Саперы какой род войск. Инженерно-саперные войска россии. Какой тяжёлой техникой вооружены «штурмовики»

НАЧАЛО

Инженерных Войск Руси.

До XVII века слово город часто относили к укреплениям, обозначая этим термином оборонительные стены. Начавшееся в конце XII века дробление феодальной Руси на множество княжеств, привело к строительству крепостей и сооружений самых различных типов практически на всей территории. О высоком уровне русского военно-инженерного искусства того времени свидетельствует как умелое строительство укреплений, так и совершенствование инженерных мероприятий при обеспечении наступательных действий войск.

Первые сведения о воинах-строителях на Руси летописцы относят к 1016 году. В Древней Руси простейшие виды военно-инженерных работ выполняли ратники, а для проведения более сложных - привлекали мастеровых людей, среди которых были "городники ", занимавшиеся строительством укреплений, "мостники ", наводившие мосты и переправы, "порочных дел мастера ", строившие осадные машины - пороки. В XIV веке людей, руководивших такими работами, стали называть "розмыслами " от слова "размышлять", подчеркивая тем самым интеллектуальный характер их труда. В значении же официального титула термин "розмысл" стал употребляться в XVI веке с царствования Ивана Грозного.

В 1242 году русские разгромили немцев на льду Чудского озера. Русские войска умело использовали при этом как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учетом особенностей местности.

Миниатюры Никоновской лицевой летописи, XVI в. I Остермановский том.

Первым русским военным инженером считается дьяк Иван Григорьевич Выродков , руководивший военно-инженерными работами в Казанском походе Ивана Грозного в 1552 году.

Во второй половине XV века создается единый орган руководства военно-строительными работами в лице инженерной части Пушкарского приказа , которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений. Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является "Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки". Его составил в начале ХVII веке воевода боярин Анисим Михайлов .

В 1692 и 1694 годах под руководством Петра I были проведены, видимо, первые инженерные учебные маневры, в ходе которых отрабатывались вопросы строительства оборонительных сооружений, используя работы наиболее известного военного инженера того периода маршала Франции Вобана .

В 1700 году, в ходе Северной войны при осаде Нарвы, действовали и минеры . Это первое упоминание о них в исторических материалах. В составе артиллерийского полка, в котором тогда была объединена вся полевая артиллерия действующей армии, в 1702 году сформировали минерную роту, а в 1704 - в штат этого полка ввели понтонную команду, штатная численность личного состава которых тогда еще не была определена. Вместе с тем, кадровые специалисты для них готовились в инженерной школе , открытой при Пушечном дворе в Москве по указу Петра I от 10 (21) января 1701 года.

Создавая регулярную армию, Петр I уделял особое внимание развитию артиллерии и инженерных войск. Он придал им стройные организационные формы, которых ещё не было на Западе. Все дело организации, вооружения и боевой подготовки было поставлено на научную основу.

8 (19) февраля 1712 года указом Петра I утверждена организационно-штатная структура инженерных войск; в штат артиллерийского полка введены три инженерных подразделения общей численностью 148 человек. Минерная рота в составе 3 офицеров и 72 нижних чинов предназначалась для возведения укреплений на артиллерийских позициях и выполнения инженерных работ при атаке и обороне. Понтонная команда обеспечивала переправы артиллерии через водные преграды из подручных средств и состояла из 2 офицеров и 34 нижних чинов . Инженерная команда в количестве 8 офицеров и 29 нижних чинов предназначалась для организации всей инженерной службы артиллерийского полка , а в случае необходимости ее специалисты направлялись и в пехотные подразделения для руководства военно-инженерными работами, проводившимися силами их личного состава.

Таким образом, Петр I законодательно оформил создание в русской армии инженерных войск и 8 (19) февраля отмечалось как День инженерных войск Российской армии .

Для подготовки инженерных кадров создаются инженерные школы . Первая в 1708 в Москве, в 1712 она дополнительно расширяется, но этого оказалось недостаточно и 17 марта 1719 года учреждается инженерная школа в Петербурге. В каждой из указанных школ ежегодно обучалось 100 − 300 человек, срок обучения колебался от 5 до 12 лет. Военные инженеры пользовались в армии большими преимуществами, их оклады отличались от окладов армейских офицеров, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.

Откуда есть Саперы пошли...

Саперы (франц. sapeur - вести подкоп) - с начала XVII в. Название солдат французского войска, занимавшихся устройством подкопов под крепостные сооружения противника и их разрушением. Впоследствии наиболее общее название личного состава инженерных войск.

Из "Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки",

подготовленном в 1621 году Онисимом Михайловым

на основе "иностранных военных книг".

…для обеспечения боевых действий осадной армии иметь четыре прапора по 406 человек шанцекопов , сотню горокопов и команду переправочного парка с 5 стругами (плоскодонными деревянными судами, возимыми на телегах). Организационно эти формирования должны были входить в состав артиллерии.

Прапор (старославянск. - стяг, знамя) - знамя дружины, отряда и других формирований русского войска в XV-XVII вв. По числу прапоров определялось количество формирований. Здесь прапор означает отряд.

Шанцекопы (немецк. Schanze - окоп, укрепление; название полевых и временных укреплений XVII-XVIII вв.) - воины, сооружавшие подобные укрепления.

Горокопы - наименование воинов русского войска XVI-XVII вв., выполнявших подземно-минные работы для разрушения стен осажденной крепости противника.

Нижние чины - категория военнослужащих в русской армии до 1917 г., включавшая лиц, имеющих унтер-офицерские чины и рядовых.

Корпуса инженеров эпохи Наполеоновских войн.

Инженерные войска Вооружённых Сил Российской Федерации—формирование (специальные войска) вооружённых сил Российской Федерации , предназначенные для инженерного обеспеченья (оборудования территории военных (боевых) действий , инженерной разведки и сопровождения войск (сил) в наступлении и так далее).

В состав инженерных войск входят органы управления, учреждения, предприятия, инженерно-сапёрные , инженерно-дорожные, понтонные и другие соединения , воинские части и подразделения .

Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX века их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3 % всего состава вооружённых сил. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Эдуардом Ивановичем Тотлебеным, постановило провести комплекс военно-строительных работ.

За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск , Варшавская цитадель , Зегрис, Брест-Литовск , Осовец, Ковно, Ивангород , застава Дубро и различные укрепления и сооружения.

Подробнее смотрите на сайте: Шпоры по “ ОВС “ - Организация ВС - Создание ЖДВ России.

Воздухоплавание постепенно занимало своё место в русской армии. Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 гг. в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в артиллерии и для воздушной разведки (наблюдения).

Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве , Новгороде , Бресте, Ковно , Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 г. в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях.

Лишь в 1909 г. оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Между тем в России возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 гг. в России возникло более 20 авиационных предприятий.

Проблема связи в военном деле приобрела в XX столетии большое значение. Первые начинания по внедрению телеграфа имели место во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг., принёсших громадную пользу при управлении войсками, они привели к более широкому использованию технических средств связи. Телеграф и телефон заняли ведущее место в управлении войсками. Наиболее широкое развитие получили передвижные линии, предназначенные для руководства войсками непосредственно на театре войны. В конце XIX века число телеграфных парков, состоявших в ведении Главного инженерного управления, равнялось в Центральной России 17 (975 вёрст) и на Кавказе 2 (130 вёрст). Кроме того, в крепостях было создано 55 узлов связи (423 версты).

В 1912 г. были установлены нормы снабжения корпусов средствами связи. Каждый корпус, состоящий из двух пехотных дивизий (8 пехотных полков), одного сапёрного батальона (одна телеграфная и три сапёрные роты) и одного отделения полевого инженерного парка, был снабжён 20 телеграфными, 193 телефонными аппаратами и 333 вёрстами кабеля.

Автомобильные войска.

Одна из причин медленного внедрения автомобилей в военное хозяйство заключалось в слабом развитии сети шоссейных дорог. В 1884 г. строительство шоссейных дорог было поручено Военному министерству. Благодаря его усилиям с 1885 по 1900 г. были сооружены шоссейные дороги Петербург — Псков —Варшава с ответвлениями на Ригу и Мариуполь , Москва — Брест — Варшава с ответвлениями на Калиш и Познань , Киев — Брест, рокада Псков — Киев и некоторые другие. В 1880-е годы под Красным селом была построена первая взлётная полоса (в виде деревянного настила или деревянных рельсов) для испытаний самолёта Можайского . Значительное развитие аэродромное строительство получило в 1905—1910 годах, когда строятся первые аэродромные комплексы в ряде городов страны.

Возросшую роль инженерных войск, показала Русско-японская война . В начале войны инженерные формирования Маньчжурской армии имели всего 2800 чел. — к концу войны они насчитывали уже 21 тысячу.

К этому времени на Дальнем Востоке находилось:

· инженерно-сапёрных батальона — 20;

· понтонных батальонов — 4;

· воздухоплавательных батальонов — 3;

· телеграфных батальонов — 2;

· крепостных сапёрных рот — 4;

· минных рот — 5;

· воздухоплавательных рот — 1;

· искровых рот — 2;

· крепостных телеграфов — 1 (Бескровный Л. Г., 1986)

Дальнейшее развитие и техническое оснащение инженерных войск, особенно в ходе Первой мировой войны , а также невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к выделению в самостоятельные рода войск авиации, и автомобильных частей.

Численность инженерных войск к началу 1917 года составляла до 6 % общей численности армии.

Памятник сапёрам Великой Отечественной войны перед Измайловской гимназией № 1508 в Москве

Как во времена СССР, так и в настоящее время, основным назначением Инженерных войск является инженерное обеспечение боевых действий. Инженерное обеспечение боевых действий войск организовывалось и осуществлялось с целью создания войскам необходимых условий для своевременного и скрытного выдвижения, развёртывания, манёвра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.

· уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;

· проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;

· устройство проходов через препятствия;

· разминирование местности и объектов;

· подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;

· оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;

· инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;

· инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;

· добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Инженерные войска выполняли задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов. Кроме того, в их задачи входит поражение техники и живой силы противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.

Подобно артиллерии, инженерно-саперные войска Красной Армии состояли из инженерных частей и подразделений на уровне армии и ниже, и инженерно-саперных войск РГК, используемых для усиления фронтов и армий. Инженерно-саперные войска существовали на основе одна саперная рота на стрелковый полк, двухротный саперный батальон на стрелковую дивизию, и трехротный инженерно-саперный батальон при каждом стрелковом корпусе. У танковой дивизии имелся моторизованный саперный батальон, а в состав армии входили инженерные батальоны и отдельные специализированные инженерные роты. Инженерно-саперные войска РГК состояли из отдельных инженерно-саперных и понтонно-мостовых батальонов.

Накануне войны советские инженерно-саперные войска тоже пребывали в самом разгаре структурного и технического преобразования. С февраля по май 1941 года НКО сформировал из существующих инженерно-саперных батальонов и рот РГК 18 инженерно-саперных и 16 понтонно-мостовых полков (см. таблицу 6.1). Предполагалось, что между вторым и десятым днем мобилизации эти полки численностью по 1000 бойцов в каждом будут развернуты в 156 инженерно-саперных полков, батальонов и отдельных рот. В действительности же большинство этих полков посвятили все свои силы больше строительству новых укреплений, чем поддержке действующих войск. На 22 июня все 160 корпусных и дивизионных инженерно-саперных батальонов и 9 из 10 инженерно-саперных полков в западных приграничных военных округах вместе с 41 саперным батальоном из внутренних военных округов строили пограничные оборонительные сооружения. Когда началась война, это лишило действующие войска и многие резервные силы какой-либо инженерно-саперной поддержки и в конечном итоге снизило их боеготовность. Более того, когда началась война, критически важные инженерно-саперные войска находились слишком близко к линиям фронта и были перемолоты в самых первых боях.

Когда началась война, система мобилизации инженерно-саперных войск тоже потерпела провал. В тех немногих частях, которые успели создать, отсутствовали подготовленные кадры и имелось лишь 50 процентов положенной им по штату строительной и инженерной техники. В результате такие важные боевые задачи, как минирование, восстановление поврежденных мостов, строительство новых укрепленных рубежей в глубине обороны и поддержка контратак механизированных корпусов просто не выполнялись.

Многочисленные донесения документально фиксируют то опасно уязвимое положение, в котором оказались инженерно-саперные войска в начале войны, а также трудности с обеспечением инженерно-саперной поддержки действующих войск. Доклад, подготовленный вскоре после 13 августа генерал-майором Воробьевым, начальником управления инженерно-саперных войск Западного фронта, подробно излагает трудности, с которыми столкнулись саперы фронта, и может служить типичным примером донесений с других фронтов:

«Первое. С февраля-марта 1941 года все саперные батальоны и инженерные полки Западного особого военного округа находились на специальных работах по укреплению госграницы. Из года в год привлекаемые на оборонительные строительства в отрыве от своих соединений, при отсутствии достаточного времени для боевой, а порой и политической подготовки, инженерные части превращались в рабочие команды. Саперы, в отрыве от своих соединений, не обучались инженерному обеспечению боя и взаимодействию с другими родами войск.

Второе. К моменту начала военных действий все инженерные части находились в пограничной полосе и в боях понесли большие потери убитыми и ранеными командно-политического состава и красноармейцев. Потери во всех видах материального обеспечения большие. Тяжелая инженерная техника (дорожные машины, компрессоры и другие) частью уничтожена артиллерийским огнем и авиацией противника, а частью оставлена. По состоянию на 24.6.41 г. 23-й инженерный полк в районе Сопоцкин дезорганизован и рассеян, 10-й инженерный полк основными подразделениями втянулся в бой на госгранице, командование полка со спецподразделениями при 1-м стрелковом корпусе -- Визна. По данным прибывающих с фронта военнослужащих управлений начальника строительства, все саперные батальоны стрелковых дивизий и стрелковых корпусов, работающие на границе, втянулись в бой и понесли большие потери, отдельные подразделения перемешались с другими родами войск».

Воробьев заявлял, что к 27 июня на Западном фронте остались действующими только три саперных батальона и два пон-тонно-мостовых батальона. Их использовали для строительства преград немецкому наступлению на Оршу, Витебск и далее до Днепра. Фронт собрал на помощь им гражданских рабочих, но усилия оказались тщетными -- частично потому, что у саперов не было ни транспортных средств, ни мин, а также имелось очень мало взрывчатки. После фронт создавал новые инженерно-саперные части, но слишком поздно и в недостаточных количествах, чтобы остановить немецкое наступление.

1 декабря 2014 года в городе Муроме (Владимирская область) приступили к формированию инженерно-сапёрной бригады центрального подчинения. Бригада была сформирована в целях повышения возможностей инженерных войск и оперативности их применения, создания резерва для решения внезапно возникающих задач и усиления группировок войск на стратегических направлениях. Бригада находится в резерве Верховного Главнокомандующего.

В составе бригады, впервые со времён Великой Отечественной войны, возрождён батальон штурма и разграждения, предназначенный для обеспечения беспрепятственного продвижения сил общего назначения на урбанизированной местности, что позволяет значительно повысить эффективность действий при штурме зданий, максимально избежав при этом потерь.

На этот раз удалось с «лейкой» и блокнотом понаблюдать за работой «штурмовиков». Из личных впечатлений: один из самых интересных моих армейских заездов.

На наши и ваши вопросы отвечает гвардии старший лейтенант Дмитрий Анатольевич Ф., командир роты штурма и разграждения 1-й гвардейской инженерно-сапёрной Брестко-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады.

1. Совсем кратко о себе

В армии служить мне хотелось всегда, на военной службе я с 2005 года. Закончил военное училище в Санкт-Петербурге и волею судеб и своей собственной оказался в рядах 1-й гвардейской инженерно-сапёрной Брестко-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригаде. Наша бригада центрального подчинения была сформирована 1 декабря 2014 года в городе Муроме (Владимирская область). Службой в бригаде доволен, это именно то, чем мне нравится заниматься.

2. С незапамятных времён ходят слухи, что инженерные войска нужны только для постройки мостов и установки/снятия мин. Ещё, говорят, можно их привлечь к копанию всего. Что ещё входит в круг реальных задач современных инженеров?

Инженерные войска, конечно же, не только строят мосты, ставят и снимают мины. Мы занимаемся фортификацией, инженерной разведкой местности, можем оборудовать подходы и рубежи для удобства своих войск или сделать их непригодными для продвижения войск противника, проделать проход в минных заграждениях или обезопасить целое направление для манёвра своих войск. Наведение мостов и переправ через водные преграды тоже наша зона ответственности.

Кроме того, военные инженеры обеспечивают войска в полевых условиях электричеством и водой, в том числе и питьевой. Мы можем сильно затруднить действия разведки противника: где необходимо - военными инженерами применяются маскировка и скрытие важных объектов или, наоборот, имитация и обустройство ложных объектов, например, при помощи надувных макетов боевой техники.

Действуем мы на суше и на море, кроме армейских инженерно-сапёрных подразделений в составе инженерных войск есть и флотские или морские инженерные подразделения.

3. Что входит в задачи именно штурмового подразделения военных инженеров?

Непосредственные задачи именно моего подразделения - разграждение и штурм. Разграждение, проще говоря, это ликвидация заграждений противника (в том числе и минированных) разными методами, а штурм - это уничтожение противника в укреплённых точках и целых районах. Плюс обеспечение беспрепятственного продвижения по территории противника пехоты, артиллерии, танкистов и других сил, следующих за нами.

Подразделения, подобные нашему, широко применялись в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, информации по ним достаточно. Современные военные конфликты, конечно, заметно отличаются от обстановки на фронтах Великой Отечественной, но есть и немало общих черт. Создание штурмовых подразделений - веление времени и адекватная реакция на современные военные реалии.

4. В чём специфика «штурмовиков»? Есть ли в ВС РФ подразделения со сходной спецификой?

Получается так, что специфика штурмовых инженеров включает в себя и часть работы, которую выполняют подразделения СпН, часть задач созвучны с теми, что ставят перед десантно-штурмовыми подразделениями, а в части работы в городских условиях, завалах и зданиях мы в некотором смысле пересекаемся со спецификой полицейского спецназа (СОБР) и спецназа ФСБ. В современных ВС РФ ничего похожего на нас (и с похожими задачами) нет.

5. Какой тяжёлой техникой вооружены «штурмовики»?

В батальоне есть роты разграждения и штурма (из тяжёлой техники - бронетранспортёры БТР-82А и бронеавтомобили «Тайфун-К») и роты специальной тяжёлой инженерной техники (инженерные машины разграждения - ИМР-3, установки разминирования - УР-77 «Метеорит»).

На вооружении у нас есть робототехнические средства (роботы разминирования и пожаротушения), с робототехникой работают специально обученные военнослужащие роты робототехнических средств.

6. Какое стрелковое оружие есть у штурмовых подразделений?

Из стрелкового оружия нам в данный момент доступны АК-74 с подствольными гранатомётами и АКС-74, ПК, ПКТ (ну и плюс 30-мм пушка на БТР). Из желаемого - очень нужно снайперское оружие. Но тут вопрос не столько в оружии, необходимо ввести в наше штатное расписание снайперов. Группе, которая подходит к зданию или развалинам, а особенно во время действий в городских условиях, снайперская поддержка необходима. Это и потери в группе может предотвратить и само продвижение к точке «работы» облегчить.

Из стрелкового оружия хотелось бы пополнить наш арсенал автоматами АК «сотой» серии. И, конечно, нужна замена легендарному ПМ. Мне по штату положен именно он. А заменить бы его хотелось на АПС (автоматический пистолет Стечкина).

7. Если бы имелся выбор не только из отечественных пистолетов, а вообще из любых - что бы хотелось иметь с собой в бою в качестве короткоствольного личного оружия?

Пистолет АПС.

8. А из более тяжёлого оружия?

Возможно, огнемёты. По ним есть определённые планы, мы ведь опытное подразделение, возможно, они и будут реализованы.

9. Как дела со связью?

Все новинки, появляющиеся в ВС, у нас есть. Со связью проблем не вижу, в том числе со связью между бойцами штурмовой группы.

10. Чем экипированы «штурмовики»?

Начну с ОВР-3Ш . Костюм разминирования (штурмовой вариант) удобный и продуманный. Нуждается, конечно, в индивидуальной подгонке, но это нормально. Про вес и удобство скажу так: весь световой день сегодня активно двигался по зданию в ОВР-3Ш. Усталось, конечно, есть, но, без преувеличения - нормативы по физподготовке готов сдать прямо сейчас. Ощущения удобства приходят со временем, костюм должен «притереться» к человеку, потом в нём нормально работается.

Всего у костюма три типоразмера, но это не самая востребованная опция. Есть естественное ограничение - «штурмовик» должен быть средней комплекции. Большой солдат - большая цель и не везде сможет пролезть, у маленького солдата может не хватить физических сил в бою на выполнение тяжёлой физической работы.

Уровень защиты костюма определятся бронепанелями, размещаемыми в специальных «карманах» на груди, по бокам, в паху и т.д. Какой у них класс защиты есть - такой и у костюма. У нас панели 6-го класса защиты, стреляли в костюм с такой панелью из СВД бронебойно-зажигательной пулей с десятка метров. Пробитий не зафиксировали. Забрало на шлеме держит пистолетную пулю. Ну и, конечно, осколки.

Стропы molle на костюме удобные. Позволяют разместить необходимое оборудование именно там, где лично тебе удобнее.

«Ратник». Одобряю. Кроме, пожалуй, расположения «разгрузки» на груди. Её надо перемещать на бёдра, иначе в огневом контакте не получается минимизировать собственный силуэт в положении «лёжа», ведь лежать приходится на «броне» и отделениях с магазинами, размещёнными поверх «брони».

Кроме того, если подразделение стоит на днёвке или ночёвке, обеспечено наблюдение и безопасность, солдат может снять с себя «броню» на время отдыха, не расставаясь с боекомплектом. В «Ратнике» так не получится. Сначала надо снять разгрузку с боекомплектом и потом «броню». И ещё деталь: хорошо загруженная снаряжением и боекомплектом «разгрузка» в теперешнем виде при длительном ношении приводит к чрезмерной усталости спины.

Мультитулы. Есть штатные и личные. Иметь лично приобретённый не возбраняется. У меня лично как раз такой, купил ещё до поступления штатных. В целом я бы сказал, что штатный мультитул нормальный, позволяет решать весь спектр задач, но есть и инструменты получше. От такого элемента экипировки как мультитул, в нашей работе может зависеть жизнь, так что экономить на компактном инструменте для себя лично считаю неправильным.

Наверное, не все знают, что когда-то сапёр из подобного инструментария имел только нож. В годы войны в Красной Армии это был универсальный нож финского типа, им всё и делали. В послевоенной Советской Армии это был уже складной нож «Подрывник» с несколькими лезвиями. «Подрывник» позволял что-то открутить, отрезать (например, огнепроводный шнур), что-то проколоть, оголить и зачистить провод. С современным мультитулом пространства для манёвра стало больше. Вообще говоря - сегодня без мультитула никуда, это как третья рука.

Мачете . Или нож штурмовой «Сапёр». Отечественный. Рубит, режет, точится легко. Ничего плохого про него не скажу.

По снабжению в целом . Отмечу, что нехватки в чём-то у нас нет. Среди штатного довольствия встречается немало новинок. Как-то «проапгрейдить» лично своё имущество не возбраняется. Это, кстати, позволяет опять же суммировать персональный практический опыт и транслировать его на всё подразделение. Один что-то купил, принёс, показал, проверил в деле - о, можно брать! Надёжная и функциональная вещь никогда не помешает. Опять же, изоленту, простор для улучшений и персональных доработок никто не отменял.

Из очевидных уже сейчас вещей - нужны зацепы на автоматные магазины. Для «Ратника» это особенно важно: насуёшь в каждую ячейку по три магазина - без зацепа доставать уже не очень удобно, да и выпасть впопыхах может.

На ОВР есть специальные фиксирующие резинки для магазинов, позволяющие не потерять магазин в движении. Мелочь, а важная. На других подсумках такой мелочи нет, дорабатываем их под себя, потому что проверено и удобно. Есть перенятый сторонний опыт. В СОБРе подсмотрели: у «щитовика» на левой руке бинтом или изолентой примотаны запасные магазины к пистолету. Приспичило перезарядиться - делаешь это не отнимая руки от щита. У нас тоже есть на вооружении два типа щитов - лёгкий и тяжёлый. Можно составлять три щита в один. Тяжёлый щит снабжён колёсиками, в здании это может быть очень удобно.

11. Кем комплектуются штурмовые подразделения инженерных войск?

И «контрактниками» и «срочниками». При комплектовании нашего батальона принято обращать пристальное внимание на военнослужащих контрактной службы, отслуживших срочную или ранее служивших «контрактниками» в разведывательных подразделениях и войсках специального назначения, в ВВ. У нас очень ценят ранее приобретённые ими навыки.

Для меня, как для командира роты, желанный кандидат в подразделение выглядит примерно так: «контрактник», возраст - 20-25 лет, спортсмен, физически развитый, крепкого телосложения. Обращу внимание на рост и вес. Плюсом для кандидата станут ранее приобретённые навыки сапёрного профиля и водительские права. Отлично, если ранее кандидат уже получил воинскую специальность, например, пулемётчика, радиста. И очень важный аспект лично для меня, как для командира - желание кандидата служить именно в нашем батальоне. Таких вот, «отборных контрактников», к нам пришло более 30 человек за полгода. Могло быть и заметно больше, но отбор и отсев у нас никто не отменял.

Того, кто сам хочет служить в штурмовом подразделении, учить новому проще. У нас каждый «контрактник», как минимум, умеет стрелять, водить БТР, обращаться со взрывчатыми веществами и оказывать первую помощь. И, конечно, соблюдать правила техники безопасности.

12. Как обстоят дела со стрелковой подготовкой?

Особое внимание уделяем стрелковой подготовке, практика у нас постоянная и систематическая. Штурмовое подразделение, не способное отлично стрелять, «штурмовым», считаю, называться не может. Владеть штатным оружием «штурмовик» обязан в совершенстве. То же самое касается минно-взрывной специфики. Кроме того нужно, как минимум, уметь обращаться с иностранными образцами стрелкового оружия. Пока мы формируемся, не по всем образцам есть возможность знакомства «вживую», обходимся электронными документами и план-конспектами, но работа в направлении расширения и пополнения материальной базы конкретно для нас командованием ведётся.

13. Есть ли нехватка в личном составе или определённых специалистах?

В настоящий момент сказать, что у нас есть нехватка в кадрах - не могу. Наши собственные «кадры» работают, желающих попасть к нам на службу немало. Это же относится и к солдатам-«срочникам», сразу после КМБ (курс молодого бойца) большинство стремится на службу в наш батальон. Мотивация у «срочников» разная: кто-то «по слухам», кто-то видит как и чем мы заняты в ходе ежедневной боевой подготовки. Её много.

Некоторых удивляет, что у нас и строевая подготовка есть. А как без неё? Это же фундамент группового ведения боя. Кто хорош в строю - хорош и в бою, с суворовских времён известный факт. Для повышения уровня слаженности подразделения строевая незаменима. Огневая, сапёрная, специальная, физподготовка - у нас есть чем заняться на службе. Лично наблюдаю, как комплекс мер делает из вчерашних мальчишек сегодняшних мужчин. В том числе при помощи утренней физической зарядки.

14. Физподготовка - это просто борьба за «хорошую спортивную форму» или есть ещё какие-то сверхполезные аспекты?

У наших военнослужащих в принципе физические нагрузки повышенные. Однако со временем этот «повышенный» уровень нивелируется за счёт личного роста, люди постоянно развиваются и в какой-то момент времени начинаешь расценивать высокие нагрузки как нормальные. Просто становишься сильнее и выносливее. Это, в том числе, и из личного опыта наблюдение.

15. Сколько получает «средний контрактник» в штурмовом подразделении?

В среднем «контрактник» получает около 30 тысяч рублей, а если он успешен и упорен в части индивидуальной физической подготовки, имеет (и может подтвердить) спортивную «классность», то получает право на денежную надбавку в 10-15 тысяч рублей. Поддержание отличной личной спортивной формы, как видите, неплохо оплачивается. В таком деле как работа над собой лично финансовый стимул считаю очень полезным.

16. Есть ли что-то из техники, чего пока в распоряжении нет, но хотелось бы иметь именно для командира штурмовой роты?

БПЛА. У нас пока что нет таких, но лично мою работу по принятию решений на основании оперативных разведданных они сильно облегчают. Опыт взаимодействия с БПЛА у меня был.

Если именно техники не касаться, считаю, что очень полезной для нас, как для молодого подразделения с уникальной спецификой, была бы возможность привлечения сторонних экспертов и инструкторов. Для обучения. Мы сейчас активно формируем базу боевого опыта, вот здесь инструкторский опыт «узких» специалистов из других подразделений для нас бесценен. Например, хотелось бы освоить нюансы действий в горах, на практике изучить опыт тех же полицейских СОБРов по работе в здании, инструкторы из числа разведки СпН познакомили бы со своим опытом действий в лесу. Это всё необходимо суммировать, накапливать и адаптировать.

Сейчас проводим видеосъёмку наших занятий с последующим «разбором полётов» и анализом. Учимся непрерывно. Опять же, напомню, наши «контрактники», пришедшие из специальных подразделений тоже становятся источниками новых знаний и, в какой-то мере, выполняют роль инструкторов. Это, как раз, часть моей работы, как командира: выделять главное, суммировать, адаптировать, накапливать и передавать подчинённым.

В этом ключе в ближайших планах у нас намечено сотрудничество с ССО (Силы специальных операций). Из того, что об этом могу сообщить - это будет практический курс разносторонней подготовки, проводимый силами инструкторов ССО на базе ССО для всех наших офицеров и «контрактников». Такой курс подготовки ожидает, в том числе, и меня. Отлично, что такая возможность у нас есть и очень правильно, что сотрудничество с ССО намечено как постоянное. Мы ведь тоже создавались как подразделение для выполнения специальных задач в рамках инженерно-сапёрной тематики.

17. Если вашему подразделению поставили бы задачу «Взять Кенигсберг!» - как действовали бы?

Вот так сразу, «на коленке», за пару минут штурм Кенигсберга планировать - не есть правильно. Но если похожую задачу нам поставят - выполним. Рассуждая в общем: персональная бронезащита бойца сильно продвинулась с тех пор вперёд, современное стрелковое оружие, бронетехника, установки разминирования - в общем, Кенинсберг образца последних лет войны из сегодняшнего дня не выглядит абсолютно неприступным. Тем более - наши деды его взяли и без всего перечисленного.

Мы, кстати, изучали опыт обеих чеченских компаний, когда приходилось воевать в малоэтажной городской застройке. Там успешно применялись УР-77. Зачем нужны человеческие жертвы, когда укреплённое здание с боевиками внутри можно дистанционно закидать из УР-77 и только после этого произвести зачистку силами личного состава. Хотя там часто и зачищать было уже нечего после УР.

Иногда бывает, что надо вломиться в здание через брешь в стене. Которую ещё предстоит проделать. Тут важно иметь максимум информации о здании и противнике: что за здание, какие подходы, кто внутри, сколько их, чем вооружены. Отталкиваясь от этих данных, определяем тактику для конкретного случая: какая из групп в каком составе работает по первому этажу, какая по второму, кто прикрывает центральный и запасной входы-выходы.

Скажем, когда-то удобнее войти просто в дверь, а когда-то сверху, пробив потолок или крышу. Если обстановка и дверь позволяют - можно обойтись и без взрыва, гидравлическими ножницами или дисковой пилой. В двух словах и без конкретики тут толком не расскажешь. В общем случае один человек под прикрытием группы подходит к зданию, устанавливает заряд (их немало самых разных) и производит подрыв ВВ одним из способов. Дальше штурм через пролом или одновременно через пролом и другие точки входа.

18. Предположим, речь идёт о большом одноэтажном кирпичном доме, внутри до 30 человек, предположительно это боевики запрещённой в РФ ИГИЛ и, вероятно, все они вооружены. Как быть?

Подогнать УР-77. Если такой техники нет, то у нас найдутся специалисты, способные аккуратно «сложить» здание. Это не вершина квалификации подрывника, есть задачи и посложнее.

19. Правда ли, что разминирование - это дело прошлого, а сейчас всё, что было заминировано, просто уничтожается?

Да, всё верно, если речь про «обезвреживание» на месте или эвакуацию взрывного устройства для последующего уничтожения. Сапёр - высококлассный специалист, напрасный риск специалисту противопоказан, он ещё может чьи-то жизни спасти. Зачем лишний раз заниматься обезвреживанием, когда без опасности для окружающих можно уничтожить взрывное устройство водомётом, накладным зарядом, разрушить его на месте направленным взрывом без последующей детонации, да хоть примитивно и надёжно сдёрнуть его «кошкой» или просто расстрелять? Это только в кино проводки режут, когда гениальный «хороший парень» должен переиграть гениального «плохого парня».

Но случаи, когда необходимо именно обезвреживание на месте или вывоз взрывного устройства для последующего уничтожения тоже в практике есть. Это как раз работа для высококлассного специалиста-сапёра, связанная с риском для жизни. В этой части опыта накоплено огромное количество, в том числе и со времён Великой Отечественной. И в современных инженерных войсках настоящих гениев минно-взрывного дела хватает.

20. Что можете делать полезного в мирное время? Привлекаются ли инженерные войска, скажем, к задачам ГО?

Привлекаются по необходимости. Можем вести разведку в зоне стихийного бедствия, аварии или катастрофы. Можем работать спасателями. Можем работать пожарными. Можем оказать первую помощь и эвакуировать. Можем возвести мост и навести переправу. Можем работать под водой, у нас свои водолазы есть. В общем - можем спасти жизни людям, терпящим бедствие или оказавшимся в зоне ЧС.

21. Что у вас считается признаком профессионального мастерства? Лётчики, например, сложный пилотаж крутят на малых высотах, снайперы в наручные часы с 300-х метров попадают, а что у «штурмовиков»?

Хороший инженер-«штурмовик» возвращается живым после успешного выполнения боевого задания.

Часть вторая, фотографическая

В часть прибыл ещё затемно, до подъёма.

Позавтракал в солдатской столовой.

На завтрак выдали пшённую кашу с подливой, курицу, свиное сало, коровье масло, хлеб, куриное яйцо, сладкий чай, карамель, пряники, печенье, молоко.
Сало и курица в моей тарелке в двойном размере, наконец-то нашёл в армии первого вегетарианца! Целый подполковник оказался.

Капуста, морковка, фасоль, горох к завтраку на выбор. Всё съесть не смог, хоть и был голоден. Завтрака, кстати, хватило на целый день беготни по муромским окраинам, еда добротная, сытная, хоть и не самая вкусная.

После завтрака отправились знакомиться с военными инженерами из роты разграждения и штурма. По предварительной договорённости они должны были продемонстрировать процесс облачения в новое защитное снаряжение.

У ОВР-3Ш предусмотрено три типоразмера.

Костюмы транспортируются и хранятся вот в таких сумках. Круглый отсек предназначен для шлема.

На столе разложены основные составные части ОВР-3Ш: слева видны фрагменты системы охлаждения, облегчённая куртка, брюки, «безрукавка» и защитный шлем.

Система охлаждения состоит из двух частей - фуфайки и «кальсон».

Лёгкие гибкие пластиковые шланги пришиты по всей внутренней поверхности фуфайки и кальсон.

Шланги гоняют воду из такого бачка при помощи электромотора. Аккумулятора хватает примерно на сутки работы. Хладагентом призвана выступать обыкновенная вода со льдом (со льдом!?).

Про лёд, вообще говоря, не очень понял: зимой его навалом, но система охлаждения не нужна, а летом где его взять? Насколько эффективно будет охлаждать пользователя обыкновенная вода (без льда) - выяснить не удалось.

В любом случае, система, заправленная питьевой водой может выполнять роль носимого запаса воды.

Система охлаждения надевается трубками к телу прямо на термобельё. Видны коннекторы для подключения к бачку с водой.

В зимний период система охлаждения не требуется, была надета только для демонстрации. Поверх термобелья и системы охлаждения (или без последней) надевается вот такая облегчённая куртка, по сути это только рукава, куртка же служит вынужденным несущим элементом.

Облегчённую куртку удобнее надевать и подгонять вдвоём, но и в одиночку задача вполне посильна каждому. Шнуровка на спине не позволяет костюму елозить по телу, регулирует «ход» рук и плеч и общий комфорт.

Вслед за курткой надеваются брюки.

Брюки соединяются с курткой специальными стропами на защёлках, они видны слева на снимке.

Осталось водрузить на себя «безрукавку» с наплечниками.

По бокам, на груди и в паху костюма предусмотрены специальные «карманы» для размещения бронепанелей.
Панели могут быть разными, в данном случае у них 6 класс защиты, держат выстрел в упор из СВД бронебойно-зажигательной пулей.

По тому же принципу работает и плечевая защита, только она гибкая и не столь высокого класса защиты. Но от осколков, порезов и ожогов защищает надёжно.
Бронешлем «Воин Кивер РСП» с забралом. Забрало держит пистолетную 9-мм пулю.

Забрало на шлеме съёмное. На снимке оно только что с мороза, так что в помещении запотело. На улице запотевало значительно слабее, специально обращал внимание.

Щиток из трёхслойного пластика тяжёл, отменно прозрачен, но здорово меняет центр тяжести шлема. Узлы крепления на шлеме позволяют размещать разнообразные предметы на шлеме, например, фонарик.

Связь, защита слуха и узел подключения для миноискателя.

Инженер-«штурмовик» в ОВР-3Ш. Забрало со шлема снято.

Для демонстрации прогресса в деле индивидуальной бронезащиты «штурмовиков» принесли пару современных реплик стальных кирас-нагрудников СН-42. Кирасы специально сделали для демонстрационных целей на одном из предприятий по чертежам и фотографиям, а элементы крепления и «демпфер» сшил своими руками один из офицеров.
Стальной шлем, как видно, не самый аутентичный, но это дело наживное. Зато пехотная лопатка с клеймом «1917».

Макет ППС. Странно видеть такие вот «новодельные» надписи на оружии, сделанном в СССР. Наших, отечественных, «макетчиков» это тоже касается.
Или есть какая-то особая доблесть в холощении (иногда просто варварском) хоть и старого, но боевого оружия? Или это какие-то законодательные требования?

По многочисленным просьбам заинтересованных лиц некоторые фотоподробности из жизни мультитула НС-2 и штурмового ножа «Сапёр».
Чехол со штатным мультитулом виден у левого бойца на левом бедре.

Применение мультитула по прямому назначению.

Мультитул в чехле. Столовый нож из солдатской столовой для масштаба.

Чехол можно крепить на поясной ремень или снаряжение несколькими способами.



Нож штурмовой «Сапёр» . Ножны со штурмовым ножом видны на правом бедре «штурмовика».

Нож штурмовой «Сапёр» сразу же привлёк к себе моё внимание довольно распространёнными грамматическими ошибками. На всякий случай сообщаю, что в словосочетании «Вооружённые Силы России» все слова надо бы писать с большой буквицы. А вот в словосочетании «Инженерные войска» слово «войска» грамотно было бы написать с малой буквицы.

Пообщался с пользователями «Сапёра», они выразились в том духе, что подобный нож полезен и необходим, конкретно к данному изделию претензий пока нет.
А вот у меня тайное сомнение закралось: имел удивительный опыт владения и пользования чудо-ножом выживания, гордо нёсшим на себе похожее «лосиное» клеймо.

Все хорошо знают, какие боевые задачи выполняет артиллерия, для чего нужны танкисты, а также чем занимаются морские пехотинцы, спецназовцы и десантники. А вот о роли инженерных войск России внятно рассказать смогут даже далеко не все, кто служит сегодня в российской армии, не говоря уже о гражданском населении. В лучшем случае на вопрос: «кто такие инженерные вояки?» люди с гражданки ответят просто - это саперы, потому что они постоянно что-то минируют и разминируют, взрывают и строят. А некоторые «знающие» люди и вовсе, услышав название «инженерные войска», пренебрежительно махнут рукой и скажут, что это обычные солдаты из Стройбата.

В действительности же инженерные войска России не имеют к стройбатовцам абсолютно никакого отношения. В первую очередь, это мобильные подразделения спецназначения (отряды заграждения, бригады по расчистке территорий, штурмовые группы и т.д.), которые сопровождают основные силы в наступательных операциях и проводят комплексную инженерную разведку конкретных квадратов местности. Кроме этого, они предназначены, чтобы оперативно решать различные задачи по техническому обеспечению военной операции с участием подразделений пехоты и других подразделений сухопутных войск РФ. В 2017 г. действующие подразделения инженерных войск (ИВ) России торжественно отметили 316 лет службы в рядах русской армии. И сегодня они считаются одними из самых востребованных родов войск ВС.

За три столетия русские военные инженеры прошли достаточно тернистый путь развития и становления как самостоятельный род войск, но при этом всегда эти отважные солдаты демонстрировали безудержное желание служить своей Родине. Впервые профессиональную подготовку и обучение инженерных бойцов по разным специальностям стали осуществлять еще в 1701 году. Согласно личному распоряжению царя Петра I Алексеевича Великого в России была создана первая учебная спецшкола на базе действовавшего тогда главного руководящего органа - пушкарского приказа. В «учебке» к будущей воинской службе в армии готовились профессиональные и опытные артиллеристы и вместе с ними специалисты узкого профиля - военные инженеры. Уже на следующий год выпускники училища были направлены в действующие минерные подразделения армии для прохождения дальнейшей службы. Позже также были сформированы понтонные команды.

За многовековую историю инженерных войск на памяти летописцев, военных историков и простых очевидцев того времени не было практически ни одного «громкого» сражения, в котором военнослужащие подразделений ИВ не принимали бы непосредственного участия. Это только подтверждает тот факт, что их роль в любом сухопутном сражении являлась основополагающей и крайне важной. Русские воины-инженеры, не обладая теоретическими знаниями и достаточным опытом, а также, не имея в наличии должного технического оснащения, смогли показать себя во всей красе во многих ожесточенных битвах. Солдаты отличились в ходе Полтавской битвы и тяжелой Крымской войны. Огромный вклад в победу бойцы инженерных войск внесли под командованием Александра Васильевича Суворова при штурме крепости Измаил. Позже за этот доблестный ратный подвиг великий русский полководец был удостоен высшего звания генералиссимуса, а солдаты ИВ, участвовавшие в сражении, были представлены к государственным орденам.

Независимо от характера боевых действий, отряды инженерных войск практически всегда прибывают на «место встречи» раньше всех. Они проверяют территорию на наличие мин и других взрывных устройств, сооружают переправы через реки, при необходимости быстро прокладывают безопасные проходы через вражеские минные поля. Военные инженеры по долгу службы сталкиваются с «грязной работой», и очень часто выполняют свои прямые обязанности, находясь под массированным обстрелом противника. Как бы громко это не звучало, но ни одна армия мира не способна полностью обойтись без инженерных войск. В России день военного инженера ежегодно отмечается 21 января.

Зарождение Инженерных войск

Согласно древним летописям, первые официально подтвержденные сведения о воинах-строителях на Руси появились еще в 1016 году н.э. Солдаты, находившиеся на государевой службе, существенно отличались от классических градостроителей, которых называли плотниками, мастерами по камню и «горожанскими» литейщиками. Военных инженеров было принято называть иначе - городовиками или мостовиками. Собственно, даже само слово «город» в древнерусском языке имело совершенно другое значение. Под ним подразумевали не населенный пункт, а военное поселение по типу крепости, в котором удобно было проводить оборонительные действия.

Воины-строители отличались также от рядовых солдат армии и дозорных отрядов. На их плечи были возложены задачи по организации обороны городов. Из некоторых древнерусских летописей царского периода IX–X века, которые сохранились до наших дней, известно, что многие вояки-инженеры имели широкие познания в военном искусстве. Они не просто сидели в городах-крепостях, придумывая план организации обороны, а строили различные военные укрепления, которые использовались против вражеских отрядов. Во второй половине XVII столетия воины-инженеры, находившиеся на царской военной службе, фактически стали элитными солдатами. И на это были свои причины.

К началу 1200 года по Юлианскому календарю началось «дробление» Руси на отдельные феодальные княжества. На фоне этих процессов активизировалось строительство замков и новых оборонительных укреплений. Услуги военных инженеров стали востребованными, а сами солдаты получали за свою работу приличное жалованье. Это послужило достаточно мощным толчком для дальнейшего развития и совершенствования военно-инженерного искусства в России. Кроме возведения оборонительных сооружений, солдаты открывали и реализовывали новые возможности для инженерного обеспечения и боевой поддержки наступательных операций.

В 1242 г. русские войска смогли разгромить «в пух и прах» немецких солдат прямо на льду Чудского озера в Псковской области на границе с Эстонией. В ходе ожесточенной битвы военные инженеры применяли на практике не только стандартные укрепления полевого типа, которые возводились с учетом особенностей рельефа местности, но и использовали специальные оборонительные сооружения, рассчитанные на продолжительный период эксплуатации. Отличились воины-строители Руси в 1552 г., когда по приказу царя Ивана IV они меньше чем за месяц построили город-крепость Свияжск, где разместилась опорная база русских войск, задействованных при осаде Казани.

Развитие военного дела в 17–18 ст.

В 1692–94 гг. последний царь всея Руси Петр I Алексеевич лично руководил проведением экспериментальных учебных маневров с использованием инженерных коммуникаций и оборонительных укреплений. При этом за ключевую основу тактических «экспериментов» были взяты популярные тогда научные труды французского военного инженера по имени Себастьен Ле Претр де Вобан. Города-крепости великого маршала впоследствии стали Всемирным наследием человечества и находятся сегодня под защитой ЮНЕСКО. Поэтому и не удивительно, что его изобретения пытались копировать все страны мира, включая царскую Россию.

Царь Петр I приложил немало усилий, чтобы создать регулярные подразделения ИВ в 1712 г., а также именно он настоял на применении переправочных средств и сооружении полевых укреплений, которые давали возможность обеспечить наступательные боевые операции, которые разворачивались на суше, необходимым вооружением и техническим оснащением. Впоследствии это позволило активно развивать и внедрять новые способы укрепления государственных рубежей. Впрочем, Петр I вплотную начал заниматься профессиональной подготовкой военных инженеров гораздо раньше.

Официальная история развития подразделений ИВ берет свое начало с 21 января 1701 года, когда Петр I Алексеевич постановил создать училище Пушкарского приказа в Москве, где должны были проходить тактическую подготовку офицерские чины артиллерийских полков и отдельных армейских инженерных соединений регулярных войск России. Этот опыт оказался успешным, и уже спустя 18 лет, в 1719 г. открывается новая школа, но уже в Санкт-Петербурге. Воинский устав Петра I, который пришел на смену старому «уставу пушечных и ратных дел», предложенным еще Анисимом Михайловым, положил начало реструктуризации регулярных подразделений армии России, что положительно сказалось на уровне ее боеспособности. Еще через некоторое время, в 1722 г. царем была внедрена знаменитая Табель о рангах, в которой все офицерские чины инженерных соединений русской армии стали «на голову выше» пехотинцев и кавалеристов.

В 1750-х годах подразделения инженерных войск находились в подчинении Канцелярии артиллерии и фортификации. В этот период они переживали бурный всплеск развития и неоценимый вклад в «общий котел» внес талантливый генерал-аншеф инженерных войск Ганнибал Абрам Петрович. Благодаря его стараниям, популярность военных строителей резко возросла. Ближе концу XVIII столетия численность ИВ действующей русской армии увеличилась почти в 3–4 раза. Это открыло новые возможности для развития обороны Русского государства.

В 1757 году на вооружении российской армии впервые появились каркасно-парусиновые понтоны - они предназначались для закрепления на воде плавучих опор, которые в свою очередь использовались военными инженерами, чтобы соорудить временный наплавной мост грузоподъемностью до 3,5 тонн. В 1797 г. с подачи императора Павла I в регулярные армейские батальоны обязательно входила одна минерная рота, которая выполняла военно-строительные мероприятия во время наступательных походов, а также занималась маскировкой разных объектов на суше и строительством полевых сооружений. Таким образом, уже в конце 18-го столетия развитие инженерных войск шло полным ходом, что позволило существенно укрепить боевую мощь Российской Империи.

Подразделения ИВ в эпоху великих войн

Перед началом войны с Наполеоновской Францией, которая завязалась в 1812 г., в России было сформировано около десяти минерных и пионерных подразделений инженерных войск. Кроме этого, поддержку боевых сухопутных операций обеспечивали артиллерийские понтонные команды. Еще 14 рот дислоцировались в укрепленных крепостях. Однако они были укомплектованы только кондукторами и офицерским составом. Потребность в рабочей силе компенсировалась за счет пехотинцев и добровольцев из числа местного населения.

В заграничных походах на Францию принимали участие один саперный и два пионерных полка из действующего батальонного состава ИВ. Если говорить о точных цифрах, то на момент Отечественной войны в российской армии насчитывалось порядка 45 регулярных боевых инженерных подразделений. Саперные и минерные армейские отряды занимались сооружением долговременных оборонительных укреплений, которые использовались для защиты крепостей, а также в наступательных операциях. Тогда как пионерные роты активно проводили работы по благоустройству проездных путей, мостовых переправ и полевых укреплений. Понтонные команды занимались устройством наплавных мостов через реки.

В ходе Крымской войны, проходившей в 1853-56 гг., в которой армия Российская Империя вынуждена была противостоять коалиции европейских государств, были задействованы два конно-пионерных дивизиона, выполнявших важные задачи по устройству оборонительных «высот», а также 9 батальонов саперов. Нужно отметить, что ИВ на тот момент отделились от артиллерии и стали самостоятельным родом войск. И хотя успехи русской армии в этом сражении были весьма сомнительны, военные инженеры проявили себя, как мужественные, стойкие и храбрые бойцы. Собственно, и другие войсковые подразделения тоже показали себя с лучшей стороны, а само поражение больше носило политический характер и было обусловлено «промахами» в стратегических расчетах, допущенными командованием армии.

В Русско-турецкой войне, которая развязалась в 1877-1878 гг. подразделения инженерных войск достигли невиданных ранее результатов - численность регулярных подразделений перевалила за отметку 20000 военнослужащих. Тогда же были открыты новые вакансии по специальностям воздухоплавание и голубиная связь. К концу 19 столетия инженерные войска обеспечивали техническую поддержку практически всех наступательных операций русской пехоты, кавалерийских отрядов и артиллерийских полков. Помимо этого, солдаты принимали активное участие в строительстве крепостей, а также выполняли важные инженерные задачи при обустройстве проездных путей и прокладке новых радиотелеграфных линий.

Вклад в победу СССР во Второй мировой

В Советской армии первоосновным назначением ИВ являлось техническое обеспечение наступательных и оборонительных боевых действий пехоты. В условиях жесткой войны силами рядовых солдат и офицеров были грамотно спланированы и успешно реализованы все необходимые условия для оперативного продвижения основных наступательных частей Советской армии. Спецподразделения ИВ выполняли задачи по маскировке военных объектов, сооружению защитных укреплений, включая противотанковые рвы, и другие поручения командования. Во многом, именно благодаря своевременным и слаженным действиям военных инженеров, немецкие оккупанты столкнулись с непреодолимыми препятствиями на пути к советским укрепрайонам, представлявших стратегическое значение.

В ходе Второй мировой войны батальоны и отряды ИВ СССР получили огромный опыт и перспективы для последующего развития. Улучшались технические возможности, а также постоянно расширялся спектр военных задач. Вместе с этим возрастала и роль солдат ИВ. Практически с первых дней вторжения фашистских захватчиков на территорию СССР они активно участвовали в подготовке и проведении оборонительных боев - рыли окопы, расчищали дороги, создавали защитные укрепления и возводили водные переправы при помощи понтонов. Совместно с другими армейскими подразделениями военные инженеры стойко сдерживали мощный натиск немецких сил.

На Северном и Западном фронтах спецподразделения ИВ выступали в роли подвижных мобильных отрядов заграждения. Они прикрывали отступление основных сил советской армии, разрушая переправы через реки, минируя поля и устраивая непреодолимые зоны искусственных препятствий, что заставляло немцев сбрасывать темп. А на Кольском п-ве бойцы инженерных войск совместно с оставшимися в живых мотострелками, не имея в наличии танков и артиллерии, смогли фактически полностью заблокировать продвижение немцев в данном направлении.

При организации обороны российской столицы по решению высших чинов Верховного командования армии в срочном порядке были сформированы 10 подвижных мобильных отрядов, которые выполняли боевые задачи перед самым носом фашистов, минируя пути проезда танков и уничтожая дорожные коммуникации. Благодаря проведенной работе, в ходе наступления на Москву на одном из участков немецкие части лишились около 200 единиц тяжелой бронетехники и порядка 140 единиц грузового автотранспорта с оружием и боеприпасами. За этот доблестный подвиг солдаты были представлены к высоким государственным наградам. Правда, многие из них получили медали и ордена посмертно.

В 1942–43 гг., когда советские войска перешли в контрнаступление, военным инженерам РККА пришлось в спешке восстанавливать ранее разрушенные мосты и сооружать новые переправы через реки. Помимо этого, на их плечи легли задачи по разминированию территорий, которые немцы «пометили» перед отступлением. В зимний период приходилось также прокладывать колонные пути в метровых сугробах. Однако и эта задача была успешно решена в короткие сроки. Тогда как многие отступавшие немецкие подразделения попросту попали в снежный плен, не имея спецтехники для расчистки территорий, и стали легкой наживой для советских воинов. С началом полномасштабного зимнего контрнаступления 1942 г. во вражеский тыл каждый день перебрасывались команды разведчиков-подрывников.

Штурмовым инженерным подразделениям нередко приходилось выполнять общеармейские военные задачи. К примеру, в ходе ожесточенного сражения в литовском городе Вильно солдаты четвертой саперной бригады ИВ лично смогли обезвредить и уничтожить порядка 2 тысяч немцев, взять пленными около 3 тысяч солдат и освободить более 2,5 тысяч советских военнопленных и простых граждан, находившихся в местном концлагере. По итогам Второй мировой войны порядка 800 бойцов подразделений ИВ стали Героями Советского союза, а около 300 человек были торжественно награждены орденом Славы.

Второстепенные задачи Инженерных войск

Профессия войскового инженера достаточно многогранна и универсальна - адаптирована под любые нужды. Опытные специалисты ИВ России одинаково востребованы как в военное, так и мирное время. После окончания Второй мировой военнослужащие инженерных частей были задействованы в Афганской войне, а также принимали непосредственное участие в составе миротворческих миссий на территории Европы, Азии и Ближнего Востока. Сегодня российские инженерные войска ведут активную военную деятельность по разминированию территорий в Сирии. Немало подвигов они совершили и в периоды «затишья». Огромную помощь храбрые солдаты ИВ оказали при устранении последствий масштабной техногенной катастрофы на ЧАЭС, которая произошла в 1986 году.

В условиях мирного времени спецподразделения инженерных войск ВС России совместно с МЧС и другими федеральными ведомствами проводят мероприятия по эвакуации населения из опасных районов, а также ликвидации негативных последствий ЧС как техногенного, так и природного характера. Среди первоосновных задач ИВ - сооружение и последующая эксплуатация мостов и понтонных переправ на водных просторах страны, тушение лесных пожаров, утилизация ядерных отходов, устранение опасных для жизни людей последствий обрушения аварийных промышленных объектов. Это лишь малая часть всех второстепенных задач, которые регулярно приходится выполнять инженерным войскам России.

Технология устройства понтонных переправ

Одной из ключевых задач военнослужащих инженерных войск заключается в сооружении безопасных путей прохода по водным участкам. Понтонная переправа - это результат кропотливого труда десятков солдат и достаточно сложный инженерный процесс, который требует предельной аккуратности и внимательности. Чтобы сборная конструкция из плавающих элементов стала полноценной переправой, надо знать всю технологию этого процесса от «А до Я». Сначала на воду спускают плавающие транспортеры, при помощи которых поэтапно и скрупулезно собирается будущая плавающая переправа. В случае необходимости на воде конструкцию страхуют речные катера. На небольших водоемах можно обойтись и без них. Бойцы инженерных войск соединяют все элементы вручную, а потом контролируют переправу с берега и воды.

Понтонная военная переправа имеет очень много преимуществ. Во-первых, сооружения на понтонах отличаются практичностью и повышенной транспортабельностью: их легко можно перемещать в разборном состоянии по суше, а потом при необходимости транспортировать по воде. Но первоосновное преимущество заключается в высокой скорости монтажа, что позволяет быстро переправить нужную технику или людей через любую водную преграду. В умелых руках военнослужащих российских инженерных войск этот механизм работает четко и слаженно. При грамотном подходе соорудить понтонную переправу протяженностью 400–500 метров можно всего за несколько часов.

Однако у этого технического инженерного сооружения имеются и очевидные недостатки. К примеру, в оживленных местах водоемов они создают помехи для речного судоходства. Но если этот вопрос можно решить на этапах планирования и подготовки операции, то другие остаются актуальными и по сей день. Плавающие опоры-понтоны сильно зависят от уровня воды, скорости ветра и волн. Приходится мириться и с тем, что в зимний период в условиях ледостава применение понтонных переправ попросту невозможно. А при несоблюдении элементарных правил эксплуатации плавающие мосты и вовсе могут «уплыть» в неизвестном направлении. Подобный курьез произошел в 2005 г. во время сооружения понтонных опор на реке Кондома.

Знаки отличия инженерных подразделений

Одним из основных атрибутов инженерных войск Минобороны РФ является классическая эмблема. В центральной части находится двуглавый орел, который по старой доброй традиции изображен с распростертыми в стороны крыльями. В когтях он крепко держит 2 топора (традиционный армейский символ ИВ), которые расположены крест-накрест по отношению друг другу. Данный геральдический знак выступает в качестве официального герба. Как правило, этот армейский символ можно встретить на воротах инженерной части, спецтехнике и зданиях штабов ИВ. История эмблемы насчитывает уже более 200 лет - впервые она появилась в 1812 году.

Если же говорить о наградных знаках, то наиболее важной считается медаль с муаровой ленточкой «Ветеран Инженерных войск». Эта памятная награда предназначена только для военнослужащих ИВ с выслугой лет, которые с честью выполнили личный долг перед Родиной и ушли на заслуженный отдых. На аверсе медали находится герб ВС РФ, ниже расположен «фирменный» знак инженерных войск современного образца (2 скрещенных топора и пылающая гренада). Также на лицевой части красуются традиционные символы ВС России - лавровая и дубовая ветви. На реверсе наградной медали изображена малая пятиконечная звезда, которая окружена зубчатыми «границами» классического военного фортификационного укрепления.

Официальным флагом подразделений российских ИВ является двустороннее полотнище прямоугольной формы. Главный символ изображен в виде 4-конечного белого креста, края которого расширяются ближе к внешней части флага и соприкасаются с четырьмя красно-черными лучами. В центральной части изображены отвал путепрокладчика, морской якорь, пылающая гренада с расходящимися в разные стороны молниями, а также скрещенные друг с другом два топора. Верхняя часть «экспозиции» обрамлена шестереночным колесом.

Традиционный петличный знак подразделений ИВ России предназначен для ношения в углах воротника военной формы, а также на офицерских погонах. На этой эмблеме, кроме традиционных инженерных топориков и отвала бульдозера, изображены якорь, мина и расходящиеся в стороны молнии. Символ обозначает принадлежность к российским инженерным войскам. Также в обиходе широко используется нагрудная эмблема образца 1994 г. с изображением петличного символа и надписью: «Инженерные войска».

Вооружение и техническое оснащение

В самый разгар Второй мировой войны (1943–44 гг.) многие советские спецподразделения инженерных войск приняли на вооружение модифицированный бронежилет СН-42. Таким мощным обмундированием оснащались в основном солдаты штурмовых подразделений отдельных саперных бригад ИВ, которые подчинялись не генеральному штабу, а напрямую Ставке Верховного Главнокомандующего. В годы войны инженерные войска еще называли «панцирной пехотой» или «броненосцами», поскольку солдаты в бронежилетах СН-42 выглядели достаточно неуклюже на фоне других подразделений Советской армии. Тем не менее стальной нагрудник, изготовленный из стали 36СГН толщиной 2 мм, способен был защитить от пуль автомата и мелких осколков.

Сегодня в действующих спецподразделениях инженерных войск РФ для выполнения боевых задач используется самая современная техника и оборудование. Военнослужащие саперных бригад спецподразделений ИВ оснащены уникальным защитным обмундированием нового поколения. Комплект способен защитить от взрыва противопехотных мин и самодельного взрывного устройства с мощностью боезаряда порядка 1 кг в тротиловом эквиваленте. Кроме стандартного огнестрельного оружия, солдаты-инженеры, выполняющие важные задачи по разминированию территории, применяют также новые мощные миноискатели класса «Коршун». Современный военный локатор обнаруживает противопехотные мины и другие скрытые взрывные устройства на расстоянии до 30-ти метров в любых типах грунта, в снегу, а также под асфальтом и даже бетонным перекрытием. «Коршун» успешно применялся российскими военнослужащими при проведении работ по разминированию территорий в Сирии.

Когда в срочном порядке требуется обследовать и очистить от сухопутных мин и прочих взрывных устройств обширную площадь территории, то военным инженерам не остается ничего другого, как применять на практике «грубую силу» - самоходную установку для разминирования, которая называется УР-77 «Метеорит». В широких кругах данная чудо-техника больше известна под неофициальным псевдонимом «Змей-Горыныч». Приняли ее на баланс инженерных войск еще в 1977 году, но даже сегодня эта машина превосходит некоторые современные мировые аналоги, произведенные на Западе. УР-77 уничтожает любые взрывчатые устройства на своем пути, обеспечивая военной технике и солдатам безопасный коридор общей протяженностью почти 200 метров и шириной «колеи» 6 м.

На балансе инженерных войск РФ находится самая разнообразная техника и экипировка. Для оперативного преодоления наземных препятствий и искусственно созданных заграждений широко используются инженерные механизированные мосты класса ТММ-6, а также более ранние модификации. Бойцы инженерных войск, в зависимости от ситуации, применяют на практике спецсредства, предназначенные для комплексной механизации землеройных или дорожных работ. Помимо этого, на вооружении бригад ИВ присутствуют универсальные многоколесные путепрокладчики класса ПКТ-2 и танковые мостоукладчики класса МТУ-72.

Чтобы в короткие сроки преодолеть водные преграды, используются мобильные водолазные станции, перевозные понтонные парки и плавающие прицепы. В экстренных случаях применяются спецкомплекты «Выход», предназначенные для срочной эвакуации танковых экипажей. Также инженерные войска оснащены автомобильными крановыми установками, лесопильными комплексами и мощными войсковыми экскаваторами. Такое многообразие технических средств дает возможность выполнять самые сложные задачи с минимальными затратами времени.

Спецтехника инженерных войск России

БАТ-2 - незаменимый помощник практически в любом инженерном деле. Этот армейский путепрокладчик, как швейный нож, обладает сразу несколькими рабочими инструментами, которые необходимы для прокладывания колонных путей. На БАТ-2 предусмотрено также специальное крановое оборудование грузоподъемностью до 2 тонн. Несмотря на огромное количество дополнительных агрегатов и механизмов, на практике данная техника - это достаточно послушная, отзывчивая и очень быстрая машина, способная разгоняться до 70 км/ч.

Кроме выполнения своих прямых обязанностей, БАТ-2 хорошо зарекомендовал себя при расчистке местности от сугробов и снежных завалов в зимнее время. Вместо традиционных для тяжелой армейской техники фрикциона и планетарного механизма поворота на путеукладчике БАТ-2 установлены 2 бортовые КПП. Для большей маневренности на пересеченной местности на гусеничном движителе предусмотрены резинометаллические шарниры. Активация одного из трех режимов мощного бульдозера происходит при помощи штатного гидрооборудования. Масса БАТ-2 вместе с силовыми агрегатами и дополнительно установленным оборудованием составляет 39,7 тонн.

ИМР-1 - инженерная машина разграждения. Построена на базе танка т-55. Всего за 1 час она способна превратить 300 метров сплошного завала в дорогу, пригодную для прохода обычной техники. Отличается более крепким бронированием корпуса, поскольку очень часто машине приходится выполнять задачи под обстрелом врага. Для установки бревен в грунт используется манипулятор с захватом. У ИМР-1 очень маленький обзор, поэтому вместе с механиком на выполнение задания отправляется также командир-оператор, который руководит действиями водителя в процессе манипуляций с крановой установкой. Корпус этой бронемашины имеет достаточно мощную защиту от радиоактивного излучения.

Установленное рабочее оборудование имеет 3 основных режима работы: двухотвальное, грейдерное и бульдозерное, что делает этот вид техники настоящим универсалом в военном деле. Подвеска используется индивидуальная торсионная, максимальная скорость по пересеченной местности составляет порядка 20 км/ч. Масса инженерной машины ИРМ-1 - 37,5 тонны.

МДК-3 - армейская бронемашина для рытья котлованов, которая быстро может вырыть ров шириной и глубиной 3,5 м причём длина рва можно быть любой. Эта машина оснащается турбированным 12-цилиндровым двигателем, мощностью 710 лошадиных сил. Вес машины 39 тонн. Максимальная скорость до 80 км/ч по пересеченной местности. Для рытья котлован предусмотрен специальный рабочий орган роторного типа, а также имеются разрыхлитель и фреза. Производительность ротора достаточно высокая -за 1 час данная техника способна выкопать порядка 350–450 кубометров земли.

Внешний инструмент инженерной спецтехники МДК-3 - это фреза, которая похожа на нож мясорубки. Собственно, и функции у нее аналогичные. Именно фреза первой «вгрызается» в землю и подает разрыхленный массив во второе колесо - ротор, который вращается намного быстрее фрезы и выбрасывает землю на одну сторону. Приводит в движение ротор и рабочую фрезу огромных размеров редуктор. Его шестерни вращает карданный вал диаметром с телеграфный столб. Но главное движение всем механизмам задает гидромотор.

Есть еще один редуктор, совмещенный с коробкой передач, а для отделочных работ в МДК-3 предусмотрен небольшой отвал, который ровняет укрытие, делая стенки вертикальными, а также быстро сооружает удобные заезды. Максимальная глубина зарывания - 5 метров. Находясь на глубине, чтобы не угореть от выхлопных газов, механики-водители используют первоклассную штатную систему очистки воздуха и вентиляции российского производства, которая может противостоять даже радиоактивной пыли. Кстати, управлять землеройной машиной во время рытья котлована можно также при помощи выносного пульта, находясь за пределами кабины.

Где проходят подготовку военные инженеры?

Если вы намерены получить профессию сапера инженерных войск России, то документы на очное обучение можно подать в приемную комиссию 66-го межведомственного учебного центра, который расположен в Подмосковье. В данном учебном заведении можно получить профессию специалиста минно-розыскной службы. Помимо теоретических основ минного дела, курсанты имеют возможность закрепить полученные знания на практике. Для этого в учебном центре используется отдельный военный полигон в Николо-Урюпино, где проходят тактико-специальные занятия и испытания новейших роботехнических комплексов.

Кузницей инженерных кадров, где осуществляется профессиональная подготовка офицеров российской армии, по праву считается Общевойсковая академия ВС РФ, которая находится в Москве. Срок обучения по выбранной специальности составляет 5 лет. После окончания института курсантам присваивается младшее офицерское звание «лейтенант» и выдается на руки диплом квалифицированного специалиста гособразца. Время обучения засчитывается в общий военный стаж. Также пройти обучение можно в структурном подразделении ВУЗа - Тюменском высшем ВИКУ им. маршала А. И. Прошлякова. Подробную информацию можно получить на официальном сайте учебных заведений.

Если вы намерены получить диплом младшего специалиста ИВ, тогда следует обратиться в региональные учебные центры Минобороны РФ. Один из таких центров находится в городе Волжский, другой - в Кстово. Обратите внимание, что попасть в инженерные войска на постоянную службу возможно исключительно по контракту, поэтому лучше всего заранее определиться с выбором высшего учебного заведения или профилированного центра для получения заветной «корочки» квалифицированного специалиста.

Преимущества службы в инженерных войсках

Денежное довольствие солдат контрактников зависит от региона прохождения службы. В среднем зарплата варьирует в пределах 25–40 тысяч рублей. Помимо этого, дополнительно предусмотрены различные ежемесячные надбавки, подъемные и ежегодная материальная помощь. Современная армия дает возможность не просто хорошо зарабатывать, но также обеспечивать семью. Есть в контрактной службе еще один весомый плюс. Уже после первого контракта любой военнослужащий вправе вступить в военную ипотеку. Работает она не так, как гражданская - пока идет служба, кредитные обязательства выполняет государство. Но даже если контрактник решит уйти на гражданку, квартиру или дом никто не отберет. В этом случае военнослужащий самостоятельно будет гасить оставшийся перед банком долг.

В социальный пакет солдата-контрактника, помимо прочего входит возможность получения бесплатного образования, бесплатное медицинское обслуживание и реабилитационное обеспечение, а также продовольственное и вещевое довольствие. В скором времени срок первого контракта планируется сократить до 2 лет. При этом будет создана единая система скидок при приобретении контрактниками общественных товаров и услуг. Планируется также разработать проект по льготному кредитованию солдат-контрактников инженерных войск. Главными направлениями в вопросах совершенствования службы по контракту заключаются в создании благоприятных жилищных условий, оптимизации денежного довольствия, улучшении социально-бытовых условий и повышение статуса военнослужащих инженерных войск, которые служат по контракту. Кроме этого, гарантируется социальная защита и права военнослужащих и членов их семей.

Как служат военные инженеры сегодня?

Инженерные войска России - это настоящий золотой самородок, сплав науки и отваги. И в этом нет ни капли преувеличения. Быстро проложить дорогу для безопасного передвижения транспорта, разминировать территорию, на которой ведутся боевые действия, и обеспечить водой и электричеством населенные пункты в случае чрезвычайной ситуации - незаметная, но необходимая работа. И здесь не обойтись без профессиональных солдат, служащих по контрактной основе. Именно поэтому современные инженерные войска России на 80–90% состоят из подготовленных солдат-контрактников.

В бригадах ИВ не встретишь традиционную армейскую бронетехнику. На вооружении этих подразделений находятся собственные уникальные «монстры» из металла, у каждого из которых имеется своя конкретная специфика. Одни машины предназначены для разборки завалов, другие проделывают проходы в минных полях, а третьи сооружают мосты через реки и водоемы. Разные задачи выполняют и отдельные батальоны инженерных войск. К примеру, батальон разминирования очищает от неразорвавшихся снарядов территории, находящиеся поблизости с населенными пунктами. Здесь служат исключительно солдаты контрактники. За сутки инженерный батальон способен очистить от фугасов до 5 гектаров земли.

Вручную выполнить такой колоссальный объем работ невозможно, поэтому на помощь солдатам приходит спецтехника. На особом счету сегодня находится новейшая машина разминирования «Уран-6». Это робот-сапер, который управляется на расстоянии. Данная техника активно применяется для очистки урбанизированных участков местности, а также предгорных территорий. Также солдаты инженерных войск осваивают сегодня новейший образец миноискателя, который за уникальные технические характеристики прозвали в российской армии «Коршуном». Сегодня инженерные войска развиваются семимильными шагами, и ключевую роль в реформировании подразделений ИВ играет автоматизация.

По уровню военной подготовки в плане использования спецтехники бойцы инженерных бригад считаются одними из лучших в российской армии. Оттачивать мастерство помогает хорошо продуманная материально-учебная база. Во многих частях имеется собственный инженерный городок, вододром для понтонных переправ и полигон с полосой препятствий, где обучают вождению и ведут огневую подготовку. Комплектуются боевые бригады по смешанному принципу - на службу принимаются контрактники по самым востребованным армейским специальностям:

  • командир отделения;
  • замкомандира взвода;
  • санинструктор;
  • электрик-связист;
  • механик-водитель.

В начале службы для всех контрактников предусмотрен испытательный срок. Неуверенные в себе и слабохарактерные солдаты, которые попросту не справляются с возложенными на них задачами и обязанностями, по истечению испытательного срока (3 месяца) отсеиваются по принципу естественного отбора. На службу попадают только самые стойкие парни, готовые к самопожертвованию. Живут контрактники в служебных квартирах и казармах кубрикового типа. Как вариант, разрешается снимать жилье в близлежащем населенном пункте. При этом Министерство обороны компенсирует часть денег за аренду квартиры или частного дома.

Заключить контракт о прохождении воинской службы в рядах инженерных войск возможно через представительство Минобороны. Подать соответствующую заявку может абсолютно любой законопослушный гражданин РФ (без уголовной судимости) в возрасте от 19 лет, имеющий на руках государственный диплом о полном среднем образовании и отслуживший срочную службу в действующих армейских подразделениях СВ или ВМФ. Вступительные испытания для всех претендентов на службу в армию по контракту проводятся в специально созданных региональных пунктах отбора. Эти испытания представляют собой сложные и многоуровневые конкурсы, включая обязательный тест на психологическую устойчивость, а также проверку физической подготовки.