Какая еда делает нас умнее: список продуктов для детей и взрослых. Мамин интеллекткак рождение детей делает нас умнее. Создание новых клеток мозга

Регулярные занятия спортом не только подтягивают тело, но и делают более гибким мозг! Не верите, что спорт может оказывать влияние на умственные способности? Тогда изучите доводы ученых в пользу этого факта.

Тренировка для памяти

Клетки мозга, как и мышцы, нуждаются в тренировках. Ученые выделили список спортивных дисциплин, положительно влияющих на память, это бег, разновидности аэробики и танцы. А прогулки пешком и езда на велосипеде способствуют улучшению запоминания иностранных слов. Кардиотренировки ускоряют процесс производства новых нейронов в гиппокампе, именно этот участок мозга отвечает за память, а также за способности к обучению и эмоции. Чем чаще вы занимаетесь спортом, тем проще вашему мозгу усваивать и запоминать новую информацию.

Концентрация внимания

Многие работодатели отмечают, что их сотрудники, занимающиеся спортом, являются более внимательными людьми и продуктивными работниками, ученые подтверждают правдивость этого наблюдения.

Регулярное получение физических нагрузок формирует и развивает исполнительные функции, то есть рабочую память, концентрацию внимания, последовательность, способность делать выбор.

Для того, чтобы стать лучшим работником месяца, не обязательно добиваться олимпийских рекордов, будет вполне достаточно четырех получасовых прогулок в неделю. Особенно хорошо прорабатывают концентрацию внимания гимнастика и балет, а также другие дисциплины, которые уделяют большое внимание правильному положению тела в пространстве. Безусловным лидером является йога, практики в равной степени развивают как тело, так и разум. Не нужно пренебрегать спортом для повышения внимательности, в США физические нагрузки используются в качестве альтернативы медикаментозному лечению для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Творческие способности и уровень IQ Физическая активность повышает выработку серотонина и усиливает приток кислорода к головному мозгу, благодаря этим двум обстоятельствам человек начинает мыслить более творчески. После каждой тренировки можно наблюдать подъем творческих способностей, он будет ощущаться еще несколько часов после тренировки. Физически активные люди, даже если они не занимаются спортом, будут предлагать больше интересных людей, чем их малоактивные коллеги. Шведские ученые провели масштабные исследования с участием более миллиона молодых людей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет. Результат позволяет утвердительно постановить, что физическая активность и поддержание в форме сердечно-сосудистой системы являются факторами, повышающими интеллект.

Хорошее настроение

Для того, чтобы противостоять с усталостью и стрессом, пребывать в хорошем настроении, человеку нужны регулярные физические нагрузки. Тренировки повышают болевой порог и даже вносят изменения в структуру головного мозга. Люди, занимающиеся спортом, более склонны к хорошему настроению чем те, кто ведет малоактивный образ жизни. Спорт приносит в жизнь человека эмоциональную стабильность, когнитивную гибкость, а также уменьшает тревожность. Вопреки общеизвестному стереотипу, нервные клетки все-таки восстанавливаются, именно спортивная активность способствует их восстановлению.

Увеличение размера головного мозга

Регулярные тренировки увеличивают мозг не только в переносном, но и в прямом смысле. К такому выводу пришли ученые из Иллинойского университета, они провели интересный эксперимент, для участия в котором были отобраны 59 человек с крепким здоровьем, но малоактивным образом жизни. Участники были поделены на две группы по своему желанию, одна группа посещала занятия по аэробике, вторая - тренировки по стретчингу. Спустя полгода регулярных тренировок было отмечено, что у людей из группы, которая занималась аэробикой, было значительно увеличено количество серого и белого вещества в головном мозге, а также объемы самого мозга. У людей, посещавших стретчинг, таких изменений не наблюдалось.

Другие материалы

Полистать книгу

  • О книге
  • Об авторе
  • Рецензии (5)
  • Отзывы

Цитата

«Австралийский психолог Пол Кейси считает вполне возможным, что беременные, которые, как известно, глубоко погружены в собственные ощущения, просто запоминают все случаи, когда что-то упускали из виду. И это само по себе говорит об отличной памяти. Нередко стереотип утечки мозгов поддерживается друзьями и знакомыми беременных женщин и молодых матерей, а также культурой. Вы можете быть нобелевским лауреатом, но медсестра на приеме у педиатра называет вас "мамочка". И во всех журналах написано, что ваша главная цель в жизни - вернуть плоский живот».
Кэтрин Эллисон

О чем книга «Мамин интеллект: Как рождение детей делает нас умнее»

Молодых матерей не берут на работу, просто потому, что у них есть маленькие дети; их окружают стереотипы вроде «все женщины глупеют в декрете»; а хуже всего, они сами уверены: материнство губительно сказывается на уме. Но так ли это? Современные исследования утверждают: материнство делает нас умнее. Когда мы общаемся с малышом, у нас развивается сообразительность, тонкое восприятие и эмоциональный интеллект, мы получаем навыки переговорщика, организатора и управленца. Куда проще убедить бизнес-партнеров подписать дорогой контракт, чем уговорить малыша надеть курточку по погоде. Кэтрин Эллисон предлагает посмотреть на материнство с неожиданной стороны, рассказывает о мощнейших преимуществах, которыми наделяет нас рождение детей и дает советы, как усовершенствовать свои способности в декрете.

Почему книга «Мамин интеллект» достойна прочтения

  • Книга вдохновит мам противостоять укоренившемуся стереотипу о «материнстве головного мозга», придаст уверенности в своих возможностях.
  • Вы узнаете о преимуществах, которые материнство дает вашему интеллекту.
  • Все, о чем говорит автор, подкреплено результатами последних исследований и выводов ученых, а также историями из жизни обычных женщин.

Кто автор

Кэтрин Эллисон - писатель, журналист, лауреат Пулитцеровской премии, мама двоих сыновей . Работала иностранным корреспондентом на Филиппинах, в Мексике и Бразилии. Пишет для журналов Salon и Working Mother.


Рецензия в блоге Effective Moms Рецензия в блоге Effective Moms Рецензия от Юлии Новолодской

Очень крутая книга! Вот честное слово! Я думала она будет в стиле - ну, вы же видите какие щас есть мамы? Бизнесвумены, рукодельницы и фитоняшки - вот, значит не тупеем в декрете, ага. Но в "мамином интеллекте" все, как я люблю. Четко, ясно, по полочкам и со ссылками на исследования. Книга научно-популярная, а не популярная психология и это важно понимать. Речь в ней о мозге. Об изменениях в н...

Еще греки и римляне были убеждены, что существует тесная связь между физической активностью и интеллектом. Но в последние два десятилетия неврология начала подтверждать идею Фалеса и Ювенала о том, что здоровый дух процветает в здоровом теле. В то время как многие исследования в один голос говорят, что бег делает нас умнее, это верно лишь отчасти. Этот процесс более сложен, но он показывает замечательные возможности человеческого тела и его эволюцию. Хотя наука способна помочь нам понять, как работают эти механизмы, вопрос остается открытым: почему бег делает нас умнее?

Создание новых клеток мозга

Два исследования на эту тему, опубликованных в феврале и июне, расширили наше понимание механизмов, участвующих в управлении, и способах, с помощью которых бег укрепляет память и когнитивные функции. До этого было понятно, что физические упражнения индуцируют процесс, названный нейрогенезом, в части мозга, участвующей в формировании памяти и пространственной навигации, известной как гиппокамп.

В то время как интенсивные упражнения будут создавать клетки мозга, в основном только стволовые клетки будут использованы. Бег не создает новых знаний. Скорее, это умственный эквивалент заточенного карандаша и чистого листа бумаги. Таким образом, бег подготовит вас к обучению, но вы должны предпринять усилия, чтобы учиться самостоятельно. Интеграция бега в ваш рабочий или учебный день - это разумный вариант, если эта конкретная выгода представляет для вас интерес.

Исследование финских ученых

Однако новое исследование говорит нам о том, что не все виды упражнений способны создавать новые клетки мозга. В исследовании финских ученых говорится о том, что только определенные виды упражнений, скорее всего, приведут к росту новых клеток мозга у взрослых.

По словам исследователей, упражнения должны быть аэробными и устойчивыми. Но они также смотрели на нейробиологические эффекты популярных на сегодняшний день высокоинтенсивных интервальных упражнений, а также сопоставляли их с тяжелой атлетикой. Команда обнаружила незначительную реакцию после интервальных упражнений. Но силовые упражнения не имели никакого эффекта в этой области. Таким образом, интервальные упражнения будут иметь небольшое влияние на ваши когнитивные способности, в то время как тяжелая атлетика, безусловно, не сделает вас умнее.

Мозговой нейротрофический фактор

В 1990 годах было установлено, что физические упражнения также помогают в обучении, поскольку способствуют производству белка, названного мозговым нейротрофическим фактором. Этот белок способствует росту новых нейронов и поддерживает их существование.

Во время исследования клеточного метаболизма ученые изучали секрецию белка катепсина В во время бега. Оказалось, что он имеет благотворное влияние на познание, в частности, усиливает рост клеток головного мозга в гиппокампе и улучшает пространственную функцию памяти.

Как бег связан с естественным отбором?

В настоящее время наука только начала серьезно изучать бег, но можно быть уверенным, что в ближайшие годы все больше исследований будет направлено на то, чтобы понять смысл нашей глубокой любви к этой самой простой и естественной форме упражнений. Но есть еще один вопрос: почему наше тело награждает нас увеличением когнитивных функций и улучшением пространственной памяти и сознания только потому, что мы бежим?

Скорее всего, ответ нужно искать в естественном отборе. Мы не эволюционировали для того, чтобы быть здоровыми или же иметь хороший опыт работы. На самом деле эволюция заинтересована только в том, чтобы человеческое тело оставалось в живых достаточно долго, чтобы иметь потомство. С этой точки зрения естественный отбор более или менее не заинтересован в нашем благополучии. Когда мы посмотрим на эти когнитивные преимущества бега с этой стороны, то что они расскажут нам о себе и о человеческом теле?

Опережение ваших знаний

Человеческому телу уже около двух миллионов лет, и только в последние несколько тысяч из них мы стали грамотными. Картографы, которые могут путешествовать, делают заметки и записывают свои наблюдения. На протяжении большей части истории у нас не было технологий, которые позволяли бы передавать эту тяжелую познавательную работу даже с помощью бумаги.

В детстве поэт 19 века Джон Клер хотел дойти до края горизонта, чтобы за его пределами найти новые миры. По его словам, он хотел выйти за пределы собственных знаний. Можно предположить, что все эти исследования о беге и улучшении когнитивных преимуществ говорят нам о том, что доисторические охотники-собиратели имели возможность получить эти новые знания.

Эволюционная система безопасности

Множество функций человеческого тела, которые позволяют бежать на протяжении 10 километров в жаркий день (стоять на двух ногах, способность к потоотделению и сохранению ясности мыслей), означают, что хотя мы и бегаем медленнее, чем многие животные, но можем преследовать их на больших расстояниях. Это называется преследованием добычи, и является довольно рискованной деятельностью, поскольку требует от охотников оставлять позади места, которые они знают. Без карт и других технологий древние люди должны были использовать только навигационные навыки своего мозга, чтобы сделать эту работу. Поэтому люди, мозг которых адаптировался на длинной дистанции, более вероятно могли найти путь обратно к племени, и, следовательно, выживали.

Рост новых клеток мозга в гиппокампе и улучшение пространственной памяти, вызванные бегом, являются эволюционной системой безопасности. Это механизм, который позволяет узнавать информацию, когда вы устали, потерялись или находитесь в уязвимом положении.

Докторант Йельского университета Мэтью Фишер и его коллеги Мэриел Годду и Фрэнк Кейл задали людям серию обманчиво простых вопросов. Они затрагивали темы, которые обычно кажутся понятными, но на самом деле ставят в тупик: например, причины возникновения фаз Луны и процесс изготовления стекла. Одним испытуемым разрешили подсмотреть ответы в интернете, другим - нет. Затем всем задали вторую серию вопросов на другие темы. Участники, которым поз­волили пользоваться интернетом, заметно переоценили свою способность верно ответить на новые вопросы.

Делает ли нас интернет излишне самоуверен­ными? Неужели мы не можем провести грань между тем, что хранится в нашей памяти и в интернете?

Фишер: Мы внимательно изучили, может ли доступ к интернету - этой громадной базе данных - вызвать иллюзию всезнайства. Даже если люди не находили в сети правильного ответа на вопросы из первой серии, они уверенно утверждали, что смогут ответить на последующие вопросы из другой области.

А вдруг они действительно знали ответы на вторую серию вопросов?

Распределение людей по группам было случайным, так что это маловероятно. Все потенциальные различия между участниками, например объем их знаний, таким образом сглаживались. По­этому единственное, что их действительно отличало друг от друга, - доступ к интернету во время работы над первыми вопросами.

В общем, все логично. Если я знаю, что моя машина обслуживается у механика, я буду более уверен в том, что она не сломается.

Здесь иная ситуация. Люди, рывшиеся в сети, выказывали большую уверенность не в том, что они смогут найти верные ответы, а в том, что знают их - что эта информация уже у них в голове. Как если бы доступ к услугам механика убеждал нас в том, что мы сами умеем ремонтировать автомобиль.

Как вы поняли, что люди думали, что уже обладают нужной информацией? Может, они считали, что им снова разрешат подсмотреть?

В ходе одного эксперимента мы просто поинтересовались у них, насколько хорошо они могли бы объяснить свои ответы без использования внешних источников информации. В ходе другого, не спрашивая их об уверенности в себе, мы сказали, что мозг людей, дающих правильные ответы, более активен. Затем, не требуя оценить степень уверенности по какой-либо шкале, показали им ряд снимков мозга с разным уровнем активности и попросили указать, какой из них соответствует работе их мозга при ответе на вопрос. Люди, имевшие доступ к интернету, упорно указывали на изображения с большей активностью.

Хитро.

Да, думаю, это наше изобретение.

И каков же механизм всего этого?

Существует множество исследований транзакционной памяти у партнеров. Представьте себе пожилую пару, вспоминающую свое первое свидание. По отдельности супруги мало что помнят, но сложив свои воспоминания, они создадут картину, которая будет больше суммы вкладов каждого их них. Похоже, что таким партнером по транзакционной памяти может стать компьютер. Человек плюс поисковая машина - это больше, чем человек и поисковая машина по отдельности. Но нам-то кажется, что мы все делаем сами. К тому же поиск в сети почти не требует усилий и практически всегда доступен. Благодаря ему мы не ощущаем своего невежества. Мы настолько плотно «подсели» на него, что путаем доступ к знаниям с обладанием ими. Интернет стал частью нас самих. Это своего рода «когнитивный протез».

Так ли плох этот протез? Это как бионическая рука - очень продвинутая вещь!

Но что происходит, если он не работает? Если мы не можем получить доступ к знаниям? Представители некоторых профессий должны обладать истинно глубокими познаниями, а не ­ложным ощущением всезнайства. Скажем, хирурги. Как минимум, надо выстроить наш мир так, чтобы, если уж эти люди опираются на интернет, он хотя бы не отрубался. Конечно, у сети есть неоспоримые преимущества. Мы просто полагаем, что у людей сдвигается баланс между самостоятельным изучением мира и хранением информации о нем вне собственного мозга. Чем больше мы используем интернет, тем сложнее понять, что же мы на самом деле знаем, в том числе насколько здраво мы оцениваем самих себя.

Как люди реагировали на результаты ваших изысканий?

Более бурно, чем я ожидал. Осталось так мало мест без доступа к интернету, что без него мы уже как без рук. В самолете или во время личного общения, когда невежливо пользоваться мобильными устройствами, нам чего-то не хватает. Мы вдруг чувствуем себя не такими уж умными. Но на самом деле мы и не были умными - мы просто поверили: если мы можем найти ответ, то, по сути, мы его уже знаем.

То есть интернет заставляет нас ощущать себя всезнайками? Но это я и так знал!

Психологи уже изучили феномен ­высказываний типа «Я всегда это знал». Когда некто авторитетный объясняет что-нибудь дилетанту, тот чаще всего отвечает: «Это же очевидно!» или «Да-да, я так и думал». Поэтому у психологов есть типичный прием - они объявляют людям результаты, прямо противоположные истинным. И люди говорят: «Ну да, все логично». Я мог бы сыграть с вами в эту игру и заявить: «Мы обнаружили, что при использовании интернета человек начинает считать себя глупее, ведь его знания по сравнению с всемирной паутиной ничтожны». И вы бы ответили: «Ну еще бы, конечно».

Постойте, а как я пойму, что вы так не поступили? Каковы же результаты на самом деле?

Перед вами данные исследования.

Почему вы заинтересовались именно этой темой?

Это был любопытный практический способ изучить тему, которая меня очень волнует: метакогнитивные знания, то есть способность человека оценить, насколько хорошо он может объяснить явления окружающего мира. Эмоциональная вовлеченность порождает иллюзию знания. Это часто происходит в политике: нам начинает казаться, что мы лучше, чем на самом деле, понимаем чью-либо аргументацию. Наши исследования показали, что, когда студентов просят оценить свои знания по конкретным темам, наименее точными оказываются их оценки, касающиеся профильных предметов. Если мы чем-то увлечены, нам приятно думать, что мы знаем об этом намного больше, чем в действительности.

В интервью я точно разбираюсь лучше многих!

Не сомневаюсь, что вам так и кажется.

Исследователи объясняют это тем, что, пока наш мозг познает новое, создаются новые нейронные соединения, которые помогают ему работать лучше и быстрее. Мы расскажем, какие увлечения помогут вам стать умнее. Время выбрать что-то интересное для себя!

1. Играйте на музыкальных инструментах

Игра на фортепиано, гитаре и любом другом музыкальном инструменте развивает моторику, аналитические способности, помогает в изучении иностранных языков и математики, а также развивает креативность.

Многие возразят, что игра в командные виды спорта принесет столько же бонусов, однако только занятия музыкой укрепляют мозолистое тело – сплетение нервных волокон в головном мозге, которое соединяет левое и правое полушария. В результате улучшается память, реакция, а также лидерские качества. И все это происходит независимо от возраста!

2. Просто читайте

Рэй Брэдбери в своей антиутопии «451 градус по Фаренгейту» очень точно описал портрет человека, отказавшегося от книг. Чтение снимает стресс, повышает самооценку и способность мыслить логически, анализировать, решать задачи, основываясь на жизненном опыте. На работе эти качества помогут лучше организовывать свои дела и вести за собой других людей.

3. Занимайтесь спортом

Речь не идет о посещении фитнес-центра по выходным. Регулярная нагрузка приносит гораздо больше пользы, чем даже самая интенсивная тренировка раз в неделю. При регулярных занятиях спортом клетки заполняются белком, также известным как BDNF. Это усиливает концентрацию, повышает сосредоточенность, улучшает память, а также обеспечивает остроту мышления.

Мозг человека, ведущего малоподвижный образ жизни, работает хуже, чем у того, кто бегает по утрам

А вот сидячий образ жизни делает нас глупее, уверяют немецкие ученые. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Сидячий образ жизни хуже курения» . В подтверждение своих слов они показали результаты исследований, в которых видно, что мозг человека, ведущего малоподвижный образ жизни, работает хуже, чем у того, кто бегает по утрам.

4. Выучите новый язык

Лучшая тренировка памяти – не разгадывание загадок, а изучение иностранного языка. К тому же это тренирует наш мозг, помогая ему быстро решать трудные задачи, планировать и находить выход из самых сложных ситуаций. Но и это еще не все.

Исследования Национальной академии наук США доказали, что те, кто знает два языка, быстрее решают задачи, тем те люди, у кого в арсенале всего один. Знание двух иностранных языков позитивно влияет на способность оценивать окружающую обстановку и концентрироваться на поставленной задаче. Кроме того, у таких людей больше шансов продвинуться по карьерной лестнице.

5. Все время ищите что-то новое

Студенты перед экзаменом так зубрят определенные предметы, что к моменту теста становятся экспертами в данной области. Правда, всего лишь на один день – если регулярно не повторять и не обновлять знания, они быстро стираются. Именно поэтому изучение иностранных языков и делает нас умнее – мы с одинаковой интенсивностью повторяем изученное и приобретаем новое.

Примените этот подход к своей обычной жизни: выписывайте цитаты из книг, распечатывайте понравившиеся статьи, просто записывайте все, что кажется вам интересным и важным. Периодически просматривайте свои записи. Ваш мозг будет удерживать все больше и больше информации, и ваш кругозор расширится.

6. Играйте в игры

Судоку, пазлы, ребусы, настольные, карточные и даже видеоигры повышают пластичность мозга. Они ставят перед нами все новые задачи, которые надо решить, – это и повышает способность мозга обучаться, а также смотреть на ситуацию с разных сторон. Более того, люди с высокой нейропластичностью меньше подвержены паническим атакам и депрессии.

7. Медитируйте

В 1992 году далай-лама пригласил Ричарда Дэвидсона изучить с помощью электроэнцефалографии активность его мозга во время медитации. Как оказалось, о чем монахи думали перед медитацией, на том же они сосредотачивались и во время практики, сами того не осознавая. Это доказывает, что мы можем контролировать то, на чем должны сосредоточиться и о чем должны думать.

Если мы будем приказывать себе чувствовать себя увереннее, то со временем это принесет свои плоды. Точно так же можно поступать с любой идеей, будь то избавление от застенчивости и обретение уверенности в себе, или даже работа над совершенными ошибками.