашли древний акведук, на глубине примерно 3,5 метров. Причем акведук датируется периодом, предшествующим началу каких бы то ни было работ в старом карьере. То есть в этом месте когда-то был источник воды, которая по трубам подавалась в некий населенный пункт.

Еще одно свидетельство наличия древнего поселения железного века в Кидронской долине был найдено в самой пещере Рамбана. В ней нашли систему из четырех "корыт", вырезанных в скале. Вода в эти корыта подавалась по каналу, который вел к ближайшему роднику. Весьма возможно, что в ближайшее время где-то рядом найдут и таинственный город священников.