Серебряный век русской поэзии гумилев. Все школьные сочинения по литературе. Гумилев николай степанович

Гумилев Николай Степанович (1886-1921), русский поэт и критик, основатель литературного течения акмеизма (греч. akme, цветущая сила).

Родился 3 (15) апреля 1886 в Кронштадте, сын судового врача. Проведя детство в Царском Селе и в Санкт-Петербурге, отрочество — в Тифлисе, юность — снова в Царском Селе, Гумилев вбирает в душу впечатления имперской мощи и воинской доблести впережку с южной экзотикой, что и определяет изначально его вкусы, его поэтический почерк.

Не слишком усердный в гимназическом учении (хотя директором его гимназии работает знаменитый поэт Иннокентий Анненский ), Гумилев весьма усерден во внепрограммном «приключенческом» чтении. С трудом и опозданием окончив гимназию, он тотчас уезжает в Париж, где проводит два года, общаясь с французскими поэтами и художниками и пытаясь издавать литературно-художественный журнал «Сириус», весьма далекий, как видно и из названия, от повседневной обыденщины и предназначенный, как видно из издательских разъяснений, исключительно «для изысканного понимания».

В 1908 году Гумилев возвращается в Россию сформировавшимся поэтом и критиком. Однако скоро становится очевидно, что он ведет себя совсем не так, как принято в тогдашней поэтической среде, проникнутой декадентской «расслабленностью». Гумилев — уникальный пример, когда человек готов практически служить идеалу и в этом деле воинствует. Верность его однажды принятым воззрениям и обязательствам неукоснительна. Крещенный в православии, он и среди скептических интеллигентов его круга, и впоследствии среди крутых большевиков продолжает при виде каждой церкви осенять себя знамением, хотя, по ядовитой характеристике Ходасевича, «не подозревает, что такое религия». Присягнувший царю, он и при Советской власти остается монархистом, причем он не скрывает этого ни от простодушных пролеткультовцев, которым читает лекции, ни от чекистских следователей, которые его допрашивают.

Первый сборник стихов Гумилева «Путь конкистадоров» (1905) был опубликован еще в студенческие годы. За ним последовали «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912) — эти книги Гумилев издает в Санкт-Петербурге, в Париже и вновь в Санкт-Петербурге в паузах между поездками в Египет, Абиссинию и Сомали с целью изучения быта африканских племен (собранные коллекции Гумилев передает Музею антропологии и этнографии). Однако неопределенность эстетической программы символизма разочаровала Гумилева, он искал ясности, точности и употребления слов в их прямых, а не переносных значениях: для него роза была прекрасна сама по себе, как цветок, а не как романтический символ. Он первым ввел в русскую поэзию экзотические темы. В 1912 Гумилев организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили его тогдашняя жена Анна Ахматова , С.М. Городецкий , О.Э. Мандельштам и другие.

Когда разразилась Первая мировая война, пошел на фронт добровольцем. 24 августа 1914 г. Гумилёв был зачислен в 1-й эскадрон лейб-гвардии Ее Величества государыни императрицы Александры Федоровны уланского полка и 28 сентября, получив боевого коня, отправился на передовую, к границе с Восточной Пруссией. Уже в декабре 1914 г. улан Гумилёв был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, а в январе 1915 г. произведен в младшие унтер-офицеры. Николай Гумилёв ведет подробнейший дневник военных дней. Корреспонденция Гумилёва с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». 28 марта 1916 г. Гумилёв получил первый офицерский чин прапорщика с переводом в 5-й Александрийский гусарский полк.

25 июля 1916г. Гумилёв снова выехал на театр военных действий. В сентябре — октябре 1916 г. в Петрограде держал офицерский экзамен на корнета. Не сдав (из 15) экзамен по фортификации, Гумилёв снова отбыл на фронт. Новый 1917 год встретил в окопах, в снегу. Завершилась служба Гумилёва в 5-м Гусарском полку неожиданно. Полк был переформирован, а прапорщик Гумилёв направлен в Окуловку Новгородской губернии для закупки сена частям дивизии; там застала его Февральская революция и отречение императора Николая II от престола. Гумилёв разочарован. Себя считает неудачником, прапорщиком разваливающейся армии. В апреле 1917 г. из штаба полка пришло сообщение о награждении прапорщика Гумилёва орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, но поэт не успел его получить. Он добился командировки на Салоникский фронт, и 17 мая Анна Ахматова проводила мужа на крейсер. Но поскольку Россия была выведена из войны неслыханно позорным Брестским миром, Гумилёв в апреле 1918 г. возвратился домой, в Россию. Царское Село переименовано в Детское Село, дом Гумилёвых реквизирован. Анна Ивановна, мать Гумилёва, с сыном Лёвушкой живут в Бежецке. Анна Ахматова попросила развод…

Несмотря на войну Гумилев печатает сборники «Колчан» (1916), «Костер» (1918). Он был первоклассным переводчиком и опубликовал полный стихотворный перевод книги Т. Готье «Эмали и камеи» (1914), названный «чудом перевоплощения». В прозе проявил себя великолепным стилистом, сборник его рассказов Тень пальмы был опубликован посмертно в 1922.

Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистский переворот 1917, однако эмигрировать отказался. Гумилев был уверен, что его «не тронут». Он полагал, что в случае чего его защитит имя. Он думал, что если монархические симпатии признавать открыто и честно, то это — лучшая защита. Такой принцип вполне срабатывал в студиях «Пролеткульта» и в «Балтфлоте», где Гумилев вел занятия и читал лекции и где гогочущие слушатели принимали «монархизм» мэтра как здоровую шутку или чудачество.

Последние годы Гумилев продолжал работать лихорадочно. Он успел опубликовать при советской власти несколько сборников стихов: «Фарфоровый павильон», «Шатер», «Огненный столп». Последняя книга, признанная впоследствии лучшей, вышла за считанные недели до ареста поэта и его гибели.

В 1921 Николай Гумилев был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 25 августа 1921. Чекисты, расстреливавшие его, рассказывали, что их потрясло его самообладание.

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, практически отсутствует политическая и патриотическая лирика.

Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран. Тем не менее совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко». Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».

Сборники стихов

  • Горы и ущелья (рукописный) (Тифлис, 1901)
  • Путь конквистадоров (1905)
  • Романтические цветы (Париж, 1908)
  • Жемчуга (1910)
  • Чужое небо (1912)
  • Колчан (1916)
  • Костёр (1918)
  • Фарфоровый павильон (1918)
  • Шатёр (1921)
  • Огненный столп (1921)

Пьесы

  • Дон Жуан в Египте (1912)
  • Игра (1913, опубликована 1916)
  • Актеон (1913)
  • Гондла (1917)
  • Дитя Аллаха (1918)
  • Отравленная туника (1918, опубликована 1952)
  • Дерево превращений (1918, опубликована 1989)
  • Охота на носорога (1920, опубликована 1987)

Драматические сцены и фрагменты

  • Ахилл и Одиссей (1908)
  • Зелёный тюльпан
  • Красота Морни (1919, опубликована 1984)

Проза

  • Записки кавалериста (1914—1915)
  • Чёрный генерал (1917)
  • Весёлые братья
  • Африканский дневник
  • Вверх по Нилу
  • Карты
  • Девкалион
  • Тень от пальмы (1909—1916)

Поэмы

  • Мик (1918)
  • Поэма начала (1921)

Переводы

  • Теофиль Готье «Эмали и камеи» (1914)
  • Роберт Браунинг «Пиппа проходит» (1914)
  • Альбер Самен «Полифем»
  • «Гильгамеш» (1918)
  • Уильям Шекспир «Фальстаф» (1921)

Критика

  • Статьи и заметки о русской поэзии (1923)

Издания

  • Гумилёв Н. С. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 632 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Гумилёв Н. С. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1989. — 469 с.
  • Гумилёв Н. С. Письма о русской поэзии / Сост. Г. М. Фридлендер (при участии Р. Д. Тименчика); Подгот. текста и коммент. Р. Д. Тименчика. — М.: Современник, 1990. — 383 с.
  • Гумилев Николай. Избранное. -М.: Книжный клуб 36,6, 2011. - 560 с.

Серебряный век — это не просто несколь-ко русских поэтов. Это особое явление в ду-ховной жизни России. Само определение «серебряный» основано было на сопостав-лении с пушкинской эпохой, которую назы-вали золотым веком русской поэзии. Этим эпитетом пользовались сами поэты. Так, в «Поэме без героя» Анны Ахматовой есть такие строки:

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл .

Однако в определении «серебряный век» заложен и иной смысл, отражена вторая сто-рона духовной жизни России рубежа веков. Серебряный век в отличие от пушкинского золотого проходил под знаком луны. Луна в мировой мифологии — это символ ущерба, умирания, и вся культура начала века была пронизана тревожными предчувствиями гря-дущих страшных лет России. Две эти особен-ности — бурный расцвет и предощущение близкого краха предопределили развитие русской поэзии серебряного века.

Он начался в 90-е годы XIX века; расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества А. Блока, А. Бело-го, 3. Гиппиус, Вяч. Иванова, В. Брюсова. И в те же годы на русском Парнасе появляются новые литературные течения: после безраз-дельного господства символизма его пози-ции оспаривают прямые наследники — акме-исты, и прямые оппоненты — футуристы. В эти годы в поэзию активно входят Анна Ахма-това, Михаил Кузмин, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Марина Цветаева, Велимир Хлеб-ников, Сергей Есенин, Николай Клюев, Борис Пастернак. Спорным является вопрос о том, когда же закончился серебряный век русской поэзии. Этой датой можно назвать год 1921 — год трагической гибели двух величайших рус-ских поэтов: А. Блока и Н. Гумилева. О твор-честве последнего мне хотелось бы сказать подробнее.

Николай Гумилев вошел в русскую литера-туру как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учите-лем в ранние годы был другой поэт — Инно-кентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова — директором Царскосельской гимназии, в которой учился Н. Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение «Памяти Анненского», в ко-тором сказано: «Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей». Основные сборники Н. Гумилева — «Роман-тические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», «Костер» и последний, изданный в послед-ние дни перед смертью поэта — «Огненный столп». Если говорить о поэзии Н. Гумилева, сопоставляя это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том-числе и его собствен-ных, то главную его тему можно определить как тему преодоления. Некрасивый, блед-ный, слабый здоровьем, он преодолевает

свои изъяны, пускается в рискованные предприятия вроде путешествий в Афри-ку — их он совершил три — или доброволь-ного ухода на войну, где служил разведчи-ком. Эта тема отразилась и в его стихотво-рениях — их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как, например, в стихотворе-нии цикла «Капитаны»:

Пусть безумствует море и хлещет ,

Гребни волн поднялись в небеса

Ни один пред грозой не трепещет ,

Ни один не свернет паруса .

С годами в поэзии Н. Гумилева становится меньше экзотики, но его уважение к силь-ной, необычной личности остается неизмен-ным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К ним относит поэт и себя. Он много размышляет о своей смерти и представляет ее неизмен-но в героическом ореоле:

И умру я не на постели

При нотариусе и враче ,

А в какой - нибудь дикой щели ,

Утонувшей в густом плюще .

Много стихотворений Н. Гумилев посвя-тил теме любви. Главная героиня его любов-ной лирики может принимать различные об-лики — и сказочной принцессы, и фантасти-ческой египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, и Марга-риты из «Фауста» Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, по-священные Анне Ахматовой, с которой по-эта связывали сложные, неоднозначные от-ношения, сами по себе достойные романа. Образ поэтессы предстает перед нами в стихотворениях «Из логова змиева», «Она», «Укротитель зверей» и многих других. Лю-бовь в поэзии Гумилева — это прежде всего страсть, в которой есть черты «поединка ро-кового». Одно из самых известных его сти-хотворений о любви — стихотворение «Жи-раф», в котором унылому и пропитанному туманами миру противостоит мир яркий, мир, в котором царят веселые сказки таин-ственных стран...

Для поздней лирики Н. Гумилева, составив-шей последний сборник стихов, характерно обращение поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петро-граде, занимался активной общественной ра-ботой, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Н. Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьем о человеческой жиз-ни, о судьбе России, о своем поэтическом предназначении. Стихи эти сложны для пони-мания, но это не намеренная усложненность поэтического эксперимента, в принципе чуж-дого Н. Гумилеву, а сложность самой автор-ской мысли. Это такие стихотворения, как «Память», «Лес», «Заблудившийся трамвай», «Пьяный дервиш», В целом поэзии Н. Гумиле-ва не свойственны дерзкие поиски в области формы стиха, скорее, он тяготеет к классиче-ским традициям,

В его поэзии больше зрительных образов, чем звуковых, и его поэтической речи не свойственна напевность, как, например, у Есенина, но необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора делают читателя как бы соавтором поэта, соучаст-ником его размышлений и чувств.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Н. Гумилева «Слово»:

В оный день , когда над миром новым

Бог склонял лицо свое , тогда

Солнце останавливали словом ,

Словом разрушали города ,

И орел не взмахивал крылами .

Звезды жались в ужасе клуне .

Если , точно розовое пламя ,

Слово проплывало в вышине .

А для низкой жизни были числа

Как домашний , подъяремный скот ,

Потому , что все оттенки смысла

Умное число передает .

Патриарх седой себе под руку

Покоривший и добро и зло ,

Не решаясь обратиться к звуку ,

Тростью на песке чертил число .

Но забыли мы , что осиянно

Только слово средь земных тревог ,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано , что слово это Бог .

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества

И , как пчелы в улье опустелом ,

Дурно пахнут мертвые слова .

Стихотворение это относится к поздней лирике Н. Гумилева. Оно было впервые на-печатано в 1921 году. В произведении зву-чат философские размышления автора о природе слова. Противопоставлены друг другу два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей — символом его яв-ляется «умное слово», и высший, божест-венный путь, воплощенный в слове.

Стихотворение развивает классические традиции — в нем можно усмотреть аллю-зию на пушкинского «Пророка», лермон-товского «Поэта». Именно поэт в современ-ном мире, в котором люди забыли боже-ственную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, Н. Гумилев обращается к самому высокому авторитету для человека христианской культуры — к Евангелию.

В соответствии с темой, стихотворение отличает высокий стиль. Для его создания поэт использует архаизмы (оный час, осиян-но), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации произве-дение звучит как торжественная деклама-ция. Оно написано пятистопным хореем, тем же размером, которым написано стихо-творение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...».

В произведении выражена глубокая фило-софская мысль поэта, особенно значитель-ная в то время, когда нередко брал слово маузер.

Н. Гумилев стал одним из символов куль-туры серебряного зека. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность. Культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и поэт.

Сочинение на тему: Николай Гумилев – поэт «серебряного века»

«Серебряный век» в русской литературе - это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом «серебряного века» считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.

Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному» и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, «естеству». Но и их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Это хорошо видно на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX века Николая Гумилева, чьи стихотворения поражают нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.

Сам Гумилев называл свою поэзию музой дальних странствий, поэт был верен ей до конца своих дней. Знаменитая баллада «Капитаны» из принесшего Гумилеву широкую известность сборника стихов «Жемчуга» - это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстает перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости.

Быстрокрылых ведут капитаны - Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал малъстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий - Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

Даже в военной лирике Николая Гумилева можно найти романтические мотивы. Вот отрывок из стихотворения, вошедшего в сборник «Колчан»:

И залитые кровью недели Ослепительны и легки, Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Я кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть. Словно молоты громовые Или воды гневных морей, Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей.

Романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко выраженным редкостным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни. Современники называли Гумилева поэтом-воином. Один из них писал: «Войну он принял с простотою. с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности». Как известно, в годы первой мировой войны Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. По его прозе и стихам мы можем судить, что поэт не только романтизировал военный подвиг, но и видел и сознавал весь ужас войны.

В сборнике «Колчан» начинает рождаться новая для Гумилева тема - тема России. Здесь звучат совершенно новые мотивы - творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает глубочайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:

Он стоит пред раскаленным горном,

Невысокий старый человек.

Взгляд спокойный кажется покорным

От миганья красноватых век.

Все товарищи его заснули,

Только он один еще не спит:

Все он занят отливанием пули,

Что меня с землею разлучит.

Последние прижизненные сборники стихов Н. Гумилева изданы в 1921 году - это «Шатер» (африканские стихи) и «Огненный столп». В них мы видим нового Гумилева, поэтическое искусство которого обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, мастерским использованием прозаически-бытовых и фантастических деталей. В творчестве Николая Гумилева мы находим отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии - экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта:

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. Прекрасный художник, Николай Гумилев оставил интересное наследие, оказал значительное влияние на развитие российской поэзии.

130 лет назад родился Николай Гумилев - Русский офицер, поэт и исследователь, загубленный большевиками

15 апреля 1886 года, 130 лет назад родился русский поэт Серебряного века и исследователь Африки незабвенный Николай Степанович Гумилёв.

Николай Степанович Гумилёв (3 (15) апреля 1886, Кронштадт — 26 августа 1921, под Петроградом) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. Отец Коли - корабельный врач, участвовал в нескольких кругосветных плаваниях и много рассказывал сыну о море и путешествиях.

В литературе Гумилев дебютировал как символист . Первый сборник стихов «Путь конквистадоров» он издал в 1905 году , впоследствии считая его «ученическим опытом». Этот труд удостоил отдельной рецензией Валерий Брюсов - один из авторитетнейших поэтов того времени. Долгое время Гумилев считал Брюсова своим учителем , и мэтр покровительствовал молодому поэту, относясь к нему по-отечески.

Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, в творчестве Гумилёва практически отсутствует политическая тематика. Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран, тем не менее, совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко» . Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».

Николай Гумилев много путешествовал - побывал в Италии, во Франции, совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке, откуда привез в Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию фотографий и предметов. А опыт многотрудных скитаний отразился в стихотворениях, сборниках, поэмах…

Одним из важных событий в творческой биографии Гумилева стало провозглашение нового литературного направления - акмеизма , ставшего для поэта выражением его внутренней художнической и личностной сути и привлекшего крупнейшие таланты эпохи, такие как А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Первой по-настоящему акмеистической книгой Гумилева стало «Чужое небо».

Во время Первой Мировой войны Гумилев пошел на фронт добровольцем , участвовал в боевых действиях, был дважды награжден за храбрость Георгиевскими крестами и получил офицерское звание. В годы войны он не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написан цикл очерков «Записки кавалериста», несколько пьес.

Приверженец монархии , Гумилев не принял большевистской революции 1917 года, однако эмигрировать отказался. Он был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда этого времени - много печатался, руководил в Петрограде Союзом поэтов, читал лекции, вместе с А.Блоком, М.Горьким, К.Чуковским и другими крупными писателями работал в издательстве «Всемирная литература».

В августе 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. И по постановлению Петроградской ГУБЧК от 24 августа 1921 года один из лучших поэтов «серебряного века» Николай Степанович Гумилев был расстрелян. Точная дата и место расстрела Гумилева неизвестны.

В 1907 году, в апреле, Гумилёв вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию. В России молодой поэт встретился с учителем — Брюсовым и возлюбленной — Анной Горенко . В июле он из Севастополя отправился в своё первое путешествие по Леванту и в конце июля вернулся в Париж.

Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки . Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию. Африка ещё с детства привлекала Гумилёва, его вдохновляли подвиги русских офицеров-добровольцев в Абиссинии (позднее он даже повторит маршрут Александра Булатовича и частично маршруты Николая Леонтьева).

Упорная и вдохновенная деятельность Гумилёва по созданию формализованных «школ поэтического мастерства» (три «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), к которой скептически относились многие современники, оказалась весьма плодотворной. Его ученики — Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Николай Оцуп, Всеволод Рождественский, Николай Тихонов и другие — стали заметными творческими индивидуальностями. Созданный им акмеизм, привлёкший такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стал вполне жизнеспособным творческим методом. Значительным было влияние Гумилёва и на эмигрантскую, и (как через Тихонова, так и непосредственно) на советскую поэзию (в последнем случае — несмотря на полузапретность его имени, а во многом и благодаря этому обстоятельству). Так, учениками Гумилёва считали себя не знакомые с ним лично Н. Н. Туроверов и С. Н. Марков.

"В Гумилёве было много хорошего. Он обладал отличным литературным вкусом, несколько поверхностным, но в известном смысле непогрешимым. К стихам подходил формально, но в этой области был и зорок, и тонок. В механику стиха он проникал, как мало кто. Думаю, что он это делал глубже и зорче, нежели даже Брюсов. Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. За всем тем его разговор, как и его стихи, редко был для меня «питателен». Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал её на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила. Иногда, после лекций о поэтике, он играл с нею в жмурки — в самом буквальном, а не в переносном смысле слова. Я раза два это видел. Гумилёв был тогда похож на славного пятиклассника, который разыгрался с приготовишками. Было забавно видеть, как через полчаса после этого он, играя в большого, степенно беседовал с А. Ф. Кони." Ходасевич, «Некрополь»

Период с 1890-ых годов до Октябрьской революции 1917 года в русской литературе принято называть Серебряным веком. Известно, что начало 19 века, когда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие поэты, вошедшие в классику мировой литературы, считается Золотым веком русской поэзии. Поэзия же начала 20 века – Серебряный век.

Почему именно так? Гумилев, Ахматова, Брюсов, Бальмонт, Анненский… Их творчество, их художественные открытия меньше значат для литературы? Их достижения менее значимы, чем достижения великих поэтов 19 века? Думаю, что это совершенно не так.

Одно из литературных направлений Серебряного века, давших миру множество талантливых имен, - акмеизм. Его теоретиком и практиком был прекрасный поэт Н. Гумилев. Он считал, что задача художника – выражать и отображать мир, окружающий человека. Но, в тоже время, акмеизм не касался социальных проблем, злободневных вопросов. Сфера интересов Гумилева лежала в основном в поисках и провозглашении романтического идеала.

Н.С. Гумилев родился в Кронштадте 3 (15) апреля 1886 г. в семье морского врача. Его детство прошло в Царском Селе, где он учился в царскосельской гимназии. В 1903 г. Гумилев познакомился с будущей поэтессой Анной Ахматовой. Чуть позже, в 1905 г., в Петербурге вышел первый сборник его стихов «Путь конквистадоров». Затем поэт уезжает в Париж, где проводит около трех лет. За границей он издавал журнал «Сириус» и опубликовал сборник стихов «Романтические цветы» (1908).

По возвращении в Россию Гумилев поступил в Петербургский университет, активно сотрудничал в газетах и журналах, основал «Академию стиха» для молодых поэтов. В 1909 - 1913 гг. он совершил три путешествия в Африку, в 1910 г. он женился на А.А.Горенко. В 1912 году Гумилев издал свой самый « акмеистический» сборник стихов - «Чужое небо».

С началом первой мировой войны поэт поступил добровольцем в уланский полк, за участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами.

В 1916 г. вышел в свет новый сборник стихов «Колчан». Гумилев в это время находился за границей в составе экспедиционного корпуса. Там он встретил события 1917 г. и возвратился в Петербург лишь в 1918 г. В последние три года поэт жизни активно занимался творческой, организаторской и преподавательской работой, издал сборники стихотворений «Костер», «Фарфоровый павильон», «Шатер», «Огненный столп».

3 августа 1921 г. Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре, а 25 августа 1921 г. - расстрелян.

Лирический герой Гумилева, как и все его раннее творчество, отличается особой энергией. Для этого героя нет пропасти между действительностью и мечтой: он утверждает приоритет дерзких грез, вольной фантазии.

Стихотворение «Капитаны» - одно из самых характерных стихотворений молодого поэта. Оно стало для читателей визитной карточкой Гумилева. На первом плане здесь - образ капитанов, представление поэта об идеале современного человека. Этот человек находит себя в романтике странствий. Его влекут неизведанные горизонты, он стремится прочь от домашнего уюта и серых будней.

Герой Гумилева пришел в этот мир не мечтательным созерцателем, а творцом жизни. Она для него ценна моментами преследования, борьбы, преодоления:

Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.

Кроме того, раннее творчество Гумилева отличает обилие романтически-фантастических мотивов («Песня о певце и короле», «Пять могучих коней мне дарил Люцифер…» и так далее). Здесь отчетливо проявляются мотивы, заимствованные из средневекового эпоса и западноевропейской литературы (тролль, одинокий король, Люцифер). В этих стихотворениях также ярко проявляется романтическое двоемирие и создается образ романтического героя с несчастной судьбой:

«И смеясь надо мной, презирая меня,

Мои взоры одел Люцифер в полутьму,

Люцифер подарил мне шестого коня

И Отчаянье было названье ему».

Часто в стихотворениях Гумилева встречается образ романтической страны, прекрасной и необычной («Жираф»). Она четко противопоставляется скучной обыденности, окружающей лирического героя:

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

Позднее творчество поэта резко отличается от его первых сборников. Вместо романтического жизнеутверждения - интонация скорбных разуверений, вместо яркой экзотики - приметы «проклятого захолустья». Жизнь души и тревоги сознания составляют основу поздних стихотворений Гумилева.

Даже заголовки у позднего Гумилева значительно разнообразней, чем прежде. Кроме географической или зоологической экзотики («Гиена», «Ягуар», «Жираф», «Озеро Чад» и т. п.) и называния героев стихотворений («Дон-Жуан», «Капитаны» и т. п.) поэт все чаще использует обозначения чувств, эмоциональных состояний, высших ценностей («Память», «Слово», «Душа и тело», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай», «Звездный ужас»).

Главный мотив стихотворения «Канцона вторая» из сборника «Огненный столп» - ощущение трагического, неразрешимого двоемирия. Зрелый Гумилев проводит мысль о жизни иной, исполненной смысла и красоты, в отличие от реального мира - мира «гниющего водоема» и пыльных дорог.

В мире реальности невозможно подлинное чудо и подлинная красота - в этом смысл данного стихотворения и всего позднего творчества поэта («не приведет единорога / Под Уздцы к нам белый серафим»).

Имя Н. Гумилева – одно из самых ярких и значимых не только в поэзии Серебряного века, но и в истории русской литературы. Этот художник обогатил мировую литературу не только своими самобытными произведениями, не только своими художественными открытиями, но и тем, что он стал основателем целого литературного направления, которое дало миру такие великие имена, как А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Анненский…