Заштатная ситуация. Священник РПЦ Дмитрий Свердлов запрещен в служении на пять лет. Официально за прогулы, по мнению анонимов — за публицистику. Про Pussy Riot, гнев и панк-культуру

Священник Дмитрий Свердлов.
Фотозаписки. Часть 1-я.

Священник Дмитрий Свердлов родился в Москве в 1972 году. Окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова по специальности «экономист-математик». Работал специалистом по корпоративным финансам. Учился в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, в 1999 г. стал священником. В настоящее время - «настоятель стройплощадки» храма во имя апостолов Петра и Павла в деревне Павловское Домодедовского района Московской области. (www.hram-petraipavla.ru). Занимается фотографией на вполне профессиональном уровне, любит путешествовать (http://geophotoblog.livejournal.com/), создает антологию русских литературных произведений, в которых присутствуют образы церковной жизни (http://ot-razhenie.livejournal.com/). А кроме того, способности к фотографии нашли своеобразный выход в словесную область. Предлагаем вниманию читателей «Семьи растет» серию зарисовок из жизни, маленьких словесных кадров, сделанных с мастерством и любовью. Они были размещены в блоге о.Дмитрия (http://dmsverdlov.livejournal.com) и с его разрешения опубликованы теперь на нашем сайте.

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ
- Папа! Меня, знаешь, кем назначили?!
- Кем?
- Богиней любви!.. Не помню. Как-то на "у". Ты читал эпос о Гильгамеше?
- Да, зая, мы в институте проходили. Это, ты знаешь, очень древнее произведение. Оно древнее некоторых фрагментов Ветхого Завета. Там даже рассказывается история всемирного потопа, и в этом видят подтверждение библейской версии происхождения мира...
- Папа!
- Да?
- Пап, а ты не помнишь, там богиня эта случайно не в Гильгамеша влюбляется?
- Нет, малыш, не помню.
- Жаль... Потому что, если в Гильгамеша, то это очень плохо. Гильгамешем Сережу назначили...

ПРИХОДИТЕ ВЧЕРА
- Да-да, мы помогаем Церкви. Мне в 2008-м - еще Алексей был жив - вручали, в Москве, в храме Христа Спасителя - медаль... Вы знаете, все было очень хорошо, до 2009-го года. Жаль, что вы в прошлом году не пришли...

УЗНАЮ БРАТА КОЛЮ
- Можно вас на сэкунду?
- Да?
- Я насчет работа.
- Да?
- Работа нэт у вас?
- А что ты умеешь?
- Всо. Брыгада у нас. Пят человэк.
- Вы где живете?
- В Видное.
- Что можете делать?
- Всо можэм.
- Хорошо. Что уже делали?
- Всо делали. Коттэдж делали, плитка делали, крыша делали...
- Хорошо... тебя как зовут?
- Дима.
- Вообще-то Дима, это я. По-настоящему тебя как зовут?
- Джамал.
- Хорошо, Джамал... Нет, работы нет сейчас...

СРЕДНИЙ РОД
- Папа, а "меню", это - оно?
- Оно.
- А "оно" - это "его"?..

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
- Да, батюшка, хорошо, вы напишите письмо... Ваши аппетиты мне понятны. Хотя, в таких размерах мы помощь еще не оказывали... Но вы напишите, напишите...

НАКОНЕЦ-ТО
- Папа? Прикол? Это, оказывается, мамины носки. А они мне - в самый раз...

НАСТОЯЩАЯ СКРОМНОСТЬ
- ...Батюшка, а что там с дверями у нас?
- Да ничего.
- Ну вы их заказали?
- Заказать-то я заказал, но человек, который хотел их оплатить - пропал.
- Как пропал?
- Да вот так. Трубки не берет.
- Это все гордыня, я понимаю. Не может человек сказать, что у него с деньгами плохо. Стыдно признаться. Вот мне - не стыдно. Я просто легко могу сказать: у меня с деньгами - полный абзац!

ТЕНДЕНЦИЯ
- ...Вы правда в больнице, что ли?
- Ну да.
- Как самочувтсвие?
- Да ничего.
- А условия как? Сколько вас в палате?
- Условия? Условия неплохие. Палата на шестерых. Но нас в ней трое. Вчера вечером было четверо. Но ночью один умер. Так что неплохие условия... даже, видишь, улучшаются...

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА
- Да, да, был... Да, нормально все. Все звезды были. Кураев был, Осипов был, Мещеринов был. Организация только хромала...
- Что, не кормили?
- Не, не кормили. Пришли - там чай с пирожками. Я говорю: "Да вы что, матушки? Ведь заговение же? Пост Рождественский? Мне ж двести пятьдесят километров ехать. Я когда до мяса доеду, уже пост начнется". Ладно, - говорят, и, знаешь, еще так шепотом, - если вас немного, можем предложить вам борща...

ОБ ОШИБКАХ В ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ БРЕНДА
- Папа?
- Да?
- Смотри. ИКЕЕ - десять лет.
- Да, зая.
- А я на целый год старше ИКЕИ.
- Ну да.
- Но при этом я совершенно не популярнее ее...

РАССКАЗЫ БЫВАЛОГО
- Ха! Это еще ничего! Я вот когда-то в одном храме служил, так мне настоятель на день ангела пивную кружку подарил: "Лучше быть сачком пузатым, чем стахановцем горбатым"!..

НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПАРИТЕТНЫХ ЦЕН
"...Я ему говорю:
- Батюшка, ну у нас же поселок-то бедный. Что ж это за цены у вас такие в храме?!
А он мне:
- Николай Иванович, ну что вы? Время такое. Мы вот были на днях в Храме Христа Спасителя - там тоже высокие цены..."

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
- Батюшка, ну купол-то на храм надо поставить. И побыстрее. А то мне все говорят, что вы себе коттедж построили...

ЭРУДИЦИЯ
- ...Мне во Владимире очень понравился храм... ну, этот.. ведический.
- Какой??!
- Ведический?
- Почему ведический??
- Ну, там икон нет.
- Иконы, предположим, большевики вынесли. А Веды-то причем?
- Ну, он же еще до христианства построен?
- Свято-Димитриевский собор??
- Разве нет? Там еще резьба каменная на фасаде - козероги, осьминоги...

ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ
- Все руки искололи... колят внутривенно... в вену попасть не могут... Я говорю, что ж вы делаете?! Посмотрите? Что с руками сделали?!. Нельзя что ли делать внутримышечно?.. Можно, говорят. Только ноги потом отнимаются...

СИЛА ПРИВЫЧКИ
- Хотел тебя побеспокоить на следующей неделе, отец.
- На тему?
- Насчет машины.
- Хорошо, отец.
- Ну, ты что посоветуешь?
- "Шевроле-Лачетти", отец. Если вы возьмете универсал, какой-нибудь распространенный цвет, серый металлик, например, мотор 1.6, и разоритесь на коробку-автомат - для Нины это будет самый лучший вариант.
- Мы тоже к "Шевроле" пришли. Тем более, там спереди - крестик золотой...

ПУСТЫЕ НАДЕЖДЫ
- ...Я поехала тогда к нему, договариваться насчет работы... Думаю, ну что мне бояться? Не хочу, думаю, поддаваться на этот офисный формат. Я его, в конце концов, сто лет знаю. И не только по работе. На день рождения к Малышевым раньше ходил - мы там с ним пересекались... Не буду, думаю, с ним общаться как с начальником. Буду - как с приятелем... Захожу - в кресле такой жирный дядька сидит... Нос лоснящийся, и огромный такой красный прыщ на носу... Не, думаю, не получится...

НЕ УГАДАЛ
- Дима?
- Да?
- Ты знаешь, я тебя не часто беспокою. Тем более по важным вопросам. Мне нужен твой совет. Как духовного человека.
- Да?
- Мы в Штатах сейчас права получали. Они нас задергали. Постоянно предлагают подписать бумагу. Чтобы в случае чего - нас отдать на органы.
- В смысле?
- Ну, если авария, с летальным исходом, то наши органы идут по донорской программе. Как вообще Церковь к этому относится?
- Я не знаю, как Церковь, я - нормально. Я был бы не против кому-нибудь помочь, и в такой форме тоже.
- Дима. Ты еще подумай, пожалуйста. Может быть, с кем-нибудь посоветуйся. И мы еще созвонимся.

ПОЗИЦИЯ
- ...Значит, сейчас - помойте посуду...
- Так.
- Потом санузел.
- Так.
- Потом ребенок проснется, и вы погуляете.
- Так.
- А пока он спит, вы, пожалуйста, погладьте одежду.
- Какую?
- Вот эту.
- Взрослую?
- Да.
- Я не глажу взрослую одежду.
- Почему?
- Детскую - могу. Взрослую одежду я не глажу.
- Почему??
- Я девять лет работаю, и никогда не гладила взрослую одежду.
- Почему???
- А вдруг я что-то поглажу не так?
- Ну вы погладьте - так?
- Нет. Взрослый человек должен сам гладить свою одежду.

ИСКУССТВО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
- Мы к иммунологу.
- У нас нет иммунолога.
- Как нет?? У нас направление. К вам.
- У нас нет иммунолога.
- Как нет? Мы же вам звонили! С вами разговаривали. Вы сказали приезжать!
- Ох... Лююся-я-я?!.. У нас кто сегодня иммунолог?.. Хирург? Или инфекционист?

ОТ ГОЛОВИНОЙ
- ...А это, батюшка, Головина. Хотел вас познакомить.
- Эээ...
- Ну, продукты, "От Головиной", бренд такой знаете?
- Да, конечно, знаю.
- Ну вот. Это Головина.
- Очень приятно. А почему она у вас работает? Это же не ваш бренд?
- Ну, ей пришлось уйти. Бренд у нее отняли. Отсудили. А мы ее взяли. Один из лучших технологов по мясу в России. Хорошо, Галя, иди пока, я тебя потом позову.

ВСЕ КАК В ЖИЗНИ
- Сёмочка,маленький... Пуупсик ты мой сладенький.. Как ты меня достал.

ТУПИК-С
- ...Проблема у меня, отец...
- Что такое?
- ...С женой...
- ?
- Не хочет переезжать на приход.
- Почему?
- Говорит, не буду переезжать, пока настоятель полностью не освободит для нас приходской дом.
- Ну, правильно, у вас же трое детей. И что?
- А настотель говорит, что не может полностью освободить для нас приходской дом, пока он не убедится, что мы с семьей туда полностью переехали...

ГОСТИ ДОРОГИЕ
- ...Батюшка, родной. Как я рада вас видеть! Как ваш храм? Как ваша стройка?
- Я вам не скажу.
- Почему?
- Просто - не скажу.
- Это чтобы мы приехали к вам, да?
- Нет. Просто - не скажу.
- Ладно, батюшка. Мы к вам приедем...

МОЖНО Я ВАС ПОЦЕЛУЮ?
- ...Ах, батюшка, как я рада, как я рада! Благословите! Можно я вас поцелую?
- Валентина? Что за панибратство? Не хотите ли поцеловать благословляющую вас десницу?

В ГРЕЦИИ ВСЕ ЕСТЬ
- Нам талончик к ревматологу, пожалуйста.
- Талончиков к ревматологу нет.
- Есть, есть талончики к ревматологу. Мы только что у заведующей были.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
- ...А ты пойдешь?
- Да. А ты?
- Вот не знаю. Не знаю, будет ли кто, кого я знаю...
- Я, например, буду. Приходи.
- Меня еще цена смутила. Тебе не кажется, дороговато?
- Я сейчас не работаю. Меня муж содержит. Так что мне все равно, сколько это стоит.
- ...По-моему, парни организовали мероприятие под свои доходы...
- Мне кажется, им надо сказать спасибо, что они вообще что-то организовали.
- Попробую...

Продолжение следует.....

Перепечатка или копирование данного материала возможны только с согласия автора.

- Вас запретили в служении с формулировкой «самовольное оставление прихода». Вам объяснили, что это значит?

Мне церковное начальство никак ситуацию не объясняет. Я узнал обо всем от своего друга, который позвонил мне и сказал, что на сайте Московской епархии вывешен указ о моем запрещении в священнослужении. Все произошло без объявления войны, без предварительных переговоров и каких-либо пояснений.

- Если судить с формальной точки зрения, у епархии были основания для такого наказания?

В церкви формальными считаются канонические основания. Отъехав в течение лета несколько раз - два раза за границу и один раз в Крымск, - я столкнулся, скажем так, с практикой интерпретации канонических правил. Особенность церковной жизни состоит в том, что степень прещения (церковного дисциплинарного наказания. - БГ ) - это исключительно компетенция правящего архиерея, и его правоту может оспорить только церковный суд. А что касается справедливости - она у каждого своя.

- Но формально вы не имели права покидать приход без благословения?

То есть ездить домой в Москву? Ведь Москва - это же другая епархия.

Я не большой специалист по церковному праву, но идея, которая озвучивается, такова: я не могу покинуть границы епархии - в нашем случае речь идет о Московской области - без благословения правящего архиерея.

Поскольку мое общение с правящим архиереем возможно только в письменной форме, иногда возникают затруднения. Год назад я подавал прошение о выходе за штат и не получил формального ответа. Тогда я попытался встретиться с владыкой Ювеналием, чтобы, как говорится, по-человечески, по-сыновьи объяснить ему ситуацию, уговорить. Я пробовал формально записаться к владыке на прием у епархиального секретаря. Позвонил, сказал, что я священник, назвал имя и приход, но фамилии сразу называть не стал, потому что к тому моменту вышла моя статья о наблюдении на выборах, и я не исключал, что владыка может быть рассержен нестандартностью моего поведения - священники обычно не ходят наблюдателями на выборы. Я решил, что когда на мой вопрос «могу ли я записаться к владыке на прием» получу утвердительный ответ, то назову все свои реквизиты.

Но возникла комическая ситуация. Секретарь произносит какую-то фразу, я не слышу, он снова повторяет, снова не могу услышать - и только на третий раз понимаю: я все расслышал с самого начала. Просто мое сознание не вместило его формулировки: «Владыка принимает в письменном виде». Тогда я решил уточнить: «Я правильно понимаю, что я - священник и настоятель храма - не могу встретиться со своим правящим архиереем?» На что получил совершенно однозначный исчерпывающий ответ: «Нет, не можете». Я попрощался и положил трубку.

Если бы иной священник, более лояльный в своих выступлениях о церковной власти, в той же степени, что и вы, нарушил правила отпусков и отъездов - можно ли предположить, что он остался бы на своем месте?

Здесь дело не в лояльности - мне кажется, трудно найти текст, где я бы выступал против церковной власти. Такие отлучки сами по себе и прочее - это ведь сплошь и рядом. Это как с гражданским законодательством: строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Конечно, московское епархиальное управление постоянно подчеркивает, что отлучка священника без благословения - это нарушение. Но как быть - срок отпуска у настоятеля, который служит один на приходе, а таких в области большинство, - 12 дней в году, понятно, что люди как-то находят выход из ситуации. Летом я был в офисе благочинного, услышал претензии в свой адрес и их принял. Один из его помощников, с которым мы рядом служим много лет, пока еще в дружеской и братской форме указывал мне на недопустимость несогласованных отлучек, я спросил его: дружище, а как же ты-то ездил туда-то, туда-то и туда-то? Его глаза наполнились ужасом - видимо, он не предполагал, что я настолько хорошо осведомлен, и стал все опровергать. Но я же знаю, что это так.

Безусловно, при определенном желании начальства можно было ограничить строгость прещения. Дьякон Андрей Кураев написал в своем блоге, что он удивлен применением церковно-канонических правил, и привел пример с абхазскими раскольниками, которые организовали свою церковь - это считается тяжелейшим деянием. Но их запретили только на год. А тут человек один раз из отпуска не вернулся, потому что ребенок больной, второй раз в Крымск съездил… Третий раз - это, конечно, прокол. Съездил в Италию на католическую конференцию. Это хуже, чем организовать свою церковь, как я понимаю.


«Я до последнего момента не мог предположить, что участниц Pussy Riot могут посадить»

- В чем, по вашему мнению, скрытый мотив вашего наказания? Вас запретили в служении за ваши высказывания?

У меня еще в сентябре состоялся разговор с администратором Московской епархии, и тогда не звучало ни одной претензии по поводу моих отпусков, отъездов или чего-то такого. Речь шла только о текстах, статьях. При этом он специально объяснял: никто из церковной администрации никогда не признает, что тебя перевели именно из-за твоих текстов, но ты дал достаточно оснований своими отлучками для того, чтобы тебя запретили.

- А почему вас перевели с места настоятеля храма Петра и Павла?

Тогда ситуация очень напоминала нынешнюю - я не мог тогда точно ответить на вопрос «почему». В официальных документах, которые мне доступны, причины перевода не указываются. Сейчас я прочел комментарий секретаря епархии, епископа Николая (Погребняка), и сделал вывод, что тот перевод был связан с моими отъездами из Москвы и из Московской области, которые не были согласованы с владыкой Ювеналием.

- Почему вы не вышли туда, куда вас назначил правящий архиерей?

Перевод с должности настоятеля в подчинение другого настоятеля, тем более благочинного, «под присмотр», так сказать, - это дисциплинарная мера. И когда пресс-секретарь епархии сейчас говорит, что это сделано ради моего блага и ради благосостояния моей семьи, он откровенно лжет. Я знаю только один случай, когда молодой многодетный священник, который служил на кладбищенском приходе, в состоянии глубокой депрессии попросил перевод под чье угодно начало, чтобы ему платили фиксированную зарплату и он мог хоть как-то кормить пятерых детей. Это была дисциплинарная мера, и мне никто не озвучил формальные причины взыскания.

Если бы я вышел в тот собор, я бы автоматически согласился с этой дисциплинарной мерой. Автоматически соглашаться я не готов, а обсуждать это со мной никто не собирался.

Второе - это личность настоятеля собора. Благочинный, которого я давно и неплохо знаю, - это человек, от которого на том этапе зависело развитие событий. И мне казалось, что я достаточно объяснил ему, почему я не вернулся из отпуска, и принял его претензии и требования по поводу итальянской поездки. Более того, я был готов отказаться от продолжения крымского проекта. Но он меня просто сдал.

И я его понимаю. У него семеро по лавкам в буквальном смысле, и зарекаться не буду - на его месте я бы, возможно, поступил так же. Действительно, стоит ли подставляться под «защитника Pussy Riot»? Но каждый из нас, слава Богу, на своем месте.

Я должен был бы служить в его храме. Когда священники вместе служат литургию, они обнимаются, целуют друг другу руки и говорят друг другу «Христос посреди нас». Это такой акт братства. По факту ни братства, ни Христа здесь не было. У меня, наверное, тоже есть профессиональная деформация, и я, как отец Всеволод Чаплин, тоже могу сказать вообще все что угодно. Но пока не в такой ситуации. Вероятно, этот конфликт как-то можно было решить, но никто ничего ни с кем не собирался обсуждать.

Третье - это сам собор, куда меня назначили. Точнее порядки в нем. Даже самые лояльные начальству священники мучаются от казенных порядков в этом храме. Служить по принятым там правилам - это просто против моей совести.

Ну и самое главное - это то, что мы договорились. Договорились с епархиальным секретарем о том, что я не выхожу, они меня не репрессируют, при этом я не пишу статьи. Договорились на срок где-то до Рождества. Должна была состояться еще одна промежуточная встреча, где я предполагал поговорить о перспективах разрешения конфликта. Но он отказался от встречи - видимо, посчитал, что решил все свои проблемы со мной.

Вы понимали, что ваши высказывания о группе Pussy Riot, думских выборах - прямой путь к конфликту с церковным начальством?

До какого-то момента у меня не было ощущения неизбежности серьезного конфликта. Что касается моей работы наблюдателем на выборах и статьи об этом - я совершенно не ожидал, что это получит такой резонанс. Ведь я не искал специально участок, где происходили какие-то нарушения.

Мне показалось очень странным то, что представители церковного истеблишмента заподозрили в этом тексте некий программный манифест и мою ангажированность какими-то политическими силами - это просто абсурд. Но попробуй докажи, что ты не верблюд, если кому-то привиделись два горба.

Что касается Pussy Riot - там не было особых заявлений. Там был один короткий комментарий на «Правмире» (сайт «Православие и мир». - БГ ), который неожиданно для меня получил огромный резонанс. Но мои слова кажутся мне совершенно естественными, я и сейчас нисколько не изменил своей позиции - я действительно не вижу ни одной причины для того, чтобы оправдывать ненависть именем Христа.

Нужно еще понимать, что я писал о выборах и о Pussy Riot до того, как эти темы стали настолько скандальными и конфликтными. Выборы прошли 4 декабря, моя статья появилась спустя три дня. И только потом начались массовые митинги, обсуждения, заявления официальных спикеров, ситуация начала стремительно обостряться. Я оказался на самом старте этой эскалации, и никто тогда не предполагал, что эта тема станет настолько острой. И с Pussy Riot то же самое - когда я сказал, что попросил бы у них прощения за вылитую на них ненависть, кто мог знать, что все это превратится в скандал такого масштаба. У меня нет доступа к какой-то инсайдерской информации из властных или высших церковных структур, и я до последнего момента не мог предположить, что участниц Pussy Riot могут посадить. Если бы меня просили дать комментарий уже после судебного процесса, возможно, он был бы немного другим по форме - или я вовсе бы отказался от комментария.


«Сейчас мне сорок. Та мотивация, с которой я пришел служить, юношеская, романтическая, - она исчерпалась»

- Как вы считаете, за последний год контроль духовенства со стороны церковной верхушки усилился? Гайки закручивают или нет?

Мне достоверно известен только один случай запрета на публичные выступления - есть такой замечательный отец Георгий Митрофанов из Санкт-Петербурга. Это показательная и как минимум странная ситуация. Позиция отца Георгия не укладывается в привычные клише - либерал, консерватор и прочее. На мой взгляд, он очень, скажем так, христоориентированный человек, и в том числе все его тексты вращаются вокруг Христа, Евангелия и заповедей. Из всех в хорошем смысле слова популярных церковных спикеров, которые не являются официальными лицами, в публичном пространстве осталось только двое. Это отец Андрей Кураев, который в принципе непотопляем, потому что слишком много знает. И московский священник отец Алексей Уминский.

- С чем это связано?

Наверное, сейчас лучше оставить эту тему. Я не буду пока отвечать.

Многие священники, когда я беру у них интервью, отказываются говорить на определенные темы. Это уже стало нормой?

Между собой священники могут говорить на все темы, но не со СМИ. Существует банальный и совершенно понятный страх репрессий. Представьте себе немолодого священника с экипажем из 5–7 детей, который давно десоциализировался, не имеет специальности и особых капиталов. Он полностью зависит от местного начальника - от его прихотей и претензий. Он и так не застрахован от причуд какого-нибудь самодура, а уж если он начал говорить и тем самым провоцировать, то кто же будет кормить его семерых детей.

Есть и другой взгляд на свободу высказываний - да, в церкви есть определенные проблемы, но выносить их на широкую публику, в нецерковную среду, - не поможет. И это тоже отчасти правда - чтобы судить о проблемах церкви, нужно знать ее природу и то, что лежит не на поверхности. Я сейчас читаю комментарии по поводу своей отставки - ну это же смешно. Интерпретации какие-то плоские и примитивные: «Репрессирован героический священник! Репрессирован защитник Pussy Riot!» Такие суждения не отражают всей сложности и многогранности церковной жизни. Но там ведь уже вовсю обсуждают церковные проблемы - человек, который в церковь ходит раз в год, поставить свечку, обсуждает пенсии духовенству! Ну вот с какого рожна?

Другое дело, что в церкви существуют такие проблемы, вынесение которых на широкую публику может исправить ситуацию. Есть и такая точка зрения.

За последний год сильно изменилась система отношений внутри церкви? Вам чаще звонили из епархиальной администрации?

Мне никто особо не звонил. Меня вызвали к благочинному, у него была папка моих статей, где желтым маркером были выделены фрагменты, с которыми, по его словам, он не был согласен. Я в это не верю: я его давно знаю, отмечать маркером цитаты в статьях - это не его стиль жизни. Предполагаю, что это спускалось откуда-то сверху. Мне говорили, что епископу Николаю (Погребняку) поручили отслеживать мои публикации. Кто поручил - не знаю.

- А что именно было выделено желтым маркером?

Отчетливо я помню один эпизод - в интервью, которое я давал моей давней приятельнице Свете Рейтер для БГ, говорилось, что административно-церковная система не заинтересована в социальной независимости священников. Если честно, мне все это странно. Зря они делают из этих публикаций такую проблему. Ведь это все предмет для дискуссий. Все эти вопросы рано или поздно встанут перед церковью. Моя позиция такова: я готов отказаться от всех слов, которые писал, если бы встретил в дискуссии чью-то альтернативную убедительную точку зрения. Если у статьи о церковных проблемах 1 000 лайков на фейсбуке - можно попросить математиков посчитать репрезентативность этой выборки и понять, сколько людей в церкви беспокоят эти проблемы. Но никто не дискутирует, и это странно.

- После публикации указа о запрещении вас в служении вы написали, что ваша «церковная карьера закончилась».

Очень многие придрались к слову «карьера», но я употребил его исключительно в ироническом смысле. Если хоть немного знать меня и мой церковный путь, можно предположить, что ни о какой особой «карьере» речи идти и не могло. Возможно, в каких-то других условиях я мог бы стать карьерным человеком - я достаточно амбициозен и в свой профессии строил разные планы. Но в церкви делать карьеру - ну, не знаю… это пошло.

До своего рукоположения я был алтарником и певчим в храме, и мой духовник попросил меня принять сан, чтобы ему помогать. Я согласился - отчасти по наивности, отчасти из-за отношения к духовнику. При этом мои сверстники, которые рукополагались почти одновременно со мной, сразу же становились настоятелями. А я 6 лет трудился на своем приходе помогающим священником, что было для меня довольно изнурительно. На мне лежали все так называемые требы - крестины, венчания, отпевания, соборования, поездки к больным домой. Все. Это огромный приход, и исполнять свои обязанности было достаточно тяжело. Очевидно, не всегда справлялся, настоятель и в прошлом мой духовник был всегда недоволен, но я тянул эту лямку. Если бы я пытался сделать карьеру, искал бы с самого начала способы стать настоятелем.

Уже давно, при прошлом патриархе, когда об этом еще почти никто не говорил, а большинство и думать боялось, я стал требовать от людей подготовки к крещению и венчанию. Это сейчас стало обязательной нормой. А тогда те, кто сейчас требует эту подготовку с рядового духовенства, вызывали меня на ковер, топали ногами и грозили земными и небесными карами. Какая тут карьера?

- Как вы сейчас представляете свое будущее? Где будете работать?

Если серьезно, мне пока трудно об этом говорить. За эти два дня мне поступило семь предложений поработать в СМИ - в том числе два предложения возглавить отдел, поступило три предложения написать книгу - два от российских издательств и одно от зарубежного на тему отношений общества и церкви, предложили прочесть лекцию в иностранном университете, предложили снять документальный фильм для зарубежной кинокомпании. Все это не совсем то, чем бы я хотел заниматься. Но предложения есть, наверное, каким-то из них воспользуюсь.

- Вы не планируете перейти в другую церковную юрисдикцию?

У меня не было таких планов - во всяком случае, до сегодняшнего дня. Наверное, я с удовольствием воспользуюсь предоставленной паузой; собственно, пауза - это то, о чем я просил владыку еще год назад. Есть такая проблема - выгорание. Я сам не люблю уставших священников и не хотел бы им быть. Наверное, я слишком чувствительный человек, вероятно, общение с людьми меня измотало. Я стал готовиться к священству, когда мне было двадцать семь. Сейчас мне сорок. Та мотивация, с которой я пришел служить, юношеская, романтическая, - она исчерпалась. И мне нужно - и я бы этого хотел - найти новую мотивацию, чтобы служить.

Я воспользуюсь этим временем для того, чтобы привести дела и мысли в порядок и подумать о каких-то вещах, о которых прежде не всегда было время подумать. Пока сложно говорить о будущем - слишком все неожиданно произошло, хотя и нельзя сказать, что я совсем не ожидал чего-то подобного. Это как смерть - каждый знает, что умрет, но никто не может к ней подготовиться.

  • Теги:

Отстраненный от служения Дмитрий Свердлов в интервью "МН" рассказал, как его увольняли

14 января бывший настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Павловском Дмитрий Свердлов был "запрещён в служении и почислен за штат", якобы за то, что уехал в отпуск, не оповестив начальство. Через пять лет Свердлов может вернуться к работе, "если он себя будет достойно вести". В интервью "Московским новостям" Дмитрий Свердлов рассказал, как его увольняли, зачем хочет встретиться с Марией Алёхиной и чего не хватает Русской православной церкви.

– Что имел в виду пресс-секретарь Московской областной патриархии, говоря о вашем отпуске?

– Я не совсем понял, о чём говорил епископ Николай Погребняк. Действительно в этом июне я опоздал из отпуска, вернулся на неделю позже и пропустил одну службу, потому что вывозил больного ребёнка на море. У меня официально 12 дней отпуска в году, но я задержался в Болгарии ещё на неделю. У моего ребёнка очень серьёзная аллергия, для меня очень важно его здоровье. Мне казалось, что я дал исчерпывающее объяснение по этому поводу своему церковному руководству, и с июня до сентября никаких претензий ко мне не было. В сентябре меня перевели с должности настоятеля небольшой церкви в городской собор в Домодедово под руководство благочинного. В частных разговорах в епархии мне объяснили, что причина – мои публикации в СМИ, но не отпуск. Это была дисциплинарная мера, но формально её никак не обосновали, и поэтому я не вышел на службу в этот храм: мне не понятна была природа этого взыскания, и если бы я вышел, я бы признал его справедливость.

– Ваше отношение к истории с Pussy Riot с тех пор не изменилось?

– Я не выражал своего мнения в этой истории, я выражал своё отношение к реакции православного сообщества. Я всего лишь констатировал свою печаль по поводу этой реакции.

Дмитрий Свердлов стал широко известен после того, как заявил, что хотел бы попросить прощения у участниц группы Pussy Riot. Редакция интернет-журнала "Православие и мир" в марте 2012 попоросила нескольких священников ответить на вопрос, что бы они сказали девушкам? Дмитрий Свердлов ответил, что попросил бы у них прощения "...за ту бешеную ненависть, которую вдруг часть православного сообщества проявила в связи с событиями в Храме Христа Спасителя". В своем ответе священник также признал, что в РПЦ существуют проблемы, и выразил готовность оказать девушкам помощь.

– На ваш взгляд, православное сообщество стало менее терпимым?

– Православное сообщество очень большое, оно просто громадное. Очень трудно по отдельным ярким проявлениям судить о настроениях молчаливого большинства. Я могу только подтвердить, что с теми голосами, в которых звучала жестокость, мне трудно согласиться. Я думаю, есть немало людей, которые воспринимают религию как некую легальную возможность проявить свою ксенофобию, жестокость или неприятие иного. Они всегда были и будут, и не только в православии, это не уникально. Уникально то, что агрессия и ненависть принимаются в качестве нормы, оправдываются или признаются необходимыми. За последний год было много сказано в оправдание жестокости и ненависти.

– Устами церковных деятелей или православных людей вообще?

– Священников очень много, у них много разных мнений. Безусловно, есть немало и тех, кто богословски оправдывает ненависть и жестокость.

– В последнее время появились так называемые православные активисты, которые устраивали акции против кощунников, гомосексуалистов. Как вы относитесь к таким акциям?

– Допускаю, что мне могут быть понятны мотивы этих людей, но мой небольшой опыт священника говорит о том, что такие акции не достигают целей, которые эти люди формулируют. Целей христианского просвещения.

Мое участие в выборах в качестве наблюдателя не было проявлением политической или гражданской активности

– Патриарх сказал, что против церкви сейчас идет информационная война. Вы согласны с этим?

– Я, безусловно, не обладаю всей полнотой информации, которой обладает Святейший. Наверное, элементы предвзятости и кампанейщины в публикациях СМИ можно увидеть, но принципиально другое: вне зависимости от того, есть кампания или нет, церковному сообществу было бы очень важно проанализировать свое поведение и заявления отдельных своих представителей на предмет реакции СМИ и читающей публики. И в результате такого анализа можно прийти к выводу, что далеко не вся критика, которая свалилась на церковь за последний год, вызвана антицерковной кампанией, если такая и существует. Бывает, что основания для этой критики коренятся либо в практике церкви, либо в отдельных проявлениях этой практики. Например, ситуация с моей отставкой. Она вызвала бурную реакцию СМИ, и я пока ничего для этого не сделал. Все бурлит: героического священника репрессировали! Я не понимаю, зачем было провоцировать такую реакцию. Ведь завтра кто-то скажет, что это часть антицерковной кампании.

– Почему в последнее время стало так много сообщений об инцидентах с представителями РПЦ, та же авария с участием игумена Тимофея?

– Такие инциденты всегда были и будут: священники ездят на машинах и попадают в аварии, священники употребляют алкоголь. Может быть, у людей проснулся интерес к тому явлению, которое называет себя церковью и претендует на то, чтобы представлять Христа на территории Российской Федерации. Может быть, это желание чистоты, честности, праведности. Церковь наша очень большая, в любом огромном сообществе можно найти и хорошее, и плохое.

– Вы сейчас воспринимаете себя как представитель духовенства?

– Не могу сказать, что указ был для меня совершенно неожиданным, но я растерян. Я по-прежнему ощущаю себя частью церковного сообщества, вся моя сознательная жизнь прошла в церкви. В девятнадцать лет я был крещён, и сейчас мой круг общения на девяносто процентов состоит из людей церкви.

– Указ о вашем запрещении вас огорчил?

– Я понимаю церковную администрацию, хотя мне трудно согласиться с необходимостью этого указа, я уверен, что без него можно было обойтись. По крайней мере, того репутационного ущерба, который понесла церковь за эти сутки, можно было избежать, если бы церковная администрация выбрала более компромиссное решение, я неоднократно его предлагал. Существуют две формы отставки священника. Есть запрет – это как с военного сорвать погоны, а можно послать за штат – это как отправить на пенсию. Я давно просился за штат, но, к сожалению, руководство приняло другое решение.

– А чем вы занимались с тех пор, как перестали служить, чем планируете теперь заниматься?

– Я приводил свои дела в порядок: у практикующего священника много дел, тем более, что мой храм был новый, он строился, было много забот. Накопились долги, неисполненные обязательства. За эти сутки мне от разных СМИ поступали предложения работы журналистом и редактором, мне предложили снять документальный фильм о церкви и написать три книги, в том числе для иностранного издательства. Мне нужно время, чтобы разобраться и принять решение.

Надя Толоконникова для меня совершенно закрытый человек, я её не понимаю. Вот с Машей Алёхиной я бы хотел поговорить

– Вы были наблюдателем на выборах, ездили волонтером в Крымск. Много ли в РПЦ священников, которые активно участвуют в общественной жизни?

– Мое участие в выборах в качестве наблюдателя не было проявлением политической или гражданской активности. Это был частный эксперимент, я хотел уяснить себе суть происходящего в электоральном процессе. Причем, скорее, с психологической точки зрения, чем с политической. И если бы я не столкнулся с теми явлениями, которые наблюдал, я бы написал другую статью. Моей мотивацией было не перевернуть мир, а узнать что-то для себя. А вот Крымск перевернул меня, это впечатление, которое нельзя забыть. Это было место и момент истины, и люди преобразились, они были настоящими, по-настоящему хорошими. Это была такая клизма для души: московская накипь сходит, и ты становишься тоже настоящим, система координат проясняется.

– Хотели бы вы встретиться с участницами Pussy Riot сейчас? Что бы вы сказали им?

– Не знаю, много всего уже сказано, они могли прочитать все возможные мнения. Екатерина Самуцевич на свободе, и, слава Богу. Не знаю, хочется ли ей, чтобы с ней кто-то разговаривал. Надя Толоконникова для меня совершенно закрытый человек, я её не понимаю. Вот с Машей Алёхиной я бы хотел поговорить как с человеком, который прошёл через церковную среду. Не для того, чтобы учить её жизни – мне нечему учить. А вот послушать бы ее... Она мне интересна как человек в каком-то смысле общего со мной опыта – в том, что касается церковности.

Дмитрий Свердлов активно участвовал в общественной жизни: на декабрьских выборах в Госдуму он был наблюдателем, причём открыто заявил о фальсификациях на своём участке в публикации на портале "Православие и мир". Позже он ездил волонтёром в затопленный Крымск и неоднократно писал о том, что власти не смогли защитить людей от опасности. Всякий раз публикации Дмитрия Свердлова вызывали множество откликов.

15 января на сайте Московской епархии появился указ: "Священник Димитрий Свердлов за самовольное оставление прихода запрещается в священнослужении на5 лет и почисляется за штат". Указ подписан: "Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский". О своём "увольнении" Дмитрий рассказал на собственной странице в Facebook вечером 15 января: "Друзья. Моя карьера в РПЦ закончилась вчера. Сегодня позвонил товарищ и сообщил, что на сайте Московской епархии вывешен указ о том, что меня одновременно отправили за штат и под запрет на 5 лет. Соболезнования не принимаю. Подробности позже".

Когда-то мы со отцом Дмитрием вместе работали в профсоюзной газете. Это один из талантливейших журналистов -- но он избрал служение Богу. И тем не менее, постоянно радует: мы в "Фоме" публиковали его художественные фото:

http://www.foma.ru/article/index.php?news=3952

А вот последнее время я постоянно слежу за рождением цикла житейских диалогов, которые он "налету" выхватывает из течения жизни.

Он стремится избежать фальши -- потому не надо ожидать от диалогов неких уроков благочестия. Это -- пусть по-писательски волшебное -- зеркальце, такое, как у Пушкина: "Свет мой зеркальце, скажи..." -- и оно в ответ "выдаёт" все "но" о нашем житье-бытье.

Только его "зеркало" всё-таки по-христиански доброе, не-осуждающее.

http://dmsverdlov.livejournal.com/
Отец Дмитрий, только не останавливайся!! Так хорошо, честно, смешно-грустно, правдиво получается у тебя писать о нас, о себе, о детях наших... Бог в помощь!

По д катом большая подборка миниатюр, которую я имел наглость выстроить в некое подобие цикла. Надеюсь, отец Дмитрий простит меня...

Осторожно, трафик!

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Сима? У нас здесь где-то муха проснулась. Не видела? Надо убить.
- Не, не надо, папа. Это первая ласточка.

ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Да, старик... я вот протоиерей.
- Ну! Поздравляю.
-...Уже вот как пять лет.
- Как это??
- Да... Тайный протоиерей. Есть тайный монах. А я вот тайный протоиерей... Секретарь, епархиальный, полез в мое личное дело. Говорит, слушай, а ты протоиерей. Тут указ лежит. За 2004 год.
- И что ты чувствуешь по этому поводу?
- Ничего.
- Вот и здорово. Приезжай. Жду.

ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ

Извините, отец Дмитрий, я не могу сейчас об этом свободно говорить.
- И при этом вы сейчас можете свободно говорить то, что вы не можете сейчас об этом свободно говорить?
- Не удивляйтесь, да.

ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА

Кушайте, батюшка, кушайте... Я это, правда, отцу Роману готовила. Но вы тоже кушайте. Вы же тоже батюшка...

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ

Папа! Меня, знаешь, кем назначили?!
- Кем?
- Богиней любви!.. Не помню. Как-то на "у". Ты читал эпос о Гильгамеше?
- Да, зая, мы в институте проходили. Это, ты знаешь, очень древнее произведение. Оно древнее некоторых фрагментов Ветхого Завета. Там даже рассказывается история всемирного потопа, и в этом видят подтверждение библейской версии происхождения мира...
- Папа!
- Да?
- Пап, а ты не помнишь, там богиня эта случайно не в Гильгамеша влюбляется?
- Нет, малыш, не помню.
- Жаль... Потому что, если в Гильгамеша, то это очень плохо. Гильгамешем Сережу назначили...

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Смотрю на мамины фотографии и понимаю, что с ней можно было бы дружить...
- С мамой?!
- Да. Ну... ну если бы она была здорова.
- Ну, знаешь...
- Что?
- То.
- Что все было бы совсем по-другому, если бы она была здорова?
- Если бы она была здорова - прежде всего тебя бы не было.

ТЕНДЕНЦИЯ

Вы правда в больнице, что ли?
- Ну да.
- Как самочувствие?
- Да ничего.
- А условия как? Сколько вас в палате?
- Условия? Условия неплохие. Палата на шестерых. Но нас в ней трое. Вчера вечером было четверо. Но ночью один умер. Так что неплохие условия... даже, видишь, улучшаются...

ЭРУДИЦИЯ

Мне во Владимире очень понравился храм... ну, этот.. ведический.
- Какой??!
- Ведический?
- Почему ведический??
- Ну, там икон нет.
- Иконы, предположим, большевики вынесли. А Веды-то причем?
- Ну, он же еще до христианства построен?
- Свято-Димитриевский собор??
- Разве нет? Там еще резьба каменная на фасаде - козероги, осьминоги...

ТУПИК-С

Проблема у меня, отец...
- Что такое?
- ...С женой...
- ?
- Не хочет переезжать на приход.
- Почему?
- Говорит, не буду переезжать, пока настоятель полностью не освободит для нас приходской дом.
- Ну, правильно, у вас же трое детей. И что?
- А настотель говорит, что не может полностью освободить для нас приходской дом, пока он не убедится, что мы с семьей туда полностью переехали...

С НАСТУПАЮЩИМ!

Какое-то ужасное впечатление... Все бухие. Все. Мужчины, женщины...
- Много сейчас вечером в метро народу?
- Много. Очень много.
- Ну да, корпоративы... Этот какой-то несчастный наш народ... который пытается...
- Да ничего он не пытается, успокойся. Он - просто пьет, и ничего не пытается.

ЛЫЖИ. У ПЕЧКИ. СТОЯТ.

Мы потом вернулись в нашу школу...
- И вас взяли?!
- Да. Представляете? Маша три месяца отучилась в лицее, а потом мы попросились обратно, и нас взяли. И это тоже показатель.
- Ведь вы говорили, это хороший лицей? А что там не так было?
- Это трудно объяснить... Ну вот, например, турслёт. У вас же уже был турслёт? Так вот там тоже. Пригласили в лес поваров из ресторана, и они готовили на костре. А официанты подавали детям еду... А еще пригласили барда, и пока официанты разносили еду, он пел им под гитару туристические песни... Вот такой вот турслёт...

Ты представляешь? Я что-то сижу, молчу... Таксит меня спрашивает: "Че такое?" Ну, я говорю: "Да жизнь какая-то странная пошла..." А он - ты представляешь? - так спокойно и уверенно отвечает: "А я давно понял - эта жизнь вообще лишена смысла". Таксист! Ты представляешь?..

Я все-таки, батюшка, пришел к тому, что Бог есть. К сожалению...

СИНДБАД-МОРЕХОД

Самая страшная история, когда я в море ходил?.. Мы однажды из Китая шли. На два миллиона долларов кукол на борту. Детских кукол. Волна пошла. Баллов на семь. И ветер нехороший. Воот... И в один момент, понимаешь, судно кренится так... ну, сильно... и вот все эти куклы, на два миллиона долларов, в один момент закрывают глаза и говорят: "Ма-ма..."

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Папа! Пожалуйста! Не смотри на меня, когда я в ванной!..
- Прости, малыш. Я не буду. Я понимаю.
- Что ты понимаешь? Это опасно! Я - медуза Горгона!

НЕ ВЕРЮ!

Папа... я не верю... в прогресс...
- Во что??
- В научно-технический прогресс.
- Да?? Почему?
- Ну вот смотри... Например... Кондиционер из гостиной не добивает до моей комнаты...

Ты русский пересдала?
- Да, папа, пересдала.
- Хорошо. Что еще в школе?
- Ах, папа... Я бы так хотела, чтобы в меня больше никто не влюблялся!..

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ПОСТ?

Почему еще?!
- Я теперь вегетарианка.
- Сима, что за глупости? Будет пост - будешь поститься. А сейчас не выдумывай, ешь нормально, пожалуйста.
- Причем здесь пост, папа? Я эльфийка. А эльфы не едят мясо. Или ты не в курсе?

ТЕТЕНЬКА

Но что, Сима? Неужели ты хочешь, чтобы за мной тоже бегали сумасшедшие тетеньки, когда я состарюсь? Как за этим батюшкой?
- Ну, папа... Одна тетенька за тобой все равно будет бегать. Ты понял, кто? Да? Нет? Это я.

СЛОН-ИСКУСИТЕЛЬ

Папа. А если бы... ну... людей не было, и все звери жили бы тогда не в раю... а в дикой природе... Тогда змей был бы?
- Змей-искуситель, ты имеешь в виду?
- Да.
- Нет... не думаю. Змей-искуситель... это, понимаешь, относится к людям... Это образ. Это мог бы с таким же успехом быть не змей... ну... ну кто угодно.
- Слон?

ДЕНЬ АНГЕЛА

Папа, а давай ты себе что-нибудь сам купишь, а это будет как-будто я это тебе подарила на день ангела?
- Да? Ну... давай... А деньги ты мне тогда отдашь?
- Деньги? Нет.

КРАЙСЛЕР

Папа! Какая тачка!
- Что? Где? Какая?.. Впереди?
- Вокруг!

ГОЛГОФА. СО СКИДКОЙ

"...Дорогой батюшка. Наша мастерская уже более десяти лет выполняет различные работы по интерьерам для православных храмов по всей России. Для ознакомления высылаю Вам прайс на голгофы. Для строящихся церквей у нас предусмотрены скидки. С уважением, менеджер по сбыту..."

ВЭДЭВЭ

Батюшка? А вот пророк Илья, да?.. он же... зарезал триста еретиков, да?.. на горе Кармель?.. И день Вэдэвэ, ну вот, праздник сегодня, да?.. Это как-то связано, нет?..

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?..

Батюшка... У меня к вам просьба.
- ?
- Вы меня больше не называете Тонечкой...
- ??
- ...У меня есть от Бога данное мне имя...
- ???
- ...Ан-то-ни-на!

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Прости меня, отец Сергий.
- И ты меня прости, отец Дмитрий.
- Прости меня, отец Петр.
- И ты меня прости, отче. Помолись обо мне, грешном.
- Простите меня, отец Вениамин.
- Да-да... хорошо... ничего страшного...

НАДО, ФЕДЯ, НАДО

Слушай, а как ты стал... ну вот это... батюшкой?
- Да не знаю даже, как тебе и сказать...
- То есть ты понял, что для тебя это хорошо, и пошел, так?
- Не то, чтобы очень хорошо. Скорее, надо.
- Надо?
- Да, надо.
- Я вот этого не понимаю. Я понимаю, когда хорошо. А вот когда надо - не понимаю. Пока не понимаю. Но, может, когда-нибудь пойму...

Обсуждать действия священноначалия,
вполне я почитаю допустимым.
Никто не копается в грязном белье
или касается личной жизни священноначалия.
Обсуждаются публичные действия,
в данном случае - судебно-наказательные -
одной публичной личности в отношении другой
столь же публичной.
Один из участников сего блогерного обсуждения,
добрый мой друг prostopop ,
замечает по поводе сего запрета следующее:
"Меня опубликованные документы убедили. Понятно, что у батюшки проблемы духовного плана. Решать их конечно, надо, но не запретами. Но и ему полностью оставлять служение не годится. Нужно было ему продолжать упорствовать в прошениях за штат, продолжая служить тем не менее.
Проблему выгорания обсуждали-обсуждали, да и затихли. Рецептов не нашли. Постись\молись\съезди к старцу. У католиков есть целые центры по вытягиванию таких священников, а мы уповаем на канцелярские резолюции. "Должен и обязан". Я не собираюсь переходить в другие юрисдикции, в другую епархию, в другие церкви. Я не собираюсь совершать требы по домам. Я не собираюсь заниматься политической деятельностью.
Моя просьба к Вам: удовлетворить мое прошение о почислении за штат и не запрещать меня в священнослужении. Это даст мне возможность иногда служить у моих друзей-священников в Вашей епархии - в случае, разумеется, если на это будет Ваше благословение..."
http://www.mepar.ru/news/2013/01/16/14786/
За этими строками читается мольба - "о милости, а не жертве" -
ещё одной загнанной церковной лошадушки.
И что же в ответ спустя почти год?
Архипастырский приговор,
без милости и пощады, нам уже ведом:
на пять лет священнику Дмитрию Свердлову
влепили запрет на профессию.
В священниках ни московская, ни питерская епархии,
ни в настоящем, ни в будущем,
уже не нуждаются - их и так нарукоположено с перебором,
а в загнанных лошадях и вовсе нет там никакой потребы,
ни в нынешнем, ни в будущем.
Так что через пять лет - пожалуйте на живодерню...