Сравнительная таблица предпосылки петровских преобразований. Исторические условия и предпосылки петровских реформ. Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I

На рубеже XVII-XVIII вв., обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири) и имея существенный запас природных богатств, Россия тем не менее серьезно отставала от ведущих европейских держав.

Отставание проявлялось и в неразвитости капиталистических отношений (о чем свидетельствовало незначительное количество мануфактур, где использовался в основном труд крепостных), и в недостаточности изысканий и добычи полезных ископаемых (что приводило к необходимости ввоза из-за границы изделий из них), и в слабом развитии торговли с другими странами из-за невозможности выхода к Балтийскому и Черному морям, и в частых военных неудачах во второй половине XVII в. (из-за отсутствия регулярной армии и флота), и в низком уровне науки и просвещения.

Технико-экономическая отсталость России была следствием тяжелых испытаний, выпавших на ее долю. Развитие государства надолго затормозило монголо-татарское иго. Постоянно приходилось "оглядываться" на Восток, поэтому страна на столетия оказалась оторванной от естественного общения с Европой. Усугубляли положение и феодально-крепостнические отношения.

Однако уже во второй половине XVII в. в России появляются предпосылки для преобразований и проведения важнейших реформ (схема 106). В первую очередь к ним относятся объективная потребность в развитии промышленности и внешней торговли, науки и образования, а также стремление не только оградить свои земли от посягательств Швеции, Речи Посполитой, Турции, но и утвердиться в ранге сильной европейской державы.

Реализация этих идей связана с реформаторской деятельностью царя Петра I (1672-1725).

Схема 106

По мере того как Петр подрастал и уже мог претендовать на реальную власть, отношения между ним и Софьей становились напряженными и даже враждебными. Сторонники Софьи пытались заручиться поддержкой стрельцов, чтобы предотвратить переход власти к Петру. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр получил сообщение о сборе стрельцов в Кремле и якобы об их намерении "извести" его. Перепуганный Петр спешно уезжает из села Преображенское в Троице-Сергиев монастырь в надежде найти там защиту. По его призыву туда прибывает мать – царица Наталья, бояре, "потешные" полки, служилые иноземцы и часть стрельцов. Перевес сил был явно на стороне Петра. Софья, поняв свое бессилие, прекратила борьбу за власть. Она была заточена в Новодевичий монастырь. Власть вновь перешла к сторонникам Нарышкиных, но Петр не сразу стал управлять государством, ибо у него были свои намерения, осуществлением которых он и занялся (кораблестроение, Азовские походы 1695-1696 гг. и заграничное путешествие 1697-1698 гг.).

Северная война и военные реформы

Существенным катализатором назревших преобразований стала Северная война 1700-1721 гг. России для развития внешней торгов ли был крайне необходим выход в Балтийское море. Петр решился на войну против Швеции, заключив так называемый Северный союз с Данией, Польшей и Саксонией. Первое серьезное военное столкновение русских и шведских войск произошло в ноябре 1700 г. под Нарвой. Русская армия потерпела жестокое поражение. Шведский король Карл XII, молодой и энергичный полководец, после нарвской победы оказался перед выбором: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую армию, гораздо более боеспособную, чем русская, либо выступить против Августа II, который был одновременно и саксонским курфюстом, и польским королем. Он выбрал второй путь и "увяз" довольно надолго в Польше. Только в 1706 г. Карл XII смог принудить Августа II к миру и выходу из союза с Россией (табл. 11).

Тем временем Петр очень удачно использовал эту передышку для реформирования армии и продолжения преобразований.

Поместная система как основной вид обеспечения воинского труда к тому времени утратила свое значение. Поэтому Петр начал принимать меры для формирования регулярной армии. Поводом для этого послужил роспуск стрелецких полков в 1699 г. после подавления бунта.

Первоначально для создания регулярных полков использовались два способа: прием всех желающих ("волонтеров") в "вольницу", кроме крестьян, плативших государственные налоги; набор "даточных", т.е. крестьян, которых был обязан поставить помещик в соответствии с установленными пропорциями.

В 1705 г. правительство Петра предприняло следующий шаг: был прекращен прием в "вольницу" и объявлен набор в так называемые "рекруты" непосредственно из крестьянского населения. Так создавалась устойчивая система, обеспечивающая вооруженные силы людьми, которая просуществовала до 1874 г.

Причина устойчивости рекрутской системы заключалась в том, что она полностью соответствовала особенностям социальной и экономической структуры страны. Рекрутская повинность и крепостнические отношения – это две стороны одной медали. Всего с 1699 по 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора. Они дали более 284 тыс. человек в армию и флот (схема 107).

Появились также новые воинские уставы. На смену "Учению и хитрости ратного строя", действовавшему при царе Алексее Михайловиче, пришли петровские "Устав воинский", "Строевое положение", "Учреждение к бою". Вводились новая единообразная армейская форма, ордена и медали, повышения в чине. Организовывались первые офицерские училища для подготовки командных кадров.

Таблица 11

Северная война (1700-1721)

Причины войны:

ü имперская политика Швеции и стремление к господству на Балтике;

ü необходимость для России получения выхода в Европу через Балтийское море и прибалтийских территорий;

ü геополитические противоречия Швеции с другими европейскими державами

Основные

Ход военных действий

Нападение Швеции на Данию и вывод ее из войны и Северного союза.

Поражение русской армии под Нарвой (1700)

Польский (1701-1706)

Военные действия Швеции в Европе на территории Саксонии и Польши.

Поражение саксонского курфюста Августа II, отказ от польской короны и выход из Северного союза

Развертывание боевых действий в России после возврата шведской армии из Восточной Европы. Победы русской армии:

  • – у дер. Лесной (сентябрь 1708 г.);
  • – под Полтавой (27 июня 1709 г.).

Отступление остатков шведской армии во главе с королем Карлом XII в турецкие владения

Турецкий

Турецкий поход русской армии во главе с Петром I (1710-1711). Поражение России.

Возобновление военных действий в Прибалтике. Захват русскими войсками Риги, Выборга и Ревеля (1710).

Перенос военных действий на территорию Скандинавии и акваторию Балтийского моря

Норвежско-шведский

Победы русского флота у м. Гангут (1714) и о. Гренгам (1720).

Основные условия мирного договора:

ü Россия получила территории Прибалтики (Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию), часть Карелии и выход в Балтийское море;

ü Россия обязывалась уплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию


Схема 107

Особое внимание Петр уделял созданию флота. Он продолжил дело отца – царя Алексея Михайловича, при котором в Демидове на Оке был спущен первый русский корабль "Орел". Строительство петровского флота началось в Воронеже в 1695–1696 гг. Здесь после неудачи первого Азовского похода были собраны корабельные мастера из Голландии, Англии и Венеции, русские плотники и рабочие, которые смогли в сжатые сроки построить большое количество судов.

Днем рождения российского флота историки считают 3 мая 1696 г., когда Петр I на галере "Принципиум" отчалил от Воронежа во главе отряда из восьми галер. Всего на воронежских верфях до 1702 г. было построено 28 кораблей, 23 галеры и много мелких судов.

Проводимые военные реформы очень быстро дали положительные результаты: с конца 1701 г. русская армия стала одерживать победы в сражениях со шведами. В 1702 г. Петр штурмом овладел крепостью Орешек, переименовав ее в г. Шлиссельбург.

В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, а в следующем году русские овладели Нарвой и Дерптом (Юрьев).

Тем временем армия Карла XII вернулась в Россию. Боевые действия продолжились на Украине, но уже неудачно для шведов. 28 сентября 1708 г. отряд под командованием Петра I в районе дер. Лесной атаковал и разбил 16-тысячный корпус шведского генерала А. Левенгаупта, который шел из Лифляндии на соединение с Карлом XII. Шведы потеряли всю артиллерию и обоз. Петр I назвал эту победу "матерью Полтавской баталии".

В октябре 1708 г. на сторону шведов перешел гетман Украины И.С. Мазепа. Петр I расценил это как предательство российскому престолу. Украина и ее гетман оказались заложниками геополитического противоборства Швеции и России. Русскими войсками было сожжено "гнездо измены" – г. Батурин, а сам Мазепа заочно отрешен от гетманства и отлучен от церкви. Позже, после разгрома Карла XII под Полтавой, он бежал с ним в турецкие владения, где и умер в 1709 г. в г. Бендеры.

Весной 1709 г. шведская армия подошла к Полтаве. В распоряжении Карла XII находилось 30-тысячное войско, оно было ослаблено, но его боеспособность еще сохранялась. Полтавский гарнизон героически выдержал более чем двухмесячную осаду, что дало возможность подойти главным силам русской армии во главе с Петром I. Генеральное сражение было решено дать 27 июня 1709 г. План шведского короля состоял в том, чтобы пехота овладела русскими редутами, а завершила дело конница. Ей надлежало, двигаясь между редутами, разгромить русскую кавалерию и захватить пушки. Но замыслы Карла XII так и не осуществились. Начав наступление, шведы овладели частью русских укреплений, но продвигаться дальше они не могли, так как их встретила огнем наша артиллерия. Отступив в лес и перегруппировав силы, противник вновь на короткое время перешел в наступление. Войска сошлись в жестокой схватке. Через два с половиной часа яростного боя шведская армия, потеряв более 9 тыс. человек, была разгромлена, а шведский король с остатками своих сил был вынужден скрываться в турецких владениях. В Северной войне наступает перелом в сторону России.

В 1710 г. русские войска заняли города Выборг, Ригу и Ревель, что означало присоединение Эстляндии и Лифляндии к России.

Турецкое правительство, опасавшееся дальнейшего усиления России, осенью 1710 г. объявило ей войну. Русская армия вступила на территорию угнетенных Турцией княжеств Молдавии и Валахии, но общего восстания христиан, как рассчитывал Петр, не произошло, и русское войско вскоре оказалось в затруднительном положении. На р. Прут летом 1711 г. русские вступили в переговоры, был заключен мир, согласно которому Россия обязывалась возвратить туркам Приазовье.

Потерпев тяжелое поражение на юге, Петр с удвоенной энергией продолжил войну со Швецией. В 1712-1714 гг. русские войска воевали в Финляндии и Северной Германии. Активно действовал и построенный Петром флот (27 июня 1714 г. русские захватили 10 шведских кораблей у мыса Гангут). В 1718-1719 гг. на Аландских островах в Балтийском море происходили мирные переговоры между Россией и Швецией. В декабре 1718 г. был убит в Норвегии Карл XII, и переговоры прекратились. Но наступательные боевые действия русской армии на море и на суше вынудили Швецию возобновить переговоры о мире. В итоге 30 августа 1721 г. в финском г. Ништадте был подписан мирный договор, согласно которому к России отошли Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, часть Карелии, а также ряд островов на Балтийском море. Все это не только создало необходимые условия для ускоренного развития страны, но и способствовало укреплению ее позиций на международной арене (см. табл. 11).









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
  • Доказать и показать, что России необходимы реформы.
  • Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
  • Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:
    • Симеона Полоцкого
    • А.Л. Ордина-Нащокина
    • В.В.Голицына
  • Развивать у учащихся:
    • речь (устные ответы, сообщения)
    • логическое мышление (вопросы для учащихся, сравнение истории России с зарубежной историей периода XVII века)
    • умение работать самостоятельно по учебнику
    • умение чётко формулировать выводы
  • Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.

Литература:

1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.

2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.

3) Использование источников из Интернета

Наглядность: схема "Основные направления преобразований в России I четверти XVII века"

Оборудование:

  • мультимедийная установка
  • рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"

Тип урока: урок объяснения нового материала

Предварительная подготовка: сообщения учащихся на темы "Симеон Полоцкий", "В.В.Голицын и его планы"

Основные понятия:

  • Реформа, регулярная армия, регентство
  • Выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын

План урока

1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

I. Организационный момент

II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

(прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
  • Отсталая армия и флот
  • Непродуманный государственный аппарат
  • Слаборазвитая экономика
  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

(запись в тетрадь)

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

  • Выход к морю
  • Реформа экономики
  • Реформа армии
  • Государственная реформа
  • Реформа культуры и образования

(запись в тетрадь)

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

(а, б, в, г, д, ж)

3. Симеон Полоцкий.

Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Вывод:

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
  • обучал дьяков (служителей) в приказах.
  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).

Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Вывод:

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

(а,б,в,г,д.ж,и)

Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

(запись в тетрадь)

5. В.В.Голицын и его планы.

Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"

Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

Слушая сообщение, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради №1 стр.35

Вывод:

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию
  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
  • начал вводить европейские формы быта
  • предлагал освободить крестьян от помещиков
  • ввести "поголовную" подать
  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Словарная работа:

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

III. Закрепление, итоги, дом.задание.

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока, задание №4 в рабочей тетради.

Выставление оценок за работу на уроке.

Кадацкая Виктория Владимировна, студентка ЮРИУ РАНХиГС

Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований.

Фигура Петра I и его эпоха, может быть, самые мифологизированные в отечественной истории. Споры о результатах его преобразований начались еще при его жизни и продолжаются до сих пор.

Открыв любой, стандартный учебник по истории мы сразу же увидим такие причины Петровских реформ:

  1. Заметное отставание России по уровню своего социально — экономического, военного и культурного развития от передовых европейских государств.
  2. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.
  3. Активно-волевая деятельность Петра 1, ориентация на преобразования и изменения ценностных ориентаций людей. [ 7, c. 180]

После этого начинается освещаться многогранная деятельность Петра 1 на благо Отечеству: создана регулярная армия и флот, победа в Северной войне, Европу заставили считаться с Россией, промышленность выросла в несколько раз, увеличился объем производства, построена новая столица и новые города, основана Академия наук, открыты школы, типографии, издание газеты «Ведомость», переход на новое летоисчисление и др.

Отмечаю заслуги императора, так же вскользь упоминается о его жестоких методах, но «время было такое», «Петр-сын своего времени», «иначе поступить было невозможно».

После этого сразу возникает вопрос: « Почему тогда споры о деятельности Петра идут такое протяженное количество времени?» Моя задача состоит в том, чтобы проанализировать деятельность Петра I, а самое главное, подвести последствия этой деятельности.

Для этого необходимо:

  1. Причины петровских преобразований.
  2. Особенности петровских преобразований.
  3. Последствия реализации петровских реформ с некоторой статистикой.
  4. «Цена» петровских преобразований

Причины петровских преобразований

Для этого чтобы правильно осветить деятельность Петра мы рассмотрим причины, которые были приведены выше. Для этого мы считаем, что очень важно рассмотреть, каким было состояние страны перед вступлением на трон Петра I.

Историки до сих пор мало пишут о семилетнем правлении Софьи, считая его «темным периодом» перед блестящей эпохой Петра. Но факты доказывают обратное. Несмотря на свой жесткий мужской характер, Софья правила с женской мягкостью и осмотрительностью. Даже часто критиковавший ее князь Борис Куракин признавал в своих мемуарах: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было».[ 4 ]

Царевна усилила борьбу с взятками и произволом чиновников, а также с доносительством, ставшим в России настоящим бичом. Она запретила принимать анонимные доносы, а кляузников, заполнявших судебные присутствия, велела бить плетьми. изменение некоторых статей в законодательстве в сторону смягчения: смертная казнь за произнесение «непристойных и затейных» слов была заменена битьем кнутом и ссылкою, женщины, убившие своих мужей, уже не карались страшной смертью «окапыванием», что означало зарывание виноватой живьем в могилу, а карались без мучений – отсечением головы. [ 9 ]

Новым указом было запрещено кредиторам брать мужей-должников без их жен для отработки долга, запрещалось также взыскивать долги с вдов и сирот, если после смерти их мужей и отцов не оставалось имения. Продолжая политику отца, Софья активно приглашала в Россию иностранных специалистов. Развивалась и отечественная система образования – в 1687 году была открыта задуманная учителем царевны Симеоном Полоцким Славяно- греко- латинская академия. Есть сведения, что царевна даже думала открыть школу для девочек.

Осторожная дипломатия Софьи и Голицына принесла успехи во внешней политике. Польша согласилась на «Вечный мир», узаконивший присоединение к России украинских земель. С Китаем был подписан Нерчинский договор, в котором признавались интересы русских на далеких берегах Амура. В Москве появились посланники французского, австрийского, турецкого дворов. Один из них, де Невиль, писал о Софье: «Насколько ее стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остер и политичен». С этим были согласны почти все современники.

По свидетельству современников, у князя В. Голицын было много реформаторских планов. Так, князь считал необходимым посылать дворян в Европу для изучения военного дела, мечтал о создании регулярной армии, состоящей из дворянства. Он собирался освободить крестьян от крепостной зависимости (произошло это только 1861 году), а земельные наделы, переходящие в их собственность, обложить государственным оброком. К сожалению, все эти грандиозные замыслы В. Голицын не успел не только воплотить в жизнь, но даже предпринять какие-либо первоначальные шаги. Все эти благие пожелания остались лишь на бумаге.

Как мы видим из последнего абзаца большинство преобразований, которые проводил Петр 1 были предложены князем В. Голицыным. Другие преобразования, в которых Петра 1 приписывают к первопроходцам вообще ложны:

  1. Создание первых институтов. На самом деле первый институт был построен при Софьей — Славяно — греко- латинская академия.
  2. Создание регулярной армии. На этот счет мнения историков расходятся, некоторые считают, что создание регулярной армии произошло еще при Михаиле Романове. Создание полков «иноземного (нового) строя» — солдатские (пешие), рейтарские (конные) и драгунские (как в пешем, так и в конном строю). Для службы в полках набирали добровольцев из числа свободных людей и казаков. Они получали казённое денежное жалованье, огнестрельное и холодное оружие, лошадей, форменную одежду. Командирами этих полков обычно назначали опытных в военном деле иностранцев.

3.Создание органов самоуправления. Но до Петра было много органов самоуправления- Земские соборы, вечевые вольности, вассально- дружинные отношения. Не забудем, что Петр 1 ликвидировал Боярскую думу-институт, представлявший интересы части верхушки общества, как ликвидировал в 1702 году другой орган самоуправления- губных и земских старост.

Отдельное внимание нужно уделить преобразованиям Петра, которые приближали нас к развитым странам Европы. Когда возникает разговор насчет Европы, многие учебники пестрят подобными тезисами: нередко бывая за границей, он старался перенять все лучшее для внедрения в России.

Однако давайте вспомним, чему учился глава государства: строительству кораблей, токарному делу, был хорошим плотником, кузнецом, часовых дел мастером, умелым патологоанатомом- все Петр знал 14 ремесел. А у вас не возникает на этом этапе вопроса: «Зачем главе государства быть хорошим плотником или кузнецом? Не полезнее ли было бы императору, особенно во время прибывания в Европе учиться управлять государством, развивать промышленность и т.п, а не лазать по мачтам кораблей?» С XVI-XVIII вв. в развитых странах наблюдается и набирает силу процесс возвращения обществу части его функций, некогда отобранным у него государством. К примеру, в 80-е гг, XVII века в Швеции Карл IV отменил крепостное право. В России таких преобразований не произошло. Наоборот, все реформы шли на укрепление самодержавной власти:убрал все вольности дворянства- указ «О единонаследии» 1714 года, заставлял брить бороды, одеваться в европейские платья; полной контроль деятельности ремесленников- организация цехов; купцы были организованы в кумпанства.

Из всего вышеизложенного хочется сделать вывод, что причины, приведенные выше не достаточно грамотны, т. к Петр 1 не занимался преобразованием России по типу европейских развитых государств, некоторые преобразования, где Петру 1 приписывают первенство, были заложены еще до него.

Особенности петровских преобразований.

Говоря об особенности петровских преобразований историки отмечают их внутреннюю противоречивость и жестокость. Он не понимал, что насилие, с которым проводились реформы, давало сиюминутный результат. Пример: в основе экономики 18 века в России был ручной труд, и мы смогли. на короткий промежуток времени, догнать Европу в своем развитии. Но в Европе, в это время, уже развивался машинный труд, догнать который нам ручным трудом было уже не реально. Особенность его реформ состояла в том, что они давали результат только когда был жив Петр, после его смерти люди не боялись его наследников так. Как боялись его самого,поэтому реформы переставали приносить свои плоды.

Последствия реализации петровских реформ

  1. Численность населения страны, по данным исследователя П. Н. Милюкова, сократилась на 14, 6%, т.е. на одну седьмую часть. Основная часть потерь-умершие на строительстве Санкт-Петербурга и других городов, умершие от голода и разорения вследствие непосильных налогов. По мнению исследователей Я. Е. Водарского, Е. В. Анисимова и других, данные П.Н. Милюкова немного завышены. Но в любом случае это огромное количество жертв, перечеркивающих все положительные достижения Петра.
  2. Прямые и косвенные налоги возросли в 5,5 раза, по данным Е.В. Анисимова.
  3. Разорение наиболее состоятельной части русского купечества- «гостиной сотни», разрушение ссудного и ростовщического капитала.
  4. Процесс вытеснения вольнонаемного свободного труда рабским непроизводительным трудом крепостных (Указы от 18 января 1721 г. (о разрешении покупать к заводам крестьян и крепостных),от 28 мая 1723 г. (регулирующий порядок приема людей на работу) и другие). Это определило будущее экономическое отставание России.
  5. Пагубным образом на духовном развитии общества отразилась церковная реформа. Заменив патриаршество Синодом, Петр 1 ликвидировал автономию, частичную самостоятельность церкви. Он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. Священник, согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшем известным га исповеди. Тайна исповеди перестала быть тайной. Это значительно подорвало авторитет церкви.
  6. В результате преобразований Петра произошло значительное усиление раскола между « господами и слугами», что ослабило нашу страну и замедлило ее развитие.
  7. Созданная Петром система государственного управления контролировала и регламентировала все сферы общества, пресекая всю общественную активность.
  8. Воровство и коррупция приняли невиданные раннее масштабы. Во многих учебниках приводят хрестоматийный пример о том, что Петр, слушая в Сенате доклады о хищениях, вышел из себя и велел обнародовать указ, гласивший, что, если кто украдет из казны лишь столько, чтобы купить веревку, будет на ней повешен. Известен и ответ генерал-прокурора Сената П. И. Ягужинского: «Разве, ваше величество, хотите остаться императором один, без подданных? Все мы воруем, только один больше и приметнее, чем другой».

Немного о цене петровских преобразований

Большинство бездумно констатирует: Петр 1 создал армию. Но мало кто задумывается о том, какой ценой он это сделал. Вот как описывает проведение рекрутских наборов один из документов Военной коллегии (сентябрь 1719 год): «...1) когда в губерниях рекрут сберут, то сначала из домов их ведут, скованных, и приведши в города, держат в великой тесноте по тюрьмам и острогам немалое время,и, таким образом еще на месте изнурив, отправят, не рассуждая по числу людей и далекости пути, с одним, и то негодным, офицером или дворянином, при недостаточном пропитании; к тому же поведут, упустив удобное время, жестокою распутицею, от чего в дороге приключаются многие болезни и помирают безвременно, а всего хуже, что многие и без покаяния, другие же, не стерпя такой великой нужды, бегут и пристают к воровским компаниям, из чего злейшее государству приключается разорение, потому что от такого худого распорядка ни крестьяне, ни солдаты, но разорители государства становятся...2) Хотя бы и с охотою и хотели в службу идти, но, видя сначала такой над своей братьею непорядок, в великий страх приходят». [ 10, c 446]

Не все так просто было и в сфере образования. Многие умиляются успехам в распространении знаний, открытии школ, училищ. Во-первых, на тот момент умеющих писать и читать среди купцов было- 96%, среди дворян- 65%. Немало грамотных людей было среди приказных людей и горожан. Во-вторых, в названной сфере Петр использовал традиционные для себя методы насилия и администрирования.

Широко известен факт посылки царем сыновей русских аристократов учиться за границу. Однако, мало кто знает детали этого сюжета. В 1697 году были направлены на обучение 61 человек, из них 23 носили княжеский титул: 39 человек- в Италию, 22- в Англию и Голландию. Так описывает этот отъезд австрийский агент в своем донесении цесарю от 8 июля 1697 г.: «Ежедневно уезжают отсюда (из Москвы- прим. автора) молодые люди, которым под страхом потери земель и имущества велено ехать на собственный счет, и никто не может возвратиться без свидетельства об оказанных заслугах». Не желание расширить свой кругозор, а страх выгонял большинство молодых людей из дома. В. О. Ключевский писал о том, что петровская школа, «превращавшая воспитание юношества в дрессировку зверей, могла только отталкивать от себя».

Едва император закрыл глаза, как его ближайшие соратники заговорили о возможной гибели государства. Генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский подал Екатерине 1 Записку. В этом документе говорилось о многолетних неурожаях, о том, что народ, разоренный подушной податью, обнищал и умирает от голода, о массовом бегстве в Польшу, на Дон и даже к башкирам. Заканчивается Записка предостережением, что в случае продолжения прежней политики государство может прийти «в конечную гибель и бегство».

Опыт петровских реформ подтвердил общемировую практику- без делегирования части полномочий обществу, которое хотя бы частично структурировано (парламента, самоуправления, политические партии и т. д.), без цивилизованных форм обратной связи между государством и обществом даже слаженно действующий государственный аппарат обречен на проведение неэффективной политики: стратегические и тактические просчеты с долговременными негативными последствиями, решение проблем ценой таких затрат и потерь, которые полностью или частично обесценивают достигнутые результаты.

Список использованных источников

  1. Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I// Вопросы истории. 2006г. №2
  2. Анисимов Е.В. «Петр I: рождение империи».
  3. Ансимов Е.В Податная реформа Петра I. М., 1987г
  4. Богданов А.П. «Царевна Софья и Петр. Драма Софии» / А.П. Богданов- М.: Вече- 2008г. -380 с.
  5. Богословский М.М. «Петр I. Материалы для биографии»/ Под ред. В.И. Лебедева. Т. 1. М.,
  6. Данилов А.Г. «Россия на перекрестках истории XIV-XIX вв.» / А.Г. Данилов- Спб.: Алетейя, 2017. -440с.
  7. Кириллов В.В. «История России, пособие для бакалавров». Учебное пособие / В.В. Кириллов — 4-е изд., переработ. и доп. — М.: Просвещение Юрайт, 2012. — 661 с. — Серия: Бакалавр.
  8. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч IV.
  9. Скляренко В., Сядко В., Рудычева И., «Загадки Истории. Династия Романовых» / В. Скляренко, В. Сядко, И. Рудычева. — Изд.: Фолио, 2013 г. — 520 с.
  10. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен» Кн. VIII, Т. 16.
  11. Шильник Л. «Черные дыры российской империи»/ Л. Шильник- М.:НЦ ЭНАС, 2007г. -192с.
  12. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989 г.

Предпосылки петровских реформ

В первые годы своего правления царь, которому в дальнейшем суждено было прославиться всесторонним преобразованием Русского государства, по-прежнему стоял в стороне от государственного управления. По-прежнему его привлекали лишь «нептуновы» да «марсовы потехи», но в этих «потехах» уже намечались основные очертания будущих преобразований армии и флота, которые должны были сделать Россию могущественным государством. Сама Наталья Кирилловна была «ума легкого» и поэтому «править была не капабель».

Управление страной оказалось в руках кучки бездарных и ограниченных бояр во главе с младшим братом царицы Натальи Кирилловны Львом Кирилловичем Нарышкиным, человеком властолюбивым и жадным, энергичным и темпераментным, но «гораздо средственного ума», поставившим все на службу собственному обогащению. По своей неопытности и ограниченности Лев Кириллович не мог разобраться даже в делах возглавляемого им Посольского приказа, где хозяйничал дьяк Емельян Украинцев. Мало чем отличались как правители от Льва Кирилловича Тихон Никитич Стрешнев, глава Разрядного приказа, Иван Борисович Троекуров, Петр Иванович Прозоровский и другие бояре, возглавившие различные приказы. Исключением в этом скопище бездарных правителей был Борис Алексеевич Голицын, «человек ума великого, а особливо остроты». Борис Алексеевич, друживший с иноземцами еще до августовских событий 1689 г., способствовал сближению Петра с иноземными офицерами Патриком Гордоном и Францем Лефортом. Но, к несчастью, Голицын был чрезвычайно «склонен к питью» и любил «забавы». Главой этого правительства был Лев Кириллович. За десять лет (1689–1699 гг.) это правительство не сделало ничего выдающегося.

В государственных делах царил застой, торговля и промышленность шли к упадку, разрушались заводы, доставшиеся нерачительному хозяину - Нарышкину, войско также несло печать тлетворного влияния бездарного правительства.

Между тем страна стояла накануне великих преобразований, которых настоятельно требовали и народное хозяйство России, и государственное управление, и войско.

Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для национальной независимости русского народа.

Промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде измученного, обнищавшего крепостного крестьянина.

Русское войско в значительной своей части состояло еще из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат Московской Руси, во главе которого стояла боярская аристократия, запутанный и дорого стоивший, не отвечал потребностям страны.

Ленин говорил о русском самодержавии XVII в. как о самодержавии с Боярской думой и боярской аристократией во главе.

Этот государственный строй явно изживал себя и требовал коренных реформ.

Отставала Русь и в области духовной культуры.

В народную массу, забитую и ограбленную, просвещение почти не проникало. Даже в правящих кругах немало было необразованных «не студерованных» людей, а много было и вовсе неграмотных. Школ почти не было, грамотность и книжная культура не стали достоянием сколько-нибудь широких масс. Большинство боярства и духовенства боялось «книжности», т. е. науки.

Россия XVII в. была воистину убогой и обильной, могучей и бессильной.

Самим ходом исторического развития, эволюцией государственного аппарата, политического строя, развитием культуры Россия была поставлена перед необходимостью коренных реформ для ликвидации отсталости и в области промышленности, и в области культуры, и в области государственного строя и т. д., ибо только таким путем она могла обеспечить себе подобающее место среди государств Запада и Востока.

В XVI в. в результате длительной, ожесточенной борьбы Иван Грозный разгромил реакционное боярство и, опираясь на прогрессивное войско опричников, ликвидировал остатки политической системы периода феодальной раздробленности, тормозившие экономическое развитие России, ослаблявшие ее в военном отношении, препятствовавшие развитию национальной русской культуры.

Московская Русь в царствование Ивана Грозного сделала большие успехи в области развития народного хозяйства страны и укрепления ее международного положения.

Несмотря на эти достижения, Русское государство конца XVI и начала XVII в. отставало от передовых стран Европы, и это дало возможность полякам и шведам в начале XVII в. предпринять интервенцию, разорившую и опустошившую русскую землю. Шведы оккупировали северо-запад и засели в Новгороде; поляки обосновались в Москве, а отряды польской шляхты и жолнеров грабили русский народ, громили и сжигали русские города и села. Нужен был исключительный подъем народных масс, возглавляемых великими патриотами и полководцами русской земли Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, чтобы созданное ими народное ополчение изгнало интервентов за пределы родной земли и положило конец иноземному владычеству.

XVII век в истории нашей страны характеризовался значительными сдвигами в области экономического развития России, ее государственного устройства, в области развития русской культуры.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа: тульские и каширские железоделательные заводы, заводы олонецкие, звенигородские и др., росли кустарные промыслы (поморские, волжские, тульские, устюженские, ярославские и др.), ремесла, промыслы крепостников, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами.

Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город все более и более отделялся от деревни. Увеличивалось число поселений городского типа. Особенно быстрый рост их падает на вторую половину XVII в., когда было основано около ста шестидесяти городов.

Разделение труда отражается в выделении промысловых и земледельческих районов. В районе Тулы, Каргополя, Устюжины складываются ремесленные и кустарные железоделательные промыслы. Ярославль, Белозерск, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Архангельск славятся своими кожевенными, деревообделочными, суконными, полотняными и другими промыслами. Устанавливаются взаимные торговые связи между городами русской земли. Таможенные книги говорят о том, что, например, Вязьма торгует с сорока пятью городами, Тихвин - с тридцатью и т. д. Растут городские рынки, торжки, ярмарки (Макарьевская, Ирбитская, Архангельская); Сибирь поставляет меха, Север - деревянные поделки, лес, ворвань и другие продукты зверобойных и рыболовных промыслов, смолу, деготь, поташ; Рязанская земля и Северская Украина - хлеб; Поволжье - рыбу, соль, поташ и тоже хлеб и т. д.

Вместе с внутренней развивалась и внешняя торговля. Через Холмогоры и Архангельск Москва сообщается с Англией, Голландией, Данией и другими государствами Западной Европы, торгует через Нарву и Ригу, используя их как порты.

Быстрые темпы развития промыслов и ремесел, возникновение и развитие первых мануфактур, рост внутренней и внешней торговли - все это не могло не повлиять на экономическую политику московского правительства.

Новгородский устав 1667 г., автором которого был боярин Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин, предусматривал введение единой таможенной пошлины и устанавливал таможенные тарифы и правила торговли, говорившие о покровительственной политике правительства по отношению к русским купцам. Новоторговый устав свидетельствует о зарождении в Московском государстве XVII в. экономической политики меркантилизма, и, даже более того, судя по тому, что он поощряет вывоз не сырья, а товаров, речь шла об экономической политике типа кольбертизма, предусматривающего развитие не только торговли, но прежде всего промышленности. Весьма интересно отметить, что тот же Ордык-Нащокин в своем Новгородском уставе рекомендовал купцам торговать «складом», т. е. организовывать торговые компании. По его инициативе был заложен первый русский корабль «Орел», велись переговоры об аренде гаваней на Балтийском море, он же был автором проекта создания городского самоуправления и приказа Купецких дел, своеобразного предтечи министерства торговли. Целый ряд мероприятий Ордын-Нащокина так и остался не проведенным в жизнь, так как они обгоняли свое время, но самая возможность появления его проектов, вроде перечисленных выше, свидетельствует о высоком развитии ремесел, промыслов, мануфактур и торговли в России XVII в.

Московское государство в XVII в. не было той захолустной «Московией», о которой писали еще не так давно иностранные путешественники. Уже в княжение Ивана III, в период начала образования Русского централизованного государства, Россия стала важным фактором дипломатии и международных отношений.

Серьезная опасность, нависшая над русской землей в начале XVII в., когда шведские и польские войска угрожали самому существованию русского народа, заставила московское правительство предпринять ряд мер для укрепления обороны рубежей своей страны и расширить торговые и дипломатические связи с государствами Западной Европы и Востока. Та стена, которой Русь была отгорожена от Западной Европы в годы ненавистного и тяжкого татарского ига, оскорблявшего и иссушавшего самую душу ставшего его жертвой русского народа и явившегося причиной отсталости России, уже давно дала трещину во многих местах. Торговые и дипломатические связи, международные соглашения и посольства, взаимный обмен опытом, путешествия, появление Немецкой слободы в Москве, приезд иностранцев, поселявшихся в России, поездки русских людей за границу, распространение начал западноевропейской науки и культуры в России, с одной стороны, с другой - использование опыта русских людей и русской «книжности» в Западной Европе - все это в конечном итоге привело к ликвидации былой изолированности России, обусловленной золотоордынским владычеством.

Во второй половине XVII в. начинает изменяться характер государственного строя на Руси. Земские Соборы перестают созываться, падает значение Боярской думы. Зато большую роль начинает играть Приказ Тайных Дел, «Ближняя комната». Начинает оформляться абсолютизм.

Новый период в русской истории - XVII век был новым этапом и в развитии русской науки и культуры. Он потребовал новых знаний и открытий. Иноземная интервенция в начале столетия, в дни «Московской смуты», угроза России со стороны враждебных государств в течение всего столетия, рост народного хозяйства страны, обусловивший новый этап в развитии русской внешней политики и определивший направленность военных усилий России, - все это вызвало развитие ряда наук: математики и механики, физики и химии, географии и ботаники, астрономии и «рудознатства».

В начале XVII в. был составлен знаменитый «Устав ратных, пушечных и других дел», отражавший научные представления эпохи Возрождения. Достижения западноевропейской науки им не копировались, а отбирались, перерабатывались применительно к интересам России, с учетом накопленных ею знаний и опыта. «Устав» ни по эрудиции, ни по опыту не уступал «хитрым премудростям заморским». Расширяется представление русских людей об окружающем мире, о странах и народах. Московские «книжные люди» XVII в. знали о Египте и Абиссинии, Берберии и Ниле, Флориде и Мексике, Перу и Бразилии, Яве и Цейлоне, Суматре и Китае. На утлых кочах и конях казаки-землепроходцы открыли Обь и Иртыш, Енисей и Лену, Колыму и Индигирку, Большой Каменный Нос и Берингов пролив, Камчатку и Амур.

Поэтому-то в России XVII в. жили и действовали такие люди, как Ордын-Нащокин, первый понявший необходимость коренных преобразований страны, говоривший: «Доброму не стыдно навыкать и со стороны у чужих», и в то же самое время твердо знавший, что иноземное «платье не по нас, а наше не по них». Он видел будущее России «на море» и поэтому упорно требовал активизации русской дипломатии на Балтике, мечтал об организации регулярной армии, направлял послов за границу, вел войну со Швецией и «промышлял» о братстве всех славянских народов под руководством могущественной России.

Он старался установить торговые сношения с Хивой, Бухарой, Персией, снаряжал посольство в Индию, стремился к «богдойским морям», в Китай, на Дальний Восток, на берега Тихого Океана и Амура, которые он думал заселить казаками.

Ордын-Нащокин стремился к «морским пристанищам», устанавливал в Пскове «градское устроение», проектировал замену дворянского ополчения регулярным войском, набираемым на основе рекрутской повинности, и предлагал ряд проектов, которые могли бы сделать честь государственному деятелю не только XVII, но и XVIII в.

В России XVII в. протекала деятельность Василия Васильевича Голицына, широко образованного ученого, автора проекта создания регулярной армии, выдвигавшего, как мы уже видели, в числе прочих преобразований идею изменения положения крестьян, живших на государственной земле.

Василий Васильевич Голицын шел дальше Ордын-Нащокина в своих «прожектах». Он мечтал о социальном переустройстве, о «нравственном совершенствовании», о распространении образования и просвещения, укреплении связей с Европой. Он не был дельцом, как Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин, а скорее «прожектером» в стиле «просвещенного века» Екатерины II. Кто знает, какие мысли, недосказанные польским послом Невиллем, перед которым разоткровенничался Голицын, роились у него в голове и что писал он в своей рукописи «О гражданском житии или о поправлении всех дел, яже належат обще народу», хранившейся в его библиотеке!

Дух преобразования проник в боярские хоромы. По этому пути пошли и «дядька» царя Алексея Борис Иванович Морозов, и боярин Артамон Сергеевич Матвеев, библиофил, человек очень образованный и начитанный, первый составитель исторических трудов.

По инициативе Артамона Матвеева возник первый на Руси театр и театральное училище, а при дворе и в ряде боярских домов девушка перестала быть теремной затворницей; по его же инициативе при дворе смотрели «комедийные действа», что было уже зародышем петровских ассамблей.

Это был государственный деятель, смело смотревший и шедший вперед.

Рядом с ним к тому же, но другим путем, шел Федор Михайлович Ртищев, ученый богослов, основатель первых больниц и приютов, «человеколюбец» и благотворитель. Все это свидетельствовало о смелости мысли, о размахе и глубине идей передовых людей Московской Руси XVII в., той самой «Московии», которую многие невежественные и ограниченные, самовлюбленные и тупые иноземные послы и путешественники считали «дикой» и «азиатской» страной.

И глубоко прав был Белинский, когда говорил о делах и людях допетровской России: «Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтер Скоттам!».

Недаром ученый хорват Юрий Крижанич стремился в Москву. Этот верный сын славянства, для которого Россия стала второй родиной, в Москве видел силу, способную освободить славянские народы от «чужевладства» - иноземного ига. «Ни один народ под солнцем не был так обижен и посрамлен от иноземцев, как мы, славяне, от немцев…», - писал Крижанич. Выступая ярым противником преклонения перед всем «немецким», чужестранным, он взывал к чувству собственного достоинства, к чувству национальной гордости славян, говоря, что все горести «от чужебесия: всяким чужим вещам мы дивимся, хвалим их и превозносим, а свое домашнее житие презираем».

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные, чем ранее, торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Но это было именно общение, а не влияние, и ни о какой подражательности не могло быть и речи.

Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно и брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность в XVIII в. осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Русский народ веками накапливал опыт - опыт земледельцев и дровосеков, каменщиков и плотников, смелых поморов и казаков. Этот опыт нашел свое отражение в развитии «уметельных наук» и познаний русских людей об окружающем их мире и природе. Жажда и потребность знаний все более и более распространялись среди передовых русских людей. В борьбе за независимость своей родины русский народ стремился научиться владеть оружием врага и быть не менее его искусным в ратном деле, видел необходимость выйти к морю для того, чтобы удовлетворить интересы развивающейся русской торговли и промышленности и обеспечить достойное России международное положение. Все это в совокупности, так ярко проявившееся в конце XVII в., свидетельствовало о том, что перед началом деятельности Петра Россия стояла на пороге преобразований.

Это ощущалось еще в царствование отца Петра I - Алексея Михайловича. Но он создал лишь «преобразовательное настроение». Алексей Михайлович, человек образованный по тому времени, проявлял живое любопытство ко всему «заморскому», но из-за своей нерешительности не порвал со стариной, хотя и не отвернулся от новшеств. По образному выражению В. О. Ключевского, «царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении».

Московскую Русь превратили в Российскую империю петровские реформы. Правда, эти реформы не явились измышлением одного человека, не были делом одной только выдающейся личности - Петра I, как бы он ни был талантлив, этот «действительно великий человек». Они были подготовлены общественным развитием России в предшествовавший период. И когда на арену истории своей могучей поступью вышел великий преобразователь Русского государства, почва для его деятельности была уже подготовлена.

Государственный ум Петра проявился именно в том, что он правильно учел сложившиеся ко времени его деятельности условия, в которых развивалась Россия, понял, что необходимо для того, чтобы сделать Русское государство сильным, богатым и культурным, и сумел всю свою деятельность направить на служение этой цели. Весь свой недюжинный талант, всю свою энергию, всего себя Петр отдал служению безгранично любимой им Родине. Он понял, что в его руках будущность страны и «почал служить России».

Однако Петр не мог полностью разрешить стоявшую перед ним грандиозную задачу, так как государство, усилению, обогащению и культурному развитию которого была посвящена деятельность Петра, было «национальным государством помещиков и торговцев», так как политика Петра носила классово-ограниченный характер.

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

«Простецы» в круговерти петровских реформ Реформы Петра укрепили Российское государство, но для широких масс народа преобразования и война обернулись своей самой неприятной стороной: ростом налогов и повинностей, принудительными высылками на строительство крепостей

автора Коллектив авторов

РОССИЯ ОТ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ ДО ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА Российский социум состоял из множества так называемых «чинов» - социальных групп, которые по представлениям людей того времени образовывали строгий иерархический порядок. Все государевы

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

РОССИЯ ОТ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ ДО ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2006.Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII века и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.Козляков В.Н. Михаил Федорович. М., 2010.Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны:

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

§ 1. Россия накануне Петровских реформ На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные еще в начале XVII в. в результате интервенции и

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 7. Эпоха петровских реформ 7.1. Предпосылки преобразований Петра I На рубеже XVII–XVIII вв., обладая огромной территорией (от Восточно-Европейской равнины до просторов Сибири), имея впечатляющий запас природных богатств, Россия тем не менее серьезно отставала от ведущих

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 1. Россия накануне петровских реформ Конец XVII - первая половина XVIII в. стали для России поистине переломным временем. За эти десятилетия существенно изменились как самый облик раскинувшейся на необозримых евразийских просторах державы, так и темпы ее развития. Россия

Из книги Русские на чужбине, X–XX вв. [Неизвестные страницы истории жизни русских людей за пределами Отечества] автора Соловьев Владимир Михайлович

С петровских времен В географически и культурно близких Голландии и Бельгии русское присутствие прослеживается неравномерно.Нидерланды относятся к числу тех стран, куда Петр I целыми группами отправляет молодых россиян овладевать знаниями и полезными профессиями.

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

автора

1. Предпосылки петровских реформ Ко времени вступления на престол Петра I Московская Русь значительно расширила свою территорию за счет присоединения Украины, освоения Сибири и Дальнего Востока и представляла собой одно из крупнейших в мире государств с политэтничным

Из книги Россия в XVIII веке автора Каменский Александр Борисович

11. Итоги петровских реформ К важнейшим результатам реформ Петра I следует, прежде всего, отнести преодоление кризиса традиционализма путем модернизации аппарата и процедур управления, социальной структуры населения, уклада жизни и культуры, а также за счет ликвидации

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

14.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРОВСКИХ ТИПОГРАФИЙ Естественный ход развития книгоиздания на рубеже XVII?XVIII веков нарушился радикальными мерами, направленными на перестройку общества, на формирование нового светского мировоззрения. Книгоиздание в этот переломный период начинает

автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 21 Эпоха петровских преобразований ПЛАН1. Предпосылки реформ.1.1. Необходимость реформ: Экономическое и военное отставание России. – Состояние служилого сословия. – «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность. – Изоляция России. – Духовный кризис

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Предпосылки реформ 1.1. Насущная необходимость преобразований обуславливалась следующими факторами: Экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Предпосылки реформ 1.1. Экономические. К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР «застой» постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и

Из книги О русской истории и культуре автора Панченко Александр Михайлович

Из книги Русская история. Часть II автора Воробьев М Н

7. Об органичности петровских преобразований Западное влияние на Россию началось до Петра - при его отце Алексее Михайловиче. Этот процесс набирал силу, и все, что сделал Петр, было продолжением той политики, тех целей, которые уже были поставлены предшествующими

  • Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
  • Адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 года.
  • Основная тенденция развития России, особенно заметная со второй половины ХVII в., связана с попытками власти и просвещенных верхов российского общества определить возможные способы модернизации страны. В ХVI в. Западная Европа вступила в эпоху цивилизационной революции, суть которой состояла в переходе от традиционного (феодального, аграрного) общества к индустриальному (буржуазному, капиталистическому) с соответствующей ему экономической, политической и духовной культурой. Очагом модернизации в тот период была лишь небольшая группа стран - Англия, Нидерланды, Франция. Импульсы этого региона постепенно распространились на все большее число стран и, в конце концов, достигли России. Процесс модернизации захватил ее не раньше второй половины ХVII в. И протекал своеобразно, накладываясь на особенности «крепкого», по выражению С.М.Соловьева, российского самодержавия, отношений собственности, русского национального характера, сформировавшегося под влиянием православия.

    Если на Западе прогресс промышленности сопровождался непрерывным движением к правовому государству, то в России экономическое развитие, успехи науки, секуляризация духовной жизни осуществлялись на фоне усиливающегося деспотизма верховной власти и при дальнейшем распространении крепостнических отношений, практически изжитых на Западе.

    Начавшиеся в ХVII в. преобразования порождались стремлением правительства догнать развитые страны прежде всего в военно-техническом отношении. С учетом этого обстоятельства становится понятно, почему реформы могли осуществляться только в жестких формах при нарастающем деспотизме власти и крепостничестве. Подстегивая страну, правительство делало ставку не на поощрение частной инициативы, что и могло заложить основы прогресса, а на усиление государственного вмешательства во все сферы экономической и общественной жизни. Модернизационный рывок действительно происходил, однако перенапряжение сил общества вскоре порождало очередной кризис и застой, рост социальной напряженности и новое отставание от уходившего вперед Запада.

    Озабоченные отставанием в военной области, русские государственные деятели предпетровского времени не ограничивались в своих реформаторских планах только вопросами военными и фискальными. Их преобразовательные проекты исходили из того убеждения, что в сознании части общества произошел определенный поворот: в чужих землях многое делается лучше, западные народы сильнее своим знанием, мастерством, искусством, надо у них учиться.



    Уже в царствование первого Романова проявилась тенденция к заимствованию некоторых западных достижений. Западные обычаи, предметы домашнего обихода постепенно становились частью быта верхов российского общества. Царь Алексей Михайлович, сам не бывший последовательным сторонником новшеств, в то же время благоволил отечественным реформаторам: А.Л.Ордин-Нащокину, Ф.М.Ртищеву, А.С.Матвееву и др. А.Л.Ордин-Нащокин, которого В.О.Ключевский называет «самым замечательным из московских государственных людей ХVII в.», предложил обширный план преобразований, направленных на совершенствование центрального и местного управления, системы налогообложения, развитие промышленности и торговли, укрепление армии и строительство флота. Во внешней политике А.Л.Ордин-Нащокин отстаивал необходимость борьбы со Швецией за выход России к Балтийскому морю. Большинству проектов реформатора осуществиться в этот период было не суждено.



    В это время в России уже довольно отчетливо прослеживались два общественных течения. Одно из них, которое позже назовут «западническим», объединяло «теоретиков и практиков, наукой и опытом познавших сладость и превосходство европейской цивилизации» (С.Ф.Платонов). Другое, национально-консервативное, было направлено против реформ как в гражданской, так и в церковной сфере.

    В царствование Федора Алексеевича (1676-1682) началась деятельность талантливого реформатра-западника В.В.Голицына. Одной из главных реформ, проведенных в этот период, была отмена местничества (1682). Государь получил, наконец, возможность сам решать, «где кому быть», учитывая при назначении на государственные и военные должности таланты и заслуги соискателя, а не древний порядок чиновной иерархии.

    Многочисленные проекты преобразований, которые разрабатывал Голицын (планы освобождения крестьян от власти помещиков, создание наемной армии, распространение веротерпимости), в основном таковыми и остались. Можно указать лишь на законы, смягчавшие нравы, такие, например, как облегчение условий холопства за долги, отмена казни за «возмутительные» слова и наиболее жесткие наказания для преступников, а также ряд нововведений, касавшихся главным образом быта и образования.

    В конце ХVII в. страна была на пороге решительных перемен, уже подготовленных предшествующим развитием. Назревшие реформы можно было проводить за счет уменьшения государственного давления на общество при одновременном поощрении частной инициативы и постепенном ослаблении сословной несвободы. Такой путь стал бы продолжением реформаторской деятельности А.Л.Ордин-Нащокина и В.В.Голицына. Другой путь предполагал еще большее ужесточение режима, крайнюю степень концентрации власти, усиление крепостничества и - в результате непомерного напряжения сил - реформационный рывок. Традиции деспотической государственной власти в России и характер явившегося в конце века реформаторства сделали более вероятным второй вариант.

    Рубеж ХVII-ХVIII вв. в истории России связан с именем Петра I, великого реформатора, преобразования которого охватывали самые разнообразные сферы жизни страны. Петр был первым человеком, который понял всю глубину отсталости России от передовых европейских стран и осознал необходимость реформирования.

    Что представляла собой Россия в этот период? Несколько железоделательных заводов, несколько мануфактур (20-30 на всю страну). Армии по существу не было. Она состояла из нескольких полков, причем плохо вооруженных. Между войнами эту армию распускали по домам, чтобы не тратить на нее государственных средств. Школы были при церквях, в которых учили грамоте и священному писанию. Да и тех было мало. Светского образования не существовало, не было национальной медицины, не было ни одного русского врача, кроме редких иноземцев. В государственных делах царил застой, торговля и промышленность шли к упадку, разрушались заводы, войско находилось в плачевном состоянии. В то же время страна стояла накануне великих преобразований, которых требовали и народное хозяйство России, и государственное управление, и войско. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Отметим важнейшие из них:

    1) активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

    2) интенсивное развитие внутренней и внешней торговли;

    3) реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

    4)переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

    5)тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержец»;

    6)оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.) с учетом европейских законодательств;

    7)реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменение в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам);

    8)размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона; появление национально-консервативного и западнического течений.

    Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в ХVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице ПетраI. Образно говоря, Петр I, обуздав российское общество, заставил его сократить разрыв от Европы и преодолеть путь от патриарахальной Московии к европейской Петербургской державе.

    Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695 – 1715 гг. и 1715 - 1725 гг.

    Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирования торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

    Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

    Анализируя в целом преобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осуществления, значение), следует подчеркнуть, что реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. На этом основывалась вся внутренняя и внешняя политика императора.