Крымская готия история готского вопроса. Что нужно знать о крымских готах. Готы и «готическое»

Кто такие крымские готы?

Есть загадка, которая на протяжении многих лет не дает покоя исследователям: кто такие «крымские готы», как они появились в Крыму и куда исчезли? По этому поводу высказывается много самых невероятных версий, каждая из которых имеет право на существование.


16 июля 1941 года в ставке фюрера Wolfhohle («Волчье логово») состоялось совещание, на котором Гитлер заявил: «Новоприобретенные восточные районы мы должны превратить в райский сад. Южные районы Украины, примыкающие к Крыму, и сам полуостров — древняя земля готов — должны быть освобождены и заселены немцами». Руководитель Трудового фронта и шеф молодежной организации Kraft durch Freude («Сила через радость») Роберт Лей, горячо поддержав предложение фюрера, предложил преобразовать Крым в курорт для немецкой молодежи.

Крым, если судить по сочинениям записных историков, представляет собой кладбище народов, которые пришли неизвестно откуда и исчезли неизвестно куда.

Возьмем, к примеру, III век нашей эры. В Крыму тогда тихо-мирно жили скифы и тавры . Правда, до этого были какие-то киммерийцы , но их с боями вытеснили, причем одних на Север, а других — за большой Кавказский хребет.

С тех пор о них никто не слышал.

И все бы ничего, но, откуда ни возьмись, в Северном Причерноморье появились готы. Пока разбирались с готами, подоспели гунны . Вслед за ними в Крыму чудесным образом возникли хазары. Самое удивительное, что все эти народы — киммерийцы, скифы, тавры, сарматы , готы, гунны и хазары — в конце концов исчезли без следа.

Но, оказывается, не все готы исчезли. Византийский историк Прокопий Кесарийский ответственно засвидетельствовал:

Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори , где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. В военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны. Гостеприимны они больше всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды.
Это кто, готы гостеприимны? Те самые, которые вырезали пол-Европы? Прокопий случаем ничего не перепутал? Или в Крыму остались какие-то особенные, исключительно миролюбивые готы?

Следующее упоминание о крымских готах можно найти в «Слове о полку Игореве»: «Се бо готские красные девы въспеша на брезе синему морю, звоня рускым златом». «Красные» означает, как вы понимаете, красивые. Не зря идеологи Третьего рейха намеревались создать в Крыму питомник для «истинных арийцев». Почитывали, видимо, на досуге древнерусскую литературу. Но позвольте, ведь скандинавские и германские женщины при всех своих достоинствах явно не могут похвастать
красотой.

Может, и не было в Крыму никаких готов? Встречаются, правда, невнятные упоминания о том, что какие-то крымские аборигены разговаривали на особом языке. Например, академик Сестренцевич-Богуш, посетивший наш полуостров в конце XVIII века, писал своему отцу: «В городах, где история указывает на обитание готов, остались немалые пятна, где местный татарский язык похож на нижненемецкий. Некоторых людей в Мангупе я понимал».

А на каком языке говорили готы? С ними получилась досадная неразбериха. Даже историк VI века Иордан путал их с гетами. Какая разница, скажете вы? Разница огромная. Геты — это древнейший народ, стоявший у истоков цивилизации. Они преимущественно жили в Дакии — вдоль реки Тиссы, далее по Карпатам, по Днестру до берега Черного моря. А готы — это племена, которые буквально только что выползли из пещер.

Сейчас считается, что Иордан был неправ, что древние геты исчезли неизвестно куда задолго до появления готов, причем этому весьма способствовали скифы. Точно так же, как до этого пропали те, кого Геродот называл массагетами. Обычное, кстати, дело. Лев Гумилев по этому поводу даже теорию сочинил об этносах и пассионариях. Но вся проблема заключается в том, что первобытные кочевники в принципе не могли разгромить непобедимую скифскую конницу и прославленные римские легионы. Они, между прочим, взяли не числом, а умением, продемонстрировав виртуозное владение оружием, а также знание тактики и стратегии. Да и вообще, как писал Иордан, «среди всех варваров готы были едва ли не самыми образованными, чуть ли не равными грекам». Иордану ничего не оставалось делать, как предположить, что готы — это древние геты, вернувшиеся отвоевывать у захватчиков (скифов и римлян) свои исконные земли. Тем более что он располагал свидетельством жившего в начале V века историка Орозия: «Недавно считались гетами те, которые теперь считаются готами».

Вообще, беда с этими древними народами — складывается ощущение, что у каждого из них было несколько имен на выбор. Этому весьма способствовали греческие, римские, византийские и арабские писатели, называвшие каждый народ по-своему.

Кстати, далеко не все современные историки уверены, что великое переселение народов было на самом деле. Многие утверждают, что средневековые книжники просто-напросто запутались, пытаясь выяснить, где какой народ обитает. Их можно понять. Тот же Прокопий Кесарийский с негодованием рассказывал: там, где жили гунны, вдруг неизвестно откуда появились какие-то утигуры и куртигуры. А куда исчезли гунны? Оказалось, что никуда они не исчезли. После смерти царя два его сына поделили власть и подданных, назвав их своими именами. Сыновей звали, как вы, наверное, уже догадались, Утигур и Куртигур.

Среди готов было тоже несколько племен и народностей — герулы, тервинги, грейтунги, вандалы и прочие. Если что-то их и сближало, так это приверженность богу Одину. История происхождения культа этого бога очень любопытна. Английский историк XVIII века Эдуард Гиббон писал: «Полагают, что Один был вождем варварского племени, которое жило на берегах Меотийского озера (Азовского моря) до падения Митриадата и до той поры, когда победы Помпея стали грозить Северу порабощением. Один перевел свое племя от границ азиатской Сарматии в Швецию с намерением создать в этом неприступном убежище свободы такую религию и такой народ, которые когда-нибудь сделаются орудием его бессмертной жажды мщения. Он надеялся, что настанет такое время, когда его непобедимые готы, воодушевлясь воинственным фанатизмом, выйдут из полярных стран громадными массами для того, чтобы наказать угнетателей».

А кого скифы прогнали с берегов Азовского моря? Киммерийцев, то есть гетов, живших в Северном Причерноморье (Киммерии). Мы-то думали, что киммерийцы навсегда канули в Лету, а они, оказывается, мерзли на берегу Ледовитого океана, дожидаясь подходящего момента вновь вступить на историческую арену. И надо сказать, у них это получилось.

Особенно Европа была потрясена видом свирепых германских племен, оснащенных к тому же по последнему слову техники. Можно предположить, что, умиротворив скифов, киммерийцы покинули готов и вернулись на свою историческую родину. Если так, то становится понятно, почему «крымские готы» славились гостеприимством, а «готские девы» — красотой. Потому что они вовсе не были готами.

Но известно, что киммерийцы до своего изгнания состояли из двух этнических групп. Одна под натиском скифов ушла на Север, а другую те же скифы гнали берегом Каспийского моря чуть ли не до Алтая. Интересно, а эти киммерийцы тоже вернулись? Похоже, что да, причем их возвращение было не менее эффектным.

Вездесущий Иордан, рассказывая о гуннах, написал загадочную фразу: «Когда гуннские племена жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды, то имели королем Филимера. На втором месте, то есть в Дакии, Фракии и Мизии, — Залмоксеса, о котором свидетельствуют многие летописцы, что он обладал замечательными познаниями в философии». Он имел в виду то время, когда гунны пришли с востока (IV век)?

Но почему у королей такие странные имена, очень похожие на греческие? И познаниями в философии гунны, надо признать, тоже не отличались.

Римский историк IV века Аммиан Марцеллин отмечал: «Племя гуннов, о котором мало знают древние памятники, живет за Меотийскими болотами у Ледовитого океана и превосходит всякую меру дикости». Может быть, Иордан пересказывал утверждения древних писателей о первоначальном расселении некоторых гуннов в Северном Причерноморье?

Удивительно, но гунны походили на готов тем, что одни из них были совершенно дикими, а другие — вполне цивилизованными. Позже гуннов облили грязью без разбора, представив человекообразными чудовищами. Тот же Марцеллин с издевкой писал о том, что лица у гуннов безбородые, они «безобразные, похожие на скопцов». Видимо, борода в те времена считалась непременным атрибутом мужской красоты. Истинным красавцем, например, единодушно признавался император Юлиан (331-366 годы), густая борода которого буквально шевелилась от неимоверного количества вшей. А что текло по зловонным улочкам европейских средневековых городов, где полчища крыс шныряли даже днем?

Чума, между прочим, выбрала Европу совсем не случайно. В то же время те гунны, которые вслед за «крымскими готами» обосновались в устье Волги и в Северном Причерноморье, не только брились, но даже имели бани, причем с горячим паром. Так кто в действительности был варваром, европейцы или гунны? А кто кого бил раз за разом, демонстрируя при этом образцы воинской дисциплины и современную тактику действий мобильных соединений?

Кстати, получается, что «крымские готы» ничуть не пострадали от гуннов? Сейчас историки доказывают, что они забрались высоко в горы. И гунны, собираясь воевать с остготами, оставили их в своем тылу? Что-то не верится. Естественно было бы предположить, что те гунны, которые осели в Северном Причерноморье, были, строго говоря, вовсе не гуннами, а потомками древних киммерийцев. Наверное, именно поэтому они так легко преодолели Боспор Киммерийский (Керченский пролив). По легенде, они перешли его вброд вслед за оленем, но, похоже, здесь дело не обошлось без помощи соплеменников. Кроме того, по виду «крымские гунны» вовсе не напоминали гуннов, которые одевались, как утверждали в Европе, в «крысиные шкурки» и питались сырым мясом.

Вот что писал о гуннах византийский посланник Приск, побывавший в V веке в гостях у вождя Аттилы:

Они носят короткие суконные полукафтанья из некрашеной шерсти, которую прядут и ткут их жены, белые широкие шаровары и кожаную обувь, привязанную на подъеме ноги ремнями. В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему. Одежда их женщин весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшитых светлой каймой и без, белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук с оборкою, похожею на кружева, девушки ходят с открытой головой, убирая себе волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трехлетнего возраста.
И это еще не все. Гунны, осевшие в Северном Причерноморье, отличались удивительной веротерпимостью. Приск писал о том, что в резиденции Аттилы, подумать только, был христианский священник отец Орестов, причем вовсе не для представительских нужд. Святой Иероним с удовлетворением отмечал:
Гунны изучают псалтырь — хладная Скифия согревается огнем веры истинной.
Эти слова Иеронима историков всегда приводили в замешательство — то, что «крымские готы» были приверженцами христианства, еще куда ни шло, но гунны... В 1858 году в России даже вышла книжка под названием «Аттила и Русь IV — V веков», автор которой на двухстах с лишним страницах настойчиво доказывал, что Аттила на самом деле был... русским.

Может быть, и было великое переселение народов, но, скорее всего, древние народы непременно возвращались на свою родину, потому что знали не хуже нас: в гостях хорошо, а дома лучше. Еще они знали то, что мы уже успели забыть: яблоко, выращенное на родной земле, — во благо, а чужестранное, хоть зачастую оно слаще и румянее, — во вред. А потому у народа, который обосновался на земле, политой потом и кровью чужих предков, нет будущего.

Михаил Володин, «

Знакомьтесь. Девушку на фото зовут Семаде Мустафаева . Она - крымская татарка, живёт и работает в Бахчисарае.
Её страничка вконтакте:
http://vk.com/nariman_qizi

Согласитесь, внешность на первый взгляд, нетипичная для татар (ну какими мы их обычно себе представляем - или с монголоидными чертами или "турецкого" типа).

Но надо вспомнить, что крымские татары (равно как и их дальние родичи -казанские) вовсе не пришли из Монголии. Крымские татары - это микс всех народов, испокон веков проживавших в Крыму - начиная с полумифических тавров. Скифы, сарматы, греки, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. И в том числе, в их жилах течёт кровь и представителей славного германского племени готов (готы-тетраксиды), осевших на крымском полуострове со времён Великого переселения народов.

И стоявших у истоков создания средневекового княжества Феодоро-Мангуп , которое в Европе всегда ассоциировалось с готами (хотя там сильно было греческое влияние). Между прочим, это было последнее православное государство в Европе, павшее под ударами Османской империи в 1475 году.

Когда Ф.А. Браун в конце XIX в. занялся поисками остатков готского языка в Мариуполе (куда по приказу императрицы Екатерины Великой было переселено христианское население Крыма - прим. Тирополка ) и окрестностях, он не обнаружил здесь ни одного слова — впрочем, он работал там всего 10 дней. Зато ученому бросилось в глаза резкое различие между двумя этнотипами населения. Представители одной из групп были типичными греками: "среднего роста, не слишком крепкого телосложения, цвет лица смуглый, волосы черные, нос большой, с горбом, губы широкие" и т. п. И почти в каждой деревне жили говорившие также по-татарски, резко отличавшиеся от них люди, которые были "ростом повыше греков, стройнее, но вместе с тем более крепкого телосложения, глаза темно-голубые, красивого разреза, но не такие широкие, как у греков, волосы золотистого цвета, с рыжеватым оттенком в кудрях (т. е. на изгибе. — В.В.), цвет лица, как у всех блондинов, нежный, щеки и губы алые, нос короткий, прямой. Одним словом, это чисто готский тип" (Браун Ф.А., 1890, 84)

Именно влиянием готов часто объясняют крымско-татарский фенотип, представленный на фото (правда, не сильно распространённый, в основном среди этнографической группы озенбашлы ).

Глядя на фотографию Семаде мне сразу на память приходят строчки из "Слова о полку Игореве" о красных готских девах, играющих русским золотом, поющих время Бусово и месть лелеющих Шаруканью:

"Се бо готскія красныя дѣвы.. поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю"

Ещё фото Семаде:

2.

Крымские готы бесследно пропали в XVII веке - после завоевания полуострова турками-османами. Куда ушел целый народ? Каким был его язык? Историкам крымские готы оставили много работы.

Готы и "готическое"

Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского, и заклеймив последующие достижения всех германских народов.

Крым. Начало

Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии.

Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.

Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века

Тайна крымских готов

Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем, и археологам не удавалось найти каких-либо более новых непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживают нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.

Таким образом, «готский вопрос» давал немцам повод предъявить свои исторические права на владения исконной территорией, землей предков. В 1942 году была снаряжена экспедиция на полуостров, в ходе которой обследовались Бахчисарай и Мангуп. Гитлер отдал приказ заселить в будущем территорию Крыма немцами-эмигрантами из Южной Америки и Палестины, или южнотирольцами.

Население Крыма, наводненного немецкими эмигрантами, по плану фюрера, должно было поддержать этот план. Однако грандиозная схема провалилась: последовали депортации немцев Крыма и Вторая мировая, разрушившая национал-социалистическую Германию. Симферополь так и не стал «Готенбургом» – городом готов, Севастополь – «Готенсхафеном», готской гаванью, а сам Крым - «Готенлендом»

Племя готов удивительно долго продержалось на территории Крыма. Они исчезли лишь в 17-м веке, когда полуостров был захвачен Османской империей.

Влияние готов

Среди ученых-историков ходит версия по которой именно готы стали катализатором Великого переселения народов. Это они вытеснили с родных земель вандалов и ругов. Готы разговаривали на собственном языке, а алфавит у них появился лишь в 4 веке, да и то благодаря легендарному епископу Вульфиле. Кстати, он еще и Библию перевел на готский язык, благодаря чему готы стали первым из всех германских племен, обратившихся в христианство.

Есть мнение, что готы стали катализатором Великого переселения народов


Любому человеку, который хоть немного знаком с историей, известно, что готы знамениты своим противостоянием с Римской империей. Именно они громили легионы, завоевали обширные земли, а вождь Аларих и вовсе сумел захватить Вечный город. Правда, хоть какой-то выгоды ему это не принесло. Ну, а после «темных временем» пришла эпоха Ренессанса, которая вознесла до небес классический античный стиль, а термин «готика» стал синонимом истинного варварства.

«Страна сорока замков»

Двинувшись к низовьям Вислы, племена готов заставили срываться с обжитых земель другие народы. Целые орды варварских племен потянулись на запад и юг. Угасающая Римская империя ничего не могла противопоставить новым противникам. Ослабевший сенат вкупе с инфантильным императором Гонорием лишь безвольно смотрели как дикари бесчинствовали на их земле.

После падения Римской империи готы сумели распространить свое влияние на обширную территорию — от Восточной Европы вплоть до Поволжья и, соответственно, Крыма.

На полуострове, кстати, готов ждал далеко не теплый прием. Только после длительных войн им удалось покорить аланов (сарматское тюркоязычное кочевое племя ). Вскоре уже объединенное племя начало совершать опустошительные набеги вглубь полуострова. Если покопаться в исторических источниках того времени, то можно обнаружить, что современники иногда называли их гото-аланами.

На территории Крыма готов ждал не теплый прием


Постепенно готы расселились на южной части Крыма, а также перебрались на Керченский полуостров. Но их спокойную жизнь прервала очередная волна варваров. На сей раз в Европу хлынули азиатские кочевники гунны. Готы, которые к тому времени имели тесные контакты с Византийской империей, оказались далеко не в самом выгодном положении. Их оплотом стала крепость Дорос (современный туристический объект Мангуп-кале ). Изолированное горное плато обладало всем необходимым как для мирной жизни, так и для военной (источники с питьевой водой, а также запасы провианта позволили бы крепости выдержать очень долгую осаду). Но гунны, пройдя огненным вихрем, быстро погасли и жизнь готов вернулась в привычное русло.

Интересно то, что Византия всячески поддерживала союз с германским племенем. Представители интеллектуальной элиты были частыми гостями в Крыму. И даже опальный император Юстиниан II выбрал земли готов для ссылки. Из-за того, что германцы на своей территории возводили крепости, соседние народы называли Готию «Страной сорока замков».


Но вот постоянным, изматывающим нашествиям татар и половцев крымские готы ничего не смогли противопоставить. Поэтому начиная с 12-го века они стали платить кочевникам дань. Это, кстати, зафиксировано в «Слове о полку Игореве». Там готы преподносятся как народ, страдающий от чужеземного ига. Хоть времена для готов были не самые лучшие, они продолжали активно заниматься торговлей. Причем не только с соседними государствами, но даже с Великим Новгородом.

Вскоре на мировой арене появляется новый игрок — Трапезундская империя, которая всеми силами попыталась навязать соперничество Византии. И пока готы присматривались к этому противоборству, предприимчивые генуэзцы выкупили земли у Кафы (современная Феодосия). Вскоре, договорившись с ханом Мамаем, итальянцы развернулись еще сильнее — образовывали хоть маленькое, но все же княжество Феодоро. Правда, у этого государства было и второе название — «Княжество Готия», вот только самих крымских готов генуэзцы заставили перебраться чуть ли не в плотную к горам. Соответственно, все германские крепости оказались в руках выходцев с аппенинского полуострова, а первоначальная Готия оказалась разделенной на две части.

C XII века готы начали платить кочевникам дань


Надо отдать должное германцам, даже несмотря на такое развитие сюжета они не сдались и не слились с генуэзцами. Готы с упрямым постоянством продолжили возводить свои фирменные крепости, называемые исарами и потихоньку, словно тайком, возвращать утраченную территорию. К тому же, они охотно, а главное успешно прибегали к дипломатии. Более того дочь князя Готии вышла замуж за императора Трапезунда. И когда казалось, что вскоре крымские готы вернут было положение в мире, пришли турки.

В 1475 году османы сначала покорили Кафу, а затем и Дорос. После такого сокрушительного поражения крымские готы уже не смогли оправиться, а их государство развалилось. Турки, не теряя времени зря, быстро присоединили эти территории к своей империи и забыли про них. Ну, а готы оказались в самом захолустье турецкого государства и постепенно угасли.

Дочь князя Готии вышла замуж за императора Трапезунда


Лишь только княжескому роду удалось на какое-то время отсрочить кончину. Готские князья-эмигранты осели в Москве и «наследили» в барской семье Головиных.

В горных, труднодоступных местах полуострова еще в течение пары веков обособленно жили готы-крестьяне, но постепенно и они поддались ассимиляции.

Мечта о «Готенланде»

В 18−19 веках этнографы, проводившие исследования населения Крыма выявили, что среди «аборигенов» встречаются совершенно нетипичные люди, которых по антропологическим признакам можно было «увязать» с готами. Поэтому рождается теория о том, что германцы каким-то образом сумели сохранится на территории полуострова.


Мимо этой версии ну никак не могли пройти нацистские ученые. Они зацепились за нее и стали говорить о том, что Крым должен быть присоединен к Рейху и обзавестись названием «Готенланд» (земля готов). В общем, у немцев был отличный повод предъявить свои исторические права на землю далеких предков.

В 1942 году Гитлер лично велел отдать Крым немецким эмигрантам


В 1942 году на полуостров отправилась экспедиция, в ее задачи входило исследование Бахчисарая и Мангупа. По ее результатам Гитлер лично велел отдать Крым немецким эмигрантам. И переселенцы отправились осваивать исторические земли. Но из этой затеи ничего не вышло. Вторую Мировую Гитлер проиграл, а немцев из Крыма быстренько депортировали. Так что Симферополь остался Симферополем, а не «Готенбургом» (город готов), а Севастополь — Севастополем, а не «Готенсхафеном» (гавань готов). Ну и конечно Крым, а не «Готенленд».

Сейчас о существовании германского государства на полуострове напоминают лишь многочисленные археологические памятники, которые пользуются большой популярностью у туристов.

Перешло в личное имя (найдено на одном из надгробий). Вероятно, они постепенно были ассимилированы греками, достаточно долго сохраняя готский язык (подробнее см. крымско-готский язык ). Ареал расселения готов в Крыму также не до конца ясен. В разное время они обитали на Керченском полуострове и в южной части Крыма, которая впоследствии именовалась Готия (средневековое христианское княжество Феодоро).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Готы оказались в Крыму в ходе миграций поздней античности , в III веке нашей эры. Вероятнее всего, по языку и культуре крымские готы были ближе к своим соседям остготам , жившим в северном Причерноморье, нежели к вестготам . В Крыму готы быстро захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуостров, кроме Херсонеса . В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии . Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство (арианство). К середине IV века после упадка Боспорского царства готы стали главной политической силой на полуострове.

    Се бо готские красные девы въспеша на брезе Синему морю (т. е. Азовскому). Звоня рускым златом, поют время Бусово, лелеют месть Шаруканю.

    Готы не только продолжали заниматься традиционными видами деятельности, но и торговали, нередко пересекая с ценным товаром половецкие степи. Так, в «Житии Антония Римлянина» мы встречаем известие о прибытии в Новгород в первой половине XII в. некоего крымского гота, владевшего греческим и русским языками (Новгородские летописи, 1879, 187-188), из чего можно сделать вывод, что гость посещал русские земли неоднократно, то есть между двумя единоверными государствами связи были более или менее постоянными.

    В XIII-XIV вв. в истории готов все большую роль начинают играть генуэзцы, основавшие в 1266 г. колонию в Кафе и купившие у татар обширную прилегающую территорию. Они продвигались вдоль Южного берега, а с 1365 г. стали вне конкуренции в торговле и политическом влиянии в этой части Крыма. И в 1380-х гг. они договорились с ханом Мамаем о разделе Крыма; готы получили при этом территорию от Балаклавы до Алушты, за исключением ряда крепостей: Форы (Форос), Хихинео (Кикинеиз), Лупико (Алупка), Мусакори (Мисхор), Ореанда, Джалита, Сикита (Никита), Горзовиум, Партените, Ламбадие (Биюк-Ламбат и Кучук-Ламбат), Луста (Алушта), оставшихся за генуэзцами (Малицкий Н. В., 1933, 6). Новая область стала при этом называться «Капитанство Готия » (Капитанатус Готиэ). Ясно, что итальянцы получили лишь узкую полоску берега; горы и леса к северу от Ялты, сердце старой Готии, остались в целости и независимости. Во главе её по-прежнему остался князь (он мог быть и греческого происхождения), обязанный данью татарам и вассалитетом Трапезунду . О сохранении им власти согласно свидетельствует надпись 1427 г. на плите из Каламиты: «Князь Алексей из Феодоро воздвиг крепость и церковь Св. Константина и Елены» (Малицкий Н. В. , 1933, 25 - 32). Этот же князь Алексей позднее положил начало возврату приморских земель. Умный и энергичный политик, он стал инициатором тесного сотрудничества Феодоро с крымским ханом, также опасавшимся и генуэзцев, и стамбульских турок. При нем было возвращено прежнее значение захиревшему было порту Каламите, расширены границы города. За год до смерти (1434 г.) князь вернул готам бухту Символов (Балаклавская) и крепость Чембало, отнятую у них генуэзцами за 66 лет до того. Борьба за побережье продолжалась и позже, чему способствовал рост престижа княжеского дома - дочь князя вышла замуж за Давида Комнина, ставшего вскоре императором Трапезунда. «Сеньором Феодоро» стали итальянцы именовать уже сына Алексея, занявшего престол отца (его имя до нас не дошло, но татары именовали молодого властителя Олу-бей, то есть Большой князь). Князем величали его и русские. Брак с членом княжеского дома, близкородственного константинопольским Палеологам и трапезундским Комнинам, отныне мог считаться честью для представителя любой христианской династии - и мангупская княжна, дочь Олубея, стала женой Стефана Великого, а Иван III вел переговоры с князем Исайко , её братом, о браке другой княжны с московским царевичем. Укрепив таким образом свои политические позиции, князья Феодоро могли после завоевания Константинополя турками (1453 г.) вступить в серьезный конфликт с итальянцами. Генуэзцы разработали план полного подчинения себе готов. В конфликте победили германцы, и уже в 1458 г. в официальном документе, составленном в канцелярии Кафского консулата, готский князь (Dominus theodori) был признан одним из четырех «черноморских государей» (Braun F., 1890, 34). Это свидетельствовало и о признании того важного факта, что, опираясь на мощную армию, готы, эти прирожденные мореплаватели, вернули себе значительную часть южнобережных крепостей и портов.

    Однако этот всплеск былого величия Готии был последним перед её окончательным падением. В 1475 г. Кафу взяли турки; осадили они и Мангуп. Установив на примыкавших к главным воротам высотах легкую и осадную артиллерию, они подвергли столицу непокорных готов разрушительному обстрелу - впервые в её истории. Тем не менее она держалась около трех месяцев и сдалась, лишь когда иссякло продовольствие. Турки, обещавшие помиловать горожан, устроили дикую резню - об этом говорят братские могилы казненных мангупцев. Тем не менее княжеский род уцелел; сохранился и старый титул князей. Мы встречаем их имена в числе вассалов султана и послов Стамбула в Москву: князя Кемальби, его сына Мануэля, очевидно христианина (Карамзин Н. М., т. I, с. VII, примеч. 105), в Москве же проводит последние годы жизни князь Скиндер (Александр) Мангупский (там же, с. VII, 115, примеч. 233, 235, 236). Но это уже был последний упомянутый в известных нам источниках князь, хотя линия их продолжалась в боярских родах Головиных и Ховриных - сын мангупского князя Стефана Ховры (ум. в 1400 г.), брат топарха Алексея (ум. в 1428 г.), стал членом этого рода (Бархатная книга , 1797, 270). Само же княжество безвозвратно пало; города Мангуп, Чембало, Каламита и все их земли вошли в Мангупский кадылык султана; Каламиту при этом переименовали в Инкерман, Чембало - в Балаклаву, столицу же - в Мангуп-Кале. Последняя сохранила своё значение лишь как крепость; торговля и ремесло здесь быстро пришли в упадок. Виной тому было её новое, периферийное положение - вдали от турецких торговых магистралей. Город дважды выгорает - в 1493 и 1592 гг. … Однако в столице и других городах готское население отнюдь не представляло собой всего народа и даже большей части его. Основная масса готов-крестьян в отличие от горожан, не подвергшихся в XV в. ни эллинизации, ни тюркизации, продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру, свой язык. Процесс ассимиляции крымских готов продолжался несколько столетий. Последние эпиграфические данные о готах в Крыму относятся к IX веку , к этому времени слово «гот» превратилось в личное имя (вероятно, указывавшее на происхождение). Название «Готия» применительно к юго-западному Крыму продержалось на протяжении всего Средневековья . В частности, в XIII-XIV генуэзцы называли свои владения в западной части южного берега Крыма Приморской Готией (Gothia Maritima), также Готией часто именовалось княжество, более известное в исторической литературе как Феодоро . По словам минорита Вильгельма де Рубрука , следовавшего в 1253 году из Константинополя к татарам, он видел на южном побережье Крыма замки, в которых «было много готов, язык которых тевтонский (teutonicum )».

    Расположенная в Крыму православная епархия Константинопольского патриархата носила название Кафинско -Готской вплоть до 1798 года , когда после выселения греков из Крыма в северное Приазовье (район Мариуполя) епархия была ликвидирована.

    Крымские готы как объект криптоэтнологии

    Писал Бусбек. На основании беседы-опроса Бусбек создал краткий словарь крымско-готского языка (около 80 слов). При этом, непосредственно Крымский полуостров Бусбек не посещал, а беседа происходила в Стамбуле . Собеседники сообщили Бусбеку, что крымские ханы набирают для своего войска из числа готов отряд пехоты численностью 800 человек.

    В 1606 году энциклопедист-гугенот Жозеф Жюст Скалигер писал, что крымские готы читают Ветхий и Новый Завет «по буквам алфавита Вульфилы ».

    Ни до, ни после Бусбека крупных письменных памятников готского языка в Крыму не было обнаружено. В греческой эпиграфике Крыма представлены немногочисленные реликтовые имена германской этимологии.