К тому же нет в команде лидера. Роль лидера в формировании и деятельности команды. «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»

Принципы лидерства:

♦ лучше быть, чем казаться;

♦ лучше быть способным, чем быть.

Составляющие лидерства – сферы деятельности лидера, реализация которых позволяет ему эффективно воздействовать на людей и обстоятельства.

Лидерство – это, прежде всего, ответственность. Не взяв на себя ответственность, не можешь ее делегировать.

Рис. 9.2. Функции лидера

Обозначим основные функции лидера (рис. 9.2):

I. Лидер формирует видение проекта, определяет долгосрочные и ближайшие цели деятельности команды, разрабатывает стратегии развития проекта с использованием интеллектуального потенциала команды. Из сумбурных мыслей, идей и предложений членов команды должна сложиться мозаика видения, конечный образ замысла проекта, к которому будет идти команда все время своего существования. Этот образ может корректироваться и пересматриваться, но именно он является основным управляющим и мотивирующим фактором в командном взаимодействии. Лидер команды дает ведомым ощущение сопричастности к разработке и осуществлению видения, но никогда не делегирует функцию формирования видения одному из членов команды. Эту функцию он оставляет обычно себе. Аналогичным образом лидер определяет приоритетность целей и выбор стратегий достижения.

II. Лидер контролирует реальные рычаги власти. Рычаги власти – реальные механизмы внедрения управленческих решений. К рычагам власти относят:

Наличие лобби. Лидер должен иметь свободный вход к вышестоящим руководителям, влияние на команду, широкие связи во внешней среде. При наличии у ведомого влиятельного знакомого во внешней среде или в руководстве лидеру необходимо установить личный контакт с центром власти с использованием ведомого или без. При использовании ведомого в установлении контакта с влиятельным лицом, лидер занимает позицию «хозяина», а ведомый – позицию «гостя». Если это условие не выполнено, то авторитет теряет вся управленческая команда. Чем шире активные контакты лидера с центрами власти, тем большим влиянием он обладает.

Управление финансами . Лидер обладает не только правом подписи под финансовыми документами, но и держит руку на пульсе финансовых потоков. Делегируя своему ведомому управление финансами, желательно оговорить:

− зону самостоятельного принятия решений ведомым с последующей

отчетностью,

− зону контроля, где лидер ставится в известность о результатах,

− зону согласования,

− зону, где решение остается за лидером.


Контроль сбыта и снабжения. Тот, кто построил систему сбыта или снабжения проекта, является незаменимой личностью, у которой существуют жизненно важные для команды внешние связи. Следовательно, лидер команды должен «на плечах» своего коммерсанта сам заключать стратегически важные договора, подключаясь к процессу сразу после выхода ведомым на лицо, которое принимает решения и соответствует по рангу руководителю проекта. Руководителю проекта провести первую встречу с ответственным лицом желательно вместе с членом команды, нашедшим на него выход.

Наличие непререкаемого авторитета. Некоторые руководители стараются избегать брать в свою команду авторитетных подчиненных. Сила лидера определяется тем, насколько он может управлять высококлассными специалистами. Лидер команды может эффективно использовать высокий авторитет своего ведомого, «включая» и «выключая» его влияние при командном взаимодействии. Для этого нужно четко ограничить сферу ответственности ведомого, чтобы все члены команды знали, в какой области авторитетный ведомый является экспертом. Если ведомый в иллюзиях членов команды является экспертом во всех областях, то это серьезная проблема руководителя проекта. Необходимо управлять этими иллюзиями, иногда даже искусственно определяя авторитетному ведомому его неформальную роль, совпадающую с формальной. Задача номер один у лидера – в короткий срок создать из других членов команды образы экспертов в различных сферах командного взаимодействия. Нужно внимательно слушать мнение авторитетного ведомого, когда оно касается его сферы деятельности, и рассеяно слушать или перебивать, когда он заползает в другие области, при этом обращаться к мнению нового эксперта в этой области. Постепенно новые эксперты члены команды займут свои ниши и ни при каких обстоятельствах не будут запускать туда старого «авторитета». В этом они заинтересованы сами. В команде появятся несколько сильных специалистов наряду со старым авторитетным ведомым. Каждый из них станет активно самосовершенствоваться, чтобы выдержать конкуренцию с влиянием «авторитета» старого эксперта во многих областях.

Таким образом, решаются следующие задачи:

2. Формируется эффективное внутрикомандное взаимодействие.

3. В команде закладывается хорошая почва под профессиональный рост высококлассных «молодых» специалистов­­ – экспертов в своих областях.

Группа ЭУМ 505

Шведова Ольга

ЭССЕ на тему «Роль лидера в формировании и деятельности команды»

В настоящее время компании действуют в условиях беспощадной конкуренции, поэтому необходимо создавать сильные команды, которые смогут преодолеть препятствия и добиться высокого результата. Все усилия современных компаний направлены на формирование эффективной команды. Известно и доказано многочисленными примерами, что совместными усилиями всегда можно добиться и произвести лучшие результаты. Если команда необходимым образом обучена, то за счет командной работы можно будет праздновать успех во всех сферах деятельности. Успешные команды используют синергию талантов и энергии их членов таким образом, что 1 плюс 1 дает в результате, по меньшей мере, 3 (а часто намного больше). Одним словом, когда команда работает слаженно, общий результат намного выше, чем сумма его частей.

Команду можно определить как группу людей, имеющих высокую квалификацию в определенной области и максимально преданных общей цели деятельности своей организации, для достижения которой они действуют сообща, взаимно согласовывая свою работу. Множество исследований специалистов в области формирования и деятельности команд показывают, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу, чем эффективное лидерство. Лидерство необходимо для того, чтобы превратить группу людей в команду и превращения их в силу, которая является устойчивым конкурентным преимуществом. Лидеры знают, как сделать так, чтобы люди начали работать сообща, и как их мотивировать, чтобы они старались полностью раскрыть свои способности. Лидеры также знают, как уравновешивать индивидуальные устремления членов команды с нацеленностью на создание синергии – общего результата, который намного превышает сумму индивидуальных вкладов членов команды. Подобно дирижеру оркестра или тренеру футбольной команды эффективный лидер добивается от игроков того, чтобы они в первую очередь стремились к достижению наивысшего командного результата, а не личного. Очевидно, что команды, где есть лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем команды без лидеров.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – главный член команды, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение подчиненных для достижения поставленной цели. Идеальный лидер команды, по мнению Белбина, - спокойный человек, который излучает доверие, с качествами командного игрока, который хорошо выявляет способности других людей и знает, как их использовать.

По сути, основные обязанности лидера команды подобны обычным контролирующим функциям любого начальника. Однако, кроме этого, лидеру приходится сталкиваться и с решением уникальных управленческих задач. Эффективный лидер команды должен с самого начала понимать свою роль, что его функции не ограничиваются исключительно управлением или контролем за выполнением работы команды, а включают в себя помощь в сплочении команды и реализации личного потенциала каждого из участников команды. Лидер должен быть примером для подчиненных и гарантом выполнения задач для руководства. Рассмотрим подробнее, как лидерство или руководство командой приводит к формированию слаженно действующей команды и более полному и быстрому осуществлению целей.

Команда представляет собой систему и как любая система имеет свой жизненный цикл. Не существует жесткой классификации периодов жизни команды. Просто специалисты полагают, что часто, когда члены команды приступают к совместной работе над задачей или проектом, возникает определенная последовательность событий.

В начале формирования команды имеет место избыток энергии. Несмотря на этот избыток, маловероятно, что ее хватит надолго. Команда должна преодолеть внутренние противоречия и сомнения (на некотором этапе), прежде чем сформируется действительно сплоченный коллектив. Данный процесс порождает риски, однако, это необходимый путь создания норм команды. Четкость намерений и сплоченность членов команды приведет в итоге к более высокой производительности, чем в рабочей группе. После выполнения задач команды часто распадаются. Основные характеристики этапов развития команды и роль лидера в каждом из них сведены в таблицу:

Этапы формирования и деятельности команды

Этапы Краткая характеристика Роль лидера
Формирование
  • это еще не команда, а совокупность отдельных индивидуумов;
  • происходит обсуждение в самом общем виде назначения команды, ее целей, состава, механизмов работы и т.д.
  • люди осторожны в своих проявлениях и стремятся произвести впечатление друг на друга;
  • возможны опасения и колебания, связанные с не совсем ясным представлением о предстоящей работе в команде;
  • разделяемое всеми понимание присутствует в незначительной степени;
  • низкая приверженность интересам команды.
  • познакомить членов команды друг с другом, если они незнакомы;
  • создать непринужденную и комфортную обстановку;
  • дать команде четкое направление и ясную цель;
  • вовлечь членов команды в разработку планов, уточнение ролей и определение способов совместной работы;
  • предоставить команде информацию, необходимую для начала работы
Срабатывание (бурление)
  • люди «открываются» и выявляются индивидуальные цели и ожидания;
  • на поверхность выходят разногласия и противоречия;
  • назначение команды, стиль руководства, групповые роли, модели взаимодействия и поведения – все может быть поставлено под сомнение и оспорено;
  • внутренние проблемы команды выходят на первый план;
  • чувства находят свое выражение;
  • возможно возникновение межличностных конфликтов;
  • обращение к прошлым инцидентам и проблемам;
  • формируется готовность принять риск совместной работы;
  • члены команды подвергаются проверке со стороны своих коллег и больше узнают о самих себе.
  • помогать команде успешно решать споры;
  • обеспечивать обмен мнениями и конструктивное обсуждение проблем.
  • воодушевлять команду на достижение намеченных целей;
  • изучить сильные и слабые стороны каждого члена команды;
  • поощрять членов команды принимать на себя все большую ответственность и новые обязательства;
  • разработать и реализовать соглашения о полномочиях членов команды и порядке принятия решений;
  • команда может отвергнуть признанного лидера и определить альтернативный способ управления своими делами.
Нормирование
  • установление норм и процедур работы;
  • формирование приемлемого стиля руководства;
  • распределение ролей и формирование моделей взаимодействия;
  • развитие сотрудничества и взаимной поддержки, крепнет доверие;
  • формирование механизмов принятия решений, контроля и обратной связи;
  • обеспечивать формирование норм и механизмов, способствующих эффективной работе команды;
  • согласовывать устремления каждого члена команды с общими целями и ценностями;
  • способствовать сплочению команды.
Функционирование
  • команда объединена и может эффективно работать для достижения поставленных перед ней целей;
  • общее понимание проблем;
  • взаимная поддержка и взаимопомощь;
  • комфортная атмосфера, стимулирующая достижение новых высот;
  • развитие, профессиональный и личностный рост членов команды.
  • регулярно оценивать эффективность работы команды и результаты ее деятельности;
  • предоставлять членам команды обратную связь;
  • делегировать дополнительные полномочия членам команды;
  • обсуждать с членами команды предложения по улучшению ее деятельности;
Реорганизация или расформирование
  • роспуск или переформирование команды после выполнения ею поставленной задачи;
  • возможен также вариант постановки перед командой новых задач.
  • информировать членов команды о предстоящих переменах (уменьшать напряженность, связанную с изменениями и переходами);
  • оценивать проделанную ими в команде работу и то чему они научились;
  • поощрять членов команды к тому, чтобы они в дальнейшем не теряли связи друг с другом и поддерживали отношения

Таким образом, роль лидера является ключевой в команде, обладая определенным влиянием, он должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед нею задач. Поэтому компании уделяют много внимания подбору и подготовке лидеров, способствуют повышению их квалификации, проводя различные тренинги и семинары.

Литература

1.Р. Мередит Белбин - Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. Издательство: HIPPO, 2003

2. Журнал «Директор», май 2009, М. Якубович «Управление командами».

3. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М. 2002.

4. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002.

5. http://www.tqmxxi.ru/courses/ pract_man/tr/Team/tr-team- stages.htm

Краткое описание

В настоящее время компании действуют в условиях беспощадной конкуренции, поэтому необходимо создавать сильные команды, которые смогут преодолеть препятствия и добиться высокого результата. Все усилия современных компаний направлены на формирование эффективной команды. Известно и доказано многочисленными примерами, что совместными усилиями всегда можно добиться и произвести лучшие результаты. Если команда необходимым образом обучена, то за счет командной работы можно будет праздновать успех во всех сферах деятельности. Успешные команды используют синергию талантов и энергии их членов таким образом, что 1 плюс 1 дает в результате, по меньшей мере, 3 (а часто намного больше). Одним словом, когда команда работает слаженно, общий результат намного выше, чем сумма его частей.

За общие дела группы. Лидерство – это не только почитание, регалии и минуты славы. Это еще и повышенная за благополучие группы. Вспомните все разборки и . Кому в первую очередь достается? Разумеется, лидеру. Считается, что если обезоружить вожака, то группу можно разбить и уничтожить. Именно по этой причине стремящемуся к лидерству важно развивать в себе ответственность.

Проявляйте инициативу. Беритесь за новые дела, проекты. Проявляйте в поиске новых методов решения привычных задач. Смело окунайтесь в групповые конфликты и принимайте участие в их разрешении. Инициатива по всем важным для группы делам поможет вам стать лидером . Она позволит вам сплотить группу вокруг себя ради достижения важных целей.

Умейте воплощать общие для группы цели, должен чувствовать их шестым чувством. Они первыми их формулируют, формируют активистский костяк для начальных действий. Важно не только находить тонкие места и знать потребности группы, нужно уметь достигать значимых для нее целей.

Видео по теме

Полезный совет

Вы еще не передумали быть лидером? Если нет, то готовьтесь к тому, что ваши затраты труда и энергии в группе будут самыми большими. А почивать на лаврах вы если и сможете, то очень не скоро. Для начала придется завоевать лидерскую позицию и научиться ее удерживать.

Источники:

  • лидер в команде в 2019

Даже если у вас нет особого намерения стать в будущем главой компании, города, политической партии или даже государства, без способности общаться вам все равно не обойтись. От этого напрямую зависит успех личных отношений с окружающими людьми, на работе, в браке. Люди не выразят желания следовать за вами, если не поймут, куда вы движетесь, чего хотите. Стать лидером по общению можно, придерживаясь четырех основных принципов.

Инструкция

Старайтесь упрощать мысли. Общение заключается не в том, чтобы непринужденно говорить, а в том, чтобы это делать правильно. Ключом считается простота. Не производите на людей впечатления сложными фразами и громкими словами. Для поддержания с окружающими прочного контакта непременно стремитесь к ясности и простоте.

Однозначно старайтесь видеть конкретную личность. Эффективные лидеры общения сосредотачиваются на людях, с которыми они непосредственно поддерживают общение. Помните, что невозможно плодотворно общаться с аудиторией, при отсутствии основополагающих сведений о ней. Приступая к процессу общения с людьми – отдельным человеком или целой группой, - обязательно озадачивайте себя мыслями: кого включает данная аудитория, какие проблемы ее волнуют, какие ее нужды необходимо затронуть, как много времени займет общение с ней. Если же вы стремитесь стать настоящим лидером в общении, обязательно ориентируйтесь на собравшуюся аудиторию. Ведь люди верят

В любой организации или объединении есть человек, который занимает главенствующую позицию, то есть является авторитетом. Лидер не обязан быть самым умным, красивым или высоким, главное для него это вести за собой людей. Это положение достаточно неустойчивое, все зависит от ситуации, с одной можно легко справиться, а с другой могут возникнуть проблемы.

Существует большое количество взглядов касающихся вопроса лидерства. Наиболее важным является построение тактической грамотности в коллективе. Ваша цель, как главного, обучить весь персонал гибкости, энергии и умениям, а самое главное превратить их в один действующий механизм. История показывает, что великие лидеры для достижения непоколебимой веры в них всегда готовы были отдать людям, которые шли за ними больше, чем взять себе. Именно это обеспечивало им любовь и уважение масс.

Зачем нужен лидер?

Вот основные причины, почему люди нуждаются в человеке, который сможет возглавить ту или иную организацию:

  1. Организация масс. Люди устроены так, что они сами, каждый за себя решает, что ему нужно и как он видит решение той или иной проблемы. Поэтому одной из основных задач лидера является способность не только видеть светлое будущее, а сделать так, чтобы другие тоже в него поверили. Только в этом случае люди начнут вносить свой вклад в общую миссию и будут работать по вашему сценарию.
  2. Лидер должен быть «идеален». Вы обязательно должны позаботиться об атмосфере в коллективе, людям должно быть комфортно, работать под вашим руководством. Лидер должен иметь авторитет в той сфере, где он назначен главным иначе его место в скором времени займет другой человек.
  3. Необходимость быть услышанными. Никогда не забывайте о своей команде, ведь именно она возвела вас на пьедестал, а значит, хочет получать частичку выгоды от ваших побед, которые в какой-то степени тоже их. Не разрушайте их веру в вас как человека честного и выполняющего свои обещания, ведь они легко могут быстро сменить лидера.
  4. Необходимость итоговой оценки и одобрения. Всем известно, что любое достижение, это слаженная работа всего коллектива. В этом «механизме» каждый сотрудник исполняет определенную роль. Главным заданием хорошего лидера является точная оценка сложившейся ситуации и разработка соответствующего долгоиграющего плана действий. Его оценивают по выбору стратегии, подборе нужных людей на соответствующие рабочие места и непоколебимой поддержке необходимых правил. Именно это приведет к долгожданной и такой желанной победе.

Как стать хорошим лидером?

Авторитетом могут быть не все, для этого должно быть внутреннее стремление и определенные качества. Если у вас есть сильное желание, то можно добиться любых результатов, правда работать придется в два раза больше.

Одним из важных шагов к лидерству - стать скульптором своей карьеры.

Перестаньте ждать возможного повышения, начните стремиться к нему сами, ведь не факт, что начальник захочет растить себе конкурентов и начнет заниматься вашей квалификацией. Поэтому сами займитесь своим потенциалом, запомните, что именно вы решаете, сделаете вы карьеру или нет. Разработайте поэтапный план и постепенно двигайтесь к поставленной цели.

Чтобы занять главенствующую позицию в коллективе необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Научитесь принимать решения. Главное чтобы они были правильными и обдуманными, в противном случае последствия будут не в вашу пользу. Именно своевременно принятые решения приведут любую команду к победе, что обязательно возвысит вас в глазах подчиненных.
  2. Отвечайте за все дела вашей группы. Лидер не только получает привилегии, в дополнение он несет ответственность за всю работу своей команды. Поэтому первое качество, которое должно быть развито, это ответственность.
  3. Проявляйте инициативу. Не сидите на месте, начинайте новые проекты, постоянно занимайтесь поиском методов решения текущих задач. Если вы будите принимать постоянное участие в жизни коллектива, это сыграет на вашу пользу и сплотит команду еще сильнее.
  4. Будьте активными. В любых делах всегда находитесь на первых позициях, независимо это работа над проектом или просто очередной субботник. Дополнительно не забывайте следить за работой всей группы. Умение делать два дела одновременно - важно для лидера.
  5. Научитесь смотреть в корень глобальной проблемы и разложить ее по полочкам. Все сталкиваются с проблемами независимо от места работы, но умение их быстро решать без лишней суеты очень важное качество. Когда проблема возникает в коллективе, каждый начинает высказывать свою точку зрения и предлагать возможный выход из ситуации, иногда эти мнения полностью противоположные и только настоящий лидер может прекратить дебаты и аргументировать правильный путь решения.
  6. Научитесь правильно распределять свое время. Чем выше ваша должность, тем больше у вас различных дел, а соответственно проблем, которые требуют решения. Если вы много времени посвятите одному вопросу, остальные выйдут из под контроля, и все начнет наваливаться, как снежный ком.
  7. Умейте воплощать в жизнь цели группы. Это лидер должен ощущать шестым чувством. До момента всеобщего ознакомления вами должен быть сформирован главный костяк для первых действий.
  8. Станьте настоящим оптимистом. Ведь только такие люди перед проблемой не падают на колени, а ищут пути ее решения. Оптимисты всегда уверенны, что выход есть из любой ситуации, главное искать его. Всем известно, что положительный настрой под силу развить всем.

Успех команды во многом зависит от эффективности и профессионализма ее лидера. Профессора Гарвардской школы бизнеса, изучая команды кардиохирургов, обнаружили, что установки и действия лидера являются важнейшим фактором для определения эффективность всей команды. Однако руководство командой требует особого подхода, который существенно отличается от принятых во многих организациях директивных методов. Большинство людей способны усвоить навыки, необходимые для лидера команды, хотя приобретение этих навыков не всегда дается легко. Чтобы стать эффективным лидером, нужно стремиться к изменению себя, к выходу за пределы своей зоны комфорта и избавлению от многих предубеждений, определявших поведение в прошлом.

Признать значение общих целей и ценностей

Лидер команды должен сформулировать ясную концепцию, чтобы направить усилия людей в единое русло. Настоящий лидер помогает участникам команды наполнить работу смыслом. Как показывает изучение кросс-функциональных команд, наибольшего успеха добиваются те из них, участники которых имеют ясное представление о своей миссии и верят, что от их работы во многом зависит процветание всей компании. Для создания команды необходимо сплотить людей, чтобы они имели общие цели и ценности. Здесь лидеры могут использовать ритуалы, церемонии, поучительные истории и другие символические средства, которые служат единению команды и наполнению смыслом ее работы.

Уметь признавать свои ошибки

Настоящий лидер всегда готов согласиться с тем, что он не является «самым умным» человеком на свете. Эффективный лидер стимулирует обмен знаниями и идеями, воодушевляя участников команды привносить в общую работу свои уникальные таланты и навыки. Он не боится признать свои ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и обратиться за помощью. Этим лидер дает понять участникам команды, что все проблемы, ошибки и разногласия обсуждаются открыто и что никто не должен бояться проявить свою некомпетентность.

Быть наставником для участников команды и оказывайте им поддержку

Настоящий лидер создает условия для обучения и развития участников команды и достойно вознаграждает труд подчиненных. Он озабочен не столько собственным продвижением и увеличением размера своей зарплаты, сколько интересами участников команды, которые нуждаются в поддержке и признании. Зачастую лидеры забывают, сколь важно подчиненным чувствовать, что их труд по-настоящему ценится. Одна женщина, работавшая в течение многих лет секретарем, рассказывает, как начальнику удавалось воодушевлять подчиненных: «Наша команда состояла из четырех человек. В течение всех последних лет по окончании каждого рабочего дня, сколь бы труден он ни был, начальник приходил к нам в кабинет и благодарил за хорошую работу»

Чтобы команда была эффективной, нужно установить баланс между необходимостью выполнять корпоративные задания и удовлетворением социально-эмоциональных потребностей сотрудников. Здесь уместно вспомнить стили руководства, ориентированные на задания и людей. Ориентация на задания в основном связана с высокой производительностью, тогда как ориентация на людей -- с взаимоотношениями и удовлетворением потребностей сотрудников.

Чтобы команда показывала хорошие результаты в течение длительного периода, она должна не только выполнять поставленные перед ней задания, но и удовлетворять потребности людей, входящих в ее состав. Эти условия выполняются при участии в работе лидеров, играющих одну из двух основных типов ролей.

Роль может осмысляться как ряд определенных форм поведения, ожидаемых от своего лидера участниками команды.

Роль специалиста связана с предложением новых идей и способов решения проблем, а также с оценкой эффективности команды. Человек, исполняющий эту роль, рассматривает факты, вносит предложения, добывает необходимую информацию, чтобы прояснить задания, суммирует данные и воодушевляет коллег. Социально-эмоциональная роль включает в себя такие формы поведения, как вовлечение участников команды в процесс решения проблем, чуткое восприятие чужих идей, устранение разногласий и конфликтов, внимательное отношение к чувствам и потребностям коллег. Человек, исполняющий эту роль, является примером для остальных. Он устанавливает нормы поведения и налаживает взаимодействие и сотрудничество между участниками команды, помогая им преодолевать трудности.

В идеальном случае лидер команды исполняет две роли одновременно, чем заслуживает уважение и восхищение участников команды. Однако иногда бывает необходимо концентрировать больше внимания на какой-то одной из ролей. Например, если члены команды в значительной степени ориентированы на задания, лидер может исполнять в основном социально-эмоциональную роль. И напротив, когда участники команды ориентированы на взаимоотношения, лидеру следует исполнять роль специалиста, проясняя задания и устанавливая цели. Усилия лидера направлены на обеспечение условий, в которых участники команды могли бы удовлетворять оба типа потребностей: профессиональные и социально-эмоциональные. Хорошо сбалансированные команды способны успешно работать в течение длительного времени, если каждый сотрудник удовлетворяет свои основные потребности и выполняет поставленные перед ним задания.

Два типа ролей, исполняемых лидерами команд

Роль специалиста Социально-эмоциональная роль

Предлагает новые идеи и решения.

Воодушевляет коллег: вовлекает их в общую работу, проявляет теплоту и заботу.

Оценивает эффективность команды, высказывает мнение по поводу предложений коллег.

Разрешает конфликты, возникающие между участниками команды, сглаживает разногласия и помогает устранить различия.

Ищет информацию для решения проблем, а также определения заданий и круга ответственности каждого члена команды.

Проявляет дружелюбие и поддерживает участников команды, внимательно относится к потребностям и чувствам коллег.

Обобщает идеи и факты

Утверждает нормы поведения, напоминает другим о необходимости соблюдения этих норм, налаживает взаимодействие

Заряжает энергией участников команды и стимулирует работу

Стремится разрешить проблемы, возникающие в результате командного взаимодействия и стимулирует работу взаимодействия или неправильного поведения коллег; чутко реагирует на

эмоциональное состояние окружающих