Алексей Пузаков: Господь всегда давал мне все для реализации призвания. – Чем является для вас семья? Московский синодальный хор

На 76-м году ушел из жизни Леонид Элин, бывший ведущий телепрограммы «Время». Об интересных фактах биографии журналиста «Москвичке» рассказали его супруга Вера Петровна и близкий друг, журналист Аркадий Ратнер.

«Как коренной москвич, был всю жизнь предан своему городу и месту рождения – Чистые Пруды. Он всегда вспоминал свою молодость, и вся она была связана с ними», – говорит Аркадий Ратнер.

В 1964 году Элин окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В том же году пришел на Центральное телевидение: работал сначала в отделе спорта, затем в Главной редакции общественно-политических программ, а с 1968 года – в Главной редакции информации ЦТ (программа «Время) в качестве специального корреспондента, комментатора, обозревателя. Основными темами репортажей и очерков были вопросы строительства, архитектуры и транспорта. С 1992 по 1996 годы был комментатором Студии спортивных программ РГТРК «Останкино».

Элин отдал журналистике 50 лет жизни. Он был обозревателем общественно-политических программ, снимал документальные фильмы, был диктором новостей, комментатором студии спортивных передач.

По словам супруги, «он был очень красивым человеком. В нем было все, что входит в понятие «красота»: ум, порядочность, интеллигентность, мужественность, ответственность, высокий профессионализм, любовь к профессии».
Леонид Ефимович умер 17 января в 23.45.

16 фактов из биографии Леонида Элина

1. «Леонид в 14 лет остался без матери, а Ольга Ивановна была для него всем. Отец умер через четыре года. Он остался с сестрой и, можно сказать, сам себя сделал». (Вера Элина)
2. В 1959 году Леонид Ефимович поступил на факультет актерского мастерства Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского. «Он очень хотел поступить в театральный. И поступил в ГИТИС. Знаменитый артист МХАТа Анатолий Кторов ему говорил: «Ты будешь известным артистом». И Ефремов его приглашал в театр, но так случилось, что на 2-м курсе он заступился на собрании за сокурсника, который не хотел сдавать марксизм-ленинизм. Его выгнали из института, и для него это был второй удар после смерти родителей. Он пошел в педагогический им. Ленина. Но за ним был «шлейф антисоветчика», хотя он никогда не был диссидентом и не увлекался политикой. «Он всегда говорил то, что думал, никогда не лицемерил. И от этого чуть-чуть страдал». (Вера Элина)
3. «Леонид Эллин всю жизнь увлекался искусством, знал все знаменитые оперные арии наизусть». (В. Э.)
4. Элин был уволен из программы «Время» после путча ГКЧП: 27 августа 1991 года вышел последний выпуск программы, а в конце августа был сменен состав ведущих программы. «Что касается его работы в программе «Время», он был одним из лучших, а может быть, и самым лучшим репортером, потому что как корреспондент брался за самые тяжелые, так сказать «неудобные» сюжеты, – рассказывает Аркадий Ратнер. –У него было три направления работы: прежде всего, аэрофлот, в связи с чем ему дали звание «Почетный летчик»: он участвовал во всех пробных полетах. То же самое было с железнодорожным транспортом. И третье: он был специалист и знаток строительства Москвы. Он всегда брался за самые рискованные съемки. Я помню его знаменитое интервью на верхушке одного из тогда еще начинавшихся строиться 16-этажных домов с нашим знаменитым строителем Злобиным, и он стоял качаемый ветром, и Злобин ему рассказывал, как они строят этот комплекс. Когда он вел программу «Время», то был постоянным корреспондентом на Красной площади, традиционно стоял на трибуне и брал интервью у знаменитых людей.
5. Личная жизнь. Элин был женат дважды, в первом браке у него родился сын. «Путч для него, как ни странно, оказался событием, про которые говорят: «не было бы счастья, да не счастье помогло». После путча редакцию разогнали, и Леонида перевели в Главную редакцию пропаганды. Он в этот момент был человеком холостым и там познакомился со своем нынешней женой Верой, перед которой я просто преклоняюсь. Потому что последние месяцы она буквально от его постели не отходила». (А. Р.)
6. Спортивная редакция. «В редакции пропаганды у него что-то не сложилось, и с 1992 года его перевели в спортивную. Я был там заместителем главного редактора. Он больше делал тематические передачи, потому что как комментатор слишком поздно пришел: в то время были Озеров, Маслаченко и Майоров. Леонид был знатоком спорта, и футбола, и хоккея, ничуть не уступавшим легендарным комментаторам. И всегда был в курсе любой информации. У микрофона не выступал, но всегда был готов дать любую справку о рекордах, достижениях, мастерах. Репортажами занимался мало, а вел передачу «Спорт и искусство», куда приглашал известных людей-болельщиков (у него были хорошие связи в артистическом мире) и знаменитых спортсменов». (А. Р.)
7. Хобби. Леонид Элин был разносторонней личностью, но больше всего любил спорт. «Его главное хобби – футбол. Он его обожал и был страстный болельщик клуба «Динамо». Эта преданность была Обществом оценена. В последние года его приглашали быть ведущим церемоний открытия мемориальных досок на домах, где жили Яшин, Хомич, Бесков и др. А второе его хобби – театр. Леонид был поклонником старого МХАТа, боготоворил его «великих стариков» Массальского, Грибова, Кторова». (А. Р.)
8. Репортер БАМа. «Он автивно участвовал в освещении строительства БАМа, особенно в последнее время. Я преклоняюсь перед тем, как он со своим постоянным оператором Юрием Прокофьевым лазили по тоннелям и шахтам и показывали, как работают проходчики. Я считаю, что это самая сильная его сторона как журналиста, ведущего репортажи с места событий». (А.Р.)
9. Элин часто работал на телевидении в паре с ведущей Татьяной Веденеевой.
10. Любил бывать в Центральном доме работников искусств, вел там юбилейные вечера.
11. Элин – автор многих документальных фильмов, например «Владимир Коккинаки», «Цель жизни» – об авиаконструкторе Александре Яковлеве и др.
12. Леонид Ефимович – лауреат премии Союза журналистов СССР за 1973 и 1985 годы.
13. Элин написал книгу «В кадре и за кадром», в которой рассказал о своей жизни, работе на телевидении, встречах с авиаконструкторами Туполевым, Яковлевым и Антоновым, исследователем Арктики Папаниным, актером Марчелло Мастроянни и проч.
14. До 1996 года Элин и его жена Вера работали на Центральном телевидении. Потом они еще 8 лет вместе делали передачу «Взлетная полоса». В последние годы Леонид Ефимович был советником генерального директора КБ Сухого по связям с общественностью.
15. Леонид Элин умер скоропостижно. По словам жены, все случилось «буквально за праздники. Сначала отказали почки, потом была обнаружена онкология. Плохо ему стало 20 декабря в ЦКБ Гражданской авиации. Там были замечательные условия, к нему относились прекрасно, но потом нужно было становиться на учет в связи с болезнью почек. Предложили Боткинскую больницу или № 52. Но он сказал: «В Боткинской у меня умер отец. Ни за что». И выбрал 52-ю больницу. Почки вылечили и началась онкология, которая уже была 11,5 лет назад. У него были проблемы с пищеводом и академик Давыдов, директор онкоцентра на Каширке, сделал ему операцию в больнице на Молодежной. Врач приезжал туда специально, чтобы делать операцию. Леня не знал, что у него онкология, 5 лет. Мы выкарабкались, и она вновь его настигла».
16. Леонид Элин будет похоронен на Введенском кладбище в Москве вместе с родителями, предположительно во вторник, 21 января.

Другие названия: Общероссийское общественное движение "Звенящие кедры России", Исследовательский центр "ИЦ Анастасии", Читательский центр "ИЦ Анастасии", Фонд культуры и поддержки творчества "Анастасия", Всероссийское Движение землепользователей "Сотворение", Фонд "Анастасия", Движение "Родная земля" и т.п.

Дата основания секты 1994 год.

Основатели и руководство

Владимир Николаевич Мегре родился 23 июля 1942 года в деревне Куздничи на Украине. До начала 90-х годов он "руководил бригадой фотомастеров" (4, с. 79). Затем возглавлял Ассоциацию Предпринимателей Сибири в Новосибирске. Автор серии книг о "Анастасии".

В Башкирии ядро руководства и активистов секты представляют:

Асфандиярова Дания Раисовна - координатор Башкирского регионального отделения общероссийского общественного движения "Звенящие кедры России", преподаватель БГУ;

Чинарева Ирина Анатольевна - руководитель инициативной группы "созидание" при "Центре Человечности";

Насибуллина Нина Васильевна - председатель общественного движения "Надежда";

Хакимов Радик Наильевич - руководитель экологического поселения "Родники" (Чишминский район),

а также Сагитов Тагир Рифкатович, Нигматуллин Ильдар Адилевич, Аминова Эльмира Венеровна, Ситдикова Гульшат Рашитовна, Жебер Анастасия Викторовна, Важилова Венера Назваровна, Кулешов Евгений Васильевич, Кудряшова Антонина Владимировна, Келешьян Лариса Аркадьевна

Характеристика секты

Оккультно-неоязыческая секта, адепты которой почитают мифическую женщину "Анастасию" - персонажа серии книг В.Н. Мегре, живущую в сибирской тайге и якобы обладающей оккультными и паранормальными способностями.

Официальные издания

Серия книг Мегре "Анастасия", "Звенящие кедры России", "Пространство любви", "Сотворение", "Кто же мы?", "Родовая книга", "Энергия жизни" и т.п.;

Сборники стихов читателей;

Концепция создания экопоселений в России;

Документальный фильм "По следу Мегре" и театральные постановки по книгам Мегре (театр "Встреча", С.-Петербург).

Помимо того, что секта имеет обстоятельный официальный Web-сайт, есть сайты-сателлиты, и практически каждый городской (региональный) филиал или экопоселение секты также обладает своим Web-сайтом.

Религиозное учение секты и ее деятельность :

История создания

Весной 1994 года Мегре совершил коммерческую экспедицию "Купеческий караван" по реке Обь. Корабли каравана оказались в "маленькой деревушке, на десятки километров удаленной от больших населенных пунктов" (3, с. 6). С этого момента началась похожая на сказку история, которую Мегре излагает на страницах своих книг.

Во время стоянки к Мегре обратились два местных старика (119 и 93 лет) с просьбой помочь им спилить в тайге "Звенящий Кедр", обладающий, по их словам, чудотворными свойствами. Они объяснили, что кедр живет 500 лет, а затем начинает "звенеть", излучая особую энергию, благотворно влияющую на человека. Если кусочек этого кедра носить на груди и шлифовать его пальцами, то "человек, обладающий этим кусочком, становится добрее, удачливее и талантливее" (3, с. 7). Мегре приписывает сибирскому кедру божественные свойства, применяя к нему слова Евангелия: "... в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков... " (3, с. 116).

Объект поклонения

Через год после первой экспедиции Мегре повторяет экспедицию по Оби в надежде разыскать Звенящий Кедр. В той же деревне он встречает лесную красавицу - Анастасию. История об Анастасии и диалоги с ней составляют большую часть пяти книг Мегре (ожидается, что их будет девять). По словам Анастасии, их прочитают многие люди, и "приоткроется им Истина" (3, с. 150). Анастасия в книгах Мегре - сибирская отшельница, красивая молодая женщина, очень сильная физически, обладающая невероятными способностями. Она, подобно Маугли, круглый год обходится без жилища и одежды, не признает никаких достижений цивилизации, питается исключительно лесной пищей, которую ей, зачастую, приносят животные. В 1995 году Анастасии было 26 лет, хотя выглядела она значительно моложе. Мегре с восхищением рассказывает, как он, забыв про свою собственную семью, оставшуюся в Новосибирске, вступил с Анастасией в плотскую связь. У них родился сын Владимир, которого эта женщина оставила жить с собой в тайге. Анастасия дала Мегре способность писать книги и поручила ему таким образом рассказать о встречах с ней, ее учениях и невероятных способностях всем людям. На нижеприлагаемом снимке якобы сфотографирована сама Анастасия как всегда загадочная и полуголая.

Анастасия якобы обладает неким всемогущим "Лучом", при помощи которого может творить, исцелять, видеть настоящее и будущее, изменять судьбу, перемещаться в пространстве, посещать другие цивилизации и влиять на них (6, с. 108, 109). Она знает не только все языки, но и устройство любой современной техники, вплоть до летающей тарелки, хотя прожила в тайге всю жизнь. Инопланетяне уже приземлялись у нее на поляне, и Анастасия вместе с Мегре побывала у них в гостях на другой планете. Мегре подробно описывает быт инопланетян и заводы по производству летающих тарелок и пищи (6, с. 118-121). По пророчеству Анастасии, в будущем на территории России высадится "десант инопланетян" (6, с. 133). Инопланетяне подчинят себе все человечество. Останутся лишь материальные тела, и каждый человек будет походить на биоробота (6, с. 133).

На службе у Анастасии находится светящийся голубой шар - сгусток энергии, обладающий интеллектом, который приходит на помощь по ее первому зову (4, с. 159-165).

***

Читайте также по теме:

  • Движение Анастасии (самый подробный критический анализ секты) - Владимир Мартинович
  • Секта "Анастасия". Личный опыт и анализ - Яна Завацкая
  • Голодный образ жизни. Сыроедение и вегетарианство полезно для здоровья и души? (проблемы со здоровьем и психикой вегетарианцев из секты анастасийцев) - Олеся Лонская
  • Мегре свидетельствует сам: "Анастасию" он выдумал, а его книги - художественная фантастика
  • Листовка, обличающие учение Владимира Мегре - коротко и ясно
  • Бурьян-поле : механизмы наживы верхушки секты на спекуляции землей - Светлана Биткина
  • Геополитика от Адольфа Мегре и Владимира Шикльгрубера - чьи безумные идеи вложены в уста Мегре? - Алексей Ивакин
  • Педагогические инновации секты "Анастасия" - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

***

Прародители Анастасии жили в лесу тысячелетиями. Анастасия - потомок певуньи Барды и воина Барда (4, с. 73). Анастасия учит, что до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Кельт, получивший духовное посвящение у жреца-друида, назывался "Бард". "Он имел моральное право идти в народ и петь. Вселять в людей Свет и Истину своей песней, формируя словами образы исцеляющие Души". (4, с. 70). "Они - Барды - помогут увидеть новую зарю. Зарю просветления Душ людских" (4, с. 73).

Особая любовь Анастасии обращена не только к бардам, но и к дачникам. Анастасия рассказала Мегре, как на своем гектаре земли дачники способны устроить собственный рай ("Пространство любви") и сделать себя и последующие поколения счастливыми. Немаловажную роль в формировании земного рая играют растения. Растения (кедры, различные виды кустарников), если они посажены строго по проекту Анастасии, формируют для человека Пространство Любви, благотворно влияющее на Душу и исцеляющее плоть (4, с. 37). Главная идея Анастасии - создать всеобщее "Пространство Любви" (или: "перенести человека через отрезок времени темных сил") (4, с. 165). Ответственность за это Анастасия возложила на Мегре. Совсем скоро, по предположению Владимира, в России не будет региональных конфликтов, бандитизма, болезней и бедных (7, с. 6). Анастасия отрицает все производства и профессии, которые приносят вред земле, и призывает людей стать дачниками. Она поведала Мегре, что благодаря дачникам, которых она окормляет Лучом с шести лет, в 1992 году на Земле не случилась планетарная катастрофа (7, с. 21).

Во время одного судебного разбирательства за свои 30 сребреников на суде В.Мегре официально заявил, что "Анастасия" - персонаж выдуманный, а его книги - художественная фантастика:

В конце 1999 года Владимир Мегре подал в Куйбышевский районный суд г. Санкт-Петербурга иск о нарушении своих авторских прав против Ольги Стуковой, которая издала книгу "Путь Анастасии и других Учителей человечества: работа с людьми". Рецензия, положенная в основу иска, построена на том, что Анастасия - вымышленный образ коммерческого художественного произведения и уже поэтому ее имя не может быть использовано другими авторами без разрешения Владимира Мегре. В исковом заявлении, поданном от имени Мегре, читаем: "Книги Мегре являются литературно-художественными текстами, которые можно отнести к научной фантастике" (13). В результате этого иска был арестован тираж книги Ольги Стуковой. На суде представителями Владимира Мегре было заявлено (подчеркнем, что иск был подписан им лично), что Анастасия - это "образ-символ, т.е. самостоятельный художественный образ имеющий эмоционально иносказательный смысл" (14). Итак, Анастасия - это вымышленный образ, как заявлено на суде самим Мегре. Но обнародовать собственное признание Мегре явно не торопится, а потому вопрос о том, в курсе ли этого факта те люди, которые покупают его книги, остается актуальным, равно как и вопрос о том, где в книгах Мегре указан их жанр – научная фантастика? Всего этого нет! Возможно, пришло время автору серии "Звенящие кедры России" дать ответы на эти вопросы правоохранительным органам. Не подпадает ли деятельность Владимира Мегре под статью 159 УК РФ (мошенничество) и статью 182 УК РФ (заведомо ложная реклама)?

Мегре придумал для своих последователей не только Богиню, но и "священное" место для поклонения. Своеобразной "меккой" для анастасийцев стал город Геленджик на Кавказе и его дольмены (древние каменные столбы или укрытия, которым, по словам Мегре, 10 000 лет). Мегре объявил дольмены источником благодатной и исцеляющей энергии. В них "много тысяч лет назад умирали мудрецы, уходя в вечную медитацию" (4, с. 207). И по сей день их души якобы пребывают в дольменах. Желающие обрести вечное счастье должны полежать под их крышей. На первом приведенном фото адептка секты "общается"с духом дольмена и "заряжается положительной энергией. ", на втором молодые язычницы, извалявшись в "святой" и "целительной" грязи около дольменов совершают групповую медитацию. Десятки тысяч анастасийцев каждый год съезжаются в еще недавно забытый курорт на поклонения дольменам. По пророчеству Анастасии, "Геленджик станет богаче Иерусалима и Рима. Потому, что святынь предков наших в его окрестностях много. И значимее они, чем храмы Иерусалима" (4, с. 192).

Учения Мегре во многом совпадают с учениями Движения Новой Эры и приправлены смесью научной фантастики и язычества.

Бог

Бог в понимании Мегрэ-Анастасии – это "Межпланетный Разум", "Интеллект", "Силы света", "Вакуум", "Абсолют", "Ритм", "Дух". Бог - безличная жизненная сила или энергия. "Половина Бога во внематериальном мире Вселенной. Это комплекс всех энергий. Вторая половина Его частичками рассредоточена на Земле, в каждом человеке" (3, с. 45). Землю творили энергии: "... Вселенная была энергий разных множества великим. Энергий сущности живые во тьме и мыслили, во тьме творили" (6, с. 11). "Невидимость Бога из-за скорости Его мыслей. Бог, изменивший скорость своей мысли, уже не Бог" (4, с. 170, 171).

"Светлыми силами" являются не ангелы, "светлые мысли, когда-либо произведенные людьми" .

Анастасия упоминает о каких-то таинственных силах, подвластных только Богу, называя их "ОНИ" (так в тексте - Авт.). Эти "они" имеют некоторый план управления событиями, происходящими в мире , чтобы "перенести людей через отрезок времени темных сил" . Отнюдь не Спаситель мира - Иисус Христос, а "они" выступают в роли спасителей мира от зла. Господь же выступает в писаниях Пузакова как один из просветленных, которые были, есть и будут. Люди их гонят, "Иисуса Христа, например. И Бог снова посылает Своих сынов" (именно сынов с малой буквы, здесь налицо полное отрицание того, что Иисус Христос - Сын Божий) (3, с. 232).

Божественными свойствами обладает и сама Анастасия. Приписывая ей божественные свойства всемогущества и всеведения, автор называет ее "совершенным человеком, подобным Богу", "биологом внеземной цивилизации" (5, с. 200), "человеком первоистоков" (там же, с. 209) и "Богиней" (4, с. 152). Анастасия знает настоящее и будущее, влияет на судьбы людей, исцеляет душу и все болезни, способна слышать и отвечать всем людям сразу (5, с. 174). Она вездесуща: "Я Землю обниму невидимой собою! Анастасия я!" (5, с. 134), способна воспроизводить картины того, что происходило с человечеством миллионы или миллиарды лет назад (6, с. 108). Анастасия постигла знания лам Востока, мудрость Будды и Христа и йогу (4, с. 175). В Австралии живет парень, "примерно такой же, как Анастасия, и они встретятся" (3, с. 189).

Мнение о Господе Иисусе Христе

Иисус Христос, Моисей, Мухаммед, Рама, Будда - по версии Мегре старшие братья Анастасии (?!). "Никто из них не получил сполна земной любви" (7, с. 222).

Учение о сущности человека

Бог раздал половину Себя человечеству, поэтому человек - Творец, подобный Богу (4, с. 48). "Бог во плоти, но только наполовину. И плоть Его - все люди Земли" (4, с. 174). Человек - Властитель Вселенной (5, с. 119). У человека Божественное "я", (4, с. 136). Бог хотел, чтобы сын его, творение-человек, был сильнее Его (6, с. 19). Человек может творить и совершенствовать мир силой своих мыслей (4, с. 7). Человеческая мысль способна создавать иные миры или менять сотворенное. Человек через подсознание движет всеми планетами (3, с. 163). Человек - властелин всех энергий Вселенских (7, с. 219). Вскоре землю будут населять Боги, то есть те люди, чья "осознанность" позволит принять энергию (7, с. 222).

Дух - это энергетический комплекс, состоящий из множества энергий. После прекращения плотского существования человеческого индивидуума, некоторые из этих комплексов подлежат распаду на отдельные энергии, потом используемые в растительных, животных соединениях, необходимых природных явлениях (5, с. 36).

Ада или рая в том смысле, как это понимают христиане - не существует. Человеческая душа или навсегда засыпает, или воплощается в новом теле. Вновь воплотиться душа может лишь в том случае, если человек на одном гектаре земли устроил рай (родовое поместье, Родину или "Пространство Любви"), возделав его по проекту Анастасии, и похоронен на этом участке (7, с. 7). Хоронить надо не на кладбище, а на родовом куске земли. Тогда душа сможет вновь воплотиться в материи, в земном раю. Похороненные на кладбище не могут попасть в рай. Души их не могут воплотиться в материю, пока существуют мысли родных и друзей, думающих об их смерти. Надгробие - это памятник смерти (7, с. 7).

1. Характерные учения и практики Движения Новой Эры, встречающиеся в книгах Мегре: астрология ("Анастасия творит гороскопы", (5, с. 67), контактерство, телепортация, летающие тарелки и инопланетяне, учение Рерихов ("Живая Этика"), Огонь Зороастра, медитация, реинкарнация, шамбала, биоэнергетика.

2. Все религии говорят об одном Боге (6, с. 5).

3. "Все Божественные творения вечны, самодостаточны, сами себя воспроизводят. Все живущее на земле, от травинки до человека, представляет собой гармоничное единое целое и вечное" (7, с. 7).

4. Смерть - это сон (7, с. 230).

5. Любая мать может родить Христа (или Мухаммеда), если поверит, что у нее родится Христос (или Мухаммед) (5, с. 338).

6. Человек может переместить свое тело на другую планету вместе с частью атмосферы и жить там (6, с. 112-113).

7. Светлые силы - это светлые мысли, когда-либо произведенные людьми. Ими заполнено все пространство (5, с. 47).

8. Физические болезни в человеке появляются вследствие его самоустранения от окружающей Природы и темных чувств, которые он допускает в себе (4, с. 26).

9. На Солнце не происходят самостоятельные реакции горения. Свет солнца создается людской любовью. Энергия Чистой Любви - самая сильная энергия во Вселенной (5, с. 48).

10. Растения производят мысли и чувства (Вишня хочет, слышит, мыслит (4, с. 39)).

11. "Для посадки саженцев обязательно необходимо в выкопанной лунке своими руками и пальцами босых ног помять землю, плюнуть в лунку. Через потение ног из человека выходят вещества, содержащие информацию о заболеваниях организма. Эту информацию получают саженцы. Они передадут ее плодам, которые будут способны бороться с недугами" (3, с. 73). Необходимо общаться с растениями, а в полнолуние дотронуться до них (1, с. 72).

12. Топливом для летающих тарелок служат микроорганизмы, которые превращают газообразные вещества в твердые. Скорость летающей тарелки равна 1/19 скорости мысли среднестатистического сегодняшнего человека Земли (3, с. 44).

13. Раньше на земле жили прентазавры, которые исчезли, потому что человек не нашел им предназначения. Прентазавры были больше, чем слоны, из их пасти исторгалось пламя. Прентазавр был огромным шаром заполненный газом от пищи, который легче воздуха с тонким скелетом и маленькими внутренностями. Подпрыгнув, махая крыльями, прентазавр мог лететь. Когда накапливался избыток газа, прентазавр изрыгал его через пасть. В пасти торчали клыки из кремня. Создавая зубами искру, прентазавр поджигал газ из брюшной полости (6, с. 20).

Отношение к христианству

Владимир Мегре отрицает свою принадлежность к какой-либо духовной конфессии (6, с. 206). Цитируя Библию, Мегре видит в ней лишь источник мудрости для человека. Зачастую автор словами главной героини выражает открытую неприязнь к христианству: "Эй, вы, пророки! Тысячелетия твердящие о безысходности и бренности земного бытия, люди пугающие адом и судом. Смирите пыл свой, вы повинны в том, что понимает Небо человек с трудом" (5, с. 206-207).

В мае 2001 года в Куйбышевском суде Санкт-Петербурга состоялась тяжба между Мегре и поклонницей Анастасии Ольгой, которая решила написать продолжение сказки об Анастасии. В исковом заявлении автора книг читаем: "Книги Мегре являются литературно-художественными текстами, которые можно отнести к научной фантастике" (Смена - 18.05.2001., № 101). Иными словами, все написанное - авторский вымысел и ничего больше. Просто люди хотят верить в сказку и слова Анастасии: "Я существую для тех, для кого существую" (3, с. 151).

Большое внимание Мегре уделяет школе некоего академика Щетинина - великого мага и ведуна (5, с. 154). Он организовал в лесу детский школу-интернат и выращивает маленьких "Анастасий". В этой школе у детей развивают паранормальные способности. Мегре надеется, что будущие маги и "магини (из школы Щетинина) пойдут по земле и создадут оазисы Пространства Любви, пока не заполнят ими всю Землю" (5, с. 147). Знания ученики берут "от звезд" (5, с. 149). В школе учатся 300 человек. За 1 год они осваивают курс математики десятилетней школы (5, с. 143).

Армия анастасийцев ширится как численно, так и географически. Последователи таланта Мегре есть уже не только в России, но и во многих странах Европы и Америке. Они объединяются в Исследовательские Центры "ИЦ Анастасии", которые содействуют автору в популяризации феномена Анастасии. "Практическое применение парапсихологических явлений и возможностей человека", "практическое применение традиций народного целительства" (4, с. 215) - вот лишь некоторые из задач центров "Анастасия", которые говорят об оккультном характере их деятельности.

Пятая книга Мегре "Кто же мы?" только в Санкт-Петербурге вышла тиражом в 500 000 (!) экземпляров, а совокупный тираж каждой книги превышает миллион экземпляров. В последнее время к написанию и изданию книг прибавилась индустрия по массовой продаже кедровых шишек, ростков и семян кедра, "заговоренного" кедрового масла и пирамидок. С не меньшим успехом у анастасийцев развивается туристический бизнес. Анастасия пообещала Мегре, что скоро у него будет много денег (4, с. 21), а сам Владимир называет отшельницу "машиной для деланья денег" (4, с. 18).

Деятельность секты в Башкирии

Последователи художественно-фантастических вирш В. Мегре начали появляться в Башкирии, как и везде, с момента выхода первых его книг, однако только к 2002 году местные адепты окончательно сорганизовались и возникло достаточно крепкое руководящее ядро. С начала этого года в Уфе начали регулярное появляться на столбах и остановках объявления вроде "Приглашаем читателей книг В. Мегре "Анастасия" каждый четверг в парк им. Гафури, или о том, что некие господа обнаружили "тихо звенящий (очень тихо) звенящий кедр" и далее контактные телефоны. Потом начали появляться объявления для "всех любителей природы и земли" с приглашением превратить "Землю в цветущий сад на 1 га".

К этому времени сектанты уже создали свое райско-огородные общества - "К Первоистокам" в Уфе, "Возрождение" в Стерлитамаке и Мелеузе, "Сотворение" в Бирске. Сейчас они появились уже в Нефтекамске, Белебее, Салавате. По данным сектантов к середине 2005 года в их клубах зарегистрировано уже около 300 человек

Тогда же возникли экологическое поселение "Любимое" под вывеской Некоммерческое партнерство "Добрая земля" (ныне там 19 участков) и экопоселение "Благодатная" под Бирском. Землю (очень плохую, малоплодородную и заброшенную) им выдели только под сельхозпроизводство сроком на 3 года без права возводить капитальные постройки. Так что в 2005 году судьба этих экопоселений под вопросом. Организовано также экологическое поселение "Родники" на основе заброшенных садовых кооперативов в Чишминском районе.

В январе 2003 года у башкирских анастасийцев появился свой сайт. В конце года создается ООО "Сказъ", которое начало торговлю "фирменными" кедровыми товарами, книгами о экологическом земледелии, поделками из полудрагоценных от сглазов и т.п. и прочей оккультно нагруженной продукцией. Сейчас они торгуют на одном из ТСК и своем клубе в Черниковке. Есть ряд коммерческих организаций тесно связанных сектантами - сетевая компания "Аюрведа" и фирма, продающая в Уфе шунгити изделия из него.

Интересы анастасийцев в РБ представляет общественно-политическая организация "Надежда" (юрист Шевчун В. Н.), инициативная группа "Созидание" при "Центре Человечности" (Чинарева Ирина Анатольевна). Они так же выпускают альманах "Экологические поселения Башкирии" (редактор Небытович Наталья) . На сегодня в свет вышел только один номер.

Активно поддерживает и выражает интересы секты карликовая общественная организация "Союз экологов РБ" во главе А.К. Веселова.

В 2003 году анастасийцы предприняли значимую PR-акцию в мае прошла конференция "Экология и возрождение духовности" в конце сентября в ДК "Юбилейный" один спектакль Санкт-Петербургского театра "Встреча" по книге "Анастасия". Начали предприниматься, правда безуспешные, попытки ввести просектантские экологические образовательные программы в школах Уфы.

К сожалению, не получив должного официального отпора в СМИ со стороны Уфимской епархии сектанты осмелели и заявили свои намерения провести в октябре 2004 года уже международную конференцию "Экология и возрождение духовности" при активнейшей поддержке А.К. Веселова. На этот раз последовало своевременное заявление Уфимского епархиального управления Русской Православной Церкви, в котором архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон выразил критическое отношение Православной Церкви как к учению секты, так и к их идеям создания экологических поселений. Указанная конференция не состоялась.

Однако после того как страсти улеглись забылись анастасийцы организовали научно-практическую конференцию "Экологические поселения и прогрессивные агротехнологии", которая прошла в актовом зале Министерства сельского хозяйства РБ 22 апреля 2005 года. Помимо упомянутого Союза Экологов Башкортостана, в конференции, к сожалению приняли участие сотрудники Башкирского государственного университета, Башкирского Государственного Аграрного Университета, Института повышения квалификации, НИИ БЖД, УГИС, лаборатории Ботанического сада института УНЦ РА, дендропарка Бирского ГПУ. Впрочем, не все участники эти организаций ясно представляли, что оказали на оккультно-сектантской сходке.

В своей основе башкирский анастасийцы - это городская идеалистически настроенная интеллигенция, далекая как от настоящего сурового крестьянского быта, так и от настоящей духовности.

Максим Степаненко , руководитель
Миссионерского отдела Уфимской епархии
Русской Православной Церкви
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 09.07.2007.

Использованная литература

1. Иванов Петр, иерей. Культ Анастасии: таежный сериал для советской образованщины или Гитары, деньги и кедровая каша в голове // Прозрение, № 1 (6), 2001. –С. 61 – 77.

2. Концепция создания экопоселений в России. Перспектива устойчивого развития России в III тысячелетии.

3. Мегре В.Н. Анастасия. - М. - СПб: "Диля", 2000. - 224 с.

4. Мегре В.Н. Звенящие Кедры России. - М.-СПб: "Диля", "ИЦ Анастасии", 1999. - 224 с.

5. Мегре В.Н. Пространство Любви. - М.-СПб: "Диля", "ИЦ Анастасии", 1999. - 224 с.

6. Мегре В.Н. Сотворение. - М.-СПб: "Диля", 2000. - 224 с.

7. Мегре В.Н. Кто же мы? - М.-СПб: "Диля", 2001. - 240 с.

8. Мегре В.Н. Родовая книга. - М.-СПб: "Диля", 2002. - 255 с.

9. Чернышев Алексей, иерей. Дебют новой "мессии" // www.iriney.ru

10. Сайт Центра по вопросам сектантства при соборе св. благоверного кн. Александра Невского www.ansobor.ru

11. Интернет-сайт Центра Апологетических исследований www.apologetika.ru

12. Сайт секты "Анастасия" - www.anastasia.ru

21 марта в Большом Зале Московской Консерватории впервые прозвучит вторая версия оратории «Страсти по Матфею» в исполнении Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского и Московского Синодального хора. ПРАВМИР предлагает вниманию читателей интервью с дирижером оратории, руководителем Синодального хора Алексеем Пузаковым.

Алексея Пузакова можно назвать регентом с большой буквы, регентом по призванию. Руководитель возрожденного им Синодального хора, он воплощает живую связь веков и поколений музыкантов, которые отдавали свои силы на служение Церкви. В самой его манере говорить сквозит нечто несовременное в хорошем смысле слова, что-то, что напоминает о прежней московской интеллигенции, дореволюционном укладе жизни.

Мы встретились с Алексеем Александровичем в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Алексей Александрович Пузаков

Родился в Москве в мае 1966 года.
Специального музыкального образования не получил.
В шестнадцатилетнем возрасте Алексей случайно попал на богослужение Страстной седмицы с чтением Двенадцати Евангелий в храм иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Необыкновенная красота и глубина службы, приглушенный свет, тихое стройное пение знаменитого Матвеевского хора – все поразило и не позволило уйти из храма до окончания богослужения. Вскоре Алексей крестился и стал посещать храм.
Однажды в престольный праздник храм был переполнен людьми. В давке Алексей оказался вытолкнут на левый клирос. «Ты что стоишь и молчишь – подпевай», – сказал кто-то из певчих. С того дня церковное пение стало делом жизни Алексея.
В 18 лет был принят на работу в должности чтеца и алтарника, а в девятнадцать лет начал регентовать.
В 1994 году Алексей Пузаков при поддержке настоятеля храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова и сотрудников Третьяковской галереи основал церковно-государственный хор при этом прославленном музее.
В 2009 году возглавил возрождаемый Московский Синодальный хор.
Заслуженный артист России. Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святителя Иннокентия Московского.

«Скорбященский» храм остается для меня альма-матер

– Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к вере? Кто наиболее повлиял на вас в плане личностного становления?

– Главными наставниками в жизни для меня были мой отец, мама, ныне покойные, и , с которым мы знакомы вот уже 30 лет, с тех пор, как я переступил порог этого храма. Он всегда делился со мной и опытом своей христианской жизни, и духовной литературой, и музыкальными знаниями. Это общение продолжается и по сегодняшний день; он для меня является примером жизни и деятельности в Церкви.

В храме «Всех скорбящих Радость» я начал трудиться при архиепископе Киприане (Зернове), после его смерти я еще какое-то время здесь работал. Примерно в 1987 году владыка Иларион уехал послушником в Свято-Духов монастырь в Вильнюсе. Из этого храма последовал за ним и я. А сейчас я сюда вернулся, когда он стал епископом, затем архиепископом и потом митрополитом.

Но до этого я работал регентом на Ваганьково, в Николо-Кузнецах, потом 15 лет руководил хором в храме святителя Николая при Третьяковской галерее. Однако храм в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» остается для меня альма-матер, где я крестился, получил первый опыт христианской жизни, основы профессии.

– Расскажите, кем были ваши родители. Как вы можете определить то главное, чему они вас научили?

– Мама окончила филфак МГУ и работала корректором, а папа – Институт иностранных языков и работал переводчиком в одном НИИ. Они были людьми скромными, но очень талантливыми, прекрасно пели. Отец был человеком, который привел меня в церковь, благодаря ему я крестился в 16 лет.

Главное, чему научили меня родители, – это любви к природе, к музыке, к искусству. Они с детства водили меня на концерты классической музыки, возили в путешествия, мы посещали храмы, монастыри. Многие из них были тогда закрыты, но это для меня было интересно, захватывающе. Также они привили мне любовь к литературе, живописи. Мы ходили в музеи, родители давали мне читать книги по искусству.

Мама была человеком очень добрым. Она была для меня примером доброты в отношениях, открытости, простоты, которых нам сейчас так не хватает. Отец прошел путь поиска истины в зрелом возрасте, как и многие его ровесники в ту эпоху. Он пришел к православию и привел в храм меня.

Всем, что есть во мне хорошего, и своей профессией и тому, что я нахожусь в церкви, я обязан им.

– Вашим родителям в советскую эпоху жилось лучше, чем вам?

– В те годы была определенная стабильность, все умели жить по средствам и этой жизнью были вполне довольны. Сейчас у людей несравнимо больше возможностей для самореализации, но одновременно нет стабильности. При этом мы имеем перед глазами примеры роскошной жизни, которые провоцируют многих жить не по средствам.

Каждое время требует приносить жертвы для достижения той или иной цели. В советскую эпоху люди нередко шли на компромисс с совестью, сейчас они идут на компромиссы другого рода. Поэтому я не могу сказать, что сейчас хуже или лучше. В наше время все просто по-другому. Хотя используя возможности этого времени и прежде всего свободу в искусстве, можно сделать очень многое.

Я сформировался как музыкант под влиянием Матвеева

– С какого возраста управляете хором?

– Я регентую с 18 лет, то есть с 1984 года, учился я всему в храме «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Своим главным учителем считаю Николая Васильевича Матвеева. Хотя он непосредственно со мной не занимался, я сформировался как музыкант, как церковный регент под влиянием его творчества.

При Матвееве я управлял левым хором этого храма, стоял на противоположном от него клиросе, и мы часто пели антифонно. Я следил за его работой, за его жестом, и это считаю своей самой главной школой. Обучение продолжалось несколько лет. Впервые я стал управлять правым хором в храме Воскресения Христова на Ваганькове, но до этого некоторое время я регентовал в Вильнюсском кафедеральном соборе в Литве.

– Таким образом, специального регентского образования вы не получили?

– В те годы специальное образование церковным дирижерам давалось в , где были регентские курсы, но их как раз основал Матвеев, у которого я учился. При этом в храме «Всех скорбящих Радость» я нес свои послушания, ежедневно присутствовал на богослужениях, работал алтарником, иподиаконом у Высокопреосвященнейшего архиепископа Киприана, который и благословил меня регентовать левым хором в этом храме в 80-е годы.

– Как вы воспринимали работу регента в начале пути и какой вы видите ее сейчас? Что изменилось в вашем восприятии?

– У меня в творческом плане судьба счастливая. Я, как в 16 лет нашел то, что мне интересно, так и занимаюсь этим до сих пор. У меня ни разу не возникало желания искать что-то иное.

Работа с хором и работа в церкви настолько многогранны, что заполняют всю жизнь и дают бесконечные возможности для поиска и в репертуаре, и в исполнительских средствах. Это происходит потому, что богослужение не есть что-то формальное. Это наше живое приношение к престолу Божию, которое созвучно сегодняшнему дню, сегодняшнему времени. И должно быть созвучно.

Это голос Священного Писания, тропари, кондаки, стихиры, неизменяемые песнопения. Они основаны на священных текстах, созданных людьми, которые были наполнены святым духом. Мы, современные люди, через церковное искусство, приобщаемся к этой святости. Путь стремления к совершенству бесконечен. Но даже тогда, когда ты становишься на него одной ногой, ты оказываешься в одном ряду с нашими святыми предками, хотя бы во время богослужения.

В кошмарах мне снится, что я не готов к архиерейской встрече

– Были ли в вашей работе сложные моменты, когда что-то не получалось и вы хотели ее оставить?

– Нет, никогда. Я иногда боялся каких-то богослужений, особенно архиерейских поначалу, так как это большая ответственность. У меня часто повторялся и повторяется такой кошмарный сон: я должен управлять хором, приезжает архиерей, а у меня не готовы ноты встречи.

Это происходит потому, что чувство ответственности и связанный с ним страх сопровождает меня всю жизнь. Однако разочарования и уныния я не ощущал никогда.

Бывает, что пение во время службы получается не на том уровне, на котором хотелось бы, но это не разочарование. Эти расстройства дают стимул исправлять ошибки, искать новые подходы в общении с певчими, что само по себе очень интересно как процесс. С каждым годом я нахожу для себя что-то новое и новое.

– Что вам больше всего нравится в вашей работе? Что нет?

– Больше всего нравится пение во время богослужения. Также мне нравятся репетиции. В первые годы я не очень любил их, даже немного боялся, так как здесь надо четко формулировать задачу, уметь объяснить свои намерения словам. Поначалу, когда я, будучи молодым человеком, работал с профессионалами вдвое меня старше, я неловко себя при этом чувствовал, потому что это были люди, прошедшие определенный путь, которые относятся к молодежи снисходительно и даже критически.

Со временем я пытался с этим справляться и сейчас я очень люблю репетировать, потому что только во время репетиции ты можешь добиться того, чего хочешь: нужного акцента, оттенка, произнесения слова. Всегда можно остановиться и повторить музыкальную фразу, можно добиться от хора того, что ты хочешь, нужного звучания, тембра. И это доставляет большую радость.

Мне очень нравятся выступления на концертах духовной музыки, так как в это время хор находится в состоянии мобилизации и полной собранности. Во время службы певчие волей неволей отвлекаются на что-то, передают ноты, обсуждают какие-то новости. Этого, конечно, не должно быть, но мы не можем требовать от всех сию минуту совершенства молитвенной жизни и совершенства исполнительства. А на концерте певцы не отвлекаются на мелочи, и поэтому здесь можно достичь даже больших результатов, чем на службе, большего успеха с точки зрения музыкальной стороны. Помогает также и внимание зала.

То, что я не люблю, – это вести графики, считать, обзванивать, заниматься рутинной административной работой. К счастью, у меня есть помощники, которые делают это за меня, поэтому в основном я занимаюсь только тем, что люблю.

Сейчас аналога Синодальному хору в России нет

Московский синодальный хор

Один из старейших русских профессиональных хоров. Был создан в 1710 (по другим данным, в 1721) на базе мужского хора патриарших певчих дьяков (Москва). Основанный в конце 16 века, он славился превосходными певцами, отобранными из других церковных хоров; наряду с пением в церкви выступал и на придворных празднествах.
В 1830 году при хоре было открыто Московское синодальное училище церковного пения, в котором стали обучаться малолетние певчие.
В конце 19 века деятельность хор стал принимать участие в светских концертах.
В 1899 с большим успехом прошёл концерт Синодального хора в Вене. В 1911 коллектив гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом русской хоровой культуры.
Синодальный хор существовал до 1919. Возродился весной 2009 года.

– Что вы можете назвать главным достижением в работе с Синодальным хором на настоящий момент?

– Я не считаю, что у нас есть какие-то достижения, и думаю, что не совсем соответствую тем задачам, которые передо мной стоят. Но я делаю это, понимая, что время идет, меняются поколения, и если я не буду этим заниматься, кто-то еще не будет, то наше дело остановится. Я убежден, что каждый человек, любящий православную Церковь, должен на своем месте сделать все для того, чтобы церковное искусство развивалось.

Полагаю, что главное, над чем надо сейчас работать, – это обеспечить возможность дальнейшего развития нашего большого коллектива, который насчитывает сейчас 80 человек. Для того, чтобы такой хор мог существовать, по благословению митрополита Илариона был создан Фонд содействия возрождению Синодального хора, который помогает нам решать финансовые вопросы.

Синодальный хор, который существовал до революции, был своего рода лабораторией церковного искусства, где оттачивались новые приемы, где работали лучшие регенты, композиторы, исследователи в области церковной музыки. Такой коллектив нужен и сегодня, так как ничто не останавливается в развитии.

Несмотря на запрет, который был наложен на церковное искусство в советское время, люди моего поколения застали мастеров, помнивших Синодальный хор. Синодальный хор в разные исторические периоды был разным. Вначале он был только мужским, потом в хоре начали петь мальчики. Теперь партии верхних голосов исполняют женщины, так как иметь сегодня в храме профессиональный хор с участием мальчиков невозможно, в виду того что образование отделено от Церкви. Поэтому структура хора меняется с течением времени.

Сейчас аналога Синодальному хору нет. Есть очень хороший хор храма Христа Спасителя, но это коллектив в котором 30-40 человек. А для того, чтобы исполнять на уровне замысла музыку Рахманинова, Голованова, Свиридова 40 человек недостаточно.

– Есть ли у вас в планах новые крупные музыкальные проекты?

– Весной этого года исполняется 5 лет со дня первого исполнения «Страсти по Матфею» на музыку митрополита Илариона (Алфеева) для симфонического оркестра, хора и солистов. Это сочинение призвано средствами классического искусства, открывать современному человеку историю Спасительных Страстей Иисуса Христа и через это способствовать духовному просвещению современного общества.

21 марта в Большом Зале Московской Консерватории впервые прозвучит вторая версия этого произведения. Особенностью второй версии является чтение Евангелия не в манере, характерной для чтения в храме, а сочетание чтения с музыкой, когда слово накладывается на музыкальные темы произведения. Читать Евангелие будет сам митрополит Иларион.

Также в концерте примет участие Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского.

Не в каждом храме нужно петь авторские песнопения

– В чем, по-вашему, основные проблемы современного церковного пения? Существует точка зрения, что уровень церковного пения понижается за счет того, что регентами становятся выпускники семинарий, где большое количество послушаний не дает людям достаточное время уделять образованию. Вы можете с этим согласиться?

– Сейчас мы можем констатировать, что общая музыкальная культура русского народа понижается. Раньше в семьях пели, и люди, не получившие музыкального образования, все равно были так или иначе музыкально развиты. Сейчас же под натиском массовой культуры общий уровень заметно понизился.

Но есть и положительный момент: на Руси строится множество храмов, в которых совершаются службы, становится больше духовенства. Так как ни одно богослужение не обходится без пения, мы видим, какое перед нами огромное пространство для действия, и какая ответственная задача в плане воспитания нового поколения регентов и певчих. Взять с другой планеты мы их не можем, мы должны их вырастить сами.

Я уверен, что Божией милостью возможно возродить в нашем народе то благое семя, которое в нем было посеяно в Киевской купели крещения. Те задачи, которые поставлены сейчас, человеческими усилиями решить невозможно.

Еще рано говорить о каком бы то ни было уровне. Наша задача в том, чтобы совершались богослужения, на которых бы кто-то пел, и на которые бы кто-то пришел. Я считаю, что со временем количественные задачи, которые перед нами стоят, перейдут в качество.

– По каким критериям вы отбираете песнопения для службы?

– Критерии обозначить сложно, так как музыкальное наследие, с которым мы работаем в храме, очень разнообразно и стилистически разнородно. Это обиход, киевский, греческий, знаменный распев, авторские песнопения 18–21 веков. Наследие очень богато, поэтому не хотелось бы ни от чего отказываться, еще и потому, что все было создано нашими предками и современниками с молитвой и живой верой.

Конечно, есть богослужения, стилистика которых определяется настроением службы, например, Великопостные. При их построении я отталкиваюсь, так сказать, от драматургии самого богослужения, от его основной тональности. Песнопения я стараюсь подбирать соответственно, но они далеко не всегда бывают одного стиля. То же касается и служб Пасхальной седмицы.

Мы также исполняем полностью Всенощную и Литургии Рахманинова, Чайковского. Я также люблю сочетать произведения одного композитора, но из разных опусов.

Выбирая песнопения, я руководствуюсь знаниями, полученными мною от Матвеева, который воспитывался в традициях дореволюционного музыкального искусства.

Не всегда хватает умения держаться на сцене

– Не было ли у вас мысли о том, чтобы уехать, ведь хорошие дирижеры и регенты очень востребованы за рубежом?

– Вспоминая свою работу в Литве, должен сказать, что на западе средняя музыкальная культура зачастую выше, чем в России. Когда я участвовал в духовно-музыкальных проектах в Норвегии и Латвии, меня порадовало как певцы чисто интонируют, читают с листа, сливаются в ансамбль. В Вильнюсе я также прошел хорошую школу. Хор там был хорошо спет, знал репертуар и мне не надо было их учить – я мог учиться сам и «набивать руку» в дирижерской технике.

При этом остаться навсегда за рубежом мне никогда не хотелось, так как я очень люблю Москву. Я здесь родился, в этом храме под влиянием церковного искусства и под руководством архиепископа Киприана я обрел православную веру и крестился. Это все для меня очень дорого, и менять место жительства или профессию мне никогда не хотелось.

Я не сторонник сравнений, так как у каждого народа есть своя душа и свое призвание. Русская вокальная природа богаче, однако навыка сливаться в ансамбли нам не хватает, все чувствуют себя солистами. Мы слаженно умеем совершать подвиги, а в повседневной жизни нередко бываем похожи на персонажей басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

– Как вы можете охарактеризовать творческий путь?

– Творчество – это нескончаемая дорога. Конечно, на ней человек должен себя постоянно принуждать употреблять усилия, например, сливаться в ансамбле. Однако это дает большую радость, когда у тебя что-то не получалось, и вдруг ты находишь в себе силы преодолеть это. Все подается от Господа, но человек должен всегда делать усилие, чтобы получить эту помощь.

– Вы известный человек, можно сказать медийная персона. Как вы воспринимаете это?

– Я этого никогда не замечал. Но если это так, я к этому отношусь сложно. С одной стороны, я не люблю быть в центре внимания. Но профессия требует в том числе умения держаться на сцене, что у меня не всегда получается и над чем я стараюсь работать, умения общаться. То есть известность – это одна из сторон моей работы, без которой нельзя обойтись.

С годами музыка Чайковского становится более понятной

– Есть ли у вас увлечение, не связанное с основной работой?

– Люблю гулять, кататься на велосипеде, плавать. Честно говоря, я люблю просто лежать или сидеть в саду на качелях и мечтать.

– Какая у вас любимая книга? Музыкальное произведение?

– Любимая книга – «Братья Карамазовы» .

Что касается музыки, я вообще ее очень люблю, так как это область таинственная и наиболее оторванная от земного из всех искусств. Мне очень близки произведения Баха, Рахманинова, Мусоргского.

Есть музыкальные произведения которые любишь с юности – «Всенощная» Рахманинова, «Страсти по Матфею» Баха, Шестая симфония Чайковского, но есть музыка, которую по-новому открываешь с возрастом. В молодости я не понимал Чайковского, а сейчас он мне более близок, чем в 17-20 лет. Люблю также Прокофьева, Малера. Недавно я для себя по-новому открыл духовную музыку Верди.

Творческие озарения можно сравнить с молитвенными

– Какой день вы можете назвать самым счастливым в жизни?

– Бывает много счастливых дней. Чаще всего я вспоминаю не о днях, а о мгновениях. Когда видишь луч света или слышишь слово, произнесенное в храме. Это такое мгновение, когда себя ощущаешь как будто в Царствии Небесном, чувствуешь радость, легкость. К счастью, такие мгновения бывают часто.

Это как дуновение ветра, которое неизвестно откуда приходит, озарение, состояние. Часто это бывает связано с завершением какой-то работы. Творческие озарения можно сравнить с молитвенными, когда человек готовится к исповеди, преодолевает себя, причащается. Такие преодоления бывают и в творческой жизни тоже.

Иногда же просто взгляд на наш мир, созданный Богом, наполняет тебя необыкновенным восторгом и светлой радостью.

– Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с предательством?

– Почти нет. Не стоит от человеческих отношений ждать многого. Можно на многое надеяться, но требовать нужно не с другого, а с себя.

Шероховатости всегда были и есть в отношениях с людьми. Я, например, не всегда в глаза умею человеку сказать, что я думаю. Это неправильно, потому что потом отношения могут дойти до того, что приходится с этим расставаться с людьми. Например, это может быть в коллективе. Может быть, было бы правильнее человеку сразу сказать: «Мне не нравится то-то и то-то, и ты этого, пожалуйста, не делай».

Сложности в отношениях с людьми бывают, но этого не стоит драматизировать, так как люди несовершенны, как несовершенен и я сам. Все мы, к сожалению, делаем ошибки. Однако правильная позиция, на мой взгляд, заключается в том, чтобы уметь ошибки анализировать и не искать виновных вокруг, так как чаще всего ты сам являешься причиной того, что с тобой происходит.

Не требовать от человека более того, что он может в эту минуту сделать

– Чем является для вас семья?

– Семья – это то, с чем ты живешь, что тебя радует, что тебя поддерживает. Это мир, частью которого я являюсь.

– Расскажите, как вы познакомились с вашей будущей супругой?

– Мы познакомились в храме. Задолго до того, как у нас родилась семья, я был регентом, а Елена – певчей. Это было в Николо-Кузнецком храме, где я регентовал после того, как работал в храме на Ваганьково. Вот уже около 10 лет, как мы женаты. У нас есть дочка, она учится в ЦМШ по специальности фортепиано. Уже начинает подпевать, ей сейчас 8 лет.

У меня есть старший сын, который также поет в моем хоре. Он пошел служить в армию, где служит в оркестре Минобороны в Москве. Его зовут Дмитрий, а дочь – Евфросиния.

– Что, по-вашему, самое сложное в семейной жизни?

– Терпение. Надо уметь терпеть и уметь не требовать от человека больше того, что он может в данную минуту сделать. Даже, может быть, и этого требовать не надо. Надо принимать его таким, как он есть, и не проецировать на него свои сравнения с тем или иным. Это я отношу прежде всего к самому себе, так как понимаю, что со мной нужно очень большое терпение.

Не надо ничего доказывать, а, напротив, обходить острые углы, уметь выслушать и понимать точку зрения близкого человека. Главное в семье – это любовь, а она, как и творчество требует постоянной работы, как любой Божий дар, требует от человека усилий. Надо стараться делать на встречу первый шаг, первому попросить прощения. Нужно смирение. Конфликты возникают оттого, что все хотят быть правыми. Надо уметь сказать себе, что, пожалуй, ты не прав.

– Что бы вы хотели передать своим детям?

– Я, наверное, не очень хороший отец. Я человек, который эгоистично в большей степени занят своими проектами, интересами дела, коллектива. В своих заботах я не могу уделить должного внимания детям. Но это все восполняет моя жена. Она не работает, а когда есть время, поет на клиросе. Передать все же хочу неравнодушное отношение к жизни, к делу.

Мне никогда не приходилось лбом пробивать стену

– Есть ли у вас в жизни мечта, которая еще не исполнилась?

– Есть, конечно. Сейчас главное – это обретение Синодальным хором материальной стабильности, так как у нас хороший коллектив, хорошие человеческие взаимоотношения внутри него, и я очень дорожу всеми певчими.

– Можете ли вы назвать себя счастливым человеком?

– Могу, потому что у меня есть любимая работа, любимая семья и я всегда чувствовал на себе Божественное промышление. Мне никогда не приходилось лбом пробивать стены, всегда Господь посылал нужных людей и необходимые средства для реализации моих проектов.

Единственное, чем я не доволен, – это собой, так как я человек, обладающий ленью, иногда недостаточно настойчивый, часто мне не хватает энергии. То, что меня по-настоящему расстраивает в жизни, – это мое несовершенство.

Беседовала Марина Глазкова

Алексей Александрович Пузаков родился в Москве в мае 1966 года. Детство и юность будущего церковного дирижера прошли на Тверском бульваре и около Патриарших прудов, где жили его родители Александр Федорович Пузаков и Маргарита Николаевна Богданова.

Алексей рос в обычной для 60-70-х годов семье добрых, скромных, образованных, но тогда еще далеких от веры русских людей и с детства, как и многие его сверстники, не был крещен. С первого по восьмой класс учился в известной в кругах московской творческой интеллигенции школе № 31 в Леонтьевском переулке (в те годы – улица Станиславского). Атмосфера школы и круг общения способствовали увлечениям, связанным с искусством театра, поэзией, литературой и музыкой. Однако специального музыкального образования Алексей не получил, не считая участия в десятилетнем возрасте в детском духовом оркестре и любви к любительскому пению и музицированию.

Семья часто проводила выходные, посещая музеи, концертные залы и памятники истории и культуры, к которым относились закрытые, а иногда отчасти действующие монастыри и храмы.

По рассказу Алексея, в его памяти осталось очень яркое впечатление от посещения в холодный зимний день Троице-Сергиевой лавры. Древние полутемные храмы, таинственные лики, иконы, мерцание разноцветных лампад – рождали в душе необъяснимое щемящее чувство причастности к неведомому и где-то в глубине подсознания родному горнему миру. По дороге в Лавру сильно разболелись зубы. Родители набрали святой воды в надкладезной часовне и дали попить – боль неожиданно прошла. Алексею было лет девять, и это осталось в памяти как нежданное благодеяние, нечаянная радость от доброго, но еще неведомого Бога.

В переходном возрасте пришло увлечение Достоевским. Любимой книгой стал роман «Братья Карамазовы», где нет однозначно положительных и отрицательных героев, но сам сюжет расставляет все по своим местам.

Действующих храмов в те годы в Москве было немного. В шестнадцатилетнем возрасте Алексей, увлеченный театром, неожиданно для себя попал на богослужение Страстной седмицы – чтение Двенадцати Евангелий в храм «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке. Необыкновенная красота и глубина службы, приглушенный свет, тихое стройное пение знаменитого Матвеевского хора – все поразило и не позволило уйти из храма до окончания богослужения, хотя и было непонятным по букве. В душе утверждалось чувство возвращения в Отчий дом. Вся предыдущая жизнь показалась пустой и бессмысленной. На следующий день – в Великую пятницу Алексей пошел на вынос Плащаницы в ближайший храм Воскресения в Брюсовом переулке (тогда – улица Неждановой). Служил архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев) с длинной седой бородой и необыкновенно красивым лицом.

Потом была Пасха, Троица, праздник преподобного Сергия с многотысячным молебном на Лаврской площади, Успение Богородицы. 4 сентября 1982 года Алексей принял Крещение, началась новая жизнь. Эта жизнь проходила в почти ежедневных посещениях храмов – «Всех скорбящих Радости», где служил духовный отец, и ближайшего к дому храма Воскресения на улице Неждановой. Там произошла встреча с Григорием Алфеевым – будущим митрополитом Иларионом, которая стала очень важной в судьбе Алексея.

В престольный праздник Воскресения Словущего, когда в конце сентября на всенощной поются пасхальные песнопения, храм был переполнен людьми. В давке Алексей оказался вытолкнут на левый клирос, который располагался на приступке у западной стены четверика храма. «Ты что стоишь и молчишь – подпевай», – сказал кто-то из певчих. С того дня церковное пение стало делом жизни Алексея.

Главное влияние на формирование музыкального вкуса оказал хор Николая Васильевича Матвеева. Творчество этого мастера, основанное на традиции и репертуаре Московского Синодального хора, стало для Алексея Пузакова краеугольным камнем и ориентиром в его дальнейшем церковно-музыкальном служении.

В восемнадцатилетнем возрасте его приняли на работу в должности чтеца и алтарника, а в девятнадцать лет по благословению почетного настоятеля Скорбященского храма архиепископа Киприана (Зернова), Алексей становится вторым после Матвеева регентом, управляя левым клиросом.

Далее был первый профессиональный церковный хор – архиерейский хор Виленской и Литовской епархии. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, Пузаков впервые принял участие в концерте духовной музыки в соборе Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

Первым московским храмом, где Пузаков руководил правым хором, стала церковь Воскресения на Ваганьковском кладбище, там произошла знаменательная встреча с протоиереем Николаем Соколовым. Затем он был регентом правого хора Николо-Кузнецкого храма.

В 1994 году Алексей Пузаков при поддержке настоятеля храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова и сотрудников Третьяковской галереи основал церковно-государственный хор при этом прославленном музее. Богослужения перед великой святыней – чудотворной Владимирской иконой Богоматери, концерты, записи, гастроли наполняли духовную и творческую жизнь до 2008 года.

В 2006 году Алексей Пузаков был удостоен почетного звания "Заслуженный артист России". Он также награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святителя Иннокентия Московского.

Весной 2009 года, с назначением настоятелем храма «Всех скорбящих Радости» председателя ОВЦС епископа (ныне митрополита) Илариона Алфеева, началась работа по возрождению некогда знаменитого на всю Россию Московского Синодального хора. Алексей Пузаков возглавил новый коллектив, объединяющий 80 хористов и призванный стать ведущим профессиональным церковным хором России.

Новости по теме:

В Риме состоялся совместный концерт Московского Синодального хора и хора Сикстинской капеллы

На открытии прозвучала «Рождественская оратория» митрополита Илариона в исполнении Московского синодального хора


Мультимедийный концерт Московского Синодального хора состоится в РИА Новости

В программе концерта "Путь к Пасхе" – произведения П. Чеснокова, А. Архангельского, А. Львова, Н. Голованова, С. Рахманинова, А. Кастальского, Д. Бортнянского, Г. Свиридова, митрополита Илариона (Алфеева), протоиерея Николая Ведерникова. Музыка классиков русской духовной музыки и современных композиторов в сочетании с техническими возможностями зала перенесут слушателей в контекст переживаемых в эти дни христианами событий


В Московской консерватории прозвучала вторая версия оратории митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею»

Художественные руководители форума – президент ММДМ, член Патриаршего совета по культуре В. Спиваков и председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион. В день открытия музыкального форума выступил Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова


Предстоятель Элладской Православной Церкви присутствовал на концерте русской духовной музыки в Афинах

Во время пребывания на Словацкой земле митрополит Иларион встретился с вице-премьером Словакии Я. Фигелем, пообщался с местным духовенством, а также посетил Прешовский университет. Поездка состоялась при поддержке Фонда святителя Григория Богослова


В Сантьяго-де-Компостела прошел концерт Московского Синодального хора

Впервые в стенах этого храма была совершена архиерейская хиротония. Предстоятель Русской Церкви рукоположил архимандрита Гурия (Федорова) во епископа Арсеньевского и Дальнегорского. За Литургией пели Московский Синодальный хор (регент - А.А. Пузаков) и хор мальчиков и юношей хорового училища им. А.В. Свешникова (регент - Н.Н. Азаров). На богослужении присутствовали соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор Фонда Л.М. Севастьянов


В Большом зале Московской консерватории прошел концерт-открытие фестиваля духовной музыки «Страна Воскресения»

Богослужебные песнопения классического репертуара (П.Г. Чеснокова, А.Д. Кастальского) и современных авторов (митрополита Волоколамского Илариона, Арво Пярта и др.) прозвучали в исполнении Московского Синодального хора (Россия) и православного хора богословского факультета университета Йоэнсуу (Финляндия)


Председатель ОВЦС и супруга Президента России присутствовали на концерте духовной музыки в Милане

Концерт прошел в рамках Года русской культуры в Италии. В исполнении Московского Синодального хора под управлением Алексея Пузакова и Симфонического оркестра «Академия духовной музыки» (Италия, дирижер Диего Монтроне) прозвучали духовные сочинения русских и итальянских композиторов. Поездка делегации ОВЦС в Италию состоялась при финансовой и организационной поддержке Фонда Григория Богослова


Попечительский совет Московского Синодального хора провел свое первое заседание

Среди тех, кто входит в состав Попечительского совета - председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель храма свт. Николая при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра Владимир Федосеев, композитор Алексей Рыбников, ректор академии хорового искусства имени В.С. Попова Николай Азаров, ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов, руководитель Фонда социально-культурных инициатив Татьяна Шумова, генеральный директор благотворительного фонда Святителя Василия Великого Зураб Чавчавадзе


«Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) прозвучат в Афинах

Раз в год - в день кончины великого композитора или в один из ближайших к нему дней - это произведение исполняется в храме на Ордынке. Богослужение возглавил митрополит Волоколамский Иларион


Два прославленных хора дали великопостный концерт в Исаакиевском соборе

Они выступят в программе «Исторические традиции русской хоровой школы: старейшие хоры России» 12 марта в Исаакиевском соборе. Оба коллектива имеют древнюю историю, уникальные исполнительские традиции, богатую хоровую литературу и оказали мощное влияние на историю русской музыки и русского хорового мастерства


«Литургия» С.В. Рахманинова прозвучала за богослужением в храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

«Литургия» – наиболее значимое из духовных произведений Чайковского. Композитор признавался, что созданное им сочинение – попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, насильно от нее отторгнутую

Московский Синодальный хор совершил турне по странам бывшей Югославии

Это событие стало частью Дней русской духовной культуры на Балканах. Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия)

Писатель, предприниматель, деятель нью-эйджа. Известен в первую очередь серией книг "Звенящие кедры России".


Родился Владимир в селе Кузничи Городнянского района Черниговской области Украинской ССР. Большую часть своих детских лет Мегре провел с бабушкой; Ефросинья Верхуша была сельской целительницей – собственно, именно она и ввела внука в мир мистики. Немало Владимиру дала дружба с настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, отцом Феодоритом.

В 16 лет Пузаков начал самостоятельную жизнь. В 1974-м Владимир обосновался в Новосибирске; в то время он трудился фотографом в "Новосибирскоблфото". Когда началась перестройка, Пузаков сконцентрировался на бизнесе и даже стал президентом Межрегиональной ассоциации предпринимателей Сибири. Примерно в то же время Владимир женился – и взял фамилию супруги, Мегре. Брак закончился разводом, однако вновь становиться Пузаковым Владимир не захотел.

В начале 90-х Владимир зарабатывал на жизнь всеми возможными и невозможными средствами – запускал для туристов речные круизы и фотосъемки, торговал алкоголем и сувенирами. Весной 1994-го Мегре отправил по Оби коммерческую экспедицию – так называемый "Купеческий караван" двигался по маршруту Новосибирск – Салехард

– Новосибирск и был призван "наладить экономические связи с регионами Крайнего Севера". Экспедиция оказалась довольно успешной; в ходе её Владимир узнал о так называемом "Звенящем Кедре" – и загорелся идеей найти его. Именно на поиски Кедра и направилась вторая экспедиция; по словам Мегре, именно в ходе её он встретил нового духовного наставника – сибирскую отшельницу-экстрасенса Анастасию. Именно Анастасии были посвящены 10 книг из серии "Звенящие кедры России", вышедшие в период с 1996-го по 2010-й. В 1999-м Мегре создал Владимирский фонд культуры и поддержки творчества "Анастасия".

Некоторое время Владимир рассказывал всем своим читателям о том, что героиня его серии – включающей в себя книги "Анастасия", "Звенящие кедры России", "Пространство любви", "Сотворение", "Кто же мы?", "Родовая книга", "Энергия жизни", "Новая цивилизация", "Обряды любви" и "Анаста" – реально существующая сибирская чародейка, которую он встретил во время поисков Звенящего Кедра. Позже, однако, Мегре признался, что Анастасия – персонаж вымышленный, созданный исключительно для коммерческого произведения