Новый памятник на боровицкой площади. Монумент создателям ядерного щита страны. Как выбирали место под памятник князю Владимиру на Боровицкой площади

Москва, как и другие крупные города России, богата не только своей историей, но и историко-культурными объектами, напоминающими о событиях этой истории. Время от времени коллекция памятников персонажам российской государственности пополняется новыми экспонатами. Одним из таких монументов стал памятник на Боровицкой площади в Москве. Поговорим о нем подробнее.

Как выбирали место под памятник князю Владимиру на Боровицкой площади

Это один из самых молодых московских памятников на историческую тематику. Он был открыт 4 ноября прошлого года неподалеку от сердца столицы - Кремля, возле исторического здания Манежа - на Боровицкой площади. Место под монумент было определено не сразу: огромные размеры скульптуры - 24 метра - предполагали территорию значительную, с размахом, да так, чтобы издалека видна была. Именно с выбора места и началась история памятника Владимиру Великому. Первоначально под него планировалась смотровая площадка на Воробьевых горах, однако этому воспротивилась общественность: от университета видна будет только спина князя киевского. Чтобы обозреть весь монумент, необходимо было встать на противоположном берегу Москвы-реки, к коей он был повернут лицом. Та ли или иная была причина, но и эксперты не согласились с первоначальным замыслом. Долгие споры и обсуждения закончились единогласным решением - установить фигуру Владимира, князя киевского, уменьшив его размерами до 18 метров, в самом центре Москвы, как раз в изначальном ее месте - неподалеку от Боровицкого холма. Да и видно там скульптуру будет со всех сторон.

Перед открытием

Времени на создание памятника было затрачено немало, и бронзы использовано тоже немало - целых 25 тонн. Сам автор на открытии скульптуры говорил о том, что в основу работы над образом легли шедевры знаменитого русского художника Виктора Васнецова - росписи Владимирского собора в Киеве, скульптуры XIX века, а также лики Владимира Святого, воплощенные в культовых произведениях отечественными иконописцами.

История памятника князю Владимиру на Боровицкой площади связана с интересными фактами. Почти месяц был затрачен на доставку монумента к месту установки, а церемония открытия приурочена к важному государственному празднику - Дню народного единства. Сварка и установка скульптуры продлились несколько дней. В процессе установки использовали 500-тонный по грузоподъемности подъемный кран и огромную сварную металлическую конструкцию-контейнер, в которой к Боровицкому холму транспортировали

Памятник Владимиру Великому в Москве

Монумент достаточно тяжел: его вес - около 40 тонн. Гранитный постамент памятника имеет почти трехметровую высоту, а рост самого бронзового Владимира - около 12 метров, фигуру венчает поднятый над головой князя крест высотой в 3 метра.

К работе над памятником князю Владимиру на Боровицкой площади скульптор привлек десять натурщиков, с которых писал ракурсы разных частей фигуры и позу князя. Фоном для монумента служат три тематических барельефа за спиной княжеской фигуры: крещение самого князя Владимира, крещение им Руси и объединение русских людей. И это не случайно, как не случайна и идея увековечения этого исторического персонажа. Ведь именно благодаря князю Владимиру Святославичу удалось подчинить многие самовластные и вольнодумные племена и объединить земли вокруг столичного города Киева. Именно православие, выбранное князем Владимиром в качестве объединяющей религии, смогло стать тем инструментом, при помощи которого удалось завершить начатое. Ведь идея объединить русичей верой в нового идола, им созданного, с серебряной головой, потерпела крах. А без объединения народа государство не стало бы сильным, не смогло бы противостоять внешним своим врагам.

Отрицательный персонаж

Князь Владимир Красно Солнышко - сын киевского князя Святослава Игоревича из рода Рюриковичей и дочери князя древлянского Малуши. Родился он далеко от стольного града, но вскоре был истребован княгинею Ольгой и возвращен на родину отца. Он был наследником Новгорода, который отписал ему во владение перед гибельным своим походом Святослав.

Первый период взросления в княжении Владимира был варварским и кровавым: коварное и кровавое убийство брата Ярополка и отца и братьев его жены Рогнеды, совершенное насилие над Рогнедой ради насильной женитьбы, насильственное взятие в наложницы беременной супруги убиенного Ярополка - бывшей монахини-гречанки - и прочие бесчинства.

И в религии Владимир первоначально был не только ярым язычником. Предполагается, что он активно использовал кровавые человеческие жертвоприношения идолам и богам.

На пути к исправлению

Чувство вины за убийство брата и судьбу почти обезумевшей от горя Рогнеды, прозванной Гориславою, со временем все более стали терзать Вадимира Святославича. Молитвы и жертвоприношения языческим богам и идолам не облегчали переживаний. Постепенно князь стал понимать, что они бессильны облегчить его нравственные страдания. Владимир пришел к мысли, что необходимо отыскать правильную веру. Тому способствовали и сложности в объединении племен Древней Руси в единое государство на основе веры прежней, так как для каждого племени своя вера, свои боги были единственно истинными. Владимиром были посланы в разные страны послы для знакомства с иными религиями. Вера, избранная на совете, была греческой - православной. Однако для ее принятия и наследования было необходимо примирение с давним врагом Руси - Византией. Владимир испрашивал у правителей Константинополя Константина и Василия не только крещения, но и руки их сестры Анны. Чтобы не последовало отказа, Владимир Святославич захватил греческий город Херсонес и в случае отказа угрожал Константин и Василий подчинились и уговорили покорную Анну выйти замуж за русского князя. Встреча Анны с Владимиром состоялась в Херсонесе.

Владимир и крещение Руси

В то время киевский князь был болен странной болезнью глаз, от которой его не могли избавить лекари. Анна настояла на срочном крещении. Во время обряда болезнь Владимира чудесным образом исцелилась. С этого момента в новую веру начали креститься и другие русичи. А по прибытии новобрачных в Киев по указу князя Владимира в Днепр были сброшены все идолы, а в водах реки крещено большинство населения города. Сам же князь отказался от многоженства, оставив возле себя единственную жену - Анну.

Положительный персонаж

После крещения Владимир Святославич стал вести добродетельный образ жизни. Прекратились захватнические походы русского войска на соседние племена и государства. Князь киевский стал заботиться прежде всего о просвещении народа. Им были открыты училища и школы, построены церкви, развивалась благотворительность: бедняки могли найти на княжеском дворе кров, пищу и денежную поддержку, а тем, кто не мог выходить из дома, по указу князя доставляли съестные припасы. В своем милосердии князь Владимир порою даже перегибал палку. Например, смертную казнь преступников заменил на денежный выкуп. Слишком мягкое отношение к Новгороду привело к тому, что новгородцы вышли из повиновения, отказались платить дань Киеву и потребовали вольности. Незадолго до своей смерти Владимир Святой совершил и еще одну большую политическую ошибку - разделил земли в наследование между сыновьями, обрекая тем самым Отечество на время междоусобных войн.

Персонаж скульптурный

Владимир представлен в монументе Щербакова как святой равноапостольный князь и как креститель Руси в православную веру. Именно поэтому он облачен в длинное одеяние жителя Древней Руси, которое развевается на ветру. Одежды подпоясаны широким поясом, к которым прицеплен меч, спрятанный в ножны, как символ мира. В руке - поднятый в небо как духовный ориентир крест. Он указывает путь к истинной вере.

Голову князя Владимира венчает княжеская шапка, отороченная мехом и украшенная драгоценными камнями как символ власти и богатства. Разумеется, и мех, и драгоценные камни выполнены также из бронзы.

Территория вокруг монумента

С установкой памятника Владимиру изменила свои облик.

Скульптура установлена в центре исторического холма и отгорожена деревьями от жилых строений. Со стороны Александровского сада к ней ведут пологие ступени, которые расходятся ниже веером, напоминая волны от вошедшего в воду человека. Это аллегория крещения русских людей в днепровской воде. А возле Александровского сада ступени напоминают заостренное крыло как ангельский символ небесной благодати и сил небесных. Возле монумента включена электрическая художественная подсветка, акцентирующая внимание на его фигуре даже в темное время суток.

Место монумента в духовной жизни России и Москвы

Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве быстро занял место среди символов российской столицы. Установка памятника была согласована с ЮНЕСКО и поддержана большинством жителей города.

По мнению В. В. Путина, это дань уважения человеку и государственному деятелю, который смог объединить воедино разнокультурные и разноязычные народы и начать процесс просвещения всех жителей русских земель. Он являлся и является одним из ярчайших примеров патриотического и мудрого управителя, духовно-нравственной опоры своего народа. Благодаря деяниям Владимира Святославича Русь стала более сильной и сплоченной, могла дать отпор многочисленным внешним врагам и решить свои внутренние проблемы, не потеряв своего лица. И сейчас его образ сохраняет в россиянах веру в добро и справедливость, в единство и силу российского государства.

По мнению профессионалов, памятник князю Владимиру был совершенно необходим с идеологической точки зрения, но его высоту стоило бы сделать меньше, чтобы он не перекрывал вид на стены Кремля. Есть и такие, кто утверждает, что князь Владимир не имел отношения к столице. Памятник ему было нужно установить в Киеве. К тому же, по их мнению, художественное решение монумента весьма спорно.

Недавно воздвигнутый памятник князю Владимиру, крестившему Русь, в силу значимости этого события непременно должен был быть в столице. Герой народных былин, просветитель и строитель храмов сыграл большую роль в отечественной истории. Признание христианских ценностей привело зарождающееся государство к возможности развития по цивилизованному образцу. Личность такого масштаба появляется нечасто, и памятник князю Владимиру Великому отражает величие этого исторического персонажа.

Целая эпопея с принятием решения о том, где должен стоять памятник князю Владимиру, связана с рядом аспектов. Это и желание сделать монумент одной из ведущих достопримечательностей, и определенные ограничения на высоту памятника. Дело в том, что по правилам ЮНЕСКО объекты, включенные в число Всемирного наследия, не должны затмеваться более высокими сооружениями. Кремль безоговорочно входит в этот список, поэтому ближе, чем на Боровицкой площади, памятник князю Владимиру поставить не представлялось возможным.

Возможно, это и к лучшему – расположение вблизи Дома Пашкова символично. Здесь располагается часть главной библиотеки страны, а роль Владимира в распространении именно книжного просвещения очень велика. Ведь иными путями, кроме как грамотными проповедями новой религии, переломить привязанность к язычеству было невозможно.

При всей грандиозности и выразительности главной фигуры, памятник князю Владимиру удачно дополняется бронзовыми барельефами триптиха за спиной стоящего с огромным крестом и мечом Крестителя Руси. Три связанных фрагмента описывают непростой путь героя монумента и всей русской нации к признанию христианства и обращению в эту веру. Киевский князь истово поклонялся языческим божествам, жил по варварским законам, имея пять жен и сотни наложниц.

Выбрав христианство, он одним из первых славян принял новую религию, крестившись в Херсонесе. Религия должна была определить будущее развитие страны и народа, и выбор веры окутан легендами. Выпячивание княжеского отказа от принятия ислама из-за запрета этой религией алкоголя, а от иудейской веры из-за рассеянности нации по свету безосновательно, хотя и подтверждается авторитетными источниками.

Барельефы дополняют памятник князю Владимиру

Барельефы позади монумента следует начинать осматривать со среднего изображения, чтобы проследить хронологию событий. В центре расположена купель, где князь Владимир совершает омовение обряда крещения в присутствии своей дружины. Византийские священники совершают церемонию по велению императоров Василия и Константина, благодарных за снятие князем вооруженной осады Херсонеса. Вслед за предводителем обряд совершили и бойцы русского воинства. Изображение венчается Святой Троицей в центральной арке собора.

Правый барельеф посвящен распространению христианства по просторам русских земель. Крещение киевлян в водах Днепра совершает сам Владимир, осененный образом Христа и православным крестом. Задний план картины показывает живописные леса и реки, города и соборы, олицетворяющие распространение христианства на Руси. Не осталось места для изображения языческих богов, идолы которых в недавнем прошлом расставлял по холмам тогдашний язычник князь Владимир.

Находящийся слева барельеф живописует деяния князя Владимира после принятия новой веры. Он показан в образе всадника, сопровождаемого не только воинами, но и крестьянами и ремесленниками. Вложенный в ножны меч и грамота в правой руке символизируют гуманные методы присоединения новых земель, сопровождающегося строительством новых русских поселений. Вверху в нимбах святых изображены жена князя, сестра византийских императоров Анна и преемники Владимира на престолах Киевского и Московского княжеств.

Более всего памятник князю Владимиру примечателен центральной фигурой на сравнительно невысоком пьедестале. Из воинских доспехов на нем только шлем, а меч в левой руке используется в качестве посоха. Правая рука князя держит православный крест, словно осеняя им всех посетителей площади, а в их лице – весь российский народ, всю родную землю. Создавший памятник князю Владимиру скульптор Щербаков смело может занести это произведение в список своих творческих удач.

Очевидцы уверяют, что появившийся памятник князю Владимиру серьезно оживил приток публики на Боровицкую площадь. Навещая Москву, не забудьте заглянуть в этот район столицы. Там можно оценить новый вид на Кремль, как и памятник князю Владимиру, одному из виднейших деятелей российской истории.

Москва. 4 ноября. сайт - В центре Москвы на Боровицкой площади прошла церемония открытия памятника князю Владимиру. На ней присутствовали президент Владимир Путин, председатель правительства Дмитрий Медведев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры Владимир Мединский и мэр Москвы Сергей Собянин.

Выступая на мероприятии, Владимир Путин заявил, что российское общество должно противостоять современным вызовам и угрозам, следуя духовным заветам, оставленным князем Владимиром. Президент подчеркнул, что князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, заложивший основы сильного, единого, централизованного государства.

После выступления президента памятник святому равноапостольному князю освятил патриарх Кирилл.

Инициаторами сооружения монумента выступили Российское военно-историческое общество (РВИО) и столичные власти. В феврале 2015 года Мосгордума постановила, что 25-метровый монумент весом 300 тонн и стоимостью 94 млн рублей появится на Воробьевых горах. Но после активного протеста местных жителей и ряда экспертов РВИО обратилось в Мосгордуму с просьбой подобрать памятнику новую площадку. По итогам интернет-опроса была выбрана Боровицкая площадь.

9 сентября 2015 года Мосгордума утвердила установку памятника на Боровицкой площади. Автором монумента является скульптор Салават Щербаков.

Решение изначально было принято без согласования с ЮНЕСКО, хотя эксперты Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) говорили о возможности отрицательного воздействия памятника на Кремль как объект всемирного наследия.

В начале 2016 года Москву посетил заместитель генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарин, который высказал рекомендации по высоте монумента. В результате был принят новый проект, который был отправлен в Центр всемирного наследия и на экспертизу ICOMOS. Постоянный представитель РФ при ЮНЕСКО отмечала, что проект был воспринят положительно.

После дискуссии было решено уменьшить монумент: согласно обновленному проекту, высота постамента памятника составляет 2,75 метра, высота самой скульптуры - 12 метров, кроме того, крест в правой руке князя Владимира возвышается над фигурой на три метра. Общая высота памятника составляет 17,75 метра.

Как заявлял ранее министр культуры РФ Владимир Мединский, все работы по установке памятника князю Владимиру велись со строгим учетом рекомендаций ЮНЕСКО.

Работы по установке памятника начались на Боровицком холме 16 октября 2016 года, куда монумент доставили из литейной мастерской в Химках.

Так по задумке Российского военно-исторического общества будет выглядеть Боровицкая площадь, залитая теплым августовским солнцем, скажем, в 2017 году

Для начала уточним, что пригорок на северной стороне Боровицкой площади, на котором через неделю таки запланирована установка статуи в честь знаменитого ниспровергателя статуй святого князя Владимира, - это не Боровицкий холм, это просто безымянный пригорок. Распространенная информация о том, что для строительства основания памятника срыт тот самый холм, по счастью, не соответствует действительности, поскольку на Боровицком холме издавна стоит Кремль. Сама же Боровицкая площадь - это пространство, ограниченное Александровским садом и Моховой улицей, за садом - Кремль, а за Моховой - Староваганьковский холм, на котором стоит Пашков дом.

Чтобы понять сложную природу злосчастной Боровицкой площади, надо обозначить три основных положения. Во-первых , на ней можно рассказывать всю историю Москвы с доисторических времен - здесь она начиналась. Видела площадь и язычников вятичей, и первый визит Юрия Долгорукого, и явление первого деревянного Кремля вон там на пригорке. Более отчетливо история просматривается с XV века, когда на месте Пашкова дома - а тогда это было еще ближнее Подмосковье - появился загородный двор княгини . В XVI столетии это был открытый плацдарм Кремля с ненадолго явившимся с внешней его стороны Опричным замком, в XVII веке здесь стояли слободы стрельцов, до тех пор пока Петр Алексеевич не перевешал их жителей на зубцах кремлевской стены. Ну а потом местность преобразилась строительством дворца Пашкова, об авторстве которого до сих пор спорят - то ли великий Баженов, то ли не менее великий, но пока не авторизованный иностранец.

1900–1910 годы

2 из 6

Вид с книгохранилища Библиотеки им. В.И.Ленина на Замоскворечье, Боровицкую площадь, Моховую улицу. 1947 год

3 из 6

Сносы. 1972 год

4 из 6

1973–1980 годы

5 из 6 6 из 6

Глубокомысленный трактователь столичной истории Рустам Рахматуллин полагает, что биографию Боровицкой площади можно рассматривать в категориях схемы «Москва - третий Рим», где она подобна римскому Форуму, расположенному меж аристократическим Кремлем-Палатином и бросающим ему вызов Ваганьково-Капитолием (лежащий позади него Арбат - вечный рассадник вольнодумства, от Пушкина и декабристов до Цоя и Окуджавы). А Форум - это середина, «полемика холмов», здесь власти пристало выходить к народу безоружной, недаром в XVII веке государь Алексей Михайлович построил у Боровицких ворот каменные богадельни и по праздникам лично раздавал здесь милостыню.

Второе : Боровицкая площадь очень красива. В 1780-е напротив Кремля поднялся вызывающе прекрасный дворец водочного магната Петра Пашкова. Когда он строился, площади здесь не было - перед ним располагался еще один квартал двухэтажных мещанских домов. В том, как гордо поднимался над ними огромный Пашков дом, была своя выразительность, но после сноса этих домов в начале 1970-х шедевр открылся во весь рост. А со стороны Пашкова дома можно смотреть на панораму Кремля - здесь она не самая парадная, но просторная, в пять башен, в три красных звезды. За Каменным мостом - замоскворецкие дали. Но при этом немного найдется тех, кто когда-нибудь приходил на эту площадь, чтобы ей любоваться.


Фотография 2015 года

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Потому что вот, наконец, в-третьих : Боровицкая площадь вообще не площадь - не всякое пустое, пускай и прекрасное пространство достойно такого названия. При царском режиме Волхонка и Знаменка встречались у самых Боровицких ворот - это была небольшая, но понятная площадь. В 1930-е была снесена южная ее сторона и устроен новый Большой Каменный мост, ранее находившийся в 200 метрах отсюда, у Ленивки). Сейчас можно задаться вопросом: почему машины, съезжая с моста, делают дурацкую петлю вокруг газона при выезде на Моховую? А потому, что по замыслу весь квартал меж Моховой и Александровским садом упразднялся и получалась огромная развязка, на которой встречались проспект Дворца Советов, улица Коминтерна (Новый Арбат) и главная магистраль Замоскворечья.

От этой идеи, как известно, отказались, но в 1972 году все равно снесли всю оставшуюся застройку на стрелке Волхонки и Знаменки. При этом новое решение площади было отложено на послезавтра, которое так и не наступило. С севера и юга на площадь по сию пору выходят обрубки полуснесенных кварталов. В 1996 году был объявлен конкурс на реконструкцию площади, настолько печальный, что жюри постановило не присуждать первого места. Однако самый известный из проектов-участников, проект , при всей своей чудовищности все же пытался сделать из площади площадь - по образцу питерской Дворцовой, с перекрытием Волхонки аркой из подручного материала и подручными талантами, но все же. После предлагались только локальные объекты типа реализованной Галереи Шилова или нереализованного кособокого музейного депозитария - если помните, этот проект стал одним из формальных для отставки Лужкова.

Карта для наглядной навигации. Даже по «Яндексу» видно, что площади не существует, - это сокрестие дорог

Боровицкая площадь - исключительно сложный узел из обрывков не доведенных до ума безумных замыслов; распутывать его предстоит долго и вдумчиво. Сейчас она принадлежит транспорту и крайне неудобна для пешеходов - ее даже невозможно обойти вокруг! Александровский сад фактически тупик: если пройти по нему до конца, остается возвращаться назад, потому что на магистрали Кремлевской набережной пешеходу делать нечего, а в прекрасный Лебяжий переулок, до которого от сада по прямой сто метров, попасть можно, лишь спустившись под Каменный мост, миновав один светофор и две высокие лестницы, отчего и переулок совершенно бесполезен, и саду скучно. От Лебяжьего до Моховой еще два долгих светофора, шум и нелепица, а вернуться в Александровский можно только через Воздвиженку - километр от того места, где мы из него неосторожно вышли.

Оставив за кадром споры о художественных достоинствах памятника Владимиру и занятные упрямейшего продвижения его установки именно на Боровицкой площади - попытаемся представить, какие перемены ожидают саму площадь. Инициаторы и сторонники установки статуи именно на этом месте также подчеркивают, что площадь в ее сегодняшнем виде - вещь случайная. И предлагают решить проблему «в рамках благоустройства» неустроенной территории. Считая благоустройством не скамейки-дорожки, а монумент высотой с 5-этажный дом (сначала предполагалось 24 м с постаментом, теперь вроде бы 16 без него).


Подготовка к реконструкции площади. Август 2016 года

© Сергей Савостьянов/ТАСС

Появление такой решительной доминанты меж Кремлем и Пашковым домом наверняка не оставит возможности ее не замечать. Оголтелость этого решения, на мой взгляд, замечательно коллега Рустам Рахматуллин: «Когда посредственное фигуративное произведение такого размера оказывается на фоне эталона вкуса, лучшего произведения московского классицизма, оно пытается превратить его в свою кулису, притом боковую. Дом Пашкова не просто ничего перед собой не требует, он все перед собой исключает. Это не Брежнев в 72-м снес квартал перед домом Пашкова, это дом вернул себе воздух для диалога с Кремлем. Приостановите процесс, у вас нет идеи, уважайте святого Владимира!» Однако тщетно; музыку заказывает инициатор установки памятника - Российское военно-историческое общество.

Не уверен, что установители памятника вообще думали о том, что будет после, но очевидно, что это не девушка с веслом, которую при случае можно будет взять да подвинуть. В отсутствии общего замысла предполагается, что последующие решения будут вынуждены подстраиваться под огромный памятник.

Лиха беда благоустройство. ВрисовкаТак выглядит проект, опубликованный в «АиФ» с дублером Александровского сада от Боровицкой до Воздвиженки в «Аргументах» сопровождается подписью «А тем временем смотрим мы на нашу картинку и сами поражаемся!». А мы, в свою очередь, поражаемся, глядя на ваши картинки и ваши статуи.

Памятник Владимиру Великому - гигантский монумент, один из крупнейших памятников на территории России, открытый на Боровицкой площади в День народного единства 4 ноября 2016 года. Памятник установлен по инициативе Российского военно-исторического общества.

Владимир I Святославич (Великий, Святой, Креститель) - святой равноапостольный князь, правивший Киевской Русью в 978-1015 годах. Вошёл в историю как Креститель Руси, за что и был причислен к лику святых. В образе Крестителя князь Владимир и изображён в скульптуре: в правой руке он держит огромный крест, в левой - меч. Позади постамента расположились 3 бронзовых барельефа, на которых изображены сюжеты: жизнь Владимира до крещения, крещение князя и крещение духовенством жителей Руси.

Внешний вид Владимира воссоздан с опорой на иконописные образы, фреску "Крещение Руси" Виктора Васнецова во Владимирском соборе Киева и существующие скульптуры князя.

Общая высота монумента составляет 17,5 метра: 12-метровая фигура князя установлена на гранитном постаменте, над ней ещё на 3 метра возвышается огромный крест. Скульптура была отлита в подмосковных Химках, затем доставлена на Боровицкую площадь по частям: фигура Владимира, детали плаща, рука и крест, которые на месте были установлены и сварены в единое целое.

Скульптор - Салават Щербаков, архитектор - Игорь Воскресенский.

Князь Владимир

Князь Владимир (~960 - 1015) - легендарная личность в истории Древнерусского государства. Войдя в историю как Креститель Руси и став, как полагают исследователи былинного эпоса, одним из прообразов былинного Киевского князя Владимира Красно(е) Солнышко, в действительности Владимир был достаточно спорной персоной и запомнился истории в том числе своей жестокостью и некоторыми необъяснимыми с точки зрения современной морали поступками - во всяком случае, до принятия князем христианства.

Владимир - "незаконнорожденный" младший (после Ярополка и Олега ) сын великого князя Святослава Игоревича от некой Малуши, ключницы его матери княгини Ольги и его наложницы. По языческому обычаю он мог наследовать привилегии отца-князя, если тот его признавал - и Святослав признал Владимира, вскоре отправив его княжить в Новгород. Наставником и воеводой юного новгородского князя стал его дядя - брат Малуши Добрыня , которого современные исследователи считают прообразом былинного богатыря Добрыни Никитича.

"Повесть временных лет" приписывает Владимиру невероятную похотливость и обладание несколькими жёнами и 800 наложницами:

Особенно примечателен в жизни Владимира эпизод с Рогнедой: согласно легенде, полоцкая княжна была сосватана старшему брату Владимира Ярополку, который после гибели их отца остался княжить в Киеве; от Владимира в Полоцк тоже приходили сваты, но Рогнеда ему отказала, заявив, что не станет женой сына рабыни. В ходе междоусобных войн между братьями в 978 году Владимир взял союзный Киеву Полоцк и, заполучив Рогнеду, по совету своего дяди Добрыни изнасиловал её на глазах родителей, после чего убил их, а Рогнеду насильно взял в жёны.

Вскоре после этого Владимир взял Киев и убил своего брата Ярополка, став великим князем Киевским.

Заняв Киев, Владимир принял меры к реформации языческого культа - при нём в городе возвели капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Семаргла, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши, но без Велеса. Согласно "Повести Временных лет", при Владимире в практику вошли человеческие жертвоприношения богам:

Будучи язычником, Владимир боролся с другими религиозными верованиями, которые появлялись на Руси от соседей: иудаизмом, исламом и даже христианством. Приверженность язычеству и военные навыки помогли Владимиру укрепить власть над русскими землями.

В целом, считается, что до принятия христианства Владимир был жесток, похотлив и тщеславен, но после своего крещения князь совершенно переменился: освободил наложниц и отказался от всех жён, кроме одной, стал подавать милостыню и помогать немощным.

Неизвестно, что именно способствовало такой перемене в поведении князя - сила обретённой христианской веры или, возможно, политический талант - но в итоге изначальные жестокость, блудливый нрав Владимира и его сомнительная слава отошли на задний план и потеряли значимость для истории, позволив князю войти в неё в качестве благодетельного Крестителя Руси и великого собирателя и защитника русских земель.

Споры об установке памятника

Ещё на этапе проектирования памятник князю Владимиру спровоцировал громкую общественную дискуссию об уместности и месте его установки.

Изначально проект памятника предполагал возведение более крупной скульптуры и её установку на Воробьёвых горах: гигантский постамент с 24-метровой фигурой князя весом около 330 тонн должен был разместиться на краю прямо напротив . Это вызвало недовольство и опасения общественности: ведь в таком случае памятник не только испортил бы сложившийся вид на высотку, но и мог привести к оползню на достаточно опасном склоне. Кроме того, Владимира предполагали установить лицом к реке, а это значит, что наблюдать вблизи его можно было бы исключительно со спины.

В ходе интернет-голосования москвичам были предложены 3 площадки для установки памятника: Боровицкая и Лубянская площади, а также Зарядье; выбор москвичей пал на Боровицкую площадь, где до установки памятника по сути был большой пустырь. Для установки на новом месте памятник решено было уменьшить.

Памятник князю Владимиру в Москве установлен на Боровицкой площади. Добраться до него можно пешком от станций метро "Боровицкая" Серпуховско-Тимирязевской линии, "Библиотека имени Ленина" Сокольнической и "Александровский сад" Филёвской.