С.г.кайль,г.тогучин, новосибирская обл

I

Грамматические задания.

3.Решите тест. Вопрос 28.

4.Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Из этой книги я узнал ТАК (ЖЕ), как выполнить эти задания.

1)также – всегда пишется слитно 2)так же – всегда пишется раздельно

3)так же – здесь это наречие ТАК и частица ЖЕ, поэтому пишется раздельно 4)также – здесь это союз, поэтому пишется слитно

5.Укажите предложение, где выделенное слово пишется слитно.

1)Было совсем летнее утро, и только (по)тому спокойствию, которое царило в воздухе, чувствовалось, что это спокойствие последних дней осени. 2) (По)тому , как он внезапно останавливался и оглядывался, видно было, что ему хочется сказать что-то важное. 3)Смерть отца потрясла Мартына именно (по)тому , что он не любил его как следует. 4)Петру Михайловичу показалось нелепым, что тётка вмешивается в чужие дела и свой отъезд ставит в зависимость (от)того , что ушла Зина

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. II

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

3.Решите тест. Вопрос 28.

2.В каком предложении выделенные (-ое) слова (-о) написаны (-о) с ошибкой?

1)После ветра упало много яблок, так же было и в прошлом году. 2)К вечеру сильный ветер тоже стал затихать. 3)Что бы свободно владеть иностранным языком , надо приложить много усилий. 4)Зацвели только две яблони, зато обильно.

3.В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

1)Владимир то(же) придёт к нам. 2)Нам приходилось упорно учиться, (что)бы добиться успеха. 3)Поблагодарил за(то) , что помог. 4)Было холодно, (по)этому мы отправились на машине.

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. III

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

2.Выполните морфологический разбор одного союза.

3.Решите тест. Вопрос 28.

1.В каком варианте выделенное слово пишется раздельно?

1)Татьяна выполнила работу сразу, что(бы) пораньше освободиться. 2)На складе закупили садовый инвентарь , а так(же) химикаты. 3)Это событие нас то(же) удивило. 4) Что(бы) ни показывали по телевизору, бабушка смотрела все передачи.

8.Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение в предложении Максим Максимыч отвернулся, что(бы) скрыть своё волнение.

1)чтобы всегда пишется слитно 2)что бы всегда пишется раздельно 3)что бы – здесь это местоимение что с частицей бы , пишется раздельно 4)чтобы – здесь это союз, пишется слитно

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. IV

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

2.Выполните морфологический разбор одного союза.

3.Решите тест. Вопрос 28.

9. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1)Мы остановили машину, что(бы ) узнать дорогу. 2) Все ценили его за(то) , что он всегда помогал людям. 3)Так(же), как и вчера, мы оставили лагерь на рассвете. 4)В то(же) мгновение прогремел гром.

10.В каком варианте ответа правильно указаны предложения, в которых выделенное слово является союзом и пишется слитно?

А. Я то(же) видел это космическое явление. Б.Что(бы) ты стал делать, если бы опыт не удался? В. Надо верить в возможность счастья, что(бы ) быть счастливым. Г. Отпуск мы проведём так(же), как и два года назад – в горах.

1)Б, В 2)В, Г 3)А, Б 4)А, В

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. V

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

2.Выполните морфологический разбор одного союза.

3.Решите тест. Вопрос 28.

11.В каком предложении допущена ошибка при написании выделенных слов?

1)Небо посветлело, зато подул холодный ветер. 2)Вдоль леса шла узкая тропинка, но и по ней идти было тоже страшновато. 3)В горах видны кедровые леса, за то в долине хвойные деревья исчезают. 4)Машина взревела и исчезла так же быстро, как и появилась.

14.В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1)При(том) институте организованы подкурсы. 2) (По)этому опасному пути он шёл впервые. 3)Мы были благодарны ему (за)то, что он не струсил. 4)Мы не нашли грибов, (за)то набрали ягод.

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. VI

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

2.Выполните морфологический разбор одного союза.

3.Решите тест. Вопрос 28.

15.Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение. Учитель был несколько удивлён, хотя то(же) старался не показывать этого.

1)тоже – всегда пишется слитно 2)то же – всегда пишется раздельно 3)то же – здесь это местоимение ТО и частица ЖЕ, поэтому пишется раздельно 4)тоже – здесь это союз, поэтому пишется слитно

20.В каком предложении слово ТОЖЕ является союзом и пишется слитно?

1)И завтра будет то(же), что и вчера. 2)Мы то(же) едем в театр. 3)То (же) слово, да не так бы молвить. 4)Миша делал уроки и в то(же) время прислушивался к голосам за окном.

Тексты для тренировки и тест с ответами:

I

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато ост
анется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются. (125 слов)
(Н. Ефимова)

III
Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной.

Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. «Сейчас полакомлюсь», – подумала пловчиха. Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома. (По Ч.Робертсу) (142 слова)

IV


Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.


Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

V


Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всём своём зеленом величии. Несмотря на вчерашнюю метель, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядрёным.

Сорока, чистившая на ветке ольховника, черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустел снег. Кто-то большой, сильный шёл сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распушив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась бурая морда, увенчанная тяжёлыми извилистыми рогами. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остёр, что слышал зверь, как короед точит древесину, прокладывая ход под корой сосны. Но даже и эти чуткие уши не слышали здесь, в лесу, ничего, кроме птичьей трескотни, звука дятла и ровного звона сосновых вершин.

(По Полевому)


Тест № 1. же является союзом.

1. Я это сделаю так же.
2. Я хотел с ними дружить, они же меня сторонились.
3. Сергей Иванович приходил на работу всегда вовремя, Николай же всегда опаздывал.
4. Я все так же люблю тебя.
5. Первый же прохожий укажет тебе эту улицу.
6. Все же что ты намерен делать?
7. Дома все одно и то же.
8. В то же самое время он вернулся домой.
9. Снаружи дом был отделан, внутри же требовалась доработка.
10. Моя улица спускалась к морю, ее же – шла параллельно набережной.

Тест № 2. Укажите номера предложений, в которых ли является союзом.
1. Не зайдете ли выпить чаю?
2. Я не знаю, захочет ли он прийти.
3. Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то другой?
4. Ветер ли шумел, или это шумело у него в голове – он не понял.
5. Станет ли кричать – в ответ тишина.
6. Не купишь ли по пути газет?
7. Петь ли надо, плясать ли – он всегда готов.
8. Навряд ли он приедет сегодня.
9. Сергей спросил, приедет ли он сегодня.
10. А на улице то ли песни поют, то ли на гитаре играют.

Тест № 3. Укажите номера предложений, в которых слово что является союзом.
1. Что он лгун, это было известно всем.
2. Что ты хочешь мне сказать?
3. Я знаю, что ты хочешь мне сказать.
4. Мы переехали в огромный дом, что стоит на центральной улице.
5. Мне сказали, что профессора можно сегодня не ждать.
6. Он так крепко заснул, что проехал свою станцию.
7. Он сказал, что приедет завтра.
8. Спросите об этом мальчишку, что в доме напротив живет.
9. Это ложь, что в театре нет лож.
10. Я с трудом расслышал, что она сказала.

Тест № 4. В каких предложениях и выступает в качестве союза?
1. Они жили долго и счастливо.
2. Я и не пошел туда.
3. Это был он, и никто иной.
4. Не хочу и слышать это!
5. И вы все-таки поедете?
6. Солнце село, и стало прохладно.
7. Он уже и сам не рад.
8. Я и сам не поеду, и ее не пущу.
9. Все кончилось, и слава богу!
10. Пускай принесет и то, и другое.

Тест № 5. В каких предложениях слово однако является союзом? (Знаки препинания не расставлены!)
1. Ветер сильный однако попутный.
2. Шумела буря хлестал дождь ветер однако был попутный.
3. Однако здравствуйте!
4. Однако в указанном месте я ничего не нашел.
5. Будь однако с ним осторожна.
6. А ты не так прост однако.
7. Однако жить в том доме им пришлось еще долго.
8. Квартирка была небольшая однако уютная и недорогая.
9. Сколько хлопот однако !
10. Лето кончалось однако на даче им пришлось еще задержаться.

Тест № 6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются союзами.
1. Что ни день, то новые проблемы.
2. Весна была холодная, лето также не радовало.
3. Когда-то он служил в гусарах, и счастливо.
4. Компьютер как средство познания мира.
5. Сегодня ни смеха, ни голосов не слыхать.
6. Он едва дошел до дома.
7. Едва взошло солнце, как он проснулся.
8. Только я отвернулся, как его уже след простыл.
9. А в ответ лишь тишина.
10. Пассажиры спросили, скоро ли они приедут.

Разбор тестов:

Главным критерием разграничения служебных частей речи является их синтаксическая функция. Поэтому нужно хорошо знать, какую роль выполняют в предложениях, в тексте союзы, частицы и предлоги. Чаще всего союзы путают с частицами. Как отличить союз от частицы?
Частица служит для выражения смысловых, эмоциональных, модальных оттенков значений слов, словосочетаний, предложений, а также для образования форм слов.
Союз служит для связи членов предложений, частей сложных предложений, отдельных предложений в тексте. Отсюда следует: если в предложении нечего «связывать», то в нем не может быть и союза. Рассмотрим предложенные тесты.

Тест № 1
Союз же является противительным, значит, мы должны указать номера тех предложений, в которых есть отношения противопоставления либо между однородными членами, либо между частями сложного предложения. Это будут следующие предложения: 2, 3, 9, 10.

Тест № 2
Ли может выступать в качестве вопросительной частицы или в качестве подчинительного (изъяснительного) союза. Кроме того, ли может быть частью повторяющегося союза то ли... то ли; ли... ли, ли... или, а частица ли – частью частицы вряд ли, навряд ли. Следовательно, ли является союзом в тех предложениях, в которых связывает части сложного предложения (даже если они содержат косвенный вопрос) или является частью повторяющегося союза. Это следующие номера: 2, 4, 5, 7, 9, 10. Предложение № 3 хотя и сложноподчиненное изъяснительное, но средством связи здесь является союз что.

Тест № 3
Что может быть союзом (служит средством связи в сложноподчиненном предложении), может быть вопросительным или относительным местоимением (служит средством связи в сложноподчиненном предложении в качестве союзного слова). Если перед нами местоимение (т.е. знаменательная часть речи), значит, к нему можно задать вопрос, оно является не только средством связи главного предложения с придаточным, но и членом предложения. К служебной части речи задать вопрос нельзя, членом предложения это слово не является. Кроме того, для разграничения этих частей речи можно попытаться заменить союзное слово (т.е. местоимение) знаменательным, а также посмотреть, падает ли на него логическое ударение. Таким образом, слово что выполняет функцию союза в следующих предложениях: 1, 5, 6, 7, 9.
(Примечание по поводу предложения № 9.) Это предложение взято из пособия Т.С. Ленской и Т.Ю.Угроватовой. Русский язык: В 4 ч. Ч. 4. Синтаксис. М.: Айрис-пресс, 2003. С. 105. Там оно характеризуется как придаточное определительное. (Там же . С. 293.)
Обычно средством связи в таких предложениях являются союзные слова (местоимения). Значительно реже определительные придаточные присоединяются к главной части посредством союзов как, чтобы, словно, как будто, как если бы, точно. Союза что среди них нет. Так что же, мы неправильно определили часть речи? Читаем по этому поводу у Валгиной Н.С. (Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». М.: Высш. шк., 1991. С. 327):
«Придаточные изъяснительные с что, относящиеся к именам существительным, раскрывают внутреннее содержание предмета и потому приближаются к определительным придаточным. Придаточные определительные (присоединяются союзным словом что ), в отличие от придаточных изъяснительных (присоединяются союзом что ), допускают замену союзного слова что союзным словом который. Сравним: И вечером весть, что (подстановка слова которая невозможна) приехала я, в Москве уже многие знали. – Весть, что (которая) обрадовала меня, в Москве уже многие знали ». Таким образом, мы определили правильно: перед нами союз в придаточном изъяснительном.

Тест № 4
Чаще всего союз и встречается в качестве сочинительного соединительного союза. В таком случае он связывает однородные члены или части сложного предложения. Гораздо реже и может выступать как присоединительный союз (об этом можно прочесть в пособии: Темиз Я.В . Секреты русской пунктуации. Мегатрон, 1999. С. 44–49). Таким образом, и является союзом (соединительным и присоединительным) в следующих предложениях: 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10.

Тест № 5
Слово однако может быть вводным словом (стоит в конце или в середине предложения), междометием (выражает удивление, недоумение, возмущение) и союзом (стоит в начале предложения, между однородными членами или частями сложного предложения). Союз однако является противительным, и его можно заменить противительным союзом но. Значит, мы должны отметить следующие номера: 1, 4, 7, 8, 10.

Тест № 6
Ответы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10.
1) Ни – частица;
2) также – присоединительный союз;
3) и – присоединительный союз;
4) как – союз со значением «в качестве»;
5) ни... ни – сочинительный соединительный повторяющийся союз (средством разграничения с частицей в данном случае служит и формальная структура: союз ни... ни, в отличие от частицы ни, является повторяющимся);
6) едва – наречие образа действия (дошел (как? каким образом?) едва);
7) едва – временной союз (союз едва отличается по смыслу от исходного наречия едва и всегда стоит в начале предложения);
8) только – временной союз;
9) лишь – ограничительно-выделительная частица;
10) ли – изъяснительный союз.

С.Г.КАЙЛЬ,
г.Тогучин, Новосибирская обл.

Дидактические материалы для 5–9-х классов

5 класс

Тема: «словообразование»

По холмистой прерии разбросаны дубовые и ореховые рощи.
Вдоль берегов тянется густой зеленый лес. Но чаще вы видите колючие заросли, где вместе с акациями растут кактусы.
Здесь много интересного для ботаника и любителя дикой природы. Земледелец этими местами не заинтересуется. Он хорошо знает, что все эти чудесные растения растут на тощей почве.
Белый человек еще не проник в эти места, и одни команчи пролагают тропы по этой земле.
По лесистым берегам рек бродят пума и ягуар. На опушке лесных зарослей показывается тощий волк. Здесь пасется и самое прекрасное животное – лошадь. Черные красавцы табунами разгуливают по прерии.

(По М.Риду)
(96 слов)

Запомните : прерия, ботаник, команчи, ягуар, опушка.

Лексическое значение слов : команчи – воинственное индейское племя. Прерия – обширная равнина со степной растительностью в Северной Америке.

Тема: «Синтаксис»

ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

Погода стала меняться. Появились низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Налетел резкий ветер. Он зашумел травой, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке.
Ветер налетел с новой силой, поморщил гладь реки, а потом стих. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками. Сплошной полосой хлестанул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим быстрее!».
Но вот ветер утих. Раздались голоса птиц: иволги, пеночки, зяблика. Редкие капли дождя падали на землю и повисали в траве.

(По В.Астафьеву)
(87 слов)

Итоговый диктант

(I полугодие. Комплекс В.В. Бабайцевой)

ПЕРЕД СВАДЬБОЙ

Каждый вечер крот приходил к полевой мыши в гости и болтал, что скоро лето закончится. Когда солнце перестанет палить, они с Дюймовочкой сыграют свадьбу. Но девочка была совсем не рада, ей не нравился скучный крот. Каждое утро и каждый вечер Дюймовочка выходила на порог мышиной норки. Иногда ветер раздвигал верхушки колосьев, и она могла увидеть кусочек голубого неба. «Как светло, как хорошо на воле!» – думала девочка и вспоминала о ласточке. Ей, конечно, хотелось бы повидаться с птичкой. Но ласточка не прилетела. Наверное, она летала в зеленом лесу.
«Через месяц твоя свадьба!» – сказала девочке полевая мышь. Но крошка заплакала и сказала, что она не хочет быть женой скучного крота.

(По Х.К. Андерсену)
(108 слов)

Запомните : Дюймовочка, свадьба, не рада, болтал.

Тема: «Имя существительное»

Вся Сибирь в этот день хорошо прогрелась под солнцем. Побежали ручейки. Они журчали так громко, что даже в избу доносился этот чудесный весенний звук.
Жаконя опять лежал на кровати, а Гутя стояла рядом и качала головой. Обезьянка выглядела ужасно! Красная курточка разорвалась, штанишки расползлись по швам, шапочки совсем не было, и голова была в пуху и перьях.
Всю одежду с Жакони пришлось снять. Потом старушка вынула из сундука кусок красного шелка с желтыми горошинами. Гутя сшила из этой материи платье. Когда платье надели на Жаконю, он сразу стал похож на девочку.

(По Ю.Магалифу)
(91 слово)

Дополнительное задание .

Определите род, число и падеж существительных:

    I вариант – 2-е и 3-е предложения 2-го абзаца;

    II вариант – 1-е и 2-е предложения 3-го абзаца.

Тема: «Имя прилагательное»

ОРАНЖЕРЕЯ

В большом городе был ботанический сад. В нем располагалась огромная оранжерея из стекла и железа. Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом.
Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись растения. Им было в ней тесно. Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм. Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали листья, но это плохо помогало. Для растений нужны были хороший простор, родной край и свобода. Крыша хотя и прозрачна, но она не заменит ясное небо.
Зимой стекла обмерзали. Ветер гудел и бил в рамы. Растения слушали вой ветра и вспоминали другой, теплый и влажный мир.

(По Г.Уэллсу)
(99 слов)

Запомните : ботанический, оранжерея, постоянно, прозрачный .

Дополнительные задания

1. Найдите в тексте все прилагательные и подчеркните их как члены предложения.
2. Сделайте синтаксический разбор следующих предложений:

    I вариант – 4-е предложение 2-го абзаца;

    II вариант – 6-е предложение 2-го абзаца.

6-й класс

Тема: «Повторение изученного в 5-м классе»

ПРИХОД ВЕСНЫ

Светлая богиня Жива побеждала злую ведьму Морану. По ночам зима еще заращивала льдом и инеем прорехи, что наносили ей днем солнечные лучи. Но все глубже ложились синие проталины. Тяжелые облака освобождали небо.
Скоро в каждой избе хозяйки соберутся месить сладкое тесто и вылепят из него маленьких птиц. Потом этих птиц обмажут медом и пойдут с ними за городскую стену звать в гости весну. Утром в поле они примутся расстилать новый холст, положат на него душистый пирог и оставят все это в дар весне. «Отведай угощения, не побрезгуй», – попросят с поклоном женщины.

(По М.Семеновой)
(91 слово)

Дополнительные задания

1. Фонетический разбор:

    I вариант – синие ;

    II вариант – злую .

2. Морфемный разбор:

    I вариант – побежала, маленьких ;

    II вариант – наносили, расстилать .

Итоговый диктант

(I четверть)

ЛЕСНЫЕ РЕКИ И КАНАЛЫ

В Мещерском крае много каналов. Сейчас эти каналы заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны. Каналы эти очень красивы. Заросли свисают над водой темными арками. Весной по каналам можно пробиться в легкой лодке на десятки километров.
Иногда высокий камыш перегораживает путь сплошной плотиной. По берегам растет белокрыльник. Листья его немного похожи на листья ландыша, но на одном листе прорисована широкая белая полоса. Я прикасаюсь веслом ко мху, и из него вылетает густым облаком зеленая пыль. Тишина нарушается только звоном комаров и всплесками рыб. Плавание всегда приводит к лесному озеру или к лесной реке. На берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы. Они выползают из норы, ныряют очень глубоко и выплывают со страшным шумом.

(По К.Паустовскому)
(123 слова)

Тема: «Словообразование»

СЛУЧАЙ С МЕДВЕЖАТАМИ

Однажды я ловил рыбу на выступе скалы. Воздух звенел от крика поздних перелетных птиц. Из леса выбежали три медвежонка. Они прошлепали по мелководью и стали клянчить у меня улов. Я закричал. Медведи испугались и спрятались в зарослях.
Наступила ночь, но медвежата все не спускались с дерева. А вдруг малыши голодны?
Утром я выскочил из дома и направился к большой пихте . Три пары блестящих черных глаз выглянули из трех пушистых клубков на нижней ветке.
Я сварил кашу. Она слегка подгорела. Потом разыскал тяжелые миски и разлил по ним еду. Малыши подошли к каше, присели на корточки и съели ее. Раздалось прерываемое взвизгиваниями урчание.

(По Р.Лесли)
(102 слова)

Тема: «Имя существительное»

Осень спустилась на лес, пруды и маленькие речонки. На поверхности прудов по ночам стала появляться тонкая корка льда, а тронутые морозом листья превратились из красных в желтые. Лесные жители стали спешно собирать съестные припасы. Наступила непогода. Потом ударили настоящие морозы. В одну ночь пруд промерз на большую глубину. Крыши бобровых домиков затвердели.
С наступлением зимы бригада лесорубов и пильщиков двинулась в лес. Они расположились лагерем рядом с бобровыми хатками. Люди знали, что у них под боком есть соседи. Эти соседи – важные, трудолюбивые бобры.
Однажды появились индейцы и попытались поймать ценных зверей. Вечером лесорубы узнали об этом. Негодование их было так сильно, что они хотели отправиться в погоню.

(По Ч.Робертсу)
(107 слов)

Задание

Морфологический разбор слова:

    I вариант – 2-й абзац, 3-е слово;

    II вариант – 2-й абзац, 5-е слово.

7-й класс

Тема: «Причастие»

НОЧЬ НА ПЕРЕВАЛЕ

Как ножом срезанный полукруг луны горел ослепительным синеватым светом. В бездонном сером прорезе между двумя каменными волнами бледно сияли звезды. Горы, слившиеся с тенями, возвышались по сторонам над перевалом. Казалось, что огромные чудовища прилегли, выпятили горбатую спину. Вокруг одного из чудовищ вилось кольцами черное облако. На склоне мелькнула и исчезла блестящая золотая нитка. Это мимо узкой горной струи кто-то прошел с фонарем. Камни, веками неподвижно лежавшие в котловине, придавали ей вид огромного кладбища. Вода озера быстро дрожала в черной каменной чашке. Становилось все холоднее. Гул затих, костры догорели. Пепельные пятна снега посинели и растворились. Змея оторвалась от горы и поползла вверх. Крутой горб чудовища обнажился, точно очерченный черным карандашом. Затем все потухло. Фиолетовая ночь стала черной.

(По М.Алданову)
(115 слов)

МОНАСТЫРСКИЙ САД

Они вышли в тихий тенистый монастырский сад. Семинария занимала здание старинного монастыря, и двести лет назад его квадратный двор содержался в безупречном порядке. Монахи в белой одежде, когда-то ухаживавшие за растениями, были давно забыты. Но душистые травы все еще благоухали здесь в мягкие летние вечера, хотя уже никто не собирал их для лекарственных целей. Теперь между каменными плитами дорожек пробивались усики дикой петрушки. Запущенные розы одичали, их длинные спутанные ветки тянулись по всем дорожкам. Бесплодные виноградные лозы свисали с ветвей кустарника, уныло кивавшего своей верхушкой.
В одном углу сада поднималась ветвистая пышная магнолия с темной листвой, окропленной брызгами молочно-белых цветов. У ствола магнолии стояла грубая деревянная скамья.

(По Э.Л. Войнич)
(118 слов)

Итоговый диктант

(Годовой, пониженной степени сложности)

СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ

Разведчик сначала сидел, равнодушно опершись подбородком на руку, но мало-помалу его суровые черты смягчились. Задумчивые глаза жителя лесов увлажнились, слезы покатились по щекам.
И вдруг раздался вопль, который не был похож ни на человеческий крик, ни на вопль другого земного существа. Он потряс воздух и проник не только во все уголки пещеры, но и в самые укромные тайники человеческих сердец. Вслед за этим наступила полная тишина.
Ни Соколиный Глаз, ни индейцы не ответили. Они слушали, ожидая повторения вопля. Наконец они быстро и серьезно заговорили между собой. По окончании их беседы Ункас выскользнул из пещеры. Когда он ушел, разведчик снова заговорил по-английски. Потом он уселся над потухающими углями, закрыв лицо руками.

(По Ф.Куперу)
(113 слов)

Итоговый диктант

(Годовой, средней степени сложности)

Памятью Адмирал жил еще в том мире, где перед смертью допускалось просить с кем-то свидания. Но на смену этому миру отныне пришел другой, где людям в его положении уже не с кем прощаться.
В свете ламп лица двинувшихся к Адмиралу солдат вдруг обозначились перед ним резче. И он не почувствовал в них ни вызова, ни злобы, одно только любопытство.
Двинулись строем. В безветренной ночи скрип наста под ногами казался почти оглушительным. Сквозь черноту все вокруг воспринималось резче, чем обычно. Студеный воздух, обжигая легкие, впервые не забивал дыхание, а клубился под сердцем пьяняще и освежающе.
На снегу, заштрихованном размашистым углем соснового леса, человеческие тени выглядели огромными. Душа жила уже сама по себе, воспринимая окружающее как бы сверху или со стороны.

(По В.Максимову)
(119 слов)

Тема: «Деепричастие»

ПЕСТРАЯ ЛЕНТА

Просматривая свои записи о приключениях Шерлока Холмса, я нахожу в них много трагических случаев. Работая из любви к своему искусству, этот сыщик никогда не брался за расследование будничных преступлений. Вот одно из таких дел.
Проснувшись в одно апрельское утро, я увидел, что Шерлок Холмс стоит у моей кровати. Обычно он поднимался с постели поздно, но сейчас часы на камине показывали лишь четверть восьмого. «Весьма сожалею, что разбудил вас, Уотсон», – сказал он. Я удивленно спросил: «Что случилось?». Оказалось, что к нам пришла клиентка и ждет в приемной. Я быстро оделся, и через несколько минут мы спустились в гостиную. Дама, одетая в черное, поднялась при нашем появлении. Она подняла вуаль, и мы увидели ее посеревшее лицо. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах блестела седина.

(По А.К. Дойлу)
(125 слов)

Итоговый диктант

(I полугодие)

ПОХОЖДЕНИЕ БУРОЙ КРЫСЫ

По желтовато-зеленой равнине спокойно текла неширокая река. На берегу у одного из ее плавных изгибов возвышался изъеденный непогодами столб. Шагах в ста от старого столба была видна такая же старая, поросшая травой плотина. А за плотиной начинались голубовато-зеленые луга, по которым протекал узенький ручеек.
В одно солнечное летнее утро у подножия столба показалась острая мордочка с крошечными ушками и маленькими глазами. Ноздри зверька, нервно дрожащие, настороженно втягивали воздух. Нигде ничего опасного не было. Лишь пестрая гусеница перебиралась по траве.
Зверек вышел из своего убежища – и вдруг очень быстро вернулся назад, снова скрывшись под землей. Оказалось, что вдали появился болотный ястреб. Его немигающие глаза жадно искали что-то в траве. Вдруг ястреб упал в траву, а несколько секунд спустя взлетел, крепко держа в когтях серенький комочек. Несчастная землеройка!
Крысе, сидящей в норе, очень повезло. Осторожность спасла ей жизнь.

(По Ч.Робертсу)
(138 слов)

Итоговый диктант

(I полугодие, комплекс В.В. Бабайцевой)

КРЫСИНЫЕ КАНИКУЛЫ

Прошло несколько дней. Юго-западный ветер стих. Вода спала, и многие переселенцы вернулись на свои места обитания. Но бурая крыса предпочла остаться под кустом дикой розы. Ей понравилось охотиться в густой луговой траве, где прыгали большие и очень вкусные кузнечики. В жаркие летние дни ей понравилось плавать в чистом ручейке. Нора у бурой крысы была вместительная, и скоро в ней нашелся уголок для подруги, одетой в красивую шелковистую шубку.
Успешно избегая встреч с ястребами, бурая крыса провела на лугу почти целое лето. Но в одно прекрасное утро все изменилось. На лугу раздались громкие голоса людей, топот лошадей, появились какие-то красные чудовища. Трава стала падать на землю, образуя длинные ряды.
Когда все сено убрали, луг оказался совершенно открытым для глаз ястребов. Грызунам требовалась особая осторожность. Но скоро молодая зелень снова появилась над землей, и в траве до самых холодов кипела жизнь.

(По Ч.Робертсу)
(140 слов)

Итоговый диктант

(III четверть)

СЛУЧАЙ С ГУСЯМИ

Пока я устраивался на привале, гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал бычок с обрывками веревки на шее. Гусь набросился на него.
Теленок пустился наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом он опомнился, еще сильнее разозлился и опять погнался за теленком. Под конец теленок забился под непролазный лозняк, стоявший стеной у обрыва, и тоскливо замычал. Его обидчик громко загоготал, победно подергивая хвостом. Из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной. Солнце бесследно исчезло, луг потемнел. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив их хороводом, унес вверх.
Гуси полегли в траву, замерли. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.

(По Е.Носову)
(126 слов)

Тема: «Союз»

СЛУЧАЙ НА ИСХОДЕ ЗИМЫ

Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной.
Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. «Сейчас полакомлюсь», – подумала пловчиха. Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома.

(По Ч.Робертсу)
(142 слова)

ТИГРЕНОК

Ночью тигренок выполз к ручью и жалобно замяукал. Тайга молча приняла его жалобу и ничего не ответила. Тигренок недовольно фыркнул, сунул морду в траву и снова жалобно заревел.
И вдруг рядом кто-то ласково замурлыкал. Тигрица беспокойно обнюхала сына от кончика носа до конца хвоста, лизнула его гладкую шерсть и тихо заурчала, словно успокаивая детеныша.
Тучи надоедливой мошки носились в воздухе и преследовали тигров. Сильные звери беспомощно вертели головами и иногда, нарушая тишину тайги, фыркали. Чаще и громче нарушал тишину тигренок. Чтобы избавить от мошки своего сына, тигрица выбирала открытые места и шла по ветру.
Где-то далеко ухнул филин, также подала жалобный голос сова. Совсем близко от тигренка лесная мышь, вышедшая на прогулку, прошуршала прошлогодними листьями. Тигренку тоже хотелось поиграть, но взгляд матери говорил: «Не смей шуметь, непоседа».

(По Н.Ловцову)
(128 слов)

Тема: «Частицы»

СБОРЫ НА ОХОТУ

Чик проснулся рано утром. Он тихо встал, чтобы не разбудить спящих. Он собирался идти на охоту за перепелками. На улице было тепло, но Чик влез в рубашку. Он сообразил, что перепелки иногда могут падать в колючие кустарники, и тогда в майке все тело исцарапаешь.
Чик напился из-под крана, хотя пить ему не хотелось. Кто знает, скоро ли напьешься на охоте. Проявляя силу воли, Чик постарался как можно больше выпить прохладной утренней воды. Он достал из-за буфета свой лук и три стрелы с железными наконечниками, заточенными напильником. Чик проверил на пальце наконечники, словно за ночь их могли притупить мыши. Надев на себя все снаряжение, он себя чувствовал не хуже воинов, изображенных в учебнике древней истории.
До этого Чик на охоте ни разу не был, но в эти теплые осенние дни в нем проснулась неведомая раньше охотничья страсть.

(По Ф.Искандеру)
(136 слов)

Итоговый диктант

(комплекс В.В. Бабайцевой)

ПУТЕШЕСТВИЕ БЕГЛЕЦОВ

Раф с Шустриком продолжали свой путь по переулку, который шел по верхней окраине города. По обеим сторонам этого переулка шли изгороди. У подошвы крутого холма, поросшего лесом с густым подлеском, протекал громко журчащий и довольно широкий ручей. Время от времени перед глазами собак мелькали между скалами его белопенные воды. Шум воды был настолько силен, что собаки не услышали звука приближающегося грузовика. Он неожиданно выскочил из-за поворота.
Взвизгнув от ужаса, Шустрик юркнул в папоротник и затаился. Раф же бросился чуть ли не под колеса и некоторое время с лаем преследовал грузовик. Машина, видимо, возила мокрый гравий или щебень. Черная морда Рафа была теперь вся запорошена желтовато-красной крошкой.

(По Р.Адамсу)
(106 слов)

9-й класс

Тема: «Повторение изученного в 5–8-х классах»

ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЕГЛЕЦОВ

Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову, навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. «Пошли отсюда, – шепнул он на ходу. – С ним лучше не связываться».
Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно.

(По Р.Адамсу)
(127 слов)

Тема: «Сложносочиненное предложение»

ОХОТА НА ТУРА

Дремавший рогач приподнял голову, и лохматые уши описали два медленных полукруга, вбирая в себя шорохи и голоса. Что его разбудило? Не то принесенный ветром подозрительный шум, не то просто нюх на опасность.
Но наяву лес не рассказал ему ни о чем тревожном. Старый тур по привычке лизнул голое пятно на черном плече и вновь опустил голову, продолжая прерванный отдых.
Но вдруг он стремительно вскочил на ноги. Жадно раздувшиеся ноздри быка втянули воздух, и глубоко в груди родился грозный рокот. Глаза тура начали наливаться кровью. В воздухе витал ненавистный человеческий дух. Он страшно фыркнул и шагнул вперед, но угроза не помогла. Запах продолжал расти, и тогда бык повел коров прочь.
За убегающим туром летела свора собак и скакали во весь опор охотники. Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок. Ярость и унижение толчками бились в сердце быка.

(По М.Семеновой)
(139 слов)

Итоговый диктант

(I четверть)

ПОЕЗДКА НА КАВКАЗ

Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Черное море, в маленький городок Геленджик . Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Только колючие кусты и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках .
Но бухта была очень хороша. В теплой воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы . Прибой выбрасывал на берег водоросли, гнилые поплавки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски темно-зеленых бутылок.
Однажды отец нанял линейку, и мы поехали на Михайловский перевал. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. Кое-где из зелени торчали утесы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом.
Линейка начала спускаться. Мы въехали в такую чащу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком. Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. Мы хотели сразу идти по реке, но мама расстелила скатерть, достала провизию и велела нам перекусить.

(По К.Паустовскому)
(168 слов)

Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и изъяснительными»

ВСТРЕЧА С ОРАНГОМ

Сначала это ужасное существо показалось Генри человеком. Но уже в следующий момент мальчик сообразил, что перед ним обезьяна. При виде лохматого чудовища он не мог подавить испуг за сестру, которая была совсем рядом с животным . Первым побуждением Генри было броситься к обезьяне и выстрелить ей в морду . Но в тот самый момент, когда он уже собирался это сделать, Нелли спряталась за дерево. Увидев, что обезьяна не собирается преследовать его сестру, Генри остался на месте .
Очевидно, обезьяна хотела добраться до зарослей водяных лилий у берега. Генри знал, что оранги питаются фруктами. Если фруктов почему-либо не оказывается, то они едят сочные листья и стебли растений.
Мальчик вскочил и быстро побежал к дереву, за которым спряталась Нелли. Там он крепко обнял сестру и попытался успокоить ее, потрясенную встречей с огромной обезьяной . Брат и сестра сообразили, что лучше всего остаться на месте и привлечь к себе осторожнее взрослых.

(По М.Риду)
(145 слов)

Дополнительное задание

Составьте схемы выделенных предложений:

    I вариант – курсивом;

    II вариант – полужирным шрифтом.

Итоговый диктант

(I полугодие»; повышенной степени сложности)

НОЧНЫЕ ЗВУКИ

В лесу, залитом бледным лунным светом, стояла удивительная тишина. Внезапно глухой треск, донесшийся откуда-то издалека, нарушил ночное безмолвие. Охотник Роб Уапп поднял голову и прищурился, пытаясь что-то рассмотреть в той стороне, откуда послышался звук. Старый лесоруб, сидевший вместе с Робом у затухающего костра, продолжал задумчиво курить трубку. Роб вопросительно посмотрел на товарища, и он, заметив это, пробормотал: «Старое дерево свалилось».
Роб ничего не ответил, но тень сомнения скользнула по его открытому, мужественному лицу. В лесу снова наступила тишина, которая казалась даже более торжественной из-за едва слышного журчания ручейка и шипения догорающих поленьев. Охотник и лесоруб сидели молча, думая каждый о своем.
Лесоруб любил и уважал Роба, который был не по годам искусным охотником, прекрасно знавшим нравы лесных зверей. Сам он тоже был хорошим охотником, но, в отличие от Роба, ничем, кроме дичи, в лесу не интересовался. Сейчас он обходил леса, отмечая лучшие ели и сосны, чтобы срубить их зимой. Поэтому мысли его были заняты только деревьями, годными для рубки.

(По Ч.Робертсу)
(159 слов)

Итоговый диктант

(I полугодие; средней степени сложности)

СТОЛКНОВЕНИЕ ХИЩНИКОВ

Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчеты, разрушает самые верные планы. Приведенный в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперед. В это же время обе рыси подскочили в воздух и распластались в полете гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости.
Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных.
Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Но медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним.

(По Ч.Робертсу)
(159 слов)

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Лесной ручей

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.


Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)


Тест по теме «Причастие»

  1. 1.В каком слове ударение падает на последний слог?

а)Пролит

б)Отнято

в)Взято

г) Заперта

  1. 2.Пишется одна буква н .

а)Ошибка исправле..а

б) Построе..ые дома

в)Избалова..ый ребенок

г) Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.

а) Подстрел..нный

б) Просе..нный

в) Промасл..нный

г) Напо..нный

  1. 4.Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

  1. 5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а)Совершенного вида

б)Несовершенного вида

в) Возвратного

  1. 6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а)Бече вка – е в корне слова (бечева)

б)Подожже нный – страдательное причастие прошедшего времени

в)Сгуще нка – е под ударением в суффиксе существительного

г)Плащо м – о под ударением в окончании существительного


Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

(По А. Рыжову)


Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а)Сильно не/доумевая

б)Не/припомнив сюжета

в) Дом не/построен

г)Не/написанное вчера письмо

  1. 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а)Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б)Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в)Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г)Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. 3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а)Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б)Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в)Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г)Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а)Варить, варивший, варившись

б)Положить, положив, положенный

в)Устроить, устроив, устроивший

г)Привезти, привезший, привезенный

  1. 5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а) Пробежав

б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. 6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а)Средство связи предложений – однокоренные слова

б)Тип речи – рассуждение

в)Способ связи предложений – параллельный

г)Стиль речи – публицистический

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)


Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.

а) Обнаруж..те

б) Навзнич..

в) Сбереч..

г)Горюч..

  1. 2.Дефис не пишется.

а) По..видимому

б)Нежданно..негаданно

в) Кое..что

г) На..лету

  1. 3.Пишется о .

а)Справ..

б) Издавн..

в)Досыт..

г) Затемн..

  1. 4.Пишется одна н .

а)На улице безветре..о.

б)Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в)Эта девушка несдержа..а.

г)Все возбужде..о спорили.

  1. 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а)Стало тише на опушке леса.

б)Все жалобней выл щенок.

в)Брат выше сестры.

  1. 6.Найти неверное утверждение:

а)Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б)Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в)Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г)Наречие никогда не выступает в роли определения.


Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)


Контрольная работа

по теме «Союз»

  1. 1. Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная 4 . Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и 3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)

  1. 2. Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

г) потому что;

3. Найдите подчинительный союз:

в) так как;

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

  1. 3. Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)


Контрольный диктант

№7 по теме «Частица»

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

Тексты для тренировки и тест с ответами:

I

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато ост
анется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются. (125 слов)
(Н. Ефимова)

III
Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной.

Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. «Сейчас полакомлюсь», – подумала пловчиха. Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома. (По Ч.Робертсу) (142 слова)

IV


Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.


Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

V


Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всём своём зеленом величии. Несмотря на вчерашнюю метель, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядрёным.

Сорока, чистившая на ветке ольховника, черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустел снег. Кто-то большой, сильный шёл сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распушив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась бурая морда, увенчанная тяжёлыми извилистыми рогами. Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остёр, что слышал зверь, как короед точит древесину, прокладывая ход под корой сосны. Но даже и эти чуткие уши не слышали здесь, в лесу, ничего, кроме птичьей трескотни, звука дятла и ровного звона сосновых вершин.

(По Полевому)


Тест № 1. же является союзом.

1. Я это сделаю так же.
2. Я хотел с ними дружить, они же меня сторонились.
3. Сергей Иванович приходил на работу всегда вовремя, Николай же всегда опаздывал.
4. Я все так же люблю тебя.
5. Первый же прохожий укажет тебе эту улицу.
6. Все же что ты намерен делать?
7. Дома все одно и то же.
8. В то же самое время он вернулся домой.
9. Снаружи дом был отделан, внутри же требовалась доработка.
10. Моя улица спускалась к морю, ее же – шла параллельно набережной.

Тест № 2. Укажите номера предложений, в которых ли является союзом.
1. Не зайдете ли выпить чаю?
2. Я не знаю, захочет ли он прийти.
3. Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то другой?
4. Ветер ли шумел, или это шумело у него в голове – он не понял.
5. Станет ли кричать – в ответ тишина.
6. Не купишь ли по пути газет?
7. Петь ли надо, плясать ли – он всегда готов.
8. Навряд ли он приедет сегодня.
9. Сергей спросил, приедет ли он сегодня.
10. А на улице то ли песни поют, то ли на гитаре играют.

Тест № 3. Укажите номера предложений, в которых слово что является союзом.
1. Что он лгун, это было известно всем.
2. Что ты хочешь мне сказать?
3. Я знаю, что ты хочешь мне сказать.
4. Мы переехали в огромный дом, что стоит на центральной улице.
5. Мне сказали, что профессора можно сегодня не ждать.
6. Он так крепко заснул, что проехал свою станцию.
7. Он сказал, что приедет завтра.
8. Спросите об этом мальчишку, что в доме напротив живет.
9. Это ложь, что в театре нет лож.
10. Я с трудом расслышал, что она сказала.

Тест № 4. В каких предложениях и выступает в качестве союза?
1. Они жили долго и счастливо.
2. Я и не пошел туда.
3. Это был он, и никто иной.
4. Не хочу и слышать это!
5. И вы все-таки поедете?
6. Солнце село, и стало прохладно.
7. Он уже и сам не рад.
8. Я и сам не поеду, и ее не пущу.
9. Все кончилось, и слава богу!
10. Пускай принесет и то, и другое.

Тест № 5. В каких предложениях слово однако является союзом? (Знаки препинания не расставлены!)
1. Ветер сильный однако попутный.
2. Шумела буря хлестал дождь ветер однако был попутный.
3. Однако здравствуйте!
4. Однако в указанном месте я ничего не нашел.
5. Будь однако с ним осторожна.
6. А ты не так прост однако.
7. Однако жить в том доме им пришлось еще долго.
8. Квартирка была небольшая однако уютная и недорогая.
9. Сколько хлопот однако !
10. Лето кончалось однако на даче им пришлось еще задержаться.

Тест № 6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются союзами.
1. Что ни день, то новые проблемы.
2. Весна была холодная, лето также не радовало.
3. Когда-то он служил в гусарах, и счастливо.
4. Компьютер как средство познания мира.
5. Сегодня ни смеха, ни голосов не слыхать.
6. Он едва дошел до дома.
7. Едва взошло солнце, как он проснулся.
8. Только я отвернулся, как его уже след простыл.
9. А в ответ лишь тишина.
10. Пассажиры спросили, скоро ли они приедут.

Разбор тестов:

Главным критерием разграничения служебных частей речи является их синтаксическая функция. Поэтому нужно хорошо знать, какую роль выполняют в предложениях, в тексте союзы, частицы и предлоги. Чаще всего союзы путают с частицами. Как отличить союз от частицы?
Частица служит для выражения смысловых, эмоциональных, модальных оттенков значений слов, словосочетаний, предложений, а также для образования форм слов.
Союз служит для связи членов предложений, частей сложных предложений, отдельных предложений в тексте. Отсюда следует: если в предложении нечего «связывать», то в нем не может быть и союза. Рассмотрим предложенные тесты.

Тест № 1
Союз же является противительным, значит, мы должны указать номера тех предложений, в которых есть отношения противопоставления либо между однородными членами, либо между частями сложного предложения. Это будут следующие предложения: 2, 3, 9, 10.

Тест № 2
Ли может выступать в качестве вопросительной частицы или в качестве подчинительного (изъяснительного) союза. Кроме того, ли может быть частью повторяющегося союза то ли... то ли; ли... ли, ли... или, а частица ли – частью частицы вряд ли, навряд ли. Следовательно, ли является союзом в тех предложениях, в которых связывает части сложного предложения (даже если они содержат косвенный вопрос) или является частью повторяющегося союза. Это следующие номера: 2, 4, 5, 7, 9, 10. Предложение № 3 хотя и сложноподчиненное изъяснительное, но средством связи здесь является союз что.

Тест № 3
Что может быть союзом (служит средством связи в сложноподчиненном предложении), может быть вопросительным или относительным местоимением (служит средством связи в сложноподчиненном предложении в качестве союзного слова). Если перед нами местоимение (т.е. знаменательная часть речи), значит, к нему можно задать вопрос, оно является не только средством связи главного предложения с придаточным, но и членом предложения. К служебной части речи задать вопрос нельзя, членом предложения это слово не является. Кроме того, для разграничения этих частей речи можно попытаться заменить союзное слово (т.е. местоимение) знаменательным, а также посмотреть, падает ли на него логическое ударение. Таким образом, слово что выполняет функцию союза в следующих предложениях: 1, 5, 6, 7, 9.
(Примечание по поводу предложения № 9.) Это предложение взято из пособия Т.С. Ленской и Т.Ю.Угроватовой. Русский язык: В 4 ч. Ч. 4. Синтаксис. М.: Айрис-пресс, 2003. С. 105. Там оно характеризуется как придаточное определительное. (Там же . С. 293.)
Обычно средством связи в таких предложениях являются союзные слова (местоимения). Значительно реже определительные придаточные присоединяются к главной части посредством союзов как, чтобы, словно, как будто, как если бы, точно. Союза что среди них нет. Так что же, мы неправильно определили часть речи? Читаем по этому поводу у Валгиной Н.С. (Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика». М.: Высш. шк., 1991. С. 327):
«Придаточные изъяснительные с что, относящиеся к именам существительным, раскрывают внутреннее содержание предмета и потому приближаются к определительным придаточным. Придаточные определительные (присоединяются союзным словом что ), в отличие от придаточных изъяснительных (присоединяются союзом что ), допускают замену союзного слова что союзным словом который. Сравним: И вечером весть, что (подстановка слова которая невозможна) приехала я, в Москве уже многие знали. – Весть, что (которая) обрадовала меня, в Москве уже многие знали ». Таким образом, мы определили правильно: перед нами союз в придаточном изъяснительном.

Тест № 4
Чаще всего союз и встречается в качестве сочинительного соединительного союза. В таком случае он связывает однородные члены или части сложного предложения. Гораздо реже и может выступать как присоединительный союз (об этом можно прочесть в пособии: Темиз Я.В . Секреты русской пунктуации. Мегатрон, 1999. С. 44–49). Таким образом, и является союзом (соединительным и присоединительным) в следующих предложениях: 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10.

Тест № 5
Слово однако может быть вводным словом (стоит в конце или в середине предложения), междометием (выражает удивление, недоумение, возмущение) и союзом (стоит в начале предложения, между однородными членами или частями сложного предложения). Союз однако является противительным, и его можно заменить противительным союзом но. Значит, мы должны отметить следующие номера: 1, 4, 7, 8, 10.

Тест № 6
Ответы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10.
1) Ни – частица;
2) также – присоединительный союз;
3) и – присоединительный союз;
4) как – союз со значением «в качестве»;
5) ни... ни – сочинительный соединительный повторяющийся союз (средством разграничения с частицей в данном случае служит и формальная структура: союз ни... ни, в отличие от частицы ни, является повторяющимся);
6) едва – наречие образа действия (дошел (как? каким образом?) едва);
7) едва – временной союз (союз едва отличается по смыслу от исходного наречия едва и всегда стоит в начале предложения);
8) только – временной союз;
9) лишь – ограничительно-выделительная частица;
10) ли – изъяснительный союз.