Что такое дискус. Что представляет собой научное обсуждение? Условия эффективности проведения дискуссии

"Сколько людей - столько и мнений" - это всем известная поговорка. Часто бывает так, что точки зрения разных личностей не совпадают, возникает спорная ситуация, которую нужно грамотно провести. Вот тут и понадобится дискуссия. Что это такое и как правильно провести дискуссионный разговор - об этом сейчас и будет рассказано.

Определение понятия

В первую очередь нужно сказать о том, что данное слово происходит из латинского языка. Итак, дискуссия - что это такое? Это некое публичное обсуждение проблемы с подробным исследованием всех вопросов, которые ее касаются. Важно сказать о том, что дискуссия - это не спор, в котором нужно одержать победу, а это некий совместный поиск истины. В ходе такой беседы обсуждаются наиболее важные и значимые стороны вопроса или проблемы, также намечаются пути выхода из нее.

Этапы

Разобравшись в понятии «дискуссия», что это и какова ее цель, стоит выделить и несколько этапов ее проведения.

  1. Вступление в контакт членов дискуссии.
  2. Постановка насущной проблемы (определение цели разговора, выявление проблематики).
  3. Уточнение предмета и мнений по данному поводу ее участников.
  4. Поиск альтернативных вариантов решения данной проблемы.
  5. Обсуждение и оценка всего сказанного.
  6. Установление согласия между членами дискуссии и поиск единого выхода из проблемы.

Если же сама по себе дискуссия оказывается неэффективной, она замирает еще на этапе поиска альтернативных вариантов, просто не доходя до уровня общего решения проблемы.

Правила

Стоит сказать и о том, что особые правила имеет дискуссия. Что это, зачем они нужны? Так, это важно, ведь для ведения цивилизованного разговора нужны определенные рамки, в которых участники должны все время оставаться.

  1. Уважение. Обязательным является уважительное отношение членов дискуссии друг к другу, только в таком случае беседа будет протекать цивилизованно.
  2. Внимательное слушанье. Также важно максимально внимательно слушать своих собеседников, чтобы потом не повторяться и правильно понимать суть слов высказавшегося человека.
  3. Свободный микрофон. Данное правило гласит, что высказать свое мнение может каждый участник дискуссии. Однако только после того, как закончит свой монолог предыдущий выступающий. Нельзя перебивать, перекрикивать или критиковать человека в момент его выступления.
  4. Две минуты. Данное правило говорит о том, что высказываться каждый участник должен кратко, лаконично. Весь монолог может занимать не более двух минут.
  5. Логичность. Все доводы должны быть логичными, а выступление - полностью продуманным и последовательным.
  6. Честность. Также важно помнить о том, что такое дискуссия: это поиск истины. Тут нужно уметь соглашаться с чужим мнением и не упрямиться.
  7. Поднятая рука. Данное правило гласит о том, что если необходимо вставить свою реплику посреди выступления, нужно просто поднять руку. Как уже было сказано выше, выкрикивать или перебивать человека запрещено.

Тематика

Какими могут быть темы дискуссий? Так, в данном варианте с уверенностью можно сказать: любыми. Обсуждать нужно то, что на данный момент волнует коллектив, группу людей, общество. Во время дискуссии решаются актуальные вопросы, находятся пути выхода из поставленной проблемы.

Проба

Многих людей может интересовать вопрос: а что же такое учебная дискуссия? Так, можно сказать, что это одна из инновационных форм в педагогической деятельности, когда каждый ученик имеет право высказать свое мнение относительно того или иного вопроса, предоставив свои или же альтернативные формы решения на определенные моменты, которые касаются учебного материала. Пример: новая тема в классе по некоему предмету. Предварительно учитель дает возможность высказать свое мнение по поводу данной тематики всем желающим, далее участники спора приходят к единому выводу, который либо подтверждает, либо опровергает учитель. Важным окажется тот факт, что данная форма работы с учениками отлично развивает их мышление.

дискуссии, ж. (латин. discussio) (книжн.). Обсуждение какого-н. спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. по вопросам литературной политики.


Смотреть значение Дискуссия в других словарях

Дискуссия — Бескомпромиссная, бесплодная, беспощадная, бурная, горячая, длительная, долгая, жаркая, жестокая, живая, зажигательная, кипучая, короткая, мирная, многословная, напряженная,........
Словарь эпитетов

Дискуссия Ж. — 1. Обсуждение какого-л. спорного вопроса, какой-л. проблемы на собрании, в печати, в беседе.
Толковый словарь Ефремовой

Дискуссия — -и; ж. [от лат. discussio - исследование, обсуждение] Свободное публичное обсуждение какого-л. спорного вопроса. Вступить в дискуссию. Научная, политическая д. Бурная д. Д. по........
Толковый словарь Кузнецова

Дискуссия — (лат. discussio рассмотрение, исследование) - обсуждение какого-л. спорного вопроса, спор.
Политический словарь

Дискуссия — - обсуждение в форме живой беседы предложенной проблемы. является особым видом литературных произведений. Поскольку творческий вклад журналиста в организацию и подачу........
Юридический словарь

Дискуссия — (от лат. discussio - рассмотрение - исследование), обсуждениекакого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.
Большой энциклопедический словарь

Дискуссия — - рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо вопроса, проблемы на собрании, в беседе, в печати.
Исторический словарь

Дискуссия О Профсоюзах — - дискуссия в РКП (б) в начале 20-х гг. по вопросу о роли профсоюзов. К началу 20-х гг., в результате проведения политики военного коммунизма в условиях гражданской войны,........
Исторический словарь

Дискуссия О Профсоюзах — дискуссия о роли и задачах профсоюзов, происходившая в РКП(б) в кон. 1920 - нач. 1921, в обстановке перехода Сов. страны от гражд. войны к мирному строительству. Новые задачи........
Советская историческая энциклопедия

Групповая Дискуссия — Метод групповой психотерапии. Наряду с термином Г. д. употребляются такие понятия, как "свободная дискуссия", "неструктурированная дискуссия" и др.Г. д. рассматривается........
Психологическая энциклопедия

Дискуссия О Наследственности-среде — Также упоминается как дискуссия о природе и воспитании или, в философских работах, дискуссия нативизма-эмпиризма. Это длительные дебаты об относительном вкладе опыта........
Психологическая энциклопедия

О Природе – Воспитании, Дискуссия — См. дискуссия о наследственности - среде.
Психологическая энциклопедия

Дискуссия — (от лат. discussio - рассмотрение исследования, исследование) - публичное обсуждение к.-л. спорного вопроса, проблемы.
Социологический словарь

Дискуссия Научная — - средство совместного поиска решения к.-л. проблемы путем выдвижения, противопоставления и критич. обсуждения различ. точек зрения. В дискуссии выражается коллективный........
Социологический словарь

Дискуссия — (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.........
Философский словарь

Вопрос о том, что такое дискуссия, относится к сфере социальных и обществоведческих наук. Ведь это одна из форм коммуникативного общения, которая в последнее время приобрела большой вес не только в политике, но и в образовательной среде.

Общая характеристика понятия

Дискуссия – это обмен мнениями по какому-либо спорному, актуальному вопросу, который ведется по определенным правилам и под руководством ведущего мероприятия. Главным содержанием данной формы общения является высказывание участниками своих мнений, которые коллективно обсуждаются слушателями. Преимуществом этого вида спора можно назвать то, что он обеспечивает возможность высказаться всем группам без исключения.

Предмет дискуссии – это чаще всего какой-либо животрепещущий вопрос, который в равной степени интересен всем членам коллектива. Содержание таких проблем должно быть актуальным, и при их решении высказываются разные, порой противоречивые точки зрения. В ходе ее обсуждения участники должны прийти к общему консенсусу. В этом и заключается цель дискуссии, ход и организация которой направлены на то, чтобы по возможности примирить все противоречия по обсуждаемому вопросу путем поиска наиболее оптимального варианта решения задачи, который бы удовлетворял все стороны или, по крайней мере, большинство слушателей.

Круглый стол

Формы дискуссии могут быть самые различные и зависят от поставленных целей и задач. Наиболее распространенными из них являются следующие: коллективное обсуждение, заседание экспертной группы, форум, диспут, дебаты, так называемый «мозговой штурм» и другие. Одним из наиболее популярных видов является заседание круглого стола, которое предполагает совместный анализ проблемы несколькими участниками с параллельным обменом мнений с аудиторией. Пожалуй, это одна из самых распространенных форм ведения спора в научной и дипломатической среде, поскольку обладает несомненными достоинствами: взвешенный подход к спорным моментам, максимальная демократичность и внимание к мнению всех присутствующих.


Заседание экспертной группы и форум

Понимание того, что такое дискуссия, невозможно без учета особенностей наиболее важных ее форм. Очень часто для решения наиболее острых вопросов привлекаются специалисты, которые, объединившись в группу, решают проблему на научном уровне. Каждый ее член впоследствии представляет слушателям небольшое выступление, в котором в сжатом виде излагает свое ви́дение изучаемого предмета. Однако в данном случае не предусмотрен обмен мнениями с аудиторией.

Форум, по сути, напоминает заседание экспертной группы, но в ходе его заседаний дается слово и слушателям. Эти два вида ведения споров отличаются от круглого стола более официальным характером, а также тем, что участники выступают с развернутыми сообщениями.

Диспут и дебаты

Решение вопроса о том, что такое дискуссия, упирается в осмысление ее организационных моментов. От простого спора ее отличает то, что она ведется по определенным правилам и в заданных рамках, даже в том случае, когда участники придерживаются прямо противоположных мнений. В диспуте участвует две или три группы, каждая из которых отстаивает свою точку зрения на спорный вопрос. Здесь акцент делается не на обмен репликами, замечаниями, как в вышеописанных случаях, а на то, чтобы убедить оппонентов в правильности своей позиции. Поэтому ход дискуссии приобретает более острый характер и даже отличается некоторой психологической напряженностью.

Еще бо́льшим динамизмом отличаются дебаты – тщательно организованный спор по какой-либо проблеме, в ходе которого противоположные стороны стремятся убедить в своей правоте не столько друг друга, сколько третью сторону. При этом они стараются сформировать у слушателей определенное мнение по тому или иному вопросу. Данный вид обсуждения применяется в политической сфере: так, различают президентские и парламентские дебаты.

«Мозговой штурм»

Решение вопроса о том, что такое дискуссия, невозможно без учета того важного факта, что довольно часто она нацелена не столько на выявление оптимального решения спорной задачи, сколько на развитие творческого мышления у участников. В таком случае акцент делается на то, чтобы стимулировать мышление групп, члены которых в подобных случаях могу предлагать оригинальные, необычные предложения с расчетом на то, что они будут выслушаны и обсуждены.

Дискуссия(от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение к.-л. вопроса или группы связанных вопросов компе­тентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого ре­шения. Д. является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказыва­емых участниками. Заявления последних должны относится к од­ному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала. Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д. - достижение опреде­ленной степени согласия ее участников относительно дискутиру­емого тезиса, то цель полемики - не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориен­тирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней учас­тие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекра­щению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно дол­жны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы. Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно «оппонентом», в полемике - «противником». У каждого из участников Д. должны иметься определенные пред­ставления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. - не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего перепле­таются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полеми- ка. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале ре­шить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придержи­ваться принятого решения. Выбор формы спора - Д. или полеми­ка - определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным. Д. - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного челове­ка или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность. К Д. близка такая форма прояснения представлений, как ди­алог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с опре­деленным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений.

Тема: «Что такое дискуссия?»

Выполнили: уч-ся 4-Г класса

Руководитель: Плеханова Т. В.

2012 г.

I.Введение.

Что такое дискуссия?

Как правильно её проводить?

II. Цели и задачи:

1. Сформировать желаемый образ классного коллектива и жизнедеятельности в нем.

2. Учиться правилам ведения дискуссии, умению кратко говорить и выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

3. Разработать правила проведения дискуссии.

III. Основная часть.

3.1. Что такое дискуссия?

Латинское слово "дискуссия" означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия – то спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и "больные" проблемы класса, намечаются пути их решения, Эти проблемы могут быть самыми различными, Например, такими:

Каким должен быть современный человек?
Легко ли быть умным?
40 минут урока: много это или мало?
Кто в нашем классе хозяин?
Самоуправление или самоуправство?
Как наш класс сделать дружным?

Дискуссия поможет...

– акцентрировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса;
– выработать общее мнение по этим проблемам;
– побудить к практическим действиям по развитию общественной жизни класса;
– выявить тех учащихся, которые болеют за дела класса, готовы предложить реальный вариант решения наиболее сложных проблем и, может быть, организовать дело, инетересное и полезное для класса и его друзей.

3.2. Как проводить дискуссию?

План проведения дискуссии, как правило, таков.

1. Зачин. Ведущим в начале дискуссии важно побудить к разговору, "завести" участников дискуссии, "накалить страсти". Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов, выступление "агитбригады" и т.д.
2. Собственно дискуссия – публичное обсуждение проблемы: "Каким мы хотим видеть наш класс? Каким быть нашему классу?" Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, от их психологического настроя, от социальной ситуации, от места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, держать себя в руках и управлять дискуссией.

3.3 .Правила дискуссии.

1. Правило уважения человека основное правило дискуссии, Отношение к лющям (как к присутствующим, так и к отсутсвующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное, Мы стараемся ничем человека не обидеть, а тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий. Для нас равно значит, думает ли человек как все или иначе.

2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. На дискуссии закон един: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.

3. Правило свободного микрофона. Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет исключительное право передавать микрофон кому-либо. Если ведущий не передает микрофон никому, то первым его берет тот, кто раньше других приготовился (поднял руку) и ближе других находится к закончившему выступление.

4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут. За это время можно успеть сказать главное.

5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено и убедительно аргументировано. Лучшие аргументы – факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.
6. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно, понятно, не искажая фактов, слов и мыслей других людей. Если участник дискуссии в чем-либо не уверен или в чем-то не прав, он честно в этом признается, а если прав, то не зазнается.
7.Правило поднятой руки. Если же ты хочешь сказать важное, подними руку и тебя будут слушать. Если кто-то поднял руку – все выслушивают его внимательно, не перебивая. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.

Заключение.

Несколько советов участникам дискуссии

Выступая:
– не говори "длинно": излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;
– в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы. В этом тебе могут помочь тезисы – краткое изложение основных идей выступления;
– не стесняйся высказывать необычные идеи:
оригинальность мышления – признак развитого интеллекта. А то, что сейчас представляется невозможным, в дальнейшем может оказаться весьма интересным и полезным;
наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова, но при этом держись с достоинством. Во время выступления:
– старайся понять выступающего, даже если не согласен с ним;
прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;
– серьезно аргументируй свое мнение;
– не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты – точные факты и железная логика;
внимательно выслушай возражения, постарайся выявить, правильные и ошибочные утверждения оппонента;
– не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.