Причины создания ордена доминиканцев. Последние годы жизни. Орден доминиканцев с точки зрения педагогики

Девиз Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (Laudare, Benedicere, Praedicare) Основатель Святой Доминик Дата основания 1214 Год утверждения 1216 Количество монашествующих 5742 (2017) Сайт op.org

Св. Доминик

Организация

В 2017 году орден насчитывал 5742 монаха (из них 4302 священника) , служащих в 554 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины .

Женская ветвь ордена (второй орден) - 3724 монахини (подробнее см. Доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия , изучение наук, образование, борьба с ересями , миссионерская деятельность.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам святой Доминик основал, под именем «Ополчения Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII-XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация .

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения - изгнание в 1910 году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании , преследования в социалистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.

Доминиканцы в России и на Украине

Уже в 1233 году, всего через 17 лет после утверждения Ордена, святой Гиацинт основал доминиканский монастырь в Киеве ; впрочем, миссионерская деятельность ордена не вызвала благосклонности властей. На Украине доминиканские монастыри существовали в XIII-XVIII веках, на западно-украинских землях - до 1939 года.

С 1910 года московская католичка Анна Абрикосова , вдохновлённая трудами св. Екатерины Сиенской начала проповедь католичества в кругах московской интеллигенции; в 1911 году она стала терциаркой Ордена, а в 1917 году официально оформилась терциарская община доминиканок в Москве . В советское время большая часть сестёр, включая основательницу, была арестована и репрессирована.

После распада СССР и восстановления структур Католической церкви на постсоветском пространстве деятельность Ордена в России и на Украине также была восстановлена. В настоящее время доминиканцы на этой территории представлены Генеральным викариатом Ордена проповедников в России и на Украине св. Архангела Михаила . Действует несколько доминиканских монастырей, терциарских общин; в ряде католических приходов также служат священники-доминиканцы. В России доминиканцы окормляют приход Святой Екатерины в Санкт-Петербурге , приход Божией Матери Неустанной Помощи в Петрозаводске и храм Успения Пресвятой Девы Марии в Новочеркасске .

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes , обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Облачение (хабит) - белая туника , кожаный пояс с чётками, белый скапулярий , белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Святые и блаженные доминиканцы

Известные доминиканцы

  • Аудифреди, Джиамбаттиста (1714 −1794) - астроном и библиограф
  • Винсент из Бове (1190-1264) - теолог, энциклопедист, философ и педагог
  • Маргарета Эбнер - (ок. 1291-1351) - визионерка и мистическая писательница
  • Майстер Экхарт (1260-1328) - теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
  • Иаков Ворагинский (1230-1298) - духовный писатель
  • Петрус де Дация (1235-1289)- первый шведский писатель
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат
  • Иоганн Таулер (1300-1361) - мистик и проповедник
  • Томас Торквемада (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании
  • Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги «Молот ведьм »
  • Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк
  • Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор
  • Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - приобрел известность распространением индульгенций , выступил с опровержением 95 тезисов Лютера
  • Антонио де Монтесинос (англ. Antonio de Montesinos (Dominican friar) ) - монах, который был первым из духовенства, публично осудившим все формы порабощения коренных народов Америки.
  • Педро де Кордова (

У большинства людей слово «доминиканец» ассоциируется со словом «инквизиция». Да, действительно, доминиканские монахи составляли костяк этого кровавого средневекового монстра, жертвой которого пали тысячи людей. Однако именно доминиканцами были созданы при монастырях школы, основаны новые университетские кафедры и собственно университеты, среди монахов ордена было множество выдающихся ученых и философов, имена которых вошли в историю, - Фома Аквинский, Джордано Бруно, Альберт Великий, Томазо Кампанелла… И рядом с этими великими мыслителями стоит Томас Торквемада, имя которого вписано в анналы истории кровью тысяч невинных жертв. Какова же была роль доминиканцев в истории Средневековья? Что подвигло святого Доминика создать общину братьев-проповедников? Почему понтифик сделал доминиканцев главной силой инквизиции?

Будущий святой и основатель ордена доминиканцев родился в семье испанского дворянина в 1170 г. и носил имя Доминго де Гусман. В детстве он был добрым и отзывчивым мальчиком и проявил интерес к науке. В школе Паленсии он изучал свободные искусства и теологию. Среди прочих учеников выделялся усердием, талантом и сердобольностью (иногда он занимался продажей собственных книг, чтобы помочь страдающим от голода и плененным маврами соотечественникам). В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма в Испании. В 12 03 г. епископ Диего де Асеведа с внушительной свитой отправился в Данию по поручению короля Альфонса IX. В состав посольства был включен и молодой, подающий надежды монах. Проезжая по богатым цветущим землям юга Франции, Доминик был поражен размахом ереси - большинство жителей Тулузы и Лангедока открыто исповедовали катаризм. После возвращения из Северной Европы епископ де Асеведа и Доминик решили остаться в Южной Франции, дабы проповедовать жителям региона Евангелие и обратить еретиков в истинную веру.

Доминик ясно видел причины, породившие еретическое движение катаров, - священники-католики никак не могли служить образцом праведной жизни. Потому он полагал, что для успеха проповедникам истинного учения необходимо усилить энергию проповеди и самим стать образцами апостольской жизни. Доминик за основу деятельности католических священников предлагал взять… устав катаров. То есть предлагал бить врага его же оружием. Как и у катаров, католические проповедники, по мнению Доминика, должны были отказаться от большой свиты и внешнего блеска, по примеру апостолов скитаться с места на место и воздействовать на еретиков не только проповедью, но и личным примером. Закореневших еретиков и грешников Доминик предлагал судить и истреблять. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать могущественным орудием борьбы с еретиками катарами.

Члены его, образованные, глубоко верующие, красноречивые, не должны бояться трудностей, которые подстерегают странствующих проповедников. То есть им должны быть присущи все качества проповедников-катаров, но при этом они должны оставаться католиками. Подражая катарам, Доминик устроил женский монастырь из обращенных им в истинную веру молодых девушек, уклад жизни которого напоминает общежитие катаров. После смерти своего друга и наставника Диего Доминик в течение нескольких лет практически в полном одиночестве продолжал свою миссию. Он странствовал по Провансу лишь с посохом и котомкой за плечами и проповедовал Евангелие, как новый апостол.

Первыми учениками Доминика стали два тулузских горожанина. Архиепископ Тулузы граф Симон де Монфор обратил внимание на молодого священника и горячо поддержал его идею о создании ордена странствующих проповедников.

Осенью 1215 г. Доминик появился на IV Латеранском соборе и обратился к Папе с просьбой утвердить новый орден. Покровительствующий францисканцам Папа Иннокентий III одобрил предложенную Домиником идею, однако, согласно постановлению собора, основание новых орденов было запрещено, поэтому он предложил воспользоваться одним из уже утвержденных уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами принял решение взять за основу немного дополненный устав Августина. В 1216 г. устав был утвержден уже следующим Папой, Гонорием III. Орден сперва назывался «орден проповедников» но уже через несколько лет его стали называть орденом доминиканцев - по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук. Доминиканцы называли себя сторожевыми псами веры, обыгрывая имя своего основателя (Dominicus созвучно латинскому Domini Canes - «Псы Господа»). Так доминиканцев и стали называть в народе. Распространению прозвища способствовал и неофициальный символ ордена - собака, сидящая на раскрытой книге и удерживающая в пасти факел. Символ этот не был связан с инквизицией, сжигавшей книги. Напротив, он демонстрировал собачью преданность и свет истинного знания. Существует легенда, что матери Доминика приснилась собака с факелом в ночь перед родами.

Орден был признан нищенствующим, то есть не имеющим постоянных доходов, и члены его не должны были владеть никаким личным имуществом. Но такой устав, как оказалось, не соответствовал целям, которые ставили перед собой доминиканцы. Главной целью новой общины стала «забота о спасении душ», то есть проповеди и диспуты. А для успешной проповеди необходимо образование. Именно в этом аспекте и заключалось отличие нищенствующего ордена доминиканцев от других подобных организаций. Доминиканский монах должен был иметь свою келью для занятий, отдавать умственному труду больше сил, чем физическому. Научные занятия братьев всячески поощрялись. Вскоре при доминиканских монастырях появились богатые библиотеки и школы. Представители ордена основали собственные учебные заведения в Болонье, Кельне, Оксфорде и других крупных европейских городах, возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XIII в. «Псы Господни» развернули широкую миссионерскую деятельность и основали множество монастырей. Один из них, как повествуют доминиканские сказания, был заложен святым Яцеком (Иакинфом) под Киевом (в любом случае в 1228–1233 гг. в Киеве была миссионерская община). В XIII в. как на Руси, так и в других славянских державах христианство стало популярным среди простого народа, в то время как до этого христианами были только представители знати и купечество. Общины доминиканцев были даже в Китае, а в 1318 г. доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепархию. Своеобразными столицами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы, где обучались будущие проповедники. В 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 г. в ордене было 7000 монахов. Но наибольшего расцвета братья достигли, когда в 1233 г. Папа Григорий IX передал в их ведение инквизицию. Это была эпоха процветания - орден насчитывал около 150 000 членов в 45 провинциях, из которых 11 находились за пределами Европы. Мнение, что Доминик стал основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, подтверждают все историки ордена. Да, Доминик большую часть жизни посвятил борьбе с еретиками, и, если грешника не удавалось вернуть в лоно Церкви, он отправлял его на костер. Но вовсе не ему принадлежала идея создания этой всемогущей и беспощадной машины, именуемой «Святой отдел расследований еретической греховности». Не он составил свод правил, на оснований которого тысячи людей сгорели на кострах. Явным преувеличением будет утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом рук одного человека или одного ордена. Сомнительную честь в развитии и управлении инквизицией с последователями святого Доминика разделили францисканцы.

Ватикан никогда официально не возлагал на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также и официального постановления об учреждении инквизиции. Просто доминиканцы были наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков и их обращения. Со временем обращение отступило на второй план и главной задачей инквизиторов стало преследование и уничтожение инакомыслящих. Инквизиция - это орудие веры - очень скоро стала мечом, искореняющим явных и скрытых врагов Ватикана. Ее главной задачей стало не наставление заблудших овец на путь истинный, а уничтожение бунтовщиков и недовольных, а также пополнение церковной казны за счет имущества несчастных. Главные черты инквизитора - упорство и искренняя вера, которую уместнее назвать фанатизмом. Как псы преследуют зверя, так инквизиторы преследовали своих жертв. Это упорство часто давало силы совершать то, что для других лежало за гранью возможного. Доминиканец Джироламо Савонарола, гонитель Данте, умел в порыве религиозного экстаза так увлечь толпу, что после его проповедей жители Флоренции сжигали уникальные книги и произведения искусства. Когда Церковь вынесла приговор французскому королю Генриху III, отличавшемуся нетрадиционной ориентацией и пренебрежением к религии, именно доминиканский монах Жак Клеман, переодевшись в платье и изображая призрак Белой Дамы, по луврским поверьям Допрос еретика предвещавшей смерть, заколол монарха кинжалом. Именно это упорство и несгибаемая вера привели доминиканца Джордано Бруно на костер. Без страха и сомнений «Псы Господни» отправились в Новый Свет, Азию и Африку - проповедовать слово Божье. И надо отдать им должное - только вера помогала им в тех непростых условиях добиваться поставленных целей. Хотя не обходилось без курьезов. Испанец Бартоломео Лас Касас был первым защитником прав индейцев в Новом Свете и считается первым испанским гуманистом. Однако хвалебные статьи о нем обычно умалчивают, что именно этот «великий гуманист» предложил вместо индейцев в качестве рабочей силы использовать африканских негров, у которых, по его ученому мнению, души не было совершенно точно!

Особого внимания заслуживает и неординарная личность средневекового немецкого естествоиспытателя, философа, богослова, алхимика и астролога Альберта фон Больштедта, который больше известен под именем Альберт Великий. Его жизнь была загадкой как для современников, так и для потомков. Легенды рассказывают, что он сумел создать гомункулуса - искусственного человека. «Князь философов» Фома Аквинский писал в своих мемуарах, что сбежал от учителя после того, как одна из кукол, стоявшая в углу комнаты, вдруг протянула к нему руку и заговорила. Альберт Великий был действительно великим ученым и совершил ряд открытий, в частности считается, что он изобрел логарифмы. Норберт Винер, отец кибернетики, считал его одним из прародителей этой науки. До нашего времени дошло и сочинение Альберта Великого «Оракул», в котором имеются сведения по алхимии и целый ряд предсказаний почти до XXIV в., хотя они и не содержат дат и детальных подробностей. Вот некоторые из них.

…Люди откроют большой берег на большом расстоянии от Геракловых столпов. Эта земля будет заселена северным народом, который заполнит ее и сделает огромным государством. В государстве будет главенствовать крест.

Это пророчество было сделано за несколько десятилетий до открытия Колумбом Америки, которую сейчас населяют в основном католики…

…Германский народ никогда не будет полностью объединен, ибо Германия оскорбила двух древних римлян. Германский народ навсегда будет разделен на племена, между которыми будет междоусобица…

В последнем пророчестве Альберт Великий имеет в виду проклятие римских авгуров, предсказавших королю варваров Гейзериху, после того как он сжег Рим в 455 г., что германский народ никогда не станет великим и единым. Действительно, 700 лет после Альберта Великого Германия была разделена на несколько лагерей. Германия трижды будет на грани победы за период, равный 700 годам. Она трижды почти овладеет миром.

Как удалось доминиканскому священнику предсказать эти события, непонятно, но он оказался абсолютно прав. В XVI в. Карл V Габсбург занял престол Священной Римской империи и одновременно был испанским королем. Говорили, что в его империи никогда не заходит солнце. Вторая попытка установить мировое господство была предпринята Гогенцоллернами в XIX–XX вв. В XX в. фашисты развязали Вторую мировую войну. Таким образом, Германия за 700 лет трижды почти ухватила победу, но не ощутила ее вкус ни разу.

Другие предсказания доминиканца тоже поражают воображение. Так, он предсказывал, что люди будут увлекаться машинами, автоматами, но по прошествии времени забросят их, как ненужные детские игрушки, будет создана шагающая машина, в которой сидят люди, человек полетит к Луне и Марсу через 700–800 лет после смерти предсказателя. Отметим, что первая высадка на Луну произошла в 1969 г., а Альберт Великий умер в 1280 г. 1280 + 700 = 1980. Об освоении Марса человеком говорить пока рано, но до 2080 года еще есть время. «Оракул» также описывает НЛО и говорит, что через 1000 лет после смерти Альберта Великого ангелы будут сходить с неба, как в допотопные времена.

Еще несколько предсказаний утверждают, что за Гибралтаром из вод Атлантического океана подымется остров, на котором была расположена Атлантида; ислам просуществует не более 800 лет после смерти Альберта Великого, мир будет разделен на три огромных государства.

Всего в книге содержится 13 предсказаний. Даже малой части указанных достижений достаточно, чтобы назвать Альберта Великого одним из величайших ученых и мыслителей Средневековья.

Без сомнения, самым мрачным сыном ордена доминиканцев стал знаменитый Великий инквизитор XV века Томас Торквемада. Именно из-за его деятельности слово «инквизиция», которое в переводе означает всего лишь «допрос с помощью вопросов», приобрело такое зловещее звучание. Об этом человеке ходит много легенд, представляющих первого испанского Великого инквизитора кровожадным чудовищем. И в этом, несомненно, есть доля правды. Человек, занимавший пост главного инквизитора Испании, не мог быть милосердным. Современники указывают, что Торквемада отличался воздержанностью, суровым и непреклонным характером, а также религиозным энтузиазмом и беззаветной преданностью учению Христа. Вот что говорят о нем многочисленные предания, легенды и хроники. Томас де Торквемада родился примерно в 1420 г. в окрестностях города Вальядолид, в семье знатного марана - еврея, принявшего христианство. Существует романтическая легенда о юношеских годах будущего Великого инквизитора Кастилии и Арагона. Якобы Торквемада полюбил мавританскую красавицу, но не добился взаимности - девушка предпочла единоверца-мусульманина. Торквемада очень остро переживал этот удар и затаил обиду на мавров. Будто бы именно этот случай стал причиной того, что, получив должность инквизитора, Торквемада особенно усердно преследовал мавров и евреев, в которых подозревал союзников мусульман. Обладая наклонностями аскета, даром красноречия, гибким и быстрым умом, он вступил в орден доминиканцев и быстро приобрел славу выдающегося оратора. Ему предлагали различные церковные посты, но он неизменно отказывался. Когда Торквемаде было около сорока, он все же принял предложение стать приором монастыря Санта-Крус в Сеговии. Это был тонкий политический ход - монастырь посещала вся знать, в том числе и юная инфанта Изабелла. Торквемада произвел на ее родственников настолько сильное впечатление, что его назначили духовником принцессы и обязали заниматься ее воспитанием и образованием.

Торквемада сохранил влияние на Изабеллу, ставшую вскоре королевой Кастилии, на всю жизнь. Он вдохновил ее на мятеж против брата, короля Энрике Бессильного, склонил к браку с принцем Фердинандом Арагонским. Он же помог ей бежать из-под надзора, привез в Вальядолид, где его власть была особенно сильна, и помог принцу Фердинанду тайком прибыть в город для венчания.

С того момента, как Изабелла взошла на престол, Торквемада стал истинным повелителем страны. Он не демонстрировал свою власть, но ни одного важного решения королева не принимала, не посовещавшись с ним. Таким же авторитетом Торквемада пользовался и у короля Фердинанда.

Под давлением Торквемады королевская чета начала проводить политику искоренения инакомыслия. Особенно сильным гонениям подвергались евреи и мараны. Торквемада убедил королеву Изабеллу ввести на подвластных ей землях инквизицию и вошел в состав первого трибунала, созданного в 1480 г. А уже в 1482 г. Папа Римский по просьбе королевы назначил Торквемаду Великим инквизитором Кастилии. Вскоре власть его распространилась и на Арагон.

В 1485 г. в Арагоне вспыхнуло восстание против инквизиции, которое возглавляли молодые дворяне. Они убили одного инквизитора, за что поплатились. Мятежники были казнены после жестоких пыток или покончили с собой. Якобы именно с той поры Торквемаду везде сопровождала вооруженная охрана - он не осмеливался появляться один даже на улицах родного города.

Торквемада прославился чудовищной жестокостью - по его указу на кострах было заживо сожжено более 10 000 человек, примерно 6000 казнены заочно (при отсутствии обвиняемого светские власти заочно выносили приговор, и доходило до того, что на костре горело чучело человека) и около 18 000 приговорены к тюремному заключению. В общей сложности от злодейств Торквемады пострадало более ста тысяч семей - их обесчестили, опозорили, разорили. Были введены сертификаты «чистоты крови», по которым человек, среди предков которого были иудеи, не мог занимать ряд государственных должностей, и это еще не все - по приказу Торквемады было сожжено более шести тысяч еврейских Библий, множество книг угодило в Кодекс - список запрещенной литературы. При этом единственной слабостью Великого инквизитора была любовь к наблюдению за мучениями жертв на костре.

В 1492 г., после завоевания Гранады и завершения изгнания мавров с Пиреней, Торквемада внушил королеве мысль о необходимости изгнания евреев из всех своих земель. Евреям надлежало или принять крещение, или покинуть королевство. Им запрещалось вывозить золото и серебро, и несчастные вынуждены были продавать имущество за бесценок. Еврейские общины объединились и предложили королеве тридцать тысяч дукатов за отмену указа об изгнании. Казна была истощена гранадской войной, и Изабелла была склонна принять выгодное предложение, но вмешался Торквемада. Он ворвался в зал, где Изабелла и Фердинанд принимали делегацию евреев, и публично заявил, что монархи, подобно Иуде, готовы продать Христа. Упрек возымел действие, и короли отказались пойти навстречу делегатам. Евреи покинули Испанию. Последствия были ужасны. Страну покинуло более четверти миллиона людей, большинство из которых было интеллектуальной и торговой элитой государства. Тысячи беженцев погибли. Оставшиеся крещеные евреи также подвергались гонениям. Не возымели действия на фанатика даже увещевания Папы. Только Александр VI, сам испанец, нашел управу на своевольного инквизитора - он назначил еще четверых инквизиторов. Оскорбленный Торквемада посчитал это проявлением недоверия и демонстративно удалился от дел. Он умер в 1498 г. в монастыре Санта-Крус. В XX в. католическая церковь признала его преступником, посмертно первого Великого инквизитора Испании исключили из доминиканского ордена. Торквемаду считают одним из величайших злодеев в истории человечества, ставя в один ряд с Гитлером. Это официальная версия жизнеописания Томаса де Торквемады. Но все ли в ней правдиво? Ведь некоторые хроники, рукописи и мемуары современников Торквемады показывают нам личность Великого инквизитора Испании в совсем ином свете. Прежде всего напомним: точная дата рождения Томаса де Торквемады неизвестна. Он родился около 1420 г. или в Вальядолиде, или в Торквемаде - небольшом городке в его окрестностях.

С раннего детства Томас проявлял наклонности к духовной карьере - он был неприхотлив, сообразителен и красноречив. Поскольку брат отца Томаса, Хуан де Торквемада, был кардиналом, выбор юноши нё встретил сопротивления у родных. Примерно в 14 лет Томас поступил в доминиканский монастырь в Вальядолиде.

Легенда о юношеском увлечении мавританкой абсолютно нереальна. В самом сердце Кастилии мавров практически не было. Если какой-то купец и приезжал с семьей на ярмарку, девушек держали взаперти, и увидеть их Торквемада просто не мог. Но даже если предположить, что в легенде описаны реальные события, почему Томас ополчился также и на евреев и маранов? Почему он не отправился в Гранаду воевать против мавров, а выбрал духовную карьеру? Все это кажется совершенно нелогичным. И самый главный аргумент против романтической версии - занимая должность верховного инквизитора, Торквемада никогда не применял репрессий к мусульманам вообще и к маврам в частности. Также не выдерживает никакой критики и миф о маранском происхождении Торквемады. Нет ни одного документального подтверждения этой версии. Судя по хроникам, Торквемада был чистокровным кастильцем, вероятнее всего - светловолосым и голубоглазым, что указывает исключительно на чистоту дворянской крови, не смешивавшейся ни с иудейской, ни с мавританской. Кстати, сертификат «чистоты крови» был введен в употребление задолго до рождения Торквемады и подтверждал, что в предках до третьего колена у человека не было маранов, мавров и еретиков. Без такого сертификата человек не мог занимать ряд церковных должностей, зато мог занимать практически любой государственный пост. Поэтому человек без сертификата точно не мог стать инквизитором. Слово «инквизиция» происходит от латинского «расследую». Организация была создана для борьбы с различными ересями. Поначалу инквизиторы не вправе были выносить приговоры; это упущение было вскоре исправлено, но приговаривать преступников к телесным наказаниям было запрещено. Инквизиторы могли назначить различные виды епитимьи, штрафы и конфисковать имущество, изгнать, отлучить от Церкви, лишить монашеского сана, должностей, принудить к ношению сан-бенито (особого позорного одеяния). К телесным наказаниям или к смертной казни инквизиция приговорить не могла - это была прерогатива светских властей. В каких случаях грешника казнили? В тех и только тех, когда он не признавал за Церковью права судить его, ибо к ней не принадлежал. Учитывая, что в те времена законом была религия, человек, отрицавший Церковь, считался преступником вне закона, то есть приравнивался к разбойнику. Он был носителем бунтовских идей и подлежал казни, так как нес опасность для жизни и благополучия граждан.

Вполне соответствует действительности утверждение, что Торквемада был блестящим оратором и проповедником; он мог делать с толпой все, что ему заблагорассудится, потому на молодого священника сыпались заманчивые предложения, которые будущий инквизитор отклонял. Когда ему предложили пост приора в доминиканском монастыре Санта-Крус, Томас не смог устоять. Дело в том, что должность эта была выборная - братия сама захотела жить под его руководством, и тут он не мог отказать. Монастырь являлся одним из самых крупных в стране. Его посещала знать и члены королевской фамилии. Бывала ли там инфанта Изабелла? Вряд ли, поскольку в те годы она жила с матерью вдали от королевского двора. Был ли Торквемада духовником и наставником инфанты? Возможно, но не единственным, а одним из многих.

Действительно ли Томас Торквемада играл едва ли не главную роль в романтической свадьбе инфанты? Документы не упоминают его имени в связи с этим событием. Достаточно того факта, что на стороне инфанты была знать и практически все духовенство страны.

Жесткая политика королевы Изабеллы свидетельствует скорее о ее государственном уме, чем о влиянии Торквемады. Она напомнила подданным, что такое закон, и стала подчинять феодалов, приводя страну к централизованной власти. Юная королева не могла не заметить, что централизации мешает религиозная неоднородность населения. В руках евреев и маранов была сосредоточена практически вся торговля, они занимали высшие посты в государстве, им принадлежала львиная доля богатств Испании. Им не был нужен сильный правитель, контроль, налогообложение, закон. Единственным способом навести порядок стало учреждение инквизиции. Притом все прекрасно понимали, что инквизиция будет орудием не папским, а королевским. Нет оснований полагать, что Томас де Торквемада хотя бы раз в жизни присутствовал при казни, - ни одна хроника не упоминает такого. Кстати, первый инквизиционный трибунал расформировали за проявленную жестокость - около трехсот жертв за полгода. После этого по рекомендации Изабеллы Кастильской Великим инквизитором был назначен Торквемада. И первое, что он сделал, - ввел очень четкую бюрократическую инструкцию, регламентировавшую деятельность трибуналов. Результат превзошел все ожидания - машина инквизиции заработала с пугающей эффективностью. Причина проста - Торквемада сам взяток не брал и другим не позволял.

Отдельно стоит упомянуть о бунте дворян в Арагоне. В 1485 г. молодые дворяне маранского происхождения решили применить по отношению к инквизиции тактику террора. Им удалось проникнуть с оружием (!) в храм и убить безоружного инквизитора. Это событие вызвало восстание- против маранов, осквернивших храм убийством. Зачинщиков нападения казнили как мятежников.

После завоевания Гранады королева Изабелла и король Фердинанд издали указ об изгнании евреев. В хрониках история с еврейским посольством и гневной проповедью Торквемады действительно встречается не раз. Но к принятию решения об изгнании иудеев он, по всей видимости, отношения не имел.

Запрет на вывоз золота и серебра, из-за которого евреям пришлось продавать свое имущество за бесценок, был изобретен не Торквемадой - такой закон существовал и до, и после изгнания евреев. Потому-то генуэзские банкиры, с которыми расплачивались в Кастилии, были вынуждены покупать поместья или вкладывать средства в местную торговлю.

Торквемада до самой смерти пользовался огромной любовью народа. Да, его считали нетерпимым к греху и беспощадным к еретикам, но добрым к простым людям. Более полувека после его смерти Торквемаду в Кастилии почитали почти как святого. Он на самом деле не был политической фигурой, он просто добросовестно исполнял свой долг. Но как же быть с устрашающими цифрами, указывающими на тысячи жертв беспощадного инквизитора? Большинство энциклопедий приписывают ему 10 220 или 8 800 жертв, хотя встречаются и другие цифры. После тщательного изучения документов историки полагают, что эти цифры завышены примерно в 10 раз. Так кем же были доминиканцы - безжалостными псами Господа, фанатизм которых затмевал здравый смысл и отправлял на костер невинных людей, или искренне верующими просвещенными людьми, избранными следить за чистотой веры и искоренять ересь, грозящую разрушить не только Церковь, но и государства Европы? Теперь вы можете сделать собственные выводы.

Доминиканцы, Доминиканский орден, орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, OP), неофициально Псы Господни, - католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.

Организация

В 2004 году орден насчитывал 6109 монахов (из них 4488 священников). Они служат в 622 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины. Женская ветвь ордена (второй орден) - 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит генеральный магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев, людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare)

В 1214 году вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы. В 1221 году доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 году в ордене было 7000 монахов.

Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кёльне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XIII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 году доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепархию.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий генеральный магистр ордена, святой Раймунд де Пеньяфорт, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет генеральный магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, то есть общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский - замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Экхарт, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою.

В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и велоном. Значительнейшая из сестер этого ордена - святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII - XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения - изгнание в 1910 году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.

Каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом .

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Ополчения Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes , обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Облачение (хабит) - белая туника, кожаный пояс с чётками, белый скапулярий, белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Святые и блаженные доминиканцы

  • Св. Доминик (1170-1221) - основатель ордена проповедников
  • Св. Раймунд де Пеньяфорт (1175-1275) - богослов и канонист
  • Св. Яцек (Гиацинт) Одровонж (1183/1185-1257) - миссионер, согласно преданию, достигавший в ходе миссии берегов Днепра (г. Киева)
  • Св. Альберт Великий (ок. 1193-1280) - философ -схоласт , богослов
  • Св. Фома Аквинский (1225/1226-1274) - средневековый философ и богослов
  • Бл. Иннокентий V (ок. 1225-1276) - папа римский
  • Св. Маргарита Венгерская (1242-1270) - принцесса из династии Арпадов
  • Бл. Бенедикт XI (1240-1304) - папа римский
  • Бл. Генрих Сузо (1295/1297-1366) - поэт и философ-мистик
  • Св. Екатерина Сиенская (1347-1398) - Учитель Церкви , терциарка
  • Св. Викентий Феррер (1350-1419) - философ, богослов и проповедник
  • Бл. Фра Анджелико (1400-1455) - выдающийся художник эпохи Раннего Возрождения
  • Св. Пий V (папа римский) (1504-1572) - папа римский
  • Св. Мартин де Поррес (1579-1639) - врач, первый темнокожий американец, канонизированный католической церковью (в 1962г).

Известные доминиканцы

  • Аудифреди, Джиамбаттиста (1714 −1794) - астроном и библиограф
  • Винсент из Бове (1190-1264) - теолог, энциклопедист, философ и педагог
  • Маргарета Эбнер - (ок. 1291-1351) - визионерка и мистическая писательница
  • Майстер Экхарт (1260-1328) - теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
  • Иаков Ворагинский (1230-1298) - духовный писатель
  • Петрус де Дация (1235-1289)- первый шведский писатель
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат
  • Иоганн Таулер (1300-1361) - мистик и проповедник
  • Томас Торквемада (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании
  • Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги «Молот ведьм »
  • Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк
  • Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор
  • Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - приобрел известность распространением индульгенций , выступил с опровержением 95 тезисов Лютера
  • Антонио де Монтесинос (англ. Antonio de Montesinos (Dominican friar) ) - монах, который был первым из духовенства, публично осудившим все формы порабощения коренных народов Америки.
  • Педро де Кордова (англ. Pedro de Cordova ) (1460-1525) - приор доминиканского монастыря, который поддерживал деятельность Лас Касаса и Монтесиноса
  • Фра Бартоломео (1469-1517) - художник, один из представителей флорентийской школы живописи
  • Бартоломе де Лас Касас (1484-1566) - защитник прав индейцев, противник рабства; епископ
  • Себастьян де Фуэнлеаль (ок. 1490-1547) - епископ Санто-Доминго , исполнял обязанности председателя Второй Аудиенсии
  • Луис де Гранада (1504-1588) - богослов и один из великих мистиков Испании
  • Гашпар да Круш (ок. 1520-1570) - миссионер, автор первой европейской книги о Китае
  • Луис де Леон (1528-1591) - поэт-мистик, религиозный писатель, переводчик священных текстов и литературных сочинений
  • Джордано Бруно (1548-1600) - учёный и поэт, позднее ушёл из ордена
  • Жак Клеман (1565-1589) - убийца французского короля Генриха III Валуа
  • Томазо Кампанелла (1568-1639) - философ, писатель-утопист
  • Бенедикт XIII (1649-1730) - папа римский
  • Жан Батист Лаба (1663-1738) - миссионер и путешественник
  • Анри-Доминик Лакордер (1802-1861) - писатель и богослов, много сделавший для возрождения Ордена в 19 веке
  • Мари-Жозе Лагранж (1855-1938) - богослов
  • Анна Ивановна Абрикосова (1882-1936) - активистка русского католического движения, настоятельница московской общины доминиканцев-терциариев
  • Конгар, Ив (Congar, Yves) (1904-1995) - французский католический теолог, представитель «новой теологии» (Nouvelle théologie); один из экспертов Второго Ватиканского собора .
  • Жорж-Доминик Пир (1910-1969) - лауреат Нобелевской премии мира ()
  • Бруно Хуссар (1911-1996) - основатель Неве-Шалом (Оазис Мира)
  • Луго, Бернардо де - лингвист, составитель первой грамматики языка чибча -муисков.
  • Марсель Дюбуа (1920-2006) - богослов, преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме , настоятель ивритоязычной католической общины.
  • Жорж Коттье (1922) - кардинал, теолог и философ
  • Наталья Леонидовна Трауберг (1928-2009) - терциарка, переводчик и публицист
  • Кристоф Шёнборн (1945) - кардинал, архиепископ Венский, теолог

См. также

  • Папский университет святого Фомы Аквинского (Ангеликум)

Напишите отзыв о статье "Доминиканцы"

Примечания

Литература

  • Анри Лакордер.
  • Lacordaire. Memoire pour le retablissement de l’ordre des Freres precheurs. 1840.
  • Danzas. Etude sur les temps primitifs de l’ordre de St. Dominique. Пар., 1874-1875.
  • Douais. Essai sur l’organisation des etudes dans lordre des Freres precheurs etc. 1884.

Ссылки

  • (англ.) (исп.) (фр.)
  • (укр.)
  • (рус.) на hrono.info

Отрывок, характеризующий Доминиканцы

– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».
Оба письма были из Троицы. Другое письмо было от графини. В письме этом описывались последние дни в Москве, выезд, пожар и погибель всего состояния. В письме этом, между прочим, графиня писала о том, что князь Андрей в числе раненых ехал вместе с ними. Положение его было очень опасно, но теперь доктор говорит, что есть больше надежды. Соня и Наташа, как сиделки, ухаживают за ним.
С этим письмом на другой день Николай поехал к княжне Марье. Ни Николай, ни княжна Марья ни слова не сказали о том, что могли означать слова: «Наташа ухаживает за ним»; но благодаря этому письму Николай вдруг сблизился с княжной в почти родственные отношения.
На другой день Ростов проводил княжну Марью в Ярославль и через несколько дней сам уехал в полк.

Письмо Сони к Николаю, бывшее осуществлением его молитвы, было написано из Троицы. Вот чем оно было вызвано. Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню. Она знала, что Соня была главным препятствием для этого. И жизнь Сони последнее время, в особенности после письма Николая, описывавшего свою встречу в Богучарове с княжной Марьей, становилась тяжелее и тяжелее в доме графини. Графиня не пропускала ни одного случая для оскорбительного или жестокого намека Соне.
Но несколько дней перед выездом из Москвы, растроганная и взволнованная всем тем, что происходило, графиня, призвав к себе Соню, вместо упреков и требований, со слезами обратилась к ней с мольбой о том, чтобы она, пожертвовав собою, отплатила бы за все, что было для нее сделано, тем, чтобы разорвала свои связи с Николаем.
– Я не буду покойна до тех пор, пока ты мне не дашь этого обещания.
Соня разрыдалась истерически, отвечала сквозь рыдания, что она сделает все, что она на все готова, но не дала прямого обещания и в душе своей не могла решиться на то, чего от нее требовали. Надо было жертвовать собой для счастья семьи, которая вскормила и воспитала ее. Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвованья она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой. Но прежде во всех действиях самопожертвованья она с радостью сознавала, что она, жертвуя собой, этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, которого она любила больше всего в жизни; но теперь жертва ее должна была состоять в том, чтобы отказаться от того, что для нее составляло всю награду жертвы, весь смысл жизни. И в первый раз в жизни она почувствовала горечь к тем людям, которые облагодетельствовали ее для того, чтобы больнее замучить; почувствовала зависть к Наташе, никогда не испытывавшей ничего подобного, никогда не нуждавшейся в жертвах и заставлявшей других жертвовать себе и все таки всеми любимой. И в первый раз Соня почувствовала, как из ее тихой, чистой любви к Nicolas вдруг начинало вырастать страстное чувство, которое стояло выше и правил, и добродетели, и религии; и под влиянием этого чувства Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности, в общих неопределенных словах ответив графине, избегала с ней разговоров и решилась ждать свидания с Николаем с тем, чтобы в этом свидании не освободить, но, напротив, навсегда связать себя с ним.
Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.
– Так! Я знала это! Слава богу, – проговорила Соня. – Он будет жив!
Соня была взволнована не меньше своей подруги – и ее страхом и горем, и своими личными, никому не высказанными мыслями. Она, рыдая, целовала, утешала Наташу. «Только бы он был жив!» – думала она. Поплакав, поговорив и отерев слезы, обе подруги подошли к двери князя Андрея. Наташа, осторожно отворив двери, заглянула в комнату. Соня рядом с ней стояла у полуотворенной двери.
Князь Андрей лежал высоко на трех подушках. Бледное лицо его было покойно, глаза закрыты, и видно было, как он ровно дышал.
– Ах, Наташа! – вдруг почти вскрикнула Соня, хватаясь за руку своей кузины и отступая от двери.
– Что? что? – спросила Наташа.
– Это то, то, вот… – сказала Соня с бледным лицом и дрожащими губами.
Наташа тихо затворила дверь и отошла с Соней к окну, не понимая еще того, что ей говорили.
– Помнишь ты, – с испуганным и торжественным лицом говорила Соня, – помнишь, когда я за тебя в зеркало смотрела… В Отрадном, на святках… Помнишь, что я видела?..
– Да, да! – широко раскрывая глаза, сказала Наташа, смутно вспоминая, что тогда Соня сказала что то о князе Андрее, которого она видела лежащим.
– Помнишь? – продолжала Соня. – Я видела тогда и сказала всем, и тебе, и Дуняше. Я видела, что он лежит на постели, – говорила она, при каждой подробности делая жест рукою с поднятым пальцем, – и что он закрыл глаза, и что он покрыт именно розовым одеялом, и что он сложил руки, – говорила Соня, убеждаясь, по мере того как она описывала виденные ею сейчас подробности, что эти самые подробности она видела тогда. Тогда она ничего не видела, но рассказала, что видела то, что ей пришло в голову; но то, что она придумала тогда, представлялось ей столь же действительным, как и всякое другое воспоминание. То, что она тогда сказала, что он оглянулся на нее и улыбнулся и был покрыт чем то красным, она не только помнила, но твердо была убеждена, что еще тогда она сказала и видела, что он был покрыт розовым, именно розовым одеялом, и что глаза его были закрыты.
– Да, да, именно розовым, – сказала Наташа, которая тоже теперь, казалось, помнила, что было сказано розовым, и в этом самом видела главную необычайность и таинственность предсказания.
– Но что же это значит? – задумчиво сказала Наташа.
– Ах, я не знаю, как все это необычайно! – сказала Соня, хватаясь за голову.
Через несколько минут князь Андрей позвонил, и Наташа вошла к нему; а Соня, испытывая редко испытанное ею волнение и умиление, осталась у окна, обдумывая всю необычайность случившегося.
В этот день был случай отправить письма в армию, и графиня писала письмо сыну.
– Соня, – сказала графиня, поднимая голову от письма, когда племянница проходила мимо нее. – Соня, ты не напишешь Николеньке? – сказала графиня тихим, дрогнувшим голосом, и во взгляде ее усталых, смотревших через очки глаз Соня прочла все, что разумела графиня этими словами. В этом взгляде выражались и мольба, и страх отказа, и стыд за то, что надо было просить, и готовность на непримиримую ненависть в случае отказа.
Соня подошла к графине и, став на колени, поцеловала ее руку.
– Я напишу, maman, – сказала она.
Соня была размягчена, взволнована и умилена всем тем, что происходило в этот день, в особенности тем таинственным совершением гаданья, которое она сейчас видела. Теперь, когда она знала, что по случаю возобновления отношений Наташи с князем Андреем Николай не мог жениться на княжне Марье, она с радостью почувствовала возвращение того настроения самопожертвования, в котором она любила и привыкла жить. И со слезами на глазах и с радостью сознания совершения великодушного поступка она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.

На гауптвахте, куда был отведен Пьер, офицер и солдаты, взявшие его, обращались с ним враждебно, но вместе с тем и уважительно. Еще чувствовалось в их отношении к нему и сомнение о том, кто он такой (не очень ли важный человек), и враждебность вследствие еще свежей их личной борьбы с ним.
Но когда, в утро другого дня, пришла смена, то Пьер почувствовал, что для нового караула – для офицеров и солдат – он уже не имел того смысла, который имел для тех, которые его взяли. И действительно, в этом большом, толстом человеке в мужицком кафтане караульные другого дня уже не видели того живого человека, который так отчаянно дрался с мародером и с конвойными солдатами и сказал торжественную фразу о спасении ребенка, а видели только семнадцатого из содержащихся зачем то, по приказанию высшего начальства, взятых русских. Ежели и было что нибудь особенное в Пьере, то только его неробкий, сосредоточенно задумчивый вид и французский язык, на котором он, удивительно для французов, хорошо изъяснялся. Несмотря на то, в тот же день Пьера соединили с другими взятыми подозрительными, так как отдельная комната, которую он занимал, понадобилась офицеру.
Все русские, содержавшиеся с Пьером, были люди самого низкого звания. И все они, узнав в Пьере барина, чуждались его, тем более что он говорил по французски. Пьер с грустью слышал над собою насмешки.
На другой день вечером Пьер узнал, что все эти содержащиеся (и, вероятно, он в том же числе) должны были быть судимы за поджигательство. На третий день Пьера водили с другими в какой то дом, где сидели французский генерал с белыми усами, два полковника и другие французы с шарфами на руках. Пьеру, наравне с другими, делали с той, мнимо превышающею человеческие слабости, точностью и определительностью, с которой обыкновенно обращаются с подсудимыми, вопросы о том, кто он? где он был? с какою целью? и т. п.
Вопросы эти, оставляя в стороне сущность жизненного дела и исключая возможность раскрытия этой сущности, как и все вопросы, делаемые на судах, имели целью только подставление того желобка, по которому судящие желали, чтобы потекли ответы подсудимого и привели его к желаемой цели, то есть к обвинению. Как только он начинал говорить что нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла течь куда ей угодно. Кроме того, Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности. На вопрос, что он делал, когда его взяли, Пьер отвечал с некоторою трагичностью, что он нес к родителям ребенка, qu"il avait sauve des flammes [которого он спас из пламени]. – Для чего он дрался с мародером? Пьер отвечал, что он защищал женщину, что защита оскорбляемой женщины есть обязанность каждого человека, что… Его остановили: это не шло к делу. Для чего он был на дворе загоревшегося дома, на котором его видели свидетели? Он отвечал, что шел посмотреть, что делалось в Москве. Его опять остановили: у него не спрашивали, куда он шел, а для чего он находился подле пожара? Кто он? повторили ему первый вопрос, на который он сказал, что не хочет отвечать. Опять он отвечал, что не может сказать этого.

ДОМИНИКАНЦЫ, в широком смысле - общее наименование трёх ветвей Ордена святого Доминика, живущих согласно традициям доминиканской духовности, - Ордена проповедников, Второго ордена сестёр-монахинь, движения доминиканцев-мирян, исторически восходящего к Третьему ордену (так называемым терциариям).

Орден проповедников (Ordo Fratrum Praedicatorum), монашеский нищенствующий орден (собственно доминиканцев), основанный в 1-й четверти 13 века святым Домиником де Гусманом для проповеди Евангелия «словом и примером» и действующий на основе Устава святого Августина.

Возникновение Ордена доминиканцев тесно связано с проповеднической деятельностью, осуществлявшейся в Южной Франции в 1206-17 годах группой священников из епархии Осма (Кастилия) с целью противодействовать распространению учения катаров. Формирование первой монашеской общины, сложившейся в Тулузе вокруг святого Доминика, традиционно датируется 1214-15; буллами «Religiosam vitam eligentibus» и «Gratiarum omnium» папы Римского Гонория III (1216-27) соответственно от декабря 1216 и января 1217 было дано официальное утверждение ордена. На первых генеральных капитулах в Болонье (1220, 1221) была окончательно определена организационно-правовая база ордена, установлены его главные задачи. Отличительной особенностью организационных принципов доминиканцев стала большая, нежели в других монашеских орденах, централизация власти: избиравшиеся настоятели (приор, провинциал, генеральный магистр) несли ответственность перед конвентом (монашеской общиной), провинциальным или генеральным капитулом; каждый монах приносил присягу генеральному магистру. В 1221 году доминиканцам принадлежали уже около 70 монастырей; впоследствии возникло 12 орденских провинций (испанская, провансальская, французская, ломбардская, римская, венгерская, немецкая, английская, иерусалимская, греческая, польская, датская). В 1256 число монахов-доминиканцев приблизилось к 7 тысячам, к концу 13 века оно составляло около 10 тысяч. Доминиканские богословы осуществляли преподавательскую деятельность в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи, Флоренции, Кёльна и других городов. К числу крупнейших богословов-доминиканцев принадлежали Альберт Beликий, архиепископ Кентерберийский Роберт Килуордби (1272-79), Фома Аквинский; из среды доминиканского монашества вышел папа Римский Иннокентий V (1276). Существенным был вклад доминиканского монашества в различные области культуры и знания классического Средневековья: Вильему из Мербеке (умер после 1281) принадлежат переводы сочинений Аристотеля, Архимеда, Герона Александрийского и других древнегреческих авторов; архиепископу Генуи Якопо да Вараццо (умер 1298) - агиографические и так называемые исторические произведения (среди основных - «Золотая легенда», «История Генуи от основания города до 1297»); Винсенту из Бове - сочинение энциклопедического характера «Великое Зерцало». Представителями мистической традиции, зародившейся в доминиканской среде в 13-14 века, были Мейстер Экхарт (около 1260 - около 1328), Екатерина Сиенская, Джованни Доминичи (конец 14 - начало 15 века), Роза Лимская (1586-1617) и др. В период до начала 14 века миссионерская деятельность доминиканцев охватила территорию от Балтики до Причерноморья. Около 1221 венгерскими доминиканцами была организована миссия в Поволжье, в районе расселения тюркоязычных куманов (просуществовала вплоть до монгольского вторжения в 1240). В 1300-1450 в Кафе (Каффе; Северное Причерноморье), Пере (в непосредственной близости от Константинополя), а также в Грузии, Персии, Туркестане и Индии действовали доминиканские миссии. Одним из наиболее значительных миссионерских достижений доминиканцев стало основание в 1318 архиепископии Султания (Персия) с 6 суффраганатами. В 14 - начале 15 века епископы-доминиканцы, чередуясь с францисканцами, возглавляли кафедры крупнейших итальянских факторий в Северном Причерноморье - Чембало, Солдайи, Таны, окормляли также Тебризское, Мешхедское, Тифлисское католические епископства. Постоянная доминиканская миссия в Кафе (турецкий Кефе) продолжала действовать и в 1-й половине 17 века, уже после завоевания фактории Османской империей.

В 14-15 веках в общинной жизни доминиканцев наметился кризис, что привело к возникновению внутри ордена движения обсерванции (за возвращение к аскетическим идеалам и за строгое соблюдение устава). Возникшие в различных орденских провинциях обсервантские конгрегации обладали правом автономии, однако находились в подчинении генеральному магистру ордена. Одним из наиболее значительных представителей доминиканской обсерванции был Дж. Савонарола.

16 век был отмечен расширением миссионерской деятельности доминиканцев. В 1510 доминиканцы прибыли на остров Гаити, в 1512 возник доминиканский монастырь на острове Доминика. Опорой для миссионерской деятельности доминиканцев в Китае, Корее и Японии стала основанная в 1592 орденская провинция на Филиппинах. В тот же период в Англии, Швеции, Германии, охваченных Реформацией, многие доминиканские монастыри, а также провинции были ликвидированы. Процесс ослабления доминиканского влияния, обусловленный в немалой степени возникновением новых монашеских орденов, прежде всего, ордена иезуитов, не затронул в 16 - начале 17 века польские и литовско-русские земли; в 1-й половине 17 века на этой территории значитительно увеличилось число доминиканцев, усилилось их культурное влияние (краковская и вроцлавская доминиканские библиотеки принадлежали к числу крупнейших в Польше). В 17-18 веках в Европе в жизни ордена наметились новые кризисные явления, обусловленные ограничением его независимости со стороны светских властей, введением в 1804 на всех территориях французской империи единого гражданского кодекса (Кодекса Наполеона); в период 1777-1832 не состоялось ни одного генерального капитула доминиканцев. В 1804-1805 в ордене произошёл раскол - 16 испаноязычных провинций добились права автономии (действовала до 1872).

Кризисные явления в жизни ордена и необходимость их преодоления стали причиной возникновения внутри ордена и усиления на протяжении 1-й половины 19 века нового реформаторского течения, базой распространения которого послужили орденские провинции Франции. Оно было возглавлено доминиканцем Ж. Б. Анри Лакордером (1802-61), а после его смерти - В. Жанделем, генеральным магистром ордена (1850-72), стремившимся, опираясь на духовное наследие святого Доминика, вернуть ордену духовное и организационное единство. Особое внимание уделялось при этом улучшению доминиканского образования и развитию богословской традиции. К концу 19 века положение ордена в Европе (особенно в Германии, Бельгии, Нидерландах, Испании) значительно укрепилось. Его быстрое развитие происходило и в США, куда доминиканцы впервые прибыли в 1804; в начале 20 века там насчитывалось около 200 монахов, к 1940 - три орденские провинции; в 1911 орденская провинция была также учреждена в Канаде.

Несмотря на трагические события 1-й половины 20 века (Первая мировая война 1914-18, Гражданская война в Испании 1936-39, Вторая мировая война 1939-45), особенно отразившиеся на европейских орденских провинциях, к 1967 году орден насчитывал 10 085 монахов.

В начале 21 века основными сферами деятельности доминиканцев остаются проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность. Во главе ордена стоит генеральный магистр.

Каждую орденскую провинцию возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину - конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием - конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом. В ведении доминиканцев - римский университет «Ангеликум» (1909; с 1963 Папский университет Святого Фомы Аквинского), Французская библейско-археологическая школа в Иерусалиме; доминиканцы преподают во многих католических университетах Европы и Америки, ведут широкую издательскую деятельность (около 160 периодических изданий), среди которых наиболее крупными являются «Revue biblique» (с 1892), «Revue thomiste» (с 1893), «Analecta Sacri Ordinis Fratrum Praedicatorum» (с 1893), «Archivum Fratrum Praedicatorum» (с 1931). В начале 21 века орден насчитывает около 7000 монахов и более 600 монашеских обителей; генеральная курия ордена находится в монастыре Святой Сабины (Рим).

Второй орден сестёр-монахинь (Moniales Ordinis Praedicatorum), доминиканки. Наряду с мужской (Первый орден) имеется также женская ветвь Ордена святого Доминика, состоящая из созерцательных либо деятельно-созерцательных монастырей, а также монашеских конгрегаций и общин.

Первые женские монастыри были основаны самим святым Домиником в Пруйе (1206-07), Тулузе (1215), Мадриде (1220), Риме (1221). Доминиканками также был принят Устав святого Августина, а в 1259 - монашеская конституция, установившая полное воздержание от мясной пищи, продолжительные посты, строгий затвор. К началу 14 века в Европе насчитывалось около 150 монастырей и 7500 сестёр, находившихся в юрисдикционной зависимости от доминиканских настоятелей. Начиная с 14 века, под влиянием идей Екатерины Сиенской и движения терциариев, во Втором ордене сформировались тенденции к преобразованиям, направленным на более активное участие монахинь в жизни общества. В 1-й половине 19 века затворнические монастыри доминиканок часто принимали статус общин Третьего регулярного ордена святого Доминика и размещали в своих стенах организованные сёстрами школы. Постановления Ватиканского II собора, касающиеся монашеских орденов, привели к созданию 12 федераций доминиканцев Второго ордена. В начале 21 века более чем в 220 монастырях насчитывается около 4000 монахинь. Второй орден святого Доминика представлен также более чем 90 монашескими конгрегациями, занимающимися преимущественно религиозным воспитанием и образованием, уходом за больными и миссионерской работой. К числу наиболее значительных конгрегаций относятся: Благовещения (доминиканки-аннунциатки) - основана в 1856 блаженным Франциском Колем в Испании для осуществления религиозно-воспитательной деятельности в сельских районах (в начале 21 века - около 1400 сестёр более чем в 150 обителях); святого Розария - основана в США в конце 19 века для работы в сфере религиозного образования, утверждена в 1944 (в начале 21 века - около 1200 сестёр более чем в 260 обителях); сестёр святого Доминика из Мэринолла - основана в 1914 в США для миссионерской и благотворительной деятельности среди приверженцев нехристианских исповеданий (в начале 21 века - более 700 сестёр более чем в 150 обителях); Введения Пресвятой Богородицы во храм - основана в 1696 во Франции, сёстры посвятили себя медицинскому, образовательному и социальному служению (в начале 21 века - около 3000 сестёр более чем в 400 обителях); святого Сикста - основана в 1891 в Риме при монастыре Святого Сикста (в начале 21 века - около 500 сестёр приблизительно в 50 обителях).

Движение доминиканцев-мирян. В 13 веке из «братств покаяния» сформировался Третий орден святого Доминика (так называемые терциарии) - доминиканцы, посвятившие себя жизни и служению в миру согласно принципам доминиканской духовности (орденский устав утверждён в 1285). В 1974 было принято решение о преобразовании Третьего ордена святого Доминика в движение доминиканцев-мирян (устав движения принят в 1987).

Доминиканская миссия на Руси. Начало миссии относится к 1228-32 годам, когда в Киеве был основан первый доминиканский монастырь. В 1320 в Киеве учреждена католическая епархия, также возглавленная представителем Ордена святого Доминика. Центром доминиканской миссии в Юго-Западной Руси был монастырь во Львове; в конце 15 века известно о присутствии доминиканцев в Новгороде. В 1612 была учреждена особая русская доминиканская провинция святого Гиацинта (святого Яцека Одровонжа). В 1626, решением Конгрегации по распространению веры, русская доминиканская провинция получила статус апостолической миссии, а главной целью избранного тогда же провинциалом русской доминиканской провинции Яна Соколовского стало осуществление посредничества в восстановлении единства между частью Киевской митрополии, не принявшей Брестскую унию 1596, и Римом (проект, позднее отвергнутый Римом, был предложен митрополитом Петром Могилой и епископом Луцким и Острожским Александром Пузыной). К концу 18 века русская доминиканская провинция насчитывала 62 монастыря с 565 монахами. В начале 16 века доминиканские миссии распространились на прибалтийские ливонские и прусские земли: в 1500 доминиканская миссия была учреждена в Вильно, в 1644 - основана литовская доминиканская провинция, насчитывавшая к концу 18 века 43 монастыря с 679 монахами. В 1772, после первого раздела Речи Посполитой, к Российской империи отошли земли, на которых располагались 7 монастырей литовской доминиканской провинции и 9 монастырей русской доминиканской провинции. После второго (1793) и третьего (1795) разделов Речи Посполитой число доминиканцев на территории Российской империи возросло. В 1799 император Павел I поручил литовским доминиканцам пастырскую деятельность в Выборгской губернии с окормлением Южной Финляндии, Ингрии и Карелии (миссия существовала вплоть до 1866). В 1799 была учреждена доминиканская миссия в Ревеле с окормлением всей территории Эстонии (просуществовала до 1860). Значительное укрепление позиций доминиканцев на территории Российской империи произошло в начале 19 века, после изгнания из Санкт-Петербурга (1815), а потом и из Российской империи (1820) иезуитов. Доминиканцам были поручены многие бывшие иезуитские приходы, наиболее значительным из которых был приход святой Екатерины в Санкт-Петербурге. В 1820-30-е годы доминиканцы получают приходы в Гатчине, Колпине, Дружноселье, Кронштадте, ведут миссионерскую деятельность в Саратовской, Оренбургской, Уфимской, Астраханской губерниях. Доминиканские миссии существовали в Одессе (1826-42), на Кавказе (1817-30), в Вятской губернии (1837-38), в Кишинёве (с 1824), в Севастополе и Симферополе (1830-40-е годы). Положение доминиканцев на территории Российской империи кардинально изменилось в правление императора Николая I, в особенности после подавления Польского восстания 1830-31. В 1839-м была начата реорганизация административно-территориальной системы присутствия доминиканцев на территории Российской империи: тогда же были объединены литовские и русские доминиканские провинции. С 1842 начались упразднение и конфискация доминиканских монастырских владений, монашеских школ и типографий. С 1860-х по 1880-е годы число доминиканцев на территории Российской империи неуклонно снижалось - к 1881 осталось лишь 48 доминиканских монахов, осуществлявших миссионерско-пастырскую деятельность в Санкт-Петербурге, 6 внутренних и 28 западных губерниях. После 1917 года деятельность доминиканцев, продолженная терциариями, сосредоточилась преимущественно в Москве и Ленинграде. В 1992 на пространстве бывшего СССР был воссоздан провинциальный доминиканский викариат, подчинённый польской орденской провинции. В 1993 на его основе были образованы Генеральный викариат Прибалтики и Белоруссии святых Ангелов-Хранителей и Генеральный викариат России и Украины святого Михаила Архангела.

В начале 21 века (данные на 2002) в России, в Санкт-Петербурге, - 1 доминиканская монашеская обитель святой Екатерины, 1 община доминиканок конгрегации святого Сикста; в Москве - 1 доминиканский священник; на территории России действуют около 30 членов движения доминиканцев-мирян.

Доминиканская музыкальная традиция. Доминиканцы придают особое значение музыке в богослужении с середины 13 века (певческий кодекс Гумберта Романского, 1256). Специфично использование большого антифона «Salve Regina» («Радуйся, Царица»; авторы распева и текста неизвестны; введён в обиход в 1230), который исполняется ежедневно по завершении суточного цикла (оффиция). Консерватизм доминиканцев проявляется в сохранении запрета на многоголосные обработки григорианского хорала (капитулы 1242 и 1250), в резком сокращении мелизматики, существенной для жанра аллилуйи.

Поныне используются в католическом богослужении секвенция «Lauda Sion Salvatorem» («Хвали, Сион, Спасителя») и гимн «Pange lingua» («Воспойте, уста, [таинство достославного Тела]»), автор текстов которых - Фома Аквинский. К ордену доминиканцев принадлежали: Иероним Моравский - теоретик и историк музыки, автор «Трактата о музыке» (около 1272); архиепископ Кентерберийский Роберт Килуордби - богослов и философ, посвятивший часть своего популярного учебника «De ortu scientiarum» («О происхождении наук», около 1250) философскому обоснованию музыки и гармонии.

Лит.: Loenertz R. J. Les missions dominicaines en Orient au XIVe siècle et la société des Frères Рérégrinants pour le Christ // Archivum Fratrum Praedicatorum. 1932-1934, 1949. Vol. 2-4, 19; idem. La société des Frères Рérégrinants. Rome, 1937; Davy М.-М. Les dominicaines. Р., 1934; Vesely J. Secondo ordine del San Domenico. Bologna, 1943; Reeves J. В. The Dominicans. Dubuque, 1959; Bennet R. F. The early Dominicans. N. Y., 1971; Redigonda L. А. Secoli dominicani. Bologna, 1972; Щавелева Н. И. Киевская миссия польских доминиканцев // Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М., 1984; Hinnebusch W. А. Brève histoire l’Ordre dominicain. Р., 1990.

И. В. Баранов, Я. Спеж, Э. Орман, С. Н. Лебедев (доминиканская музыкальная традиция).