Что построил лев дмитриевич проскуряков. Лавр Дмитриевич Проскуряков: биография. русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроения и строительной механики

Лавр Дмитриевич Проскуряков (1858--1926), советский ученый в области мостостроения и строительной механики. По окончании в 1884 г. Петербургского института инженеров путей сообщения работал мостовиком-проектировщиком. С 1887 г. преподаватель Петербургского института инженеров путей сообщения. С 1896 г. профессор Московского инженерного училища (ныне Московский государственный университет путей сообщения). По проектам Л.Д. Проскурякова построены крупные мосты через реки Нарва, Западный Буг, Волхов, Оку, Амур, Енисей и др. За проект моста через Енисей Л.Д. Проскурякову была присуждена золотая медаль на всемирной выставке в Париже (1900 г.). Л.Д. Проскуряковым впервые предложена так называемая статически определимая треугольная решетка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решеткой, а также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введенные Л.Д. Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Григорий Петрович Передерни

Григорий Петрович Передерни (1871--1953), советский ученый в области мостостроения и строительной механики, академик Академии наук СССР (1943 г.). В 1897 г. окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1902 г. преподавал в Московском инженерном училище, а с 1907 г. в Петербургском институте путей сообщения, затем в других институтах. В 1901 г. организовал издание журнала «Инженерное дело», проводившего новые технические идеи в вопросах инженерно-строительного дела. Основные труды Г. П. Передерий посвящены теории и расчету мостов. Он дал ряд ценных инженерных решений по вопросам сооружения сборных мостов, индустриальных методов работ и применения электросварки в мостостроении. Автор новой методики преподавания курса мостов.

День рождения 18 августа 1858

русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроения и строительной механики

Родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учебы, поступил на общих основаниях в Петербургский институт путей сообщения, который окончил 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 - преподаватель кафедры мостов в том же институте.

1895 - автор моста через Енисей. По величине пролетов этот мост был вторым в Европе после Квиленбургского моста в Голландии и самым большим в России. По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку и Волхов и через Волгу у Казани . На Транссибе Проскуряков проектирует мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень -Омск .

В том же году Проскуряков едет в Лондон на сессию Международного железнодорожного конгресса, посещает лаборатории Цюриха , Парижа , Мюнхена , Вены , Берлина , знакомится с лучшими механическими лабораториями Запада и, разумеется, привозит оттуда в Институт новейшие механизмы и приборы.

1896 - мост через реку Которосль у Ярославля .

1900 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за проект моста через Енисей.

1904 - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа

В 1905-1907 гг. в Москве, на трассе МК МЖД, по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева , были построены два железнодорожных моста через реку Москву - Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 г. (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 гг. - перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м, открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост назвали Алексеевским.

В 1902 году Проскуряков публикует полный курс строительной механики «Сопротивление материалов» (ч. 1), а в 1907 году - «Статика сооружений» (ч. 2) и работу «К расчету сквозных ферм». Эти труды вошли в золотой фонд науки. Курс «Строительной механики» выдержал шесть изданий, а седьмое, посмертное, стало учебником для всех технических вузов страны.

Проскуряковым впервые была предложена т. н. статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Проскуряков, Лавр Дмитриевич

Сов. ученый, специалист в области проектирования мостов и строительной механики. По окончании Петербург. ин-та инженеров путей сообщения (1884) работал мостовиком-проектировщиком. С 1887 П. - преподаватель Петербург. ин-та инженеров путей сообщения, с 1896- проф. Моск. инженерного училища (ныне Моск. ин-т инженеров ж.-д. транспорта). П. спроектировал большое количество мостов, совершенных по своей конструкции, экономичных и легких, с фермами нового типа (мосты через pp. Нарву, Западный Буг, Волхов, Оку, Амур, Енисей, Зею и др.). За проект моста через Енисей на Всемирной выставке в 1900 в Париже П. была присуждена золотая медаль.

П. был новатором в области проектирования ж.-д. мостов, своими работами содействовал развитию отечественного мостостроения. Им впервые была предложена статистически определимая треугольная решетка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решеткой взамен применявшихся раньше статически неопределимых ферм с параллельными поясами и многорешетчатыми и многораскосными решетками, предложены консольные мостовые фермы и арочные ж.-д. мостовые фермы. Детально разработанные П. графо-аналитич. методы расчета и теория линий влияния (разбирающая вопросы влияния подвижных грузов) явились основанием для изменения (в конце 19 в.) методов расчета мостовых ферм. Для практич. расчетов им составлены спец. "таблицы моментов". У П. учились многие крупные ученые и инженеры. Методы преподавания строительной механики, введенные П., широко используются в высшей школе.

Соч.: К расчету сквозных ферм, "Инженер. Журнал Министерства путей сообщения", 1885, т. 1, кн. 2; Исследование значений момента внешних сил от сосредоточенных грузов в прямых балках, в кн.: Сборник Института инженеров путей сообщения, т. 13, СПб, 1888; Строительная механика, ч. 1-2, 6 изд., М.-Л., 1925-26.

Лит.: Ординарный профессор Московского инженерного училища Л. Д. Проскуряков, М., 1912; Прокофьев И. П., Лавр Дмитриевич Проскуряков, "Строительная промышленность", 1953 (№) , советский учёный в области мостостроения и строительной механики. По окончании в 1884 Петербургского института инженеров путей сообщения работал мостовиком проектировщиком. С 1887 … Большая советская энциклопедия

ПРОСКУРЯКОВ Лавр (Лаврентий) Дмитриевич (1858 1926) российский ученый, профессор (1896). По проектам Проскурякова созданы мосты через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчета мостовых ферм …

Лавр Проскуряков Лавр Дмитриевич Проскуряков (18(30) августа 1858, с. Борисовка, Воронежская губ. 14 сентября 1926, Москва) русский учёный, инженер, выдающийся специалист в области мостостроения и строительной механики. Родился в многодетной (18… … Википедия

- (1858 1926), учёный в области мостостроения, профессор (1896). По проектам Проскурякова построены мосты через рр. Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчёта мостовых ферм … Энциклопедический словарь

- (1858—1926), учёный в области мостостроения, профессор (1896). По проектам Проскурякова созданы мосты через реки Нарва, Волхов, Ока, Амур, Енисей и др. Предложил новые методы расчёта мостовых ферм … Большой Энциклопедический словарь

Род. 1858, ум. 1926. Специалист в области строительной механики и мостостроения, ученый. Автор проектов мостов Нарву, Волхов, Оку, Амур, Енисей и др. Разработал новые методы расчета мостовых ферм … Большая биографическая энциклопедия

Русская фамилия. Известные носители: Проскуряков, Илья Вячеславович российский хоккеист Проскуряков, Лавр Дмитриевич русский учёный, инженер … Википедия

, Воронежская губерния , Российская империя

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лавр Дми́триевич Проскуряко́в (18 августа , с. Борисовка , Воронежская губерния - 14 сентября , Москва) - крупнейший российский специалист своего времени по мостостроению .

Биография

Л. Д. Проскуряков родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учёбы, поступил на общих основаниях в , который окончил в 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.

С 1887 года - преподаватель кафедры мостов в том же институте.

В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России был построен железнодорожный металлический мост консольной системы - через реку Сулу на Харьковско-Николаевской железной дороге .

В 1895 году им был выполнен проект моста через Енисей . По величине пролётов этот мост был вторым в Европе после Кулембургского моста в Голландии (Vieux pont ferroviaire de Culembourg, разобран в 1982 г.) и самым большим в России. В 1900 году за проект моста он был награждён Большой золотой медалью на Парижской всемирной выставке .

По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку (Каширский железнодорожный мост) и Волхов (на Петербурго-Вологодской железной дороге) и через Волгу у Казани . Для Транссибе Проскуряков проектировал мост через Зею и Черемшанку на ветке Тюмень -Омск .

В том же году Проскуряков был в Лондон на сессии Международного железнодорожного конгресса; посетил лаборатории Цюриха , Парижа , Мюнхена , Вены , Берлина , познакомился с лучшими механическими лабораториями Запада.

В 1896 году выполнил проект моста через Которосль возле Ярославля .

С 1896 года - профессор Московского инженерного училища (ныне Московский государственный университет путей сообщения).

В конце июня 1902 года был собран и опробован единственный в России большой арочный мост через Днепр , выполненный по проекту Проскурякова.

В 1904 году - железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа .

В 1905-1907 годах в Москве, на трассе Малого кольца Московской железной дороги , по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева были построены два железнодорожных моста через реку Москву - Андреевский (Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были реконструированы в 1956 году (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000-2001 годах перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными (архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).

Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать мост Проскурякова через Амур у Хабаровска длиной 2590 м , открытый для движения 5 октября 1916 года. В честь наследника-цесаревича мост был назван Алексеевским.

В 1924 году по проекту Л. Д. Проскурякова был построен Нижний (Восточный) Сабуровский мост .

Проскуряковым впервые была предложена так называемая статически определимая треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов. Методы преподавания строительной механики , введённые Проскуряковым, используются в современной высшей школе.

Публикации

В 1902 году вышел его курс «Строительная механика», выдержавший шесть изданий, а седьмое, посмертное, стало на долгое время учебником для всех технических вузов страны.

Напишите отзыв о статье "Проскуряков, Лавр Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Проскуряков Лавр Дмитриевич - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Ординарный профессор Императорского Московского инженерного училища Л. Д. Проскуряков: Биогр., сост. согласно постановления Совета Уч-ща к 25-лет. юбилею его науч.-пед. деятельности (16 марта 1912 г.). - М.: типо-лит. т-ва В. Чичерин в Москве, 1912. - 23 с.

Ссылки

  • Гойзман Ш. Р. . Курскъ дореволюционный. Проверено 22 ноября 2015.
  • в «Большой биографической энциклопедии»

Отрывок, характеризующий Проскуряков, Лавр Дмитриевич

Несмотря на их большую занятость, первые шесть Рыцарей Храма, приехавших с Магдалиной, так и остались самыми любимыми и самыми верными её учениками. То ли потому, что они знали Радомира, то ли по той простой причине, что столько лет они все прожили вместе и как бы срослись в дружную могучую силу, но именно эти Храмовики были самыми близкими сердцу Магдалины. Она делилась с ними тем Знанием, которое не доверяла никому другому.
Они были настоящими Воинами Радомира...
И они стали когда-то первыми Совершенными Мага Долины...
Совершенные были прекрасными воинами и сильнейшими магами, Изидора, что делало их намного сильнее всех остальных живущих (кроме некоторых Волхвов, конечно же). Мария доверяла им жизни своих детей, доверяла себя. И вот однажды, чувствуя неладное, во избежание какой-либо беды, она решила доверить им тайну Ключа Богов... Что, как оказалось позднее, было жестокой и непоправимой ошибкой, уничтожившей через столетие Великую Империю Знания и Света... Чистую и чудесную Империю Катар.
Страшное предательство (с помощью церкви) одного из близких друзей, уже после жестокой гибели Магдалины, постепенно преобразило Катар, превратив сильных и гордых воинов в беззащитных и беспомощных... Сделав Империю Солнца и Света легко ранимой и доступной. Ну, а церковь, как это обычно происходило в то время, тихо, спокойно продолжала свою чёрную работу, подсылая в Окситанию десятки «новых» катар, «доверительно» нашёптывавших остальным, как прекрасна будет их жизнь без убийств, как чисты без пролития крови будут их светлые души. И катары слушали красиво звучавшие слова, начисто забывая, чему учила их когда-то Золотая Мария...
Ведь для спокойного, любвеобильного народа, какими были окситанцы, намного приятнее было учение без кровопролития. Поэтому, по прошествии какого-то времени, им уже и казалось, что именно этому учила Магдалина. Что так будет намного правильнее. Только вот почему-то никому из них хотя бы на минуту не приходило в голову задуматься: ПОЧЕМУ этому начали открыто учить именно лишь после жестокой смерти Золотой Марии?..
Так с годами превратилось учение Радомира и Магдалины в беспомощное Великое Знание, сохранить и защитить которое, уже было некому... И «новые» Катары сдавались, отдавая себя, своих детей, своих жён, на милость огня и церкви... И горели Дети Магдалины тысячами, не сопротивляясь, не проклиная своих палачей. Горели, мечтая о высоком и звёздном мире, где они встретят свою Марию...
– Как же такое произошло, Север?!.. Расскажи мне, если я имею на это право...
Печально покачав головой, Север продолжил.
– О, это произошло до невероятности глупо и обидно, Изидора, так глупо, что иногда не хочется этому верить...
Помнишь, я говорил тебе, что однажды Магдалина посвятила самых близких Рыцарей Храма в тайну Ключа Богов? – Я кивнула. – Но тогда ещё, к сожалению, никто из Рыцарей Храма не знал, что один из них с самого начала являлся ставленником «тёмных»... правда сам об этом даже не подозревая.
– Но как же такое возможно, Север?!. – искренне возмутилась я. – Разве может не чувствовать человек, делая плохое?
– Ты ведь не можешь воевать с тем, чего ты не видишь или не понимаешь, не так ли, Изидора? – Не обращая внимания на моё возмущение, спокойно продолжил Север. – Вот так и он – он не видел и не чувствовал того, что внедрили когда-то в его мозг «тёмные», выбрав именно его своей беспомощной «жертвой». И вот, когда нужное для «тёмных» время пришло, «заказ» чётко сработал, несмотря на чувства или убеждения захваченного человека.
– Но ведь они были такими сильными, Рыцари Храма! Как же кто-то смог внедрить в них что-либо?!..
– Видишь ли, Изидора, сильным и умным быть не всегда достаточно. Иногда «тёмные» находят что-то такое, чего у намеченной жертвы просто не существует. И она, эта жертва, честно живёт до поры до времени, пока не срабатывает внедрённая в неё гадость, и пока человек не становится послушной куклой в руках «Думающих Тёмных». И даже тогда, когда внедрение срабатывает, бедная «жертва» не имеет о случившемся ни малейшего понимания... Это ужасный конец, Изидора. И я даже врагам такого не пожелал бы...
– Значит, что же – этот рыцарь не знал, какое страшное зло он сотворил с остальными?
Север отрицательно покачал головой.
– Нет, мой друг, он не знал до самой последней своей минуты. Он так и умер, веря, что прожил хорошую и добрую жизнь. И никогда не сумел понять, за что его друзья отвернулись от него, и за что он был изгнан ими из Окситании. Как бы они ни старались ему это объяснить... Желаешь ли услышать, как произошло это предательство, мой друг?
Я лишь кивнула. И Север терпеливо продолжил свою потрясающую историю...
– Когда церковь через того же рыцаря узнала, что Магдалина так же является ещё и Хранителем Умного Кристалла, у «святых отцов» возникло непреодолимое желание получить в свои руки эту удивительную силу. Ну и, естественно, желание уничтожить Золотую Марию умножилось в тысячи раз.
По великолепно рассчитанному «святыми отцами» плану, в день, кода должна была погибнуть Магдалина, предавшему её рыцарю в руки было вручено от посланника церкви письмо, якобы написанное самой Магдалиной. В этом злосчастном «послании» Магдалина «заклинала» первых Рыцарей Храма (своих самых близких друзей) никогда не пользоваться более оружием (даже при защите!), так же как и никаким другим, известным им способом, который мог бы отнять чью-то чужую жизнь. Иначе, – говорилось в письме, – при непослушании, Рыцари Храма потеряют Ключ Богов... так как окажутся его недостойными.

Обычный мальчишка из небогатой многодетной семьи священника. У Лавра было 17 (!) братьев и сестёр. Родился он в слободе Борисовка, что на территории нынешнего Валуйского района. Его по праву считают своим земляком и куряне, ведь в далёком 1858 году эти земли относились к Новооскольскому уезду Курской губернии. С детства он обладал пытливым умом, особенно близки ему были математика, естествознание, физика. Ничего удивительного не было в том, что валуйскую среднюю школу Проскуряков окончил с отличием, получив рекомендацию в высшее учебное заведение.

«Лавр выбрал Петербургский институт путей сообщения, хотя железной дороги он ещё и в глаза не видел – она пройдёт через Валуйки и неподалёку от его села только через 20 лет, – рассказывает Александр Юрьев. – Юноша из российской глубинки блестяще прошёл вступительные испытания и стал студентом одного из самых престижных высших учебных заведений Российской империи».

Много лет изучению жизни и творческого наследия инженера Проскурякова посвятил белгородский писатель и журналист Анатолий Нечаев. В архивах и музеях он нашёл сведения о том, что предки Лавра Дмитриевича, Прокофий и Никита Проскуряковы, были одними из первых ямских охотников на юге Московского государства (ямскими охотниками называли крестьян, имеющих лошадей и повозки для отбывания ямской повинности, – прообраз современной курьерской и почтово-транспортной служб). Его прапрапрадед Мирон участвовал в Азовских походах Петра Первого и вместе с другими валуйчанами спас русского царя от гибели во время отступления от Азова.

28 мостов Транссиба

В институте путей сообщения Лавр Проскуряков увлёкся строительной механикой и проектированием мостов. Особенно повлияли на выбор его инженерной специализации лекции профессора Николая Белелюбского, который не только преподавал в институте, но и cпроектировал немало мостовых конструкций. Многие технологии Белелюбского (например, конструкция свободных поперечных балок) в России были применены раньше, чем в других странах.

Лавр Проскуряков блестяще защитил диссертацию и вскоре стал известным учёным и специалистом в области строительной механики. Но больше всего он интересовался конструкциями мостов. Как повысить их надёжность и долговечность, противостоять деформации конструкций и разрушению?

«В проектировании мостов Лавр Дмитриевич, можно сказать, опередил время. Он отказался от традиционных для конца XIX века многорешётчатых мостовых ферм (стержневых систем в строительной механике), очень сложных по конструкции и расчётам», – рассказывает Александр Юрьев.

Вместо многорешётчатых мостовых конструкций Проскуряков спроектировал ферму с одной мощной, но простой треугольной решёткой, что обеспечивало точное распределение во всех фрагментах конструкции подвижной нагрузки на мост. Внимательно изучив технологии проектирования мостов своего наставника профессора Белелюбского, Лавр Проскуряков нашёл в них слабые места, влияющие на долговечность мостовых конструкций. И придумал, как эти конструкции можно усовершенствовать.

Первый железнодорожный мост, построенный по системе Лавра Проскурякова, выдержал все испытания. Его возвели в 1887 году в украинском городе Ромны Сумской области через реку Сулу. А спустя три с лишним года министр путей сообщения России граф Сергей Витте поручил Лавру Проскурякову спроектировать конструкции для самой грандиозной стройки конца XIX века – Транссибирской железнодорожной магистрали протяжённостью 7 тыс. км. Она должна была связать Челябинск и Владивосток через Омск, Иркутск, Хабаровск. Целых 28 мостов Транссиба через Обь, Енисей, Амур, Иртыш, Томь. Широкие, строптивые, с сокрушительным ледоходом, большим подъёмом воды при паводках.

Амурское чудо

Один из спроектированных Проскуряковым и его коллегой, инженером Григорием Передерием, мостов Транссиба – хабаровский – до сих пор называют амурским чудом. Его длина превысила 2,5 км, и в 1916 году, когда строилась эта магистраль, мост через Амур был чуть ли не самым длинным в мире. В честь наследника – цесаревича Алексея этот мост назвали Алексеевским.

«Торжественная закладка сооружения состоялась 30 июля 1913 года – в год 300-летия дома Романовых. По проекту на строительство было отведено всего 26 месяцев, над возведением моста трудились 3 тыс. человек. Квалифицированных рабочих постоянно не хватало, и бывали случаи, когда умелых строителей арестовывали, чтобы затем выслать на сооружение моста. Ввод его в действие стал крупнейшим событием в жизни края. Стратегическое значение моста не раз влияло и на его судьбу: например, во время Гражданской войны он был взорван партизанами, в результате чего движение поездов через мост было остановлено на 5 долгих лет. Работы по восстановлению начались в ноябре 1922 года, после чего мост исправно служил десятки лет», – писала в октябре 2013 года газета «Гудок».

В 1980-х годах после проверки технического состояния мост реконструировали и укрепили, расширив количество железнодорожных путей и транспортных полос для автомобилей. Во время реконструкции, пишет «Гудок», у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать музей истории моста через Амур, и вскоре была собрана уникальная экспозиция.

Идеальный мост

С каждым новым мостом разрабатывались и новые технологии проектирования. Проскуряков мечтал создать идеальный мост. И создал!

«Это был построенный в 1898 году по расчётам Проскурякова километровый мост через Енисей. В проекте пролётного строения (144,5 м) енисейского моста, как свидетельствовали учёные, Проскуряков применил совершенно новую конструкцию – оригинальную шпренгельную ферму. Не буду утомлять читателей техническими подробностями, скажу только, что конструкция позволяла идеально определить внутренние усилия от подвижной нагрузки. Все эти показатели были необычными для того времени, и Проскурякову пришлось с немалой энергией отстаивать своё новшество. И он его отстоял, – рассказывает Александр Юрьев. – Учёный продолжал совершенствовать и ферму моста. Он доказал, что ферма ещё более эффективна в арочном исполнении, и соорудил несколько арочных мостов на Москве-реке, подтвердивших все расчёты Проскурякова. Лавр Дмитриевич провёл серию испытаний материалов и определил самые надёжные из них для изготовления ферм. Он в течение 40 лет проектировал мосты различных пролётов длиной от 20 до 145 м. Проскуряковскими фермами, лёгкими и рациональными по восприятию нагрузки, были перекрыты сотни пролётов на российских и зарубежных железных дорогах».

Увы, знаменитый красноярский мост через Енисей, простоявший более 100 лет, несколько лет назад был демонтирован, несмотря на то что его признали памятником истории и культуры. Красноярская пресса писала о том, что в городе проводился специальный конкурс на лучший проект по сохранению конструкции, но приемлемый вариант так и не был найден. Чтобы мост не рухнул из-за усталости металла, уникальную конструкцию демонтировали. А ведь за него инженер Проскуряков получил Большую золотую медаль парижской выставки научно-технических достижений!

Победа за вами!

Парижская выставка проходила в 1900 году на Марсовом поле. 35 стран разместили здесь свои павильоны.

«Парижские газеты писали, что экспонаты выставки являют собой настоящий парад искусств, науки и техники. Конечно же, всех прежде всего завораживала Эйфелева башня – символ прогресса века, самое высокое в мире сооружение, построенное Александром Эйфелем в 1889 году. К слову, основным инженерным профилем этого выдающегося француза было мостостроение, – отмечает Александр Юрьев. – Кроме парижской ажурной башни-гиганта восхищение участников и посетителей выставки вызвали двигатель внутреннего сгорания немецкого инженера Рудольфа Дизеля , первые радиоприёмники, сконструированные Александром Поповым и Гульельмо Маркони. Поражали воображение только что изобретённая турбина, усовершенствованная модель автомобиля «Пежо», лампа накаливания с вольфрамовыми и молибденовыми нитями работавшего во Франции русского инженера Александра Ладыгина , модель первой электростанции общественного назначения Томаса Эдисона … Все эти учёные и конструкторы, а ещё и великий химик Дмитрий Менделеев , лично участвовали в выставке. Зашли они и в российский павильон. Несколько часов разглядывали воспроизведённое в чертежах, картах, схемах строительство Транссибирской магистрали. Поражали не только масштабы проекта, но сам смысл задуманного: ведь не только Россия, но и вся Европа теперь будет связана стальными магистралями с Азией – Японией, Китаем, Кореей! При виде моста через Енисей Александра Эйфеля охватило волнение: «Боже мой, да это же чудо! – воскликнул он. И обратился к Менделееву: – Где этот гениальный конструктор? Позовите его сюда!» Когда смущённый Проскуряков подошёл к группе величайших учёных уходящего века, Эйфель сказал ему: «Этим проектом вы сразили меня. Победа за вами!» Дизель, Маркони и все остальные рукоплескали Лавру Проскурякову».

Открытка, выпущенная издателем Горожанкиным в начале 1900-х годов. Фото с сайта http://oldmos.ru/old/photo

Уникальное педагогическое наследие

Пионер русской науки о мостах опередил время не только в инженерной мысли, но и в преподавательской деятельности. Правда, уточняет Александр Юрьев, тому способствовали не зависящие от учёного обстоятельства.

«Во время работы в Московском инженерном училище путей сообщения Проскуряков столкнулся с неожиданным: на прохождение курса строительной механики (сопротивления материалов и статики) программой предусматривался всего один год. Ничтожно мало для трудных и объёмных предметов! Надо было найти такие приёмы подачи материала, которые в рамках столь короткого времени могли бы помочь студентам разобраться в этих сложных науках. И тогда Лавр Дмитриевич искусно синтезировал в ходе своих лекций три основных дидактических принципа: наглядность, доступность и природосообразность. То есть толковал сложные аналитические выводы с использованием графических материалов, а лекции сопровождал упражнениями по индивидуальным заданиям, которые соединяли теорию с практикой».

Надо ли говорить, что студенты никогда не пропускали лекции Проскурякова. А его двухтомный учебник по строительной механике был признан лучшим учебным пособием в этой отрасли науки и положен в основу её преподавания не только в транспортных, но и во всех строительных вузах. Учебник состоял из двух частей – «Сопротивление материалов» и «Статика сооружений» – и вошёл в золотой фонд науки, выдержав семь изданий.

Елена Мельникова