Активность личности и ее проявления. Активность личности и ее источники. Оценка социальной активности

Личность, формируется, не является пассивным продуктом взаимодействия биологического и социального факторов. Взаимодействие этих факторов реализуется через активность ребенка.

Активность личности - условие и результат психического развития индивида, проявляется в его деятельности

Средством активности ребенка, что проявляется в деятельности, происходит двустороннее взаимодействие подрастающей личности с социумом протяжении взросления индивида и усложнение его психической организации a активность тоже обогащается, как содержанием, так и способами ее выражения На разных стадиях развития ребенка его активность проявляется на таких уровнях (по Г Люблинской):

а) репродуктивный (копирование действий взрослого в словах, играх, манере поведения)

б) исполнительный (выполнения ребенком поставленных взрослым задач и на этой основе выработки новых умений)

в) самостоятельный (самостоятельная постановка задач, поиски и апробация способов их решения).

Сначала свою активность дети направляют на взрослого, вызывая обратное влияние с его стороны. В последствии, начиная с преддошкольного возраста, ребенок направляет свою активность на самопознание и самосовершенствование.

По мере формирования мотивации и самосознания индивид становится избирательно восприимчивым к воздействиям среды, чувствительным к тому, что соответствует его жизненным устремлениям. Социальное окружение меняется для индивида вследствие его роста, увеличения физических и умственных возможностей, становление новых видов деятельности. То, что привлекает в окружающем мире дошкольника, теряет актуальность для младшего школьника. Психологические потребности разные в подростковом и юношеском возрасте. Личностная динамика наблюдается и на протяжении всех периодов взросления.

Влияние общественной среды на психическое развитие индивида зависит от развития его направленности и способности восприятия, подражания, от становления его потребностей и стремлений Имеет место избирательность проявления и направленности активности личности. Даже в одной семье дети, имея одних родителей, развиваются по-разному в зависимости от того, как складываются их действующие взаимоотношения с окружающими людьми, как взрослые осуществляют воспитания этих детей. Различия активности индивида сказываются на всех аспектах его психической жизни - содержании и способах познания окружающей действительности и себя, регуляции эмоций и поведения, построении взаимоотношений с другими людьми, становится основой для формирования индивидуальности личности.

Данные исследований показывают, что даже у детей-близнецов, имеющих идентичные генотипы и живущих в одной семье, часто формируются различные эмоциональные, волевые, характерологические черты вследствие того, что в их возрасте один ребенок чаще выступает как инициатор, лидер, а другой - как исполнитель, подчиненный.

Не столько семья социализирует ребенка, сколько ребенок сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир...

В процессе взросления ребенок, проявляя свою активность во взаимодействии со взрослыми, не только развивается сам, но и видоизменяет отношения в новые, более сложные формы, определяет влиятельность воздействия внешней - социальной среды, а также при определенных условиях может модифицировать действие биологического фактора.

121 Активностьть

Основные характеристики активности

Общей характеристикой живых существ является их активность. Именно активность обеспечивает поддержание жизненно важных связей всех существ с окружающим миромм.

Источником активности живых организмов являются потребности, благодаря которым все живое действует определенным образом и в определенном направлении . Потребность - это состояние живого существа, отражает ее зависимость от условий существования и вызывает активность в отношении этих условий.

Активность человека существенно отличается от активности животных. Проявления активности в поведении животного обусловлены прежде естественной организацией (строение тела и органов, инстинкты), которая якобы определяет есть ряд предметов, которые могут стать объектами потребностей. Процесс удовлетворения потребностей животных обеспечивает наиболее полное приспособление их к среде. Например: врожденная программа поведения насекомых (пчел), птица ов (синица, ремез), млекопитающих (бобр, белка, медведь) предусматривает определенные строительные нужды, а также материал для их обеспечения: воск, природные материалы, определенные породы д.рев.

Источник активности человека - его потребности. Потребности человека формируются в обществе в процессе воспитания. Природные вещи являются не только предметами, удовлетворяющие биологическую потребность (например, в пище). По вспом мощью орудий труда человек может видоизменять предмет соответствии с собственными потребностями. Поэтому удовлетворение потребностей у человека - активный, целенаправленный процесс овладения определенной формой деятельности, определение а общественным развитиемтком.

ли понятие активность и деятельность тождественными, или они имеют качественные отличия?

Принципиальное отличие активности и деятельности заключается в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности. Активность не только качественно присуща самой деятельной ностиі

(например - труда), но и придает ей определенного"окраску"Активность определяет деятельность и является движущей силой, источником пробуждения у человека ее"потенциалов"uot;потенціалів".

Активность вроде предшествует деятельности во времени: до начала деятельности мы еще не можем что-то изменить, передумать, улучшить, ведь это можно сделать в процессе самой деятельности. До начала деятельности мы актив вно выбираем, что именно желательно, свободно планируем, думаем, с помощью каких способов и какими средствами чего-то добиться. Активность не только предшествует деятельности, но и"сопровождает"его в течение всего об этом су. Нельзя представить оптимальной деятельности, лишенной активностиої активності.

расчете свои силы, время, возможности для достижения той или иной цели, с помощью активности мы мобилизуем свои способности, преодолеваем инерцию"Личностно окрашена"деятельность осуществляется не только более конструктивно, но и в определенном направлении, с определенной ориентацией (на других, на себя и т.д.). Активность вроде"наполняет"деятельность, придает ей особую личностной значимости. Человек в такой ситуации делает все желающиетуації робить усе охоче.

Где искать источники, причины возникновения"настоящей", действующего активности, почему она снижается?нижується?

Ответить на этот вопрос можно только определив, как именно жизненные ценности, потребности человека соотносятся с общественными требованиями и нормами. А потребности человека и нормы часто заходят между собой в спорного ность. Если в процессе деятельности достигается предмет удовлетворения потребности, появляется чувство как личностного, так и социального"насыщения", то довольной,"насыщенной"предметом активности быть не м оже, потому что это уже не будет активность. Что же движет активностью, если не предмет? способна к контролю за своей активностью. Однако активность, сводится (со стороны субъекта) только к контролю, не может привести к выбору конструктивных способов деятельности за активность человек стремится создать такие условия своей деятельности, достичь таких уровня и качества ее осуществления, чтобы она соответствовала попыткой, намерениям, критериям. Именно такие условия преодоления трудностей, достижения высокого ров ния качества деятельности приносят человеку удовольствие (а не только результат деятельностиільки результат діяльності).

Получая удовольствие от характера деятельности, а не только от ее результата, личность благодаря активности не попадает в полную зависимость от социальных требований и установок, а приобретает новые способностей ей решать социально-психологические противоречия, утверждается в правильности своей позиции, убеждается в ее адекватности жизненно.

Итак основным свойством активности является принадлежность ее человеку, субъекту, вне которого она не может существовать соответствии субъекту активности присущи все характеристики субъекта деятельности (психические, моральные, социальные, профессиональные и т.п.), но только более личностно окрашенные.

Активность возникает как жизненный произведение личности, осознающей, что все необходимое от общества она получит благодаря своей деятельности (труда), которой она обменивается с другими людьми.

Активность порождается потребностью в деятельности, является на высшем сравнению с деятельностью уровне, ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями. Но если деятельность еще не сформировалась, если не сложилась сама личность, ее высшие жизненные потребности, то активность может быть не в функции координатора, а в функции дезинтегратора жизни человека. В этом смысле она может не иметь своего предмета, не проявляется ярко в конкретном виде деятельностиі.

Если беспредметная деятельность является социально бесперспективной, то беспредметная активность - явление социально опасное, социально нежелательное бездействующих, не направлена??активность социально и личностно"при иречена", так как не имеет своей цели, своего предмета и не приносит удовольствиязадоволення.

Активность (как и деятельность) осуществляется на протяжении всей жизни человека, поэтому имеет продолжительный, однако неравномерный характер. Периоды повышения и снижения активности не всегда соответствуют"биологическом"возраста человека, его возможностям. Часто бывает так, что в старости человек еще активно работает, а молодой человек кажется старой из-за неспособности (нежелания) найти свое место в жизниісце в житті.

Активность может иметь и различную направленность - на конкретных достижениях (материальные блага, карьеру и т.п.) или на высокие духовные ценности.

Приобщение к активности таких психологических особенностей, как мотивы личности, ее направленность, способности, ценностные ориентации, определяет психологическую характеристику активности.

Из внутренних характеристик личности важную роль в ее росте играют мотивы . Однако мотив большей степени связан с деятельностью, рассматривается как побуждение к ней. Если в структуре человеческой деятельности личностном мотива отводится определенное место, то какое же соотношение мотива и активности? ь определенные ценностные места. Соотношение активности и мотивов может приобретать или гармоничного, или противоречивый характер. И если противоречия (борьба) мотивов на этапе формирования активности способствуют ее росту, то на этапе реализации активности такая борьба превращается в ее тормозовльмо.

Активная человек (в различных формах) пытается снять личностную неопределенность, незавершенность (при деятельности), и здесь ее чрезмерная саморегулирования становится своеобразным тормозом активности. Однако са аморегуляция человека не ограничивается контрольными функциями. В процессе саморегулирования личность считается не только на степень активности, но и на собственное состояние, возможности, всю совокупность мотивеів.

Активность личности может быть деформированной из-за потери ею роли субъекта деятельности. Только при наличии указанного качества, по способности личности выступить полноправным субъектом деятельности возм лива настоящая гармоничная активностьь.

Отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния - как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения - как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов. (В. Ф.Бехтерев 1996.)

В психологии в рамках деятельностного подхода (), также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997). , помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.

Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование - первое и простейшее проявление жизни - может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

Активность и деятельность, соотнесение понятий

Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой - с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности (В. Н. Кругликов, 1998).

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество - качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций - внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу - мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения .

Кто работал над этой проблемой

Обсуждение отдельных аспектов проблемы активности можно найти в работах специалистов различных областей науки, начиная со времён Аристотеля.

С психологической стороны они рассматривались в трудах: К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анциферовой, В. М. Бехтерева, Л. П. Буевой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачёва, А. Ф. Лазурского, В. С. Мухиной, А. В. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна, В. Д. Симоненко.

Психолого-педагогические особенности активности личности в обучении представлены в работах: И. Г. Абрамовой, Б. Г. Ананьева, Н. В. Борисовой, А. А. Вербицкого, П. И. Пидкасистого, В. Н. Кругликова, М. М. Крюкова, Н. В. Кузьминой, Б. Т. Лихачёва, Н. Ф. Талызиной, И. С. Якиманской, В. А. Якунина.

Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность , отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации , осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность. В праксиологии активность личности (субъекта отношений) - передача сигнала субъекту отношений (объекту воздействия) во взаимозависимости по установлению (восприятию) нормы.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение , активист , активный элемент системы . Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями , взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы , когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом , но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем дело с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой - с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции . Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив . Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву . Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия . Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество - качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций - внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу - мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения

В психологии активность рассматривается как одна из важнейших категорий, характеризующая деятельное состояние человека; всеобъемлющая характеристика жизни, детерминируемая врожденными, приобретенными в онтогенезе и в процессе социализации личности потребностями. Активность всегда направлена на устранение либо внутренних противоречий организма, либо противоречий между организмом и средой, между субъектом и окружающей средой, между личностью и социальной средой. Проявляется она внутри организма в виде физиологических, нейрофизиологических, психических процессов, а вне организма - в виде реакции, действий, поведенческих актов, поведения, деятельности, общения, познания, созерцания на индивидуально-субъектном, индивидуально-личностном уровнях. Устранение противоречий происходит либо с изменением субъектом самого себя, либо преобразованием окружающей среды.

Активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.
Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, - о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, - говорят, что он выступает как субъект активности. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие ее проявления, как активация, безусловно - и условно-рефлекторные акты, поисковая активность, Поисковое моделирование в поведении), произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью, активность субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.
Активность характеризуется такими свойствами, как спонтанность, то есть обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью , то есть обусловленностью того, что совершается, актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения, надситуативностью , то есть выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности, как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, то есть устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен активности как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также согласно схеме "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемой спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной . В отличие от детерминации со стороны "прошлого" (обычные причинно-следственные отношения") или со стороны возможного "будущего" ("целевая" детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах И. Канта - в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.