О значении повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования в контексте современных требований Профессиональное развитие педагога дополнительного обра

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

АНО ВПО

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

МИНИ-РЕФЕРАТ

по программе профессиональной переподготовки "Педагогика общего и дополнительного образования детей"

Тема:

«Профессионально-личностное развитие педагогов дополнительного образования в контексте современных требований»

Реферат подготовила:

Рослякова Ольга Валентиновна

г. Гатчина, Ленинградская область

1. Введение

2. Педагог как субъект образовательного процесса

3. Теоретические основы изучения влияния личности педагога на развитие личности ребёнка

4. Основные функции педагога дополнительного образования

5. Профессионально значимые качества личности педагога дополнительного образования

6. Заключение

7. Литература

1. ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране, большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей. В современных условиях дополнительное образование детей выполняет сложную задачу обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе. Это повышает значимость профессиональной деятельности основного субъекта названной образовательной сферы - педагога дополнительного образования детей.

Современная педагогика характеризует термином "дополнительное образование" всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. педагог ребенок дополнительный образование

При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников.

Методологической базой дополнительного образования детей является парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства.

Дополнительное образование детей можно рассматривать как основное условие, своеобразную «стартовую площадку», пролог в становлении творческого, интеллектуального потенциала страны.

В самодеятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется, культурная среда обитания, отношения увлеченных людей, учитываются психологические особенности детей и подростков, она ориентирована на гуманистические ценности образования. На этих же ценностных позициях выстраиваются научно-методическая работа, процессы программирования и аттестации педагогических кадров, рекреативно-досуговая деятельность. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей - тип образовательных учреждений, основное предназначение которых - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения (в том числе допрофессионального) и социализации в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребёнка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий. Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушается сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.

Таким образом, очевидно, что в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательный (воспитательный) процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.

Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога.

2. ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В новых изменившихся социальных, экономических условиях, в условиях модернизации образования общество и государство предъявляют к педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые требования. Стратегической целью государственной политики в области образования заявлено повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Для реализации этой цели в качестве одной из приоритетных задач предлагается «обеспечить качество образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая развитие системы дополнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми».

Повышение компетентности, профессионализма педагога - одно из условий повышения качества образования. Современная образовательная парадигма основывается на принципах государственной политики в области образования в части обеспечения его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.

Специалисты, работающие в учреждениях дополнительного образования детей, являются носителями содержания предлагаемых детям разных видов внешкольной деятельности. Это содержание воплощается в самых разнообразных формах.

Сложность заключается в том, что педагоги УДОД, являясь специалистами в каком-либо виде деятельности, порой не имеют педагогической подготовки, поэтому для решения целей обучения и воспитания необходимо повышение их психолого-педагогической компетентности. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования связано с процессом повышения его квалификации.

Решающая роль в формировании психолого-педагогической компетентности педагога УДОД принадлежит его личности: сущностную характеристику профессиональной компетентности педагога составляет потребность в самопознании и самоизменении себя, гибкое применение способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на учеников с учетом закономерностей развития личности, направленность на ученика как главную ценность своего труда. Постоянно развивая и совершенствуя свою педагогическую деятельность, он формируется как личность. А это, в свою очередь, одно из необходимых условий формирования личности учеников.

Социальная ситуация в обществе в настоящее время сложна и противоречива, и это накладывает отпечаток на формирование нравственной позиции педагога.

Большую трудность в деятельности педагога составляет умение правильно, адекватно возрасту и индивидуальным особенностям детей оценивать их поступки, разрешать конфликтные ситуации, не теряя выдержки и самообладания.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА

В основе личностного общения лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию. В детстве происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. В этом заключается важность и большое значение Учреждения дополнительного образования как организационной и общественной формы воспитания и развития ребенка.

Проблему педагогического общения изучали: Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и другие выдающиеся отечественные психологи.

Основы личности закладываются в детстве, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога предъявляются повышенные требования. Богатство личности руководителя творческого объедиенния - непременное условие эффективности воздействия на ребенка и многогранности его мироощущений. Изучению субъект-субъектного аспекта данного взаимодействия посвящено значительное число работ (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).

В содержании вышеуказанных, а также других исследований подробно проанализирована роль педагога в интеллектуальном, нравственном развитии младшего школьника, в развитии у него гуманистической направленности общения, формировании предпосылок высокой обучаемости, развитии речи и других качеств, умений и навыков. Однако не меньшего внимания заслуживает проблема влияния личностных характеристик педагога на развитие личности обучающегося.

В педагогических инновациях конца 20 века, в деятельности талантливых представителей «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Т.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенко, М.П. Щетинин, Е.Я. Ямбург и др.) уже были выражены личностные черты гуманистической позиции учителя, заложена теоретическая и практическая основа гуманистической парадигмы российского образования, выявлены основные характеристики гуманистической личности. К ним относятся:

· творческое мышление,

· диалоговое общение,

· «преобразовательные способности»,

· педагогическая рефлексия,

· положительные этические качества (добродетели),

· высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям).

Формирование этих качеств связано, в первую очередь, с изменением мотивационно-ценностных ориентаций, отходом от авторитаризма. Преодоление старого стиля отношений, обусловленного, по мнению Ю.П. Азарова, такими факторами, как низкий уровень культуры, установкой на достижение результата любыми способами, незнание психологии ребенка и др. связано, прежде всего, с развитием аффективно-эмоциональной сферы учителя. К сказанному можно добавить, что тенденция к вербализации и рационализации образования затронула не только содержание образования, но и личность педагога.

В ходе педагогического общения со стороны педагога возможно осуществление осознаваемого и неосознаваемого, прямого и косвенного педагогического воздействия. Поэтому особо важна форма общения.

Для демократичной формы характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения. Авторитарная форма имеет ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Педагоги значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, вводимые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Каждая форма общения и воздействия оказывает особое влияние на развитие личности ребенка. Воспитанники педагога-«демократа» значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности, коммуникабельности, нежели дети, воспитывающиеся у “автократа”. Пагубное воздействие авторитарности может выразиться и в депривации (подавлении через отсутствие стимуляции) потребности детей в эмоциональном контакте со взрослыми, которая так необходима ребенку. В общении с детьми авторитарный стиль не просто нежелателен, а недопустим

4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов.

Профессиональные функции -- это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности.

Остановимся на краткой характеристике в разных видах педагогической деятельности профессиональных функций педагога дополнительного образования детей:

5. образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

6. воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

7. креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

8. компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

9. рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

10. профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом школа способствует не только осознанию и дифференциации различных интересов ребенка, но и помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие;

11. интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;

12. функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

13. функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решающую роль в формировании психолого-педагогической компетентности играют черты характера и личность педагога. При этом черты характера отражают действия человека, а черты личности - то, ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: так, применяя одни и те же способы, добиваешься личных целей и, наоборот, добиваться одной и той же цели различными способами. Важно, чтобы в работе педагога способы были адекватны целям и основывались на высших ценностях личности.

Ценностные ориентации являются внутренним регулятором деятельности педагога, который определяет его отношение к окружающему миру, к себе, к другим людям. Необходимо подчеркнуть, что «у человека между фактором рождения и обретением своей родовой сущности - пропасть. В отличие от животного человек не снабжён набором инстинктов и врождённых навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществлять свою родовую природу».

Человек не становится тем, кем является по сути вне культурной среды, вне воспитания. Исходя их этого, огромную роль и ответственность в формировании личности своих воспитанников играет педагог. Ведь одна Личность может быть воспитана лишь только другой Личностью. К условиям и критериям развития личности относятся: «отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»; способность к самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий, характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни».

Необходимо, чтобы педагоги руководствовались, в первую очередь, этическими, эстетическими и экзистенциальными ценностями, к которым относятся: любовь, смысл жизни, ответственность, справедливость, отзывчивость, благородство, бескорыстие, гражданственность, патриотизм и др.

Одна из сторон направленности личности педагога - это педагогическая направленность - комплекс профессиональных интересов, профессионально ориентированных мотивов и психологическая установка на работу со школьниками. Основой профессиональной направленности является интерес к профессии педагога, находящий своё выражение в положительно-эмоциональном отношении к воспитанникам, родителям, педагогической деятельности в целом и к определённым её видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями. Базой педагогического признания является любовь к другим людям. Это базовое качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития основных профессионально-значимых качеств, которые характеризуют профессионально-педагогическую направленность.

Таким образом, можно обозначит следующие составляющие для самооценки направленности личности педагога дополнительного образования:

· открытость к принятию мнения другого (ребёнка и взрослого), любовь к детям, вера в силы и возможности обучающихся;

· интерес к внутреннему миру воспитанника;

· свои действия, намерения, поступки и интересы всегда соотносить с интересами школьников;

· эстетическая направленность (ценность гармонии и красоты);

· чувство нравственной ответственности, мораль, долг, гражданственность;

· положительная направленность на воспитательную деятельность - единство воспитания и обучения;

· любовь к профессии педагога;

· творчество в педагогическом процессе;

· стремление к самоактуализации, самосовершенствованию, выявлению и развитию собственных способностей и возможностей;

· потребность в передаче знаний.

Особую роль П.П. Блонский отводит самосовершенствованию и самовоспитанию педагога: «Для меня образование учителя менее важно, нежели воспитание его, и в этом я сильно расхожусь с теми, кто ещё не перестал думать, что главная роль учителя - сообщать «суммы знаний».

Личная направленность является «вертикалью» человека. «Высота» идеалов и ценностей определяет «величину» личности педагога. В истории часто великие личности имеют сложный, плохой характер и они могут себе это позволить, но педагог должен иметь равные друг перед другом главные составляющие характера и личности. Если педагог обладает «золотым» характером, но «мелкой» личностью - его интересы не выше «привычного» уровня и такому педагогу не дано воспитать другую Личность. Способы поведения, обусловленные во многом характером человека, должны соответствовать профессии. Черты характера отражают отношение человека к другим людям, вещам, себе, к труду. Характер педагога должен являться фундаментом, базой, инструментом личности.

Профессионально-значимые качества, которые способствуют успешной педагогической деятельности:

· педагогическое целеполагание - это умение определить важность педагогических задач в зависимости от определённых условий;

· педагогическая направленность - это важнейшее качество, представляющее доминирующую систему мотивов, которая определяет поведение педагога и его отношение к профессии;

· педагогическая рефлексия - это способность педагога к самоанализу;

· педагогическое мышление - это овладение системой средств решения педагогических задач;

· педагогический такт - это отношение педагога к воспитаннику как главной ценности.

Отличие педагогического призвания от педагогического интереса (что может быть созерцательным) заключается в склонности, которая вырастает из конкретных способностей к педагогическому делу.

Выделяются следующие профессионально-значимые способности педагога:

· развитое воображение;

· ясность и критичность ума;

· гибкость мышления;

· эмпатия (способность сопереживать);

· умение сделать доступным учебный материал;

· хорошая дикция;

· способность просто и ясно излагать материал;

· внимание;

· наблюдательность;

· артистические способности.

Таким образом, все эти специальные способности и качества относятся к трём взаимосвязанным сторонам деятельности по получению знаний, умений и навыков таких, как: обучение, учение, научение.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие личности каждого человека обеспечивается через воспитание, благодаря передаче своего собственного опыта и опыта предшествующих поколений

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приёмов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности - один из важнейших показателей личностного развития педагога.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально- экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен постоянно быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы педагогической пауки.

Таким образом, педагогические способности и личностные качества учителя играют важнейшую роль в успешности осуществления профессиональной деятельности, являются залогом его профессионального становления и развития.

Сущность деятельности педагога дополнительного образования состоит в управлении возможностями детско-подросткового объединения учреждения дополнительного образования и окружающей среды для реализации программы дополнительного образования по отношению к каждому обучающемуся.

УЧИТЕЛЬ - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Для развития личности педагога дополнительного образования необходимо наличие конкретной сферы его интересов, направления деятельности. Для благоприятного развития личности ребенка также совершенно необходимы особые условия, на базе которых будет происходить усвоение знаний и способов деятельности в предлагаемых областях образования, развитие психологических механизмов применения усвоенных способов; развитие общих свойств личности. В ценностных приоритетах учреждение дополнительного образования отдает предпочтение личностно- ориентированному подходу в воспитании и образовании, концепции гуманизма по отношению к личности. При этом личное осознание каждым педагогом ценностей результатов развития и саморазвития является необходимым условием, обеспечивающим процесс развития личности обучаемого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

2. Асафова Т.Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в Российской провинции второй половины XX века: Автореф. дис.. … канд. пед. наук. Кострома, 2002.

3. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2006.

4. Большая современная энциклопедия “Педагогика”. / Под ред. Е.С. Гапацевич. Минск, 2005

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гумат. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 2: Процесс воспитания.

6. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред.

7. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стер. М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. - М.: Педагогическое общество России,2004.

9. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей. // Внешкольник. Дополнительное образование. - 2006. -№ 9. - С. 14-18.

10. Степанов П.В. Качественные характеристики личности. // научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005. - № 4. - С. 141-142.

11. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

12. Гурьянова М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен. // Педагогика. -2006. - №10. - С. 43-50.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Педагог как субъект образовательного процесса. Функции, профессионально-значимые личностные качества, инновационная деятельность и профессиограмма педагога дополнительного образования, порядок реализации и особенности системного подхода в его работе.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2010

    Творческий потенциал личности как определяющий фактор успешности педагога дополнительного образования. Развитие субъектности и развитие интеллекта педагога как актуальные проблемы психологии образования. Характеристика модели профессионального развития.

    реферат , добавлен 16.03.2016

    Значение воспитания в системе дополнительного образования на формировании личности ребёнка. Определение роли педагога дополнительного образования в воспитательном процессе. Обоснование методов и форм воспитательной работы с детьми в объединении.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2015

    Общая характеристика и особенности деятельности педагога дополнительного образования. Сущность основных понятий дополнительного образования, оценка его значимости для детей. Анализ взаимодействия педагога и ребенка в детском творческом объединении.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2010

    Профессионально-значимые качества педагога. Соотношение личного творчества учителя и ученика на занятиях. Выразительные средства керамики. Задачи обучения керамике в системе дополнительного образования. Формы коллективной изобразительной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 08.03.2011

    Оценка роли современной системы образования в процессе формирования личности. Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика. Взаимодействие дополнительного и общего образований. Основные направления деятельности.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2012

    Изучение роли системы образования в процессе формирования личности. Анализ материалов интервью с работниками системы дополнительного образования р.п. Северо-Енисейского. Ценность творческого развития и роль дополнительного образования с позиции ученика.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Анализ системы дополнительного образования детей и подростков в рамках их работы в направлении развития творческой личности воспитанников. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, их роль в становлении личности.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2013

    Изучение функций учреждений дополнительного образования, а также различий школьного и дополнительного образования. Формы организации досуга детей и развития их творческих способностей на примере клубной деятельности внешкольного учреждения г. Мозыря.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Основные функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования. Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 на основе интеграции основного и дополнительного образования.

потенциал личность педагог профессиональный

Психологи, основываясь на положении С.Л. Рубинштейна, выделяют две модели труда педагога: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.

Модель адаптивного поведения характеризуют:

Пассивное, конформное принятие педагогом целей и ценностей крупы,

Подчинение среде, отсутствие стремления к независимости от воздействий извне,

Неспособность к гибкому поведению, подчинение профессиональной деятельности внешним обстоятельствам,

Низкий уровень развития профессионального самосознания,

Использование наработанных алгоритмов решений педагогических задач.

Модель профессионального развития предполагает:

Способность педагога выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом;

Способность принимать, осознавать, оценивать трудности педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их. Рассматривать трудность как стимул собственного развития;

Осознание педагогом своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста;

Способность к поиску, творчеству, готовность делать выбор;

Осознание педагогом ответственности за все, что происходит с ним и его воспитанниками;

Способность планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменяя ради их достижения себя самого.

Профессиональное развитие педагога понимается:

Как рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений,

Как активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к новому способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.

Подчеркнем, что:

· Профессиональное развитие понимается прежде всего как саморазвитие, т.е. внутренняя активность педагога по качественному преобразованию себя самого, самоизменению;

· Профессиональное развитие неотделимо от личностного и может рассматриваться как процесс самопроектирования личности педагога;

· В качестве фундаментального условия профессионального развития педагога рассматривается становление его профессионального самосознания;

· Психологический механизм развития самосознания - превращение собственной деятельности педагога в предмет практического образования;

· Результатом развития является творческая самореализация педагога, формирование индивидуального стиля деятельности.

Рефлексия

Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В контексте философской проблематики рефлексия обычно трактуется как:

Способность разума и мышления обращаться на себя;

Анализ знания с целью получения нового знания;

Самонаблюдение за состоянием ума и души;

Выход из поглощенности жизнедеятельностью в ментальный план, исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления.

Рефлексия выступала в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы - самосознания.

Анализ работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

Кооперативный аспект

Рефлексия трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Г.П. Щедровицкий).

При этом акцент делается на результатах рефлексии, а не на ее процессуально-психологических механизмах.

Коммуникативный аспект

Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком (А.А. Бодалев).

Личностный аспект

Рефлексия понимается кА процесс переосмысления, механизм дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктрур и интеграции «Я» в неповторимую целостность.

Интеллектуальный аспект

Рефлексия определяется как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия (В.В. Давыдов). Такое ее понимание служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления и реализовать их в возрастной и педагогической психологии.

Мы понимаем рефлексию как процесс осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержания и форм своего опыта, которые порождают действенное отношение личности как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности. Социокультурному и вещно-экологическому окружению человека.

Подчеркнем что:

· Профессиональная педагогическая рефлексия - сложный психологический феномен, выражающийся в способности преподавателя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности учащегося;

· Речь идет о постоянной рефлексии личностью способов действенного самоопределения и самопостроения в контексте формирующихся в культуре идеалов и ценностей; такого рода рефлексивное самопректирование обеспечивает создание новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенциала личности в творчестве;

· Рефлексия является основным инструментом профессионального развития педагога, формирования его индивидуального стиля деятельности.

Рефлексивное обучение

Основные идеи, лежащие в основе разработки модели рефлексивного обучения:

· Обучения из опыта;

· Обучения на основе непрерывной рефлексии.

Процесс рефлексивного обучения можно описать в виде последовательных шагов:

· Действие;

· Мысленное возвращение к действию, ситуации и их конкретное описание;

· Определение наиболее существенных черт ситуации;

· Разработка альтернативных способов действия.

· Осуществления альтернативных способов действия.

1. действие

2. взгляд назад на действие

3. осознание существенных аспектов

4. разработка альтернативных способов действия

5. попытка воплотить альтернативный способ действия

Рефлексивно-инновационная модель обучения, основанная на непрерывной систематической рефлексии, может быть представлена процессами целостного переосмысления опыта.

Рефлексивно-инновационная модель обучения

Основной принцип состоит в том, что наличная ситуация и опыт субъекта решения не может служить средством или подсказкой для творческого решения.

Наличный опыт оказывается лишь материалом для выявления смыслопорождающих возможностей человека, которые обеспечивают рефлексивный процесс-осмысление, переосмысление и действенное преображение действительности его жизнедействия (С.Ю. Степанов). Как только происходит такое переосмысление, то возникает предпосылка к порождению нового. Умение переосмыслить опыт совей деятельности одна из главных предпосылок дальнейшего саморазвития человека. Развивая рефлексивные способности человека, мы тем самым обеспечиваем обновление мышления, мировоззрения, системы ценностных ориентаций.

Психолого-педагогическое обеспечение таких процессов возможно путем создания рефлексивно-инновационной среды. При ее создании одним из основных принципов рефлексивно-инновационного обучения является принцип проживания знаний и практических методов перед их теоретическим осмысление и анализом.

Следующий принцип состоит в том, что рефлексивно-познавательный процесс в целом и каждый его элемент в отдельности должны исходить из интересов участников этого процесса.

Создание рефлексивной среды предполагает использование различных методик обучения рефлексии и обучения на основе непрерывной рефлексии. Одной из таких методик является «Педагогический дневник», варианты его использования разработаны в европейском (в частности голландском опыте) подготовки педагогов.

Педагог на всех этапах развития и становления выступает прежде всего, как субъект учебной деятельности учебном заведении, которая организуется как:

  • 1) деятельность, предоставляющая свободу выбора методов решения учебно-познавательных задач на различных уровнях творческой активности;
  • 2) совместная продуктивная деятельность преподавателя и будущего педагога, взаимообогащающая их;
  • 3) деятельность в которой формируется рефлексия, стимулируется осознание и выработка ее целей смыслов;
  • 4) становление индивидуального стиля деятельности, основанного на осознании своей уникальности, самоценности и установке на самоизменение, саморазвитие;
  • 5) творческая деятельность, ориентированная на выработку каждым студентом осознанных планов, прогнозов и сценариев своей профессиональной жизнедеятельности в будущем.

Механизм профессионально-личностного саморазвития и развития определен как специфическая самоорганизация педагогом своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект профессионального становления и саморазвития. Происходит также принятие и освоение им технологий и содержания современного образования, выработка индивидуально-творческого профессионального почерка, авторской педагогической системы и при этом индивидуально-личностный мир педагога является специфическим источником последней, ее целевых, содержательных, процессуальных характеристик.

Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления.

При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жестко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.

В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.

Самообразование педагога будет более продуктивным, если: В процессе самообразования будет реализована потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог знает способы самопознания и самоанализа педагогического опыта и пути его передачи, так как педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает различные моменты своей профессиональной деятельности - как позитивные, так и негативные, и признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений. Программа профессионального эффективного развития учителя включает в себя возможность как исследовательской, так и поисковой деятельности. Учитель четко понимает, когда должна осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. От современного учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях и активность человека в таких условиях, по утверждению психологов, может быть направлена на лучшее и более полное приспособление к среде за счет собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.

Саморазвитием является собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, которая интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности.

Профессиональное развитие - это прежде всего рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности. Профессиональное саморазвитие - динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.

Существуют разные подходы к определнию стадий профессионального роста педагога, выделяется три этапа: этап «выживания» -- на первом году работы, этап адаптации и активного усвоения методических рекомендаций - 2-5 лет работы, и этап зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований. Каждому из этих стадий присущи специфические интересы педагогов. Так, первая стадия отмечена личными профессиональными проблемами, на которой формируется представление о себе как профессионале, и где возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Вторая стадия характеризуется повышенным вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третья стадия характеризуется возрастанием творческой потребности в работе, когда представления о себе и педагогической деятельности требуют обобщения и анализа. Механизмом развития и саморазвития, выступают, прежде всего, самопознание и самоанализ деятельности. Самопознанием является деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Самоанализ же - это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Педагогический анализ осуществляет следующие функции: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную. Практика педагога становится источником профессионального роста в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика порой бывает бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя. Под рефлексией понимается важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте, а так же процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане - переживания и самоотчет одного индивида, - так и во внешнем плане - как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения.

Соединенные воедино «ключевые умения» составляют определенную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя.

«Ключевые умения»:

Умение во время увидеть в педагогической ситуации проблему и грамотно оформить ее в виде педагогических задач.

Умение ориентироваться на ученика, как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели, при постановке педагогической задачи.

Умение делать объектом анализа каждый свой профессионально-педагогический шаг.

Умение всегда точно конкретизировать и структурировать проблемуУмение увидеть новые проблемы на горизонте практики, вытекающие из предшествующего опыта.

Умение быстро искать способы решения задач.

Умения конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации, то есть мыслить тактически.

Умение постоянно мыслить «версионно», то есть думать предположениями гипотезами, версиями.

Умение быть в системе «параллельных целей», и создавать «поле возможностей» для педагогических действий.

Умение в ситуации ограниченности времени принимать достойное и единственно верное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций.

Умение четко проанализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты.

Умение пользоваться разными теориями для осмысления собственного опыта.

Умение грамотно анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие примеры педагогической практики.

Умение комбинировать части теории и практики, чтобы получить единое целое, обладающее новизной знание.

Умение оценивать педагогические факты и явления непредвзято, объективно.

Умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения.

На сегодняшний день дифференцируют внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают являются основными и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем разжигается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т. п.) - эта потребность формирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Иным словами, когда деятельность педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития. Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то важнейшим компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к формированию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя не случайно называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т. д.

Важной составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

педагог дополнительный образование учитель

Разделы: Общепедагогические технологии

Для качественного дополнительного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми коммуникативными качествами. Для достижения и совершенствования данных качеств педагога дополнительного образования в МОУДОД Доме детского творчества Яранского района Кировской области в 2006-2007 учебном году решалась проблемно-методическая тема “Формирование и развитие ключевых компетентностей педагогических кадров и обучающихся в условиях модернизации дополнительного образования детей”.

Данная проблема была поставлена не случайно. Время требует освоения нового содержания, новых форм и методов работы, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит, остро ставится вопрос о компетентности педагогов дополнительного образования (что подтверждается в Концепции модернизации дополнительного образования детей до 2010 года).

Методическая работа учреждения дополнительного образования каждый год строится на основе проблем, запросов и потребностей педагогов. В связи с выявленными проблемами педагогов в организации образовательного процесса формулируются цели и задачи методической службы. Так, в 2006-2007 учебном году методическая служба Дома детского творчества реализовывали цель года: стимулирование раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования. Прежде чем, приступить к реализации намеченной цели, необходимо знать инновационный потенциал педагогического коллектива.

Методическая работа каждого педагога проектируется с учетом выстраивания индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, которые включают в себя три раздела:

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
  • Обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта
  • Работа по теме самообразования

Реализация индивидуальных программ профессионального роста, на наш взгляд, способствует повышению эффективности педагогической компетентности, об этом же свидетельствует мониторинг роста профессиональной компетентности педагогических кадров.

Особое внимание методическая служба МОУДОД Дома детского творчества уделяет освоению педагогами методов реализации компетентностно-ориентированного дополнительного образования. В обучении педагогических кадров используются, как традиционные, так и инновационные формы работы.

Развитие профессиональной компетентности педагога происходит только тогда, когда он осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма, его инициативности и творчества. Благодаря использованию инновационной формы - научно-исследовательской деятельности, впервые в Доме детского творчества было создано научное общество обучающихся “Эврика!”.

Инновационной формой методической деятельности можно считать смотр-конкурс педагогического мастерства “Хрустальный лебедь”. В Доме детского творчества он проходит по 6 номинациям:

  • Открытое учебное занятие и его самоанализ
  • Передовой педагогический опыт
  • Образовательная программа
  • Проект
  • Портфолио
  • Воспитательное мероприятие и его самоанализ

Необходимо заметить, что смотр-конкурс педагогического мастерства положительно влияет на повышение профессиональной компетентности педколлектива. Каждый педагог растет в ходе конкуренции с другими, черпая что-то новое для себя из опыта других.

Продуктивно ведется работа на районных методических объединениях. В 2006-2007 учебном году в Доме детского творчества были проведены методические объединения по темам: “Новое время – новые подходы к педагогической деятельности”, “Формирование ключевых компетентностей обучающихся как фактор и результат качества ДОД”, “Фестиваль педагогических идей”. Опыт каждого педагога, принимающего участие в районных методических объединениях, заслуживает особого внимания и обобщается в сборниках материалов.

С 2006 года апробировалась целевая комплексная программа повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования “Профессионал”, цель которой – создание единой информационной среды, обеспечивающей сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала Дома детского творчества. При реализации программы наблюдается повышенный интерес педагогов к предъявлению себя на различных уровнях. В 2005-2006 учебном году во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок” приняли участие 4 педагога, а в 2006-2007 учебном году уже 7 педагогов, все отмечены дипломами Всероссийского фестиваля, опыт опубликован в сборнике материалов фестиваля и интернете на сайте www.festival.1september.ru.

Что касается областного уровня, здесь тоже остается только порадоваться за педагогический коллектив. Так, ДДТ стал победителем областного фестиваля “Ее Величество – Семья” в номинации “Учреждение – семье”. Три педагога дополнительного образования стали победителями и призерами областного конкурса авторских дополнительных образовательных программ. Педагог дополнительного образования руководитель детского объединения “Кукольное ателье” стала призером в областном конкурсе педагогических инноваций. Два педагога дополнительного образования проводили мастер-классы на межрегиональном форуме “Развитие. Творчество. Интеллект”.

Успехи и достижения педагогов дополнительного образования есть и на районном уровне. В рамках конкурса педагогических инноваций приняли участие 6 педагогов. Начальной ступенью участия в районном конкурсе передового педагогического опыта стал смотр-конкурс профессионального мастерства “Хрустальный лебедь”. Три педагога стали призерами районного конкурса педагогических инноваций.

Подведя итоги всего вышесказанного, хочется отметить, что методическая служба МОУДОД Дома детского творчества успешно создает условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования. И в дальнейшем продолжит деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных и традиционных форм методической работы.

Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны. На сегодняшний день одним из ключевых направлений государственной социальной политики является развитие педагогического кадрового потенциала.

Кисляков А.В., Щербаков А.В. отмечают, что современные условия изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, совершенствование Российского законодательства в сфере дополнительного образования, предъявляют высокие требования к компетентности педагогов. Одной из ведущих задач, обозначенной в Концепции развития дополнительного образования детей, является апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Усиление внимания государства к уровню профессионализма педагогов необходимо рассматривать в контексте повышения качества дополнительного образования, а не только с позиции совершенствования нормативно-правовой системы дополнительного образования, как иногда относятся к данному процессу руководители и педагоги учреждений.

Если обратится к содержанию трудовых функций педагога дополнительного образования в профессиональном стандарте дополнительного образования, то отмечается тенденция расширения трудовых действий, умений и знаний, которыми должен владеть современный педагог.

Трудовые функции педагога дополнительного образования выступают: организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации программы; педагогический контроль и оценка освоения программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучаюшихся.

Происходящие изменения в современной системе образования, делают необходимостью повышение профессионализма педагога, его профессиональной компетентности.

Как справедливо отмечают исследователи, воспитать саморазвивающуюся современную личность может только педагог, который сам обладает такими качествами, профессиональной компетентностью, педагогическим мастерством и стремится к постоянному профессиональному росту.

«Профессиональный рост» — это: с усвоением профессиональных ролей, мотивации, профессиональных знаний и умений и т. д.; го (интуитивного) самосовершенствования, прямого/косвенного воздействия на личность профессионала с целью совершенствования его деятельности.

Реализация управления профессиональным ростом педагога предполагает оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства, изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Основной целью образовательной деятельности МБУ ДО «Центр технического творчества» г.Якутска, является создание условий для развития и популяризации технического и научно-технического творчества детей.

В 2015-2016 учебном году функционировало 17 видов кружков с охватом 1683 учащихся, занимающихся в 148 учебных группах. Например судомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование, стендовый моделизм, технический кружок «Perpetuum mobile», начальное техническое моделирование, техническое конструирование, архитектурное проектирование и дизайн, дизайн проектирование и макетирование, художественное конструирование и дизайн, художественное конструирование с элементами технического моделирования, логическое моделирование, 3D-моделирование, робототехника, компьютерная графика, техническое моделирование и конструирование физических приборов, столяр-конструктор. Итого в центре в 2015-2016 учебном году обучалось 1656 учащихся в 148 учебных группах.

Кружковые занятия проводят 29 педагогов дополнительного образования детей, в том числе 4 педагога-совместителя. Из них высшее образование имеют 25 педагогов, среднее профессиональное - 4 педагога.

Нами проведено изучение индивидуальных мотивационных побуждений к профессиональному росту работников Центра. Было предложено написать мини-эссе состоящее из десяти предложений на тему «Мотивы профессионального роста». При обработке были выделены основные группы мотивов профессионального роста, названные педагогами. Только 18 % педагогов определили десять мотивов своего профессионального роста, большинство 71% смогли назвать пять мотивов, и 7 % педагогов остановились на перечислении только трех основных мотивов. Необходимо отметить, что 4 % опрошенных не смогли написать на одного мотива профессионального роста.

Анализ полученных данных показал, что в количественном соотношении педагоги выдели больше стимулирующих факторов, чем препятствующих факторов, с преобладанием внешних стимулов профессионального роста - курсы повышения квалификации; пример и влияние коллег, организация методической работы.

В препятствующих факторах наблюдается сочетаемость внутренних мотив и внешних стимулов - собственная инерция, нехватка времени, отсутствие поддержки и помощи со стороны администрации.

На основе полученных результатов по мотивации профессионального роста ответы мы распределили на две группы: 1.Мотивация, основанная на внутренних мотивах. 2.Мотивация, включающая внешние стимулы.

При всем этом лидирующую позицию занимает внешняя мотивация, основанная на должностном продвижении, материальных и профессиональных стимулах развития. Среди мотивационных побуждений моделирования собственной компетентности наиболее частными ответами были интерес к творчеству и самообразованию, желание соответствовать требованиям времени, педагогическое призвание.

Таким образом, мотивация профессионального роста представляет собой сложный комплекс мотивов личности субъекта, где в качестве можно выделить ценностные и смыслообразующие ориентации, профессиональную направленность, содержание и иерархию мотивов, мотивы достижения успеха и избегания неудачи.

В состав мотивации профессионального роста входят внутренние мотивы, отражающие личностные ценности педагогов, и внешние стимулы, создаваемые в системе непрерывного образования условия для развития самосовершенствования педагога как профессионала.