Фокальные объекты примеры. Метод фокальных объектов (МФО). Метод фокальных объектов

  • Александров Александр Владимирович , кандидат наук, доцент
  • Жабунин Антон Юрьевич , кандидат наук, доцент
  • Мироседи Светлана Андреевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Мироседи Татьяна Геннадьевна , старший преподаватель
  • Волжский политехнический институт
  • МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
  • ПРИНЯТИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ

В статье проведено исследование теоретических и практических аспектов использования метода фокальных объектов и возможности его использования для принятия финансовых решений с учетом специфики данной области деятельности.

  • О некоторых особенностях расчёта средневзвешенной стоимости капитала в процессе оценки стоимости компаний
  • Роль классификации объектов основных средств в организации их учета
  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Метод фокальных объектов был разработан профессором Берлинского университета Эмилем Кунце в 1923 году и доработан Чарльзом Вайтингом в 1958 году. Распространенность метода обусловлена его простотой и существенными возможностями поиска новых, иногда нестандартных подходов к решению имеющейся проблемы.

Цель метода – преодоление косности мышления при решении различных задач, абстрагирование от второстепенных свойств объектов и активизации способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект. Совершенствуемый объект при этом лежит в фокусе переноса, что предопределяет его название – фокальный. Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов позволяет становиться источником гипотез, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертная оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации. Большое значение имеет тот факт, что генерирование нестандартных гипотез происходит в любом случае, а их количество зависит от количества объектов, свойства которых переносятся на исследуемый объект.

Метод фокальных объектов эффективен при поиске новых идей, способов модернизации и совершенствования исследуемых объектов. В сравнении с классическими методами поиска решений (Метод «мозгового штурма», метод Дельфи и др.), метод фокальных объектов отличается существенно меньшими временными затратами на поиск и принятие решений.

Метод направлен на преодоление стереотипов мышления, чем и определяется сфера его возможного применения. Стереотипное мышление, в целом, имеет некоторые преимущества: позволяет тратить меньше усилий на решение повседневных, шаблонных задач. Однако в нестандартных ситуациях нередко парализует сознание и резко снижает эффективность деятельности. Для решения данной проблемы необходимо развитие творческой составляющей мышления, что успешно происходит в рамках метода.

Метод реализуется посредством следующего алгоритма действий.

  1. Определяется объект, который предстоит усовершенствовать.
  2. Произвольно определяются другие объекты. Для чистоты эксперимента слова должны выбираться произвольно из большого количества объектов. Случайно найденными объектами могут быть и названия объектов живой и неживой природы и части речи: прилагательные, существительные, местоимения, наречия, числительные и даже союзы. Для характеристики вспомогательных объектов чаще всего используются существительные. Как правило, на первом этапе достаточно 4-5 слов.
  3. У вспомогательных объектов выделяются характеристики.
  4. Выделенные характеристики применяются к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск нестандартного решения.
  5. В результате объединения исследуемого объекта и гипотез рождаются различные гипотезы, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями.
  6. Часть гипотез сразу исключается как невозможные или нежизнеспособные, остальным гипотезам дается экспертная оценка, анализируется реализуемость, эффективность.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности. Он обеспечивает также перегруппировку и смещение ценностных структур, в результате чего возникает новая ценностная конструкция.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и не эффективны при точном целеполагании. Также важно понимать, что метод имеет ограниченную область применения и практически не используется при работе со сложными техническими задачами.

Основными областями применения метода являются маркетинг, дизайн, обучение, публицистика, техника (обычно при создании новых объектов) и др.

В той или иной степени, метод фокальных объектов может применяться практически в любой области деятельности. Анализ возможностей использования метода фокальных объектов в области финансового предпринимательства и при принятии финансовых решений позволяет сделать следующие выводы:

  1. Метод фокальных объектов имеет ограниченные возможности применения в финансовой сфере, поскольку основным критерием выбора здесь является достижение оптимального соотношения между доходностью, риском и ликвидностью. Указанные параметры имеют количественную природу и определяются не экспертным путем, а системой показателей.
  2. Применение метода фокальных объектов при прогнозировании действий участников рынка также не имеет больших перспектив, поскольку в основе финансового прогнозирования лежат принципы экстраполяции имеющейся информации о действиях участников рынка на перспективу в рамках рассматриваемого горизонта планирования.
  3. Метод фокальных объектов может использоваться при поиске новых источников финансирования, при разработке новых финансовых продуктов и инструментов. В частности, появление финансовых пирамид и криптовалют во многом произошло благодаря неосознанному применению методов мозгового штурма и фокальных объектов.

Метод фокальных объектов раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать новые творческие идеи и решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне исключают кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, так как при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Некоторые существующие продукты/услуги своим появлением обязаны именно методу фокальных объектов. При этом иногда исследователи применяли этот метод инстинктивно за счет развитого творческого мышления.

Метод фокальных объектов может быть полезен как средство для развития творческого воображения, снятия психологической инерции, раскрепощения фантазии. Метод хорошо справляется с задачами обновления продукта/услуги, но малоэффективен при решении сложных организационных задач, поэтому для решения проблем он применятся только как инструмент снятия инерции мышления и страха перед проблемой.

Список литературы

  1. Благова, Т.Ю. Креативные методы дизайна в проектировании объектов декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие / Т.Ю. Благова. – Благовещенск, Изд-во: АмГУ, 2013 – 57 с.
  2. Ломакин Н.И. Теоретические основы управления денежными потоками в условиях рынка // Н.И. Ломакин, И.И. Томина. – Научные труды SWorld. 2011. Т. 12. № 3. С. 56-57.
  3. Луков, В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та: Флинта, 2010 – 240 с.
  4. Саати, Т.Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях. Аналитические сети. / Т.Л. Саати. – М.: ЛКИ, 2008. – 360 с.

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США).

Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект , который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО
  • Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
  • Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
  • Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.);
  • Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются все полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
  • Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фок альных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии.

Пример 1.


1) Объект - кастрюля (фокальный объект). Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета .

3) Признаки случайных объектов:
Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета - дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:
нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой ; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд ; нюхающая кастрюля - кастрюля с индикатором , определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т.д.

Пример 2.

1) Совершенствуемый объект - фонарик .

2) Случайные объекты - очки, валенок, парашют .

3) Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки : солнечные, защитные, модные.
Валенки : теплые, мягкие, деревенские.
Парашют : раскрывающийся, цветной, надежный.

4) Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

5) Развиваем полученные идеи:

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Практическая работа

1. Разработайте новую конструкцию входной двери (окна, портфеля и т.д.) с помощью метода фокальных объектов.

2. В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение

Дата публикации: 03.11.2010

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО

  1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)
  2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)
  3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль
  4. Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются
  5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.
  6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Внимание!
В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.
Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч. "забор". Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства "дырявый, грязный". И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.
В результате развития ассоциаций по словосочетаниям "грязный скальпель", "дырявый скальпель" он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. "Грязный скальпель" - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. "грязь") - для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов "грязи" - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.
Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как "грязный" и "дырявый". А именно они дали самые сильные необычные решения.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе "домашнюю заготовку" из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым фокальным объектам.

  1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
  2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
  3. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
  4. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
  5. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
    "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и платить за "ЭТО" деньги.
  6. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне "отсекают" кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта.
Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых.

Также читайте статьи Н. Козыревой по другим творческим методам.

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Методы принятия управленческих решений

Тема: Метод фокальных объектов


Студент Крючков А.А.

Руководитель Красиченко Л.В


Минск 2012 г.



Введение

Определение метода, суть, цель, достоинства и недостатки

Метод фокальных объектов, как один из эвристических методов

Применения метода

Заключение

Список литературы


Введение


Метод фокальных объектов -- способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Э. Кунце («метод каталога»), в 50-е годы усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект, который должен находиться в фокусе переноса.

Присоединение к фокальному объекту признаков случайных объектов позволяет становиться источником гипотез, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями: им дается экспертная оценка, они отбираются и рассматриваются с точки зрения возможностей и путей реализации. Здесь важно то, что ассоциативный ряд подкрепляется неожиданными гипотезами.

Мы, к примеру, намереваемся создать новый тип детской площадки во дворе. Применяя метод фокальных объектов, мы фиксируем несколько произвольно выбранных объектов для последующей работы. Предположим, среди таких объектов названы «диван», «змея», «телефон» и т. п.

У этих объектов выделены их свойства -- «раскладывающийся» у дивана, «гибкая» у змеи, «звонящий» у телефона. Применив эти определения к детской площадке, получаем прообразы нестандартных идей: наша детская площадка -- раскладывающаяся, гибкая, звонящая. Остается только развить эти определения в технические решения.


1. Определение, суть и цели метода


Метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Так же этот метод называют методом случайных объектов. Фокальный - означает, что объект находится в зоне вашего внимания. Его используют для преодоления шаблонов мышления при модификации каких-либо устройств или процессов. Он отлично подойдет для создания рекламы товаров или написания статей. Похожий метод есть у Эдварда де Боно, называется он "случайное слово".

Метод отличается простотой, инвариантностью к предметной области и очень эффективен для преодоления психологических барьеров мышления, творческого раскрепощения.

Суть метода

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Цель метода

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Достоинством метода можно считать максимальную активизацию ассоциативных механизмов творческой деятельности. Он обеспечивает также перегруппировку и смещение ценностных структур, в результате чего возникает новая ценностная конструкция.

Недостатки метода состоят в том, что интересные и необычные решения не имеют характера системной деятельности и неэффективны при точном целеполагании. ТРИЗ. Для развития инновационных способностей студентов может быть с успехом применена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная ЕС. Альт Шуллером в 1946 году и доведенная им в начале 60-х годов до технологии.


2. Метод фокальных объектов, как один из методов эвристического исследований


Как известно, главным при разработке новых технологий, техники, изделий (технических систем - ТС) является нахождение новых функций и свойств для совершенствования аналога ТС. Нередко при этом подсказкой служат умозаключения, вызванные случайными ассоциациями, связанными с объектами из живой и неживой природы, другими техническими системами. Однако эффективность случайных ассоциаций невелика (можно очень долго сидеть как Ньютон под деревом и ждать, когда перезревшее яблоко упадет на голову, но даже, если и упадет, это не гарантирует получение творческого результата). Поэтому основная направленность МФО - активизация ассоциативного мышления.

Для активизации ассоциативного мышления создается ситуация, когда для формирования новых функций и свойств совершенствуемого аналога проектировщик произвольно выбирает из большого количества объектов (например, из энциклопедического словаря, другой книги, газеты) любые слова и как бы фокусирует (отсюда - слово «фокальных» в названии метода) признаки этих объектов (слов) на совершенствуемом аналоге и мысленно пытается синтезировать новое конструктивно-технологическое решение, которое в совершенствуемом аналоге реализует признаки случайных объектов (слов). Случайно найденными объектами (словами) могут быть и названия технических систем, объектов живой и неживой природы и части речи: прилагательные, существительные, местоимения, наречия, числительные и даже союзы.

Как правило, на первом этапе достаточно 4-5 слов. Если среди них ТС, то надо сформулировать ее основные функции и свойства.

Если объект из живой или неживой природы, то основные свойства, если глаголы или прилагательные, то надо их использовать напрямую - глаголы для формулирования функций, прилагательные - в качестве свойств.

Например, если совершенствуемый аналог - «стул», а случайно выбранное слово «лампа», то ее функции: «генерировать световое излучение», «нагревать» и др., а свойства: стеклянная, прозрачная и др., то легко, сфокусировав эти признаки лампы на стуле, найти новые решения: стул с подогревом, с подсветкой, прозрачный, с ультрафиолетом и т.п.

Известный методолог творчества Буш Г.Я. предложил для повышения эффективности МФО использовать гирлянду ассоциаций. Применительно к стулу в гирлянду могут, например, войти: пуф, табурет, кресло, другие предметы, на которых сидят (диван, софа и др.) и, возможно, их новые исполнения, найденные попутно, будут очень конкурентоспособны на рынке. Буш Г.Я. предложил и список 100 слов (объектов) из разных традиционно не пересекающихся областей.

Иногда очень эвристичным может быть числительное. Например, если совершенствуемый аналог оружие, то случайно выбранное числительное может подсказать новое решение (многоствольные миномет и пулемет, многостворчатый шкаф, трехствольное ружье).

Эвристичным может быть соединение совершенствуемого аналога со случайно выбранным объектом (существительного с существительным), например, авторучка-часы, лодка-палатка, костыль-фонарь и даже пляжные тапочки-миноискатель (существуют и такие тапочки, которые при ходьбе человека на пляже сигнализируют о попавших в песок (и пропавших, такое нередко случается) металлических (золотых, платиновых, серебряных и др.) драгоценных украшениях.

Эвристичным может быть случайно выбранное местоимение. Возможно подсказкой к созданию тандема-велосипеда для езды вдвоем было местоимение «наш» (вместо привычного «мой» применительно к обычному велосипеду).

МФО очень эффективен для развития фантазирования детей и взрослых, но при решении сложных проблем следует использовать и другие эвристические методы.

Метод фокальных объектов не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии, но говорить о каком-то направленном или планируемом изменении объекта не приходится.Разновидностью метода является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.


. Применения метода


Допустим нам нужно улучшить велосипед, если идти обычным путем, то в голову лезут только идеи по улучшению уже имеющихся частей: подвеску поставить, фонарь на светодиодах, диски вместо спиц. Но что если мы поставим задачу несколько иначе:"

Как улучшить велосипед используя случайное слово "Пароход"?. Теперь мы мыслим не только в плоскости улучшаемого предмета, но и думаем как наложить на него свойства не характерного ему предмета, в данном случае - это пароход. Перекладывать на улучшаемый объект можно так же и все ассоциации возникающие от случайного слова.

Идея: на пароходах для устойчивости присутствует гироскоп, что если гироскоп поставить на велосипед, тогда он был бы устойчивее на низких скоростях. Или же пароход-ледокол может колоть лед, велосипед это чаще летняя затея, почему бы не модернизировать колеса для езды по льду? Пароход выпускает горячий пар, почему бы не сделать так, чтобы при езде на велосипеде нагревались ручки и сиденье (опять же при езде зимой).

Задача этого метода сбить с привычного пути мышления и позволить поискать решения несколько за гранью ваших шаблонов. Примерно так же он работает и при создании рекламных кампаний или написании текстов: не знаете с чего начать- берите случайный объект и записывайте все мысли, которые лезут в голову. Более продвинутый и более правильный способ использования фокальных объектов - это когда мы выбираем несколько случайных объектов и выписываем по каждому из них признаки и ассоциации, затем перекладываем их на улучшаемый объект. 6 Выглядит это примерно так. 1. Открываем любую книгу, тыкаем пальцем и выписываем три случайны слова (существительные): Часы , ежедневник , телефон . 2. Выделяем по каждому характерные свойства или признаки Часы : со стрелками, автоподзавод, на батарейках ежедневник : сменный блок, компактный, кожаный телефон : твиттер, садится, сенсорный. 3. Создаем новые сочетания с велосипедом велосипед со стрелками, велосипед с автоподзаводом, велосипед на батарейках велосипед со сменными (рулями? :)), компактный велосипед, велосипед из кожи велосипед с твиттером (постит где вы:), велосипед с зарядкой для телефона, велосипед с сенсорами.Выписываем новые идеи, выбираем лучшие.

фокальный объект принятие решение


Заключение


Метод фокальных объектов раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать новые творческие идеи и решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне «отсекают» кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.


Список литературы


1. Альтшуллер Г. С., Злотин Б. Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1989.

Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.

В.А. Колемаев., Математические методы и модели исследования операций. М. ЮНИТИ-ДАНА.2008

4.Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н., Анализ, синтез, планирование решений в экономике., Финансы и статистика, 2004

Саати В.Л., Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети, ЛКИ, 2008

Г.Оуэн, Теория игр., URSS, 2010

Интернет ресурс:http://thisisme.ru/content/metod-fokalnykh-obektov


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе установления ассоциативных связей со случайными объектами или их признаками.

Метод фокальных объектов впервые был предложен в 1926г. Ф.Кунце, профессором Берлинского университета, который назвал его «методом каталога». Впоследствии этими исследованиями заинтересовался Ч.Вайтинг, американский ученый, который в 1958г. применил термин «фокальные объекты». Название происходит от слова «фокус», так как совершенствуемый объект лежит в фокусе внимания. Подобную технологию предлагает и специалист в области латерального (нетрадиционного) мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

Метод фокальных объектов — замечательное средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом зрения.

Алгоритм работы с фокальным объектом:

Действие 1: Выбрать объект для усовершенствования (фокальный объект) Например: кастрюля.

Действие 2: Выбрать 3-5 случайных объектов, «ткнув пальцем в небо» (можно из книжки, словаря, газеты) Например: окно, кошка, фонарик.

Действие 3: Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов. При выборе признаков объектов желательно исключать типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях «большой – маленький»; признака цвета в значении «белый – черный»; не употребляются такие определения, как «красивый – некрасивый». Окно — прозрачное, прямоугольное, с форточкой. Кошка — пушистая, ласковая, мяукающая. Фонарик – светящийся, карманный, электрический.

Действие 4: Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. Кастрюля прозрачная – из термостойкого стекла; кастрюля прямоугольная – кубической формы; кастрюля с форточкой – имеется небольшое закрывающееся отверстие для выхода пара или для помешивания. Кастрюля пушистая – в комплекте термогрелка-чехол для сохранения тепла; кастрюля ласковая – покрытая приятным на ощупь материалом; кастрюля мяукающая – подающая сигнал о конце готовки. Кастрюля светящаяся – со световым индикатором температуры; кастрюля карманная – складывающаяся; кастрюля электрическая – работающая от электричества.

Действие 5: Поразмышлять, чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи. Некоторые характеристики могут быть скомбинированы для получения более совершенного объекта. Например: электрическая кастрюля, прозрачная, с небольшим отверстием в крышке для выхода пара, имеющая индикатор температуры и подающая сигнал в конце готовки, да еще и с теплоизоляционным чехлом в комплекте – отличный вариант!

Детям можно предлагать задания по МФО с 3 – 3,5 лет , конечно, в упрощенном варианте. Сначала делается подборка словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.

Например: Как, в каком случае, может быть «мыльная машинка»? – Когда машинку моют и она в мыльной пене. Или мыло сделано в форме машинки.

С 4 — 4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад одного объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.

Например: карандаш – острый, тонкий, сломанный. Если рассмотреть эти признаки применительно к столу: острый стол – может быть край острым, тонкий стол – сделан из тоненьких реечек, сломанный стол – поставили что-то очень тяжелое, стол и сломался.

Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.

По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность – рисование, конструирование, лепка, поделка.

С 6 лет можно придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО - это увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение и ребенка, и взрослого.

Например: как оформить детскую кроватку? Как необычно украсить комнату к празднику? Какой подарок сделать бабушке? И др.

Метод фокальных объектов замечательно подходит для создания сказочных, фантастических объектов.

Например: создаем сказочный цветок для Снежной Королевы. Для переноса признаков предлагаем приметы Нового года: мандарин, свеча, мишура. Подбираем характеристики: мандарин сочный, яркий, из долек; свеча – горящая, тающая, потрескивающая; мишура – блестящая, длинная, гибкая. Переносим признаки на Цветок: цветок сочный (сделан из воды, которая в царстве Снежной Королевы замерзнет, и получится цветок ледяной – эта характеристика, кстати, перекликается с «цветок тающий»). И так далее, по всем признакам. В конце выбираем наиболее подходящие характеристики: Цветок ледяной, сияющий изнутри, мелодично потрескивающий на морозе, имеющий гибкий длинный стебель (наподобие вьюнка).