Антиохия на оронте. Библейский словарь. Поиск: антиохия

Антиохия - один из самых известных городов античного времени, прославившийся богатствами материальными и архитектурными, от которых остались лишь легенды. Несмотря на то что в древней истории известны шестнадцать городов с таким названием и на их месте сохранились хотя бы руины отдельных зданий, исчезнувшая Антиохия на Оронте все же самая известная.
Задолго до появления Антиохии на этом месте находилось финикийское поселение Мероя, известное храмом во славу Анат - богини охоты и войны и сестры самого верховного финикийского бога Баала. К тому времени, как здесь появились селевкиды, богиня Анат под эллинским влиянием в представлении местных жителей уже отождествлялась с Афиной Палладой.
Паломничество в храм считалось в Древней Греции делом весьма почетным, хотя и небезопасным из-за постоянной угрозы нападения кочевников с юго-востока. Тут же, у подножия горы Сильпия, находилось еще одно поселение - Иополис, названное так в честь Ио - богини Луны, что впоследствии использовали антиохийцы как доказательство своего происхождения от ионийцев - одного из главных древнегреческих племен.
К слову, антиохийцы были известны в древнем мире кичливостью, заносчивостью и распущенностью нравов, что служило темой множества острот в античной литературе.
Поселения на месте будущей Антиохии успешно вели торговлю, выступая посредником между Ближним Востоком и Малой Азией, когда здесь появился Селевк I Никатор - полководец и сын полководца по имени Антиох.
В 23 года, в 334 г. до н. э., Селевк присоединился к Александру Македонскому, вышедшему в поход на Азию. Перед вторжением в Индию, в 327 г. до н. э., Селевк, прославившийся отвагой, граничившей с безрассудством, удостоился должности командира гвардии Александра - Агираспидов, или «Серебряных щитов». После смерти Александра Селевк стал вторым человеком в армии огромного государства, и со временем стал повелителем значительной части бывшей империи Александра. Селевк погиб последним из полководцев Александра в результате предательства.
При жизни, в 300 г. до н. э., Селевк I Никатор основал столицу своего царства и назвал ее Антиохией в честь отца.

Решение о месте строительства главного города государства было принято сообразно планам его расширения: Селевк желал обогатить свою империю, а Антиохия стояла на пересечении торговых путей. Это позволяло расширить не только торговые, но и информационные связи, разнести весть о богатстве и славе Антиохии по всему миру. Процветанию города также способствовали плодородие местных почв и возможность использовать воды Оронта, в том числе для орошения.
Город, в котором жило полмиллиона человек, был устроен по принципу военного лагеря (сказалось походное прошлое его основателя): разделен он был на четыре квартала, каждый был окружен отдельной стеной, и весь город дополнительно окружали еще более высокие и отлично укрепленные стены. Был построен дворец Селевка и сохранен старый храм богини Тихе, теперь именовавшийся храмом Артемиды.
Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов и стояла на стратегически важном торговом пути, контролировала торговлю между Востоком и Западом, между Ближним Востоком и Малой Азией.
В отличие от многих других античных городов, от Антиохии не сохранились даже руины, лишь отдельные предметы, найденные археологами.
После распада империи Селевкидов Антиохия непродолжительное время находилась в составе Великой Армении эпохи Тиграна II (95-55 гг. до н. э.), прежде чем была завоевана римлянами. С 64 г. Антиохия входила в состав римской провинции Сирия и служила резиденцией наместника. Бывший дворец Селевка облюбовал для себя полководец Гней Помпей. Город был столь велик и прекрасен, что восхищенный император Коммод (161-192 гг.) повелел провести в нем Олимпийские игры.
Закат Римской империи совпал с расцветом христианства в Антиохии: христиан здесь не преследовали, и после смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима именно в Антиохию.
В I в. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия на Кипр и в другие земли, и здесь же после проповеди Павла и Варнавы образовалась первая община из обращенных язычников Древнего Рима.
В истории христианства Антиохия навсегда осталась городом, где, по преданию, спустя всего лишь два десятка лет после смерти Иисуса Христа его последователей впервые стали называть христианами.
В Антиохии было проведено десять Вселенских Соборов, здесь располагалась резиденция патриарха. В наши дни патриарх Антиохийский живет в Дамаске, но сохраняет прежний титул.
Постепенно переживавшая упадок Аниохия снова стала крупным политическим, торгово-ремесленным и религиозным центром. О ее размерах можно судить хотя бы по тому трагическому факту, что при землетрясении 115 г. погибло 200 тыс. жителей. В 526 г. еще более сильное землетрясение едва не сровняло Антиохию с землей.
Бесчисленные войны и грабежи также способствовали ее уничтожению. Например, в 538 г. Антиохию захватил иранский шах Хосров I Ануширван: он не только разрушил город, но еще и увез с собой ремесленников.
Частично город восстановил византийский император Юстиниан Великий: он возвел здесь прекрасные здания и храмы, и в VI-VII вв. Антиохия входила в состав Византии.
К тому времени, как город захватили арабы калифа Омара в 637-638 гг., Антиохия уже утратила прежнее значение.
Некоторая надежда на восстановление прежнего влияния появилась в 1098 г., когда городом овладели крестоносцы и он превратился в важный центр распространения христианства на Ближнем Востоке. Этому способствовало то, что крестоносцы сделали Антиохию столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) - одного из самых могущественных государств крестоносцев.
Однако власть крестоносцев оказалась недолговечной, и в 1268 г. Антиохия была захвачена и разграблена мамлюками, а в 1401 г. - войсками Тимура.
В 1516 г. Антиохию - тогда уже незначительный провинциальный городок - завоевали турки, и она была присоединена к Османской империей под новым именем - Антакья (так турки произносили древнее название города).
Больше осад и штурмов Антиохии не было, но точку в ее истории поставили землетрясения, в частности 1822 и 1872 гг., когда было разрушено все античное наследие города. Сейчас на месте Антиохии - турецкий город Антакья.


Общая информация

Местонахождение : граница Ближнего Востока и Малой Азии, юго-восток современной Турции.
Административная принадлежность : иль (область) Хатай, Турция.
Дата основания : 300 г до н. э.

Современный населенный пункт : город Антакья - 216 960 чел. (2012 г.).

Языки : турецкий, арабский.

Религии : ислам (суннизм), алавизм, христианство.

Этнический состав : турки, арабы.
Денежная единица : турецкая лира.
Крупная река : Оронт.

Цифры

Удаленность : около 40 км на восток от Средиземного моря, 300 км на север от города .
Пещерная церковь Св. Петра (гора Стариус) : глубина - 13 м, ширина - 9,5 м, высота - 7 м.

Климат и погода

Средиземноморский.

Средняя температура января : +7°С.

Средняя температура июля : +26°С.
Среднегодовое количество осадков : 1145 мм.

Относительная влажность воздуха : 60%.

Экономика

Полезные ископаемые : зеленый мрамор.

Промышленность : пищевая, табачная и текстильная.
Торговый центр сельскохозяйственного района.
Традиционные ремесла : лавровое мыло, ковроткачество, изделия из кожи и шелка.

Сфера услуг : туристические, торговые, транспортные.

Достопримечательности

Природные : река Оронт, горный хребет Hyp (Аманос), водопад Харбийе, пещеры Безикли.
Культурные : Хатайский археологический музей.
Исторические : римские постройки(городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками I в.), церковь Св. Петра (около 1100 г., реконструкция XIX в.), район Старого рынка, кинотеатр «Гундуз» (бывшее здание парламента иля Хатай).
Культовые : оттоманская мечеть Хабиб-и-Неккар Камий, монастырь Св. Симона.

Любопытные факты

■ Селевк I Никатор основал около 75 городов, среди которых - шестнадцать Антиохий (по имени отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пять Лаодикей (в честь матери Лаодики). Прочие города были названы по имени императора Александра, а также македонских или греческих городов или в память о победах Селевка.
■ В настоящее время женское имя Анат - одно из самых распространенных в Израиле.
■ Антиохия периода расцвета была столь богатым городом, что могла позволить себе неслыханную роскошь - ночное освещение самых широких улиц и даже дороги в соседние города.
■ При римлянах Антиохия не только была административным центром провинции Сирия, но и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии.
■ Турецкий иль (область) Хатай, в котором находится Антиохия, долго оставался причиной территориального спора между Турцией и Сирией, не признававшей турецкого суверенитета над Хатаем до начала 2005 г. Причиной разногласий послужил тот факт, что после Первой мировой войны Антиохия была частью Сирии, находившейся под французским мандатом, а в состав Турции вернулась в 1939 г.
■ Археологический музей Антакьи хранит в своих фондах вторую по величине коллекцию античных мозаик в мире.
■ Патриарх Антиохийский был одним из трех патриархов на Первом Вселенском Соборе.

[греч. ̓Αντιόχεια] (совр. Антакья, Юго-Вост. Турция), город на р. Оронт (совр. Аси), исторический центр Антиохийской Православной Церкви. Поскольку в древности существовало неск. городов с этим названием, А.-на-Оронте обозначалась также как А. Сирийская, А.-при-Дафне (ἡ ἐπὶ Δάφνη - по названию одного из пригородов) и А. Великая. В VI в. переименована в Феополь (Θεούπολις - Божий Град), под этим названием вошла в титулатуру Антиохийских Патриархов.

История

А. основана 30 мая 300 г. до Р. Х. Селевком I Никатором (358 или 354-281 до Р. Х., царь с 305/4 до Р. Х.) в ознаменование победы при Ипсе над Антигоном. Офиц. версия истории основания города изложена антиохийским ритором IV в. Ливанием (Lib. Or. 11. 85 sq.) и визант. историком VI в. Иоанном Малалой (Chron. 198. 23 sq.; 200. 10-11; 233. 11-12). Малала сообщает, что Селевк Никатор, основав в прибрежной Сирии г. Селевкия Пиерия, прибыл в Антигонию, основанную его врагом Антигоном, и вознес молитву к Зевсу с просьбой дать ему знак, сохранить ли этот город под др. именем или на его месте выстроить новый. Увидев знамение, он истолковал его как веление построить новый город, к-рый Селевк назвал в честь своего отца Антиоха. Обломки зданий разрушенной Антигонии использовались в качестве строительного материала, а ее жителей переселили в новый город. Описание основания А., сохранившееся в речи Ливания, лишено подробностей, к-рые есть у Малалы, однако Ливаний добавляет, что, основав город, Селевк выполнил волю Александра Македонского.

Значение А., ставшей в III в. до Р. Х. столицей державы Селевкидов, определилось ее географическим положением на пересечении важных путей: на восток - в Персию и Индию, на север - в М. Азию, на юг - в Египет, на запад - в Средиземноморье (через портовый город Селевкию в устье р. Оронт). А. была одним из 4 городов Сев. Сирии (А., Селевкия Пиерия, Апамея и Лаодикия), создание к-рых было частью плана Селевкидов по колонизации страны греками. Портовые города Селевкия и Лаодикия были связаны с крупными городами в глубине континента А. и Апамеей. А. была расположена в плодороднейшей местности, и торговля различными сельскохозяйственными продуктами играла значительную роль в ее экономике. В город привозили серебро из Испании, медь из Аравии, жемчуг, слоновую кость и драгоценные камни из Индии. Особенно была развита торговля с Востоком.

При Селевке I был выстроен квартал города, огражденный стеной, в к-ром селились греч. колонисты, и неогражденный район, где проживало коренное сир. население. Первыми поселенцами А. стали до 25 тыс. выходцев из Македонии, Крита, Кипра, Аргоса и Афин, а также евреи и арамеи. В III в. с А. были объединены близлежащие греч. колонии (Иополь и Паг Боттия), образовав 2-й квартал города. 3-й квартал был построен на речном о-ве царем Селевком II Каллиником (246-226) и назван Неаполем («новым городом»); 4-й - основан царем Антиохом IV Епифаном (175-164) на склонах горы Сильпий. Каждый из кварталов имел собственные оборонительные сооружения.

Город, делившийся на 18 «демов» (от δῆμος - народ), обладал муниципальной автономией и управлялся собранием местной знати - декурионов (к 360 по Р. Х. их насчитывалось ок. 200). Население А., исповедовавшее различные культы, отличалось фанатизмом и религ. нетерпимостью. В А. преобладало греч. население, и господство города над сельской округой было господством греков над сирийцами, к-рые составляли подавляющее большинство сельского населения; греки-землевладельцы противостояли сирийцам-крестьянам. Сирийцы, проживавшие в городе, составляли значительную часть его населения, но не имели гражданских прав и не пользовались влиянием в элите об-ва. В А. не поощрялось изучение сир. языка. Греч. муниципальная верхушка стремилась не допустить рост в городе сир. населения и охотнее поддерживала дружеские контакты с иудейской общиной, к-рая жила обособленно и имела своих религ. и политических вождей. Видимо, в сер. II в. до Р. Х. они уже были уравнены в гражданских правах с греками и македонцами. О к.-л. столкновениях между иудеями и язычниками в А. в период Маккавейских войн ничего не известно.

В истории А. эпохи Селевкидской династии следует особо выделить период правления Антиоха IV Епифана. Он получил прозвище «второго основателя» А. за строительство Епифании, нового квартала, окончательно определившего внешний облик античного города. Этот квартал был также окружен стеной; Антиох выстроил здесь булевтерий (Malalas. Chron. 205. 14-19; 234. 2-3), и, вероятно, он же построил новую агору в юго-вост. части города. При нем Евтихид, ученик Лисиппа, создал статую богини судьбы Тихе, покровительницы А., образ к-рой воспроизводился на монетах города и сохранился в многочисленных копиях: богиня восседает на скале, символизирующей гору Сильпий, увенчанная диадемой в виде стен и ворот города, юноша у ее ног - символ Оронта. В А. также находились крупные святилища бога войны Ареса, Диониса, Каллиопы и др., одним из главных покровителей города считался Зевс Касийский. Многочисленные храмы имели обширные кухни и трапезные залы, где обычно после религ. церемоний на пирах подавались к столу жертвенные животные.

А. была украшена цветниками, бульварами и парками. В 9 км к юго-западу от города располагался живописный пригород Дафна, окруженный лавровыми и кипарисовыми рощами, с фонтанами и источниками. В Дафне находился храм Аполлона , где ежегодно в августе отмечался религ. праздник в его честь. В правление Антиоха в городе случилась эпидемия некой болезни, и, чтобы остановить бедствие, на горе в виду города была высечена огромная маска, изображающая бога Харона, перевозчика душ умерших в загробное царство, и сделана надпись-заклинание для избавления от несчастья (Malalas. Chron. 205. 8-13). Текст ее Иоанн Малала не сообщает, и на памятнике никакой надписи не сохранилось.

Селевкидский период в истории А. закончился, когда в 64 г. до Р. Х., после победы над царем Митридатом Понтийским, в город вошло рим. войско консула Помпея. Селевкидское царство перестало существовать, а Сирия стала рим. провинцией. Помпей позволил жителям Антиохии сохранить собственное городское управление. При римлянах Антиохия была резиденцией наместника провинции Сирия и местом размещения штаба главнокомандующего военными частями Востока (лат. comes Orientis). Украшению и процветанию города способствовали Цезарь , Август , Тиберий , Антонин Пий и др. правители империи, в т. ч. Константин Великий .

При имп. Октавиане Августе Сирия получила статус имп. провинции, управление к-рой было возложено на наместника (legatus Augusti). Его помощником в адм. делах был прокуратор, непосредственно подчинявшийся императору. Под командованием наместника было неск. легионов, дислоцированных в Сирии. А. была местом постоянного пребывания и наместника, и прокуратора. После рим. завоевания А., сохранив муниципальную автономию, до основания в К-поле новой столицы империи оставалась фактической столицей рим. Востока.

В 1-й пол. I в. по Р. Х. в городе была выстроена центральная улица с портиками по обеим сторонам, к-рая протянулась параллельно реке с севера на юг на 2 рим. мили. Согласно свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. война. 1. 425; Иуд. древн. 16. 148) и Малалы (Malalas. Chron. 223. 17-19; 232. 17 ff.), в разное время этим строительством занимались Ирод и имп. Тиберий. Массивная статуя- «божественный император Тиберий», воздвигнутая на этой улице, постоянно напоминала горожанам о верховной власти.

На протяжении I-II вв. по Р. Х. город становится 3-м по величине и значению в Римской империи (после Рима и Александрии) и сохраняет этот статус до VI в. На основании свидетельств авторов I-IV вв. количество жителей города к кон. I в. по Р. Х. предположительно могло составлять от 300 до 600 тыс. чел.

Памятники

Описание древнего города сохранилось в сочинениях Ливания (356 или 360) и Прокопия Кесарийского (О постройках. 2. 10). Раскопки А. производились в 1932 и 1939 гг. совместной экспедицией ученых Франции и США.

В раннехрист. время основной постройкой являлся дворцовый архитектурный ансамбль на острове в сев. части А. Великая церковь («Золотой храм»), входившая в этот ансамбль, представляла собой в плане октагон либо тетраконх с амбулаторием. Заложена имп. Константином Великим в 327 г., освящена в 341 г. Главный христ. памятник города описан Евсевием Кесарийским как постройка невиданных размеров и конструкции, богато украшенная золотом, медью и др. дорогими материалами (Жизнь Константина. 3. 50; Слово на 30-летие царствования Константина. 9. 15). Разрушенная при землетрясении 528 г., она была восстановлена имп. Юстинианом I. Среди др. христ. построек выделяются мартирии: сщмч. Вавилы, основанный вскоре после победы над арианством ок. 379/80 г. (напольные мозаики 387),- крестообразное в плане здание с протяженными равновеликими рукавами; св. равноап. Феклы в портовом пригороде А. Селевкии Пиерии, построенный имп. Зиноном (474-491),- большой тетраконх с амбулаторием и напольными мозаиками. Эти и др. антиохийские мозаики I-VI вв., обнаруженные гл. обр. на виллах Дафны (ныне в музеях Антакьи, Парижа, США), свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры, отражающей проникновение античных мотивов в раннехрист. живопись. В этих образцах раннего александрийского стиля исследователи отмечают также наличие иран. мотивов. Один из источников изучения архитектуры А.- топографический бордюр мозаики «Мегалопсихея» из Экто 2-й пол. V в., иллюстрирующий путь из Дафны в А.

До VI в. А. была крупнейшим центром изготовления церковной утвари. При раскопках обнаружены такие образцы литургических сосудов, как серебряная с позолотой антиохийская чаша 1-й пол. VI в. Среди памятников раннехрист. скульптуры наиболее значительными являются мраморные рельефы из мартирия св. равноап. Феклы рубежа V-VI вв. со сценами из Свящ. Писания, из жизни Константина Великого и др.

В XI-XIII вв. к западу от А. строились греч. и груз. мон-ри (обнаружены остатки построек в мон-рях «Долины камышей» и св. Варлаама), в скрипториях к-рых велась активная лит. деятельность.

Ист.: Iohannes Malalas. Chronographia / Ed. L. Dindorf. Bonn, 1831; idem. Die Römische Kaisergeschichte. Bücher 9-12 / Hrsg. A. Schenk v. Stauffenberg. Stuttg., 1930; Chron. Pasch.; Iohannes Chrysostomus. In S. Ignatium martyrem // PG. 50. Col. 587-596; Guidi I. Una descrizione araba di Antiochia. R., 1897; Iosephi Flavii Opera / Rec. B. Niese. B., 1895. 1955r; Strabo. Geographia / Ed. H. L. Jones. L.; N. Y., 1917; Jalabert L., Mouterde R. Inscriptions grecques et latines de la Syrie. P., 1929-1953. T. 1-3; Ammianus Marcellinus. Rerum gestarum libri qui supersunt / Ed. W. Seyfarth. Lpz., 1978; Eusebius Сaesariensis. Kirchengeschichte / Hrsg. E. Schwartz. Lpz., 19555; idem. Werke / Hrsg. F.Winkelmann. B., 19912; Libanius. Orationes // Opera. T. 1-4 / Ed. R. Foerster. Lpz., 1903-1906. Hildesheim, 1963r; Procopius Caesariensis. De bello Persico // Opera omnia. T. 1 / Rec. J. Haury, G. Wirth. Lpz., 1962; Die Pseudoklementinen. Bd. 2: Rekognitionen / Hrsg. B. Rehm, F. Raschke. B., 1964; Sokrates Scholasticus. Kirchengeschichte / Hrsg. G. Ch. Hansen. B., 1995; Sozomenus. Kirchengeschichte / Hrsg. von J. Bidez. B., 1995; Theodoret. Kirchengeschichte / Hrsg. L. Parmentier, G. Ch. Hansen. B., 1998.

Лит.: Cureton W. Ancient Syriac Documents. L., 1864; Baedeker K. Palästina und Syrien. Lpz., 1910. S. XXVI, 357-362; Paribeni R. Sull"origine del nome Cristiano // Nuovo bullettino di archeologia cristiana. T. 19. 1913. P. 37-41; Bouchier E. S. Syria as a Roman province. Oxf., 1916; idem. A Short History of Antioch, 300 B. C.- A. D. 1268. Oxf., 1921; Foerster R. Antiochia am Orontes // Jb. d. Deutschen Archäol. Inst. . Bd. 12. S. 103-149; Maclean Harper J. Village Administration in the Roman Province of Syria. Princeton, 1928; Bayenes N. H. Constantine the Great and the Christian Church. L., 1929; Schultze V. Antiochia. Gutersloh, 1930; Antioch-on-the-Orontes: The Excavations. L.; Princeton, 1934-1972. Vol. 1-5; Eltester W. Die Kirchen Antiocheias im 4. Jh. //ZNW. 1937. Bd. 36; Cahen C. La Syrie du Nord à l"époque des Croisades et la principalité franque d"Antioche. P., 1940; Lassus J. Sanctuaires chrétiens de Syrie. P., 1947; Levi D. Antioch Mosaic Pavement. Princeton, 1947. 2 vol.; Bickermann E. J. The name of Christians // HarvTR. 1949. Vol. 42; Smith E. B. The Dome. Princeton, 1950. P. 34ff.; Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du Nord. La massif du Belus a l"epoque romaine. P., 1953-1958. T. 1-3; Mattingly H. B. The Origin of the Name Christiani // JThSt. 1958. N. S. Vol. 9; Milliken M. Early Byzantine Silver // Bull. of Cleveland Museum of Art. 1958. March. P. 35ff.; Festugi è re A. Antioche païènne et chrétienne: Libanius, Chrysostome et les moines de Syrie. P., 1959; Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961; idem. Ancient Antioch. Princeton, 1963; idem. Antiocheia // RBK. 1963. Bd. 1. S. 178-209; Курбатов Г. Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города: (Антиохия в IV-VII вв.). Л., 1971; Liebeschuetz J. H. W. G. Antioch: City and Imperial Administration in the Later Roman Empire. Oxf., 1972; Kleinbauer W. E. The Origin and Function of the Aisled Tetraconch Church in Syria and Northern Mesopotamia // DOP. 1973. Vol. 27. P. 108-114; Джобадзе В. Свидетельства строительной деятельности грузинских мастеров в западных окрестностях Антиохии на Оронте // II Междунар. симп. по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977; Djobadze W. with contrib. by Hendy M. et al. Archaeological Investigations in the Region West of Antioch-on-the-Orontes. Stuttg., 1986; Кривов М. В. К вопросу о восстаниях в Антиохии в 607-611 гг. // ВВ. 1986. Т. 47. С. 82-85; Kondoleon Ch. Antioch: The Lost Ancient City. Princeton, 2000; Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 231-240.

Свящ. Михаил Наджим, Е. В. Сильвестрова, А. Ю. Казарян

Мы начнем с сирийской Антиохии, которая считалась третьим по значимости городом Империи после Рима и Александрии. Она была первым центром христианства за пределами Палестины и исходным пунктом миссионерских путешествий Павла. Город этот находился в 300 милях к северу от Иерусалима, там, где сходятся Ливанские горы и малоазийский Тавр. Антиохия была основана около 300 г. до Р.Х. на берегах Оронта примерно в двадцати милях от моря. Благодаря своему порту, называвшемуся Селевкией, она осуществляла постоянную связь с западом, в то время как ее посещали торговые караваны со всего Ближнего Востока. В IV столетии от Р.Х. ее мужское население составляло 150-200 тысяч; мы вправе предположить, что во времена Павла оно было не меньшим. Город был известен своими школами философии, медицины и риторики, библиотекой и разного рода публичными увеселительными заведениями: театрами, амфитеатрами, стадионами и банями. Подобно другим эллинистическим городам, город был разделен надвое широкой, украшенной колоннадами улицей. Это единственный известный нам древний город, имевший регулярную систему уличного освещения.

В Дафне, расположенной неподалеку, находилось святилище бога Аполлона, знаменитое своим злочестием. Жители Антиохии также снискали репутацию грубых острословов и изобретателей прозвищ, не случайно именно здесь появилось название «христиане» (Деян. 11:26). И именно этот обуреваемый страстями языческий город стал главным центром христианства за пределами Палестины. Врач Лука традиционно считается уроженцем этого города. Вполне возможно, что Евангелие от Матфея было написано в Антиохии.

Археологические раскопки Антиохии и ее порта Селевкии производились в 1931-1939 гг. Возможно, самым важным открытием стала находка сотен напольных мозаик, давших много ценной информации об искусстве и даже о языческих религиозных культах позднего римского и византийского периодов. В городе и пригородах были найдены останки более чем двадцати древних церквей, относящиеся к периоду не ранее IV в. Некогда в Антиохии существовала большая еврейская колония, с которой так или иначе было связано большое количество «богобоязненных» греков. Возможно, именно из них и вышло большинство новообращенных христиан. Тем не менее исследователям так и не удалось найти никаких следов еврейской колонии, кроме мраморного фрагмента с частью семисвечника (исключением в этом смысле является и надпись VI в., в которой, возможно, воспроизводится отрывок из Библии).

Самой знаменитой находкой, сделанной в этих местах, является так называемая «Антиохийская чаша». Об этой находке было объявлено в 1916 г. Она представляет собой простую серебряную чашу, внешнее обрамление которой украшено изображениями виноградной лозы и фигур Христа и апостолов. Было заявлено, что это Святой Грааль - чаша, которая была у Иисуса на Тайной Вечере, при этом предполагалось, что фигурки на внешнем обрамлении являются портретными изображениями, сделанными в I столетии. Впрочем, благодаря трудам ряда ученых было установлено, что чаша эта была изготовлена, скорее всего, в IV или V столетии и не имела никакого отношения к Тайной Вечере. Тем не менее не вызывает никаких сомнений то, что это один из самых замечательных образцов древнего христианского искусства [

Что за город застыл у меня в глазах?
Что за город сжигает меня огнем?
Град Антиохия на многих холмах.
Град Антиохия - ты слышал о нём...

Анарион «Антиохия»

Великая древняя Антиохия - современная Антакья – лежит на зелёных холмах у подножия горы Хабиб-Неджар (античный Сильфий). Это один из важнейших исторических городов Турции: в Антиохии зародилась одна из самых влиятельных школ богословия, здесь появилась первая в мире христианская церковь, да и само название «христианство» пошло отсюда, город был столицей одного из могущественных государств крестоносцев.

Антиохию основал в 4 веке до нашей эры диадох Александра Македонского Селевк Никатор. Удачно расположенный в плодородной долине реки Оронт город сразу стал быстро развиваться и приобретать вес в качестве центра торговли, которая велась через соседний морской порт Селевкию Пиерию (нынешний Чевлик). Через Антиохию шёл Великий шёлковый путь, а также торговые караваны из Тарса, Алеппо, Дамаска, Вавилона и других крупных городов античности.
Во времена Рима Антиохия стала одним из самых больших городов Средиземноморья и славилась своим богатством. Главная улица была вымощена мрамором, было много фонтанов, театров, красивых вилл и особняков, почти в каждом доме был водопровод.

Антиохия была либеральным и веротерпимым городом, и потому, в начале 1 века множество христиан, спасаясь от гонений, прибывали сюда. Антиохия стала главным центром христианской веры. Здесь крестился апостол Пётр и отсюда направился в свои миссионерские путешествия.

Как раз в Антиохии после проповедей святого Павла и Варнавы образовалась первая в мире община обращённых язычников, и именно в этом городе они впервые назвали себя «христианами».
В первые века нашей эры в Антиохии состоялись десять Вселенский соборов, здесь была резиденция патриарха, а также зародилась одна из двух главнейших раннехристианских школ богословия.

Благополучие Антиохии резко прервалось в первой половине 6 века. Сначала чудовищное землетрясение 526 года чуть на сравняло город с землей, а в 538 году город разрушил и сжёг персидский царь Хосров I, угнав при этом её жителей в рабство.

Город частично оправился при великом византийском императоре Юстиниане I, были возведены красивые дворцы и храмы, но без былой пышности и великолепия. А в 637 году Антиохия была завоёвана знаменитым арабским полководцем Халидом ибн аль-Валидом и присоединена к Рашидунскому халифату на триста последующих лет.

Город стал приграничной крепостью, которую Византийская империя постоянно пыталась отбить.В 969 году это им, наконец, удалось. Византийское правление продлилось ещё сто лет, а затем город на четырнадцать лет захватили сельджуки Румского султаната.

Второе рождение Антиохия получила во время Крестовых походов, после создания мощного Антиохийского княжества.

Вступившее в долину Оронта 25-тысячное войско, ведомое тремя полководцами Готфридом Бульонским, Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским, в октябре 1097 года приступили к одной из самых эпичных осад средневековья. Антиохия была надёжно защищена неприступными высокими и крепкими стенами, такими длинными, что войско крестоносцев могло блокировать лишь четверть её периметра.

Осада Антиохии заняла восемь месяцев, во время которой случилось множество событий, достойных романа - голод, конфликт интересов между полководцами, разрыв с византийским императором, битвы с войсками эмира Алеппо, помощь с материалами для осадных орудий от английского флота, переговоры с посланниками Фатимидского халифата (неудачные, так как правитель Каира предлагал отдать крестоносцам Сирию в обмен на ненападение на Палестину, которая была главной целью всех походов).В итоге, город был взят хитростью. Мосульский эмир Кербога выслал в помощь сельджукам огромную армию, в три раза превосходившую по численности войско христиан, поэтому было решено штурмовать город до её прибытия. Хроники гласят, что Боэмунд Тарентский подкупом уговорил антиохийского оружейника, армянина Фируза, впустить солдат в башню по приставной лестнице.

Ворвавшиеся в город крестоносцы устроили там настоящая резню, а восставшие против сельджуков армяне убили правителя города и преподнесли его голову Боэмунду Тарентскому.

Через два дня к захваченной Антиохии подошла армия Кербоги и окружила город. Испытывавшие недостаток провианта крестоносцы не могли выдержать долгую осаду и потому решено было сражаться. Согласно легенде, за две недели до битвы в храме Святого Петра было обнаружено «Святое копье» Лонгина - то самое, которым в Библии римский солдат пронзил тело Иисуса Христа на кресте. Впоследствии оказалось, что история с копьём была психологическим трюком марсельского монаха по имени Пьер Бартелеми, однако необходимый эффект это вызвало.
В последовавшей битве 25-тысячное войско крестоносцев, горя религиозным рвением, буквально смяло 75-тысячную мусульманскую армию. Сельджукские войска в панике рассыпались, а эмир Кербога бежал обратно в Мосул.Осада Антиохии быстро стала легендарной в Европе, о ней слагались песни и поэмы.

Ну а сам город на следующие 150 лет стал столицей важнейшего в истории Крестовых походов христианского княжества. Первым её князем стал тот самый хитромудрый Боэмунд Тарентский.

При крестоносцах Антиохия вернула себе звание влиятельного центра богословия, а также торгового центра. Население города вновь увеличилось, подпитываемое переселенцами из французской Нормандии и Южной Италии, а также переезжавшими из мусульманских земель православными греками и армянами.
К 13 веку власть крестоносцев в Леванте ослабла. В регионе набирал мощь египетский султанат мамлюков и в 1268 году Антиохия пала перед султаном Бейбарсом. Всё христианское население города было убито, а столица княжества разрушена.

За всё время мамлюкского и османского правления Антиохия так и не восстановилась, превратившись в маленький провинциальный городок и уступив титул экономического центра региона Искендеруну.

Третье возрождение Антиохии пришлось на период французского владычества. По результатам Первой мировой войны Хатай и Сирия отошли Франции. В долине Оронта через Антиохию была проведена железная дорога и город стал транспортным узлом между Анатолией и Ближним Востоком.

По сути современный город Антиохия-Антакья в это время был заложен и построен с нуля, сохранив при этом на своих новых улицах частицы архитектурного наследия своей великой древней истории.

А о современной Антакье и её достопримечательностях будет написано в следующей статье.

Всего результатов: 5. Показано с 1 по 5.

АНТИОХИЯ

АНТИОХИЯ (противонесущий, противостоящий; Деян 11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов Римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща - Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя Христиан, в виде ли то порицания, или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в Деян 26:28 и в 1Пет 4:16. Галилеяне, или Назореи, были прозвищем порицательным, но наименование Христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и ап. Петр (Гал 2:11). В последствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители Церкви, каковы например св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия . Он был осаждаем и разграбляем по крайней мере пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117,000 человек были убиты, или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды огнем, один раз моровою язвою, четырежды землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25 000 человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии за долго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тысяч человек, в настоящее время считается только в 10 тыс. человек. В 1822 году землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всею силою буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало, и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собой жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.

АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ

АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ (Деян 13:14) - название города в Писидийской провинции Малой Азии, также построенного Селевком. Здесь проповедовали апостолы Павел и Варнава. В кн. Деяний Апостольских помещена обширная, особенно сильная, проповедь ап. Павла, сказанная им в одной из синагог сего города (Деян 13:16-41) в день субботний. Вследствие гонения, воздвигнутого на апостолов по сему случаю, они должны были удалиться отсюда для спасения своей жизни. Впрочем в Сирии и Малой Азии насчитывались по крайней мере 16 городов, называемых Антиохиею.

НИКОЛАЙ

НИКОЛАЙ (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохия н, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, рукоположенный апостолами вместе с Стефаном-первомученником для служения бедным. Некоторые считают его начальником секты Николаитов, но трудно согласиться, чтобы муж исполненный Св. Духа мог быть начальником столь безнравственной секты.

ПИСИДИЯ

ПИСИДИЯ (Деян 13:14) - область в Малой Азии к с. от Памфилии. Антиохия , хотя и находилась вне области фригийской, принадлежала к Писидии и называлась Антиохиею Писидийскою, в отличие от Антиохии Сирийской. Сюда прибыл ап. Павел с Варнавою во время первого своего путешествия и здесь проповедовал Евангелие. Христианство процветало здесь долгое время и в записях древних церковных соборов встречаются имена нескольких епископов Церкви Писидийской.

±ИРИЯ

СИРИЯ (2Цар 8:12).Слово Сирия означается в Еврейском тексте словом Арсш (см. это слово). В обширнейшем значении слова, Сирия простиралась от Средиземного моря и р. Кидна до Евфрата и от г. Тавр на севере до Аравии и до границ Египта на ю. Она разделялась на Сирию Палестинскую, которая вмещала в себе Ханаан и Финикию, Килисирию - между двумя рядами гор Ливана, и верхнюю Сирию. Последняя была известна под названием Сирии в тесном смысле. Цари Сирийские вели частые войны с сынами Израилевыми и иногда были подчиняемы ими, а иногда вступали в союз с ними. Сирия преимущественно находилась под владычеством Ассириян, Вавилонян, Персов, Македонян, Римлян и Магометан, которым принадлежит и в настоящее время. Сирия и Ассирия суть названия совершенно различного происхождения. Первое родственно с Тиром или Суром, как обыкновенно произносят, а другое ведет свое начало от Ассура. Отличительные черты в физическом виде Сирии составляют большие горные хребты Ливан и Антиливан, тянущиеся с с. к ю. и большие пустыни, лежащие на в. и ю.-в. Долины Сирии очень плодоносны и доселе еще изобилуют пшеницею, виноградом, табаком, тутовыми деревьями, оливками, превосходными плодами, как например апельсины, финики, фисташки и др. Климат в обитаемых частях Сирии удивительно здоров и приятен. Сирию населяют разные народности, но в городах народонаселение по преимуществу состоит из Турок и Греков. Единственное поколение, которое может считаться туземным, - суть жители вершин Ливана. Замечательнейшие из них суть Друзы и Марониты. Общий язык их Арабский. Воины и правительственные чиновники говорят по Турецки. От древних Сирийцев почти не существует никаких следов. Ни одна страна не была так известна в древности, как Сирия. На ю.-з. находилась Обетованная земля, страна Израильтян, колыбель Христианства, Финикия, особенно города ее - Тир и Сидон славились своею торговлею. Первоначально столицею Сирии был г. Иоппия, а затем Дамаск, бывший долгое время столицею могущественного государства. Антиохия была некогда царскою резиденцией) и считалась третьим городом в мире по богатству и народонаселению. Баалбек и Пальмира доселе еще представляют замечательнейшие развалины своего древнего величия. Здесь некогда в различные времена сражались за свое господство и преобладание Ассирияне, Иудеи, Греки, Парфяне, Римляне, Сарацины, Крестоносцы и Турки. Нина, Семирамида, Сезострис, Александр, Помпеи, Антоний, Тит, Аврелиан и др., в позднейшее же время Готфрид Бульонский, Ричард Львиное Сердце, Саладин и др., и потом во времена ближайшие к нам, Наполеон и Магомет-Али на равнинах Сирии представляли собою грозных завоевателей. В настоящее время невежество, суеверие и варварство господствуют в этой стране и от ее древней славной цивилизации не остается почти никаких следов. Несториане настоящего времени называют себя Сирийскими Христианами, потому что они употребляют у себя древние формы богослужения. Они имеют Новый Завет, переведенный на Сирийский язык, вообще же в настоящее время в Сирии преобладает Арабский язык и Сирийцы читают Библию на означенном языке. Сирия составляет одно из самых интересных поприщ для миссионерской деятельности, какое только можно найти в наше время. В ее пределах можно найти девять десятых местностей различных событий из Свящ. Истории. Она в продолжении целого тысячелетия была единственною местностью для сохранения Церкви Божией, она была светильником и светочем, свет которого сиял во мраке мира почти в продолжении 12-ти столетий; все части ее были освящены стопами Сына Божия, или Его пророков и апостолов; едва ли какой-либо холм и долина здесь не оглашались песнопениями Моисея, Давида и Исаии; здесь, наконец, пролилась кровь Богочеловека, вземлющего грех мира. Таким образом вся эта страна составляет огромный, живой комментарий слова Божия, раскрытый для религиозного и нравственного чтения во все века и для посрамления неверующих. В новейшее время Сирия делится на 4 эйялета, или наместничества; Дамасское, Бейрут, Алеппо и Мераш; к последнему присоединена и древняя Коммагена. Из свидетельств новейших путешественников видно, что как во внешнем, так и во внутреннем ее состоянии продолжается тоже неустройство, какое давно господствует в стране этой: тот же деспотизм властей, тот же произвол, то же разорение и опустошение земли, та же свирепость Турок, то же грабительство Арабов, та же дикость, то же варварство. Жители Сирии давно не имеют возможности пользоваться безопасностью жизни и собственности, благодаря своему правительству. Вот как описывает эту страну Портер, бывший в Гауране: "Холмы со всех сторон казались внезапно преисполненными жизни, и долины и равнины огласились криком пастухов и блеянием огромных стад их, когда они гнали их на пажити. Но пастухи не имели того спокойного и смиренного вида, который обыкновенно соединяется с пастушескою жизнью и ее привычками; все они имели вид свирепый и дикий, в особенности Арабы. Кроме длинного ружья, многие из них имели маленькие топоры и за поясом были пистолеты и кинжалы." Кроме такой постоянной опасности для оседлой жизни, Арабские племена не только питают постоянную наследственную вражду к Христианам и Туркам, но часто ведут междоусобные войны и между собою, часто одно племя ведет войну с другим племенем, почему правильное возделывание почвы и усовершенствование естественных богатств, которыми так щедро наделена страна эта, становится делом невозможным. Отсюда многие разрушенные города и селения остаются в своих развалинах и запустении; во многих местах счастливо можно бы было жить, но жителей нет. Многие равнины, вместо изобилия, которое должны были бы производить, представляют бесплодный вид пустынь, который только кое-где оживляется рощами из диких фиговых деревьев; травы остаются нескошенными, поля пустыми. Обрабатываются только небольшие частички лучшей почвы и то лишь тогда, когда есть надежда и средства оградить свою жатву от вторжения неприятелей. Арабские стада свободно бродят по долинам и равнинам и полевые ограды не составляют для них никакого препятствия. Нигде в мире нет такого плачевного примера тиранства, хищения и бесчинства, как в большей части Сирии. Большая часть жителей терпят от своеволия толпы вооруженных людей, которые располагают всем по своим прихотям и произволу. В каждой провинции паша есть совершенный деспот. В деревнях жители ограничиваются одним уже необходимым для жизни; у них известны только такие искусства, без которых существовать невозможно. Здесь нет убежища от насилий, исключая разве городов. Нельзя не сказать еще, что нигде, кажется, нет такого множества и смешения различных народностей и вместе с этим такого множества различных верований и исповеданий и различных ересей, сект и расколов, как в Сирии, и при этом здесь господствует грубое невежество, множество суеверий и нечестивых обрядов и большой разврат преобладающей массы; и отсюда постоянная ненависть и вражда партий и бедствие страны. В недавнее время Ливан, в продолжении многих веков сохранявший свою независимость, населяемый деятельным и промышленным племенем и изобиловавший разными прекраснейшими произведениями страны - шелковицей, оливковыми деревьями, виноградом и проч., представлял самую печальную картину вследствие вражды и междоусобий между Маронитами и Друзами. Убийства, грабежи и опустошительные пожары свирепствовали в разных частях горы в 1846 и 1847 г., и снова возобновились в 1860 г. Многие деревни были охвачены пламенем и некоторые из самых цветущих мест в Ливане сделались необитаемыми и покрылись развалинами. Из Бейрута было известие: 60 городов и деревень в Ливане сожжены, и эта прекрасная гора обратилась в угрюмую степь. По приблизительным соображениям, сгоревших деревень было 150. Целый Христианский квартал в Дамаске, который сам по себе был как город безжалостно ограблен и сожжен до основания. В 1861 г. Европейские державы должны были послать туда и в Бейрут свои войска (Франц. и Англ.), чтобы обуздать Магометанский фанатизм.