Кратко бирюк тургенев. И.С. Тургенев "Бирюк": описание, герои, анализ рассказа. Неожиданный поступок лесника

В основе сюжета — легендарный рассказ о дереве анчар, который растёт на острове Ява. Сок дерева смертелен, всё вокруг погибает от его яда. По легенде, испокон веков вожди племён посылали за смертельной смолой дерева людей, приговорённых к смерти. Яд использовали для стрел, создавая смертоносное оружие.Дерево было порождено природой « в день гнева». Это словно ошибка природы. Не случайно всё живое сторонится его, избегает. Любое зло противоестественно и природе, человеку .Внешне стихотворение напоминает средневековую балладу. Кажется, в нём нет ничего из жизни современной поэту России. Однако ярко прослеживается параллель между императором Николаем I, расправившимся с декабристами, установившим в России жестокий режим, и восточным правителем.Тема : зло,которое создаётся людьми, деятельность правителей, приводящая к смерти множества людей, несправедливость мира.Проблемы:
  • Социальная несправедливость, беспредельная власть господствующего класса и униженное положение народа
  • Проблема жизни и смерти. Ради чего живёт человек, как надо прожить жизнь (стоит ли её посвящать убийству других, в этом ли назначении человека, тем более — правителя)
  • Проблема тирании как одного из величайших зол человечества
  • Проблема власти человека над человеком
  • Проблема зла: всё живое избегает зла, зло противоестественно природе. Но от зла в природе ещё можно спастись(всё живое просто избегает дерева). А от зла человеческого спастись трудно или невозможно, как это стало для раба. Человек изощрённее природы, он более жесток и свиреп.
  • Проблема свободолюбия, стремления жить нормальной человеческой жизнью. Данная проблема вытекает из иносказательного содержания стихотворения. Читатель делает вывод, что так жить нельзя. В стихотворении нет солнца, света, только «вихорь чёрный», тьма, из которой человеку хочется вырваться.
  • Проблема слепого повиновения — тоже зло. Человек сам порой позволяет себе безропотно повиноваться насилию, вместо того, чтобы бороться с ним. Не только власть виновата в насилии, но и сам раб, который позволяет безропотно так к себе относиться.

Это стихотворение — протест поэта против угнетения, несправедливости, отсутствия свободы в обществе. Особенно это было важно в то время его современникам после поражения восстания декабристов, начала реакции в стране, когда в обществе появилось уныние, начали таять надежды на свободу. Поэт снова использует своё грозное оружие – слово, чтобы показать всю несправедливость, призвать к борьбе с ней, не дать пасть духом. Человек имеет право на свободу!

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается темагибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.

«Анчар» Пушкина - одно из самых мощных стихотворений поэта. Оно выражает протест против абсолютной власти одного человека над другим. Пушкин создал в нем совершенно новый для русской поэзии круг образов, воспринятый им с Востока.

История создания

Стихотворение «Анчар» Пушкин написал в 1828 году, спустя три года после восстания декабристов. Незадолго до Александра Сергеевича известный поэт П. Катенин создал целую поэму с «древом жизни», которое было символом царского милосердия. Возможно, как противопоставление этому льстивому произведению, был сложен «Анчар». Его напечатали в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. При этом поэту пришлось объясняться с шефом жандармов А. Х. Бенкендорфом по поводу слишком подозрительной темы, и тем не менее граф разрешил выпустить в печать вольнолюбивое произведение.

Композиция

Произведение состоит из девяти строф. «Анчар» Пушкина построен на противопоставлении. В первых пяти строфах описана знойная природа пустыни и смертоносное, грозное для всего живого дерево. Оно порождено в день гнева. В нем все напоено ядом: мертвая зелень ветвей, корни, ствол со стекающими каплями, которые к вечеру застывают прозрачной смолой. Анчар стоит на скупой и чахлой почве в совершенном одиночестве. К нему никто не смеет приближаться, кроме черного вихря. Он набежит на мгновение и уже мчится дальше, унося тлетворные силы.

Вторая часть, состоящая из четырех строф, рассказывает о человеческих взаимоотношениях при абсолютной, развращающей, не знающей милости власти и безгласной покорности раба.

При всем фантастическом антураже здесь прочитывается состояние людей в николаевской России. Крепостной боится своего хозяина, который может забить его до смерти, солдат боится офицера со шпицрутенами и получить смертельную дозу ударов, чиновник боится начальника канцелярии, придворные боятся одного взгляда императора. Страх пронизывает всю огромную страну. Он лишает простого человека достоинства и указывает ему место на задворках. Но одновременно достоинства лишается и тот, в чьих руках находится смертоносная власть. Получая наслаждение от нее, хозяин становится рабом своей черной души.

Так и царю Пушкина в «Анчаре» хватило только грозного взгляда, чтобы послать своего подданного на верную погибель.

Тема, идея стихотворения

Это типичный восточный миф. От него рождаются зыбкие миражи. Такого дерева в природе нет и быть не может.

В нем все пронизал ствол, ветви и корни целиком. Даже если выпадет дождь, то он будет орошать горючий песок ядом. К анчару Пушкина, столь страшному для всего живого, не летит птица, не идет грозный тигр. До него долетает лишь черный вихрь, и тут же мчится прочь, став тлетворным. Но! Что не сбудется, если хочет божество!

Не сказав ни слова, только указав путь человеку взглядом, владыка послал к анчару бессловесного раба. Он послушно потек в дорогу, понимая, что он идет на смерть. Выполнив приказ, он ослабел и тихо лег у ног всесильного владыки. Он умер рядом со своим господином. Непобедим тот, кто ради победы над чужими не жалеет своих. Вот секрет деспота. Князь, напитавший стрелы ядом, не погиб, потому что зло торжествует в мире, и дерева бы такого не было, если бы в мире не было зла. Стихотворение «Анчар» Пушкина, анализ которого мы проводим, раскрывает социальные отношения людей: деспотизм и античеловечность с одной стороны, безгласную покорность - с другой.

Действующие лица и их характеристика

Бедный безвольный раб вызывает сочувствие. Но сколько побоев, боли и унижений он, видимо, претерпел, став из вольного, гордого человека покорным и безмолвным. Так, издеваясь и мучая, «перевоспитывают» деспоты людей.

А что ж владыка? Он прекрасно знал, что этот человек не выживет, но спокойно ждал его возвращения, ни на минуту не сомневаясь, что тот никуда не убежит. Да и куда бежать в раскаленной безводной пустыне? Везде ждет только смерть. Так и в Российской империи холопу спрятаться некуда.

Приемы раскрытия образов

Продолжая анализ «Анчара» Пушкина, мы должны сказать о совершенстве автора как художника. Зримо и ярко перед нами предстает одинокий анчар - смертоносное древо, которое стоит как «грозный часовой», на границе пустыни и жаждущих дождя степей, выжженных зноем. Мы видим и застывшую золотую смолу на его коре, и увядшие от яда листья на ветках. Дерево становится метафорой всего зла, которое имеется в мире.

Только черный вихрь проносится над ним.

Стремительный, он рисуется в воображении, как воронка урагана.

Все зло мира, собранное в ядовитом дереве, начинает с огромной скоростью повсюду распространяться. Сначала это только вихрь, затем дождь, который становится ядовитым, позже - стрелы, несущие всему гибель.

То есть «ядовитый» и «яд» становятся ключевыми словами ко всему произведению. А эпитеты: "чахлая и скупая" пустыня, "мертвая" зелень ветвей, "черный" вихрь нагнетают мрачный колорит.

Деспот наполняет послушливые стрелы ядом и начинает сеять зло. Так оно распространяется во все доступные ему пределы. Идея мирового зла волнует поэта, а его беспристрастный, отстраненный рассказ только усиливает впечатление, которое он создает.

Жанр произведения

Скорее всего, произведение «Анчар» можно назвать философской притчей, поскольку достоверных сведений о таком дереве история не сохранила.

Русские предполагали, что оно растет на Яве, но это были лишь туманные домыслы, которые гениально обыграл поэт.

Размер и ритм

Ритм стихотворению придают повторы семантического характера (сок стекает, человек потек в путь, пот струится) и анафоры (корни напоены ядом, ветвей мертвая зелень). Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Если его читать медленно, соблюдая смысловые цезуры, то по звучанию оно приближается к гекзаметру.

План «Анчара» Пушкина дан в тексте статьи. Им каждый может воспользоваться, добавив только свое личное впечатление. Стихотворение глубоко трагичное. Оно затрагивает проблемы мирового зла, которое позже определит тематику произведений Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Лермонтова, Ф. Тютчева. Гуманизм русских писателей и поэтов призывал читателей бороться со злом в любых его формах и проявлениях.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"

Время написания

Стихотворение написано в 1828 году. После возвращения из михайловской ссылки Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жёсткой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании проправительственного произведения "Андрей Шенье". Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения "Анчар".

Тема

В "Анчаре" поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное "зло", ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.

Главная мысль (идея)

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.

Поэтика

Жанр стихотворения - баллада. Стихотворный метр - четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

В основу сюжета этого произведения положены полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева. По рассказам, оно отравляет воздух вокруг себя, а сок его смертелен. По легенде, вожди местных племён посылают приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую потом употребляли для отравления стрел.

Пушкин создаёт яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

Природа породила смертоносное дерево в "день гнева". Описывая пустыню и зной, раскалённую почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь чёрный», листья его «дремучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.

В самом зловещем образе подчёркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Употребление оксюморона «мёртвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой - расцветом жизни. Когда «зелень мёртвая», чудовищно нарушаются законы природы.

Этот образ - ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к дереву смерти; равнодушно взирает на смерть раба, рассылает гибель соседям с отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противоречит «правилам» природы.

В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее.

Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота - условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина - не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».

Пушкин характеризует одинаковыми словами раба и стрелы: раб «послушно в путь потёк», князь разослал «послушные стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Пушкин использует в этом стихотворении архаичную лексику (в путь потек, древо смерти, тигр нейдет, вихорь), выразительные эпитеты и сравнения (чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола). Это придаёт стихотворению «легендарное», торжественное звучание.

Детство И. С. Тургенева прошло на Орловщине. Дворянин по происхождению, получивший прекрасное светское воспитание и образование, он рано стал свидетелем несправедливого отношения к простому народу. Всю жизнь писателя отличали интерес к русскому укладу жизни и сочувствие к крестьянам.

В 1846 году Тургенев несколько летних и осенних месяцев провел в родном имении Спасское-Лутовиново. Он часто отправлялся на охоту, а длительных походах по окрестностям судьба сводила его с людьми разных сословий и благосостояния. Итогом наблюдений за жизнью местного населения стали рассказы, появившиеся в 1847-1851 годах в журнале «Современник». Год спустя автор объединил их в одну книгу, получившую название «Записки охотника». В их число вошел и написанный в 1848 году рассказ с необычным названием «Бирюк».

Повествование ведется от лица Петра Петровича - охотника, объединяющего все рассказы цикла. На первый взгляд, сюжет довольно прост. Рассказчик, возвращаясь как-то с охоты, попадает под дождь. Он встречает лесника, который предлагает переждать непогоду в его избе. Так Петр Петрович становится свидетелем непростой жизни нового знакомого и его детей. Фома Кузьмич ведет замкнутый образ жизни. Крестьяне, живущие в округе, не любят и даже побаиваются грозного лесника, а за нелюдимость дали ему прозвище Бирюк.

Краткое содержание рассказа можно продолжить неожиданным для охотника происшествием. Когда дождь немного поутих, в лесу послышался стук топора. Бирюк с рассказчиком отправляются на звук, где застают крестьянина, решившегося на воровство, еще и в такое ненастье, явно не от хорошей жизни. Он пытается разжалобить лесника уговорами, рассказывает о тяжелой жизни и безысходности, однако тот остается непреклонен. Их беседа продолжается в избе, где отчаявшийся мужик вдруг повышает голос и начинает обвинять хозяина во всех крестьянских бедах. В конце концов последний не выдерживает и отпускает нарушителя. Постепенно, в ходе развернувшейся сцены, раскрывается перед рассказчиком и читателем Бирюк.

Внешность и поведение лесника

Бирюк был ладно сложен, высок и плечист. Его лицо с черной бородой выглядело одновременно суровым и мужественным; карие глаза глядели из-под широких бровей смело.

Все поступки и поведение выражали решительность и неприступность. Не случайным было и его прозвище. Этим словом в южных районах России называют волка-одиночку, о чем хорошо знал Тургенев. Бирюк в рассказе - нелюдимый, суровый человек. Именно так его воспринимали крестьяне, на которых он всегда навевал страх. Сам же Бирюк объяснял свою непоколебимость добросовестным отношением к работе: «даром господский хлеб есть не приходится». Он находился в таком же тяжелом положении, как и большая часть народа, вот только жаловаться и надеяться на кого-то не привык.

Изба и семья Фомы Кузьмича

Тягостное впечатление производит знакомство с его жильем. Это была одна комната, низкая, пустая и закоптелая. В ней не чувствовалось женской руки: хозяйка сбежала с мещанином, оставив мужу двух детей. На стене висел изорванный тулуп, на полу лежала куча тряпья. В избе пахло остывшим дымом, мешавшим дышать. Даже лучина горела печально и то гасла, то вновь вспыхивала. Единственное, что мог предложить гостю хозяин, - это хлеб, ничего другого у него не было. Так невесело и по-нищенски жил наводящий на всех страх Бирюк.

Рассказ продолжается описанием его детей, которое дополняет нерадостную картину. Посреди избы висела люлька с грудным ребенком, ее качала девочка лет двенадцати с робкими движениями и печальным личиком - мать оставила их на попечение отца. У рассказчика «сердце заныло» от увиденного: нелегко войти в мужицкую избу!

Герои рассказа «Бирюк» в сцене воровства леса

По-новому раскрывается Фома во время разговора с отчаявшимся мужиком. Внешность последнего красноречиво говорит о безысходности и полной нищете, в которой он жил: одет в лохмотья, борода растрепана, лицо испитое, во всем теле невероятная худоба. Нарушитель рубил дерево осторожно, очевидно, надеясь, что в непогоду вероятность быть пойманным не так велика.

Попавшись на воровстве господского леса, он сначала умоляет лесника отпустить его, называет Фомой Кузьмичом. Однако чем больше тает надежда на то, что его отпустят, тем гневнее и резче начинают звучать слова. Крестьянин видит перед собой душегубца и зверя, намеренно унижающего мужика.

Совершенно непредсказуемую развязку вводит в рассказ И.Тургенев. Бирюк вдруг хватает нарушителя за кушак и выталкивает за дверь. Можно предположить, что происходило в его душе во время всей сцены: сострадание и жалость вступают в противоборство с чувством долга и ответственности за порученное дело. Ситуация усугублялась тем, что Фома на собственном опыте знал, как тяжела жизнь мужицкая. На удивление Петра Петровича он лишь машет рукой.

Описание природы в рассказе

Тургенев всегда славился как мастер пейзажных зарисовок. Присутствуют они и в произведении «Бирюк».

Рассказ начинается с описания все усиливающейся и разрастающейся грозы. И вот совершенно неожиданно для Петра Петровича из лесу, темного и мокрого, появляется Фома Кузьмич, который чувствует себя здесь как дома. Он легко дергает с места испуганную лошадь и, сохраняя спокойствие, ведет ее к избе. Пейзаж является у Тургенева отражением сущности главного героя: такую же хмурую и мрачную, как этот лес в непогоду, жизнь ведет Бирюк.

Краткое содержание произведения нужно дополнить еще одним моментом. Когда небо начинает чуть-чуть проясняться, появляется надежда на то, что дождь скоро закончится. Подобно этой сцене, читатель вдруг обнаруживает, что неприступный Бирюк способен на добрые поступки и простое человеческое сочувствие. Однако остается это «чуть-чуть» - невыносимая жизнь сделала героя таким, каким видят его местные крестьяне. И это нельзя изменить в одночасье и по желанию нескольких человек. К таким невеселым раздумьям приходят и рассказчик, и читатели.

Значение рассказа

В цикл «Записки охотника» входят произведения, по-разному раскрывающие образ простых крестьян. В одних рассказах автор обращает внимание на их душевную широту и богатство, в других показывает, насколько они могут быть талантливы, в третьих описывает их скудный быт… Таким образом раскрываются разные стороны характера мужика.

Бесправие и нищенское существование русского народа в эпоху крепостничества - вот основная тема рассказа «Бирюк». И в этом главная заслуга Тургенева-писателя - привлечь внимание общественности к трагическому положению главного кормильца всей земли русской.