Вот серый старый дом. Анализ стихотворения «Родина»: кратко, по плану, история создания, средства выразительности. Тема, идея, рифма, стихотворный размер (Некрасов Н. А.). Детство и юношеские годы поэта

Стихотворение “Родина” Н. А. Некрасов написал в 1846 году. В нем выразились воспоминания поэта о его детстве, родителях. Вам предлагается краткий анализ “Родины” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано в 1846 году.

Тема - произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

Композиция – кольцевая.

Жанр - элегия.

Стихотворный размер - ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

Метафоры - “рой подавленных и трепетных рабов” , “…тревог огонь томительный до срока сердце жег , “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Эпитеты “Разврата грязного” , “покой благословенный” , “Огонь томительный” , Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных” , “лик… болезненно-печальный” , “душа… была горда, упорна и прекрасна” , “печальную судьбу” , “холодною и строгою улыбкой” , “Ее бессмысленной и вредной доброты” , “юности моей, мятежной и суровой” .

История создания

Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.

Тема

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства” . Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом” . Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве.

Композиция

Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…” . Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…” .

Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы” .

В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…” .

В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом” . Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…” .

Жанр

Определяя жанр стихотворения “Родина”, многие исследователи относят его к элегии.

Стих состоит из шести строф и написан ямбом. Особенность состоит в том, что строфы имеют разное количество строк. Поэтом был использован парный способ рифмовки и разные виды рифмы: точная (места – пуста, чванства – тиранства), неточная (растленной – благослованной, дальней – болезненно-печальный), мужская (рабов – псов), женская (увидеть – ненавидеть).

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры : “рой подавленных и трепетных рабов” , “…тревог огонь томительный до срока сердце жег” , “Ты жребий свой несла в молчании рабы” .

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов : “Разврата грязного” , “покой благословенный” , “Огонь томительный” , “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных” , “лик… болезненно-печальный” , “душа… была горда, упорна и прекрасна” , “печальную судьбу” , “холодною и строгою улыбкой” , “Ее бессмысленной и вредной доброты” , “юности моей, мятежной и суровой” .

Стихотворение «Родина» написано Николаем Алексеевичем Некрасовым в 1846 году. К этому времени поэт представлял собой полностью сформированную осмысленную личность, четко осознавал необходимость перемен в обществе, погрязшем в пороках. При это автора отличает глубокая любовь к России, чувство острой боли за несправедливость и угнетение простого народа.

Поводом для написания стихотворения стало посещение Некрасовым родового поместья в селе Грешнево, которое находилось в Ярославской губернии. Именно в старом доме жил его отец и его предки. Как вспоминает поэт, жизнь помещиков протекала среди постоянных пиров, разврата, пьянства и измываниями над крестьянами. При этом самих крестьян автор представляет в образе подавленных рабов, которые находились в таком положении, что могли позавидовать даже жизни хозяйского скота.

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег...
Воспоминания дней юности - известных
Под громким именем роскошных и чудесных,-
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной...

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде -
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила...
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг,-
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал... Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой...
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым,-
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор -
В томящий летний зной защита и прохлада,-
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил...

Сам поэт родился и провел детство в поместье. Однако про детские годы он вспоминает совсем не с радостью. Подавленный тиранией деспота-отца, он научился терпению, ненависти к буржуазии и острому чувству сопереживания угнетенным крестьянам. Юношеские годы, проведенные в родовом поместье, не оставили светлый след в душе поэта.

Отдельное место в воспоминаниях Николая Некрасова отводится судьбе женщин не только в крестьянских семьях, но и в богатых усадьбах. Так, свою умную, гордую, красивую мать автор невольно обвиняет в том, что она всю жизнь терпела издевательства со стороны отца, при этом сохраняя надежду на светлое будущее. Однако ежедневное пренебрежение ею со стороны невоспитанного мужа, содержание им молодых крестьянок в наложницах, причиняло образованной аристократке невыносимую боль. Именно отец, по мнению автора, свел мать в могилу. Однако и на смертном одре, в последнем вздохе, она прощает деспота.

Судьба сестры также описывается Некрасовым, как полная страданий. Наученная матерью терпению, девушка все же не выдержала позора, вышла замуж за нелюбимого человека и рано умерла. Но автор подчеркивает тот факт, что, даже в гробу, и мать и сестра сохраняют холодное и строгое великолепие.

Особое место в стихотворении Некрасов отводит своей няне. Он с нежностью описывает бесконечно добрую, по-своему вредную женщину, к помощи которой он прибегал при каждом случае. Несмотря на то что в классической русской литературе няня всегда позиционируется как положительный образ, лирическим героем она воспринимается неоднозначно. Воспоминания, приносящие автору благоговение и радость, очень редки. В душе поэта от детства и юношества остались только непонимание и боль.

Наверное, именно поэтому представшее взгляду Некрасова разрушенное поместье, выжженные поля, свободно гуляющий скот, отсутствие крестьян, слуг и даже собак, доставляют автору радость. Покосившийся дом в его представлении становится символом окончания страданий, пережитых простыми людьми на этой земле, где и самому автору приходилось быть помещиком и вести хозяйство. Одной из причин такого запустения автор видит бесконечный «гул подавленных страданий».

Анализ стихотворения Родина

К 1846 году Николай Алексеевич Некрасов был уже состоявшимся публицистом, имеющим свой ярко выраженный стиль и сформировавшиеся взгляды на происходящее вокруг. Отличительной чертой произведений поэта является неприкрытая правда, искренняя любовь к Родине и легкая ирония. При этом многие произведения явно показывают противоречие, разрывающее душу автора и его литературных героев. Оно заключается в благоговении перед бескрайними родными землями, полями, лугами, необъяснимой русской душой и, в то же время, полным отрицанием существующего крепостного строя, бесконечного и неконтролируемого угнетения и издевательства над простыми людьми.

Стихотворение Родина показывает читателю всю порочность существующего режима, порождающего таких людей, как отец автора и многие соседские помещики. Безнаказанность, которую обеспечивало их положение, приводила к тому, что мишенью их издевательств мог стать кто угодно:

Крестьяне;

Женщины;

Дети;

Животные;

Члены семьи.


И только сам тиран, со слов автора, мог чувствовать себя вольготно и свободно дышать. На это с легкой иронией указывается в последних строчках стихотворения.

История создания произведения

Идею написания стихотворения о родном доме Некрасов вынашивал на протяжении долгого времени. Главным толчком к началу работы стало общение с известным литературным критиком Виссарионом Григорьевичем Белинским. Изначально стихотворение задумывалось как описание конфликта между внутренним миром литературного героя и существующим строем. Черновое название - «Старые хоромы».

Первая часть Родины была написана автором в 1844 году. На продолжении работы настаивал сам Белинский. Оконченное в 1846 году литературное произведение было дополнено образами женщин и их судьбы в России того времени. Впервые опубликована Родина была только 1856 году. Цензура долгие десять лет не пропускала произведение в печать. Главной причиной этому стало то, что основная идейная мысль выходит далеко за пределы обычного автобиографического повествования. Произведения Некрасова всегда отличала тщательная прорисовка крестьянской тематики. В его произведениях как поэтических, так и в прозе, нет места мелодраме и романтике. Они насыщены духом русского народа, его мыслями, надеждами и реалиями.

Детство и юношеские годы поэта

Поскольку стихотворение Родина имеет автобиографическую основу, стоит рассмотреть детские годы поэта и особенности его ранней лирики. Именно к этому этапу творческой жизни относят Родину.

Родился автор 21 ноября 1821 года в городе Немиров. Отец будущего великого писателя - Алексей Сергеевич, военный, вышедший в отставку и уехавший с семьей в село Грешнево. Мать - Елена Андреевна Закревская, дочь богатых поляков, вышла замуж по любви, против воли родителей. Именно она стала прообразом русской женщины, которым пронизаны все произведения Некрасова. Всего в семье поэта было тринадцать детей.

Алексей Сергеевич имел множество пагубных привычек, которые усугублялись полной безнаказанностью и отсутствием сопротивления со стороны домашних. Отец поэта отличался склонностью к азарту, много играл в карты. Когда в 1824 году семья Некрасовых переехала в поместье, состояние его было плачевным. Поэтому Алексею Сергеевичу пришлось занять место исправника. Он много ездил по ближайшим деревням, в поездки часто брал с собой маленького Николая. Поскольку должность исправника влекла за собой решение некоторых проблем, с детства поэт был свидетелем унижения и притеснения простого народа.

Мать мальчика с детства прививала ему любовь к литературе, музыке, искусству. Именно эта красивая, образованная женщина познакомила мальчика с творчеством Данте, Шекспира, Пушкина и т. д. Свои первые стихотворения Некрасов написал уже в шесть лет. От отца ему достались любовь к охоте, которая видна по его литературным произведениям, и пагубная страсть к картам.

Обучение в Ярославской гимназии не удовлетворило мальчика. Практически не уделяя времени учебе, Некрасов много читал, пробовал себя в поэзии. Его оценки становились все хуже. В итоге, после того, как будущий великий поэт остался в пятом классе на третий год подряд, отец принял решение об окончании обучения и поступлении в военное училище.

Переломным моментом в биографии Некрасова стала встреча с Глушицким, в Петербурге, в 1838 году. Знакомство с гимназистами пробудила в будущем поэте жажду к обучению. Поэтому, несмотря на сопротивление отца и угрозы оставить наследника без средств к существованию, Николай поступил в Петербургский университет. Долгие годы лишений и голода сформировали характер поэта. Уже в 1840 году он издал первый сборник произведений «Мечты и звуки». Однако он не получил положительных отзывов критиков.

А вот серия стихотворений о судьбе простого народа, неприкрыто показывающих трагизм того времени, имела большой успех. Одним из них стала Родина - стихотворение, ставшее началом новой вехи в творчестве Некрасова. Именно в Родине берут начало лирические образы, темы и основные мотивы, которые будут вследствие тщательно проработаны автором. Именно благодаря этим произведения критики отзывались о Некрасове как о поэте, практикующем глубокий анализ, сильные чувства и прогрессивные идеи.

Многие из некрасовских тем синтезируются монументальной темой родины, к которой постоянно обращался поэт. В ней нашла выражение его безграничная любовь к отчизне, его высокий патриотизм.

Уже в раннем творчестве поэта эта тема получает яркое, хотя и не совсем обычное воплощение. Речь идёт о стихотворении 1846 года «Родина» (Некрасов), анализ которого мы проведем. Оно создавалось в два этапа. Сначала была написана только первая его часть, которая привела в восторг В. Г. Белинского. Позже поэт, одобренный и воодушевленный критиком, продолжил стихотворение, углубив те «задатки отрицания», которые отметил у молодого автора его восторженный почитатель. Завершено произведение было в 1846 году, но в полном объёме оно будет напечатано лишь через 17 лет.

В анализируемом стихотворении «Родина» (Некрасов) нарисована обстановка в Грешневе, родовом поместье Некрасовых, и воспроизведены многие обстоятельства жизни семьи поэта. В том самом 1846 году, когда цензор А. В. Никитенко призывал раскрыть красоту дворянских гнезд и помещичьих провинциальных нравов («Вероятно, там скрываются такие жилы, откуда можно добывать не одну грязь, но и золото»), Некрасов показывает царящие в одном из таких гнёзд «бессмысленное чванство», грязный разврат и «мелкое тиранство». Существовала устойчивая традиция романтических восхвалений родового гнезда («Родина» Е. А. Баратынского, «Воспоминание» К. С. Аксакова), поэтизации каждой личности и каждого предмета, связанного с родной усадьбой. Некрасов же, используя ряд эпитетов, несущих эмоционально-эстетическую нагрузку, обнаруживает всю иллюзорность таких оценок, как «роскошный», «чудесный», «во всей красе», «золотой», применявшихся к псевдопоэтическим явлениям и предметам. Вот почему понятие «дом» наделяется теперь многозначительными определениями типа «серый», «старый», «пустой и мрачный»; «лик в аллее» становится «болезненно-печальным», а надежда — «несбыточной». Стихотворение поэта отличается антиромантической полемичностью. По словам А. Л. Гришунина, в этом стихотворении Некрасова можно увидеть даже — вопреки прежним, привычным оценкам родной стороны как «сердцу драгоценной» и «лучезарной» — «демонстративное очернение родного гнезда». Сам облик последнего давал для этого основания.

Вспоминая отца, Некрасов изображает угрюмого «невежду», сгубившего жизнь всех родных, давившего на всех в доме, жившего в мотовстве и разврате. Проникновенно рассказывая о матери, о её душе, гордой, упорной и прекрасной, наделяя её поэтическими чертами, автор стихотворения «Родина» (Некрасов) показывает её безгласной жертвой, страдалицей, рабыней. Он протестует против безгласия и рабской морали. Рисуя образ сестры, поэт с глубокой скорбью говорит, что и она делила с матерью «и горе и позор судьбы её ужасной» и повторила печальную её судьбу. У Некрасова это ещё одно размышление о тяжкой доле русской женщины, жившей в доме «крепостных любовниц и псарей». Поэт передает и растущее самосознание лирического героя, с детства проникающегося ненавистью к усадебному быту.

Однако щедро введя в стихотворение о родных местах (малой родине) автобиографические мотивы, автор мастерски преодолевает узко личную тему. Он обобщает каждый из вышеназванных образов и придаёт всему произведению широкий социальный смысл. Стихотворение «Родина» (Некрасов), анализ которого нас интересует, становится гневным отрицанием крепостничества в целом, а не только проявлений его в Грешневе. В этом плане существенны те изменения, которые произошли в процессе выбора заголовка произведения. Сначала оно называлось «Старые хоромы (Из записок ипохондрика)», потом «Старое гнездо (С испанского, из Ларра)». Наконец, возникает название «Родина», которое несёт не только и не столько значение «родного края», «места рождения», сколько широкое значение «отчизны», «страны». Мы ощущаем общерусские масштабы обличения деспотизма и крепостничества. В этом отношении стихотворение Некрасова внутренне родственно пушкинской «Деревне», но полемично по отношению к «Вновь я посетил...». Особенно ощутимо это в оценке образа няни (так ярко опоэтизированного Пушкиным), о «бессмысленной и вредной доброте» которой говорит Некрасов.

Одним из самых трогательных стихотворений Некрасова необходимо назвать его произведение Родина. Данное стихотворение очень грустное и печальное. В нем автор описывает свою родину. Но делает это не как-то мило, а он описывает всю правду.

Место, где он родился, пронизано тщеславием, ненавистью, злом. Он осуждает крепостное право, говоря, что владеть людьми – это непристойно. Он признается, что и сам когда-то был помещиком.

Некрасов говорит, что виноваты во всем отцы. Они жили по таким неправильным законам, а их детям невозможно не погрузнуть в этой грязи вместе с ними.

Некрасов всем сердцем надеется, что когда исчезнет разруха из этого места, исчезнет и зло. Но он также понимает, что это практически невозможно. Каждый человек должен хотеть этих перемен и упорно действовать. Но большинство просто ждут, что все само собой изменится. Но так не бывает. Это очень грустное стихотворение. Прочитав его, невозможно не задуматься над тем, что происходит в наши дни.

Тема стихотворение – это Родина. Идея заключается в том, что зло и ненависть поселились в нас, и только если изменимся мы изнутри, изменится и все вокруг. Стихотворный размер – шестистопный ямб с пиррихием. Рифма мужская.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Родина

Некрасов. Родина. Слушать чтение стихотворения

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег...
Воспоминания дней юности – известных
Под громким именем роскошных и чудесных, –
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной...

Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила...
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом... Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, –
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал... Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой...
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, –
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор –
В томящий летний зной защита и прохлада, –
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил...