Одержимый созиданием. Заслуженный работник культуры рсфср

Родился 3 сентября 1937 г. в городе Николаеве УССР. После эвакуации с 1941 года живет в городе Горьком - Нижнем Новгороде. По окончании Горьковского государственного университета им. Н. И. Лобачевского принят корреспондентом в штат Горьковской студии телевидения. С 1987 года по 1998 года был собственным корреспондентом Гостелерадио СССР и РГТРК «Останкино» в Нижегородской области, с 1998 года по настоящее время старший редактор и ведущий программ ГТРК «Нижний Новгород». А. М. Цирульников - автор тысяч информационных кино- и видеорепортажей, сценариев программ и телефильмов; на его счету огромное количество сюжетов и передач с участием самых знаменитых людей СССР и России. В разные годы его гостями и собеседниками были космонавты, артисты, спортсмены, политики, музыканты, среди которых Юрий Гагарин, Виктор Коноваленко, Николай Черкасов и Иннокентий Смоктуновский, Леонид Утесов и Дмитрий Шостакович и многие, многие другие. Александр Маркович высокопрофессиональный ведущий, с равным успехом работающий в кадре и за кадром, на телевидении и на радио. И при этом он остается замечательным поэтом и прозаиком, на творческом счету которого больше 20-и книг - воспоминаний, очерков и эссе, написанных на высоком художественном уровне и изданных в Москве и Нижнем Новгороде. Он член Союза журналистов СССР и России, член Союза писателей Российской Федерации.

Заслуженный работник культуры РСФСР.

Почетный гражданин Нижегородской области.

Обложка Автограф Дополнительная информация

Цирульников А.М. Главные слова: сборник стихов и поэм. – Нижний Новгород: Литера. – 2008. – 167 с.

Звездный ветер: пятидесятилетию космической эры посвящается / стихи А. Цирульникова; рис. С. Иванова. – Нижний Новгород: Литера. – 2007. – 60 с.

Библиотеке им. М.Ю. Лермонтова на память от автора Подпись 8.10.09г.

Цирульников, А.М. Рождается в Болдине слово... / [ил. Э. Насибулина]. – Нижний Новгород: Вектор-ТиС, 2008. – 342 с. : ил., фот.

Библиотеке имени Юрия Адрианова - в день поименования 28 февраля 2008 года - мою новую книгу, где Юра присутствует и живет в стихах! Подпись

Цирульников А.М. Слово на орбите. – Нижний Новгород: Вектор ТиС. – 2011. – 283 с.

Древний мир. Средневековье. Большая серия знаний. Цирульников А.М.

М.: 2005. - 128 с.

Данный том содержит сведения об истории зарождения, развития и упадка цивилизаций на Земле в периоды Древнего мира и Средневековья. Том богато иллюстрирован и снабжен тематическими картами. Для старших школьников, студентов и всех любознательных читателей.

Формат: pdf

Размер: 32,2 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Цивилизации Древнего мира
ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА Лвеуетии В. С 6
ЕГИПЕТ-ДАР НИЛА
Kapitaui А. И. 8
ДРЕВНИЙ ВОСТОК- ИЗОБРЕТЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ
Карааш А. И. 10
ДРЕВНЕЕДВУРЕЧЬЕ
Саеичева Е. M. 14
ВАВИЛОН ПРИ ХАММУРАПИ
Саеичева Е. М. 15
НОВОАССИРИЙСКОЕ ЦАРСТВО - ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ДЕРЖАВА Саеичева Е. М- 16
ИНДСКАЯ (ХАРАППСКАЯ) ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Саеичева Е. Л/. 18
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ: ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД Саеичева Е. М. 19
ИНДИЯ ЭПОХИ МАУРЬЕВ
Саеичева Е. Л/. 20
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В КИТАЕ
Саеичева Е. М. 22
ПЕРВОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ
Саеичева Е. М. 24
ВОСТОЧНОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ ЭПОХИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Саеичева Е. М. 27
ДРЕВНИЙ ИРАН
Саеичева Е. М. 28
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ АМЕРИКИ Саеичева £ М. 30
МИНОС - ПРАВИТЕЛЬ КРИТА
Ляпустин Б. С. 32
МИКЕНСКАЯ ГРЕЦИЯ
Ляпустин Б. С. 33
ГРЕКИ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
Ляпустин Б. С. 34
АФИНЫ: ПУТЬ К ДЕМОКРАТИИ
Ляпустин Б. С. 36
СПАРТА Ляпустин Б. С. 38
ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ
500-449 п. до н.э.
Ляпустин Б. С. 40
РАСЦВЕТ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
Ляпустин Б. С. 42
АФИНЫ-СТОЛИЦА
ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ляпустин Б. С. 44
ГРЕЦИЯ ПОД ВЛАСТЬЮ МАКЕДОНИИ.
Ляпустин Б. С. 46
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ МИР
Ляпустин Б. С. 50
РИМ ЦАРЕЙ Ляпустин Б. С. 52
ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМА В МИРОВУЮ ДЕРЖАВУ
Ляпустин Б. С. 53
РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Ляпустин Б. С. 56
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РИМЕ. ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ
Ляпустин Б. С. 58
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ РИМ
Ляпустин Б. С. 60
КУЛЬТУРА РИМА
Ляпустин Б. С. 61
ИМПЕРАТОРСКИЙ РИМ
Ляпустин Б. С. 62
ЗАКАТ РИМА Ляпустин Б. С. 64
Цивилизации средних веков
ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Ведюшкин В. А. 66
МИР ВАРВАРОВ Ведюшкин В. А. 68
ГЕРМАНСКИЕ КОРОЛЕВСТВА Ведюшкин В. А. 70
РАСЦВЕТ И РАСПАД ИМПЕРИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО Ведюшкин В. А. 72
ЭПОХА ВИКИНГОВ Ведюшкин В. А. 74
СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ Ведюшкин В. А. 76
ТЫСЯЧА ЛЕТ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИ И Ведюшкин В. А.
78 АРАБСКИЙ МИР Ведюшкин В. А.
80 ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ Ведюшкш В. А. 82
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕ¬РУССКОГО ГОСУДАРСТВА Черникова Т. В. 84
РУСЬ ВРЕМЕН ИГОРЯ И ОЛЬГИ Чсрникови Т. В. 86
БЫЛИННАЯ ЭПОХА Чсрникта 7". В. 88
МОЛЯЩИЕСЯ Ведюшкин В. А. 90
ПРЕЕМНИКИ СВЯТОГО ПЕТРА Ведюшкин В. А. 91
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ Ведюшкин В. А. 92
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ Ведюшкин В. А. 94
СЕНЬОРЫ И ВАССАЛЫ
Ведюшкин В. А. 95
РАБОТАЮЩИЕ
Ведюшкин 8. А. 96
ЗА ГОРОДСКИМИ СТЕНАМИ
Ведюшкин В. А. 98
ФРАНЦИЯ: ПУТИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
Ведюшкин В. А. 100
ИСТОКИ АНГЛИЙСКОЙ СВОБОДЫ Ведюшкин В. А. 102
СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА
Ведюшкин В. А. 104
РУСЬ В XI- НАЧАЛЕ XII». -РУССКАЯ ПРАВДА.
«Черникова Т. В. 106
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА
МОНОМАХА Черникова Т. В. 108
РАСПАД КИЕВСКОЙ РУСИ И ЕГО ПРИЧИНЫ
Черникова Т. В. по
ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД Черникова Т. В. 112
ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ Черникова Т. В. 114
ЗАПАДНЫЕ СОСЕДИ РУСИ XIII в. Черникова Т. В. 116
ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ Черникова Т. В. 117
КНЯЖЕНИЕДМИТРИЯ ДОНСКОГО Черникова Т. В. 118
НАСЛЕДНИКИ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО Черникова Т. В. 120
ИВАН III И ПАДЕНИЕ ИГА Черникова Т. В. 121
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА Черникова Т В. 122
НАД СТРАНИЦАМИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ РУКОПИСЕЙ Ведюшкин В. А. 124
НА ЗАРЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ Ведюшкин В. А. 126

Первые очаги цивилизации возникли на обширных просторах Азии. Африки и Европы несколько тысячелетий назад. Они получили название «древние цивилизации» и развились в зоне мягкого субтропического климата, где были наиболее благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека. Несмотря на то что они возникали отнюдь не одновременно и создавались никак не связанными между собой народами, процессы становления и развития цивилизаций имеют много общего. Все они составляли определенное единство, противостоящее догосударственному и дописьменному первобытному миру. Без их достижений мир немыслим ни в одном своем звене; они прямо или косвенно определили все дальнейшее развитие человечества. Цивилизации Древнего мира - закономерный и уникальный этап всемирно-исторического развития.

Александр Маркович Цирульников: о нижегородской литературе, ветеранах, Пушкине и связях журналистики с космонавтикой

Александр Цирульников – старейший сотрудник ГТРК «Нижний Новгород», телеведущий, редактор, писатель, поэт. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Почетный железнодорожник Российской Федерации. Почетный гражданин Нижегородской области. Кавалер Ордена Дружбы, полученного в 2011 году из рук тогдашнего Президента России – Д.А. Медведева. И, что особенно важно для нас, Александр Маркович провёл молодые годы в Канавинском районе, в поселке Сортировочном , учился в 168-й школе. Там же, в Канавине, и женился на Раисе Васильевне Карпуховой, сотруднице библиотеки им. А.С. Грибоедова . Мы не могли не встретиться с Цирульниковым в рамках нашего проекта «Живая энциклопедия Канавина».

В процессе разговора выяснилось, что «живой энциклопедией» можно назвать самого Александра Марковича – столько разнообразнейших исторических фактов, фамилий и просто интересных историй хранит в памяти этот человек! Вместо традиционного интервью о биографии и творческом пути получилась беседа… практически обо всём на свете. Нам оставалось лишь внимательно слушать, изумляясь его эрудиции.

Александр Маркович, кто Ваш любимый писатель? Кто повлиял на Ваше творчество?

– Мне трудно говорить о конкретном человеке. Могу сказать, что в детские годы, в школьные годы я очень любил Гайдара . У меня очень добрые чувства к Гайдару, несмотря на все инсинуации в печати. Солоухин придумывал разное о его «преступлениях», а я до сих пор с уважением к нему отношусь. Если как на литератора, то велико влияние наших старших товарищей-нижегородцев. Прежде всего – Бориса Ефремовича Пильника. Все мы вышли из Пильниковской шинели. У него шинель висела в кабинете, и рядом стояла кушетка. Он сидел допоздна, ложился на эту кушетку и укрывался шинелью. А ещё эту кушетку называли «соломенная вдова»… не столько соломенная, сколько «фоломенная», потому что когда к нему приезжал наш земляк из Москвы, Фёдор Фоломин (нижегородский поэт, 1908-1979 – здесь и далее примечания автора ), он ночевал у Пильника и спал на этой кушетке.

Я мог бы ещё назвать Николая Ивановича Кочина (нижегородский писатель, 1902-1983, автор романов о жизни крестьянства ), с которым у меня были самые добрые отношения и который мне подарил все его книги с автографами, Нила Григорьевича Бирюкова (1907-1979 ), замечательного нижегородского писателя редчайшей профессии – он писал оперные либретто. Например, к опере Касьянова «Степан Разин», которая шла в нашем оперном театре. Человек удивительной культуры, энциклопедических знаний, доброй души. Ещё нельзя не назвать двух людей с чистой совестью, как писал о них Вершигора (Пётр Петрович, участник партизанского движения в годы ВОВ, писатель, 1905-1963 ): Антон Петрович Бринский и Иван Иванович Бережной. Наши великие разведчики, партизаны. Бережной командовал разведкой Ковпака, а Бринский командовал крупнейшим на западе страны разведывательным соединением. Когда вышла книга, посвящённая 50-летию советских вооружённых сил, в 1968 году, он меня позвал к себе домой и спросил: «Вот ты всё допытывался, что у меня было, а я тебе не мог ответить. Теперь могу: вот, читай». Я листаю эту книжку: «выдающийся вклад в победу над врагом внесли Абель, Зорге, Бринский», – и говорю: « Это как понимать, Антон Петрович, вы идёте третьим? Не в алфавитном порядке – значит, по значимости?» А он отвечает: «Это ты как хочешь считай!»

Получил героя СССР, но в его книгах об этом нигде не написано, только в моих книгах «К слову пришлось» и «Полевая почта слова». Нигде не было сказано, что он руководитель этого разведывательного соединения, что звание героя СССР он получил за очень хитрую операцию. Подготовленные Бринским документы, подброшенные немцам, вечером уже были в Берлине у Гитлера на столе. После чего немцы полезли в Корсунь-Шевченковский котёл, им устроили Сталинград на Днепре.

Мог бы назвать замечательного поэта Владимира Михайловича Автономова, Александра Ивановича Люкина, удивительного поэта, мы учились друг у друга. В этом году (18 июня ) исполнилось бы 74 года Юрию Андреевичу Адрианову, моему товарищу по факультету и по работе на телевидении. Мне его страшно не хватает. Друг у друга учились. Когда рождались новые стихи и прозаические строки – перезванивались, читали их друг другу. Вообще у нас был в Горьком свой литературный институт (школа для молодых литераторов ), в этом литературном институте был один главный преподаватель – Борис Ефимович Пильник. Когда ещё были запрещены все поэты репрессированные, он нам настолько доверял, что читал их стихи, говорил: «Русская литература без них не может обойтись. Ну, как же без Корнилова ?» И мы знали наизусть почти всего Корнилова, Цветаеву , всех, кто были тогда закрыты, запрещены, считались врагами народа, но потом стали классиками русской советской литературы: Эдуард Багрицкий , Борис Корнилов, Ярослав Васильевич Смеляков , у которого потом мы с Юрой Адриановым и Толей Востриловым были в семинаре на 4-м Всесоюзном совещании молодых писателей в 1963 году в Москве. Смеляков говорил: «Ребята, когда будете читать мои стихи, обращайте внимание на эпитеты. Вот меня эпитетам учил Багрицкий. У него были удивительные эпитеты, а когда я слушал Багрицкого, Женька Долматовский (московский поэт, 1915-1994, автор текстов к известным песням «Сормовская лирическая», «Моя любимая», «Любимый город») смотрел на девчонок, вот у него эпитетов и нет в стихах.

Слушая Александра Марковича, хочется всё бросить и немедленно бежать в библиотеку, навёрстывать упущенное и знакомиться с творчеством наших знаменитых земляков, писателей и поэтов.

Следите ли Вы за современной литературой, читаете ли новых авторов?

– Читаю, но немного. Я пытался следить, но никаких открытий для себя среди новых авторов не сделал. Может быть, и есть хорошие авторы, но у меня просто руки до них не дошли, когда сам пишешь, когда за 12 лет вышло 13 книг... Читать некогда, но и писать тоже, пишешь урывками, эта работа съедает всё. Сейчас вышла книга, сигнальный экземпляр получил вчера. Книга встреч с очень интересными людьми. В названии всех последних книг у меня было «слово»: «К слову пришлось», «Поверьте на слово», «Полевая почта слова», «Слово за слово», «Главные слова», «Словосочетание», «Слово на орбите»… А эта называется: «На расстоянии рукопожатия: словесные портреты».

Из тех наших поэтов, которых я читаю и перечитываю, это, конечно, Юра Адрианов, это, конечно, Николай Рачков, который вырос в огромного просто, замечательного поэта, из Арзамаса паренёк. Конечно, Фёдор Сухов, которого уже, к сожалению, нет. Люкин – это ж гений, недавно отмечали его юбилей, каждый год Люкинские чтения проходят в Княгинине, на его родине, в Инженерном институте. Люкин – это вообще удивительная простота, гениальность. Для меня остаются прекрасными поэтами Римма Казакова , Юлия Друнина , они все поэты с большой буквы. И, конечно же, вершина всего – Пушкин , от этого никуда не деться. И это прекрасно, что он есть у нас, это такое достояние! Всё остальное – где-то там… Самое высокое есть – Пушкин, до него никто не дотянулся и никогда не дотянется.

Я много лет ездил и езжу в Болдино и написал по итогам этих поездок большой том: «Рождается в Болдине слово». Я суммировал все поездки в Болдино, все впечатления и о Пушкине, и о пушкинцах, о болдинцах, потому что это удивительная земля! Они Пушкина считают своим родственником, и это так и есть, потому что Иван Васильевич Киреев («народный пушкинист», по инициативе которого в 1918 году была воссоздана барская усадьба Пушкиных ) говорил: в каждом болдинце течёт хоть капля пушкинской крови. Там были удивительные старики, которые спасли Болдино в восемнадцатом году. Когда все помещичьи усадьбы горели в округе, они с кольями дежурили в парке, чтоб никто не поджёг. Им говорили: «Вы прихвостни барские, вот везде горят, а вы на охране стоите, за что любите своих бар-то?» А Киреев отвечал: «А мы не любим своих бар, мы их любим так же, как и вы своих. Они все одинаковые были, но у нас был Пушкин, и это память о нём». Удивительное сознание и отношение к Пушкину! Потом случилось так, что умер Киреев, умер Дворников, во Львовке умер Максим Иванович Куликов, вернулась домой в Питер блокадница, директор музея Юдифь Израилевна Левина, которая вывела этот музей на всесоюзный уровень… И, вы знаете, я вдруг понял, что мне в Болдино ездить не к кому. С ними было страшно интересно общаться, потому что, когда я Андронникова познакомил с Киреевым, он тогда сказал: «Ну, чувствуешь, как близко мы к Пушкину-то? На расстоянии двух рукопожатий! Вот смотри, молодой Киреев записывал рассказы Матвея Сивохина, который дожил до ста восьми лет, а он был кучером у Пушкина. Пушкин с ним за руку здоровался, а мы с тобой с Киреевым здороваемся». И он говорил, что надо не по годам считать, не по десятилетиям, а по рукопожатиям. До Петра Первого – четыре рукопожатия, до Екатерины Второй – три. И вдруг вся история – рядышком…

И, конечно, тема войны. Это, пожалуй, главная тема всех моих программ. Потому что в 1965 году меня вызвал к себе главный редактор и сказал: «Ты в новостях самый молодой, вот ты и займёшься встречами ветеранов». В каждом выпуске мне давали 5 минут, а шли письма со всей области, писали ветераны и назначали встречи своим однополчанам. Однажды выступаю по телевидению и говорю, что из 322 дивизии (322-я – это наша Горьковская дивизия, она уходила на фронт с площади Минина) получил письмо от Михаила Ефимовича Несселя, майора, он предлагает встретиться. Давайте договоримся, ветераны встретятся прямо у кремлёвской стены, между башнями, на том месте, откуда когда-то уходили.

И получилась потом фантастическая вещь. Есть знаменитый кадр, который обошёл все фильмы о войне. Когда, помните, в пушку вставляется снаряд, и на нём написано «По Рейхстагу!» Я показал его в своей передаче. Вечером поздно мне звонит дежурная по студии, Софья Александровна Кострова, наш главный киноредактор, и говорит: «Саша, тут звонит человек, который снят в этом кадре. Это он загоняет в пушку снаряд. Приходи завтра к 9 утра, он приедет в студию, я ему назначила встречу. Он никогда этот кадр не видел». Пришёл Андрей Тихонович Шакин, жил в Советском районе, работал на заводе «Орбита». Я говорю: «Андрей Тихонович, как же вы ни разу?..» Мы показали ему эти кадры, и он ревел в зале. Я говорю, а что это вообще было, как это было?» «А это приехал к нам маршал Василий Иванович Казаков. Привёз белила и сказал: «Ребята, давайте напишем на снаряде «По Рейхстагу», и выстрелим, это будет последний выстрел по Рейхстагу, дальше по нему стрелять нельзя. Этот выстрел – сигнал к штурму». И вот они этими ракетными снарядами зарядили «катюшу» и вдарили по Рейхстагу, это был последний залп Великой Отечественной войны.

И сейчас для меня важна тема войны. Чувствуется, как уходят эти люди, как сиротеет страна без этих стариков. А тогда 8 и 9 мая мне выпала фантастическая миссия. Я примелькался, они меня все узнавали, бросались ко мне: «А где это?» И только у меня был список. И я расставлял эти полки, дивизии и лыжные батальоны, эскадрильи: «Вы – там, вы – там, вы – туда.» Командовал этими частями, которые отстояли Москву, которые брали Берлин. Они были такие молодые ещё, им было по сорок лет. Нессель в те годы был директором гостиницы «Плёс» в Сормове. Он освободил всю гостиницу от постояльцев и отдал её под бесплатный (я не знаю, как ему это удалось) ночлег для однополчан, которые приехали к нему из разных мест. Мы с ним стоим и разговариваем, и он мне говорит: «Знаете, о ком я вспоминаю с болью? У нас в дивизии перед самой победой герой Советского Союза был, Иван Никифорович Чернов, он погиб в одном из последних боёв». И тут я смотрю – с ним что-то происходит. У него глаза, что называется, на лоб полезли. Я говорю: «Михал Ефимыч, что случилось?» Он дар речи потерял. А это прямой эфир. Я боюсь, он сейчас упадёт или что-то. И он говорит: «Ваня… Ваня идёт!»

Все решили, что Чернов погиб, больше того – посмертные извещения пошли домой. А он был ранен, попал в госпиталь, победу встретил там. Потом жил в Кстове, пережил всех, умер в позапрошлом году.

Как Вам кажется, в наше время профессия журналиста потеряла былой авторитет?

– Знаете, это было всегда одно и то же. Двадцать, тридцать лет назад. Хорошо относятся к хорошим журналистам. Но сейчас этих хороших журналистов стало намного меньше. Знаете почему? Они плохо учатся. Они приходят к нам из университета с кафедры журналистики с «пятёрками» в дипломах – абсолютно незнающими, несведущими людьми. Они нелюбопытны, вот вся их беда. Их и плохо учили, и они плохо учились. И только придя сюда, со всеми своими «пятёрками», они начинают осваивать профессию сызнова, с нуля. Вот мы отмечали в 2011 году 50-летие полёта Юрия Гагарина. Я их спрашиваю: «Кого вы знаете из космонавтов?» Хорошая девчонка, умница, мне говорит: «Ну, Гагарин, Титов, Терешкова». «А дальше? – спрашиваю. «А дальше никого не знаю». Я говорю: «Даже Зудова не знаешь, нашего земляка?» «Не-а, не знаю».

Книга рассказывает о том огромном пути, который проделало человечество с XV века по настоящее время.
Для старших школьников, студентов и всех любознательных читателей.

Энциклопедия рассказывает о том, как менялись представления человека о мире и сама жизнь людей, одна политическая формация приходит на смену другой, эволюционный этап развития прерывался революционным. И в конце концов, мир стал таким, каким мы видим его сегодня.

Вы найдете здесь информацию о великих географических открытиях, воинах и восстаниях, о правителях и самозванцах, дипломатических отношениях ведущих мировых держав.

Соперничество Испании и Португалии привело к первому в истории разделу мира на сферы влияния. Согласно договору 1494 г., заключенному в Тордссильясе при посредничестве папы римского. Атлантический океан западнее Азорских островов разделялся условным меридианом: все вновь открытые земли и моря к западу от него объявлялись доминионами Испании, к востоку - Португалии. Однако первое кругосветное плавание скорректировало эти условия.

Корабли португальца Васко да Гамы , обогнув в 1498 г. мыс Доброй Надежды, впервые прошли вдоль восточного побережья Африки. В районе Мозамбика адмирал нанял известного арабского лоцмана Ахмеда ибн Маджида. который привел его корабли в индийский порт Каликут. Португальцы установили режим террора в Индийском океане, стремясь найти путь к Островам пряностей и установить контроль над торговлей ими. С 1511 г. португальцы стали единственными поставщиками пряностей в Европу. Продвигаясь от своей главной военной базы - острова Гоа на восток, они вскоре достигли Китая и Японии. Чтобы разведать путь из Лиссабона в эти места, португальцам потребовалось 30 лет.

Цивилизации Нового времени
ЦИВИЛИЗАЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Дмитриева О.В.
ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ Дмитриева О.В.
НА ПУТИ К ЭЛЬДОРАДО Дмитриева О. В.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ Дмитриева О. В.
РЕВОЛЮЦИИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ И КОТОРЫХ НЕ БЫЛО Дмитриева О.В.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
ВРЕМЯ ЧЕЛОВЕКА ПРЕКРАСНОГО Дмитриева О.В.
ГУМАНИЗМ ЗА АЛЬПАМИ Дмитриева О.В.
РЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ Дмитриева О.В.
МАРТИН ЛЮТЕР Дмитриева О.В.
ПРОТЕСТАНТСКИЙ ПАПА-Дмитриева О.В.
КАТОЛИЧЕСКИЙ МИР: ПОИСКИ УТРАЧЕННОГО Дмитриева О.В.
РЕФОРМАЦИЯ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... Дмитриева О.В.
НИДЕРЛАНДЫ ПРОТИВ ФИЛИППА II Дмитриева О.В.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ Дмитриева О.В.
ИВАН ГРОЗНЫЙ Черникова Г.В.
ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА И ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ Черникова Т. В.
ЕВРОПЕЙСКИЕ МОНАРХИ: ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ Дмитриева О. В.
РОССИЯ. СМУТНОЕ ВРЕМЯ Черникова Т. В
ВЕК РАЗУМА И МИСТИЦИЗМА Дмитриева О. В.
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ XVII в. Черникова Т. В.
ОТ РЮРИКОВИЧЕЙ К РОМАНОВЫМ Мартынова А. Ю.
БУНТАШНЫЙ ВЕК Черникова Т. В.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ XVII в. Черникова Т. В.
ПРОЩАНИЕ С МОНАРХИЕЙ Дмитриева О. В.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI - XVII вв. Дмитриева О. В.
ПЕТР I Темщин В.Л.
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ОСНОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Темщин В. Л.
МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ Темщин В. Л.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ Телицин В. Л.
ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ В РОССИИ. Телицин В. Л.
ЗОЛОТОЙ ВЕК РОССИИ Телицин В. Л.
ПРОСВЕЩЕНИЕ Пименова Л. А.
РУССКИЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА XVIII в. Телицин В.Л.
ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ Телицин В.Л.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ XVIII и. Пименова Л. А.
ФРАНЦИЯ: ПОСЛЕДНИЙ ВЕК СТАРОГО ПОРЯДКА Пименова Л. А.
СОПЕРНИЧЕСТВО НА СУШЕ И НА МОРЕ Пименова Л. А.
ВОССТАНИЕ ПУГАЧЕВА Телицин В. Д.
ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АМЕРИКИ Пименова Л. А.
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Пименова Л. А.
ПАДЕНИЕ ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ Пименова Л. А.
НАПОЛЕОН Пименова Л. А.
НАПОЛЕОН И РОССИЯ Телицин В.Л.
АЛЕКСАНДР I: ПОПЫТКА РЕФОРМ Телицин В.Л.
ДЕКАБРИСТЫ Телицин В.Л.
НИКОЛАЙ I Телицин В. Л.
КАВКАЗ: ПЕРМАНЕНТНАЯ ВОЙНА Телицин В. Л.
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853- 1856 гг. Телицин В. Л
ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Пименова Л. А.
19 ФЕВРАЛЯ 1861 г. Телицин В. Л.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ XIX в. Пименова Л. А.
БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ Пименова Л. А.
ФРАНЦИЯ: РЕСТАВРАЦИЯ И ИЮЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ Пименова Л. А.
ВЕСНА НАРОДОВ Пименова Л. А.
«ЖЕЛЕЗОМ И КРОВЬЮ» Пименова Л. А.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ Пименова Л. А.
БАЛКАНСКИЙ УЗЕЛ Пименова Л. А.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США
Пименова Л. А.
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ Телицин В. Л.
НАРОДНИЧЕСТВО Телицин В. Л.
СОЦИАЛИЗМ Пименова Л. А.
АЛЕКСАНДР III И НИКОЛАЙ II Телицин В.Л.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ БУМ И СЕРГЕЙ ВИТТЕ Телицин В. Л.
ГОСУДАРСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Пименова Л.А.
Дальний восток Пименова Л.А.
ДВАДЦАТЫЙ ВЕК НАЧИНАЕТСЯ Тимофеева Т. Ю.
Итоги двадцатого века
ИТОГИ ДВАДЦАТОГО ВЕКА Голубев А.В.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Новая и Новейшая история, Цирульников А.М., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Анатолий Маркович Цирульников, академик Российской академии образования, академик Академии педагогических и социальных наук, доктор педагогических наук, профессор. А.М. Цирульников - лауреат премии Союза журналистов России и ряда центральных изданий, его книги отмечены как лучшие работы по развитию современного образования .

Без малого сорок лет из года в год Анатолий Маркович Цирульников многие месяцы странствует по российским школам (преимущественно сельским) на всех вообразимых и невероятных видах транспорта. Он приходит к своим героям-учителям сразу в нескольких ипостасях: учёный-исследователь, писатель, журналист – и он же эксперт, консультант школьных инициатив, иногда ожидаемый, иногда нечаянный помощник и советчик в делах тех, к кому он стучится в дверь школы.

18 книг педагогических путешествий по России А.М. Цирульникова – это огромный очерк российского образования начала XXI века. Это Россия, в которой мы живем, и которую не видим. Автора-путешественника и исследователя интересует школа, вписанная в пространство – двора, города, села, мироздания. Школа, укоренённая в исторической традиции, включённая в современный контекст жизни и соединяющая с ним проекты, надежды, нацеленные в будущее – такова сквозная тема всех этих книг.

Они складываются в азбуку, от «А» до «Я», разные, как реальность. Вплоть до изумляющей своим колоритом и своим северным прыжком в высоту, в будущее, Якутии.

…Алтайская книга – «Самые прекрасные кадры – смертельно опасны». Народная библиотека в Уймонской долине, открытая летчиком Калошиным. Несостоявшиеся предсказания о конце света у горы Белуха и необыкновенные встречи с пришельцами из других миров учителя истории горного Алтая. Сказка, похожая на правду, и наоборот.

…Башкирия: «Лес полон ангелов». Реликтовые рощи, каповые пещеры, первобытные рисунки, и необыкновенные школы заповедника Шульган-Таш, поздней затопленного водохранилищем.

…Вологодская книга – «Домотканная история». Она о том, как старое обновляется, а новое становится старым, и о том, как научиться жить, не боясь свободы. Не большинство или меньшинство, а отдельное, уникальное, реликтовое оказывается показателем благополучия или неблагополучия места, в котором мы обитаем. Общеобразовательные школы в зонах строгого режима; дантист-кантонист, научно-педагогический центр на дальнем озере: экологи, биологи, историки, родители, местные жители собираются за «круглым столом» вологодского заозёрья. А история на бабушкиных гобеленах складывается в образ общей жизни…

Одни книги состоят из нескольких очерков, другие из многих сотен страниц. Книги с фотографиями и картами, на которых скрупулезно указано и описано то самое ценное, что обнаружил

Директор одной из самых свободных школ России Александр Тубельский понимал под образованием прояснение образа самого себя . Смутный образ с годами может стать ясней. Или замутиться, и тогда народ, как и человек – теряет лицо.

К 18 книгам есть еще 19-я, книжка-ключ, книжка-введение, своего рода популярное изложение того особенного – социокультурного подхода – который помог автору - писателю и ученому, увидеть эту не телевизионную Россию и вместе со своими героями и коллегами что-то сделать, что-то изменить в ней к лучшему.

Иной учёный читатель может усмехнуться: очерк, дневники, путевые заметки?

Смотря, какой очерк, какие заметки. Гениальный психолог Н.А. Берштейн назвал «Очерками по физиологии движений и физиологии активности» свой труд, без которого немыслима современная психология. Великий биолог, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников оставил нам «Этюды оптимизма». «Путешествие натуралиста вокруг света. Дневник изысканий по естественной истории и геологии стран, посещенных во время плавания корабля Её Величества «Бигль» под командой капитана королевского флота Фицроя» – так назвал свою первую классическую книгу Чарльз Дарвин.

Временами даже самое точное, «наукоёмкое» знание должно быть выражено не только сочетанием строгих понятий, но живой речью, дышащей впечатлениями.

Так порой дело обстоит даже в естественных науках, что уж говорить о педагогике…

Мы убеждены, что собрание книг путешествий А.М. Цирульникова – важнейшее событие в отечественной педагогической науке.

Среди прочего эти книги заставляют признать как научный факт непривычное для педагогического администрирования положение дел: что исключительные как будто бы феномены, «неопознанные объекты», дела странных энтузиастов могут оказываться не экзотическими деталями образовательного ландшафта – а его основой: когда признаются, поддерживаются, переплетаются, превращаются в масштабные культурные практики.

Якутия… Четыре части книги посвящены четырём разным районам: колыбели якутской культуры, живому источнику инноваций Татте, полюсу холода, бывшей гулаговской и промышленной зоне Батагаю-Верхоянску, столь же прохладным окрестностям низовьев реки Колымы и чистому, «нетронутому миру» Оленька, где на действительность смотрят глазами ребенка.

Совершая увлекательное путешествие в разные, подчас труднодоступные районы Якутии, автор вместе с героями книги, учеными, учителями, детьми, местными жителями, ищет выход из сложных проблем, открывает педагогику выживания и жизни. Образование – это путь, показывает автор. Педагогика кочевья рождает мысли, важные для общей педагогики, из увиденного и пережитого в Якутии вырастают выводы для развития страны. Её главный потенциал – как это было во все времена и в разных странах – не вычерпываемые нами запасы природных ископаемых, а человек.

…Марий Эл – холмы, овраги, карстовые провалы, пропадающие и появляющиеся вновь реки и озера… В природе и языке, в неразборчивом шепоте лесов, в морщинах ряби, набегающей на гладь озера, то нахмурившегося, то лучащегося улыбкой – столько живого образования, учись всю жизнь. Финская история, марийская деревушка, русский город – все это разные параграфы и страницы в учебнике жизни. Кажется, если бы сумели выучиться – не только школа, но и страна Россия переместилась бы на более достойное место в мире.

По человеку с дыма, по отдельному человеку, ребенку и взрослому – по этой мерке движется цивилизация. Все великие педагогические системы скроены по мерке отдельности, особенности обычного человека.

…Новгородская область. Мы забирались все дальше – в леса, озера, болота, заброшенные деревеньки…Что здесь было нужно начальнику комитета образования? Что она мне собиралась показать? Управленец большого масштаба, какой-нибудь идеолог-реформатор, такие заросшие места, куда тянет меня – зачем-то – моя добрая знакомая, даже мысленно обойдет стороной. Плюнет через левое плечо. «Чур, меня!» Цена обучения – жуткая. Да и школы уже нет. Для образования все кончено – с точки зрения федерального чиновника.

А с точки зрения такого, как она, – всё только начинается.

Красноярский край. Книга о сибирской школе, и в смысле учебного заведения, но еще больше – жизненного, в смысле, жизненной школы, в которой нам всем приходится пребывать. Книга о маленьком человеке, он оброс двойками, а ему нужно место, чтобы отогреться. Об интеллигенте, который подобен в России верстовому столбу. О том, может ли, как выразился один из героев, свет любви и доброты проникнуть в убогий быт.

Она, в общем-то, о школе, которую можно назвать народной. Она держится на людях, на учителях, на местном сообществе. В глазах более тёплых стран Россия всегда воспринималась как Сибирь, но для собственного отечества последняя всегда была краем, которым думали прирастать, а, на деле, убывали, пытались убрать с глаз вон, заткнуть, а оно обнаруживалось и мозолило глаза. Сибирь – это всегда нечаянное и нежданное открытие – месторождения, человека, школы.

Хакасия… Как дети сегодня воспринимают послания тысячелетий, меняются ли ценности, была ли та жизнь лучше или хуже нынешней? И ребята, излазившие курганы, отвечали, что в каждом времени есть всё; «и мое поколение, – сказал один ученик, – если захочет, может стать лучше». Сейчас много возможностей, – сказал он, – мы просто не умеем пользоваться, добиваться своей цели вместе, всё в наших руках.

Но всё же собрание книг «Неопознанная педагогика» – не только о педагогике. Эти сотни страниц ещё и о возможном будущем всей нашей страны.

Читая их, вспоминаешь о замысле «говорящей географии» Н.В. Гоголя. Одновременно с сочинением «Мёртвых душ» Николай Васильевич задумывал книгу «Земля и Люди», о которой писал так: «Всем нам уже известно, сколько бедствий и беспорядков в Русской земле произошло от собственного нашего неведения земли своей, ибо едва ли не главною причиною всех нестроений и внутренних беспорядков есть неведение русскими собственной земли. Для борьбы с этим незнанием нужно живое, а не мертвое изображение России, та существенная, говорящая её география, начертанная сильным, живым слогом, которая поставила бы русского лицом к России…. Такую книгу (мне всегда казалось) мог составить только такой писатель, который умеет схватывать верно и выставлять сильно и выпукло черты и свойства народа , а всякую местность , так ярко, чтоб она навсегда осталась в глазах…»

Гоголь собирался совершить продолжительное путешествие по России и мечтал буквально о таких научно-литературых экспедициях, которые и были совершены автором «Неопознанной педагогики»: «Нужно сильно запастись предуготовительными сведениями затем, чтобы узнать, на какие предметы преимущественно следует обратить внимание; иначе, подобно посылаемым чиновникам и ревизорам, проедешь всю Россию и ничего не узнаешь... Нынешние путешественники, охотники до комфортов и трактиров, с больших дорог не сворачивают и стараются пролетать как можно скорее. При полном незнанье земли своей утвердилось у всех гордая уверенность, будто знают её, а между тем какую бездну нужно прочесть для того только, чтобы узнать, как мало знаешь, и чтобы быть в состоянии путешествовать по России, как следует, смиренно, с желанием знать её».

Прошло два века, перед нами собрание книг, во многом осуществившее замысел Гоголя.

Эти книги не столько о проблемах (много ли добавит перечень еще нескольких к тысяче известных?), сколько о том, как люди в разных местах страны решают их. Хотя в этой книге много этнографического материала, она направлена не в прошлое, а в будущее. Ее пронизывают практические дела, проекты, подсказываемые детьми вместе со своими учителями, родителями, местными сообществами: как не опустынить свою местность, свой участок земли, спасти миллионы мальков в одной протоке, укрепить рушащиеся берега и навести надежный мост в своем маленьком городке, а от него, а от него, может быть, в большой стране, которая без моста так и будет висеть между вчера и завтра, старым и новым.

Перечислим ещё несколько названий:

Кировская область. Крапива, которая не жалит.

Бурятия. Засечки Черского.

Кубань. Порядочные люди своего времени.

Пензенская область. Именные школы.

Приокская Россия. Истребители чертополоха.

Татарстан. Дорога к роднику.

Калмыкия. Страна между двумя берегами.

…«Мы повисли между двумя берегами. Памятью и забвением, немотой и речью, разумом и безумием, рабством и свободой… Что выберем?»

Собрание книг А.М. Цирульникова и удивляет читателя, и радует, и невольно укоряет. Ведь получается, что в той или иной мере схожие пути к осмысленности, очеловечиванию, ответственности доступны любой школе, любому местному сообществу. Не в смысле задач спасения национальной культуры – но как пути открытости к жизни вокруг, участию в её обновлении, превращение радостного и естественного самообразования детей и взрослых в нормальный, привычный ход событий.

Это книги о реально возможном оптимистическом будущем нашей страны. О «белых воронах», в которых обнаруживают «белых оленей». О «неоправданно дорогих» сельских школах и детских садах, которые оказываются бесценны для очеловечивания жизни на огромных просторах. И о спокойном опыте тех реальных усилий людей, которые делают жизнь вокруг себя разумной и человечной.

Серия книг А.М. Цирульникова «Неопознанная педагогика» представлен на сайте Сетевых исследовательских лабораторий «Школа для всех».