Тема синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор предложения. Деление по значению союзов сложносочинённого предложения

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Чтобы выполнить синтаксический разбор сложносочиненного предложения, необходимо:

1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид предложения по цели высказывания.

2. Если оно восклицательное, отметить это.

3. Найти грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4. Указать, какими именно сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) соединены простые предложения в сложные, и определить значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).

5. Объяснить расстановку знаков препинания.

6. Разобрать как простое предложение каждое из предложений, входящих в состав сложного.

Красивая роза лежала на столе, и солнце освещало комнату.

1. Повествовательное.

2. Не восклицательное.

3. Роза лежала. Солнце освещало.

4. Простые предложения соединены в сложное с помощью соединительного союза И. Значение сложного предложения – перечисление событий.

5. В сложносочиненном предложении перед союзом И, соединяющим два простых предложения, ставится запятая.

6. Разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного – см. статью Синтаксический разбор простого предложения.

(No Ratings Yet)

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения – Основные понятия синтаксиса, Синтаксис

Другие сочинения по теме:

  1. Синтаксический разбор предложения с разными видами связи Синтаксический разбор предложения с разными видами связи Чтобы выполнить синтаксический разбор предложения с...
  2. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид...
  3. Синтаксический разбор простого предложения Синтаксический разбор простого предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения, необходимо: 1. Назвать вид предложения по...
  4. Синтаксический разбор словосочетания Чтобы выполнить синтаксический разбор словосочетания, необходимо: 1. Выделить словосочетание из предложения. 2. Рассказать о строении словосочетания: найти...
  5. Предложение и высказывание Предложение и высказывание Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет...
  6. Что такое синтаксис? Термин “синтаксис” имеет несколько значений. 1) Синтаксисом называется вся та область грамматического строя языка, которая охватывает разнообразные...
  7. Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса Синтаксис как область грамматического строя...
  8. Место синтаксиса в грамматической системе языка Синтаксис занимает центральное место в грамматической системе языка. Это определяется тем, что сфере синтаксиса...
  9. Задание: Укажите верную характеристику предложения (предло Жение указано). Аналитический отчет ФИПИ: “…Неумение отличить главные Члены предложения от второстепенных часто не...
  10. Отличие словосочетания от предложения Отличие словосочетания от предложения Словосочетание, построенное по тому или иному отвлеченному образцу, в предложении всегда заключает...
  11. Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контексте,...
  12. Главный предмет экзистенциального общения – смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты. Экзистенциалисты различают “бытие” и “существование”. “Бытие”...
  13. Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочиненных...
  14. Цель урока: проверить сформированность у учащихся языковых умений и навыков, связанных с Географияами “Состав слова и словообразование”, “Морфология”. Основное содержание...
  15. Цель: ознакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными....
  16. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются не Только по форме (по характеру союза), и не только по значению (по характеру Синтаксических...
  17. Цели: углубить получение учащимися сведений о сложноподчиненных предложениях с придаточными следствия, сопоставляя их с придаточными степени и образа действия, причины;...
  18. Тема нашего урока: НЕ с глаголами. Итак, сначала небольшой словарный диктант. Один работает у доски, остальные – сам-но. Потом сверим...

§ 1 Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Цель этого урока - закрепить понятие о сложносочиненном предложении, научиться выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненных предложений.

Как Вам известно, синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение.

Предложение представляет собой грамматически организованное сочетание слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение. Предложение выступает как отдельное высказывание, характеризуется интонационной и смысловой законченностью и имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов - подлежащего и сказуемого или одного из них.

Например:

Помимо главных членов, в предложении могут быть и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).

По наличию или отсутствию второстепенных членов, предложения являются распространенными:

и нераспространенными:

В современном синтаксисе используется следующая классификация предложений:

По цели высказывания предложения делятся на:

1. Повествовательные (сообщают о каком-либо событии), например:

Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами;

2. Побудительные (побуждают к действию, содержат просьбу или приказ), такие как:

Давайте говорить друг другу комплименты!

3. Вопросительные, которые содержат вопрос. Например:

С чего начинается Родина?

По эмоциональной окраске каждое из предложений этих групп может стать восклицательным, выражающим особую восклицательную интонацию.

По характеру грамматической основы предложения бывают:

1. Односоставные, когда из главных членов в наличии либо только состав подлежащего, либо только состав сказуемого, например:

2. Двусоставные, когда в наличии есть состав и подлежащего, и сказуемого:

По наличию или отсутствию всех необходимых для понимания членов, предложения могут быть:

1. Полными, например:

2. Неполными:

Кроме того, в современном синтаксисе различают два основных структурных типа предложения - простое и сложное.

Сложное предложение можно представить как сочетание нескольких простых предложений (двух или более), в котором каждая из частей не обладает всеми свойствами простого предложения. В частности, они не имеют смысловой и интонационной законченности, а интонация конца предложения присуща только сложному предложению в целом. Все составляющие части сложного предложения образуют в совокупности смысловое, грамматическое и интонационное единство, которое на письме оформляется знаками завершения в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие).

Сложные предложения имеют две или более грамматические основы.

Разнообразны смысловые отношения между частями сложного предложения.

Например:

[Налетает ветер]1, и [через минуту-другую все скрывается в темноте]2.

В этом примере вторая часть сложного предложения добавляет значение следствия к содержанию первой части.

Части сложного предложения связываются между собой посредством интонации или союзов, а разделяются на письме знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире, называемыми знаками разделения или выделения.

В зависимости от средств связи простых предложений в составе сложного, они делятся на союзные и бессоюзные, а союзные, в свою очередь, на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Нам известно, что сложносочиненное предложение - это такое сложное предложение, в котором части предложения равноправны между собой и связаны сочинительными союзами и интонацией.

Например:

[Весна начинается медленно], и[осень незаметно подкрадывается].

Схема , и .

Смысловая связь между частями сложносочиненного предложения определяется теми союзами, которыми они связаны.

Группы этих союзов нам известны:

Соединительные (и, да (в значении и), ни…ни, тоже, также, не только…но и, как …так и;

Разделительные (то…то, не то…не то, или, либо);

Противительные (а, но, да(в значении но), однако, зато).

Например:

[Молодые листья лепетали], да [птицы пели].

В этом сложносочиненном предложении выражается одновременность действий, передаваемая с помощью сочинительного соединительного союза да (в значении и).

То [туман все заволакивал], то[начинал идти дождь].

В это сложносочиненное предложение сочинительный разделительный союз то…то вносит значение чередования событий.

[Месяца не было], но [звезды ярко светили в черном небе].

В это сложносочиненное предложение сочинительный противительный союз но вносит значение противопоставления одного действия другому.

Завершающим этапом при изучении сложносочиненных предложений является синтаксический разбор, который позволяет свести воедино все знания о предложении как простом, так и сложном.

Можно представить следующий план синтаксического разбора сложносочиненного предложения:

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное) и по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

2. Установить простые предложения в составе сложного, указать их количество и выделить их грамматические основы.

3. Указать Вид связи между простыми предложениями в составе сложного (союзная или бессоюзная).

4. Если союзная связь между частями, то отметить, какое предложение - сложносочиненное или сложноподчиненное.

5. В сложносочиненном предложении указать сочинительные союзы (соединительные, разделительные, противительные), соединяющие простые предложения.

6. Назвать смысловые отношения между частями предложения (одновременность действий, последовательность, чередование, противопоставление).

7. Далее работать с каждым простым предложением в составе сложного, указывая вид предложения по наличию второстепенных членов, двусоставное или односоставное, полное оно или неполное, осложненное или неосложненное).

8. Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

Рассмотрим следующий пример.

Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске - невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.

Первая грамматическая основа - лодка колыхалась, вторая - оно играло.

Связь между предложениями - союзная, сочинительная, значит предложение в целом - сложносочиненное.

Средством связи выступает противительный союз а, выражающий противопоставление.

Первое простое предложение Лодка колыхалась на волнах моря - распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Второе простое предложение оно играло под бликами солнца - распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.

Схема: , а .

§ 2 Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

Синтаксис тесно связан с другой лингвистической наукой - пунктуацией, изучающей знаки препинания, их назначение и правильную постановку в предложении.

В современном языкознании существует и пунктуационный разбор, который предполагает «разбор имеющихся в предложении знаков препинания, объяснение каждого случая постановки или отсутствия знака соответствующими правилами».

Можно представить следующий план пунктуационного разбора сложносочиненного предложения:

1. Знаки завершения.

2. Знаки разделения между простыми предложениями - частями сложносочиненного предложения.

3. Знаки препинания на уровне простого предложения, входящего в сложносочиненное.

Рассмотрим следующий пример.

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

Между первым простым предложением «Воздух дышит весенним ароматом» и вторым «вся природа оживляется» перед союзом иставится запятая - знак разделения между простыми предложениями в составе сложносочиненного.

В конце можно сделать вывод, что любое сложное предложение не является механической суммой двух или более простых предложений, так как возникает дополнительная информация, которая намного богаче той, что передается с помощью простых предложений. Благодаря использованию сложных предложений наша речь становится разнообразнее, полнее и выразительнее.

Список использованной литературы:

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977.- 316с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  4. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 120 города Донецка»

Конспект урока на тему

«Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения»

подготовила

учитель русского языка и

литературы

Буянская Л. Н.

Тема урока : Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Цели : повторить изученный материал о сложном предложении, его видах, закрепить основные признаки и особенности ССП и СПП, обратить внимание на строение данных синтаксических структур и их употребление в речи, сравнить сложносочинённое и сложноподчинённое предложения, научить определять тип предложений, выделять смысловые отрезки сложного предложения, отличать сложносочинённое от других видов предложений, обратить внимание на постановку знаков препинания в ССП, научить составлять предложения заданной конструкции, делать полный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения;

развивать логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки сравнительного анализа и частично-поисковой познавательной деятельности, память и внимание, культуру речи и коммуникативные умения, вырабатывать навыки работы в коллективе и индивидуально, умение сотрудничать и оценивать собственную работу;

воспитывать любовь к родному языку, внимательное и уважительное отношение к предмету, стремление к речевому самосовершенствованию, умение слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Методы : поисковый; репродуктивный.

Формы работы : индивидуальная, фронтальная.

Оборудование : презентация, схемы, сигнальные карточки.

Ход урока .

1. Организационный момент.

Дерзай, твори, вперёд иди,

Ныряй в научные пучины.

И не споткнись на полпути,

Ведь впереди – твои вершины.

2. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы повторим типы сложных предложений. Вспомним, как отличать простое предложение от сложного, ССП – от СПП, поговорим об их особенностях, о расстановке знаков препинания. Будем делать полный синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

3. Актуализация опорных знаний.

Проведем небольшую лингвистическую разминку, повторим правила правописания.

имена существительные :

Прик…сновение , иниц…атива , кто-то, пол(тарелки) , настежь, ничто, девятнадцать, девч…нка.

Из ряда слов выпишите только имена прилагательные

Размягчённый, бескорыс…ный , никакой, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый) , пятый, исчезающий.

Из ряда слов выпишите только наречия:

Кто-либо, даже, обжечься , невтерпёж…, (в)пятых, (кое)как , рассказывая, (по)дружески .

- Проверим, что у нас получилось :

Прик…сновение, иниц…атива, (пол)тарелки, девч…нка

Бе…корыс…ный, синиц…н, масля(н/нн)ый, лимо(н/нн)о(ж…лтый)

Невтерпёж…, (в)пятых, (кое)как, (по)дружески

Объясните правописание полученных слов, назовите орфограмму, приведите примеры подобного написания.

Попробуем составить словосочетания с данными словами. Используя записанные слова и добавляя свои, составьте словосочетания со связью согласование, управление и примыкание.

- Найдите лишнюю конструкцию среди прочих.

Я счастлив

По-летнему жарко

Острые скалы

В течение месяца

Рассказ о себе

Призыв к сплочению

Изобразительное искусство

Деталь интерьера

Уникальное произведение

Творческое вдохновение

4. Закрепление полученных знаний.

Чем отличается предложение от словосочетания?

Какие типы предложений выделяют по количеству грамматических основ?

Какое предложение называется сложным?

- Дополните начало предложения так, чтобы оно осталось простым или стало сложным.

Ярко- багровое пламя отбрасывало гигантские тени на деревья и …

- Перестройте предложения так, чтобы простое стало сложным, а сложное – простым.

«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, повествующее о воинских подвигах русичей.

Я долго глядел в тёмно-синюю глубину неба, она была переполнена созвездиями.

На какие группы делятся сложные предложения?

Сложносочинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого равноправны между собой по смыслу и связаны сочинительными союзами.

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Выделяются главная часть и придаточная, между ними можно поставить вопрос.

Бессоюзным предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой только посредством интонации.

Давайте сравним предложения:

Поезд пришёл – пассажиры заторопились к выходу.

Поезд пришёл, и пассажиры заторопились к выходу.

Когда поезд пришёл, пассажиры заторопились к выходу.

Что между ними общего? (Это сложные предложения).

Чем они отличаются? (смысловыми отношениями между частями, союзами, типом связи).

- Давайте заполним сравнительную таблицу ССП и СПП .

5. Выполнение практических заданий на закрепление материала.

- Вставьте начало утверждений:

1. …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительной связью. (СПП)

2. …это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов. (БСП)

3. ...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа. (ПП)

4. …это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений (СП)

5. …это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. (ССП)

- Определите тип сложных предложений (работа с сигнальными карточками)

2. Молодежь разъехалась, и деревня опустела. (ССП)

3. Я вышел на террасу, и зимний холодок пронизал меня насквозь. (ССП)

4. Волчонок смело шагнул вперёд и, визжа от страха, вошёл в тёмную пещеру. (ПП)

5. Воздух так чист, что видна каждая ветка. (СПП)

6. Каштанка не помнила, как она попала на незнакомый тротуар. (СПП)

7. Мне показалось, будто в комнате запахло цветами. (СПП).

8.В маленьком доме всю ночь горел свет и бегали люди (ССП)

9. Когда мы возвратились, было уже темно. (СПП)

10. На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий. (БСП)

11. У самой воды росли голубоглазые незабудки и красный клевер (ПП)

12. Звонко стучат топоры в лесу, жужжат быстрые пилы. (БСП)

13. Сани были пустые, а гости уже стояли в горнице. (ССП)

14. Воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (СПП)

15. Установилась лётная погода, и экспедиция отправилась в Арктику. (ССП)

16. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами. (СПП)

17. На дворе ярко светило солнце, но было холодно. (ССП)

- Игра «Согласен/не согласен» (физминутка)

1. ССП всегда состоят из двух простых предложений (-)

2. В состав СПП входит главное и одно или несколько придаточных (+)

3. Простые предложения в составе ССП равноправны (+)

4. Придаточное предложение с главным в ССП связано подчинительной или сочинительной связью (-)

5. В роли средств связи в ССП выступают подчинительные союзы (-)

6. В ССП всегда ставится запятая между его частями (-)

7. Придаточное предложение в СПП может стоять только после главного (-)

8. В простом предложении может быть одна или две грамматические основы (-)

9. Союзы а,но, да относятся к сочинительным (+)

10. Сложные союзные предложения делятся на ССП и СПП (+)

- Когда в ССП не ставится запятая?

1 ) Знак не нужен, когда у двух частей СПП, соединённых одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, есть общий компонент , коим может оказаться:

    второстепенный член (чаще обстоятельство): В дни моей молодости зимы были мягче и люди добрее. Только что калитку кто-то открыл или она сама открылась от ветра.

    частица: Лишь петух пропел да собака залаяла.

    вводная конструкция (слово, словосочетание, предложение): Словом, гром гремел и молнии сверкали.

2) Знак не нужен, когда обе части СПП представляют собой предложения одного типа :

    вопросительные по цели высказывания: Где пройдёт конференция и кто её будет вести? Ты сам вернёшь книгу или я должен сделать это за тебя?

    побудительные по цели высказывания (здесь часто есть и общая частица): Пусть для всех за земле ласково светит солнце и не вздрагивают от разрывов снарядов дети!

    восклицательные по окраске эмоциональной: Как черно сегодня ночное небо и как ярко горят на нём звёзды!

    безличные : С крыш капало и вокруг пахло прелью. Не праздновать врагам победу и не топтать их солдатам нашей земли!

Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:

    Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк. Я спешу туда ж – а там уже весь город .

    Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):

Ещё напор – и враг бежит. Ещё год, два – и старость....

- В каких из перечисленных предложений нужна запятая?

1. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно.

2. На улице жара, а цыплятам холодно.

3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

4. Тело было слабо, и в глазах ощущалась тупая боль.

5. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла

6. Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?

7. Подпустить врага и огонь дать по команде!

8. Как он смешон и как глупы его выходки!

9. Весь сад, согретый солнцем, ожил, и капли росы засверкали на листьях.

- Изменить предложения так, что в них исчезла или появилась запятая.

    Как и предсказывали синоптики, подул пронизывающий ветер и небо быстро затянули тучи.

    Ранним утром солнце залило лучами всю мою комнату и всё в ней стало нежно-золотистым.

    Мы спугнули несколько пар журавлей, и они с печальным криком полетели дальше.

- Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

Ответ: (1-В, 2-Д, 3-А, 4-Б, 5-Г). 5-Г (ПП лишнее)

1. И нищий наездник таится в ущелье А. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступил вечер Б. какие несёт истребление лесов.

3. В ясный день вы увидите в лесу В. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Невозможно перечислить бедствия Г. и прогреть землю

5.Солнце ещё не успело подняться Д. и я почувствовал страшную усталость.

- Сделать полный синтаксический разбор ССП

У самого леса вытянулся целый островок молодых осин, а дальше белой стеной начинали подниматься берёзки, но не могли они оттенить мрачную зелень старых елей.

6. Работа с учебником.

Стр. 47-49. Упражнение № 75 – устно определить типы предложений, письменно сделать разбор одного из них.

7. Подведение итогов урока.

В чем своеобразие ССП? Когда в ССП не ставится запятая? Что понравилось на сегодняшнем уроке?

8. Домашнее задание.

- Выполнить упражнение № 76 на стр. 49