Философия природы и человека в поэзии тютчева. Сочинение человек и природа в стихах тютчева. срочно!!!! Сочинение на тему: Человек и природа в лирике Тютчева
Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, “судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства”.
И романтизм этот сказывается прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей – одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако поэт – не простой созерцатель природы, он стремится проникнуть в глубину ее жизни, познать ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы. И не удивительно, что природа, как и человеческая душа, как и сама жизнь, кажется ему противоречивой, вызывает совершенно противоположные чувства.
В явлениях окружающего мира поэт старается найти отклик на свои переживания, стремится преодолеть терзающие его противоречия. С одной стороны, в природе Тютчев видит полную гармонию, источник загадочной красоты, высшую силу, перед которой преклоняется человеческий разум: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Дыхание солнца, жизнь морских просторов, говор лесов – все это вызывает светлые романтические чувства в душе поэта. Он восхищается певучестью морских волн, “гармонией в стихийных спорах”, “созвучьем полным”, существующим в природе. Грозы, бури, волнения на море, весеннее оживление лесов и полей вызывают у него необыкновенный восторг. Это чувствуется из самих строчек, которыми Тютчев начинает некоторые свои произведения: “Как весел грохот летних бурь…”, “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Люблю грозу в начале мая…” и др. Читая такие стихотворения, как “Весенние воды”, “Весенняя гроза”, “Есть в осени первоначальной…” и многие другие, всем сердцем ощущаешь радость, прелесть окружающего мира, и на душе становится весело и легко. Но, с другой стороны, природа видится поэту в постоянной борьбе, волнении некой всепоглощающей стихии, которую он называет “хаосом” или “бездной”. И перед этой стихией человек бессилен и одинок.
Красота и сила мироздания недоступна человеку. Мысль о таинстве и стихийности природы вызывает тревогу и безысходность в душе Тютчева:
Ночное небо так угрюмо, Заволокло со всех сторон, То не угроза и не дума, Т О вялый, безотрадный сон.
Сумрачные мысли о трагичности и быстротечности человеческой жизни перед лицом природы вызывает ветер, поющий “страшные песни… про древний хаос”. Это чувство страха, ужаса особенно ярко открывается человеку по ночам, когда с мира срывается “ткань благодатная покрова” и обнажается бездна небытия. Но какие бы настроения не владели душой поэта – радость, оптимизм, вера в торжество гармонии и красоты или же грусть, тревога и отчаяние – природа у него всегда живая, она, как и человек, имеет душу, живет собственной жизнью.
Очень часто в его стихотворениях внешний мир тесно переплетается с переживаниями, мыслями, судьбами людей: О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, – Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Сознавая обреченность своей короткой жизни, человек обращается к природе, потому что ее существование кажется ему более устойчивым, даже вечным. И соединение с ней дарит ему иллюзию продления, гармоничности собственной жизни. Иногда эмоциональное единство природы и человека выражается не открыто, а иносказательно, становясь своеобразным символом человеческой жизни. Или же картины природы являются лишь толчком для раздумий автора о человеческой судьбе.
Но в каждом из этих случаев безошибочно угадывается связь души человека с бескрайними просторами окружающего мира: В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Звонче голос стрекозы… … Жизни некий преизбыток В знойном воздухе разлит, Как божественный напиток В жилах млеет и горит! Несмотря на всю противоречивость, в основе своей все стихотворения Ф. И. Тютчева о природе вызывают оптимистические настроения. Осмысливая жизнь природы в ее взаимодействии с человеческой жизнью, углубляясь в мир своих внутренних переживаний, поэт преодолевает трагическое восприятие действительности и приходит к светлому романтическому пониманию жизни. И, кроме того, его лирические пейзажи, отражающие самые потаенные и волнующие мысли, чувства, стремления человека, передающие искреннее восхищение красотой природы, тонкое восприятие всех красок, звуков, очертаний, в наилучшей степени способствуют развитию у нас, его читателей, эстетического чувства.
(No Ratings Yet)
Единство природы и внутреннего мира человека в поэзии Ф. И. Тютчева
Другие сочинения по теме:
- В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый...
- В век высокого технического прогресса мы все чаще встречаемся с фактами жестокого и своевольного вмешательства человека в окружающую среду. Поэтому...
- С появлением “Паломничества Чайльд Гарольда” и других произведений Байрона к широкому потреблению вошло понятие “байронический герой”, который стал литературным воплощением...
- Мотив бренности человека перед лицом вечности природы развивается во многих стихотворениях поэта. Таковы, например, “Снежные горы”, “Успокоение”, “Над виноградными холмами…”,...
- Модернизм – это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX века. Свое название это...
- Романтизм выдвинул принцип единства человека и природы. Пушкин, разумеется, быстро усвоил те уроки Жуковского, которые относились к изображению “пейзажа души”,...
- Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета и у Тютчева. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы...
- Поэзия Ф. Тютчева – “поэзия мысли”, “философская поэзия”, “поэзия космического сознания”. Важнейшая Пример сочинения для Тютчева – хаос, заключенный в...
- Восхищение прелестью природы, то в буйстве ее стихийных сил, то в ее увядании, выражается, естественно, в изображении природы, лирических “пейзажей”....
- Цель: ознакомить учеников с шедевром мировой пейзажной лирики “Сад вишневый круг дома”; исследовать тайну мастерской Т. Шевченко; формировать исследовательские умения...
- Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С. Е....
- Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из...
- Исса родился в 1763 г. в горной провинции Синано в семье зажиточного крестьянина Кобаяси Ягохея. Его мать умерла в молодом...
- Цель: учить давать характеристику герою художественного произведения, чтобы использовать приобретенные умения в реальной жизни; формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста;...
О чем бы ни говорила лирика, она всегда будет гово-рить о человеке. Поэт-лирик вкладывает в свое творчест-во личные переживания и помогает понять и полюбить прекрасное внутри каждого из нас. Поиск гармоничного сосуществования человека и окружающей действитель-ности является одной из величайших тем в русской клас-сической поэзии и ведущей темой в творчестве такого яр-кого писателя как Федор Тютчев.
Особо ценным качеством поэта является понимание связи человека с бесконечностью. Глубокие личные пере-живания находят воплощение в стихотворениях на раз-ные темы, но в творчестве Тютчева они сконцентрирова-лись в особую философскую категорию. Концепция мира и человека — особое мировоззрение, которое направлено на то, чтобы понять место человеческого существа во Все-ленной и найти те идеалы поведения, которые помогут достичь гармонии, золотой середины в жизни человека. Тютчев посвятил не один час раздумий поиску ответа на вопрос, каким должно быть отношение человека и мира, природы.
Стремление понять природу и Вселенную Тютчев преподносит как важную, трудную, хотя и до конца не осуществимую задачу каждой личности, если она хочет зваться человеком.
Федор Тютчев призывал приоткрыть завесу над тайной мирозданья для тех, кто находит время прислушаться к голосу природы, звучащему в листве деревьев, в шепоте волн и в сиянии звездного неба. Поэт осознает, что чело-век раздираем внутренним противоречием: с одной сто-роны, он чувствует себя слабым и незащищенным в этом огромном мире, но с другой стороны, человек обращается к миру как к своему желанному наследию, чувствуя единство с природой. Такие мудрые суждения находим, например, в строках:
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен, и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной
На самого себя покинут он...
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он узнает наследье родовое.
(«Святая ночь на небосклон взошла»)
Лирический герой Тютчева осознает природу как ис-точник своей жизни, он верит в то, что в глубине души всегда найдется частичка, связующая человеческое су-щество со всем сущим на земле. Нужно лишь очистить свою связь с природой, преодолеть разлад с ней, надеясь найти гармонию отношений с миром:
Лишь жить в самом себе умей — Есть целый мир в душе твоей...
(« Silentium !»)
Ведь мир и человек едины, и это поэт провозглаша-ет торжественными словами «Все во мне, и я во всем!..» («Тени сизые смесились»).
Таинства природы и мирозданья волнуют воображе-ние Тютчева сильнее, чем общественные процессы. В эпо-ху поворота к реализму в литературе (60-е гг. XIX ст.) Тютчев остается верен себе и своей тяге к философскому осмыслению жизни. Злободневные вопросы не в силах оторвать поэта от решения вечной проблемы смысла су-ществования человека в этом мире. Не навязывая нико-му своих выводов, Тютчев осознает трагичность разлада души человека и души природы.
На закате творчества грусть преобладает в его стихах, но это естественное чувство угасания на последнем эта-пе жизни. И все же поэт понимает, что взамен получает духовную просветленность. Проблема человека и мира встает теперь у Тютчева в форме сжатых философских суждений-миниатюр. Человек ответственен перед ми-ром за свои слова и дела, поэтому должен в жизни ру-ководствоваться принципом «не навреди». Причастность к окружающему миру, умение поставить себя на место другого, почувствовать вместе с ним видится поэтом как благо: «Нам сочувствие дается, как нам дается благодать» («Нам не дано предугадать...»).
Стихи Федора Тютчева всегда направляют нас к са-мому источнику знания человека о мире и о самом себе. И пускай в них нет готовых ответов, строки его поэзии насквозь пронизаны желанием дойти до истины своим путем. Путь Тютчева — это предельное отстранение от мелких неурядиц жизни и максимальное единение с при-родой, со Вселенной. Более чем полтора столетия назад Тютчев писал о гармонии мироздания. Теперь вопросы о месте человека в мире должен задать себе каждый и, помня о мыслях великого поэта, найти свой ответ.
Человек и Слово
Человек в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева так же величественен, безбрежен и таинственен, как космос: «Всё во мне, и я во всём». Могут ли «космические миры» понимать друг друга? Одна из центральных проблем, волновавших поэта, - проблема понимания и непонимания. Отсюда возникает вопрос о словесном выражении человеком мыслей и чувств.
В стихотворении «Silentium!» тема «человек и слово» решается Фёдором Ивановичем однозначно. Человек обречён на непонимание, потому что невозможно полно и точно выразить содержание своего внутреннего мира:
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
В результате такого «общения» люди обречены на одиночество. Отсюда - тютчевский пессимизм, чувство безысходности и ощущение беспощадности судьбы, обрекшей людей на разобщённость. Что же даётся свыше Человеку взамен на непонимание? Даруется высшее - «сочувствие» и «благодать»:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Какой смысл вкладывает поэт в слово «со-чувствие»? Люди, дети природы, способны интуитивно понимать друг друга, сопереживать и соучаствовать в судьбе друг друга. Но и в любом случае человеку «даётся благодать», т.е. помощь, ниспосланная свыше, любовь, милость Божия. Люди духовно едины.
Проблема понимания и непонимания «спровоцировала» в поэзии Ф.И.Тютчева комплекс мотивов: одиночества, молчания и умолчания, интуитивного прозрения. Проблема «невыразимого» имеет ещё одну грань: человек и поэтическое слово.
Поэт всесилен в своём слове, которое дано Богом. Слово поэта наделяется Божественной силой:
Ты зрел его в кругу большого света -
То своенравно-весел, то угрюм,
Рассеян, дик иль полон тайных дум,
Таков поэт - и ты прозрел поэта!
На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,
Он в небесах едва не изнемог,-
Настала ночь - и, светозарный бог,
Сияет он над усыпленной рощей!
Поэт, по мнению Ф.И. Тютчева, должен завещать миру «души высокий строй» как свой лучший подвиг.
Человек и История
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева считается и историософской. Основным содержанием её являются размышления о прошлом и настоящем, о законах и тенденциях исторического процесса, о его предопределённости и роли случая в развитии событий, о месте и назначении человека в истории.
Примером такой лирики может служить, например, стихотворение «Цицерон». Двучастная стиховая композиция, обычная для тютчевских произведений, характерна и для данного. Первая часть стихотворения - миниатюрный философский диспут или «мнимый» спор между оратором и лирическим героем:
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал - и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Вторая часть - обобщение-вывод, вытекающий из диалога между Цицероном и лирическим героем:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
В этих строках заключена важнейшая мысль о том, что основой человеческого бытия является напряжённейшая, активная жизнь каждого человека, осознающего свою причастность к естественному ходу истории и испытывающего наслаждение в преодолении противоречий, в борьбе. Ощущая себя творцом истории, человек может испытать счастье-блаженство. Состояние счастья здесь, конечно, предмет философского осмысления. Однако интонация стиха такова, что у читателя возникает ощущение, будто лирический герой сам пережил подобное счастливое состояние. Отсюда приподнятая и взволнованная интонация стихотворения.
Одна из постоянных в поэзии Ф.И.Тютчева - категория вечности. Она вполне естественна для поэта, ощущающего себя человеком Вселенной. Он всегда соотносит вечность и мгновение: «И жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита». Чувство вечности, которою заполнен миг, проявляется в сознании неумолимости времён, рокового хода истории:
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы - лишь грёзою природы.
Поочерёдно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
(«От жизни той, что бушевала здесь…», 1871г.)
Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, «судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства». И романтизм этот сказывается прежде всего в понимании и изображении природы.
Преобладание пейзажей - одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако поэт - не простой созерцатель природы, он стремится проникнуть в глубину ее жизни, познать ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы. И не удивительно, что природа, как и человеческая душа, как и сама жизнь, кажется ему противоречивой, вызывает совершенно противоположные чувства. В явлениях окружающего мира поэт старается найти отклик на свои переживания, стремится преодолеть терзающие его противоречия.
С одной стороны, в природе Тютчев видит полную гармонию, источник загадочной красоты, высшую силу, перед которой преклоняется человеческий разум:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Дыхание солнца, жизнь морских просторов, говор лесов - все это вызывает светлые романтические чувства в душе поэта. Он восхищается певучестью морских волн, «гармонией в стихийных спорах», «созвучьем полным», существующим в природе. Грозы, бури, волнения на море, весеннее оживление лесов и полей вызывают у него необыкновенный восторг. Это чувствуется из самих строчек, которыми Тютчев начинает некоторые свои произведения: «Как весел грохот летних бурь...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Люблю грозу в начале мая...» и др. Читая такие стихотворения, как «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...» и многие другие, всем сердцем ощущаешь радость, прелесть окружающего мира, и на душе становится весело и легко.
Но, с другой стороны, природа видится поэту в постоянной борьбе, волнении некой всепоглощающей стихии, которую он называет «хаосом» или «бездной». И перед этой стихией человек бессилен и одинок. Красота и сила мироздания недоступна человеку. Мысль о таинстве и стихийности природы вызывает тревогу и безысходность в душе Тютчева:
Ночное небо так угрюмо,
Заволокло со всех сторон,
То не угроза и не дума, Т
О вялый, безотрадный сон.
Сумрачные мысли о трагичности и быстротечности человеческой жизни перед лицом природы вызывает ветер, поющий «страшные песни... про древний хаос». Это чувство страха, ужаса особенно ярко открывается человеку по ночам, когда с мира срывается «ткань благодатная покрова» и обнажается бездна небытия.
Но какие бы настроения не владели душой поэта - радость, оптимизм, вера в торжество гармонии и красоты или же грусть, тревога и отчаяние - природа у него всегда живая, она, как и человек, имеет душу, живет собственной жизнью. Очень часто в его стихотворениях внешний мир тесно переплетается с переживаниями, мыслями, судьбами людей:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Сознавая обреченность своей короткой жизни, человек обращается к природе, потому что ее существование кажется ему более устойчивым, даже вечным. И соединение с ней дарит ему иллюзию продления, гармоничности собственной жизни. Иногда эмоциональное единство природы и человека выражается не открыто, а иносказательно, становясь своеобразным символом человеческой жизни. Или же картины природы являются лишь толчком для раздумий автора о человеческой судьбе. Но в каждом из этих случаев безошибочно угадывается связь души человека с бескрайними просторами окружающего мира:
В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Несмотря на всю противоречивость, в основе своей все стихотворения Ф. И. Тютчева о природе вызывают оптимистические настроения. Осмысливая жизнь природы в ее взаимодействии с человеческой жизнью, углубляясь в мир своих внутренних переживаний, поэт преодолевает трагическое восприятие действительности и приходит к светлому романтическому пониманию жизни. И, кроме того, его лирические пейзажи, отражающие самые потаенные и волнующие мысли, чувства, стремления человека, передающие искреннее восхищение красотой природы, тонкое восприятие всех красок, звуков, очертаний, в наилучшей степени способствуют развитию у нас, его читателей, эстетического чувства.
Тютчевское восприятие природы во многом определяет его понимание человека : человек, особенно в раннем творчестве поэта, почти не выделен из природного мира или отделен от нее тончайшими, легко преодолимыми гранями. У раннего Тютчева можно найти стихотворение, лирический сюжет которого - метаморфоза: превращение любимой в предметы, окружающие ее: в цветы - гвоздики и розы, в пляшущие пылинки, в звон арфы, во влетевшего в комнату мотылька:
О, кто мне поможет шалунью сыскать,
Где, где приютилась сильфида моя?
Волшебную близость, как благодать,
Разлитую в воздухе, чувствую я.
Гвоздики недаром лукаво глядят,
Недаром, о розы, на ваших листах
Жарче румянец, свежей аромат:
Я понял, кто скрылся, зарылся в цветах!
<...>Как пляшут пылинки в полдневных лучах,
Как искры живые в родимом огне!
Видал я сей пламень в знакомых очах,
Его упоенье известно и мне.
Влетел мотылек, и с цветка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать!
Очевидна «чудесная близость» этого стихотворения античному мотиву превращений, метаморфоз. Этот мотив в античной литературе (например, в знаменитых «Метаморфозах» Овидия) не осмыслялся как литературный прием: он основывался на убеждении в неразделимости человека и природы.
В стихотворениях Тютчева образы из природного и человеческого мира как бы подменяют друг друга, прежде всего потому, что человеческая жизнь, по Тютчеву, подчиняется тем же законам, что и жизнь вселенной, существование которой определяется движением солнца: утро сменяется днем, день - вечером, вечер - ночью, восход - закатом. Так и человеческая жизнь движется от утра - детства, к вечеру - старости.
Эта метафора: утро-молодость, вечер-старость обретает особенную значимость в лирике Тютчева. Причем, стихотворения, где поэт использует этот образ, представляют развертывание природных образов, превращаются в пейзажную зарисовку. Так, вспоминая о Жуковском, Тютчев пишет:
Я видел вечер твой. Он был прекрасен!
В последний раз прощаяся с тобой,
Я любовался им: и тих, и ясен,
И весь насквозь проникнут теплотой...
О, как они и грели и сияли -
Твои, поэт, прощальные лучи...
А между тем заметно выступали
Уж звезды первые в его ночи.
Здесь человеческая старость предстает как картина прекрасного вечера: с медленно заходящим солнцем, тихо греющим своими лучами. Еще одна тютчевская метафора: человек - утренняя звезда - также развертывается в описание жизни - предрассветного часа природы:
Я знал ее еще тогда
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом...
И все еще была она
Той свежей прелести полна,
Той дорассветной темноты,
Когда, незрима, неслышна,
Роса ложится на цветы...
Интересно отметить, что в стихотворении «Ты волна моя морская» , где исследователи видят символический портрет последней любви Тютчева - Е.А. Денисьевой, метафора женщина - вечно изменчивая волна - также разворачивается в целостную картину природы, одновременно символизирующую внутренний облик возлюбленной. В образе возлюбленной доминируют те черты, которые для Тютчева и в природном мире были знаками высшей полноты жизни: смех, вечная изменчивость, любовь к игре:
Ты волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!
Ты на солнце ли смеешься,
Отражая неба свод,
Иль мятешься ты и бьешься
В одичалой бездне вод, -
Сладок мне твой тихий шепот,
Полный ласки и любви;
Внятен мне и буйный ропот,
Стоны вещие твои <...>
Много позднее, оценивая поэтические открытия Тютчева, поэты следующих поколений - символисты особенно отметят тютчевское понимание человека как существа мятущегося, двойственного, исполненного противоречий. Противоречия - это и источник человеческих драм, и одновременно возможность познания мира, исполненного таких же противоречий. Одно из главных противоречий, составляющих человеческую душу, - ее равная принадлежность настоящему и вечному, земному и небесному. Эта двойственность человеческой души заставляет человека мечтать о высших идеалах, но она же заставляет человека забывать об этих идеалах и устремляться к «страстям роковым»:
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги -
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так ты - жилица двух миров,
Твой день - болезненный и страстный.
Твой сон - пророчески-неясный,
Как откровение духов...
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Тютчев одним из первых русских поэтов обратился к описанию таинственной жизни души, столь противоречивой, столь разной - днем и ночью, как различен и сам мир - ночной и дневной. Душа ночная волнуема страстями и искушениями, душа дневная жаждет очищения и искупления греховных ночных устремлений.
Одним из устойчивых образов, сопутствующих размышлению Тютчева и о человеческой душе и о жизни человека, становятся образы «струи», «ключа», «родника». Эти образы точно передают тютчевское понимание сложной жизни души: ключ символизирует глубоко скрытую, невидимую, таинственную работу души, сокровенное начало которой роднит человека с глубинами земли и стихиями природными. В стихотворении «Поток сгустился и тускнеет...» таинственная жизнь души уподобляется зимнему потоку, что «сгустился и тускнеет, и прячется под твердым льдом». Но «всесильный хлад» не может сковать «жизнь бессмертную ключа». Так и человеческая душа, «убитая хладом бытия», замирает на мгновенье, но:
<...>подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот -
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот!
В знаменитом стихотворении «Silentium!» (1830) образы-символы человеческой души - подземные ключи и ночная вселенная. Упоминание о беспредельной таинственной глубине и небесах души призваны подчеркнуть бесконечность мира души. Образ подземных ключей души позволяет выразить мысль о скрытых вечных природных источниках души и о ее таинственном родстве с «ключом жизни»:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи!..
Душа в этом стихотворении - это «мир», устроенный наподобие вселенной, имеющий в основе те же первоэлементы, что составляют вселенную. Ту же идею родства души и вселенной, человека и Природы утверждают и эпитеты. Называя человеческие думы «таинственно-волшебными», т.е. теми же эпитетами, что неизменно присутствуют в описаниях природы, поэт тем самым подчеркивает идею непостижимости человеческих мыслей, их подвластности великим колдовским чарам, которые определяют и жизнь природы.
Мысль о родстве человека таинственным космическим стихиям исследователи называют одной из основополагающих для поэта. Отчетливо эта мысль нашла воплощение в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?» (начало 1830-х гг.):
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо-жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке -
И роешь, и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О! страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О! бурь заснувших не буди -
Под ними хаос шевелится!..
В этом стихотворении утверждается мысль о единстве человеческой души и мира. Метафора «мир души ночной» одновременно относится и к человеку, и к вселенной, раскрытым ночью «странному голосу» и «безумным сетованиям» ночного ветра. Называя хаос «древним» и «родимым», поэт подчеркивает мысль о родстве человека с первоосновами бытия - тем Хаосом, которого обожествляли древние греки и почитали отцом всего сущего на земле. Но, отмечая власть хаоса в человеческой душе, понимая всю силу этого родимого хаоса и даже утверждая любовь к нему, человеческий идеал поэт все же видит не в мучительной раздвоенности, а в «строе», в цельности, в умении победить хаос и обрести гармонию.
Тютчевский идеал человека - высок. Размышляя о человеке, поэт требует от него чистоты и искренности и готовности к бескорыстному служению отчизне. Отчетливо этот идеал человека отразился, например, в стихотворении «Н<иколаю> П<авловичу>», обращенном к русскому императору:
Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Идеалом человека для Тютчева представляется В.А. Жуковский. В стихотворении, написанном в память о Жуковском, Тютчев говорит о его внутренней гармонии и искренности («В нем не было ни лжи, ни раздвоенья - / Он все в себе мирил и совмещал»). Важно, что идеальность человека определяется присутствием в нем «строя», который составляет, по Тютчеву, и красоту вселенной:
Поистине, как голубь, чист и цел
Он духом был; хоть мудрости змииной
Не презирал, понять ее умел,
Но веял в нем дух чисто голубиный.
И этою духовной чистотою
Он возмужал, окреп и просветлел.
Душа его возвысилась до строю:
Он стройно жил, он стройно пел...
То же понятие - «строй» составляет для Тютчева истинное величие другого старшего современника - Н.М. Карамзина, автора «Истории государства Российского». «Строй» - это гармоническое соединение внутренних противоречий, их подчинение «человечески-благому». В стихотворении, посвященном памяти поэта, писателя, историка, Тютчев утверждает:
Мы скажем: будь нам путеводной,
Будь вдохновительной звездой -
Свети в наш сумрак роковой,
Дух целомудренно-свободный,
Умевший все совокупить
В ненарушимом, полном строе,
Все человечески-благое,
И русским чувством закрепить <...>