Чернобыль цифры и факты 30 лет спустя. Чернобыль тридцать лет спустя: Невидимые люди Белоруссии. Сутки на сборы

Патриарх Феофил прославляет святой Крест

В третье воскресенье Великого поста, 18 марта 2012 года, Иерусалимская православная церковь совершает поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.

В cубботу вечером на всенощном бдении в центр торжественно выносится Животворящий Крест Господень - напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. Праздничную Божественную литургию, которая совершается вечером накануне выноса Креста и поклонение ему в церкви святых Константина и Елены возглавил Блаженнейший Патриарх Иерусалима и всей Палестины Феофил в служении священников и монахов Святогробского братства. Крестопоклонная служба состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

В воскресенье, 18 марта, вынос Честного и Животворящего Креста прошел в главной святыне в храме Гроба Господня. Божественную литургию возглавил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил в сослужении иерархов и клириков Иерусалимской православной Церкви. По окончании Литургии состоялся крестный ход, во время которого великую святыню – Крест с частицей Животворящего Креста Христова, хранящийся в ризнице храма Гроба Господня – торжественно обнесли по храму, трижды обойдя вокруг Кувуклии и затем пройдя за алтарем православного Кафоликона.


Блаженнейший во время литургии

Патриарх Феофил обратился со словом к всечестным отцам и братьям,возлюбленным братьям во Христе и набожным паломникам:

Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Крест - это жизнь по воле Божией. Господь нас не конвоирует, как заключенных, и насильно на небо не ведет, Он приглашает, зовет к Себе: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременении, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28), как написано и на святых вратах нашей обители. Господь никого не принуждает: хочешь спасаться - спасайся. И все для этого есть на земле, только одного не хватает - нашего произволения, желания исполнять Волю Божию. Аминь.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

Третье воскресенье называется Крестопоклонной неделей . Название ее происходит из того, что в субботу вечером по особому чину совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню , ставшему для нас «древом жизни » и открывшему вход в потерянное первозданным человеком блаженное небесное Отечество. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.

История установления Крестопоклонной недели

«В той же день, в неделю третию поста, поклонение празднуем, Честнаго и Животворящего Креста, вины ради сицевы. Понеже, четыредесятодневнаго поста ради, образом некиим и мы распинаемся, умерщвляеми от страстей, горести же чувство имамы, унывающе и низпадающе. Предлагается Честный и Животворящий Крест, яко убо препокоя и утвержая нас, вспоминая страсти Господа нашего Исуса Христа и утешая. Аще Бог наш нас ради распятся, колико нам должно Его ради деяти.

… Якоже долг и остр путь проходяще, и трудом отягчавше, аще где древо благосенно и лиственно обрящут, мало седше почивают, тако и ныне в постное время и прискорбный путь и подвиг, насадися посреде от богоносных отец, Живоносный Крест, ослабу и покой нам подая, благопотребных же и легцех к преднему труду утрудившихся устраяя.
… Зане горькому источнику подобна есть Святая Четверодесятница, сокрушения ради и сущия нам от поста горести и печали. Якоже бо во оного среду, божественный Моисей древо вложи и услади его, тако и Бог, проведый нас умнаго Чермнаго моря и фараона, Животворящим Древом Крестным услаждает, иже от четверодесятодневнаго поста, горесть и печаль. И утешая нас, яко в пустыни пребывающих, дондеже ко умному Иеросалиму возведет Своим воскресением» (
Триодь постная, синоксарь в Неделю крестопоклонную).

Евангелия не сообщают особых подробностей о кресте, на котором был распят Христос. Обретение Креста Господня состоялось в 326 году, когда он был найден святой царицей Еленой во время ее паломничества в Иерусалим:

…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх Макарий встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях. («Хронография» Феофана, год 5817 (324/325))

История обретения Креста Господня описана многими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.).

Впервые в сохранившихся текстах подробная история обретения Креста появляется у Амвросия Медиоланского в 395 году. В «Слове на кончину Феодосия» он повествует о том, как царица Елена велела копать на Голгофе и обнаружила там три креста. По надписи «Исус Назорей, Царь Иудейский » она нашла истинный Крест и совершила поклонение ему. Также она нашла гвозди, которыми был распят Господь. Все немногие указания историков, ближайших по времени к поискам, сводятся к тому, что кресты были найдены недалеко от Гроба Господня, однако не в самом Гробе. Существовала вероятность, что все три креста, использованные при казни в тот день, могли быть зарыты вблизи от места распятия. Созомен в своем труде выдвигает следующее предположение о возможной судьбе Креста после снятия с него тела Исуса Христа:

Воины, как повествует история, сперва нашли мертвым на кресте Исуса Христа и, сняв Его, отдали для погребения; потом, намереваясь ускорить смерть распятых по обеим его сторонам разбойников, перебили им голени, а самые кресты бросали один за другим, как попало.

Евсевий Кесарийский так описывает место раскопок:

Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею все то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили ее камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, поистине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мертвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы. (Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36)

Место обретения Креста находится в приделе Обретения Креста Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, в бывшей каменоломне. Место обретения отмечено красной мраморной плитой с изображением креста, плита с трех сторон обнесена металлической оградой, здесь же первое время хранился Крест. В придел Обретения Креста из подземной армянской церкви святой Елены вниз ведут 22 металлических ступени, это самая низкая и самая восточная точка Храма Гроба Господня - два этажа вниз от основного уровня. В приделе Обретения Креста под потолком около спуска есть окно, отмечающее место, с которого Елена наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Это окно соединяет придел с алтарем церкви святой Елены. Сократ Схоластик пишет, что императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил ее в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сократ сообщает, что эти сведения известны ему из разговоров жителей Константинополя, то есть могут быть недостоверными. Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время, и верующие поклонялись честному древу. В 614 году Иерусалим был осажден персидским правителем Хосрой II. После продолжительной осады персам удалось захватить город. Захватчики вывезли Древо Животворящего Креста, которое хранилось в городе с того времени, как было обретено равноапостольной Еленой. Война продолжалась еще долгие годы. Объединившись с аварами и славянами, персидский царь едва не захватил Константинополь. Спасло византийскую столицу только заступничество Пресвятой Богородицы. Персы были разгромлены. Крест Господень был возвращен в Иерусалим. С тех пор ежегодно праздновался день этого радостного события.

В тот период порядок великопостных церковных служб еще не был окончательно установлен и в него постоянно вносились некоторые изменения. В частности, практиковался перенос праздников, которые прилучались на будние дни Великого поста, на субботу и воскресенье . Это позволяло не нарушать строгость поста будних дней. То же произошло с праздником Животворящего Креста. Его постановили отмечать в третье воскресенье Великого поста . В эти же дни было принято начинать подготовку оглашенных, таинство крещение которых было намечено на . Считалось верным начинать наставление в вере с поклонения Кресту Господню. Эта традиция существовала до XIII века, когда Иерусалим завоевали крестоносцы. С этих пор дальнейшая судьба святыни неизвестна. Лишь отдельные частицы Креста встречаются в некоторых ковчежцах.

Богослужение в Крестопоклонную неделю. Тропарь и кондак

На Утрени в Неделю крестопоклонную, после Великого славословия, священник выносит из алтаря Крест. При пении тропаря «Спаси22 гDи лю1ди своS…» Крест полагается на аналое в центре храма. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…», - возглашает иерей и совершает земной поклон. После священнослужителей к аналою подходят попарно и все молящиеся, сперва мужского пола, затем женского, кланяются и лобызают Крест, а хор в это время поет особые стихеры, посвященные искупительным страданиям Христа Спасителя.

Р aдуисz живон0сныи кrте, цRкви крaсныи раю2, дрeво нетлёніz, прозsбшее нaмъ вёчныz слaвы наслаждeніе. и4мже бес0вьстіи tгонsютсz полцы2, и3 ѓнGльстіи веселsтсz чи1нове, и3 совокуплє1ніz вёрныхъ прaзднуютъ. орyжіе непобэди1мо, ўтвержeніе неруши1мо. цRє1мъ побёда, с™лємъ похвало2. хrт0вы нhнэ стrти, и3 нaмъ подaждь дости1гнути, и3 вeлію млcть . (Триодь постная, стихера в Неделю крестопоклонную)

Подобным образом поклонение Кресту Господню совершается еще два раза в году - в первый день Успенского поста (14 августа н. ст.), когда празднуется «Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня», и на двунадесятый праздник (27 сентября н. ст.). На Крестопоклонной седьмице, четвертой неделе Великого поста, при совершении ежедневной службы поклонение Кресту бывает также в понедельник, среду и пяток, особым чином во время чтения часов.

Тропарь, глас 1.

С паси22 гDи лю1ди своS, и3 бlгослови2 достоsніе своE, побёды держaве росси1йстей на сопроти1вныz дaруй, и3 своS сохранsz кrт0мъ лю1ди.

Кондак, глас 7.

Н е ќже ктомY плaменное nрyжіє храни1тъ врaтъ є3дeмскихъ. сіE бо нaйде преслaвное наи1тіе, дрeво кrтное, смeртное жaло, и3 ѓдову побёду разори2. пришeлъ бо є3си2 сп7се м0й, вопіS сyщымъ во ѓде, вни1дите пaки въ рaй.

Народные традиции Крестопоклонной недели

На Руси в среду Крестопоклонной недели было принято во всех крестьянских домах печь из пресного пшеничного теста кресты по числу членов семьи. В крестах запекали или куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зерно, «чтобы хлеб уродился», или, наконец, человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадался крест с одним из этих предметов, тот считался счастливым.

В среду же Крестопоклонной недели «ломается» пост, и маленькие дети ходили под окна поздравлять хозяев с окончанием первой половины поста. В некоторых местностях этот обычай поздравленья выражался в очень оригинальной форме: ребятишек-поздравителей сажали, как цыплят, под большую корзину, откуда они тоненькими голосами пели: «Здравствуйте, хозяин-красное солнышко, здравствуйте, хозяюшка-светлый месяц, здравствуйте, дети-яркие звездочки!… Половина говенья переломилась, а другая наклонилась ». Простодушных ребят-поздравителей принято было обливать при этом водой, а затем, как бы в награду за перенесенный испуг, им давали кресты из теста.

Иконография Крестопоклонной недели

По обыкновению на кресте изображается распятый Христос. Внизу под ногами Спасителя изображается подножие, на верхней части креста - доска с начертанием начальных букв надписи Пилата «Исус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I) или надпись «Исус Христос». На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию, во время казни у самого креста. На иконе «Поклонение Кресту» изображается крест в окружении небесных сил.

Церкви, посвященные Кресту Господню

В Иерусалиме на месте, где, по преданию, росло древо Креста, был основан монастырь. Монастырь Святого Креста и его местонахождение упоминаются во многих преданиях и легендах. Согласно одному из преданий временем создания обители является период правления византийского императора Константина Великого и его матери Елены, то есть IV век н. э. По другой легенде, датой основания монастыря является V век. И связывается это событие с Татианом, царем Иберии (Грузии). Считается, что Татиан, царь Иберии (Грузии), совершил паломничество в Святую Землю и решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю. Согласно третьему преданию, монастырь построен во время правления императора Ираклия (610-641 гг.). Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в связи с тем, что там выросло Крестное древо - то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Сам Честной Крест, который Ираклий вернул из Персии в Святую Землю, был водружен на Голгофе. Ираклий же и велел на выбранном месте построить монастырь.

В городе Апаран Арагацотнского района Армении есть храм святого Креста . Он был построен в конце IV века. В 1877 году храм был отреставрирован. Принадлежит Армянской Апостольской церкви

Также на острове Ахтамар (Турция) располагается раннесредневековый армянский монастырь святого Креста . Построен в 915-921 годах.

Душеполезное поучение в неделю Крестопоклонную

Крест Господень - знамение победы над смертью и силами ада, царская хоругвь Христа Бога, предшествующая славному явлению Его во святом Воскресении, как сказано в синоксаре Крестопоклонной недели. Крест - наш щит и оружие в борьбе с невидимыми врагами и нашими собственными душевными и телесными страстями и пороками, в нем обретаем истинную духовную крепость и силу, когда стремимся следовать за Своим Спасителем. Почитая Крест и страдания Господни, проливаем одновременно скорбные и радостные слезы, в надежде и на свое внутреннее обновление и воскресение, которые были бы невозможны без Великой Священной Жертвы, совершившейся две тысячи лет назад на Голгофе.

Если и Сам Безгрешный Господь столько претерпел и пострадал Пречистою Своею Плотию ради нашего спасения, то тем более мы, люди грешные, оскверненные страстями и пороками, должны страдать и терпеть, смиряя плотские прихоти и вожделения ради очищения и просветления бессмертной души.

Христианская религия - религия «крестоносная», как и апостол Павел говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1, 29). И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Нести свой посильный крест, т.е. распинать телесные похоти и пожелания, - узкий и тесный путь спасения для каждого христианина. Поклоняясь Святому Кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Исуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» (Евр. 12, 2), ободряемся духом и обретаем мужество к подвигу, чтобы отвергать самомнение и самолюбие и терпеливо следовать по стопам святых отцов, оставивших нам достойный образ и пример для подражания. О том, что скорби и терпение действительно необходимы для внутреннего самовоспитания и духовного роста, говорят и многие назидательные поучения, наставляя нас к стези добродетели и совершенствования.

«… Без страданий и неудобств никому невозможно спастись, о душа моя. Что же скажу тебе о Самом Творце небу и земли, всей твари видимой и невидимой?! Желая избавить род человеческий от порабощения диаволу и адских темниц, спасти от проклятия и преступления праотца нашего Адама, Бог стал человеком, воплотившись от Святого Духа. Послал Отец Сына Своего - Слово в Пресвятую Деву и родился без мужеского семени. И стал Невидимый видимым. И пребывал с людьми. И принял поношение, бесчестие, оплевание и побои в пречистое лицо Свое от бренного человека. И был распят на Кресте, и ударен по главе тростью и, вкусив уксуса и желчи, пронзен копьем в ребра, и предан смерти, и положен во гроб. И воскрес на третий день Своей властью. О великое чудо, удивительное и ангелом, и людям: Бессмертный захотел умереть, не желая видеть, как мучится творение рук Его от насилия диавольского в адском заточении!
О, предельная кротость и неизреченное человеколюбие Твое к нашему обнищанию и сиротству! О, ужасное и удивительное зрелище долготерпения Твоего, Господи! Ужасается мой ум и великий страх нападает на меня, и содрогаются кости мои, когда говорю об этом. Творец всей невидимой и видимой твари - а от твари Своей захотел пострадать, от тленного человека! И ангелы перед Ним ужасаются, и все силы небесные непрестанно прославляют Создателя своего, и вся тварь воспевает и служит со страхом, а демоны - трепещут. И вот терпит все это, и страдает: не от бессилия, не от подвластности, но Своей волей, нашего ради спасения, являя нам пример смирения и страдания во всем, чтобы также страдали, как и Он страдал, о чем слышала, душа моя» (
«Цветник» священноинока Дорофея).

На воскресной Литургии в неделю Крестопоклонную читается Евангелие от Марка (зач. 37), в котором Господь говорит о пути самоотвержения ради вечного спасения души. Блаженный Феофилакт Болгарский глубоко и назидательно раскрывает нам смысл этого церковного евангельского Слова.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8:34–37)

Поскольку Петр прекословил Христу, желавшему предать Себя на распятие, то Христос призывает народ и во всеуслышание говорит, направляя речь главным образом против Петра: «Ты не одобряешь того, что Я беру крест, а Я говорю тебе, что ни ты, ни другой кто не спасетесь, если не умрете за добродетель и истину». Заметь, Господь не сказал: «умри и тот, кто не хотел бы умирать», но - кто хочет. Я, как бы говорит, никого не принуждаю. Призываю не на зло, а на добро, а потому кто не хочет, тот и недостоин сего. Что значит отвергнись себя? Это мы поймем, когда узнаем, что значит отвергнуться другого кого-либо. Кто отвергается другого кого-либо, отца ли, брата ли, или кого-либо из домашних, тот, хотя бы смотрел, как его бьют или убивают, не обращает внимания и не соболезнует, сделавшись чуждым ему. Так и нам повелевает Господь, чтобы и мы ради Него презирали свое тело и не щадили его, хотя бы били или порицали нас. Возьми крест свой, сказано, то есть позорную смерть, ибо крест почитался тогда орудием позорной казни. А так как много распинали и разбойников, то присовокупляет, что с распятием должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: и следуй за Мною. Поскольку же повеление предавать себя на смерть показалось бы тяжким и жестоким, то Господь говорит, что оно, напротив, весьма человеколюбиво, ибо кто потеряет, то есть погубит душу свою, но ради Меня, а не как разбойник казнимый или самоубийца (в сем случае смерть будет не ради Меня), тот, говорит, сбережет - обретет душу свою, между тем как думающий сберечь душу погубит ее, если во время мучения не устоит. Не говори Мне, что этот последний сбережет себе жизнь, ибо, если бы он даже приобрел целый мир, - все бесполезно. Спасения нельзя купить никаким богатством. Иначе: приобретший весь мир, но погубивший душу свою, отдал бы все тогда, когда будет гореть в пламени, и таким образом искупился бы. Но такой выкуп там невозможен. Здесь заграждаются уста и тех, которые вслед за Оригеном говорят, что состояние душ переменится на лучшее после того, как они накажутся соразмерно грехам своим. Да слышат они, что там никак нельзя дать выкупа за душу и мучиться только в той мере, сколько нужно будто бы для удовлетворения за грехи.

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. (Мк. 8:38)

Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания . Итак, кто постыдится исповедать Распятого своим Богом, того и Он постыдится, признает недостойным рабом Своим, когда приидет уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но в славе и с воинством ангельским» (Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Марка, гл. 8, 34-38).

Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия (1 Кор. 1, 18).

Тяжело и странно может показаться современному человеку слушать назидания о воздержании и «покорении плоти духу», о различных самоограничениях и даже некотором (впрочем, умеренном и разумном) изнурении плоти. Святые отцы указывают, что корень подобного мнения и рассуждений кроется в нашем сластолюбии и жалости к себе, своим любимым привычкам, когда Устав церковный задает четкие рамки и нормы поведения в жизни христианина, а внутреннее ветхое «я», по плотскому мудрованию, начинает возражать и спрашивать «зачем?!»

То есть, зачем посты, поклоны, долгое молитвенное правило? Нет ли здесь своего рода показного ритуального действия, так называемого «обрядоверия», имеющего четко определенную внешнюю форму и лишенного при этом всякого внутреннего духовного содержания? Но так могут говорить и думать только несведущие люди, которые сами еще не вкусили именно той духовной, тихой радости, которая дается нам после испытания, после скорбей и подвигов, просвещающих сердечные очи для чистой и сосредоточенной молитвы. Когда мы кланяемся в землю - исповедуем свое грехопадение и смирение перед Богом, сознание своего недостоинства, вспоминаем, что и сами мы прах, и в прах возвратимся. А когда восстаем от поклона, то как бы одновременно восстаем и душою к лучшей и новой жизни, которую обретаем в соблюдении христианских заповедей. То, что трудно объяснить словами, человек сам без труда понимает, когда познает соответствующий жизненный опыт.

Крест и Воскресение Спасителя открывают нам высшие небесные тайны, непостижимые ни для какой ученой философии, потому что учат не земным наукам, а истинному пути добродетели, который один приводит к Вечному Небесному Отчеству. Ибо, как говорят святые отцы: «Много на земле так называемых премудростей, но все на земле и останутся. Всех глубже премудрость - спасти свою душу, поскольку она возносит душу на небо в Царство Небесное и ставит пред Богом» («Цветник» священноинока Дорофея). Сила и премудрость христианства - Крест Господень, поклоняясь которому, надеемся достигнуть мы и дня Светлой Пасхи, где найдем достойное воздаяние ради перенесенных подвижнических трудов и лишений.

Сегодня исполняется 30 лет со дня крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества – аварии на Чернобыльской атомной станции. Трагедия произошла 26 апреля 1986 года. Около 01:30 взрыв на четвертом энергоблоке АЭС полностью разрушил реактор. В помещениях станции и на крыше начался пожар. Авария привела к выбросу в окружающую среду несколько тонн радиоактивных веществ. Расположенный рядом с Чернобылем город Припять был эвакуирован лишь 27 апреля. С очевидцами событий встретилась корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Парпура.

«Все было прекрасно. Даже было страшно от того, что было слишком хорошо», - вспоминает жительница города Припять Вера Беляева.

Безоблачная жизнь Веры Беляевой осталась только на старых фотографиях. Тогда Припять называли городом будущего: широкие улицы, светлые многоэтажки и высокие зарплаты. Все изменилось апрельской ночью, когда восемь тонн радиоактивного топлива вырвались в небо. Людям казалось, что над городом пошел сказочный дождь.

«Многие жители выходили на улицу и ловили руками падающие звездочки. Впоследствии они получили ожоги», - рассказала Вера Беляева.

Волшебству было объяснение. С неба падали горячие частицы, облучая людей. Каждую минуту 48 тысяч человек только в Припяти получали смертельную дозу радиации. Но эвакуировать их начали лишь на второй день после аварии. Брать с собой вещи и домашних животных запретили. Только продукты и документы. Им обещали: через пару дней все смогут вернуться в свои квартиры.

«Вот расписание уроков дочери, вот турник, на котором подтягивался сын», - говорит житель города Припять, ликвидатор аварии Валерий Волков, показывая видео, снятое в своей квартире.

Эту съемку Валерий Волков сделал через семь лет после аварии. Тогда он видел свою квартиру в последний раз. Все, что осталось – турник и старый комод. От радиации пытались избавиться как могли: дома и улицы мыли водой, зараженную мебель закапывали в землю.

«Радиация не слышна и не видна. Это не свист пуль и не взрывы бомб», - говорит Волков.

О том, что поток фотонов и атомов страшнее пули Валерий знает как никто другой. Он строил тот самый четвертый энергоблок, на котором и произошла трагедия. До аварии отвечал за систему кондиционирования на станции. После семь лет устранял последствия взрыва.

«После аварии я проработал на АЭС еще семь лет. Заменить меня было некому и, в конце концов, я уже и сам перестал обращать внимание на радиацию», - рассказал Валерий Волков.

Валерию повезло. Уже 30 лет никаких признаков онкологии. Жена умерла от рака. За эти годы от последствий заражения радиацией погибли десятки тысяч человек. Сотням тысяч пришлось начинать жизнь с нуля, не имея ничего, кроме пакета с документами.

«Мы чай пили из майонезных баночек. Больше у нас ничего не было», - вспоминает Вера Беляева.

Квартиры жертвам чернобыльской трагедии стали выделять лишь через год после аварии. До этого люди жили как придется. Семья Веры Беляевой ютилась в одной комнате общежития. Тогда «чернобыльских» боялись даже близкие родственники.

«Многих даже родственники не пускали на порог, закрывали двери. Когда мы выводили своих детей на прогулку, местные быстро уходили. Потому что не было информации. Мы были как прокаженные. А вдруг, кто знал? Мы сами не знали», - говорит Вера Беляева.

Уже через год в свои дома вернулись больше тысячи людей, так и не найдя себя на чистой земле. Спустя тридцать лет после трагедии 200 человек продолжают жить в зоне отчуждения.

В Беларуси этот день вспоминают как одну из самых трагических дат в истории - авария стала крупнейшей техногенной катастрофой ХХ века.

Реактор горел 10 дней. На преодоление последствий катастрофы поднялись тысячи героев. Одними из первых были привлечены военнослужащие внутренних войск и гражданской обороны (ГО). Воинские подразделения занимались дезактивацией на пораженных радиацией территориях, помогали эвакуировать жителей Припяти и Чернобыля, а войсковые наряды обеспечивали общественный порядок - патрулировали населенные пункты во избежание мародерства. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с ветеранами в/ч 3310 (в то время в/ч 11905) - непосредственными участниками тех событий. У каждого из них своя история, свой Чернобыль…

Сутки на сборы

Директива Генштаба ВС СССР № 314/8/231 поступила 1 мая 1986 года. 259-й отдельный механизированный полк ГО СССР должен был из пункта постоянной дислокации в поселке Околица Минского района прибыть в район Брагина для ведения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. На сборы отводились лишь сутки.

- Готовились ускоренно. По сути, взял тревожный чемодан и ушел. Вернулись же не через три дня, как думали, а только через 13 месяцев , - вспоминает подполковник в отставке Александр Смольский. - Колесная техника ушла своим ходом, а тяжелая гусеничная техника оправлялась по железной дороге. По прибытии нас, офицеров, экстренно собрали, чтобы ознакомить с обстановкой, объяснили ситуацию, и мы приступили к обустройству и выполнению поставленных задач.

Александр Михайлович Смольский во время событий на ЧАЭС был помощником начальника штаба в/ч 3310 - пробыл в зоне аварии с 3 мая 1986 года по 10 июня 1987 года.

- Серьезность случившейся беды мы осознали гораздо позже, а первые дни прошли, как в тумане. Навсегда в памяти осталась картинка - на улицах нет ни одного человека только пустые окна брошенных домов. Представьте, в подворьях на веревках висит белье, бегают кошки, собаки, куры, накрыты столы с едой, а жильцов и едоков нет. Жутко , - продолжает рассказ ветеран.

- Первое время пришлось жить и работать в палаточном городке. Трудились круглосуточно. Обстановка была напряженная, никто ничего не знал о радиации - до этого аварию такого масштаба рассматривали чисто теоретически на занятиях. Нам не хватало практических знаний - эти знания приобретали уже на месте, оказавшись в эпицентре. Ежедневно количество полученного облучения фиксировалось и контролировалось. Максимально допустимая доза для ликвидаторов считалась 25 бэр (БЭР - биологический эквивалент рентгена), именно при этой дозе облучения возникают первые признаки лучевой болезни. Я по долгу службы занимался замером и фиксацией уровня радиации у личного состава. Не секрет, что в то время пытались скрыть от общественности правду об аварии. Например, вносились заниженные данные. За смену наши военнослужащие могли получить и максимальную дозу. Я и старался заносить в учетную карточку максимум. Меня неоднократно обвиняли за то, что я указываю высокие дозы, грозились даже отстранить от работы. Тем не менее утверждаю, что многие из тех, кто приехал в Чернобыль в первый поток, выбрали свой максимум с лихвой, но стояли на своем посту до конца.

Вкус и запах радиации

Количество радиоактивного вещества атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, составляло около 740 г - это общепризнанный факт. А выброс из 4-го энергоблока ЧАЭС такого вещества был около 78 кг…

Таким образом, ущерб от аварии на атомной электростанции эксперты сравнивают с ущербом, который могли бы нанести 100 бомб наподобие той, что сбросили на японский город.

- Пожелтевшие деревья, пустынные улицы - словно оказался на другой планете. Стрелка дозиметра прыгала, как сумасшедшая. В некоторых местах зашкаливала. Ноги отказывались ступать на эту землю. Казалось, здесь даже воздух отравлен. Но раз уж мы оказались здесь, нужно было вести себя достойно и делать то, что должны , - описывает свои первые впечатления ветеран внутренних войск подполковник в отставке Виктор Федосеев. - Позже радиацию мы научились определять по запаху. Пахло озоном - это излучение ионизировало воздух. Также постоянно першило в горле - радиоактивные частицы обжигали слизистую, а во рту был вкус металла. Мы пытались защитить себя сами. Кто-то нашел листы свинца и выстлал ими кресло. Однако мы подсчитали: чтобы защитить себя от внешнего воздействия радиации, необходимо сидеть в танке или в костюме из 120 кг свинца.

- Да и техника через некоторое время страшно зафонила и не поддавалась обработке. Вроде, дезактивируем все видимые места, ан нет, фонит. Как выяснилось, все дело в моторном отсеке. Воздушный фильтр, масло - все забилось радиоактивной пылью. Вынуждены были построить площадку, где и оставили всю технику.

Виктор Васильевич Федосеев - во время событий на ЧАЭС был начальником химической службы в/ч 3310 - пробыл в зоне аварии с 3 мая 1986 года по 10 июня 1987 года.

Радиоактивному заражению подверглась огромная территория на севере Украины и в Беларуси. Одной из задач военнослужащих внутренних войск была дезактивация зараженных территорий.

- Суть наших действий была проста - мы занимались пылеподавлением из так называемых АРСов (авторазливочных станций), заполненных водой с латексом, который связывал радиоактивную пыль, и промывали здания, автострады, асфальт специальным порошком СФ-2У типа стирального. А через несколько дней ветер нагонял новое облако пыли, которая опять заражала улицы. Все нужно было делать заново. И так изо дня в день , - рассказывает ветеран. - А вообще поначалу действительно было жутковато: всюду умирала с голоду брошенная скотина. Мало того, однажды мы ехали в запретной зоне и, обходя дома, наткнулись на старичка. Он тайком пробрался к себе в дом и жил потихоньку, за хозяйством следил. Было от всей души жаль «партизана». И мы вместо того, чтобы отправить его за пределы 30-километровой зоны силой, достали что было из продуктов и оставили ему. Совсем по-другому мы относились к мародерам. Что греха таить, встречались и такие, которые специально приезжали, чтобы поживиться. Тащили все, что, по их мнению, составляло хоть какую-то ценность: ковры, бытовую технику, разбирали машины и мотоциклы на запчасти. Однако мародерами занималась милиция. Среди нас такой нечисти не было. Хотя был случай: наши солдаты в деревне украли индюка. Молодые - есть хотят, а могут под суд попасть. Так мы, чтоб им урок был, заставили их вырыть лопатами яму и устроили индюку пышные похороны.

Конечно, жаль молодых солдат, которых бросили «на амбразуру». Они понятия не имели, что такое радиация и какой опасности себя подвергают.

Мы создавали пустыню

Зона отчуждения на белорусской территории по периметру составила более 130 км. Радиационный фон там составлял от 1 мР/ч и более. Чтобы хоть как-то снизить уровень радиации, снимали верхний слой земли, который потом свозили в специальные могильники…

- Работали на разных участках. В основном, ездили по деревням и снимали показания, обозначали места с сильным заражением, обследовали колодцы, запасы дров и угля, замеряли воду на радиоактивность. Очаги были разные: на одном участке рядом находились сильно зараженные места и слабее - некоторые пятна излучали до 15 рентген. Возле таких зон можно было находиться ограниченное время, потому работали по очереди, оперативно сменяясь , - вспоминает подполковник в отставке Сергей Карбовничий. - Одной из наших задач было построить могильник - это карьер, на дне которого настилалась красная глина слоем 50 см, сверху слой толстой полиэтиленовой пленки, склеиваемой гудроном. Все это, чтобы вода не просачивалась. В могильник свозили для захоронения срезанный дерн и разрушенные конструкции, пропитанные радиацией, вещи из квартир, которые больше не подлежали использованию, а только утилизации. Очищенные участки посыпали чистым песком, привезенным с Днепра. Делали, как должно, но, по сути, создавали пустыню вокруг. Мне, как и многим, запомнился «рыжий» лес - деревья в нем приняли на себя большое количество радиоактивной пыли, из-за чего стали сплошь рыжими и желтыми. Помню, как сравняли с землей две деревни в Могилевской области - Малиновку и Чудяны. Здесь плотность радиации составляла 140 кюри на кв. м при норме 5.

- Побывал и на самой АЭС - меня единственного допустили от батальона. Видел реактор, правда, уже закрытый «саркофагом». Вы знаете, между собой мы называли людей, которые работали на крыше 3-го энергоблока, биороботами, так как они работали там, где отказывали машины.

Сергей Иванович Карбовничий во время событий на ЧАЭС был заместителем командира 1-го механизированного батальона по политической части в/ч 11905 (ныне в/ч 3310), пробыл в зоне аварии с 29 июня 1986 года по 10 июня 1987 года и с 17 мая по 2 октября 1989 года

- В то лето стояла невыносимая жара - она выматывала, но снять одежду нельзя: ветер разносит облака ядовитой пыли. Да и в респираторе час походишь, снимаешь, а он весь мокрый и пропитан пылью, - рассказывает ветеран. - Природа красива: вишни спелые, яблоки, овощи на грядках - соблазнов много. А рыбалка какая! Но это все недостижимо и опасно. Спасались по-разному. Помню, приезжал профессор медицины, так он подтвердил, что алкоголь тоже защищает от радиации, связывая свободные радикалы, разрушающие организм. Причем, чтобы этот способ был эффективен, надо пить не «Каберне» или другое сухое вино, а только водку. Пили таблетки, содержащие йод, надевали спецкостюмы. Никто не жаловался. Вообще меня до сих пор поражает общий дух ликвидаторов - собранность, серьезность и исключительная ответственность всего личного состава. Каждый занимался своим делом. Работали слаженно. Такого отношения к работе, как там, после нигде не встречал. Как будто каждый говорил себе: «Если не я, то кто?».

30 лет назад погасили пожар на атомной электростанции, разрушенный реактор захоронен, снижены радиоактивные выбросы. Масштабы аварии на ЧАЭС могли быть гораздо большими, если бы не мужество и самоотверженность ликвидаторов.

В Околице, на территории в/ч 3310 в апреле 2011 года открыт первый в Беларуси памятник правоохранителям - ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Ежегодно к обелиску военнослужащие и ветераны возлагают венки и цветы. Минутой молчания они поминают героев, которые ценой своего здоровья, а иногда и жизни делали все возможное, чтобы локализовать катастрофу и ликвидировать ее последствия.

Фото из личного архива героев

26 апреля исполняется 30 лет со дня самой страшной в истории ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фотограф Ядвига Бронте поехала в Белоруссию, чтобы встретиться с невидимыми людьми, все еще ощущающими на себе последствия катастрофы.

Катастрофа произошла около 30 лет назад, но ее последствия чувствуются и по сей день. Когда реактор в Припяти на севере Украины начал разрушаться, это стало самой страшной ядерной аварией в истории – и по числу жертв, и по количеству финансовых расходов. Но это был не конец.

Фотограф Ядвига Бронте родилась в Польше, всего за неделю до ужасной трагеди. Близость места и времени ее рождения к Чернобылю до сих пор определяет для нее важность этого события.

Последний ее проект «Невидимые люди Белоруссии» документирует жизнь искалеченных жертв Чернобыля, проживающих в белорусских правительственных учреждениях – «интернатах», – которые действуют в качестве «убежищ, приютов и богаделен в одном лице». Хотя катастрофа произошла в Украине, именно Белоруссия приняла на себя всю тяжесть удара.

Живые лица жителей интернатов дают нам редкую возможность увидеть как живут выжившие после Чернобыля. Спустя десятилетия они слишком легко оказались забыты.

– Почему вы решили снимать этих людей?

– Я была одной из более чем 18 миллионов поляков, которым давали «Люголь» – раствор йода для защиты от радиоактивных осадков после Чернобыльской аварии. К сожалению, не во всех пострадавших странах поступали так же. Белоруссия находится ближе всех к Чернобылю и люди здесь пострадали больше других. Последствия аварии сказываются на здоровье населения по сей день.

Однако, мой проект не только о пострадавших от Чернобыльской аварии. Он обо всех инвалидах, которых не замечает общество. К сожалению, тема инвалидности все еще табуирована в Белоруссии. Возможно, это связано с постсоветским менталитетом, религией или просто недостатком информации и общих знаний об инвалидности.

– Прошло 30 лет со дня катастрофы – на что похожа жизнь тех людей, с которыми вы встречались?

– Когда я говорю «жертвы Чернобыльской катастрофы», я не имею в виду людей, которые были непосредственными жертвами, как например работники электростанции или ликвидаторы аварии. Я имею в виду людей, которые родились после апреля 1986 года физически- или умственно неполноценными. Некоторым детям Чернобыля сейчас по 30-ть лет, другие родились недавно, и многие еще родятся в будущем. Мутировавший ген – прямое следствие радиации – может передаваться в поколениях.

Большинство жертв Чернобыля и инвалидов живут в белорусских интернатах. Это государственные учреждения – нечто среднее между детскими домами, приютами и хосписами. Честно говоря, люди, живущие в них, просто влачат свое существование – им не предоставляется никакое образование, и их активность минимальна. Они просто поддерживают свое существование: готовят пищу, убираются и работают на полях. Очень часто они заводят крепкую дружбу между собой и живут друг для друга.

– С какими трудностями вы столкнулись при съемке?

– Это были трудности скорее личного характера, чем технические. Работая в таких местах невозможно не испытывать сильные эмоции – не только во время съемки, но проводя время с обитателями интернатов, слушая их истории и пытаясь понять, как работает система, в которой они живут. То, что вы увидите, действует удручающе.

– Что вы надеетесь показать или добиться своими фотографиями?

– Я хочу, чтобы эти невидимые люди стали видимым. Я хочу, чтобы люди узнали больше об их жизни и услышали их истории, которые никому неизвестны. Я хочу, чтобы Белорусский народ лучше заботился о них, потому что будущее этих людей действительно находится в руках белорусского народа.

Места подобные этим есть во многих других странах по всей Европе и за ее пределами. Люди должны понимать, что неправильно отделять тех, кто имеет психические или физические недостатки, от остального общества.

Я надеюсь, что родители станут сильнее, принимая решение заботиться о детях-инвалидах, и увидят какие они красивые на самом деле. Государственные учреждения – не лучшее место для них. Я видела это своими собственными глазами.