Готы время появления в крыму. Куда пропали крымские готы. Мечта о «Готенланде»

Знакомьтесь. Девушку на фото зовут Семаде Мустафаева . Она - крымская татарка, живёт и работает в Бахчисарае.
Её страничка вконтакте:
http://vk.com/nariman_qizi

Согласитесь, внешность на первый взгляд, нетипичная для татар (ну какими мы их обычно себе представляем - или с монголоидными чертами или "турецкого" типа).

Но надо вспомнить, что крымские татары (равно как и их дальние родичи -казанские) вовсе не пришли из Монголии. Крымские татары - это микс всех народов, испокон веков проживавших в Крыму - начиная с полумифических тавров. Скифы, сарматы, греки, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. И в том числе, в их жилах течёт кровь и представителей славного германского племени готов (готы-тетраксиды), осевших на крымском полуострове со времён Великого переселения народов.

И стоявших у истоков создания средневекового княжества Феодоро-Мангуп , которое в Европе всегда ассоциировалось с готами (хотя там сильно было греческое влияние). Между прочим, это было последнее православное государство в Европе, павшее под ударами Османской империи в 1475 году.

Когда Ф.А. Браун в конце XIX в. занялся поисками остатков готского языка в Мариуполе (куда по приказу императрицы Екатерины Великой было переселено христианское население Крыма - прим. Тирополка ) и окрестностях, он не обнаружил здесь ни одного слова — впрочем, он работал там всего 10 дней. Зато ученому бросилось в глаза резкое различие между двумя этнотипами населения. Представители одной из групп были типичными греками: "среднего роста, не слишком крепкого телосложения, цвет лица смуглый, волосы черные, нос большой, с горбом, губы широкие" и т. п. И почти в каждой деревне жили говорившие также по-татарски, резко отличавшиеся от них люди, которые были "ростом повыше греков, стройнее, но вместе с тем более крепкого телосложения, глаза темно-голубые, красивого разреза, но не такие широкие, как у греков, волосы золотистого цвета, с рыжеватым оттенком в кудрях (т. е. на изгибе. — В.В.), цвет лица, как у всех блондинов, нежный, щеки и губы алые, нос короткий, прямой. Одним словом, это чисто готский тип" (Браун Ф.А., 1890, 84)

Именно влиянием готов часто объясняют крымско-татарский фенотип, представленный на фото (правда, не сильно распространённый, в основном среди этнографической группы озенбашлы ).

Глядя на фотографию Семаде мне сразу на память приходят строчки из "Слова о полку Игореве" о красных готских девах, играющих русским золотом, поющих время Бусово и месть лелеющих Шаруканью:

"Се бо готскія красныя дѣвы.. поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю"

Ещё фото Семаде:

2.

Переселение в Крым

Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии. Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.
Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века.

Готы в Крыму

Готы - название союза германских племён, кочевавших во время Великого Переселения народов в III веке в районы Северного Причерноморья. Среди народов, населявших Крым в позднеантичное и средневековое время, пожалуй, одним из самым загадочных для историков является восточно-германское племя готов.

Готы, жившие до III века н. э. на периферии известного грекам и римлянам варварского мира, были обойдены вниманием античных писателей. Поэтому очень мало информации о раннем периоде их истории. Тем не менее, некоторые данные древних авторов о германцах вполне применимы и к готам. Наиболее подробные и интересные сведения о них оставил римский историк I - начала II века н. э. Корнелий Тацит. По словам Тацита, «...всем им присущ тот же облик: жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела, способные только к кратковременному усилию; вместе с тем им не хватает терпения, чтобы упорно и напряженно трудиться, и они совсем не выносят жажду и зноя, тогда как непогода и почва приучили их легко претерпевать холод и голод».

Сведения о происхождении готов имеют легендарный характер. Ведь, по словам римского историка, «германцам известен только один... вид повествования о былом древние песнопения». И действительно, готский историк VI века н. э. Йордан, написавший труд о происхождении и истории своего народа, уточняет, что описанные им события вспоминаются «в древних... песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения». Иордан повествует о переселении готов на трех кораблях из Скандинавии через Балтийское море в область нижней Вислы и их наполненном битвами и героическими деяниями пути на юг, к Черному морю, где они достигли желанной земли в Скифии, на готском языке называемой «Ойум».

«С этого самого острова Скандзы (Скандинавский полуостров), как бы из мастерской, изготовляющей племена или, вернее, как бы из утробы, порождающей племена, по преданию, вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза (устье Вислы)... Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимир, сын Годарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест для поселения он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум. Филимир, восхитившись великим обилием тех краев, перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться... Та же часть готов, которая была при Филимире, перейдя реку, оказалась перемещенной в область Ойум и овладела желанной землей. Тот час же без замедления подступают они к племени спадов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем».

Однако и на новом месте готы долго не задержались. Начинается продвижение германцев на юг. Уже во второй трети III века н. э. готы занимали огромные территории от низовьев Дуная до Днепра. Вот что пишет Йордан о происхождении трех крупнейших готских племенных объединений: «Ты должен помнить, что вначале я рассказал, как готы вышли из недр Скандзы со своим королем Беригом, вытащив всего только три корабля на берег по эту сторону Океана... Из всех этих трех кораблей один, как бывает, пристал позже других и, говорят, дал имя всему племени, потому что на готском языке «ленивый» говорится «gepanta». Отсюда и получилось, что, понемногу искажаясь, родилось из хулы имя гепидов... Когда готы остановились в Скифии, часть их, владевшую восточной стороной, возглавлял Острогота; либо от этого имени, либо от места, то есть «восточные», называются они остроготами; остальные же - везеготами, то есть с западной сторон».

В середине III века н. э. готы почувствовали себя достаточно сильными, чтобы бросить вызов Риму. Римская империя переживала в ту пору глубокий экономический и политический кризис. Одним из его проявлений было ослабление легионов, находившихся на северо-восточных границах Империи. В 250 году н. э. огромная армия готов и их союзников переправилась через Дунай и начала грабить балканские провинции. Для борьбы с варварами римские императоры были вынуждены задействовать все резервы. Вероятно, сразу после 250 года н. э. римские войска были выведены из Херсонеса. Тогда же, или несколько ранее, римский гарнизон оставил и Харакс. Считается, что легионеров, ранее находившихся в Крыму, перебросили на Дунай для пополнения находившейся там римской армии. В 1971 году в долине реки Качи нашли клад, состоявший из римских серебряных монет и фибулы. Клад был, очевидно, спрятан одним из участников сражений на Дунае. Самая поздняя из найденных монет выпущена в 251 году н. э. и, таким образом, первое появление готов в Крыму произошло в этом году или чуть позже.

Готам удалось разгромить позднескифское государство, уничтожить Неаполь и другие крепости. Захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуостров, кроме Херсонеса. Для Боспорского царя Рескупорида IV (242-276 года н. э.) появившиеся у границ его владений варвары представляли серьезную угрозу. Надежды на помощь Рима не было - все силы Империя бросила на защиту придунайских провинций. Вероятно, для борьбы с готами Рескупорид взял в соправители некоего Фарсанза, однако эта мера не уберегла Боспор от неприятностей. Одним из объектов готской агрессии стали города, расположенные на южном и восточном берегах Черного моря. Синопа, Трапезунт, Амис, Питиунт находились на одном из важнейших торговых путей древности, соединявшем страны Востока и Запада. Посредническая торговля была чрезвычайно прибыльной, а богатства жителей этих городов - привлекательной добычей. Однако добраться до восточного и южного побережья Понта можно было только по морю, а кораблей у готов не было. Очевидно, одному из их вождей пришла в голову мысль «позаимствовать» столь необходимые корабли вместе с командами на Боспоре. Вот что писал по этому поводу историк Зосим во второй половине V века:

«Готы... попытались даже переправиться в Азию и легко устроили это при посредстве жителей Боспора, скорее из страха, чем из расположения давших им суда и показавших путь при переправе. Пока у них (боспорцев) были цари, получавшие власть по праву наследства от отца к сыну, то вследствие дружбы с римлянами, правильно организованных торговых сношений и ежегодно посылаемых им императором даров они постоянно удерживали скифов (Византийские историки часто называли «скифами» готов), желавших переправиться в Азию. Когда же по исчезновению царского рода во главе правления стали недостойные и потерянные люди, то, боясь за себя, они предоставили скифам проход через Боспор в Азию, переправив их на собственных судах, которые они взяли обратно и возвратились домой». Вероятно, правители Боспора попытались избавиться от появившихся в их владениях варваров и с этой целью предоставили им корабли вместе с командами. Однако сохранить свое государство в неприкосновенности боспорским царям все же не удалось. В ходе археологических раскопок в Керчи были обнаружены следы большого пожара, произошедшего в 256 году н. э. Начиная со следующего года, сначала сокращается, а потом и вовсе прекращается чеканка боспорских монет. Таким образом, готское вторжение не прошло бесследно для Боспорского царства.

На протяжении третьей четверти III века н. э. варвары не раз использовали Боспор в качестве базы или опорного пункта, откуда начинались набеги на причерноморские города и римские провинции в Малой Азии. Во время походов в Малую Азию готы возвращались с огромным количеством пленников, за которых потом требовали выкуп. Среди последних было много христиан. Вместе с ними христианство распространилось и среди готов. Уже в 325 году н.э. под документами Вселенского Собора, состоявшегося в городе Никее, свою подпись рядом с подписью Кадма, епископа Боспора, поставил Феофил, епископ Готии. Но единого мнения, где располагалось это епископство в Крыму, на Нижнем Дунае или на территории Черняховской культуры - не существует. Однако этот поход закончился для варваров крайне неудачно - они были разгромлены императором Тацитом и повернули обратно. Возвратившихся на Боспор готов победил в сражении царь Тейран (275-278 года н. э.). В честь этого события в Пантикапее была установлена посвятительная надпись. По-видимому, Тейрану удалось установить контроль над всей прежней территорией Боспорского царства, ликвидировать опасность со стороны варваров и возобновить дружественные отношения с Римской империей. Приблизительно в это же время Риму удалось нанести поражение германцам.

В середине III века в Крыму появляются могильники, которые современные исследователи связывают с германцами. В них хоронили по обряду трупосожжения. Могильник на Черной речке, близ Севастополя, биритуален, то есть здесь были и трупоположения, и трупосожжения. Вероятно, этот некрополь совместно использовали германцы и их союзники - сарматы и аланы. Еще один могильник с кремациями возник на Южном Берегу Крыма, на мысе Ай-Тодор, поблизости от оставленного римлянами Харакса. Третий подобный некрополь раскопан на южном склоне горы Чатыр-Даг. Существовало несколько разновидностей погребального обряда. Как правило, погребальный костер находился за пределами могильника. На нем сжигали останки умершего вместе с наименее ценными вещами. Затем в некоторых случаях кости тщательно очищали от золы и вместе с остатками инвентаря помещали в урну. Сюда же добавляли изделия из серебра, меди, стекла. Урнами служили амфоры или большие лепные или краснолаковые сосуды. Часто горла урн закрывали лепными или краснолаковыми мисками, фрагментами разбитых сосудов, кирпичами или плоскими камнями. Затем урну ставили в небольшую прямоугольную могилу. В некоторых могилах помимо урн с прахом находились один или несколько краснолаковых или лепных сосудов, орудия труда, оружие, украшения. В отдельных случаях дно и стенки могильной ямы обкладывали каменными плитами, а после совершения захоронения еще одной плитой могилу перекрывали сверху, образуя тем самым подобие каменного ящика. Иногда плиты не использовали, но, после того, как в могильную яму опускали урну с прахом, ее перекрывали небольшими камнями. Наконец, известны случаи, когда могилу просто засыпали грунтом. Бывало, что урны не использовали, пережженные кости вместе с остатками погребального костра и тризны складывали в могильную яму и перекрывали камнями. В некоторых случаях погребальный костер был сложен прямо поверх могильной ямы, причем все его остатки не вмещались в могилу, но образовывали над ней невысокий холмик. Его затем обкладывали камнями и получался небольшой курганчик. В погребениях найдены предметы вооружения - меч, боевые топоры, наконечники копий; стеклянная, краснолаковая и лепная посуда; украшения - пряжки, фибулы, браслеты, подвески, серьги, кольца, перстни, бусы; римские и херсонесские монеты.

Описанные погребения схожи с захоронениями, исследованными в германских могильниках, раскопанных на территории Польши. Таким образом, ясно, что некрополи Чатырдаг, Ай-Тодор и часть могильника на Черной речке принадлежали переселившимся в Крым готам. Некоторые различия в погребальном обряде объясняются, вероятно, тем, что население, оставившее эти памятники, включало представителей нескольких племен. Отдельные погребения (как правило, воинов) сопровождались набором разнообразного погребального инвентаря, в то время как основная масса могил безынвентарные. Этот факт говорит о существовании у готов имущественного и, вероятно, общественного неравенства. Поселения, связанные с некрополями крымских готов, пока не известны. При раскопках Чатырдагского и Ай-Тодорского могильников в стороне от собственно некрополей обнаружены скопления преднамеренно разбитых амфор и лепной посуды. Здесь же найдены кости животных, причем трубчатые кости расколоты - из них доставали мозг. Однако следов, каких бы то ни было построек здесь не обнаружено. Предполагают, что на этих местах происходил поминальный пир - тризна. В мирное время готы занимались земледелием. Они выращивали пшеницу, часть которой через Херсонес поступала на рынки Византийской империи. В Херсонесе германцы покупали вино и оливковое масло в амфорах, краснолаковую и стеклянную посуду, украшения. Торговля, вероятно, была меновой. В некоторых монетах, найденных в погребениях готов, просверлены отверстия - следовательно, их использовали в качестве украшений.

У германцев было развито ремесленное производство. Кузнецы изготовляли оружие и украшения из серебра, бронзы, железа. В отличие от других варваров, готы умели пользоваться гончарным кругом. Они изготовляли кувшины, миски и большие трехручные сосуды - «вазы». Пришедшие в Крым готы были язычниками. Они поклонялись богам, олицетворявшим силы природы. В погребениях германцев в могильнике у совхоза «Севастопольский» найдены несколько подвесок в форме молоточков. В германской мифологии молот - оружие бога грома и молнии Тора. Готы верили в существование потустороннего мира - не случайно их погребения сопровождал разнообразный инвентарь, который должен был служить владельцу и на том свете. Во второй половине IV века н. э. происходивший из рода Амалов король остроготов Германарих создал в Северном Причерноморье обширное государство. В «державу Германариха» были объединены различные германские племена, в том числе остроготы, герулы, венеты. Входили в ее состав и крымские готы. По сообщению Аммиана Марцеллина, в 362 году н. э. к византийскому императору Юлиану прибыло посольство боспорцев с просьбой «... чтобы за внесение ежегодной дани им дозволено было мирно жить в пределах родной земли». Скорее всего, это было вызвано усилившимся давлением готов на Боспор. Возможно, Боспорское царство стало частью государства Германариха. Последнее, правда, просуществовало недолго - в 70-х годах IV века оно было разгромлено гуннами.

Началась эпоха Великого переселения народов. В результате бесконечных войн и переселений, везеготы достигли Испании, а остроготы - Италии, где основали свои королевства. Та же часть готов, которая обосновалась в Крыму, не покинула своих мест. Появление гуннов в Крыму привело к вынужденной миграции жителей предгорной части полуострова. Они оставили обжитые места и переселились в менее доступные районы Горного Крыма и Южного берега. Именно эти области с VI по XV век традиционно назывались Готией.

Литература:

1. Кизилов М.Б., Масякин В.В. Готы: научно-популярная литература // Храпунов И.Н., Герцен А.Г. От киммерийцев до крымчаков: народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в. : сборник очерков / Ист.-археол. благотвор. фонд "Наследие тысячелетий". - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Симферополь: Доля, 2004. - С. 16-24: ил. - Библиогр. в конце ст.: 4 назв. . - ISBN 966-8584-38-4

Красивые места Крыма

Крымские готы бесследно пропали в XVII веке - после завоевания полуострова турками-османами. Куда ушел целый народ? Каким был его язык? Историкам крымские готы оставили много работы.

Готы и «готическое»

Некоторые ученые считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы, вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке – готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевел Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского, и заклеймив последующие достижения всех германских народов

Крым. Начало

Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племен, Римская империя быстро пала, и готы распространили свое влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов, одно из сарматских ираноязычных кочевых племен, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов – этноним гото-аланы.

Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове. Затем Европа была потрясена наступлением гуннов, или хунну – кочевников из Азии.

Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности, крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами.

Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времен называемая Мангуп-кале – огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма. Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников, и потому являлось уникальной, наполовину искусственной, а наполовину природной фортификацией.

У крымских готов был надежный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев – образованные монахи, а однажды – даже сосланный император Юстиниан II, а иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам: даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжелые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем, земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем, при помощи договора с ханом Мамаем, основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое еще «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам. Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты – древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев.

Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе, и продолжали строить крепости – исары, и возвращать назад свои земли. Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочерей с императором Трапезунда.
Однако после немногочисленных побед, Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов. Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных – готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне, тем временем, продолжали изолированно жить в горах, и ассимилировались лишь спустя века

Тайна крымских готов

Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем, и археологам не удавалось найти каких-либо более новых непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своем письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи, он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он – крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времен Вульфилы.

В XVIII-XIX веках среди крымских татар этнографы обнаруживают нетипично выглядящих людей, отдаленно напоминающих по антропологическим признакам крымских готов, вследствие чего рождается теория о том, что готы продолжают существовать на территории Крыма. За эту теорию цепляются нацистские ученые, планирующие присоединить Крым к Рейху и создать там «Готенланд», то есть, землю готов.

Таким образом, «готский вопрос» давал немцам повод предъявить свои исторические права на владения исконной территорией, землей предков. В 1942 году была снаряжена экспедиция на полуостров, в ходе которой обследовались Бахчисарай и Мангуп. Гитлер отдал приказ заселить в будущем территорию Крыма немцами-эмигрантами из Южной Америки и Палестины, или южнотирольцами.

Население Крыма, наводненного немецкими эмигрантами, по плану фюрера, должно было поддержать этот план. Однако грандиозная схема провалилась: последовали депортации немцев Крыма и Вторая мировая, разрушившая национал-социалистическую Германию. Симферополь так и не стал «Готенбургом» – городом готов, Севастополь – «Готенсхафеном», готской гаванью, а сам Крым - «Готенлендом»

  Крымские готы бесследно пропали в XVII веке — после завоевания полуострова турками-османами. Куда ушёл целый народ? Каким был его язык? Историкам крымские готы оставили много работы.

  ГОТЫ И ГОТИЧЕСКОЕ. Некоторые учёные считают, что Великое переселение народов спровоцировали именно готы , вытеснившие вандалов и ругов с их земель. Готы разговаривали на германском языке — готском, а в IV веке легендарный епископ Вульфила создал для них готский алфавит, а вскоре и перевёл Библию, так как именно готы стали первыми германскими племенами, принявшими христианство.

Готы прославились тем, что сокрушили римские легионы, захватили Рим и покорили множество земель, за что впоследствии эпоха Ренессанса, преклоняющаяся перед античной классикой, отомстила им, сделав слово «готический» синонимом варварского и заклеймив последующие достижения всех германских народов.

  КРЫМ. НАЧАЛА. Переселившись к низовьям Вислы, готы запустили цепную реакцию. Под давлением варварских племён Римская империя быстро пала, и готы распространили своё влияние от Восточной Европы до Поволжья и Крыма.

В Крыму часть готов подчиняет себе аланов , одно из сарматских ираноязычных кочевых племён, после чего совместно с ними совершают набеги на полуостров. В исторических источниках того времени даже встречается память о таком тесном союзе двух народов — этноним «гото-аланы». Готы расселились по южной части Крыма и на Керченском полуострове.

Затем Европа была потрясена наступлением гуннов , или хунну, — кочевников из Азии. Готы в это время находились между византийскими владениями, в частности крупнейшим городом Херсонесом, и гуннами. Оплотом Готии стала крепость Дорос, после завоевания хазарами и до наших времён называемая Мангуп-кале — огромный пещерный город, до сих пор являющийся туристической меккой Крыма.

Изолированное горное плато было снабжаемо питьевой водой из горных источников и потому являлось уникальной — наполовину искусственной, а наполовину природной — фортификацией.

У крымских готов был надёжный союз с Византийской империей, из которой на полуостров стекалась интеллектуальная элита Византии, бегущая от преследований иконоборцев: образованные монахи, а однажды даже сосланный император Юстиниан II. Иноземцы называли их государство «страной сорока замков».

С XII века готы начинают платить дань татарам и половцам : даже в «Слове о полку Игореве» крымские готы описываются как народ, тяготящийся чужеземным игом. Несмотря на тяжёлые времена, они продолжали заниматься торговлей, и до нас дошли даже упоминания об их торговых контактах с Новгородом (XII век). Общемировая перестановка сил затрагивает хороших соседей крымских готов, византийцев, с которыми начинает конкурировать Трапезундская империя.

Тем временем земли у Кафы (современная Феодосия) покупают генуэзские колонисты, а затем при помощи договора с ханом Мамаем основывают там небольшое княжество Феодоро, называемое ещё «Княжество Готия», вытеснив самих готов ближе к горам.

Территория крымских готов с этого момента простиралась от Балаклавы до Алушты — древних Ямболи и Алистона, а важнейшие крепости перешли в руки генуэзцев. Так Готия разделилась на две части, но упорные готы не сдались в этой борьбе и продолжали строить крепости — исары — и возвращать назад свои земли.

Крымские готы показывали себя и как успешных политиков, заключив брак княжеской дочери с императором Трапезунда. Однако после немногочисленных побед Готия терпит сокрушительное поражение: турки берут в 1475 году Кафу (в настоящее время сохранилась крепость), а затем осаждают Мангуп, что приводит к разрушению государства крымских готов.

Край приходит в упадок, оказавшись на окраине турецких земель, а готский княжеский род сохраняется в боярской семье Головиных — готских князей-эмигрантов, живших в Москве. Готы-крестьяне тем временем продолжали изолированно жить в горах и ассимилировались лишь спустя века.

  ТАЙНА КРЫМСКИХ ГОТОВ. Несмотря на то, что после IX века слово «гот» стало личным именем и археологам не удавалось найти каких-либо более новых, непосредственно готских источников, о крымских готах было известно благодаря историческим документам стран-соседей.

Но судьба готов не закончилась с падением их государства в XV веке. Посланник австрийского императора Фердинанда, барон Ожье Гислен де Бусбек, в конце XVI века в своём письме упоминает, что однажды во время дипломатической миссии в Османской империи он встретил в Стамбуле одного человека, утверждавшего, что он крымский гот. Он забыл свой родной язык, однако его спутник, грек, якобы владел крымско-готским языком, и после краткой беседы Бусбек составил небольшой крымско-готский словарь, являющийся единственным письменным памятником этого языка, похожего на готский времён Вульфилы.