Сочинение по произведению на тему: Поэма Блока «Двенадцать

В поэме изображен Петроград в начале января 1918 года, то есть в те дни, когда и писалось произведение. Бушует метель - символ революции. Образ ветра, бури, стужи - это излюбленный образ Блока, к которому он обычно прибегал, когда стремился передать ощущение полноты жизни, ожидание великих событий. Первое стихотворение цикла «Вольные мысли» (1907) заканчивалось такими строками:

* Всегда хочу смотреть в глаза людские,
* И пить вино, и женщин целовать,
* И яростью желаний полнить вечер,
* Когда жара мешает днем мечтать,
* И песни петь! И слушать в мире ветер!

Образы ветра, метели, стужи встречаются и в других произведениях поэта, например в стихотворении 1914 года «Земное сердце стынет вновь…» с его высоко-патетическими строками:

* Земное сердце стынет вновь,
* Но стужу я встречаю грудью…
* Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
* Уюта - нет. Покоя - нет.

Образ ветра как символ стремительного движения в будущее создан в цикле «О чем поет ветер». Незадолго до революции Блок обращается к образу ветра, стремясь передать тревожное состояние своей души («Дикий ветер стекла гнет»,. Поэт жадно вслушивается в грядущее, которое слышалось ему в шуме ветра. Очень скоро после февральской революции Блок понял, что она была обманом народа. «Не знаю, была ли революция?» - записывает он в дневнике 25 мая 1917 года, а на второй день - более категорично: «…то, что было, не было революцией». Запись 5 августа передает страстное ожидание подлинной революции: «За миновавшей вьюгой открылась железная пустота дня, продолжавшего, однако, грозить новой вьюгой… Таковы были муждуреволюционные годы, утомившие и истрепавшие душу и тело. Теперь - опять налетевший шквал…»

Не случайно образом ветра начинается поэма «Двенадцать». Этот образ проходит через все произведение, сопровождает все мысли поэта в дни революции. Во время работы над поэмой в записной книжке Блока часто упоминается ветер. «К вечеру ураган (неизменный спутник переворотов)» - 3 января; «К вечеру- циклон» - 6 января; «Бушует ветер (опять циклон?)» - 4 января. В статье «Интеллигенция и Революция» - со ссылкой на Карлейля: «Демократия приходит, «опоясанная бурей».

И, наконец, рассказ Блока о работе над поэмой: «Во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)… поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства» . Характерно, что к такому же образному определению революционной атмосферы прибегнул тогда же: «…кругом с страшным шумом и треском надламывается и разваливается старое, а рядом в неописуемых муках рождается новое …».

И вот начало поэмы.

* Черный вечер.
* Белый снег.
* Ветер, ветер!
* На ногах не стоит человек.
* Ветер, ветер - На всем божьем свете!

Это тот же беспокойный ветер, с которым мы уже встречались в дореволюционной поэзии Блока. Но теперь он вдребезги разбивает старый мир, это страшный, черный ветер для буржуя, жалко жмущегося в подворотне. Образ ветра в поэме воспринимается и как прямое изображение - именно такая ветреная, метельная погода была в Петрограде в январе 1918 года,- и как символ революционного шквала. Ветер треплет плакат «Вся власть Учредительному собранию», сбивает с ног представителей старого мира - от попа до проститутки; все эти, как выразился. Паперный, «не действующие, а, скорее, действуемые лица» ‘ не могут устоять в разыгравшейся вьюге. И твердо, упорно навстречу ветру, встречая стужу грудью, идут двенадцать красногвардейцев - идут, не подвластные грозным стихиям, идут, увлеченные идеей нового мира, идут «державным шагом» - новые хозяева страны.

В поэме нет ничего случайного или незакономерного, нет ничего, что не было бы связано с мироощущением Блока, что не вытекало бы из его прежних произведений. Это относится и к образной системе, к романтической символике, это касается и сатирической линии в поэме, это можно сказать и о методе изображения сил нового мира.Ненависть Блока к старому миру, к «буржую» - это старая ненависть поэта, еще с того времени, когда он писал о «прогнившем хлеве буржуазии». В поэме выступают и те мещане, которые вызывали гнев поэта своим обывательским самодовольством. Ненависть Блока к «буржую», этому воплощению всех мерзостей «страшного мира», все нарастала, принимая порой форму болезни. Особенно обострился гнев Блока после Октября, когда ему еще яснее стала мерзкая сущность буржуа. 26 февраля 1918 года, т. е. через месяц после окончания поэмы, Блок делает такую запись о буржуа - соседе по квартире:

* «Господи боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой, перебивает мысли… Он лично мне еще не делал зла. Но я задыхаюсь от ненависти, которая доходит до какого-то патологического истерического омерзения, мешает жить. Отойди от меня, сатана, отойди от меня, буржуа, только так, чтобы не соприкасаться, не видеть, не слышать; лучше я или еще хуже его, не знаю, но гнусно мне, рвотно мне, отойди, сатана».

Ненависть поэта помогла ему создать остро-сатирический портрет старого мира, воплощенного в образе буржуя:

* Стоит буржуй на перекрестке
* И в воротник упрятал нос.
* А рядом жмется шерстью жесткой
* Поджавший хвост паршивый пес.
* Стоит буржуй, как пес голодный,
* Стоит безмолвный, как вопрос.
* И старый мир, как пес безродный,
* Стоит над ним, поджавши хвост.

В поэме ненависть поэта более «здоровая», чем в приведенной выше дневниковой записи. Это можно объяснить тем, что Блок тут показал и тех людей, которые разрушают старый мир. Отношение красногвардейцев к буржую - это не столько ненависть, сколько издевательская насмешка над ним, они отмахиваются от буржуя, как от назойливой мухи:

* Отвяжись ты, шелудивый,
* Я штыком пощекочу!
* Старый мир, как пес паршивый,
* Провались - поколочу!
* Он огрызается, этот старый мир
* («скалит зубы - волк голодный»),
* но его уже ничто не спасет.

На штурм старой России вышли люди, в которых кипит «черная злоба, святая злоба» к угнетателям. Заветные образы, самые дорогие слова, высокую романтичность своей души поэт отдает этой новой силе, воплощенной в образах двенадцати красногвардейцев:

* В очи бьется
* Красный флаг,
* Раздается
* Мерный шаг.
* Вот - проснется
* Лютый враг…
* И вьюга пылит им в очи
* Дни и ночи
* Напролет…
* Вперед, вперед,
* Рабочий народ!

Понимая, что старый мир добровольно не уступит своих позиций, поэт призывает народ к бдительности, и этот призыв проходит через всю поэму:

* Революционный держите шаг!
* Неугомонный не дремлет враг!..
* Шаг держи революционный!
* Близок враг неугомонный!

В поэме слышится дыхание революции, многоголосое эхо ее напряженных дней, шум революционной улицы. Достигает этого Блок использованием самых разнообразных средств: революционного лозунга, солдатской частушки, только что родившейся -

* Как пошли наши ребята
* В Красной Гвардии служить
* В Красной Гвардии служить
* Буйну голову сложить!
* - городского романса, точнее - пародии на него:
* Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового - Гуляй, ребята, без вина!
* - разговорной интонации:
* - А Ванька с Катькой - в кабаке…
* - У ей керенки есть в чулке
* - Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
* Мою, попробуй, поцелуй!
Все это помогло поэту показать различные слои населения, так или иначе участвовавшие в революции. Герои Блока - двенадцать красногвардейцев - это городская «голытьба», вырвавшаяся на простор, взявшаяся за оружие, направив его против своих извечных врагов. Это не передовой отряд революционных рабочих, среди них есть и такие, которым «на спину б надо бубновый туз»(впрочем, эти слова могли злобно шипеть во след красногвардейцам обитатели роскошных особняков).


Страница: [ 1 ]

Поэма А. Блока "Двенадцать" - известное произведение, перечитанное не раз и изученное до последней самой маленькой детальки. Но удивительно, процессы, происходящие в обществе, пробуждают наши умы и сердца, что порождает ж лание взглянуть на многие явления с самой неожиданной стороны. Вот так и с поэмой "Двенадцать", которую захотелось прочитать в контексте нового времени.

Поэму "Двенадцать" Блок начал писать 8 января 1918 г., а поставил завершающую точку 29 января, сделав в дневнике волнующую запись: "Сегодня я - гений".

Время рождения поэмы было наполнено чрезвычайными событиями: в эти дни решалась судьба России, судьба Октябрьского переворота.

На страну, измученную войной, разрухой, голодом, изменой, надвинулась новая страшная угроза. Газетные листы дышали раскаленной атмосферой тех дней. Поэма "Двенадцать" была опубликована 18 февраля в газете "Знамя труда".

Для поэмы наступило бессмертие. Блок сказал, что "Двенадцать" останутся лучшим из всего, что он написал, потому что, создавая поэму, он всецело жил современностью. Никогда еще душа поэта не была столь восприимчива к бурям и грозам истории. Недаром в статье "Революция и интеллигенция" Блок призывал: "Слушайте революцию!".

Снежная вьюга в поэме "Двенадцать" - это образ "исторической погоды". Мотивы ночной метели, порывистого ветра проходят в поэме подобно основной теме в симфонии. При этом они приобретают различный смысл применительно к разным персонажам поэмы. Разбушевавшаяся стихия всегда играла в поэзии Блока громадную роль. Ветер, буря, метель, гроза...

Для старого мира злой и веселый ветер - сила враждебная. Он безжалостно валит с ног, загоняет в сугробы, выметает как ненужный сор.

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

Но вот заходит речь о двенадцати героях, и разительно меняется интонация стиха.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Двенадцать (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) - это те, кто должен нести миру свободу, счастье и справедливость. А что несут двенадцать красногвардейцев Блока, идущие "без креста", "мерно... державным шагом", "держа винтовки", стреляя "в Святую Русь", раздувая "мировой пожар в крови", все вперед, вперед, за кровавым флагом?

Как стыкуются их идеалы с реальной, непридуманной действительностью? Жизнь, несмотря на революцию, продолжается: кто-то кого-то любит, кто-то кому-то изменяет. Человек даже в периоды глобальных социальных изменений остается человеком со всеми своими достоинствами и недостатками. Только двенадцати героям нет никакого дела до тех, кто путается у них под ногами, не понимая величия и ответственности исторического момента! Трагедия Катьки разыгрывается у них на глазах и вызывает только досаду: ведь еще "потяжеле будет бремя", так стоит ли Петрухе вести себя как "баба" из-за какой-то падшей женщины? Конечно, нет! Раз уж зпереди "мировой пожар", то Петруха головку вскидывает, он опять повеселел!.. "Открывайте погреба - гуляет нынче голытьба!"

Вам не страшно? Рушится старый мир, но что идет ему на смену? Мир еще большего насилия, бездушия, безнрав-ствия. Не в этом ли предостережение Блока, его провидение. Идут двенадцать человек, у них не прогулка, они идут бить, бить, бить. Но кого?

Я заметил, в поэме практически нет врагов. Подумайте, так ли уж опасен "пес голодный"? Да его не то что винтовкой - палкой оттолкнуть можно. А если попробовать накормить, приласкать, и он превратится в верную дворнягу. А может быть, враг - Катька, позволяющая себе в столь важный исторический момент сиюминутное развлечение? Я думаю, что нет. Да Блок и не настаивает на этом. Он просто призывает к бдительности. Притом призывает всех: и Катьку, и Петруху, и двенадцать.

Ветер гуляет, снег порхает, а этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Они в ней, как в родной стихии, - и не скользят и не падают, а твердо идут к своей цели.

Стихия, в понимании Блока, есть начало и разрушительное, и созидательное. Цель революции Блок видел в том, чтобы "все стало новым". Революция - это лаборатория новых форм жизни, ее делают парни из городских низов, вступившие в Красную гвардию.

Как пошли наши ребята

В Красной гвардии служить -

В Красной гвардии служить -

Буйну голову сложить.

На протяжении всей поэмы прослеживается противоречие, свойственное мировоззрению самого Блока. Это и неприятие старого, и неприятие нового, потому что оно антигуманно. Ведь бесчеловечность проявляется не только по отношению к Катьке, но и в оправдании красногвардейцами бессмысленного жестокого преступления. В их душах все смешалось - и забубённая удаль, и чувство просыпающегося долга.

Блок вместе с тем идеализировал своих героев революции, доказывая, что у каждого красногвардейца он видит ангельские крылья за плечами.

И по-прежнему возникает вопрос: какое отношение к содержанию поэмы имеет Иисус Христос? Этот вопрос вызвал много споров. Я пересмотрел Евангелие, известные произведения живописи и убедился, что Иисус Христос везде предстает перед нами в терновом венце, а у Блока Христос "в белом венчике из роз". Что это - игра слов? Не думаю. Поэт бережно обращался с каждым словом. Мне кажется, что блоковский образ Христа, хоть и "за вьюгой невидим", все же грядет, потому что он является не чем иным, как олицетворением мечты о действительно справедливом обществе. Вот почему Христос Блока и "от пули невредим" - мечту нельзя убить, и "в белом венчике из роз".

Еще десятилетия будут спорить о роли Октября в истории России, о роли революции в истории человечества вообще. Александр Блок, "человек бесстрашной искренности" (М. Горький), дает нам ключ к пониманию этой сложнейшей проблемы.


Поэма "Двенадцать" - это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе, в которой воплощена революционная действительность России, самое значительные произведение Блока, итог его сложного идейно-творческого пути. Она написана в январе 1918 г.. Это был исключительный трудный период для молодой Советской Республики. В.И.Ленин говорил, что "революция переживает тяжелые дни, когда многие готовы впасть в уныние и разочарование". Блок, исключительно чуткий к духу времени, и особенно к тяжелым, трагедийным сторонам жизни, не мог не отразить их в поэме.Ощущение грозного дыхания времени, переданное с такой огромной внутренней силой, буквально пронизывает это произведение. Сложность и драматизм поэмы во многом были определены сложностью и драматизмом труднейшего исторического периода.

Поэма пронизана образами разбушевавшейся стихии:

Черный вечер,

Белый снег-

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер-

На всем божьем свете!

Но стихия в понимании Блока - начало не только разрушительное, катастрофическое, но и преобразующее, очищающее общество и человека.

В начале поэмы красногвардейцы-дозорные - далеко не передовой отряд революционных рабочих. Но с развитием сюжета герои как бы преображаются, и тема "голытьбы" не перерастает в тему восставшего "рабочего народа", идущего вдаль"державным шагом". Поэма наполняется подлинным революционным пафосом:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем!

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Стихия воспринимается Блоком как великое, святое дело, очищающее мир, недаром, как символ святости это борьбы, возникает в конце поэмы образ Христа, лишенный религиозной сути. Пафос революционной страсти неразрывно связан в поэме с отрицанием старого мира. Сатирически изображены его представители: барыня, поп, "вития" - буржуазный поэт, буржуй. Этот мир обречен:

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом вьется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродый,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Старый мир, буржуй, голодный пес - все эти образы пересекаются в поэме, и когда мы видим, в 17 веке главе голодного пса, следующего за красногвардейцем, это воспринимается как символ уходящего мира:

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!

Но старый мир еще скалит зубы, и образ становится угрожающим:

Скалит зубы - волк голодный...

Но старый мир еще живуч, но "двенадцать", олицетворяющий новую, революционную Россию, прокладывает путь в будущее, осененное красным - кровавым - флагом в руках Христа. Блок еще неясно различал созидательные, движущие силы революции и поэтому, как указывал сам, вынужден был обратиться к этому образу-символу.

Поэма "Двенадцать" впервые в советской литературе подчеркнула вселенский размах революции. В то же время Блок показал, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными и чувствами. В этом отношении поэма стала новаторской. Блок стремился передать "музыку революции" и нашел новую художественную форму, которая помогла воссоздать ее. Поэма отличается ритмическим многообразием. Мощно и властно врываются в нее голоса, выкрики, песни, призывы, приказы, гомон и гул толпы - все то, что вызвано к жизни революцией и несет на себе ее печать, присущие ей черты.


Сочинение.

Раздумья о судьбах родины в поэме Блока «Двенадцать»

Существует мнение, что каждый писатель, сколько бы ни создал за свою жизнь, в сущности все время пишет одно и то же единственное произведение, образно говоря - «книгу жизни». И последняя точка в конце последнего произведения одновременно является и последней точкой в этой «книге». Финально-обобщающее творение Александра Блока - известная поэма «Двенадцать». Может быть, даже - печально известная, ведь она «подарила» автору множество врагов по обе стороны идеологических баррикад.

История поэмы драматична: на протяжении всего времени она была предметом яростной полемики. После ее появления многие знакомые Блока порвали с ним, а Зинаида Гиппиус плевала вслед автору и переходила на другую сторону улицы, едва заметив бывшего своего приятеля. Причины создания этой поэмы были неясны даже самым близким Блоку людям, произведение многие не понимали. А. Белый считал его трагической ошибкой автора, в которой он позже раскаялся. В последние годы жизни Блок мучительно переживал любые упоминания о поэме. Сейчас модно говорить о молчании Блока-поэта, практически ничего не написавшего после нее, как о расплате за «прореволюционную» поэму. С другой стороны, очень многие сторонники Октябрьской революции восприняли ее как клеветническую, поскольку в основе сюжета - тривиальное уголовное преступление. С этим можно было бы согласиться, если бы не одна-единственная фраза в записной книжке Блока, сделанная им в день окончания поэмы: «Сегодня я - гений». Казалось бы, такое хрестоматийное произведение, как «Двенадцать », читанное не раз и не два, изучено до последней, самой маленькой детали. Но в том ведь незадача: процессы, происходящие в обществе, пробуждают от спячки наши умы и сердца, что порождает желание взглянуть на многие явления с самой неожиданной стороны.

Только в одном пункте можно признать бесспорность официальной трактовки произведения: поэт действительно не оставляет никаких сомнений в том, что старый мир достоин разрушения, и повторять аргументы в пользу этого тезиса нет никакой необходимости. Но что касается мира нового, то этот аспект в старые схемы уже не укладывается. Сложным и противоречивым было отношение поэта к родине. В одном из стихотворений он признался, что испытывает «и страсть, и ненависть к отчизне». Родина у Блока несколько необычна: она таинственна, «с болотами, и журавлями, и с мутным взором колдуна ». Такой Россию мы не встречали ни у одного писателя. Блок, как и многие до него, обращается к прошлому, но эта история - плод интеллекта автора - азиатская:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

В прошлом Руси поэт ищет ответ на то, что ждет его родину в будущем. Он верит в свою отчизну, верит в ее возрождение и не отделяет себя от родины:

Следовательно, появление в поэме «Двенадцать» пролетарской России закономерно. В одном из последних стихотворений (1914), посвященных России, Блок показывает родину такой, какой ее многие не принимали и проклинали: это Россия, грешившая «бесстыдно » и «непробудно», Россия ханжеская, Россия «темного царства ». Блок видит ее такой и такую же любит, ибо верит в нее, хотя и предчувствует страшные потрясения. Для Блока окружающий его мир страшен, он наполнен непроглядным ужасом жизни. И будущее для поэта - это не «солнечный край непочатый» Маяковского. Русский бесприютный храм сменяет новый, построенный на крови. Будущее - трагично, оно сулит пожары и мятежи. Это возмездие старому миру, и его следует принять, но в этом будущем нет места лирическому герою Блока: Пусть заменят нас новые люди. Жизнь проходит мимо:

Что делать! Мы путь расчищаем

Для наших далеких сынов!

И этот новый мир, где нет места герою А. Блока, ассоциируется у поэта с Царствием Божим:

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое.

Живя в ожидании возмездия за жизнь в страшном мире, видя это возмездие в кровавых отсветах пожаров и мятежей, Блок воспринял Октябрьскую революцию - революцию солдат и рабочих - как закономерное явление. Она не была для него неожиданностью, он видел ее разрушительную силу, понимал, что она несет гибель, однако в своих стихах сам поэт давно вынес приговор этому миру и людям, населяющим его. Двенадцать - это те, кто должен нести миру свободу, счастье и справедливость. А что несут двенадцать красногвардейцев Блока, идущие «без креста», «мерно», «державным шагом», «держа винтовки», стреляя «в Святую Русь», раздувая «мировой пожар в крови», все «вперед, вперед за кровавым флагом»? Как стыкуются их идеалы с реальной, непридуманной окружающей действительностью? Жизнь, несмотря на революцию, продолжается: кто-то любит, кто-то кому-то изменяет; человек даже в периоды социальных катаклизмов остается человеком со всеми своими достоинствами и недостатками. Только что за дело двенадцати до тех, кто путается у них под ногами, не понимая величия и ответственности момента и мешая «державно» двигаться вперед!

Свершается акт исторически справедливый - рушится старый мир. Но что идет ему на смену? Мир еще большего насилия? Да, борьба нового со старым без насилия не обходится: «насилие - это повивальная бабка истории», «революция - это не прогулка по Невскому проспекту», и поэтому нельзя гладить по головкам, а надо по ним «бить, бить». Но в поэме А. Блока врагов практически нет. Ну, в самом деле, разве так уж опасен «пес голодный »? Да его не то что винтовкой - палкой отогнать можно, а если попробовать накормить, так он, может быть, и в ласковую верную дворнягу превратится. Или Катька, гулящая девка, неужели она представляет серьезную угрозу диктатуре пролетариата? Конечно, представляет! «Рабочий народ» «…вдаль идет державным шагом…», а Катька позволяет себе сиюминутные развлечения, да при этом еще и не пешком ходит, а на «лихаче» раскатывает! Вот, видите: «неугомонный не дремлет враг», так что «революционный держите шаг», и чтобы не было никаких соблазнов - «взводи курок »! Три раза звучит призыв к бдительности в поэме, по два раза он провозглашается после описания событий, связанных с убийством Катьки. Случайно? У такого поэта, как Блок?!

В поэме «Двенадцать» соединилось практически все, связанное с осмыслением пути развития России, ибо Блок был певцом не только Прекрасной Дамы, чего часто не замечали его современники. Приговор старому миру воплощен в образе шелудивого пса. Для выражения своих чувств поэт использует такие ключевые слова: скука, гибель, черный, злоба, - объединяя их с доминантами кровь и пожар.

Блок был убежден, что в мировом пожаре погибнет «страшный мир», что «пожар в крови» (революция) - то пламя, через которое человек очистится, лишится своей скверны. Наверное, поэтому в конце поэмы и появляется впереди отряда красногвардейцев, перед тем оправдавших убийство и явно напоминавших уголовников («на спину б надо бубновый туз»), Иисус Христос, неожиданный для многих (долгое время в советских изданиях словосочетание «Иисус Христос» заменялось на «впереди идет матрос»), в том числе и для Блока.

Иисус Христос символизирует в этой поэме не церковь и даже не христианство, а начало Нового Времени, в котором мытари и блудницы станут праведниками, потому что Сын Божий Христос - надежда грешников. Блок верил, что пожар революции, уничтожая страшный старый мир, спасет, вернет человека. Но именно этого и не случилось. Пожар не может быть избирательным. Он уничтожает все: и плохое, и хорошее. И Александр Блок это понял раньше других. Потому, наверное, и замолчал. Он не воспринимал русскую революцию с политической точки зрения. К нему с полным основанием можно отнести слова Н. Бердяева, писавшего: «Достоевский обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный». Отсюда и призыв Блока к русской интеллигенции слушать «музыку революции». Позже эту музыку не слышал и сам поэт. Дальше «Двенадцати» идти было некуда. Жизнь потеряла свой смысл. И поэт умирает, хотя врачи и не предвидели летального исхода. Среди многих некрологов, посвященных Блоку, был один, несколько неожиданный. Он принадлежал перу Маяковского, который поставил верный «диагноз»: «Я слушал его в мае этого года в Москве: в полупустом зале, молчавшем кладбищем, он тихо и грустно читал строки о цыганском пении, о любви, о Прекрасной Даме, - дальше дороги не было. Дальше смерть. И она пришла». В «книге жизни» А. Блока была поставлена последняя точка.

Название предмета Литература

Класс 11

Уровень обучения базовый

Тема урока Поэма «Двенадцать» - принятие судьбы или вызов поэта времени?

Общее количество часов , отведенное на изучение темы 8 час

Место урока в системе уроков по теме Урок № 7 в системе уроков по теме «Александр Блок»

Цель урока: дать представление о многозначности идейно-образного содержания поэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека.

Задачи:

Образовательная: развивать умение трактоватьхудожественный текст в связи исторический эпохой; совершенствовать навыки анализа поэтического текста (умение построить словесные ряды, определить ключевые слова, смысл образов-символов).

Развивающая: продолжить коммуникативное развитие личности через организацию деятельностно-творческого общения учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, формирование навыковкультуры ведения диалога, вхождения в социум.

Планируемые результаты: знать историческую и творческую историю создания поэмы А.А.Блока «Двенадцать»,содержание произведения, основные теоретико-литературные понятия; уметь анализировать и интерпретироватьнаиболее значимые эпизоды,используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); уметь выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; выразительно читать фрагменты произведения, соблюдая литературные нормы;аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного), для участия в диалоге по содержанию поэмы «Двенадцать»; формирования читательского интереса и культуры чтения.

Методические приемы : частично- поисковый; словесные (рассказ учителя с элементами беседы), аналитический (анализ поэмы), метод самостоятельной познавательной деятельности при подготовке домашнего задания и при ответе на проблемные вопросы, метод творческого чтения, групповая работа, самостоятельная работа.

Форма организации учащихся: коллективная и индивидуальная, в группах,в парах, устная и письменная.

Форма организации работы учителя : изложение нового материала, аналитическая беседа, чтение наизусть.

Мультимедийная составляющая урока:

    презентация PowerPoint « Поэма «Двенадцать. Принятие судьбы или вызов поэта времени?»

    мультфильм;

    аудиозапись;

    электронная энциклопедия (Википедия).

Цель использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация словарного материала, повышение мотивации учащихся к учению.

Наглядность и оборудование:

    Учебник «Литература.11класс.1 часть. Под ред. Журавлева В.П. 17-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

    Различные издания поэмы «Двенадцать».

    Рисунки учащихся.

    Словарные слова на доске.

    Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова.

    Краткий словарь литературоведческих терминов Л.И. Тимофеева.

    Толковый словарь иностранных слов Л.П.Крысина.

    Раздаточный материал (Приложения 2,5).

    Приложения к уроку 1,3,4,6.

Доска (эпиграф, словарная работа) Приложение 1.

Эпиграф

Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день

А.Блок

Вне России нет для него никаких путей.

Не отречется Блок ни от какой России.

Е. Ростин

Виды деятельности учащихся:

1.Рецептивная – полноценное восприятие чтения поэмы автором (аудиозапись), учащимися, учителем; просмотр презентации; мультипликационного фильма.

2.Репродуктивная – слушание рассказа учителя, сообщений учащихся о восприятии исторического события А.А.Блоком, запись тезисов, теоретических сведений, средств художественной выразительности.

3.Продуктивная, творческая – реализация выполнения дифференцированного домашнего задания, выразительное чтение отрывков из поэмы наизусть, анализ произведения, создание рисунков по мотивам «Двенадцати»,участие в коллективном диалоге; творческая работа, осуществление рефлексии.

4.Поисковая - самостоятельный поиск устного ответа на проблемные вопросы.

5.Исследовательская - групповая работа,самостоятельная работа.

Ход урока .

I .Организационный момент.

II .Создание эмоционального настроя.

III .Актуализация известных знаний.

Проверка разноуровнего задания.

1. Учащиеся, написавшие мини-сочинение «Мое первое впечатление о поэме А.А.Блока «Двенадцать»», сдают его учителю на проверку.

2. Учащийся отвечает на вопрос: «Как Блок понимает двойственность стихии революции»? Одноклассники слушают и анализируют.

3. Те, кто написал цитатный план, передают его соседу по парте для анализа.

4.Слушаем два-три синквейна, оцениваем.

Учитель читает свой вариант.

Поэт.

Глубокий. Метафоричный.

Чувствует. Думает. Сомневается.

Я учусь у него постигать мир.

Личность.

IV .Целеполагание.

1.Слово учителя.

В то смутное время, когда интеллигенции приходилось решать вопрос, с кем быть, споры, прежде всего, велись по поводу смысла поэмы «Двенадцать»: благословил или проклял первый по величине поэт революцию? По утверждению В.В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие- славу ей». Поражало современников то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки о «толстоморденькой» Катьке? Как поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, мог написать в страшные для нее дни: «Пальнем-ка пулей в святую Русь?» Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации «Двенадцать» в газете «Знамя труда», окончательные ответы на них не найдены до сих пор.

И мы сегодня попытаемся поискать свои ответы на эти вопросы.

2. Итак, тема нашего урока: « Поэма А.А.Блока «Двенадцать» - принятие судьбы или вызов поэта времени?» Слайд1.

Открываем тетради, записываем тему урока. В течение всего урока в тетради записываются основные понятия, термины, выводы.

3. -Как вы думаете, какова наша цель?

(Дать представление о многозначности идейно-образного содержания поэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека).

V .Открытие нового знания. Слайд 2.

Попробуем определить понятийный ряд темы урока, для этого проведем лексическую работу.

Подберем ассоциативные ряды к словам: судьба, п ринятие ( принять) , вызов , время .

А теперь посмотрим, каково значение этих слов в Википедии и толковом словаре Д.Н.Ушакова.

1.Словарная работа (Интернет-ресурс). Слайд3.

Работа в группах Приложение №2

1 группа обратится к Википедии (электронной энциклопедии), определит значение этих слов.

2 группа найдет их лексическое значение в толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова.

3 группа подберет к этим словам синонимический ряд.

Слушаем толкование слов (одна группа читает, остальные добавляют)

В электронной энциклопедии:

Судьба́ - неразумная и непостижимая совокупность всех событий, обстоятельств и поступков, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и тому подобное.

Принятие - действие по значению глагола , принять.

Принять -согласиться сделать что-то своим, включить что-то в сферу своего владения, влияния, понимания.

Вызов- приглашение принять бой, вступить в борьбу, состязание.

Время – одно из основных понятий и , длительности существования всех объектов, характеристика последовательной смены их состояний в процессах изменения и развития .

В толковом словаре русского языка Д.Н.Ушакова .

Судьба́ - участь, доля, жизненный путь.

Принятие -действие по глаголу принять.

Принять- воспринять, отнестись к чему–нибудь или реагировать на что–нибудь каким–нибудь образом, выразить свое согласие с чем–нибудь.

Вызов -призыв к борьбе, состязанию.

Время - длительность бытия (филос.). Пространство и время – основные формы бытия.

Синонимы

Принятие- согласие, неизбежность,благословление…

Вызов -несогласие, буря эмоций, различие взглядов, проклятие, призыв к борьбе…

Определив словесный концепт слов, попробуем осмыслить тему урока.

-Является ли поэма «Двенадцать» вызовом поэта времени? Почему?

Прошлый урок мы закончили словами из поэмы: «Выходи, стрелять начнем!» Так проявляют себя люди в хаосе и неразберихе революционного времени,ощутившие безграничность свободы, когда все позволено, в то же время чувствующие враждебность окружающего мира.

2.Аналитическая работа с текстом поэмы. Чтение наизусть отрывков из поэмы учителем и учащимися.

- С кем, кроме представителей старого мира» мы встречаемся на страницах поэмы? (С красногвардейцами)

Обычное передвижение красногвардейцев по Петрограду приоб­ретает черты величавости. Лексическая окраска повествования меняется: «В очи бьется / Красный флаг. / Раздается / Мерный шаг, / ...Вдаль идут державным ша­гом... / ...Так идут державным шагом».Посмотрим, как об этом говорит автор учебника (Учебник,стр.201)

« неразбуженные» и «омертвелые» уголки человеческой души.

3.Видео(просмотр фрагмента мультипликационного фильма)

В 4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Слайд 4

-Кто такая Катька? За что ее убивают? ( Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!» - Легче убивать будет?

Любовная история, ревность и расправа над Катькой (чье наказание совершенно несоизмеримо с ее виной)– незначительный эпизод для них. Слайд 5

-Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?

Невольный убийца переживает,его товарищи сочувствуют.Обратимся к учебнику стр.201

- Как они это делают? Довольно презрительно: проявление чувств не приветствуется. Убийство становится нормой (Упоминания об убийствах уже были: в 5 главе «Помнишь, Катя, офицера – // Не ушел он от ножа…»).

Настрой охраняющих город и новую власть вполне очевиден (по тексту): кураж, грабеж, насилие.

- Но так ли случайна эта история, как вы думаете? Каким предстает Петруха?

Блок рисует крупным планом обыкновенного человека, обуреваемого грехами, но не чуждого раскаяния и сокрушающегося сердцем о том, что погубил женщину. Примитивен Петруха только на первый взгляд. Но жертвой революции в поэме становится именно Катька. Образ ее в «Двенадцати» -целостный, теплый, человечный: она выделена из темных теней «народной стихии». Андрей Белый писал: «...И вот при таком реализме поэт как бы говорит: - И в тебе, Катька, сидит Прекрасная Дама... И если Катька не спасется

Никакой «Прекрасной Дамы» нет и не должно быть». Слайд 6.

Система ценностей, духовный мир героев показан в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное опустошение.

-Какими словами заканчивается глава? О чем это? О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?

4.Обращение ко второму эпиграфу урока Слайд 7.

Физкультминутка Приложение 3.

5.Художественные особенности поэмы. Подготовка к ЕГЭ.

Словарная работа

    -Обратим внимание на художественные особенности поэмы:Слайд 8,9,10 образы-символы в поэме(ветер, вьюга, флаг, белый снег, пес безродный…)

    художественные детали(«Хлеба! Что впереди? Проходи!», «барыня в каракуле», «буржуй на перекрестке»…)

    песенные или частушечные ритмы.Слайд 11.

-Какую роль они играют?

6. Аудиозапись 12 главы. Читает автор. 7. Анализ 12 главы.

К кому обращены вопросы патруля?
-Кто этот невидимый «Кто»?
-Кто «…ходит беглым шагом, хоронясь за все дома», «…машет красным флагом», «-Кто в сугробе…»?
-Что звучит в этих вопросах? (В вопросах слышны угрозы, неуверенность, страх, сомнения.И чтобы убить свои сомнения и страх, они стреляют)

-Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? Слайд 12.

Образа Христа присутствует в поэме незримо, наблюдает за действиями и поступками двенадцати.

- А в 12 главе только ли в последней, финальной строфе появляется Иисус, зримо для поэта и незримо для патруля?

8. Презентация результатов аналитической работы.

Приложение 4.

А) Индивидуальное задание. Слайд 13

Мы видим, что этот обращение к Христу прослеживается на протяжении всей поэмы.

Много спорных мнений существует по поводу образа Иисуса Христа в произведении Блока

- Как же объяснить появление фигуры Христа в произведении?

Б) Группа учащихся искала ответы на этот вопрос(работа в группах)

Существует множество трактовок финала произведения. Слайд 14

1.Некоторые исследователи объясняли появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев.

2.Другие говорили, что появление Христа в финале свидетельствует о восприятии поэтом революции как святой и спасительной (Христос благословляет происходящее)

3.Третьи полагали, что финал доказывает осознание Блоком антигуманной сущности происходящего.

4.Для читателя того времени, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы,- это путь из бездны к воскресенью, от хаоса к гармонии.

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

- Как вы думаете, почему именно такими строками закончил поэму автор?

До сих пор нет (и вряд ли когда-нибудь появится) однозначное истолкование «совпадения» числа красногвардейцев в составе патруля с числом Апостолов.

М. Волошин предполагал, что не Христос «возглавляет» красногвардейцев, а они Его «конвоируют». М. Булгаков считал, что в «стихии», во вьюге «русского бунта - бессмысленного и беспощадного» (А. С. Пушкин), Блоку под видом Христа явился Антихрист. «Разве я «восхвалял»?.. Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа», - писал Блок в марте 1918 г.У каждого свое мнение, «истину в последней инстанции» установить, вероятно, немыслимо.

Образ Христа – ключ к пониманию поэмы. Очень спорный образ, если смотреть на него с политических позиций. Сам поэт, казалось, недоумевал…

Вот запись из дневника Блока:

«Почему он? Не знаю. Пригляжусь внимательно вперед, вдаль и вижу, что он».

Будущее России – не старый мир. Будущее в двенадцати красногвардейцах, которые должны увидеть Христа. В этом смысл заглавия поэмы. Если убрать Христа в финале – становится страшно! Нарушается зыбкое равновесие между добром и злом в поэме. Тогда нет будущего.

Иисус Христос символизирует в произведении не церковь и даже не христианство, а начало Нового Времени, в котором грешники станут праведниками, потому что Сын Божий Христос - их надежда. Блок верил, что пожар революции, уничтожая страшный старый мир, спасет, вернет человека. Но этого не случилось. Пожар не может быть избирательным. Он уничтожает все: и плохое, и хорошее. И Александр Александрович Блок это понял раньше других. Потому, наверное, и замолчал. В статье «Интеллигенция и революция» есть слова, которые оказались про­роческими по отношению к судьбе самого их автора: «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение толь­ко своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были».

VI . Самостоятельная работа. Приложение 5

VII .Домашнее задание

Подготовится к классному сочинению по предложенным заранее темам. Приложение 6

VIII .Рефлексия

Итог урока. Записи в тетради.

Исходя из поставленных на уроке целей и задач, анализа содержания поэмы Блока «Двенадцать», словарной работы, можно сделать вывод, что

поэма «Двенадцать» - это …, потому что

    Принятие судьбы, потому что…

    Вызов времени, потому что…

Поэма «Двенадцать» - отражение духовных поисков поэта и его современников в период слома эпох.

1.А.А.Блок принял революцию, призывал всем сердцем ее слушать.

2. Видел в ней романтическое начало «мирового пожара»,который уничтожит «старый мир»

3.Понимал противоречивость революции, столкновение «безобразного» с «прекрасным».

4. Верил в очистительную силу стихии революции.

5.Предугадал ее гибельные последствия.

В каждом слове Блока и в каждом его стихотворении воплотилась судьба русского человека на крутом историческом переломе. Совесть поколения, гениальный трагический поэт, бесстрашно открытый бурям и мятежам, которые, как он предощущал, разрушат старый порядок. Поэт страстно хотел сохранить идейные, нравственные и культурные ценности, выстраданные народом в процессе его исторической жизни, пронести их незапятнанными сквозь испытания и соблазн «попрания святынь».

Оценки