История вьетнама после второй мировой войны. Древность и Средневековье Вьетнама. Краткая история. История Вьетнама: Доисторический Вьетнам

Полным именем Хуфу было «Хнум-Хуфу», что означает «Хнум он охраняет меня».

фото: Jon Bodsworth , Green Copyright

Ныне более известен как Хеопс (по Геродоту). Также упоминался как Хембес (по Диодору), Суфис I (Σοῦφις, по Манефону), Саофис (по Эратосфену).

Семья

Сын фараона Снофру и Хетепхерес.

Портрет Снофру, отца или отчима Хуфу JMCC1 , GNU 1.2

Дети: Джедефра, Джедефхор, Каваб, Хафра (Хефрен), Банефра, Хуфухаеф (сыновья), Хетепхерес II, Мересанх II, Хамерернебти I (дочери).

Личность Хеопса

В фольклоре, а также свидетельствах историков античности за Хеопсом (Хуфу) закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя, в противоположность жизнеописаниям его отца Снофру и наследников Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Однако остатки памятников времени Хеопса представляют его личностью, деятельность которой резко контрастирует с рассказами периода владычества персов и греков. Сказание твердит, что Хеопс принуждал народ к тяжелой работе на строительстве пирамиды. В частности, при нём якобы лишились привилегий храмы.

Само имя Хеопса после его смерти якобы не произносилось народом, а изнурение ресурсов Египта для постройки пирамиды фараона привело к ослаблению государства и падению Четвёртой династии. Возможно, такое изображение фараона соответствует реальности, однако можно считать его домыслом основателей Пятой династии, которая пришла к власти с помощью гелиопольского жречества Ра после падения предыдущей Четвёртой династии. Вероятно, популярная в последующие периоды история-сказка «Хуфу и чародеи», посвященная рассказам трёх сыновей Хеопса о волшебниках, живших до и во время правления Хуфу, также была составлена при первых трех царях Пятой династии.

Bigworld , Public Domain

Хуфу царствовал не менее 27 лет, чему есть подтверждение в виде надписи на «водяной горе Джедефра» в Дахла и найденных недалеко от Красного моря папирусов, датированных 27-м годом правления царя. Прижизненные источники, изображают Хеопса строителем многих городов и поселений по берегу реки, например, Бухена (традиционно считается, что Бухен был основан во время Среднего царства, вероятно, Сенусертом III).

Если верить приведённым источникам, Хеопс отправил военную экспедицию на Синайский полуостров с целью нейтрализации местных кочевых племен бедуинов, грабивших торговцев, и разработки залежей бирюзы. В это же время надпись на камне на острове Элефантина близ Асуана указывает на то, что фараон также проявлял интерес к южным границам страны, где добывался асуанский розовый гранит.

Великая пирамида

Величайшим достижением Хуфу считается создание монумента, который был признан первым среди семи чудес света в древнем мире. Именно это, самое древнее и самое монументальное из перечисленных античными авторами чудес света, является единственным, сохранившимся до наших дней. Монумент высотой первоначально 146,6 м (сегодня только 137,5 м из-за утраты в результате землетрясения венчающего гранитного камня - пирамидиона), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет. Традиционно считается, что высотный рекорд пирамиды Хеопса был побит только Эйфелевой башней, сооружённой в 1889. Тем не менее, иногда утверждается, что ещё до начала XVII века существовали два здания, высота которых оценивалась в более чем 159 м и которые дошли до наших дней без своих высочайших шпилей - Линкольнский собор, строившийся в 1092-1311 и обвалившийся в 1549, и церковь святого Олафа в Таллине, простоявшая в своём первозданном виде с 1519 по 1625, когда в неё ударила молния, после чего здание было перестроено. Высоту пирамиды в XIX веке поочерёдно превысили церковь святого Николая в Гамбурге, Кёльнский собор и мемориал Вашингтона, сооружённые ещё до открытия Эйфелевой башни.


Berthold Werner , GNU 1.2

Для сооружения усыпальницы Хуфу выбрал плато в Гизе к северо-западу от современного Каира. Пирамида Хуфу положила начало строительству комплекса пирамид, предназначенных для правителей его династии. Завершённый комплекс трех величайших пирамид Гизы - Хеопса, Хефрена и Микерина, а также Великого Сфинкса, считается одним из лучших образцов древнеегипетского зодчества.

Хотя Великая пирамида и претерпевала существенные изменения во внутреннем устройстве, но сам её внешний вид и размеры не менялись. Начальником строительных работ и архитектором был Хемиун, известный также как Хеменуи - вероятно, двоюродный брат или племянник Хуфу.

Пирамида сложена из 2,3 миллионов известняковых блоков. При этом прочность достигалась не только за счет подгонки камней друг к другу, но и благодаря особому гипсовому раствору розового цвета. Прежде чем положить на камень следующий, на его поверхность наливалось это гипсовое молоко. Оно заполняло все выбоины и проникало в вертикальные стыки, обеспечивая великолепную монолитность кладки. Каждый блок весил 2 тонны. Основную часть известняка для постройки добывали прямо у подножия пирамиды, а белый известняк для облицовки - с другого берега реки. Пирамида является практически монолитным сооружением, не считая погребальную камеру и ведущих к ней коридоров. В ней практически нет внутреннего пространства, за исключением узких вентиляционных шахт.

Berthold Werner , GNU 1.2

Снаружи пирамида была облицована ослепительно белым турским известняком, который укладывали от вершины вниз. Он был разграблен для постройки средневекового Фустата, затем превратившегося в Каир. О большом заупокойном храме из известняка (52×40 м), который стоял на восточной стороне пирамиды, сейчас напоминают лишь остатки чёрного базальтового пола. Храм в долине, от которого вела восходящая дорога к пирамиде, исчез под арабской деревней, хотя часть его можно было увидеть в 1991 при проведении канализации.


фото: Marcus Cyron , GNU 1.2

Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой. Строительство первой камеры, вырубленной в скальном основании, осталось незаконченным. Чтобы попасть в неё, надо преодолеть 120 м узкого спускающегося коридора. Первая погребальная камера связана со второй горизонтальным коридором длиной 35 м и высотой 1,75 м. Две остальные камеры называют «камерой царицы» и «камерой царя». Названия эти условные и соответствуют арабской традиции погребения (в которой свод над усыпальницей женщины отличается от свода над усыпальницей мужчины выгнутостью). На самом деле жёны фараонов Древнего царства хоронились в небольших пирамидах, прилегающих к царской.

Franck Monnier , Public Domain

Вокруг Великой пирамиды, преимущественно на западной стороне, были расположены могилы придворных, которые хотели служить своему царю после смерти так же, как и при жизни. На восточной стороне три малые пирамиды цариц Хуфу. По легенде, изложенной Геродотом, центральная пирамида шириной 46 м строилась по инициативе дочери Хуфу, которую он отправил в публичный дом, чтобы получить деньги на строительство Великой пирамиды. Остальные две пирамиды, вероятно, принадлежали родной сестре-жене фараона и его сводной сестре, царице Хенутсен.

В 1925 на восточной стороне пирамиды была найдена могила царицы Хетепхерес, матери Хеопса. Американский археолог Джордж Рейснер, открывший это захоронение, высказал предположение, что отсутствие тела царицы в неразграбленной гробнице было вызвано тем обстоятельством, что захоронение, первоначально предназначенное матери Хеопса, было разграблено, и Хемиун прибегнул к обману фараона, перенеся саркофаг Хетепхерес (уже пустой), в нетронутую усыпальницу. В 1954 арабским египтологом Камаль аль-Малахом была обнаружена невредимая деревянная Солнечная ладья Хеопса, разделенная на 1224 части. Она построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, перед смертью Хеопса ещё плавала по Нилу. Ладью длиной 43,6 м окончательно восстановили к 1982. Последнее открытие, связанное с Великой пирамидой - заявление двух французских археологов-любителей об обнаружении неизвестного раннее коридора внутри усыпальницы (2004).


Неизвестно , GNU 1.2

При всём величии Великой пирамиды осталось ещё много неразгаданных загадок, связанных с постройкой монумента. Ореол таинственности и древности привлекал к огромной усыпальнице фараона многих посетителей ещё в античности. Философ и естествоиспытатель Фалес Милетский, пребывая в Египте, по указанию фараона Амасиса II измерил высоту пирамиды по длине её тени. Однако первым европейцем, оставившим описание пирамиды, сохранившееся до наших дней, считается «отец истории» Геродот, побывавший в Египте ок. 450 до н. э.

Рассказ Геродота о пирамидах, которым уделено значительное внимание в его «Истории», на протяжении длительного времени считался основным источником сведений об этих сооружениях. Тем не менее, в нём присутствует целый ряд неточностей и откровенных ошибок: в частности, Хеопс назван наследником Рампсинита (то есть Рамсеса III), а также приводится ряд деталей откровенно легендарного или даже сказочного характера (в частности, упомянутая легенда о дочери Хуфу). Интересно также сравнить приведённые Геродотом параметры пирамиды с реальными: если считать, что он пользовался аттическо-эвбейским плефром (мерой длины), то получается, что его оценка как ширины основания, так и высоты пирамиды составляла 236,8 м.

Описывая процесс постройки пирамид, древнегреческий историк ссылался на некоторые неподтверждённые данные, указанные ему жрецами: потребовалось 10 лет для того, чтобы построить километровую мощеную дорогу от храма в долине к заупокойному храму, 20 лет ушло на постройку пирамиды. Геродот утверждает, что если верить надписи, расположенной на внешней стороне пирамиды, одна стоимость еды для рабочих (редьки, лука и чеснока) составила 1600 талантов серебра, или около 7,5 миллионов долларов по ценам сегодняшнего дня на серебряные слитки (общая стоимость даже такого сооружения, как афинский Парфенон, составила всего 700 талантов). Соответственно, совокупная стоимость постройки пирамиды должна была составлять в несколько раз больше. Существует множество теорий, объясняющих секрет постройки пирамиды, включая использование покатых насыпей, тянущихся до пустыни, удлинявшиеся по мере того, как росла высота пирамиды, использование насыпей, которые поднимались вокруг пирамиды по мере её увеличения, и даже использование саней при транспортировке известняка. О насыпях («хома» по-гречески), применявшихся при постройке пирамиды, писал ещё Диодор Сицилийский. Помимо всего прочего, он сообщал о том, что в создании пирамиды были заняты 360 000 египтян.


One dead president , GNU 1.2

В 831 году в Великую пирамиду проник багдадский халиф Аль-Мамун - сын Харун-ар-Рашида, по всей видимости, также посещавшего египетские пирамиды. Подавив в крови восстание местного населения в Нильской долине, халиф решил поискать сокровища в крупнейшей пирамиде. При этом он проигнорировал предостережения суеверных советников, утверждавших, что «пирамида охраняется духами», и специалистов по осадному делу, убеждённых в неприступности древнего монумента. Поскольку вход в пирамиду был замурован в римскую эпоху, рабочим аль-Мамуна пришлось пробивать брешь в одной из граней пирамиды. Хотя аль-Мамун правильно избрал северную сторону для поиска входа, он так и не обнаружил старого хода в строение и приказал создать новый. Нужный участок пирамиды поливали кипящим уксусом, чтобы облегчить нанесение ударов тараном. После извлечения двухсот блоков арабами был открыт ход в Большую галерею, ведущую к погребальной камере с захоронением Хеопса. Однако халиф так и не нашёл в ней никаких сокровищ, поскольку усыпальница Хуфу, как и большинство египетских захоронений, видимо, была разграблена ещё самими древними египтянами. Ибн-Хальдун утверждает, что аль-Мамун, потерпев фиаско, пришёл в неистовство и приказал разобрать пирамиды, но так и не сумел достигнуть этой цели.

Фотогалерея







Годы жизни: ?–2566 (?) годы правления: 2579–2556 гг. до н. э. (23 лет) - по Ю. фон Бекерату 2620–2580 гг. до н. э. (40 лет) - по Schneider

Полезная информация

Хуфу́, Хео́пс
др.-греч. Χέωψ, Cheops

Папирусы Красного моря

В апреле 2013 года было объявлено о находке более 40 папирусов, датированных 27-м годом правления царя Хуфу.

Самым интересным из папирусов, является дневник некоего чиновника по имени Меррер, который велся в течение более чем трёх месяцев и который повествует об участии Меррера в строительстве Великой пирамиды в Гизе.

В своем дневнике чиновник сообщал о многочисленных поездках в Турский известняковый карьер для получения блоков, предназначенных для пирамиды Хеопса.

Данный документ является первым документальным свидетельством процесса строительства величайшего сооружения древности.

Культурное влияние

Несмотря на то, что Великая пирамида регулярно исследуется со времен Наполеона, лично посещавшего её в 1798 году, она и доныне порождает много мистификаций и домыслов.

Исследователи, изучающие историю Египта с нетрадиционных позиций, чаще всего пользуются фактом отсутствия каких-либо упоминаний о Хеопсе в самой пирамиде (написанное красной краской имя Хуфу внутри пирамиды оказалось подделкой).

Самыми известными являются теории о постройке пирамиды инопланетянами с Ориона (её популяризаторами являются Грэм Хенкок, Роберт Бьювелл и Адриан Джильберт) или атлантами (парадоксально, что апологеты существования цивилизации атлантов верят рассказу египетских жрецов, изложенному Платоном, но не верят рассказу тех же жрецов в «Истории» Геродота). Космическая теория происхождения пирамид стала основой фильма и сериала «Звёздные врата».

Времена правления Хуфу отображены в американском фильме 1955 года «Земля Фараонов» (в роли Хуфу - англичанин Джек Хокинс). Также действие романа «Мудрость Хеопса» (в оригинале «Игра судьбы») египетского писателя Нагиба Махфуза происходит в годы царствования данного фараона.

Еще в древние времена сами египтяне именовали фараона Хеопса Хнум-Хуфу. Сам же правитель называл себя «вторым солнцем». Европейцы узнали о нем благодаря Геродоту. Античный историк посвятил несколько рассказов жизни Вся его работа называется «История». Именно Геродот утвердил греческое прочтение имени фараона - Хеопс. Ученый считал, что правитель слыл тираном и деспотом. Но существует ряд прижизненных источников, которые говорят о Хеопсе, как о дальновидном и мудром правителе.

Расцвет Древнего Египта

Дата правления фараона Хеопса - предположительно 2589—2566 до н. э. или 2551—2528 до н. э. Он являлся вторым представителем четвертой царской династии. Время правления фараона Хеопса - это период расцвета страны. К этому времени Нижний и Верхний Египет уже объединились в одно сильное государство. Царь считался живым богом. Именно поэтому его власть представлялась абсолютно безграничной. Могущество египетских фараонов напрямую влияло и на развитие хозяйства. Экономический подъем способствовал прогрессу политической и культурной жизни.

Несмотря на это, сведений о фараоне не так много. Основными источниками являются труды античного историка Геродота. Однако эта работа основана, скорее всего, на легендах, а не на исторических фактах. И поэтому это произведение, по сути, не имеет ничего общего с реальностью. Тем не менее, несколько источников о жизни Хеопса довольно достоверны.

Фото фараона Хеопса, к сожалению, никак не могли сохраниться. В статье вы имеете возможность увидеть изображения его усыпальницы и скульптурных творений.

Деятельность правителя

Правление фараона Хеопса длилось больше двух десятилетий. Он считался вторым солнцем и обладал довольно суровым характером. У него было несколько жен и, соответственно, много детей.

Также он был известен тем, что во время его правления постоянно строились новые города и поселения на берегах Нила. Так, фараон основал известную крепость в Бухене.

Кроме того, появилось множество религиозных объектов, среди которых, конечно же, пирамида Хеопса. Но к этому вопросу мы вернемся немного чуть позже.

Между прочим, по словам Геродота, правитель закрывал храмы. Он экономил, и все ресурсы шли на строительство его пирамиды. Однако, судя по египетским источникам, фараон с завидной щедростью жертвовал на религиозные объекты и был все-таки активным храмовым строителем. На многих древних рисунках фараона изображали именно как создателя селений и городов.

Как государственный деятель, фараон Хеопс периодически был вынужден отправлять свою армию на Синайский полуостров. Его цель - уничтожение кочевых племен, которые грабили местных торговцев.

Также на этой территории правитель пытался контролировать месторождения меди и бирюзы. Именно он первым начал разрабатывать залежи алебастра, которые находятся в Хатнубе.

На юге страны фараон тщательно следил за добычей асуанского розового гранита, который шел на строительство.

Архитектор усыпальницы

В истории имя этого правителя в первую очередь связано с его пирамидой. Она признана одним из семи чудес света. Гробница находится в Гизе. Это рядом с современным Каиром.

Стоит отметить, что Хеопс вовсе не был первым фараоном, для которого возвели пирамиду. Родоначальником таких строительств был все-таки правитель Джосер. Хнум-Хуфу возвел же самую большую гробницу.

Пирамида фараона Хеопса была построена около года 2540 до н. э. Руководителем строительных работ и архитектором был один из родственников правителя. Его звали Хемиун. Он служил визирем. Известен и другой египетский чиновник, который участвовал в процессе возведения пирамиды - Меррер. Он вел дневниковые записи, с помощью которых современные ученые узнали, что этот деятель нередко приезжал в один из известняковых карьеров. Именно там производили блоки для строительства усыпальницы.

Ход строительства

Подготовительные работы шли несколько лет, так как рабочим в первую очередь пришлось построить дорогу. По ней перетаскивали материал для сооружения. Строительство пирамиды длилось почти два десятилетия. По некоторым источникам, в процесс возведения были вовлечены порядка сто тысяч рабочих. Но одновременно строить объект могли только 8 000 человек. Каждые 3 месяца рабочие сменяли друг друга.

Крестьяне также принимали участие в возведении монументального сооружения. Правда, они могли заниматься этим только тогда, когда разливался Нил. В этот период все земледельческие работы сворачивались.

Египтянам, которые строили пирамиду, давали не только еду и одежду, но и жалование.

Внешний вид гробницы

Изначально высота усыпальницы составляла почти 147 метров. Однако из-за ряда землетрясений и наступления песков несколько блоков рухнули. Таким образом, на сегодняшний день высота пирамиды - 137,5 м. Длина одной стороны гробницы - 230 м.

Усыпальница сложена из 2,3 миллиона каменных блоков. При этом никакого связующего раствора не было предусмотрено вообще. Вес каждого блока варьируется от 2,5 до 15 тонн.

Внутри гробницы расположены погребальные камеры. Одну из них именуют «камерой царицы». При этом представительницы слабого пола традиционно погребали в отдельных маленьких усыпальницах. Во всяком случае, у подножия пирамиды находятся гробницы женщин Хеопса и знати.

Солнечные ладьи

Около усыпальницы археологи обнаружили так называемые «солнечные ладьи» - это церемониальные лодки. По легенде, на них правитель совершает свое плавание в загробный мир.

В 1954 году ученые нашли первое судно. В качестве материала был использован Строительство обходилось без гвоздей вообще. Длина сооружения - почти 40 м, а ширина - 6 м.

Что удивительно, исследователи смогли выявить, что на лодке есть следы ила. Быть может, при жизни правитель передвигался по ней по Нилу и прибрежным водам Средиземноморья. На ладье были найдены рулевые и гребные весла, а на палубе были размещены надстройки с каютами.

Второе судно Хеопса было обнаружено относительно недавно. Оно находилось в тайнике пирамиды.

Пустой саркофаг

Однако тело легендарного фараона было не найдено. В девятом столетии один из халифов смог проникнуть в гробницу. Он был удивлен, что следов разграбления и взлома не наблюдалось. Но мумии Хеопса не было, вместо нее остался лишь пустой саркофаг.

При этом сооружение осмысливалось именно как усыпальница. Возможно, древние египтяне специально возвели ложную гробницу, чтобы обмануть потенциальных грабителей. Дело в том, что в свое время было ограблено захоронение матери Хеопса, и ее мумия была украдена. Воры забрали тело, чтобы потом в спокойной обстановке снять украшения.

Сперва о пропаже мумии Хеопсу не сообщили. Поведали ему только о факте разграбления. После этого фараон был вынужден распорядиться перезахоронить тело ее матери, но на самом деле пришлось провести обряд с пустым саркофагом.

Бытует версия о том, что мумия правителя похоронена в другой, скромной усыпальнице. А сама пирамида являлась посмертным обиталищем духа могущественного царя.

Потомки фараона

Когда фараона Хеопса (годы правления - 2589—2566 до н. э. или 2551—2528 до н. э.) не стало, правителем государства стал сын великого правителя. Его звали Джедефра. Фактов о его правлении очень мало. Известно, что он царствовал всего лишь восемь лет. За это время ему удалось построить вторую по высоте гробницу на этой территории. К сожалению, еще в те стародавние времена пирамида Джедефра также была не только разграблена, но и частично разрушена.

Кроме того, ряд историков считает, что именно этот отпрыск Хеопса в свое время смог построить Великого Сфинкса. Это изваяние было возведено в память об отце. Египтологи полагают, что тело мифического существа выполнили из цельного известняка. При этом его голова была сделана позже. Заметим, многие ученые утверждают, что лицо Сфинкса внешне очень напоминает облик Хеопса.

Последующие правители династии также продолжали возводить пирамиды. А вот последний царь четвертой династии по имени Шепескаф монументальных гробниц уже не строил, так как расцвет Древнего Египта сошел на нет. Государство оказалось в состоянии упадка. Потомки Хеопса уже не позволяли себе расходовать ресурсы на колоссальные сооружения. Таким образом, время великих пирамид осталось в далеком прошлом. Но великая усыпальница Хеопса, которая считается одним из сохранилась и поныне.

(Хуфу) - второй фараон IV династии Древнего царства Египта правил страной около 2589- 2566 гг. до н. э., то есть около 23 лет. Полным именем Хуфу было "Хнум-Хуфу", что означает "Меня защищает бог Хнум". В настоящее время более известен как Хеопс (по Геродоту). Также упоминался как Хембес (по Диодору), Суфис I (по Манефону), Саофис (по Эратосфену). Хеопс - сын фараона Снофру и царицы Хетепхерес I, брат принцессы Хетепхерес мнил себя вторым солнцем и имел две или четыре жены, от которых имел много детей: девять сыновей, из которых от папируса Весткар известны Джедефра , Джедефхор, Каваб, Хефрен (Хафра), Банефра, Хуфухаеф, и пятнадцать дочерей, из которых известны Мересанх II, Хамерернебти I, Хентетенка и Хетепхерес II, которая позже станет царицей, выйдя замуж за своего сводного брата Джедефра после смерти мужа и сводного брата Каваба. Другие дети просто известны от их могил в Эль-Гизе : кладбище G 7000 содержит несколько мастаб этих королевских детей.

Хеопс - строитель самой высокой пирамиды на плато Гиза, одного из Семи Чудес Древнего Мира. Сторона основания знаменитой пирамиды около 230 м, угол наклона 52°, а высота около 147 м. Пирамида Хеопса называлась "Светочи", а весь пирамидальный комплекс - "Ахет-Хуфу, Горизонт Хуфу".

Также им построено много других сооружений. В частности, он перезахоронил в потайной гробнице-шахте, расположенной на северо-восток от своей пирамиды, свою мать. Её первоначальная гробница располагалась возле пирамиды мужа, фараона Снофру, в Мейдуме, и была разграблена. То, что осталось, было перенесено в Гизу: саркофаг был пуст, но канопы были на месте.

Хеопс воевал на Синае. Им была отправлена военная экспедиция на Синайский полуостров с целью нейтрализации местных кочевых племен бедуинов, грабивших торговцев и разработки залежей бирюзы. Обнаруженная надпись на камне на острове Элефантина указывает на то, что фараон уделял внимание и южным границам страны, где добывался асуанский розовый гранит. Хеопс также изображается как строитель многих городов и поселений по берегу Нила.

В свидетельствах древних историков за Хеопсом закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого безжалостного правителя, в противоположность жизнеописаниям его отца Снофру и наследников Хефрена и Микерина . Сказание утверждает, что Хеопс принуждал народ к тяжелой работе на строительстве пирамиды. Само имя Хеопса после его смерти якобы не произносилось народом, а изнурение ресурсов Египта для постройки пирамиды фараона привело к ослаблению государства и падению Четвертой династии.

До наших дней сохранилась единственная маленькая статуэтка Хуфу из слоновой кости.

Цветущая страна, известная нам под названием Вьетнам, была освоена человеком еще в эпоху палеолита. К концу II тысячелетия до н.э. значительная часть нынешнего государства оказалась заселена различными племенами, в которые современные антропологи видят родственников нынешних кхмеров и жителей островов Юго-Восточной Азии.

В это самое время на далеком севере, в низовьях великой китайской реки Янцзы, проживала народность, которой суждено было не только завладеть жаркими землями юга, но и дать им их нынешнее название. Представители этой народности называли себя лаквьетами. В середине II тысячелетия до н.э. лаквьеты стремительно расселились на плодородных равнинах дельты Красной реки. Как часто происходит в истории, более слабые предшественники частично были вытеснены, а частично - ассимилированы.

Несколько позже во Вьетнам пришли предки современных тайцев, закрепившиеся в горах на севере страны. Племена, уходившие под натиском лаквьетов на юг, со временем дали начало многим народам современного Индокитая, прежде всего чамам (или тьямам).

В 2879 г. до н.э. могущественному вождю (выонгу) по имени Хунг (Хунг Выонг) удалось объединить независимые кланы лаквьетов в единый племенной союз Ванланг. Считается, что именно благодаря ему много веков спустя на карте мира появилось государство Вьетнам. Хотя Хунг Выонг был скорее военным предводителем, нежели монархом, ему удалось сохранить власть за своим потомством, дав начало многим знатным фамилиям Древнего Вьетнама.

В 257 г. до н.э. Ванланг был разгромлен жителями севера. Вождь победителей, Ан Зыонг (большинство историков считает его китайцем), создал в северных районах нынешнего Вьетнама государство Аулак со столицей в Колоа, «крепости-улитке». Хотя эпоха Аулак быстро пришла к упадку, она считается временем окончательного формирования государственности и культуры лаквьетов. Вскоре Аулак вошел в состав государства Намвьет (или Нань-юэ), занимавшего территорию как современного Северного Вьетнама, так и обширных районов Южного Китая. Интересно, что столица Намвьета находилась на месте известного южнокитайского города Гуанчжоу.

Могущество Намвьета, которого с лих-вой хватило для завоевания Аулака, оказалось ничтожным в сравнении с мощью китайской империи Хань, которая с легкостью поглотила небольшое южное королевство в конце III в. до н.э. Это событие ознаменовало начало длительного периода полной зависимости Вьетнама от своего обширного северного соседа. До VII в. области бывшего Намвьета именовались Зяоти (в Китае - Цзяочжи), а затем обрели известное историческое название Аннам, что в переводе означает «умиротворенный юг».


Хотя поначалу китайцы, подобно монголам на Руси, не вмешивались во внутренние дела покоренного народа, ограничиваясь регулярным сбором дани, их владычество сопровождалось не угасавшим ни на минуту сопротивлением. Именно в те времена сформировались боевые качества вьетнамцев, так поразившие агрессоров Новейшего времени. Сопротивлялись не только мужчины, но и женщины. Иногда бесстрашные вьетнамки даже вставали во главе восстаний. В 40-х гг. н.э. сестрам-воительницам Чынг Чак и Чынг Ни удалось на три года изгнать китайцев из страны. Двумя веками позже вспыхнуло восстание под предводительством героини Чьеу. Увы, неравенство сил рано или поздно обрекало все выступления вьетнамцев на поражение. В итоге к I -II вв. н.э. страна лишилась последних крупиц самостоятельности и Китай начал оказывать сильнейшее влияние на культуру, экономику, политику и религию покоренной страны - влияние, ощущаемое и поныне на каждом шагу.

Долгие восемь столетий Вьетнам находился под китайским владычеством. Если Поднебесная в это время постепенно слабела, утрачивая контроль над своими необъятными территориями, то Вьетнам, напротив, сплачивался и накапливал силу. В 938 г. вьетнамский феодал Нго Кюйен поднял восстание и сбросил ненавистное иноземное иго. Новый правитель вновь провозгласил столицей город Колоа и восстановил при дворе дух и традиции вьетнамской древности. К XI в., когда к власти приходит династия Ли, страна, сменившая название на Дайвьет (Великий Вьет), по уровню развития уже не уступает самым могущественным державам Дальнего Востока. В это время столицей Вьетнама впервые становится г. Тханглонг - современный Ханой. Изгнав китайцев, победители многое заимствуют из их практики управления государством. Еще в 1070 г. в Тханглонге воздвигается храм Конфуция, создается национальная академия (Хан Лам) и вводится система государственных экзаменов по китайскому образцу. В XII в. конфуцианство окончательно становится государственной религией Вьетнама, тогда как буддизм и даосизм начинают играть роль народных верований. Окрепшее государство полностью восстанавливает утраченные позиции - в конце XIII в. оно успешно отражает нашествие монголов и даже расширяет свои владения, присоединив северные горные районы и земли южных чамов.

В начале XV в. страну вновь охватывает глубокий кризис. Воспользовавшись раздорами, возникшими в результате непопулярных преобразований императора Ли Хо Кюи, войска китайской династии Мин в 1407 г. вновь захватывают страну. На этот раз китайское владычество продолжается очень недолго - спустя всего 20 лет сплотившаяся нация вновь изгоняет врагов. Вождь повстанцев Ле Лой провозглашает создание династии Поздних Ле (1428-1788) и проводит реформы, с которых начался «золотой век» средневекового Вьетнама.


В 30-х гг. XVII в. государство Дайвьет, формально по-прежнему возглавлявшийся королями из династии Ле, раскололось на два соперничающих удела, при-надлежавших кланам Чинь и Нгуен. Верхушка каждого рода щедро раздавала земельные владения своим сторонникам. Количество земель, находившихся в распоряжении казны, стремительно уменьшалось, в то время как потребность в деньгах на военные расходы, напротив, росла с каждым днем. Для решения этой проблемы вожди кланов прибегали к старому способу - не мудрствуя лукаво, они увеличивали поборы с населения. Следствием безжалостного выколачивания податей стала крестьянская война, известная как «Восстание тэйшонов» и вспыхнувшая в 1771 г. Во главе повстанцев стояли три брата, один из которых - Нгуен Хюе - в 1788 г. провозгласил себя императором. Последний король из династии Ле был вынужден обратиться за помощью к «брату» - воинственному китайскому императору Цяньлуну из династии Цин. Тот охотно откликнулся на призыв, и китайские войска вновь вторглись в страну, однако тэйшоны быстро нанесли им сокрушительное поражение в битве близ Тхан- глонга 5 января 1789 г. Всем казалось, что после такого успеха власть «народного» императора будет непоколебима, однако спустя всего три года Нгуен Хюе внезапно умер. Этим немедленно воспользовался глава клана Нгуен - полко-водец Нгуен Фук Ань. Собрав собственные дружины и опираясь на помощь Франции, Нгуены сумели разгромить повстанцев. В 1804 г. Нгуен Фук Ань принял тронное имя Зя Лонг, перенес столицу в г. Хюэ и стал первым императором династии, остававшейся на престоле до 1945 г.

Краткая история Вьетнама, как и история всех древних стран, теряется во мгле времен, превратившись в легенды. Совершенно ясно, что на плодородных заливных лугах Южного Китая и в долине Красной реки вокруг Тонкина предки кинь (так называют себя вьетнамцы) поселились 3-4 тыс. лет назад.

История вьетнамского народа и его долгой борьбы за свободу и независимость тесно связана с территориальной экспансией в южном направлении. Обороняясь от Китая на севере, древние вьеты постепенно распространяли свою власть над пришедшими в упадок царствами Тьямпа и Камбоджа на юге.

Легендарные правители

Вьетнамская легенда гласит, что император Зе Минь, потомок китайского божества - покровителя земледелия, взял в жены дочь феи By, и один из их сыновей, Кинх Дыонг-зыонг, стал родоначальником вьетов. Он в свою очередь женился на дочери дракона, повелителя озера Дунтин в Китае, и их сын Лак Лонг Куан стал первым правителем вьетского государства.

Для поддержания мира с могущественными китайскими соседями - эта тема повторяется на всем протяжении вьетнамской истории - Лак Лонг Куан женился на горной фее Ау Ко, которая принесла ему сто сыновей. Впоследствии старший из них пришел на смену Лак Лонг Куану, положив начало династии Хунг.

Вместо того чтобы рассматривать династию Хунг как исторический факт, к ней следует относиться как к героической легенде, созданной для прославления древней истории Вьетнама. В это время как у ханьских китайцев, так и у вьетнамцев возникла потребность в расширении своих территорий на юг, что положило начало их тысячелетнему соперничеству.

В 258 г. до н. э. Тхык Фан, один из вождей горных племен аувьетов, низверг 18-го короля династии Хунг и основал новое вьетнамское государство Аулак со столицей в Колоа, немного севернее современного Ханоя. Примерно через полвека, в 207 г. до н. э., мятежный китайский военачальник Чжао То завоевал Аулак и провозгласил свою власть над Намвьетом - государством, занимавшим территорию современной провинции Гуанси в Южном Китае и дельты Красной реки в Северном Вьетнаме. Китайское владычество над Намвьетом было подтверждено в 111 г. до н. э., когда наследники Чжао То формально присягнули на верность ханьскому императору У-Ди, что распространило власть Китая на юг до перевала Хайван и сделало Намвьет китайской провинцией Цзяоши.

Пагода Чан Куок в Ханое была возведена во времена правления династии Ранняя Ли

Кратко о истории тысячелетия китайского владычества во Вьетнаме

В I в. н. э. попытки китайцев насадить свои обычаи среди населения Цзяоши вызвали мощное сопротивление вьетов. В 40 г. это привело к первому крупному вьетскому восстанию против китайцев под руководством сестер Чынг, двух аристократок, провозгласивших себя соправительницами объединенного Вьетнама. Сестры Чынг по-прежнему считаются национальными героинями, но их попытка освободиться от китайской власти была недолгой. Уже через три года генерал Ма Юань восстановил контроль над этой территорией и приступил к усиленной китаизации населения. И постепенно ему это начало удаваться.

В течение следующих 900 лет вьеты оставались под гнетом Китая, несмотря на ряд крупных восстаний. В 544 г. вьетский лидер Ли Бон возглавил очередной мятеж, в результате которого достиг частичной независимости после воцарения династии Ранняя Ли, но в 603 г. она была сокрушена китайскими армиями. Победоносные китайцы переименовали страну в Аннам, или Умиротворенный Юг. Однако это оказалось попыткой выдать желаемое за действительное. В 938 г. вьеты под водительством Нго Кюйена в битве на реке Бахданг нанесли китайцам решающее поражение и восстановили свою независимость, положив конец тысячелетнему китайскому владычеству. Они наконец обрели свободу, но к этому времени стали самым китаизированным народом Юго-Восточной Азии, по контрасту с соседними тямами, тайцами и кхмерами, попавшими под культурное влияние Индии.

За столетия своей конфронтации с Китаем вьеты усвоили как минимум один ценный урок. Китайская угроза никуда не делась, но нужно было уживаться со своими северными соседями. И им это удалось благодаря сочетанию отчаянного сопротивления китайской агрессии со смиренными извинениями перед Драконьим троном за каждую свою победу. Эта хитроумная тактика была официально закреплена в 968 г., когда Динь Бо Линь, основатель императорской династии Динь, подтвердил независимость Вьетнама, но согласился раз в три года выплачивать Китаю дань.

Вьетнам расширяется на юг

Начиная с XI в. Вьетнам находил новые способы подражания Китаю, своему соседу, вызывавшему одновременно страх и восхищение. Во-первых, главной религией в стране стал китайский буддизм Махаяны, а не Теравады, исповедуемый в других странах Юго-Восточной Азии. Конфуцианство тоже было с энтузиазмом воспринято от китайцев и легло в основу государственного управления.

Во-вторых, вьетнамский народ, зажатый между более многочисленными китайцами на севере и высокими Аннамитскими Кордильерами на западе, начал распространять свое влияние в единственном доступном направлении - на юг. Из новой столицы Тханглонг, или Взлетающий дракон (впоследствии переименована в Ханой), началась долгая история завоевания древнего индуистского царства Тьямпа.

Образец индуистской культуры: тямское резное изображение Шивы из Мишона

Вьеты, отразив в 1279 г., во второй битве на реке Бахданг, монгольское вторжение, продолжали удерживать север страны. К XIV в. весь Центральный Вьетнам, до перевала Хайван, был покорен, а город Хюэ перешел под контроль вьетов. Затем китайцы вновь овладели этой территорией, но в 1428 г. в результате освободительной войны под предводительством Ле Лоя вьеты снова обрели независимость. Тем временем на юге вьетские войска уничтожили тямскую столицу Виджайю, и царство Тьямпа сократилось до крошечных размеров.

К началу XVI в. казалось, что вьетскому государству - Дайвьету ничто не угрожает, на самом же деле история преподнесла Вьетнаму новые испытания.

В 1516 г. в страну прибыли первые европейцы (португальские мореплаватели). Кроме того, на дальнем юге после крушения царства Тьямпа среди самих вьетов появились соперничающие претенденты на власть в Ханое. В 1527 г. страна разделилась на две части: династия Мак (а впоследствии Чинь) правила из Ханоя землями в дельте Красной реки, а династия Нгуен со столицей в Хюэ господствовала на юге страны.

К XVII в. вместо португальцев наиболее влиятельными европейцами здесь стали французы, особенно в центральных и южных регионах страны. Они принесли с собой католицизм, который постепенно распространился по стране, несмотря на противодействия последователей конфуцианства и буддизма. В результате вьетнамская христианская община стала второй по численности в Азии, уступая лишь филиппинской. Наконец, французский священник-миссионер Александр де Роде разработал систему романизированной вьетнамской письменности куок нгы, которая используется до сих пор.

В 1757 г. вьетнамские поселенцы обошли последнее укрепление тямов между Фанрангом и Фантхьетом и приступили к завоеванию дельты Меконга, находившейся под властью Камбоджи. В ходе этой экспансии у камбоджийцев было отнято кхмерское поселение Прейнокор и переименовано в Сайгон. В XIX в. последнее тямское сопротивление было окончательно сломлено, и Вьетнам получил полную власть над территориями, которые он контролирует и сегодня.

Ворота Хьеннён в Хюэ, столице правителей из династии Нгуен

Императоры Нгуен и французское завоевание

В 1802 г. правитель Нгуен Ань нанес поражение своим северным противникам и основал династию Нгуен (1802 - 1945) со столицей в Хюэ, где он провозгласил себя императором Зя Лонгом. Впервые в истории Вьетнама центр власти переместился от дельты Красной реки на юге к центру страны. Однако власть Нгуенов недолго оставалась неоспоримой. В 1858 г. Франция захватила Дананг и Сайгон, заложив основу для своих колоний в Аннаме и Кохинхине. В 1883 г. при поддержке современного оружия и непоколебимой веры в свою цивилизаторскую миссию французы объявили колонией и Тонкий, а Вьетнам стал французским протекторатом. В 1887 г. это положение было закреплено юридически; французы, объединив Вьетнам, Лаос и Камбоджу, образовали Индокитайский Союз (Французский Индокитай).

Нетрудно догадаться, что вьетнамцы отвергали империалистические амбиции Франции. Этот гордый народ, в течение двух тысячелетий сопротивлявшийся китайскому владычеству, не мог безропотно покориться французам.

В 1890 г. в маленькой вьетнамской деревушке Кимлиен родился Хо Ши Мин, будущий лидер вьетнамской борьбы за независимость. В 1918 г. он отправился в Париж, а через три года вступил во французскую коммунистическую партию. В 1930 г. Хо Ши Мин посетил Москву, стал агентом Коминтерна и основал в Гонконге Коммунистическую партию Индокитая. Французы еще не знали об этом, но над ними уже нависла угроза.

Хо Ши Мин продолжал работу с соотечественниками в годы войны и японской оккупации, закончившейся в 1945 г. Разумеется, коммунисты были не единственной силой, противостоявшей французскому империализму, - вьетнамцы всех политических убеждений стремились к свободе, - но коммунисты, без сомнения, были организованы лучше остальных.

Хо Ши Мин в полевой форме

Три Индокитайские войны

После японской капитуляции 15 августа 1945 г. события стали развиваться с нарастающей скоростью. 23 августа Бао Дай, последний император династии Нгуен, отрекся от престола. А всего лишь через десять дней, 2 сентября 1945 г., в Ханое Хо Ши Мин провозгласил независимость Вьетнама.

Первая Индокитайская война началась после того, как французы попытались восстановить колониальное правление. Дела у них шли плохо, и в 1954 г. они потерпели сокрушительное поражение в битве при Дьенбьен-фу от Во Нгуен Зяпа, лучшего полководца Хо Ши Мина. В Южном Вьетнаме, со столицей в Сайгоне, правил прозападный католический политик Нго Динь Зьем. В 1955 г. Зьем отказался провести выборы, и войска Вьетмина при поддержке Ханоя начали вооруженное наступление на юге. Это привело к началу Второй Индокитайской войны, - вьетнамцы называют ее Американской, - которая опустошала страну почти двадцать лет. В 1960 г. в плохо рассчитанной попытке сдержать распространение коммунизма США отправили советников для поддержки южного режима. Спустя пять лет, в 1965 г., американские ВВС приступили к регулярным бомбежкам на севере, а на юге, в Дананге, высадили десант. К 1968 г. численность американских войск во Вьетнаме увеличилась до 500 000 человек, но в том же году Тетское, или Новогоднее, наступление войск Вьетконга подорвало решимость Вашингтона продолжать войну, и в 1973 г. из Вьетнама были эвакуированы последние американские солдаты. Через два года, в апреле 1975 г., армия Северного Вьетнама захватила Сайгон, и страна снова стала единой.

Французский танк, брошенный после Первой Индокитайской войны

Победа Ханоя привела к провозглашению Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Большого кровопролития не последовало, но была учреждена строгая командная экономика, и более десяти лет вьетнамцы страдали от нищеты и политического гнета. К этому добавилась Третья Индокитайская война (1978-1979), когда Вьетнам вторгся в Камбоджу для свержения смертоносного кхмерского режима, но и сам подвергся вторжению, в качестве урока, от коммунистического Китая.

История экономического роста Вьетнама

На VI съезде коммунистической партии Вьетнама партийные лидеры запустили амбициозную программу общественных и экономических реформ под названием doi moi (Обновление). Коллективизация подверглась пересмотру, больше внимания было уделено производительности труда и личным правам граждан. Темпы сельскохозяйственного производства стремительно росли, в результате Вьетнам стал одним из крупных экспортеров риса. В течение 10 лет рост вьетнамской экономики составлял более 7% в год, но в 2008 г. началась инфляция, и экономическое развитие замедлилось. Несмотря на эти успехи, политический контроль остается строгим, а личные права граждан по-прежнему ограничены.

Рыбачка в Муйне

Война во Вьетнаме