Тест реформаторская деятельность м сперанского. Реформаторская деятельность Сперанского М.М. Сословия России по проекту Сперанского

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема урока: Реформы М.М.Сперанского.

Цели и задачи:

  1. познакомить с предложениями М.М.Сперанского по усовершенствованию государственного порядка, результатами преобразований; определить причины отставки;
  2. развивать навыки анализа исторических источников, постановки и разрешения проблем;
  3. развивать умение оценивать исторических личностей через категории гуманности, непредвзятости.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: иллюстрации и документы учебника.

Основные понятия и даты : реформа, консерватизм,1810-образование Государственного совета, 1809-проект Сперанского «Введение к уложению государственных законов».1812-отставка Сперанского.

План урока:

  1. Биография Сперанского
  2. Проект реформ Сперанского: замыслы и результаты
  3. Отставка Сперанского

Ход урока:

1 .Орг. момент.

2.Проверка д/з. Тест по теме «Внешняя и внутренняя политика Александра I до 1812 г.»

1 . Период правления Александра I:

  1. 1796-1801 гг.
  2. 1801-1825 гг.
  3. 1807-1826 гг.
  4. 1825-1855 гг.

2.Министерская реформа 1802 г. предусматривала:

  1. ликвидацию петровских коллегий
  2. передачу министерствам высшей судебной власти
  3. ослабление централизации и усиление местных начал
  4. выборность чиновников высшего и среднего звена

3.Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал:

  1. отмену крепостного права
  2. ликвидацию рекрутских наборов
  3. освобождение крестьян за выкуп с землёй с согласия помещика
  4. переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины

4 . О чьей деятельности идёт речь в сочинении В. О. Ключевского?

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призывал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада... Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований.

5.Один из воспитателей Александра I, швейцарский политик Ф. С. Лагарп был приверженцем идей:

  1. консерватизма
  2. либерализма
  3. сильной самодержавной власти
  4. социализма

6.Укажите одно из направлений внешней политики России начала XIX в.:

  1. война со Швецией за побережье Балтийского моря
  2. присоединение Камчатки и Приморья
  3. поддержка национально-освободительной войны польского народа
  4. возвращение исконно русских земель, отторгнутых в Смутное время

7. Итогом военной кампании 1807 г. стало:

  1. присоединение Финляндии
  2. окончание русско-турецкой войны
  3. вступление русских войск в Париж
  4. заключение Тильзитского мира между Россией и Францией

8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Событие

Значение события

1. Сражение под Аустерлицем

А. Создание герцогства Варшавского

2. Русско-иранская война 1804-1813 гг.

Б. Присоединение к России территории Закавказья

3. Русско-турецкая война 1806-1812 гг.

В. Распад третьей антифранцузской коалиции

Г. Присоединение к России Бессарабии

9. Вставьте пропущенное слово.

Торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806 г., получила название _______________ блокады.

3. Изучение нового материала.

Закончил деятельность «Негласный комитет» и среди советников императора появился человек, которого позже Наполеон назовет самым светлым умом России – Михаил Михайлович Сперанский.

Читаем документ учебника о биографии Сперанского .

Как вы считаете, каковы факторы успеха Сперанского? Какие черты характера способствовали его карьерному росту?

А теперь попробуем разобраться в главных идеях и составить схему государственного управления по Сперанскому.

Император

Государственный Совет

(Законосовещательный орган)

Государственная Дума

(законодательный орган)

Министерства

(исполнительный орган

Сенат

(судебный орган)

Принцип разделения властей, выборность законодательной ветви власти, наличие политических и гражданских прав

Назовите негативные стороны проекта, тормозящие развитие страны.

Предложения сохраняли устои самодержавия: сохранялся сословный строй, избирательным правом обладали лишь представители первых двух сословий, выборы были многоступенчатыми, руководить работой Думы должен был канцлер, назначаемый царем.

С 1807 по 1812 год его круг деятельности был весьма широк, но главная работа была связана с государственным переустройством. Только перечисление того, что сделал, заняло бы несколько томов. Но в это время появляется и много врагов. Недовольны были дворяне, которым предписывалось служить на государственной службе, вводились налоги на дворян-землевладельцев, был строг со взяточниками и казнокрадами. В 1812 он был вызван во дворец, а оттуда сослан в ссылку Нижний Новгород, а затем в Пермь, где и прожил до 1816 года. Часто писал письма с просьбой быть полезным стране на службе, но этого пришлось ждать долго. Лишь в 1819 был назначен генерал-губернатором Сибири, в 1821 году смог вернуться в Санкт-Петербург, где занимался важной работой. В 1826 году возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, занимавшееся кодификацией законов. За это был награжден высшим орденом Российской империи – орденом Андрея Первозванного.

Что же удалось реализовать? Совсем немного. В 1810 г. Учрежден Государственный совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы. Напрашивается вопрос, почему

В чем сам Сперанский видел причину негативного отношения к нему общества?

В чем современник видит причину негативного отношения верхов к реформам Сперанского?

Вывод: чиновничество не хотело расставаться со своими привилегиями, дворянство не желало изменять привычный образ жизни, накануне войны с французами Александр побоялся критики в свой адрес из-за симпатий Сперанского преобразованиям во Франции.

  1. Обобщение нового материала.

Тестовое задание

1. В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета, который являлся:

  1. высшим судебным органом
  2. законосовещательным органом при императоре
  3. главным органом исполнительной власти
  4. законодательным органом власти

2. Проект политической реформы М. М. Сперанского был подготовлен в:

  1. 1803 г.
  2. 1805 г.
  3. 1809 г.
  4. 1811 г.

3. Согласно «Введению к уложению государственных законов»:

  1. управление государством должно осуществляться на основе разделения властей
  2. вся полнота власти должна принадлежать только императору
  3. исполнительную власть осуществляет Сенат
  4. законодательная власть принадлежит министерствам

4. Противодействовали реформам М. М. Сперанского:

  1. либералы
  2. консерваторы
  3. крепостные крестьяне
  4. рабочие

5. Соотнесите идеи, связанные с государственными преобразованиями, и их авторов (ответ запишите в виде сочетания цифр и букв):

Идеи

1) Ограничение самодержавной власти царя и ликвидация крепостного права

А) Негласный комитет

2) Сохранение и упрочение самодержавия как единственного пути в развитии государственности России

Б) М. М. Сперанский

3) Предоставление помещикам возможности освобождать своих крестьян за выкуп с землёй

В) Н. М. Карамзин

5 . Домашнее задание. П.3

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Биография Михаила Михайловича Сперанского. Первый проект политических преобразований. Вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии. Введение к уложению государственных законов. Реализация реформ Сперанского на практике.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2012

    Политическая ситуация в России в первой половине XIX века. Личность Александра I, его реформы. Биография М.М. Сперанского, его назначение на должность помощника царя, планы и некоторые реализованные реформы, а также дальнейшая деятельность в ссылке.

    реферат , добавлен 27.10.2009

    Первые годы царствования Александра I. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. Служебная карьера Сперанского и претворение плана в жизнь. Установление трех основных сословий. Проект политической реформы и причины неудачи.

    презентация , добавлен 11.11.2014

    Краткая биография М.М. Сперанского. План преобразований центрального управления, Государственного Совета, учреждения министерств и Сената. Реорганизация финансовой политики России. Отлучение от государственных дел и восстановление Сперанского на службе.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2012

    Определение факторов, повлиявших на укрепление государственного аппарата и проведение ряда реформ в начале XIX в. Исторические условия формирования мировоззрения М.М. Сперанского. Деятельность М.М. Сперанского в период правления Александра I и Николая I.

    реферат , добавлен 29.04.2019

    Учение Михаила Михайловича Сперанского о праве и государстве. Анализ его государственно-правовых взглядов по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2016

    Биография графа Михаила Михайловича Сперанского - общественного и государственного деятеля времён Александра I и Николая I, реформатора, законотворца, основателя российской юридической науки и теоретического правоведения. Политические взгляды и реформы.

    презентация , добавлен 15.01.2015

    Краткий обзор биографии М.М. Сперанского. Политико-правовые взгляды. Отличия гражданского и правового рабства. Сперанский - участник либеральных преобразований в начале царствования Александра I. Реформы государственного управления, их роль и значение.

    Задание № 1. Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

    1801 — статс-секретарь при госсекретаре, 1802 — статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 — статс-секретарь Александра I, 1808 — товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 — государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 — ссылка

    Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей)

    Задание № 2. Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада

    План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского

    Задание № 3. Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

    Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований

    Задание № 4. Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского»

    Основные положения Положительные стороны Отрицательные стороны

    Осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

    Создать систему представительских учреждений

    Определить порядок, функции и ответственность органов исполнительной власти

    Выборность судебной власти на местах

    Разделение на три сословия всего населения России и наделение его определенными для каждого сословия правами

    Монарх сохранял верховную власть

    Децентрализация власти

    Стремление поставить исполнительную власть под контроль выборных органов

    Предоставление гражданских прав всему населению

    Привлечение к управлению страной более широких слоев населения за счет системы выборов

    Недовольство крестьянского и дворянского сословий

    Неудобство нового порядка выборов

    Несогласованность

    Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы

    Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью

    Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях

    Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права

    Основная масса населения оста-валась бесправной

    Задание № 5. Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

    Сенат — состоит из двух частей — Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором

    Государственная Дума — выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу

    Государственный совет — совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним

    Министерства — орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой

    Задание № 6. Выберите правильный ответ

    По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

    а) самодержавной монархие

    б) конституционной монархией

    в) парламентской монархией

    г) республикой

    Задание № 7. На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского

    Задание № 8. Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского»

    Причины Последствия

    Реформы затрагивали интересы высших слоев населения

    Либеральный характер реформ

    Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества

    Личность самого Сперанского («попович»)

    Симпатии Сперанского к государственному устройству Франции в условиях обострения отношений двух стран

    Интриги двора

    Нерешительность Александра I

    Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффективности аппарата управления

    Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общества

    Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)

    Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

    Задание № 9. Заполните таблицу «Функции министерств»

    Название министерства Функции
    Военное министерство Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения всех сухопутных вооруженных сил
    Морское министерство Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения, строительства военно-морских сил
    Министерство иностранных дел Все международные отношения государства и связанные с этим «места и лица», дворцовый церемониал
    Министерство юстиции Управление судебными учреждениями и вопросы судопроизводства
    Министерство внутренних дел Промышленность, сельское хозяйство, городское и земское хозяйство, медицина, гражданское строительство, перепись населения и статистика
    Министерство финансов Доходное имущество, горное дело, все налоги, повинности и сборы, государственный бюджет, государственные кредиты и займы, кредитные учреждения (банки)
    Министерство народного просвещения Управление учебными заведениями, Академией наук, научными учреждениями, музеями и ведало цензурой
    Министерство коммерции Внешняя и внутренняя торговля, таможня, коммуникации

    Вступление на трон молодого императора Александра I совпало с необходимостью кардинальных преобразований во многих сферах российской жизни. Молодой император, получивший прекрасное европейское образование, задался целью реформировать и российскую систему обучения. Разработка базовых перемен в области просвещения была поручена М. М. Сперанскому, который достойно проявил себя в деле преобразования страны. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. показала возможность преобразования империи в современное государство. И не его вина, что многие замечательные проекты так и остались на бумаге.

    Краткая биография

    Михайлович родился в семье бедного сельского священнослужителя. Получив хорошее домашнее образование, Сперанский решил продолжить дело отца и поступил в Санкт-Петербургское духовное училище. После окончания этого учебного заведения Сперанский некоторое время работал учителем. Позднее ему посчастливилось занять должность личного секретаря князя Куракина, который являлся одним из самых близких друзей у Павла I. Вскоре после вступления на трон Александра I Куракин получает должность генерал-прокурора при Сенате. Не забыл князь и про своего секретаря - Сперанский получил там же должность государственного чиновника.

    Незаурядный ум и отличные организаторские способности сделали бывшего учителя практически незаменимым человеком в Сенате. Так начиналась реформаторская деятельность Сперанского М. М.

    Политическая реформа

    Работа в подготовила М. М. Сперанского к работе по внедрению политических и социальных преобразований в стране. В 1803 году Михаил Михайлович изложил свое видение судебной системы в отдельном документе. «Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» сводилась к постепенному ограничению самодержавия, превращению России в конституционную монархию, усилению роли среднего класса. Так, чиновник предлагал учитывать опасность повторения «французского безумия» в России - то есть французской революции. Не допустить повторения силовых сценариев в России и смягчить самодержавие в стране - в этом и заключалась реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

    Кратко о главном

    В политических преобразованиях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сводилась к нескольким пунктам, которые позволили бы стране стать правовым государством.

    В целом одобрил «Записку…». Созданная им комиссия принялась разрабатывать детальный план новых преобразований, которым положила начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Замыслы первоначального проекта неоднократно критиковались и обсуждались.

    План реформ

    Общий план был составлен в 1809 году, и его основные тезисы были следующими:

    1. Управлять Российской империей должны три ветви государственной должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; рычаги исполнительной власти принадлежит профильным министерствам, а судебная власть находится в руках Сената.

    2. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. положила начало существованию еще одного органа власти. Он должен был называться Совещательный совет. Новое учреждение должно было находиться вне веток власти. Чиновники этого учреждения должны рассматривать различные законопроекты, учитывать их разумность и целесообразность. Если Совещательный Совет будет за - окончательное решение будет принято в Думе.

    3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского имела целью разделить всех жителей Российской империи на три больших сословия - дворянство, так называемый средний класс и рабочий люд.

    4. Управлять страной могли лишь представители высших и средних классов. Имущественным классам предоставлялось право голосования, избрания в различные органы власти. Рабочему люду предоставлялись лишь общие гражданские права. Но, по мере накопления личной собственности для крестьян и рабочих существовала возможность перейти в имущественные классы - сначала в купечество, а затем, возможно, и в дворянство.

    5. Законодательную власть в стране представляла Дума. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. послужила основой для возникновения нового механизма выборов. Депутатов предлагалось выбирать в четыре ступени: сначала выбирались волостные представители, потом они определяли состав окружных дум. На третьем этапе проводились выборы в законодательный совет губерний. И лишь депутаты губернских дум имели право принимать участие в Руководить работой Государственной Думы должен был назначенный царем канцлер.

    Эти краткие тезисы показывают основные итоги кропотливой работы, которую пробудила к жизни реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки выросло в многолетний, разработанный поэтапно план по преобразованию страны в современную державу.

    План действий

    Опасаясь революционных движений, царь Александр I принял решения выполнять озвученный план поэтапно, чтобы не вызывать к жизни сильных катаклизмов в российском обществе. Работу по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении нескольких десятилетий. Конечным итогом должно было стать упразднение крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

    Обнародование Манифеста о создании нового органа власти, Государственного совета, было первым шагом по дороге преобразований, которую проложила реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

    • все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;
    • совет оценивал содержание и разумность новых законов, оценивал возможность их принятия и реализации;
    • члены Государственного совета должны были принимать участие в работе профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

    Свертывание реформ

    В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. Он был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

    Итоги

    По поручению царя Сперанский М. М. разрабатывал проекты финансовых и экономических преобразований. Они предусматривали ограничение расходов казны и увеличение налогов для дворянства. Такие проекты вызвали резкую критику в обществе, против Сперанского выступали многие известные мыслители того времени. Сперанский был даже заподозрен в антироссийской деятельности, а на фоне усиления Наполеона во Франции такие подозрения могли иметь очень глубокие последствия.

    Опасаясь открытого возмущения, Александр отправляет Сперанского в отставку.

    Значимость реформ

    Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.

    ▫ На мнение - имеет. На высказывать гадости - выходит, тоже. Увы. И то: разве ж высказанное этим деятелем (уж не знаю, с каких таких дум и по какой при чине... жара? настолько увлёкся учением? иное?) оскорбительно? Это же не с айфоном зайти куда, поснимать! И не станцевать под песенку. Глупую, правда, песенку. Вот зайти с айфоном и под песенку когда - вот то настоящее оскорбление! На школьном сайте проглядывается называние заслужившего - заслуженными эпитетами... ========================= А ещё есть понятия `честь` и `совесть`. Наряду с понятиями `Да класть я хотел!`, к сожалению. ... Коллеги этого `докладчика` прокомментировали. Привожу мой уже комментарий - к их комментарию: - епископ Стефан призвал `спокойнее относиться` к высказываниям главы Белгородской епархии и не рассматривать их `в контексте того, что владыка Иоанн кого-то там осуждает или привносит что-то такое в религиозное осмысление событий, что является каким-то новшеством`. ================= Итишкин же ты кот, а! ПРИВНОСИТ! И не `что-то такое`, а... А сдуреть что он привносит. И именно в религиозное - да! - осмысление событий. Но вы, дескать, того... Спокойней относитесь. Не рассматривайте. Ибо сказал этот сказун хоть и так, да вот ни разу не так! (Почему? А потому! Но как же так... А вот так!). ... Расслабтесь, типа. Поедайте свой попкорн. Спокойней, граждане, что за треволнения. ========================== Ладно хоть не сказал `А ну цыть тут у меня, рты, вишь, пораскрывали!`... Вот вообще - совесть есть?! Стыд - есть?!
    ▫ Пушкин так Радищева чихвостил, особенно касательно слога и содержания, что после его выпадов Радищева страшно даже открывать. Вот и не стала министр читать ересь всякую, ну а потом немного ошиблась. Но в целом же попала правильно. Не ревизора же она назвала. :):) Но, почему она не сказала, что школы сами выбирают программы для изучения, так как теперь важны универсальные знания, целостное понимание, бла-бла...Ведь это мог быть `заказ` конкурентов...., а время эфира ограничено, она могла бы до бесконечности `уходить от темы`. В этом она ступила.. Вот когда какую-то министершу про снилс спрашивали, она такого лазаря напела, договорились до того, что это вовсе не православие против, вовсе не Патриарх 2013 году выступал с трибуны, а какие-то ортодоксы и секты против снилса, а православие За....и ничего не изменилось....
    ▫ Каждый имеет право на свое мнение! Мой родной дядя в 18 лет погиб под Тверью, был крещен. И два брата бабушки погибли в 20 - 24 года, оба крещеные... Статистики нет и не может быть - сколько было крещеных, а сколько нет... Но и обзываться не делает чести здесь присутствующим. Низкий уровень воспитания, к сожалению, проглядывается и на школьном сайте...Эх, педагоги!