Презентация по чтению к бальмонт у чудищ. Разучивание песни: « Давайте верить в чудо». Сообщение темы урока, задач

Урок литературы в рамках модуля «Психолигвистические аспекты восприятия и понимания художественного текста»

Подготовила Стегалова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №194

Константин Бальмонт. «У чудищ»

Цель образоват: дать представление о творчестве поэта, обучение идейно-тематическому анализу

Цель развивающая: формировать творческое мышление, развивать речь уч-ся

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес

Урок изучения новой темы

комбинированный

Вступительное слово

Тема нашего урока необычна. Разговор будет о сказке, о волшебстве и о тайнах творчества. Сегодня мы будем говорить о поэзии К.Бальмонта, вспомним его детские годы, прочитаем его стихи, вслушаемся в них, они удивительно музыкальны, попробуем увидеть в них чудо и почувствовать красоту русского слова.

Рассказ о детстве поэта и сборнике «Фейные сказки»

Слайд1 Перед нами портрет К. Бальмонта. Поэт очень любил мечтать и часто в мечтах возвращался в детство. Попробуем и мы возвратиться в детство поэта.

Слайд 2 И окажемся в селе Гумнищи, красивом и милом царстве уюта и тишины.

Слайд 3 Здесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим: старый дом, окруженный тенистым садом,

Слайд 4 Несколько изб и

Слайд 5 Небольшой пруд

Слайд 6. Отец поэта – Дмитрий Константинович служил в Г.Шуя, сейчас в этом доме музей Бальмонта, был человек приятный, умный, спокойный. Любил охоту. Его предки были шотландскими моряками. Мать – Вера Николаевна была женщина образованная, энергичная, пользовалась большим авторитетом. Обжала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

Слайд 7 Родители оказали на Константина огромное влияние, но не меньшее влияние на него оказала чудесная природа.

Слайд 8 Рядом с усадьбой был тенистый парк.

Слайд 9 Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик

Слайд 10 Он часто бродил по парку,

Слайд 11 пытался разгадать его тайны.

Слайд12 И однажды в саду иволга волнующе запела, и самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе

Слайд 13 Толкнул в детской душе творческую основу, и мальчик сочинил первые стихи. Юному поэту исполнилось 10 лет.

Слайд 14 Позже поэт вспоминал: « Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы- коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенно, такими милыми глазами.

Слайд 15 Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт К.Бальмонт. он станет самым известным поэтом, напишет 35 книг стихов. Поэт Бальмонт был очень необычным человеком и внешне, и внутренне. Даже прохожие останавливались и долго глядели ему вслед: с бледным лицом, красной как огонь бородкой, зелеными и грустными глазами он походил на заморского принца. Также необычна была его поэзия. Его стихи переносили читателя в мир сказок, грез, загадочных стран.

Слайд 16 В 1905 году он напишет самый замечательный, соединивший фантазию, юмор, завораживающий живыми и трепетными образами, цикл стихотворений «Фейные сказки». Об этих изящных детских песенках – нежных, воздушных, музыкальных – писал Валерий Брюсов. Поэт и современник Бальмонта: « В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьем струей ясной, хрустальной» у Бальмонта было тонное чутье к красоте слова. «Солнечной пряжей» называл он свои стихи. А в 1907 году другой великий поэт А.Блок скажет: « Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе».

Слайд 17 Книгу стихов «Фейные сказки» Бальмонт посвятил своей тогда четырехлетней дочери Нине, (Нинике), которую любил со всей своей отцовской нежностью. И первое стихотворение посвящение ей.

Посвящение

Солнечной Нинике, с светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками

После блеснешь мне зелеными глазками,-

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам, гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, - а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее

Индивидуальное задание

Почему поэт назвал сою книгу «Фейные сказки». Попробуем понять это, узнав, кто такая фея.

Сообщение ученицы

Слайд 19 Фея в легендах Западной Европы – свехъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями.

Слайд 20 Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапки-невидимки.

Слайд 21 Фея способна мгновенно являться и исчезать. У нее есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.

Ученик читает стихотворение «Фея»

Слайд 23 (фея)

Вступительная беседа


  • Ребята, понравилось вам стихотворение? Чем оно замечательно? (ритмичность, музыкальность, представляешь волшебный мир…)

  • Кто такая муза?... слайд 24 .... (в переносном значении творческое вдохновение. Источник его, представляется обычно в образе женщины, богини)

  • Ребята, почему лирический герой стихотворения выбирает ее, фею, своей музой? (все, что связано с поэзией, связано с волшебством, так считает автор)
Анализ стихотворения «У чудищ»

Слайд 25 В цикл «Фейные сказки « входит стихотворение «У чудищ» . это стихотворение мы пока не читали.


  • Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? (о каких-то чудищах, о сказке)

  • А какие сказочные чудища вы знаете? (баб яга, кощей, змей горыныч….)

  • Для чего нужны чудища в сказках? (они создают препятствия главным героям сказок)
Слайд 26 (фильм)

  • Сейчас мы посмотрим маленький фрагмент из сказки «Морозко». Вспомним, какая она, Баба Яга в сказках.

  • А теперь и мы отправимся в гости к чудищам. И для начала попробуем предположить, какое настроение у стихотворения, каково его музыкальное звучание по названию.

  • Слайд 27

  • Работа по слайду. Дети выбирают надпись, объясняют свой выбор, прослушивают муз фрагмент.

  • Слайд 28

  • А теперь я прочитаю вам это стихотворение. Ваша задача, обратить внимание на настроение стихотворения, составить партитуру чтения. (простым карандашом отмечать паузы, логические ударения)

  • Совпадает ли настроение стихотворения с предполагаемым? (в стихотворении звучат какие-то веселые интонации, чувствуется какая-то таинственность)

  • Мастерство поэта проявляется в том, что не только слова, но и звуки несут определенный смысл. Обратите внимание на первое четверостишие, прочитайте его.

  • Слайд 29

  • . Какой звук слышится в нем (ш). так говорят, когда хотят сообщить тайну, шепчут.

  • Возможно ли прочитать стихотворение мрачно? (нет)

  • А почему? (слова какие – то добрые: избушка, яга, смех, герой никого не боится, стянул бусы)

  • Есть ли в стихотворении волшебство? (да, шапка-невидимка. Герой идет в гости к бабе яге, кощею…)

  • Кто герой стихотворения: мальчик, юноша, мужчина?(кручу свой ус)

  • Вспомните портрет поэта. Может это он? Показываю слайд 30

  • Попробуйте представить его характер? (верит в сказки, озорной, ничего не боится, хочет что-то узнать)

  • Почему отправляется к бабе Яге в избушку? (избушка находится на границе двух миров: реального и ирреального, это переход)

  • Знаком ли герой с этим миром? (там всё как прежде)

  • То «стянул» герой у Яги? (две нитки бус)

  • Что это?(тайны)

  • Почему две? (два мира)

  • Предположим, что же хочет узнать герой у чудищ. (тайны реального мира и ирреального, мира поэзии) Для чего идет к кощею? Текст (найти для песен жемчугов)
Слайд 31

  • Что за жемчуга ищет герой? (когда-то давно слово называлось «прел», что означало и жемчуг. Герой ищет красивые слова)

  • Как называется этот прием? (слово используется в переносном значении – метафора).

  • А для чего герой приблизился к змею? (узнать тайны)

  • Так что же это за тайны, которые знают темные силы? (это тайны вдохновения, поэтического мастерства)

  • Вывод: это стихотворение о тайнах поэзии, творчества. Вот так в незатейливом детском стихотворении поэт очень просто говорит о тайнах поэзии, творчества. И опять как бы подчеркивает. Вдохновение, поэзия связаны с волшебством.

  • Слайд 32

  • Прочитаем стихотворение еще раз, постараемся донести главную мысль стихотворения.

  • Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются, как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или достаточно просто научиться, как любому ремеслу?

  • Послушаем, как на этот вопрос отвечает сам поэт?
Слайд 33

  • Читается стихотворение «Как я пишу стихи» (под муз. Шнитке)

  • Стихи появляются как будто сами, герой говорит, что «не сочиняет». И ему вторит другой поэт А.Возненсенский
Слайд 34

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница,

Не написал – случилось так.


  • А как вы думаете, легко ли сочинять.(легко писать – поэтом быть трудно)

  • Если вы когда-нибудь пробовали сочинять стихи, то, наверное, задумывались, что необходимо для рождения хорошего стихотв? (вар ответов)
Слайд 35 (букет) Любое хорошее стихотворение подобно красивому букету. Каждый цветок в букете находится на своем месте, и стихотворение получится, если будут……………….. (откр букет)

Проверка домашнего задания


  • Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили задание написать четверостишие на заданные рифмы. Я открою вам секрет, дело в том, что рифмы я позаимствовала у К.Бальмонта, и вы сейчас вступите в поэтический поединок с поэтом.

  • Слайд 36 (откр рифмы)

  • Ребята читают свои четверостишия. Я прочитаю свое. выражают мнение, чье произведение понравилось.

  • Слайд 37

  • Открывается слайд с четверостишием Бальмонта.

  • Итоги урока

  • Нам сегодня трудно судить, кто написал лучше. Но для нас самое главное, что для вас тоже приоткрылись тайны творчества. Постарайтесь сохранить в душе желание творческих порывов.

  • На уроке мы узнали много, сегодня звучало много музыки это произведения П И Чайковского, Лядова, Шнитке…это не случайно… как вы думаете, почему? (стихи очень музыкальны)

  • Благодарю за участие в уроке………….

  • Дом задание выучить наизусть понравившееся стихотворение

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Константин Дмитриевич Бальмонт Дом Бальмонта в селе ГумнищиЗдесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 г. родился К.Бальмонт Село было небольшим: старинная усадьба, маленький пруд, несколько изб. Музей Бальмонта в г. Шуя Рядом с усадьбой был тенистый парк Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик Он часто бродил по парку пытался разгадать его тайны Однажды в парке «самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла,и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенными, такими милыми глазами Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала хх века. Бальмонт написал 35 книг стихов. В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьет струей ясной, хрустальной В.БрюсовНикто до сих пор не равен ему в его певучей силе А.Блок 1907 г К. Бальмонт с дочерью Ниной (Ниникой) Посвящение Солнечной Нинике, с светлыми глазками –Этот букетик из тонких былинок.Ты позабавишься Фейными сказками,После блеснешь мне зелеными глазками, -В них не хочу я росинок.Вечер далек, и до вечера встретитсяМного нам, гномы, и страхи, и змеи.Чур, не пугаться, - а если засветятся Слезки, пожалуюсь Фее
Фея в легендах Западной Европы – сверхъестественное существо, волшебница. Легкие и изящные, Они населяют всю природу. Друзья феи ФеяГоворили мне, что Фея,Если даже и богата,Если дарит ей лилеяМного снов и аромата,-Все ж, чтоб в замке приютиться,Нужен ей один листок,Им же может нарядитьсяС головы до ног.Да, иначе быть не может,Потому что все в ней нежно,Ей сама Луна поможет,Ткань паук сплетет прилежно.Так как в мире я не знаюНичего нежнее фей,Ныне Фею выбираюМузою моей. Муза– творческое вдохновение, источник которого представляется обычно в образе женщины, богини ВеселоеИгривоешутливоеМечтательноеТаинственноелирическоеМрачноеЖуткоестрашное Я был в избушке на курьих ножках.Там все как прежде. Сидит Яга.Пищали мыши и рылись в крошках.Старуха злая была строга. Перл (устар.) – жемчуг, жемчужинаЖемчужина (перен.) – сокровище, лучшее украшениеПерл (перен.) – смешное, замечательное слово Стихи не пишутся- случаются,Как чувства или же закат.Душа – слепая соучастница,Не написал – случилось так. А.Вознесенский ТалантвдохновениедушавоображениефантазияПоймать ритмЗнатьзаконы поэзииИспользоватьвыразительные средствамудростьХорошо знать язык
В замке был веселый бал,Музыканты пели. Ветерок в саду качалЛегкие качели.


Приложенные файлы

К. Д. Ч БАЛЬМОНТ

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму – и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею,

Узнаю тайны – и был таков.

(No Ratings Yet)

  1. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867-1942) Родился в деревне Гумнищ, Владимирской губернии, где прожил первые десять лет. Отец его был скромным помещиком, страстным охотником. Мать приучила мальчика любить искусство, музыку, словесность. Учился...
  2. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ Жили-были на болоте журавль и цапля. Построили они себе избушки. Скучно жить журавлю, решил он к цапле посвататься. Пришел и говорит: – Выходи за...
  3. Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях....
  4. Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название “Четверогласие стихий”. В него вошло стихотворение ” Я в этот мир...
  5. Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту...
  6. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из...
  7. Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические...
  8. Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и...
  9. Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении “Ветер” , которое было написано...
  10. Акмеисты О. Э. Мандельштам Ленинград Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда – так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских...
  11. Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого...
  12. Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной...
  13. План 1. Моя Родина – Россия. 2. Прошлое моей Родины. 3. Слава и гордость России. 4. Достоинства моей страны. 5. Другой Родины мне не надо. И все пройдя пути морские,...
  14. Символисты К. Д. Бальмонт Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают –...
  15. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, о чем Константин Бальмонт знал с самого рождения. Однако на рубеже 19 и 20 веков многие молодые люди считали религию предрассудком и пережитком прошлого....
  16. Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали...
  17. Письмо подруге Здравствуй, Наташа! Пишет тебе твоя подруга Таня*. Спешу ответить на твое послание, ведь я так давно ждала твоего письма! Ты спрашиваешь, чем я занимаюсь и как у меня...
  18. Р. И. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДИАЛОГ О ЛЮБВИ – Отдать тебе любовь? – Отдай… – Она в грязи… – Отдай в грязи. – Я погадать хочу… – Гадай. – Еще хочу спросить…...
  19. План 1. Многообразие профессий. 2. Кем же стать? 3. Учеба – главная работа для школьника. Я еще не знаю, кем буду, когда выросту. В мире очень много разных профессий, и...
  20. Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался...
  21. Символисты К. Д. Бальмонт Краткие биографические сведения: 3 (15) июня 1867 – родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Первые 10 лет жизни прошли в...
  22. Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось...
  23. НЕ и НИ в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: незачем, никак, ничуть. Под ударением пиши приставку НЕ-, а без ударения – приставку НИ-: негде устроиться – нигде...
  24. Одной из самых популярных книг “последнего романтического поэта и первого его критика”, как называл себя Гейне, есть сборник стихов “Книга песен” . Она в некоторой степени автобиографичная, ведь именно безответная...
  25. Евгений Агранович родился 13 октября 1918 года в городе Орле. Однако впоследствии при составлении документов дата была записана как 14 ноября 1919 года – этот вариант на протяжении десятилетий указывался...
  26. Велимир Хлебников по праву считается реформистом русской поэзии. В своем творчестве он экспериментировал не только с рифмой и слогом, но и со словоформами, утверждая, что для выражения своих мыслей и...
  27. Символисты К. Д. Бальмонт *** Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем...
  28. Я засмеялся сразу, когда только прочитал тему сочинения. И действительно, для чего смех может потребоваться человеку? Смешной вопрос! Смех – это же суть нашей жизни! Радость, счастье и свет, юмор...
  29. ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ (1938-1980) Родился в Москве в семье военного связиста. В детские годы жил с родителями в Эберсвальде (под Берлином) по месту службы отца, затем с матерью – в...
  30. Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных...
У ЧУДИЩ

К.Д.Бальмонт. У чудищ.

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Предметные: Различать стихотворения К. Бальмонта по темам, интонационному рисунку. Пользоваться терминами «рифма», «строфа», «олицетворение», комментировать заголовок.

Выделять особенности «сказочных» стихов - определять тему, интонационный рисунок, роль автора-рассказ­чика.

Личностные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог.

Ход урока

I .Орг.момент

II . Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворением К.Д.Бальмонта "Камыши". Хочется услышать его еще раз

III . Работа над новым произведением

    Вводная беседа

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта

– Мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). /

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя? «Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов) .

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят много тайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  • отважный

    фантазер

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?