Фокальные объекты. Как работает метод. можно применить этот метод в конкретных случаях

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе установления ассоциативных связей со случайными объектами или их признаками.

Метод фокальных объектов впервые был предложен в 1926г. Ф.Кунце, профессором Берлинского университета, который назвал его «методом каталога». Впоследствии этими исследованиями заинтересовался Ч.Вайтинг, американский ученый, который в 1958г. применил термин «фокальные объекты». Название происходит от слова «фокус», так как совершенствуемый объект лежит в фокусе внимания. Подобную технологию предлагает и специалист в области латерального (нетрадиционного) мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

Метод фокальных объектов — замечательное средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом зрения.

Алгоритм работы с фокальным объектом:

Действие 1: Выбрать объект для усовершенствования (фокальный объект) Например: кастрюля.

Действие 2: Выбрать 3-5 случайных объектов, «ткнув пальцем в небо» (можно из книжки, словаря, газеты) Например: окно, кошка, фонарик.

Действие 3: Выделить характерные, особенные свойства у случайных объектов. При выборе признаков объектов желательно исключать типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях «большой – маленький»; признака цвета в значении «белый – черный»; не употребляются такие определения, как «красивый – некрасивый». Окно — прозрачное, прямоугольное, с форточкой. Кошка — пушистая, ласковая, мяукающая. Фонарик – светящийся, карманный, электрический.

Действие 4: Сложив фокальный объект и особенные свойства, получить новые сочетания и развить их путем свободных ассоциаций. Кастрюля прозрачная – из термостойкого стекла; кастрюля прямоугольная – кубической формы; кастрюля с форточкой – имеется небольшое закрывающееся отверстие для выхода пара или для помешивания. Кастрюля пушистая – в комплекте термогрелка-чехол для сохранения тепла; кастрюля ласковая – покрытая приятным на ощупь материалом; кастрюля мяукающая – подающая сигнал о конце готовки. Кастрюля светящаяся – со световым индикатором температуры; кастрюля карманная – складывающаяся; кастрюля электрическая – работающая от электричества.

Действие 5: Поразмышлять, чем может быть полезен усовершенствованный объект с его новыми свойствами? Для чего он будет нужен? Зафиксировать все интересные идеи. Некоторые характеристики могут быть скомбинированы для получения более совершенного объекта. Например: электрическая кастрюля, прозрачная, с небольшим отверстием в крышке для выхода пара, имеющая индикатор температуры и подающая сигнал в конце готовки, да еще и с теплоизоляционным чехлом в комплекте – отличный вариант!

Детям можно предлагать задания по МФО с 3 – 3,5 лет , конечно, в упрощенном варианте. Сначала делается подборка словосочетаний, обозначающих объекты с нетипичными признаками. Обсуждается, когда (в каком случае) у объектов бывает такое свойство.

Например: Как, в каком случае, может быть «мыльная машинка»? – Когда машинку моют и она в мыльной пене. Или мыло сделано в форме машинки.

С 4 — 4,5 лет детям предлагается перечислить признаки выбранного наугад одного объекта и поочередно рассмотреть их в сочетании с другим объектом. Обсудить неожиданные сочетания.

Например: карандаш – острый, тонкий, сломанный. Если рассмотреть эти признаки применительно к столу: острый стол – может быть край острым, тонкий стол – сделан из тоненьких реечек, сломанный стол – поставили что-то очень тяжелое, стол и сломался.

Детям 5-7 лет предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект.

По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность – рисование, конструирование, лепка, поделка.

С 6 лет можно придумывать усовершенствования для привычных вещей по МФО - это увлекательнейшая игра, которая «раскачает» воображение и ребенка, и взрослого.

Например: как оформить детскую кроватку? Как необычно украсить комнату к празднику? Какой подарок сделать бабушке? И др.

Метод фокальных объектов замечательно подходит для создания сказочных, фантастических объектов.

Например: создаем сказочный цветок для Снежной Королевы. Для переноса признаков предлагаем приметы Нового года: мандарин, свеча, мишура. Подбираем характеристики: мандарин сочный, яркий, из долек; свеча – горящая, тающая, потрескивающая; мишура – блестящая, длинная, гибкая. Переносим признаки на Цветок: цветок сочный (сделан из воды, которая в царстве Снежной Королевы замерзнет, и получится цветок ледяной – эта характеристика, кстати, перекликается с «цветок тающий»). И так далее, по всем признакам. В конце выбираем наиболее подходящие характеристики: Цветок ледяной, сияющий изнутри, мелодично потрескивающий на морозе, имеющий гибкий длинный стебель (наподобие вьюнка).

Salvador Dalí. Slave Market with the Disappearing Bust of Voltaire. 1940 Сальвадор Дали. Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера

Метод фокальных объектов: сущность, основные этапы и примеры

Метод фокальных объектов (МФО) – метод поиска новых идей и характеристик объекта, путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков других объектов, выбранных случайным образом.
Этимология: Термин «фокальные объекты» происходит из того, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса на него признаков случайно выбранных объектов.
Другие названия: Метод каталога. Метод случайных объектов.

2. История. В 1926 году профессор Берлинского университета Ф. Кунце создал Метод каталога, который состоял в произвольном выборе из каталога (словаря, книги, журнала), любого случайного слова, соединения его с названием объекта и развитием полученных сочетаний с помощью ассоциаций. При этом данный метод предназначался преимущественно для решения технических задач. В 1958 году Чарльз Вайтинг (США) усовершенствовал данный метод и впервые назвал его «Методом фокальных объектов» (МФО). Впоследствии Эдвард де Боно, предложил модификацию метода — «Случайное слово».

3. Основные функции
1. Применяется с целью нахождения новых, оригинальных модификаций и новых сфер применения известных объектов и способов, их совершенствования, разработки новых товаров и открытии их неожиданных свойств, создании рекламы и написании статей.
2. Служит средством тренировки фантазии, развития воображения и ассоциативного, нестандартного мышления.
3. Является эффективным методом вхождения в творческое состояние.

4. Методологические основания и принципы
1. Принцип всеобщей связи объектов и явлений.
2. Понимание творчества как комбинирования и создание новых сочетаний признаков.
2. Творческий потенциал ассоциативного поиска и эвристические свойства случайности, радикально расширяющей поле поиска. Расширение пространства возможностей способствует рождению новых неординарных идей, последующее развитие которых, ведет к эффективным решениям проблемы.

5. Сущность метода
Сущность состоит в перенесении новых признаков и качеств случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, в развитии возникших необычных сочетаний с помощью «Метода свободных ассоциаций» и трансформации их в эвристически ценные решения.

6. Правила

1. Фокальным объектом может служить отдельный предмет, товар или услуга, система и организация.
2. При выборе фокального объекта необходимо установить цель его совершенствования, которая будет служить критерием отбора полученных сочетаний и идей.
3. Выбирать случайные объекты необходимо наугад, непреднамеренно, самым случайным образом.
4. Необходимо использовать случайные слова из разных, самых отдаленных и неожиданных областей, включающих искусство, фантастику, спорт, военное дело, явления природы.
5. Дать полную свободу воображению, расширять пространство и играть со словами. Выбирать уникальные, редкие, случайные признаки объектов, избегая абстрактные, подходящие всем объектам.
6. Составлять наиболее полные списки полученных сочетаний, включая неожиданные, дикие, «слабые» и абсурдные. Особое внимание обратить на внешне несовместимые сочетания, развитие которых, как правило, приводит к неожиданным и эффективным решениям. Не торопиться отбрасывать, на первый взгляд, неподходящие идеи до их развития.
7. Необходимо войти в творческое состояние и свободно развивать каждое сочетание с помощью свободных ассоциаций, интуитивно улавливая и фиксируя яркие, смешные и эмоционально влияющие идеи.

7. Процедура и основные этапы
1. Определить проблему, ключевое слово, содержащее ее сущность, выбрать объект и сформулировать цель его совершенствования.
2. Выбрать 3-5 случайных объектов (существительных), открыв наугад энциклопедию, словарь, книгу, газету. Их могут случайным образом по очереди назвать участники группы. Предпочтение отдается словам из областей, максимально далеких от фокального объекта.
3. Выписать для каждого из случайных объектов несколько (5-10) характерных уникальных свойств, функций и признаков (прилагательных).
4. Перенести поочередно полученные свойства и признаки на фокальный объект и записать новые сочетания.
5. Каждое из сочетаний развить путем свободных ассоциаций и зафиксировать все возникающие интересные идеи. Развитие полученных сочетаний приводит к решению исходной проблемы
6. Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения новизны, оригинальности, эффективности и возможности реализации.

8. Варианты и модификации
1. Модификации метода фокальных объектов создаются путем замены частей речи при выборе признаков случайных объектов. Так вместо традиционно выбираемых прилагательных, можно выбирать и связывать с фокальным объектом: имена существительные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы, междометия и частицы.
2. На этапе выбора уникальных свойств и признаков случайных объектов возможно применение списков «вращающих», раскрывающих» случайный объект вопросов, а также применение метода мысленного эксперимента.
3.Существует ряд компьютерных программ, поддерживающих процедуру случайного ассоциативного поиска.
4. Метод фокальных объектов применяется как в группе, так и для индивидуального поиска новых идей.

9. Преимущества метода
1. Универсальность метода, инвариантность для решения самого широкого круга задач от усовершенствования объекта, до написания статей.
2. Простота техники и легкость освоения порождают неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
3. Использование эвристического потенциала случайности ведет к получению нешаблонных идей и нестандартных решений.
4. Свободный перенос на исследуемый объект отдаленных свойств других объектов, позволяет увидеть его в новом, неожиданном свете.
5. Метод выступает эффективным способом развития воображения и ассоциативного, нестандартного мышления.

10. Недостатки и ограничения
1. Метод неэффективен при решении сложных задач.
2. Метод не раскрывает причины и сути проблемы, а составление случайных сочетаний, не дают гарантии получения сильных решений.
3. В методе отсутствуют правила и критерии отбора и оценки получаемых идей.
4. Эффективность метода зависит от воображения участников, умения играть понятиями и чувствительностью к языку.

11. Пример применения.
Предложен изобретателем Н. М. Балезиным.

1. Фокальный объект – Кастрюля.
Цель — расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.
2. Выбираем случайные объекты : дерево, лампа, кошка, сигарета.
3. Выписываем признаки случайных объектов:
Дерево — высокое, зеленое, голое, срубленное, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа — электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка — живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
Сигарета — дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.
4. Присоединяем к фокальному объекту выбранные признаки случайных объектов:
Дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками;
Лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля;
Кошки: нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля;
Сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.
5. Развиваем полученные сочетания:
— кастрюля с корнями — кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой;
— разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд;
— нюхающая кастрюля — кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи;
— мяукающая кастрюля — подающая сигнал об окончании варки и т.д.
6. Отбираем наиболее сильные, реализуемые решения:
— разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд;
— мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.

Согласитесь, бывает, что есть проблема - нужны новые идеи о том, как изменить, к примеру, товар или сервис. А этих идей нет... Как сойти с мертвой точки?

Мне нравится применять в таких ситуациях метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Слово "фокальный" означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов, Случайное слово.
Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Этот метод можно применять как в группе, так и для индивидуального поиска новых идей.

Суть метода
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста.
Но у метода есть и недостатки - нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабой стороной метода является непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Как делать?
Шаг 1. Выбираем тот объект, который мы хотим усовершенствовать.
Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Результат:
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.

Пример применения метода :
Совершенствуемый объект: Шампунь.
Цель: отстроится в рекламе продукта от конкурентов, показать продукт по-новому.
Случайные объекты: История, кровать, снег.
Характерные свойства или признаки случайных объектов:
1. История - научная, прошедшая, длинная.
2. Кровать - теплая, удобная, двуспальная.
3. Снег - белый, холодный, неожиданный, первый.

Новые сочетания:
1. Шампунь с историей.
2. Наука о шампуни.
3. Теплый Шампунь.
4. Шампунь для двоих.
5. Холодный шампунь.
6. Шампунь в неожиданной ситуации.
7. Шампунь это не снег.

Новые идеи:
1. Шампунь имеет свою историю изобретения и применения человеком. Расскажем/покажем историю создания нашего шампуня?
2. Шампунь, который удобно всегда носить с собой и использовать в неожиданных командировках, поездках.
3. Шампунь, который подойдет и тебе и ей/ему.
4. Снег на улице, а не на голове.
5. Шампунь, который можно не смывать теплой водой (сухой)
6. Из чего сделан шампунь – полезные свойства веществ в нашем шампуне.

Попробуйте и вас осенит много идей...



Методфокальныхобъектов

Методизобретен Чарльзом Вайтингом (Англия)в60-егодыХХстолетия. Основнаяидея- расширениеассоциативныхсвязей.

Выбираетсянесколькообъектов (2-3), укоторыхвыявляютсяспецифическиепризнаки. Затемпоочереднопризнакиэтихобъектов переносятсянадругой объект,которыйоказываетсякакбыв фокусевнимания (фокальныйобъект)

Веернеожиданныхпризнаковпозволяетсоздавать необычныеобъекты. Например,вкачественеобычного(фокального)объектавыбранцветок.

Взрослыйпредлагаетдетямпоочередно представить, каквыглядитцветокжидкий,прокисший, фруктовый, вкусный, парчовыйит.д.

Кратко о методе фокальных объектов (МФО)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923г. Э. Кунце - профессор Берлинского университета, в 50-е г.г. метод усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть - активизация ассоциативного мышления человека.
Сущность состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным.

Алгоритм работы по МФО

1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)

2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 интересных слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)

3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль

4. Признаки случайных объектов по-очередно присоединяются к фокальному объекту и записываются

5. ВСЕ полученные сочетания развиваются путём свободных ассоциаций.

6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

Внимание!


В приведенном алгоритме, в отличие от "классических схем", работа по МФО начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?
Практика применения метода показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их "подходящие" свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.


Например, при работе по МФО с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч.

"забор". Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства "дырявый, грязный". И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель.


В результате развития ассоциаций по словосочетаниям "грязный скальпель", "дырявый скальпель" он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. "Грязный скальпель" - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. "грязь") - для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов "грязи" - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.


Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как "грязный" и "дырявый". А именно они дали самые сильные необычные решения.
Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе "домашнюю заготовку" из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по МФО по любым фокальным объектам.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)

  1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.
  1. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.
  1. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.
  1. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.
  1. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:
    "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет "ЭТО" покупать и платить за "ЭТО" деньги.
  1. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать решения, которые не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне "отсекают" кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

Метод позволяет предложить принципиально новые подходы к конструированию среды, эффективен при поиске новых форм и принципов действия проектируемого объекта.
Эффективность МФО во многом определяется умением человека строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Применение: для поиска модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, новых сфер применения уже известных эффектов, веществ, отходов производства. Метод фокальных объектов эффективно применять как метод тренировки фантазии - и для школьников, и для взрослых


Методфокальныхобъектов (МФО)

«Создадимпортретапреля»

Детинаугадвыбирают2-3предмета. Подбираютсвойства (неменее4-хккаждому) Переносятэтипризнакинаобъектвфокусе.


О МФО

Ледяной чай, говорящий чайник, музыкальная чашка и прочие «фокусы»

Метод, о котором сегодня пойдет речь, является эвристическим методом продуктивного творчества. Он прост в освоении, легок в применении и позволяет за весьма короткое время создать большое количество инновационных идей, не имеющих аналогов на рынке.

В статье этот метод дан в виде готового методического материала для проведения корпоративного тренинга по разработке организационных инноваций или усовершенствованию выпускаемых продуктов. Автор надеется, что любой HR-менеджер, тренер или бизнес-консультант, прочитав эту статью, сможет провести подобный тренинг у себя в организации или в организации-заказчике.

Итак, знакомимся:

МФО позволяет перенести на объект изменения свойства других объектов или явлений. Метод содействует развитию фантазии, раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Метод отличается простотой и практически неограниченными возможностями поиска новых идей обновления продукта/услуги, или новых точек зрения применительно к решаемой проблеме.

В МФО используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайностей. Результативность поиска с помощью этого метода во многом определяется творческой рефлексией полученных речевых конструкций и умением пользователя выстраивать ассоциативные цепочки. Кроме того, метод, предъявляет высокие требования к воображению пользователя.

МФО особенно эффективен при поиске новых идей и способов преобразования обновляемого объекта. Использование случайностей позволяет быстро получать оригинальные и нестандартные решения. На поиск аналогичных решений обычными способами (перебор вариантов, мозговой штурм) потребовалось бы затратить многократно большее время. Эффективность метода объясняется тем, что посредством специальной процедуры различные знания и признаки случайных объектов фокусируются на объекте обновления (этим объясняется название метода).

Тренинг по применению МФО включает следующие шаги/стадии:

1. Определение объекта изменения/обновления - фокального объекта.

2. Выбор случайных объектов.

3. Определение параметров случайных объектов, отобранных на шаге 2.

4. Связывание найденных на шаге 3 параметров с фокальным объектом.

5. Поиск ассоциативных решений конкретной проблемы по аналогии с полученными на шаге 4 соотношениями.

6. Формулировка отобранных на шаге 5 идей в виде готовых решений.

7. Разработка плана реализации полученного решения.

Последовательность работы по применению МФО

Рассмотрим демонстрационный пример.

  • 1. Название «Фокальный объект» для предмета обновления происходит от того, какой объект попадает в фокус нашего внимания. Фокальный объект, показывает, что находится в фокусе, на чем фокусируется мысль. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения.

Для примера, рассмотрим в качестве фокального объекта настольную лампу.

А. Кошка В. Портфель

  • 3. У случайных объектов необходимо найти и выписать максимум их свойств, характеристик и функций, при этом надо стараться избегать общеупотребительных терминов, таких как: красивый, удобный, модный, надежный и т.д. Эти термины подходят почти к любому объекту и несут в себе большой заряд психологической инерции, поэтому, высока вероятность того, что на четвертом и пятом шаге они дадут «пустое» соотношение.

Найденные параметры случайных объектов формулируются одним словом и заносятся в таблицу автоматически, не раздумывая.

Для экономии места мы выпишем только по пять параметров случайных объектов:

Меховая

Переносной

Мяукает

Вместительный

Прыгает

Ранец

Теплая

Кожаный

Полосатая

Закрывается

  • 4. Наименее креативная часть, требующая только механического заполнения. Необходимо совместить фокальный объект с выписанными параметрами случайных объектов, соединив их в читаемое словосочетание.

Не пытайтесь пропустить этот шаг, сразу переходя к пятому шагу. Пропустив этот шаг, Вы пропустите много интересных сочетаний.

Презентуя метод, также необходимо выписать все варианты полученных сочетаний:

Фо + А1 = Меховая настольная лампа

Фо + А2 = Настольная лампа мяукает

Фо + А3 = Прыгающая настольная лампа

Фо + А4 = Теплая настольная лампа

Фо + А5 = Полосатая настольная лампа

Фо + B1 = Переносная настольная лампа

Фо + B2 = Вместительная настольная лампа

Фо + B3 = Настольная лампа ранец

Фо + B4 = Кожаная настольная лампа

Фо + B5 = Закрывающаяся настольная лампа

  • 5. На пятом шаге необходимо раскрепостить воображение и дать волю своей фантазии.

Пятый шаг, пожалуй, самый творческий этап МФО, когда необходимо не только представить себе получившийся объект, но и подобрать ему новое применение. На этом шаге необходимо творчески подойти к рассмотрению КАЖДОГО получившегося сочетания.

На вопрос «Что получилось? », необходимо подобрать несколько вариантов. Если окажется, что полученное сочетание не ново или уже используется и присутствует на рынке, попробовать подобрать другой вариант.

Например, в сочетании Фо + А4 у нас получилась Теплая настольная лампа . Можно пройти мимо этого сочетания, т.к. любая лампа накаливания нагревается, а можно усилить это сочетание и записать, что лампа не только освещает, но и обогревает помещение или наоборот, остужает.

На вопрос, «Где это можно использовать?», можно и даже нужно предлагать неожиданные варианты и места использования.

Например: Фо + B3 = Настольная лампа ранец - лампа, встроенная в ранец школьника, может освещать ему дорогу или служить предупредительным сигналом для водителей, при переходе школьником дороги, особенно выполненная в виде знака "STOP".

Ответ на вопрос, «Кому это надо? », помогает определиться с целевой аудиторией. Кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги

Например: Фо + B4 = Кожаная настольная лампа - можно продавать ее в магазинах дорогой мебели, как аксессуар для кожаных диванов или кресел (на журнальный столик), для кабинетов (под старину) из дуба или ореха.

Во время презентации метода нет необходимости строить таблицу, достаточно кратко ответить на три поставленных вопроса и привести два-три примера обновления продукта. Например, так:

Меховая настольная лампа - Может быть декоративная лампа, обитая мехом, используемая в спальне или в детской комнате, в зависимости от дизайна. Покупателями будут женщины.

Настольная лампа мяукает - Может быть лампа издающая звуки например, со встроенным будильником, магнитофоном или радио. Может включать или выключать свет в запрограммированное время или записывать разговоры. Лампа-будильник и лампа-радио рассчитаны на широкие массы. Лампа-магнитофон может поставляться в офисы коммерческих организаций.

Вместительная настольная лампа - Может быть лампа, в которой предусмотрены места для хранения авторучек, карандашей, фломастеров, ластиков, линеек и прочей канцелярии. Используется на рабочем столе. Покупатели - родители школьников и/или организации.

  • 6. На этом шаге необходимо выписать наиболее интересные идеи решения обновленного продукта. Можно выписать все полученные решения, которые прошли «испытание тремя вопросами» и являются уникальными, т.е. эта идея еще не эксплуатируется, и на рынке похожих решений еще нет.

В нашем случае готовые решения обновленных продуктов мы можем записать как:

Продукт №1. Лампа со встроенными электронными часами, будильником, радиоприемником и таймером включения/выключения света/звука

Продукт №2. Лампа-пенал, с предусмотренными в ней местами хранения/размещения канцелярских принадлежностей

Меховую лампу как продукт можно отбросить из-за сомнительности идеи (она может быть пожароопасная) и узкой целевой аудитории.

Лампа-магнитофон не подходит из-за того, что подслушивающие устройства и так уже вставляют в любые предметы, а магнитофоны со встроенными фонарями на рынке уже продаются.

Вместо заключения

МФО основан на установлении, прежде всего с помощью ассоциаций, связей между фокальным объектом и случайным словом, частью речи (существительное, прилагательное или глагол).

Скорее всего, некоторые существующие продукты/услуги своим появлением обязаны именно методу фокальных объектов: музыкальная открытка, радио-фонарь, ароматные салфетки, корабль-казино, авто-кинотеатр, интернет-кафе и др.

Метод фокальных объектов может быть полезен и как средство для развития творческого воображения, снятия психологической инерции, раскрепощения фантазии. Метод хорошо справляется с задачами обновления продукта/услуги, но «буксует» при решении сложных организационных задач, поэтому для решения проблем он применятся только как инструмент снятия инерции мышления и страха перед проблемой.

Разновидностью МФО является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

  • 2. Случайные объекты никак не должны быть связаны с фокальным. Если в качестве фокального объекта выбрано ОКНО, то в качестве случайных объектов не рекомендуется выбирать подоконник, стены или шторы.

Если в качестве фокального объекта выбрана услуга или какое-либо «действо», то в качестве случайных объектов необходимо выбирать:

  • a. «живые» объекты, например: растения, животные, профессии и т.д.;
  • или
  • b. объекты «действ», например: цирк, сумасшедший дом, завод и т.д.;
  • или
  • c. явления природы, например: гроза, водопад, пожар и т.д.

Правила работы МФО .

1. Рассматриваяили изменяякакой-либообъект,произвольно

выбираемлюбой другойпредмет (или 2-3),неимеющих

Отношениякизменяемомуобъекту.

2. Выбраннымобъектоммогутбыть:

§ любоесловоизлюбойкниги;

§ карточкискартинками;

§ игрушкиилияркиепредметы.

3. Объект (объекты) найден. Предлагаемописатьего,подбирая 5-10определений.

4. Подобранныеопределения подставляемксловувфокусе,

рассматриваяполученныеслово-сочетания. Можно обговаривать

всесловосочетания,аможновзятьсамоеинтересное.

5. После того как нужное(илиинтересное) словосочетание

найдено, необходимообъектув«фокусе»придатьновые

качества, «ввести»внего теэлементы,которыеемуне

свойственны.

Программа формированиятворческогомышленияметодом

«фокальныхобъектов»(МФО).


Программадлядетей 3-4лет

· Педагогдемонстрирует,объясняет детям,когда,вкакомслучае,объектможетобладатьнетипичнымипризнаками:

«Усатоедерево»- такимдеревоможетбыть,если унеговырастутдлинныеветкибезлистьев

· Побуждаетдетейкобсуждениювариантовналичия уобъектовнетипичныхсвойств подобранных,какправило, педагогом:

Когда,вкакихслучаяхбывает? – «Прозрачнаяконфета» или«Булькающийтелевизор».

Программа длядетей 4-5лет

· Предлагатьдетямперечислитьпризнакинаугадвыбранногообъектаипоочереднорассмотретьихв сочетаниисдругимиобъектами:

Кукласволшебнымиволосами; сломанная;пластмассово-резиновая; потерянная-этипризнакипоочередно рассматриваются надругихобъектах

· Объяснятьдетям сдостаточнойстепеньюдостоверности,когдаивкакихслучаях необычныйпризнакможетбыть уданногообъекта..

Программа длядетей 5-6лет

  • Объяснениесдостаточнойстепеньюдостоверности наличие необычногопризнакауобъекта.

Например: -Когда,вкакомслучае бывает«мохнатаявода»или«коряваябанка»,или«клетчатаясобака».

  • Игрыпотипу «биномафатазии»;выбор двухобъектов,междукоторымипоочередноставятсяразличныепредлоги.
  • Например-«муравей-телевизор». Объяснение детьми когда,вкакихслучаях бывает,например, муравейподтелевизором или,наоборот,телевизорумуравья.
  • Придумывание историиилисказки навариант«бинома»

Программа длядетей 6-7лет

  • Предлагатьдетямрассматривать признакитрех-четырехобъектов,азатемпереноситьих накакой –либопредмет. Продуктивнаядеятельность детейнаоснове получившихсясвязок.

Например: -рисование«летающегостула»,лепка«чайникаскорнями»;Придумываниеисториипро«мыльноедерево»ит.д.


Побуждатьдетейсамостоятельноигратьпотипу«бинома фантазии» илипосозданию иобъяснению необычныхпризнаковобъекта.



Технологическаяцепочка

Детямпредлагаетсявыбрать2-3объекта (например:дерево , мороженое , удав )

Ставитсязадача:назвать признакиилизначенияпризнаков (неменеечетырехдлякаждогообъекта)

Предлагаетсяперенестиэтипризнакиилизначенияпризнаковпоочереднонафокальныйобъект,например: самовар

Обсуждаетсякаждоесочетание.Например: гдеизачемможноиспользоватьсамоварскорнями,вечнозеленыйсамовар; Объяснение должнобытьдостаточноаргументированным.

Организуется продуктивнаядеятельность:рисование; лепкапредметаснеобычнымсвойством;составлениесказки.Например: «Просамоварскорнями»или«Вечнозеленыйсамовар».


МФО (целиработы)

1. Придуматьчто-либоновое, видоизменяяилиулучшаяпривычныйреальныйобъект.

2. Познакомитьдетейсчем-тоновым илизакрепитьранееполученныезнания,рассматриваяпредметснеобычнойстороны.

3. Составитьрассказ, сказкуорассматриваемом объекте,используянайденныеопределения(полностьюиличастично)

4. Проанализироватьхудожественноепроизведениеиликартину.

5. Разработатьновыйвид:

§ программы,
§
занятия,
§
прогулки,
§ подвижнойигрыит.д.,

выбравизнайденныхсловосочетанийто,котороебольшенравитсяилиподходитпоцели.

Четкоопределить,чтопродумывать- формуилисодержание

Изображенияобъектов, находящихсявфокусе непоказываются

Педагогдемонстрируетуверенностьвтом,что объектснеобычнымпризнакомможетсуществоватьвреальнойжизни; эмоциональнореагируетна парадоксальныесочетания (изображаетудивление,восторгит.п.)

Приобсуждениипедагогисключаеттипичныепризнакиобъектов (размер-взначении «большой-маленький»; форма-взначении «круглый-квадратный»; цвет- взначении «белый-черный»;такие определения, как «красивый-некрасивый»

Детямсреднеговозраста предлагается перечислитьпризнакиодногообъекта,поочереднорассмотретьихприменительно кфокальномуобъекту, обсудитьполучившиесясочетания.

Детистаршеговозрастамогутиспользоватьсвойства объектов.Поитогам обсуждения организуетсяпродуктивнаядеятельность.

Анжела Терещенко
Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»

Мне хочется вас попросить на минутку закрыть глаза, представить себе творческого человека , давайте возьмем, творческого ребенка , что его окружает. Открываем глаза, что вы себе представили? (ответы)

Да, это ребенок окруженный : красками, карандашами, пластилином, коробками, крышками, бутылочками, шишками, палочками, резиновыми шариками, опавшими листьями, т. е. предметами не связанными между собой. Объединяя свойства этих разных предметов , ребенок пытается создать что-то единое и полное смысла, например, зайца, куклу, самолет.

В данном случае малыш-творец применяет метод фокальных объектов .

МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты » .

В чем он заключается?

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств , других, случайно вы-бранных объектов . Его еще называют «методом случайных объектов » .

Рассмотрим несколько примеров.

Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то , что мы хотим усовершенствовать.

Совершенствуемый объект : стул.

Шаг 2. Выбираем случайные объекты

Случайные объекты : елка, олень, фонарь

Шаг 3. Выделить свойства случайных объектов .

Характерные свойства или признаки случайных объектов

1. Елка : колючая

2. Олень : рогатый

3. Фонарик : светящийся

Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту .

Новые сочетания

1. Стул колючий

2. Стул рогатый

3. Стул светящийся

Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций .

Новые идеи

Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Перед вами еще несколько идей по усовершенствованию стула.

Поиграем в игру «Изобретатели » .

Игра «Изобретатели »

Цель : научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.

Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть? (нарисовала круг) .

Ответ : Предположения.

1 шаг – выбираем фокальный объект

Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко . Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.

Ответ : Выбрать случайные объекты .

2 шаг – выбираем случайные слова

1 вариант : Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….

2 вариант : Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу» , на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово. Это…

3 вариант : Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы (Яблоко – яма, ящерица, якорь, ячмень) .

И так, мы выбрали 3 случайных объекта , (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.

3 шаг – выделяем свойства случайных объектов

Используем вопросы – какой, какая, какое.

4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту

Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту .

5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций .

Рассматриваем : Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?

6 шаг - смастерим?

Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.

Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

Цель : научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту .

Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.

Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.

Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки : всё время разговаривает. Живет до 100 лет.

Игра «Необычный подарок»

Приглашаю двух «девочек» .

Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)

А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например :

Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

Усложнение : предложить детям выбрать не один, а несколько предметов .

Метод фокальных объектов – это ловушка для идей!

Методы и приемы адаптированы для детей от 3 до 7 лет.

Способствует развитию : ассоциативного мышления, воображения, речи, фантазии.

Можно использовать на занятиях по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию .

Надеюсь, МФО откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми и станет еще одной ступенькой в освоении ТРИЗ.

Публикации по теме:

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста (1 слайд) Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка. (2 слайд) Речь является одной из важнейших психических.

Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ПРОЕКТ на тему: "Арт-терапия, как метод.