Задания по поэме двенадцать блока. Урок-исследование по поэме А.Блока "Двенадцать" (11 класс). IV. Задания по поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Вопросы по поэме А.А. Блок «Двенадцать»

1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»?

Поэма А. Блока «Двенадцать» сочетает символические и реали­стические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета - черный вечер - белый снег, образов - старый и новый мир, рит­мов. Поэма полифонична, вмещает в себя разные точки зрения, пересекающиеся реплики и суждения. В ней явственна фольклорная основа, реализующаяся в языке, в использовании частушек, го­родского романса, пословиц.

2. Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока «Двенадцать».

Образ двенадцати дан в развитии. В начале поэмы это голытьба, которой «на спину б надо бубновый туз» (то есть это бандиты, уголовники, которым в царской России нашивался отличитель­ный знак на тюремную одежду). Затем они превращаются в крас­ногвардейский дозор, а потом теряют реальные очертания, пре­вращаясь в снежной замети в двенадцать апостолов - провозве­стников новой эры. Меняется и их походка: вначале они идут лишь бы как, вразвалку, затем - революционным маршевым шагом, переходящим в державную поступь.

3. Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока «Двенадцать»?

Образ вьюги, метели - символ разгулявшейся стихии револю­ции; образ голодного пса - сатирическое изображение старого мира; образ двенадцати красногвардейцев связан с двенадцатью апосто­лами - учениками Иисуса Христа. Образ Христа «в белом венчике из роз» впереди красногвардейцев - самый неясный и не разгадан­ный до конца символ А. Блока

4. Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме А. Бло­ка «Двенадцать»?

А. Блок писал, что сам не понимает, почему Христос. Это гово­рит о сложности восприятия революции поэтом. М. Волошин счи­тал, что образ Христа невидимо присутствует во всей поэзии Блока: «Красный флаг в руках Христа? В этом тоже нет никакой кощунственной бессмыслицы. Кровавый флаг - это новый крест Христа, символ его теперешних распятий». Другие исследовате­ли считают, что Христос - символ величия революции и ее свя­тости. Третьи видят в том, что Христос впереди двенадцати, сим­вол начала новой эры. В образе Христа усматривают и воплоще­ние справедливости революционного дела.

5. К какому художественному направлению относится поэма А. Блока «Двенадцать»?

Отражая романтический пафос революции, поэма «Двена­дцать» сочетает в себе черты символизма и реализма, которые дополняются сатирическим и ироническим пафосом.

“Двенадцать – поэма о революционном Петрограде, поэма о крови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это – в одном плане. А в другом – о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идет благая весть о человеческом освобождении.

Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же ее строк черное небо и белый снег – как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек…

Так через всю поэму проходят, переплетаясь, два внутренних мотива. Черный вечер – кровь, грязь, преступление; белый снег – та новая правда, которая через тех же людей идет в мир. И если бы Поэт ограничился только одной темой, нарисовал бы одну только” чернуюоболочку революции или только ее” белуюсущность – он был бы восторженно принят в одном или другом из тех станов, на которые теперь раскололась . Но поэт, подлинный поэт, одинаково далек и от светлого славословия, и от темной хулы; он дает двойственную, переплетающуюся истину в одной картине. Контрастность двух цветов подчеркивает бескомпромиссность противостояния враждующих сил.

Хаос событий, хаос вьюги, хаос возмущенной стихии, сквозь которую видны обрывки проносящихся лиц, положений, действий, нелепых в своей обрывочности, но связанных общим полетом сквозь ветер и снег. Поэт рисует картину революционного Петрограда. Тут и огромный плакат” Вся власть Учредительному собранию!, и” невеселый товарищ поп, и старушка, которая” никак не поймет, что это значит, на что такой плакат, такой огромный лоскут, и оплакивающая Россию” барыня в каракуле, и злобно шипящий” писатель, вития… И все это так мелко, так далеко от того великого, что совершается в мире, так убого, что” злобупротив этого всего можно счесть” святой злобой:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди

И вот на этом фоне, под нависшим черным небом, под падающим белым снегом,” идут двенадцать человек…Поэт нисколько не поэтизирует их. Напротив.” В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз! А былой товарищ их Ванька -” в шинелишке солдатской, с физиономией дурацкой – летит с толстоморденькой Катькой на лихаче,” елекстрический фонарик на оглобельках…

И этот” красногвардеецПетруха, уже поднявший нож на Катьку (“У тебя на шее, Катя, шрам не зажил от ножа. У тебя под грудью, Катя, та царапина свежа!), этот Петруха, уложивший уже офицера (“не ушел он от ножа!), этотего товарищ, угрожающий расправой возможному сопернику:” Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, мою, попробуй, поцелуй!. И сама эта толстоморденькая Катя, которая” шоколад Миньон жрала, с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла…И эти товарищи Петрухи, без раздумий расстреливающие мчащихся на лихаче Ваньку с Катькой:” Еще разок! Взводи курок! Трах-тарарах!

Смерть Катьки не прощается Петрухе.” Ох ты горе горькое, скука скучная, смертная! И пусть не раскаянье, а новая злоба лежит на его душе, -” уж я ножичком полосну, полосну! Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку! Но гнета не снять с души:” упокой, Господи, душу рабы твоея… Скучно!

Черное не прощается, черное не оправдывается – оно покрывается той высшей правдой, которая есть в сознании двенадцати. Они чуют силу и размах того мирового вихря, песчинками которого они являются. Они чуют и понимают то, что злобно отрицает и” писатель, вития, и обывательница в каракуле, и” товарищ поп, и вся духовно павшая” интеллигенция. И за правду” пошли наши ребята в красной гвардии служить, буйну голову сложить! За эту правду они убивают и умирают.

Ободряя друг друга, двенадцать не прибегают к мечтаниям, они ищут утешение лишь в неизбежности еше больших тягот (“Потяжеле будет нам, товарищ дорогой!). Готовность к любым мукам и есть их нравственная сила, дающая автору право саму их злобу назвать святой.

… И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Но что же вселяет в них решимость и бесповоротность, готовность ко всему и отсутствие жалости? Что, если нет ни надежды, ни веры? Героев” Двенадцатина их мучительном пути поддерживает не мечта о будущем, а непрерывное ощущение врага:” Неугомонный не дремлет враг!,” Близок враг неугомонный,” Их винтовочки стальные на незримого врага…,” Вот – проснется лютый враг…Кто же этот враг?

Не” буржуй – он жалок, ему мстят лишь попутно, когда подвернется под руку:” …ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку.

И даже не” старый мир, воплощенный в образе” паршивого пса, к которому герои Блока испытывают что-то вроде брезгливого презрения:” Отвяжись ты, шелудивый, я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, провались – поколочу!

Нет, в” лютом врагеявно есть нечто всеобщее, соизмеримое с масштабами революционного насилия:” …мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови…,” Пальнемка пулею в Святую Русь!..Для двенадцати непрерывное ощущение могущественного врага оправдывает их недоверчивость и вооруженность, их отношение к жизни. То, что движет этими людьми, непрерывно требует врага и будет постоянно вызывать его из небытия по мере надобности. Вот почему к финалу поэмы тревога и страх за будущее только нарастают!

Вот это и есть главная примета” нового мира, в который, как принято было считать, вступают герои Блока: всеобщая и непрерывная вооруженность против всего и вся, готовность в любом” переулочке глухомвстретить врага и биться с ним до полного уничтожения… И никакого намека на ту” справедливую, чистую, веселую и прекрасную жизнь, которую назвал естественной целью революции.

В статье” Интеллигенция и революцияБлок писал, что революция – это вырвавшаяся на волю народная стихия.” Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозный вихрь, как снежный буран, всегда несет новое, неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда – о великом.

Образ Христа органически вырастает из строя поэмы, взаимодействия эпических и лирических мотивов и становится символом трагического преображения” русскогостроя душив революционную эпоху и его крестного пути после Октября.

Двенадцать апостолов нового мира не видят Христа (он” за вьюгой невидим), они окликают его, просят показаться, но он не является, и они в раздражении стреляют туда, где мерещится его тень.

Раздаются выстрелы – вьюга отвечает на них смехом. Смех кружит в этой поэме Блока, как метель, надувает сугробы, отбрасывает в сторону всех, кто мешает красногвардейцам идти” державным шагом, хохот раздается над трупом Катьки и над убитым горем Петрухой.

В” Двенадцатипоэт и стихия впервые сходятся один на один и лицом к лицу. Все мешается в этих сценах: и” святая злоба, и” черная злоба,” черный вечери” белый снег, кровь Катьки и слезы Петрухи, печатный шаг красногвардейцев и” нежная поступьХриста. Улица оглашена криками, перебранкой двенадцати, воплями старушки, воем бездомного пса. Вьюга улюлюкает вслед двенадцати. Но герой идет впереди в молчании. Красногвардейцы – с винтовками, он -” в белом венчике из роз. Снег, над которым движется этот” призракБлока, ослепительно чист. На нем нет следов крови, хотя над самим героем развевается” кровавый флаг.

Несовместимость, несоединимость – и вместе с тем роковая связь.

Сложность и противоречивость собственного отношения к Христу Блок вносит в поэму. Для официальной критики герои поэмы – бесспорно” апостолы новой верыи” люди будущего; для Блока же слишком много старого и знакомого было в этих людях, чем отчасти и объясняется появление” прежнегоХриста впереди двенадцати.

Вопрос так и остался неразрешенным: кто они – действительно носители нового, в ком сама их бесконечная злоба к миру” святаи плодотворна, или же это только очередная вариация” русского бунта, бессмысленного и беспощадного, который неминуемо должен закончиться треклятым” вечным покоем, засвидетельствованным фигурой Христа? Возможность этого и многих других толкований заложена в самой художественной природе поэмы.

Цели урока:

1.Обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное); работа с художественным стилем.

2.Развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память и мышление.

3.Воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской литературе; приобщить через поэму к культурному наследию русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы по теме: «Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Учитель Петрушина М.В. МОУ «СОШ №17 г. Вольска»

Тип урока: объяснение нового материала.

Методические приёмы: беседа, аналитическое чтение поэмы.

Цели урока:

1.Обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное); работа с художественным стилем.

2.Развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память и мышление.

3.Воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской литературе; приобщить через поэму к культурному наследию русского народа.

Оборудование урока: иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати», тесты по произведениям Блока.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока: Поэма А. А. Блока «Двенадцать».

2.Целеполагание.

Цель урока : показать полемический характер поэмы, её художественные особенности. То есть, сегодня мы с вами попробуем разобрать данное произведение и понять, о чём же оно.

В конце урока вы напишете тест по произведениям А. А. Блока. Итак, всё ли понятно? Все готовы к уроку? Произведение всеми прочитано? Хорошо, тогда переходим к теме нашего урока. (На дом учащимся было задано: прочитать статью учебника с.174-178; прочитать поэму Блока «Двенадцать»; попробовать отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл; подготовиться к тесту по произведениям Блока).

3.Подготовка к восприятию нового материала.

Слово учителя.

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.

- Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? (слушаем ответы учащихся). Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На тот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Вообще «Двенадцать»- парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и её убийство? (учащиеся делают некоторые записи в тетради).

4.Восприятие нового материала (организация чтения).

- Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы поняли данное произведение? О чём оно?

Давайте вместе его ещё раз прочитаем, а после побеседуем и постараемся разобраться в его содержании (каждый из ребят по кругу громко и выразительно читает главы поэмы).

5.Анализ (путь анализа – вслед за автором).

Аналитическая беседа.

Разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

Итак, к какому жанру, на ваш взгляд, относится данное произведение? (ответы учащихся).

«Двенадцать» - это эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Учитель:

Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Ученик:

Лирическим мотивом в начале и в конце поэмы является пейзаж. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель:

Как Блок передаёт «музыку революции»? Какие ритмы вы услышали?

Ученик:

- Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

Вот – проснется

Лютый враг

(гл. 11)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше – пошел разгул:

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового –

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

Учитель:

Что, кроме музыки, мы слышим?

Ученик:

- Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!» , доносятся обрывки разговоров:

…И у нас было собрание…

…Вот в этом здании …

Учитель:

- Каков лексический строй поэмы?

Ученик:

Разнообразна лексика поэмы. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?» ; и искажения слов: «етажи» , «елекстрический» ; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец» ; и высокий слог:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Учитель:

Как рисует Блок образы героев поэмы?

Ученик:

Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, /кой-как перемотнулась через сугроб» ; Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития…» ; хлёсткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?» . Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят Картуз, / На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них – Петька «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая» , и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых её очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча…».

Учитель:

В чём особенности сюжета поэмы?

Ученик:

Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…

Лежи ты, падаль, на снегу!

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Учитель:

Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?

Ученик:

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Чёрная злоба, святая злоба…

и как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь –

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Учитель:

Какие ещё мотивы вы увидели в поэме?

Ученик:

Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!» Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11-й главе:

…И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Учитель:

Какие образы-символы вы заметили в поэме?

Ученик:

- В поэме присутствуют такие образы- символы, как ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Чёрный вечер. / Белый снег» , кровавый флаг; число «двенадцать», «пёс безродный», Христос.

Учитель:

Возвращаемся к первому вопросу - какое значение имеет образ Христа в поэме? Одни воспринимают образ Христа как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть и «невидимого».

«Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

«Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

Учитель:

Что значит «надо другого»? О ком это? Почему Он нужен? (ответы учащихся).

Возможно, Христос в финале поэмы потому берёт в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но всё же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может… Наверное, поэтому поэма начинается с чёрного цвета («Чёрный вечер…»), а заканчивается всё-таки белым: «В белом венчике из роз…».

6.Синтез.

Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, как оценил поэму «Двенадцать» Пётр Струве.

«Но всё-таки «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нём он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном, достигающем гражданственности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом.

- Скажите, согласны ли вы с такой оценкой? (слушаем ответы учащихся).

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к её героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одном из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

Ну что, теперь произведение вам понятно? Хорошо, а теперь достаньте небольшие листочки, напишем небольшой тест по произведениям Блока. Вопросы теста на ваших столах.

По ходу урока учащиеся делают записи в своих тетрадях.

7.Тест по произведениям А. А. Блока.

Задание 1.

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

а) футуризм;

б) акмеизм;

в) символизм;

Задание 2.

Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики:

1) мотив мрачной разочарованности; а) «Фабрика»;

2) мотив назначения поэта и поэзии; б) «К Музе»;

3) мотив «страшного мира»; в) «Осенняя воля»;

4) мотив Родины; г) «Я стар душою…»;

Задание 3.

К какому этапу творчества («трилогия вочеловечения») Блок отнёс цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) теза;

б) антитеза;

в) синтез;

Задание 4.

Из какого произведения Блока эти строки?

В синем сумраке белое платье

За решёткой мелькает резной.

а) «Незнакомка»;

б) «В ресторане»;

в) «Соловьиный сад»;

Задание 5.

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

а) на историческую тему;

б) о современности;

в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего;

Задание 6.

Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

а) марш;

б) танго;

в) частушка;

г) романс;

Задание 7.

Какие приёмы использует Блок в следующих примерах?

1) «Весенний и тлетворный дух»; а) метафора;

2) «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»; б) анафора;

3) «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»; в) оксюморон.

Правильные ответы: 1)в; 2)1-б, 2-г, 3-а, 4-в; 3)а; 4)в; 5)в; 6)б; 7)1-в, 2-а, 3-б.

Результаты теста см. в приложении.

8.Задавание на дом.

А теперь запишите задание на следующий урок.

Всё ли вам понятно? Есть какие-то вопросы?

Тогда на этом урок закончен. Всем спасибо. Можете быть свободны.


1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»?

Поэма А. Блока «Двенадцать» сочетает символические и реали-стические черты, сатиру и лирику. Построена на контрасте: цвета — черный вечер — белый снег, образов — старый и новый мир, рит-мов. Поэма полифонична, вмещает в себя разные точки зрения, пересекающиеся реплики и суждения. В ней явственна фольклорная основа, реализующаяся в языке, в использовании частушек, го-родского романса, пословиц.

2. Объясните значение образов-символов в поэме А. Блока «Двенадцать».

Образ вьюги, метели — символ разгулявшейся стихии револю-ции; образ голодного пса — сатирическое изображение старого мира; образ двенадцати красногвардейцев связан с двенадцатью апосто-лами — учениками Иисуса Христа. Образ Христа «в белом венчике из роз» впереди красногвардейцев — самый неясный и не разгадан-ный до конца символ А. Блока.

3. Как изменяется образ двенадцати красноармейцев в поэме А. Блока «Двенадцать»?

Образ двенадцати дан в развитии. В начале поэмы это голытьба, которой «на спину б надо бубновый туз» (то есть это бандиты, уголовники, которым в царской России нашивался отличитель-ный знак на тюремную одежду). Затем они превращаются в крас-ногвардейский дозор, а потом теряют реальные очертания, пре-вращаясь в снежной замети в двенадцать апостолов — провозве-стников новой эры. Меняется и их походка: вначале они идут лишь бы как, вразвалку, затем — революционным маршевым шагом, переходящим в державную поступь.

4. Каково, на ваш взгляд, значение образа Христа в поэме А. Бло-ка «Двенадцать»? Материал с сайта

А. Блок писал, что сам не понимает, почему Христос. Это гово-рит о сложности восприятия революции поэтом. М. Волошин счи-тал, что образ Христа невидимо присутствует во всей поэзии Блока: «Красный флаг в руках Христа? В этом тоже нет никакой кощунственной бессмыслицы. Кровавый флаг — это новый крест Христа, символ его теперешних распятий». Другие исследовате-ли считают, что Христос — символ величия революции и ее свя-тости. Третьи видят в том, что Христос впереди двенадцати, сим-вол начала новой эры. В образе Христа усматривают и воплоще-ние справедливости революционного дела.

5. К какому художественному направлению относится поэма А. Блока «Двенадцать»?

Отражая романтический пафос революции, поэма «Двена-дцать» сочетает в себе черты символизма и реализма, которые дополняются сатирическим и ироническим пафосом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • контрольные вопросы по поэме 12
  • новый мир в поэме блока двенадцать
  • поэма блока двенадцатьсатирические образы
  • поэма невесте ответ
  • вопросы к поэме двенадцать

Материалы к поэме А. Блока "Двенадцать"

Почему поэма называется "Двенадцать"?

Почему именно Иисус Христос у Блока предваряет шествие отряда красногвардейцев?

Какова роль контраста в художественном строе поэмы?

Поэма "Двенадцать" была создана после долгих размышлений поэта о судьбах родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один - конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой - скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как "мирового пожара".

Мотив движения - главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры "Двенадцати". Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу - двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу - носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: "писатель, вития", "барыня в каракуле", "невеселый товарищ поп".

Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик "влит" в повествование, его голос - такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие "Двенадцати" - это воспроизведение многоголосия "переворотившейся" эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей "судьбы" двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.

Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 17-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат "Вся власть Учредительному Собранию!", оплакивающая Россию "барыня в каракуле", злобно шипящий "писатель, вития", отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.

С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

Гуляет ветер, порхает снег,

Идут двенадцать человек.

Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои - представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к "верхам". "Святая злоба" владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?

Главный вопрос поэмы: "Что впереди?" - для Блока был ясен, он внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев.*

Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной поступью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа - антитеза псу-волку, как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы все укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ "двенадцати", и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имен, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов. Призрачность идущего во главе двенадцати апостолов Христа диссоциирует с державным шагом революции. В разные годы литературоведы трактовали смысл поэмы с диаметрально противоположных точек зрения - от приветствия новой революционной России, "идущей державным шагом", до полного отрицания революции как бунта кучки головорезов. Я думаю, что именно М. Волошин наиболее точно определил основную мысль поэмы: "Идут без имени святого все двенадцать вдаль". И их незримый враг вовсе не "нищий" пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади.

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!

Как видим, от голодного пса - старого мира - красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.

Кто там машет красным флагом?

Приглядись-ка, эка тьма!

Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

Духовно слепым "двенадцати" не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом "товарищ", но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то "черное", что несет с собой революция, есть в ней и "белая" правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев. Открывается поэма строками:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Черное небо и белый снег - символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция несет и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В поэме "Двенадцать" автором дана объективная, беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта время от времени появляется на страницах поэмы. ("В очи бьется красный флаг"). Цветовая гамма поэмы почти исчерпывается этими тремя цветами, символизирующими главные стороны жизни революционного Петрограда.

От главы к главе резко меняется ритм стиха, так как появляются абсолютно разные слои общества, события контрастны и противоречивы. "Как пошли наши ребята В красной гвардии служить...", явно не долго раздумывая - это народная частушка, "Не слышно шуму городского, Над Невской башней тишина..." - в поэму вступает плавная музыка русского городского романса. И речь в этом отрывке идет о "буржуе..., безмолвном, как вопрос", о верхних слоях общества, враждебных революции. Несколько раз повторяется чеканный революционный лозунг: "Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!", сразу же после выхода поэмы попавший на уличные плакаты. Блок призывал "слушать музыку революции", именно эту музыку он передал в своей поэме. Неожиданные переходы придают поэме особую выразительность, заряжая ее новой драматической энергией. Эту особенность "Двенадцати" отметил О. Мандельштам, назвав поэму "монументальной драматической частушкой", которая обречена на бессмертие, как фольклор.

Действия и чувства героев тоже контрастны, они мгновенно переходят от любви к "черной злобе", от убийства к отчаянию, услышав оправдание "нынешним временем", Петруха тут же "опять повеселел" и готов на грабежи.

Народная стихия пронизывает поэму, расширяя "личный" план повествования и углубляя "общественный". Центральный кульминационный эпизод поэмы - убийство Катьки - является вершиной драматических страданий Петрухи - одного из "двенадцати", который в отличие от своих товарищей никак не может подавить своих чувств: то бешеной ревности к неверной Катьке, то глубокого отчаяния и любви к ней, то мрачного приступа тоски ко всему окружающему. Казалось бы, какое историческое значение могут иметь переживания самого обычного, далеко не идеального человека? Но в этом и сказалась гениальная прозорливость Блока. Он, сосредоточив внимание на интимно-личных переживаниях человека, раскрыл их социальную и общественную значимость. Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества. Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже - в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого, не глядя, не раздумывая, ожидая, что "вот проснется лютый враг".

Мысли и чувства солдат противоречивы, но их действия носят глобальный, необратимый характер:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

* К Чуковский в статье "Александр Блок как человек и поэт" вспоминает интересный эпизод: "Гумилев сказал, что конец поэмы "Двенадцать" (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:

Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос".