Техника рационального мышления. Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления. Отказ от многозадачности

В конце XX века сделались отчетливыми многие изменения в условиях нашей жизни, в том числе кардинальные изменения в средствах, способах и формах организации нашего мышления. Организационно- управленческая деятельность стала профессиональной и, следовательно, начала нуждаться в своей особой логике и методологии мышления. Решая различного рода управленческие, стратегические задачи, необходимо пользоваться специальными логическими приемами, техниками и методами мышления, которые систематизируют процесс мыследеятельности, делают его более плодотворным.
Рассмотрению подобных техник и методов мышления и посвящена данная глава.
Наиболее распространенными техниками мышления являются следующие:
. Анализ - это метод мышления, состоящий в расчленении целого на составные части.
. Синтез - метод мышления, состоящий в соединении, агрегировании отдельных частей в единое целое.
. Сведение - переход от сложных, элементов к простым с выделением главного базиса.
. Индукция - метод мышления, основанный на умозаключении от частного (особенного) к общему.
. Дедукция - метод, основанный на умозаключении от общего кчастному (особенному).
. Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений.
. Аналогия - метод мышления, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
. Выращивание идеи, концепции - средство построения логически связанных элементов, идей в одну концепцию.
. Рефлексия - метод мышления, направленный на осмысление своих собственных действий, работы, мышления и их анализ, т. е. самоанализ.
Рефлексия является, пожалуй, самым интересным методом мышления и заслуживает особенного внимания. Целесообразно рассмотреть этот метод более подробно.
Чтобы понять механизм рефлексии, рассмотрим схему так называемого " рефлексивного выхода".
Допустим, какой-то индивид занимается определенной деятельностью, заданной его целями, средствами и знаниями, но в силу каких-то причин он не может получить нужного результата от своей работы либо вообще не может осуществить необходимые действия. В каждом из этих случаев он ставит перед собой вопрос: почему у него не получается и что нужно сделать, чтобы добиться необходимого результата?
Самым простым будет случай, когда он сам или кто-то другой ужа осуществляли деятельность, направленную на достижение подобной цели в сходных условиях, и, следовательно, данному индивиду просто нужно построить ее копию.
Намного сложнее, когда подобная деятельность является принципиально новой, не существует ее образцов, чтобы провести аналогии. Но ответ все равно должен быть найден, и он создается теперь уже не просто как описание ранее совершенной деятельности, а как проект или план предстоящей деятельности.
Но сколь бы новой и отличной от всех прежних ни была проектная деятельность, сам проект не может быть выработан только на основе анализа и осознания уже выполненных ранее действий и полученных результатов.
Во всех случаях, чтобы получить подобное описание уже произведенной деятельности, рассмотренный нами индивид должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию - внешнюю, как по отношению к прежней, так и по отношению к проектируемой деятельности. Это и будет "рефлексивным выходом", новая позиция деятеля будет называться "рефлексивной позицией", а знания, выработанные в ней, - "рефлексивными знаниями", поскольку они разрабатываются в первой позиции. Схема "рефлексивного выхода" будет служить первой абстрактной модельной характеристикой рефлексии в целом.
Новая деятельность индивида в рефлексивной позиции как бы поглощает прежнюю деятельность, выступая для нее в качестве материала анализа, а будущая деятельность - в качестве проектируемого объекта. Это отношение поглощения через знания выступает как вторая характеристика рефлексии в целом.
Отношение рефлексивного поглощения, выступающее как статический эквивалент "рефлексивного выхода", позволяет отказаться от принципа "изолированного индивида" и рассматривать рефлексивные отношения непосредственно как вид кооперации между разными индивидами и, соответственно, как вид кооперации между разными видами деятельности.
Теперь суть рефлексивного отношения уже не в том, что тот или иной индивид выходит "из себя" и "за себя", а в том, что развивается деятельность, создавая все более сложные кооперативные структуры, основанные на принципе рефлексивного поглощения.
Кооперативные связи - это:
- практические призводственные связи, заключающиеся в передаче продуктов одной деятельности в качестве исходного материала или средств в другую деятельность;
- теоретические связи объединения и интеграции средств деятельности, объектов, знаний при обслуживании какой-либо третьей деятельности. Важно то, что какая-то из данных связей должна обязательно возникнуть, иначе невозможна никакая кооперация.
Суть состоит в том, что рефлексивный выход превращает исходную деятельность даже не в объект, а просто в материал для рефлектирующей деятельности. Рефлексируемая и рефлексирующая деятельности не равноправны, так как они лежат на разных уровнях иерархии, у них разные объекты, разные средства деятельности, разные знания, и в силу всех этих различий между рефлексируемым и рефлексирующим деятелями не может быть никакого взаимопонимания и никакой коммуникации в подлинном смысле этого слова.
Действительно, индивид, находящийся во внешней позиции, описывает происходящее, в том числе и элементы деятельности первого индивида, по-своему, а затем передает свое описание и виде сообщения первому индивиду. Последний, получая сообщение, должен понять его и использовать заложенные в нем знания в своей деятельности. Но понять - значит взять информацию в таком ракурсе, в каком ее представил второй индивид. Это практически невозможно или, по крайней мере, чрезвычайно сложно. Данный факт объясняется тем, что первый индивид осуществляет совсем иную деятельность, нежели второй, представляет картину всей ситуации по-своему и, как следствие, всю информацию, поступающую от второго индивида, он будет понимать и трактовать иначе, нежели второй, - с иным смыслом и иным содержанием.
Единственная возможность для первого индивида точно и адекватно понять смысл, заложенный в сообщении второго индивида, - встать на его точку зрения, принять его деятельностную позицию. Но это будет уже совершенно искусственная трансформация, нарушающая естественные и необходимые условия сложившейся ситуации общения: в обычных условиях переход первого индивида на позицию второго будет означать отказ от своей профессиональной позиции. И, следовательно, кооперация как таковая опять не получится.
Возникает вопрос: нет ли такого пути и способа понимания, который позволил бы первому индивиду восстановить подлинный смысл, заложенный в сообщение вторым, и при этом сохранить свою собственную точку зрения?
Такой путь и способ понимания возможен и встречается в тех случаях, когда первый индивид обладает совершенно особенными и специфическими средствами понимания, позволяющими ему объединить две точки зрения - "видеть" и знать то, что "видит" и знает второй индивид, и одновременно с этим то, что должен "видеть" и знать сам.
В простейшем случае первый индивид должен иметь такое представление о ситуации и всех ее объектах, которое механически соединяет представления первого и второго, но вместе с тем дает возможность разделять их. В более сложном случае это будет представление "конфи- гуратного типа", объединяющее разные "проекции".
Таким образом, рефлексия, описанная как рефлексивный выход или рефлексивное поглощение, оказывается чисто негативной, критической и разрушительной связью; чтобы стать положительным творческим механизмом, она должна дополнять себя какой-то конструктивной процедурой, порождающей условия и средства, необходимые для объединения рефлексируемой и рефлексирующей деятельности в рамках подлинной кооперации. Только тогда можно получить целостный механизм, обеспечивающий создание новых организованностей деятельности и их развитие.
Техники разрушения и устранения ошибок.
Второй набор техник мышления условно называется разрушающими техниками. Их объединяет общая ориентация на поиск слабых, уязвимых мест в мыслительной работе, ее предпосылках и результатах. Одна из основных функций этого набора техник - побуждение к углублению утверждений, большему их обоснованию, устранению противоречий и ошибок, поиску новых идей.
. Непонимание - разрушающая техника, основанная на непонимании того, что предлагается, утверждается. Эта техника направлена на поиск новых идей, новых аргументов, более простых и убедительных формулировок и доводов, на создание продуктивного напряжения в группе. Эта техника побуждает участников работы многократно проговаривать свои доводы, основания, за счет чего происходит углубленная проработка идеи. Непонимание стимулирует стремление сделать коммуникации более совершенными, а также ускоряет группообразующие процессы.
. Сомнение - внесение неуверенности в правильности идеи, предлагаемой группой. При этом ставятся вопросы типа: Так ли это? И это все? Разве это верно? Вы уверены? и т.п. Эта техника позволяет задержать группу на одном этапе работы для более углубленной проработки содержания обсуждаемых вопросов, идеи. Она помогает отсеивать слабые, непродуктивные идеи, снимать попытки демагогических выступлений, формировать чувство ответственности за результаты работы.
. Проблематизация - мыслительная техника, состоящая в требовании объяснить, почему индивид или группа утверждает и делает то- то и то-то, настойчиво фиксируя шаткость либо отсутствие оснований делаемых утверждений. За счет этой техники обычно резко повышается продуктивность и качество работы, формируются навыки поиска, проработки и построения оснований своих суждений, представлений, утверждений и действий.
. Критика - фиксация недостатков предоставленного содержания, способов его получения и представления. Критика позволяет определять слабые стороны того или иного построения, развивает навыки конструктивного отношения к недостаткам, умения отстаивать свою точку зрения. Техника критики включает следующие шаги:
- определить цели критики;
- определить объект критики;
- зафиксировать эталон, который будет использоваться для критики;
- сопоставляя объект критики с эталоном, определить различия и противоречия;
- вынести критическую оценку отклоняющимся от эталона характеристикам объекта критики.
. Отрицание. На все высказывания и предложения участников работы консультант говорит «нет». Цель этой техники - поиск новых идей, отработка навыков аргументирования, создание продуктивного творческого напряжения, расширение содержательного поля работы, в том числе использование созидательной техники мышления. «Прорваться» через это «нет» можно лишь в случае изменения способа работы. В методологической практике этот способ работы известен под названием «НЕТ - стратегия».
. Инверсия - утверждение прямо противоположное тому, что утверждается или высказывается одним или несколькими участниками работы, фиксация и обоснование этой точки зрения, акцентирование внимания на возможности противоположного подхода. Эта техника служит для углубленной проработки содержания обсуждаемого вопроса, поиска совершенно новых аргументов, тренировки навыков всестороннего рассмотрения вопросов, создания продуктивного напряжения в группе.
. Приведение к абсурду. Данная техника реализуется за счет следующих действий:
- определяется содержание тезиса, который будет опровергаться;
- делается допущение, что он истинен;
- из утверждения делаются выводы, последний из которых абсурден;
- фиксируется логический закон, согласно которого из истинного утверждения может быть получено только истинное следствие;
- фиксируется связь между абсурдность вывода и ложностью основного тезиса.
Умелое владение этими техниками существенно повышает интеллектуальный потенциал участников работы, делает анализ более глубоким, а выводы более содержательными и обоснованными.

Иррациональное и рациональное мышление представляют собой противоположные способы познания. Ум человека базируется на рациональном познании. Иррациональность дает ему безграничные возможности. Надо их только заметить и поймать.

Рациональное мышление: что это такое

Основу рационального сознания составляют реальные факты для размышлений и логически обоснованные доводы для принятия решений. Они позволяют видеть вещи в истинном свете, объясняют непонятные явления и показывают кратчайший путь к поставленной цели.

Традиционно рациональный образ мысли связывается с точными науками, но и в повседневной жизни люди вынуждены пользоваться им, чтобы выстроить свою карьеру, накопить денег на крупную покупку, спланировать отпуск.

Рациональные личности:

  • здраво оценивают окружающую действительность;
  • ставят перед собой реальные цели;
  • адекватно реагируют на критику;
  • прислушиваются к окружающим;
  • подкрепляют свои выводы конкретными фактами;
  • отличаются расчетливостью и прагматизмом;
  • трезво оценивают возможности – свои и чужие.

Решимость мыслить рационально является позитивным моментом с точки зрения работы человека над своими недостатками.

Людям другого склада, не умеющим и не желающим строить планы на жизнь, порой сложно добиваться своих целей, так как они:

  • не думают о последствиях;
  • везде опаздывают;
  • не умеют предсказывать ход событий.

Руководствуясь рациональными мыслями, человек не совершает спонтанных и необдуманных действий, минимизирует риск неприятных неожиданностей. Именно такой спокойный взгляд на ситуацию позволяет человеку собраться в критический момент, когда вокруг кипят страсти и эмоции.

Методы рационального мышления

Данные методы основаны на использовании логических приемов обработки информации:

  • Анализ - мысленное расчленение некоторого целого на составляющие его элементы, выделение его свойств, связей и прочих характеристик, определение его структуры.
  • Синтез – воссоединение нескольких элементов или частей в единую целостную структуру. С помощью синтеза человек мысленно соединяет части в новых сочетаниях, что позволяет ему установить связи между ними и делать выводы об их взаимодействии.
  • Сравнение - установление сходства и различия между объектами или предметами. При помощи сравнения человек выявляет различные свойства предметов и объектов, как качественные, так и количественные характеристики.
  • Обобщение - мысленное объединение нескольких предметов по некоторым наиболее существенным признакам.
  • Абстрагирование (отвлечение) – выделение основных, существенных свойств предметов и отвлечение от несущественных деталей.

Важно! Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, один без другого не имеет смысла.

На базе логических приемов мышления осуществляются самые разнообразные процессы. Они успешно применяются как в академических исследованиях и экспериментах, так и в сфере простых житейских дел.

Иррациональное мышление: что это такое

Рациональный образ мышления отбрасывает эмоции, порывы, желания, настроения, впечатления и все личностные аспекты, ограничивая, тем самым, интеллектуальный потенциал. В противоположность ему иррациональное мышление «думает сердцем», не стеснено никакими конкретными границами и в основе своей имеет:

  • чувства;
  • впечатления;
  • мистические переживания;
  • душевное состояние.

Ближе всего к иррациональному образу стоит детское мышление, которое обладает подвижностью, эмоциональностью, яркими фантазиями, спонтанностью и отсутствием рассудительности.

Будучи взрослыми, люди иррационального склада предпочитают развивать неистовую активность, но часто их действия хаотичны, лишены логики и последовательности. В жизни они руководствуются собственными представлениями, которые имеют мало общего с окружающей действительностью.

Иррациональный тип мыслей присущ творческим людям, которым полет фантазии нужен как воздух. Невозможно представить себе творческого гения, писателя или художника, действующего в строгих рациональных рамках. Личности иррационального типа обладают, как правило, ярко выраженной способностью влиять на мысли и желания других людей.

Методы иррационального мышления

В отличие от рационального, иррациональное познание опирается не на логические приемы, рассмотренные выше, а на мгновенное постижение проблемы. В основе иррационального мышления лежат:

  • Интуиция:
    • представляет собой форму непосредственного знания,
    • позволяет постигать действительность без показаний органов чувств.
  • Озарение:
    • означает мысленное постижение целого, а не отдельных частей,
    • перестраивает ситуацию, находит новый взгляд на проблему.
  • Воображение:

Методы не ограничиваются вышеперечисленными формами. К ним можно отнести также эмоциональную сферу, духовные прозрения, практики медитации в восточных религиях и другие.

Важно! Истоки иррационального кроются в глубинных слоях мышления, в неизведанной области бессознательного. Отсюда основные опасности на этом пути: подмена действительного желаемым и запуск неконтролируемых панических состояний.

В повседневности часто можно встретить деструктивные примеры иррационального мышления. Достаточно вспомнить сколько гениальных писателей, художников и музыкантов в реальной жизни были беспомощны не имели элементарных средств к существованию.

Гармония противоположностей

Психологи уверены, что люди могут без проблем существовать в социуме, пользуясь любым типом мышления.

Рациональная и иррациональная составляющие есть две стороны одной медали. Наше однобокое мировоззрение часто разводит их по противоположным полюсам, в то время как они должны дополнять и обогащать друг друга.

Благодаря взаимодействию этих противоположных начал развивается способность человека находить верный путь в сфере разнообразного опыта постижения неизвестного.

Рациональное мышление (рациональность) – термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности, характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Однако сам термин имеет разные значения в философии, экономике, социологии, психологии, эволюционной биологии и многих других науках и предметах.

Человек, обладающий рациональностью, имеет четкую логику мышления. Он может замечать собственные ошибки и менять мнение в зависимости от этого. Эти ошибки называются .

Бывают следующие типы когнитивных искажений:

Искажения, связанные с поведением и принятием решений

  • Неприятие потери – когда человек больше огорчается от потери 100 долларов, чем радуется от находки той же купюры.
  • Проклятие знания – когда информированный человек испытывает трудности рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами

  • Ошибка игрока – когда человек считает, что может каким-либо образом повлиять на случайное событие (например, лотерею).
  • Эффект знания задним числом – склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми.

Социально обусловленные искажения

  • Иллюзия прозрачности – когда вы переоцениваете свою способность понимать другого человека, а также то, что он понимает вас.
  • Искажение в связи с проекцией – склонность полагать, что другие люди разделяют те же ценности, что и вы.

Искажения, связанные с ошибками памяти

  • Криптомнезия – когда вам ошибочно кажется, что это вы сочинили анекдот или историю.
  • Эффект благодетеля – восприятие себя как ответственного за желательные исходы, но не ответственного за нежелательные.

Все эти типы когнитивных искажений следует изучать для того, чтобы прокачивать свое рациональное мышление. Чем меньше ошибок вы допускаете, тем лучше для него. Кроме того, важно овладеть и инструментарием рационального мышления:

  • Анализ. То, что для неподготовленного человека просто набор чисел (например, в статистике), для аналитика – кладезь полезной информации.
  • Аргументация. Суть ее в том, что каждое утверждение должно иметь основание достоверности.
  • Сравнение. Вы должны научиться сопоставлять имеющиеся данные между собой.
  • Суждение. Это ваше утверждение, мнение о каком-либо явлении.
  • Умозаключение. Из каждого суждения, а тем более из системы суждений, нужно делать вывод.

Вы наверняка читали статьи о развитии рационального мышления, поэтому мы не будем повторяться (ну разве что немного), а лишь проанализируем одну книгу, которая идеально вписывается в нашу тему.

Гарри Поттер и методы рационального мышления

С 2010 по 2015 год американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковски публиковал в своем блоге фанфик (любительское сочинение по мотивам популярных литературных произведений) по серии романов о Гарри Поттере. Он назывался «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Юдковски предлагает альтернативную историю о «мальчике, который выжил». В контексте статьи самое интересное для нас то, что в этом произведении Гарри обладает едва ли не каноническим рациональным мышлением. Вероятно, такого уровня владения навыком нет ни у одного человека на нашей планете, однако то, как герой выявляет ошибки мышления и справляется с ними, весьма интересно.

Ошибки в мышлении

Фундаментальная ошибка атрибуции

«Представьте, вы пришли на работу и увидели, как ваш коллега пинает стол. Вы думаете: «Какой же у него скверный характер». В это время ваш коллега думает о том, как по дороге на работу его кто-то толкнул, а потом накричал на него. «Кто угодно на моём месте разозлился бы», - думает он».

Фундаментальная ошибка атрибуции – это склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение – внешними обстоятельствами.

Мы, люди, склонны искать причину своего плохого поведения во внешних факторах, в то время как другим таких поблажек не делаем. Наверное, у них просто характер скверный.

Почему существует фундаментальная ошибка атрибуции? Причин психологи и ученые нашли очень много, но одна из самых логических состоит вот в чем. Когда что-то случилось с нами, то мы знаем, в каких обстоятельствах это происходило. А вот если это случилось с другим человеком, нам проще действовать по стереотипу, навешивая ярлык: это значительно быстрее и не требует умственных усилий. Как мы знаем, мозг очень любит выбирать ту мысль или реакцию, которая забирает меньше всего энергии.

Ошибка планирования

«Учёные-маглы выяснили, что люди всегда настроены излишне оптимистично: они говорят, что какой-то процесс займет два дня, а на самом деле уходит десять, или говорят - два месяца, а уходит больше тридцати пяти лет».

Ошибка планирования – это термин, впервые предложенный Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски, который означает, что человек недооценивает количество времени, которое уйдет на решение задачи.

Юдковски в лице Поттера отмечает исследование, в котором студентов просят оценить, когда они закончат свои академические проекты. В частности, их просили спрогнозировать, когда они закончат 50%, 75% и 99% работы:

  • 13% участников закончили свой проект к тому времени, когда им был присвоен 50% -ный уровень вероятности;
  • 19% закончили к тому времени, когда ему был присвоен 75% -ный уровень вероятности;
  • 45% закончили к моменту их 99% -ого уровня вероятности.

Помимо этого, был проведен опрос канадских налогоплательщиков, опубликованный в 1997 году, который показал, что они отправили свои налоговые декларации примерно на неделю позже, чем прогнозировали.

Почему так получается? Есть несколько причин:

  • Люди часто фокусируются на более оптимистическом сценарии, не задумываясь о проблемах и сложностях, которые могут возникнуть.
  • Человек принимает желаемое за действительное. Может быть, вначале он понимает, что это лишь его желание, но через какое-то время попросту забывает об этом.
  • Люди забывают также и о том, как долго они выполняли эту задачу в прошлом.

Системная предвзятость

«Обычно люди предпочитают проводить эксперименты, которые подтвердят их гипотезы, а не те, которые их опровергнут. У тебя - почти такая же ошибка. Необходимо учиться смотреть на отрицательные стороны вещей, пристально вглядываясь в темноту».

Системная предвзятость – свойственная процессу тенденция поддерживать одну из сторон, отдавать предпочтения отдельным результатам.

В сцене, результатом которой стала фраза Поттера, Гарри просит Гермиону назвать три любых числа. При этом у него есть некоторое правило, которое либо соответствует этим числам, либо нет. Задача заключается в том, чтобы узнать, в чем состоит правило.

Гермиона называет числа «4, 6, 8», Гарри говорит «да».

Гермиона говорит «10, 12, 14», Гарри говорит «да».

Гермиона говорит «Минус 3, минус 1, плюс 1», Гарри говорит «да».

Гермиона: «Правило заключается в том, что каждое следующее число из тройки больше предыдущего на два». Гарри: «Три действительных числа в порядке возрастания, от меньшего к большему».

Ошибка заключалась в том, что Гермиона сама придумала некоторую систему, поверила в нее со второй попытки и не пыталась ее опровергнуть. Данного когнитивного искажения стоит избегать как ученому с его теориями, так и обычному человеку.

Если вы придумали свою теорию или систему, выделите время и на то, чтобы попытаться ее опровергнуть.

Эффект свидетеля

«Эффект свидетеля, - подумал Гарри, вспоминая эксперимент Латана и Дарли, доказавших, что в случае эпилептического припадка вы скорее получите помощь, если рядом с вами будет один человек, нежели трое. - Рассеивание ответственности: каждый думает, что кто-то другой начнёт действовать первым».

Эффект свидетеля – это психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше людей окажется рядом, тем больше вероятность, что они просто будут стоять и ничего не делать.

Какое отношение эффект свидетеля имеет к рациональному мышлению? Да самое прямое – грош цена этому навыку, если вы когда-нибудь поддадитесь данному искажению и не придете на помощь человеку, который попал в беду.

Попытка избавления от когнитивного диссонанса

«Мировое господство - такая некрасивая фраза. Предпочитаю называть это мировой оптимизацией».

Когнитивный диссонанс – это состояние психического дискомфорта человек, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

Гарри Поттер этой фразой избавляется от конфликта в своих мыслях тут же предстает сам для себя благодетелем человечества. Стоит понимать, что мы занимаемся подобным самообманом очень часто, что приводит к неправильному мышлению и негативно влияет на наши решения.

Начните замечать за собой подобные попытки избавиться от когнитивного диссонанса и вы поймете, что привыкли обманывать себя, чтобы не переживать неприятные эмоции.

Книги

Разумеется, для того, чтобы развить в себе рациональное мышление, нужно нечто большее, чем прочесть одну статью и выполнить пару упражнений. Вы должны углубиться в тему. Для этого идеально подходят книги. Вот с каких мы рекомендуем начать.

  • «Рациональное мышление. Что не измеряют тесты способностей» Кейт И. Станович.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезер Юдковски.
  • «Рациональность: от ИИ до зомби» Элиезер Юдковски.
  • «Мозг. Инструкция по применению» Дэвид Рок.
  • «Мозгоускорители» Ричард Нисбетт.
  • «Искусство системного мышления» Джозефф О’Коннор, Иан Макдермотт.
  • «Японская система развития интеллекта и памяти» Рюта Кавашима.
  • «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее» Барбара Оакли.

Желаем вам удачи!

Британская писательница Джоан Роулинг и её серия романов о Гарри Поттере не нуждаются в представлении. Странно даже подумать, что первый роман этой серии вышел 20 лет назад.

Британская писательница Джоан Роулинг и её серия романов о Гарри Поттере не нуждаются в представлении. Подумать только, первый роман этой серии вышел 20 лет назад, а значит, первое поколение поклонников саги о мальчике-волшебнике уже достигло зрелого возраста. Неудивительно, что столь популярное произведение обросло множеством пародий и фанфиков.

Пожалуй, наиболее необычным фанфиком стала книга Элиезера Шломо Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». По своей профессии автор далёк от мира художественной литературы. Э.Ш. Юдковский - американский специалист по искусственному интеллекту, сооснователь и научный сотрудник Института Сингулярности по созданию Искусственного Интеллекта. Его книгу можно совершенно свободно почитать и в оригинале , и в переводе .


hpmor.ru

В фанфике Юдковского Петуния выходит замуж не за недалёкого Вернона Дурсля, а за профессора Оксфордского университета Майкла Верреса-Эванса. Соответственно, Гарри не живёт в чулане под лестницей, а пользуется полной свободой и получает отличное образование. В 11 лет он уже знает квантовую механику, когнитивную психологию, теорию вероятности и другие разделы наук. Но самое главное, что он абсолютно рационален - гораздо более рационален, чем даже его учёный отец, не говоря уже о волшебниках Хогвартса.

Задача этой книги - в лёгкой художественной форме донести основные принципы рациональности, но сначала посеять сомнение в том, что взрослые люди всегда мыслят рационально. Пожалуй, это самое главное заблуждение человечества. Мыслить рационально - значит, мыслить в понятиях. Рациональное мышление - это понятийное мышление. Понятие - это не просто слово, обозначающее предмет, а такое слово, определение которого содержит сущностные признаки предмета, т.е. его род и видовые отличия. Такое определение понятия дал ещё древнегреческий философ Аристотель.

Исследования когнитивных психологов показали, что более 70% взрослых людей неспособны к понятийному мышлению. Их мышление находится либо совсем уж на детском уровне образного мышления, либо на чуть более высоком, но недотягивающем до понятийного - мышления в представлениях.

Детальные исследования оставшихся 30% также неутешительны, ибо эти люди лишь время от времени прибегают к понятийному мышлению. Чаще всего оно появляется только в профессиональной деятельности. Например, ученые, вроде приёмного отца Гарри Поттера, по необходимости предельно рациональны, когда заняты чистой наукой, но становятся рядовыми обывателями в житейских вопросах или вопросах, не касающихся напрямую их сферы компетенции.

Возьмём для примера рассмотренную в книжке фундаментальную ошибку атрибуции. За этим громоздким названием скрывается наша привычка по-разному оценивать мотивы и причины собственных поступков и поступков других людей. Свои успехи и добрые дела мы объясняем своими же личными качествами, а успехи и добрые дела других людей, особенно, если они нам не нравятся, мы объясняем стечением обстоятельств. В отношении неудач и дурного поведения всё с точностью наоборот: «Не мы такие, жизнь такая».

Нетрудно заметить, что фундаментальная ошибка атрибуции скрывается за тем, что в современной прессе называется двойными стандартами. Юдковский, объясняя этот феномен, даёт нам понять, что прежде, чем обвинять авторов двойных стандартов в злокозненности, нужно сначала подумать, а знают ли они, что совершают свойственную большинству людей ошибку? В противном случае мы сами рискуем в неё впасть.

Евгений Сизов

Главные отличительные черты рационального мышления - это логическая основа и практическая направленность. Человек, которому свойственен рационализм, старается поступать разумно, правильно, ищет лучшее решение, а не бросается действовать при отсутствии конкретного плана.

Принципы, на которых основывается рациональное мышления, могут быть различными. Ведь разные люди способны иметь собственные представления о том, что является благом, какое решение будет верным. Все зависит от мировоззрения конкретной личности. Поэтому важно не само решение, полученное при рассуждении рационального типа, а намерение поступить разумно, все обдумать, добиться конкретной цели, все рассчитать, предусмотреть различные варианты исхода событий.

Рациональное мышление имеет целью найти наименее затратный в плане внешних и внутренних ресурсов способ решения той или иной проблемы. Человек должен отбросить домыслы и чувства и ориентироваться на выгоду от действий. В зависимости от жизненных принципов и установок той или иной личности, эта выгода будет заключаться в различных вещах. Применять данный способ мышления можно и в работе, и в личной жизни.

Методы рационального мышления

К методам рационального мышления относится анализ, в результате которого из потока информации можно выявить наиболее ценные данные, найти причинно-следственные связи. Также поиску рационального зерна способствует использование статистических данных, маркетинговых исследований. Опираясь на чужой опыт, человек может найти лучшее для себя решение.

К числу методов рационального способа мышления можно отнести умозаключение. Рассуждая, выстраивая цепочку из мыслей и развивая свои идеи, человек приходит к желаемому выводу. Также важна способность аргументировать собственную точку зрения и выстраивать главные тезисы в нужном порядке. В противном случае мысли будут путаться и сбиваться.

Рационалист использует такие инструменты как сравнение и суждение. Чтобы получить наиболее полное представление о тех или иных вещах, порой требуется какое-то мерило. Прогнозирование помогает рассмотреть возможные варианты развития событий, оценить их риски и выбрать наилучший способ действий. Предусмотреть, каким может стать положение в будущем, поможет планирование. Используя данные методы, человек может рационально, логично мыслить и делать здравые выводы.