Каша из мыслей в голове. Что делать с кашей в голове? Есть, как от нее избавиться. Почему в голове возникает «каша»

Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.

Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.

Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

Й. Лангмейер и З. Матейчек подчеркивают некоторую условность и относительность понятия психической депривации – ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Помимо этого, конечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, дети, воспитывающиеся в ситуации Маугли).

Эмоциональная и сенсорная депривация.

Проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом

учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н. М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Данные, полученные Н. Н. Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ребенка. Известный советский психолог Л. И. Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом раз­витии ребенка, возникая примерно на третьей-пятой неделе жизни ребенка и являясь базой для формиро­вания других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Эта гипотеза противостоит представ­лениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении.

Одним из подтверждений своей гипотезы Л. И. Бо­жович считает факты, полученные при изучении эмоцио­нальной жизни младенца. Так, советский психолог М. Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. М. Ю. Кистяковская пишет, что полученные данные показывают «неправиль­ность той точки зрения, согласно которой положитель­ные эмоции появляются у ребенка при удовлетворении его органических потребностей. Все полученные нами материалы говорят о том, что удовлетворение органи­ческих потребностей лишь снимает эмоционально-от­рицательные реакции, создавая этим благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положи­тельных реакций, но само по себе их не порождает... Установленный нами факт - появление у ребенка пер­вой улыбки и других положительных эмоций при фик­сация предмета - противоречит точке зрения, согласно которой улыбка представляет собой прирожденную социальную реакцию. Вместе с тем, поскольку возник­новение положительных эмоций связано с удовлетво­рением какой-то потребности организма... этот факт дает основание считать, что у младенца наряду с орга­ническими потребностями имеется также потребность в деятельности зрительного анализатора. Эта потреб­ность проявляется в положительных, непрерывно со­вершенствующихся под влиянием внешних воздействий реакций, направленных на получение, сохранение и усиление внешних раздражении. И именно на их основе, а не на основе безусловных пищевых рефлексов возни­кают и закрепляются положительно-эмоциональные ре­акции ребенка и происходит его нервно-психическое раз­витие». Еще великий русский ученый В. М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок как бы ищет новых впечатлений.

Безучастность, отсутствие улыбки у детей из приютов, домов ребенка замечались многими уже с самого начала действий таких учреждений, первые из которых датируются IV веком нашей эры (335 г., Цареград), а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком. Известно изречение испанского епископа, относящееся к 1760 году: «В приюте ребенок становится грустным и многие от грусти умирают». Однако как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX века. Эти феномены, впервые систе­матически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Спитцем, были им названы фено­менами госпитализма. Суть сделанного Р. Спитцем открытия состояла в том, что в закрытом детском учреж­дении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых - бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р. Спитц отмечает, что дети посто­янно лежали в стеклянных боксах до 15-18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторо­нам висели занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.

Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б. Лофенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Эти результаты проявляются в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.

Другая исследовательница, Т. Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха (известной психологической методики, основанной на интерпретации испытуемым серии картинок с изобра­жениями цветных и черно-белых клякс), обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, госпитализм - явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние как таковое. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.

И. Лангмейер и 3. Матейчек полагают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.

По мнению М. Монтессори, имя которой занимает особое место в детской психологии и педагогике, автора знаменитой системы сенсорного воспитания, так и во­шедшей в историю как система Монтессори, участвовавшей в организации первых домов ребенка, яслей для детей беднейших слоев населения, наиболее сензитивным, наиболее чувствительным для сенсорного разви­тия ребенка, а следовательно, и подверженным наибольшей опасности от отсутствия разнообразных внешних впечатлении является период от двух с половиной до шести лет. Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований.

Однако для практики можно признать справедливым тезис, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. По­этому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды обитания ребенка.

Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле реализуется примитивно, однобоко и неполно. Так, часто из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, лозунгами, выкрасить стены в яркие цвета и т. п. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет бить по голове. В свое время еще Н. М. Щелованов предупреждал о том, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.

Социальная депривация.

Наряду с эмоциональной и сенсорной выделяют также социальную депривацию.

Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их посдедующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое-например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей), значимость чувства «МЫ», завистливость и чрезмерная критичность.

Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толерантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. В кни­ге чехословацких исследователей И. Лангмейера и 3. Матейчека «Психическая депривация в детском воз­расте» приводится множество выразительных примеров того, к чему может привести социальная изоляция ре­бенка. Это и так называемые «волчьи дети», и знамени­тый Каспар Хаузер из Нюрнберга, и по существу трагические случаи из жизни современных детей, кото­рые с раннего детства никого не видели и ни с кем не общались. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всею боялись. Caмoe страшное то, что, за единичными исклю­чениями, даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети на всю жизнь оставались ущербными. Даже в тех случаях, когда благодаря подвижниче­ской работе педагогов происходило развитие интел­лекта, сохранялись серьезные нарушения личности и общения с другими людьми. На первых этапах «пере­воспитания» дети испытывали очевидный страх перед людьми, впоследствии боязнь людей сменялась непо­стоянными и слабодифференцированными отношениями с ними. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимания. Проявления чувств характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой, аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций - бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически от­сутствуют высшие чувства, связанные с глубоким пе­реживанием искусства, нравственных коллизий. Сле­дует отметить также, что они в эмоциональном отно­шении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоцио­нального напряжения, внутренней стойкости. Психо­логи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социаль­ную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, дочь 3. Фрейда, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, быв­ших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло от­носиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок - приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы,- заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам - дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентра­ционном лагере отношения с окружающим миром людей. Тонкие и наблюдательные исследователи показали, что восстановить отношения удалось только через по­средство этих внутригрупповых связей.

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек «у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с иг­рушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство».

Авторы приводят еще один интересный, с моей точки зрения, пример, иллюстрирующий силу чувства МЫ у детей из учреждений: «Стоит упомянуть об опыте тех времен, когда детей из учреждений обследовали в клинике, а не непосредственно в учрежденческой среде. Когда дети находились в приемной в крупной группе, то в их поведении не было каких-либо особенностей по сравнению с другими детьми дошкольного возраста, находившимися в той же приемной со своими матерями. Однако когда ребенка из учреждения выключали из коллектива и он оставался в кабинете один с психоло­гом, то после первой радости от неожиданной встречи с новыми игрушками его интерес быстро падал, ребенок становился беспокойным и плакал, «что дети у него убегут». В то время как дети из семей довольствовались в большинстве случаев присутствием матери в приемной и сотрудничали с психологом с соответствующей мерой уверенности, большинство детей дошкольного возраста из учреждений индивидуально исследовать не удава­лось из-за их неприспособленности к новым условиям. Это удавалось, однако, когда в кабинет входило сразу несколько детей вместе и обследуемый ребенок чувст­вовал поддержку в остальных детях, которые играли в помещении. Дело здесь касается, по-видимому, того же проявления «групповой зависимости», которое - как мы уже упоминали - характеризовало а особо вы­раженной форме некоторые группы детей, воспитыва­емых в концентрационных лагерях, и превратилось также в основу их будущей реэдукации» (переучива­ния.- Авт.). Чехословацкие исследователи считают данное проявление одним из наиболее важных диагно­стических показателей «депривации учрежденческого типа».

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мяг­ких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра­боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некото­рых глубинных личностных структур. Люди, перенес­шие в детстве социальную изоляцию, продолжают испы­тывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бы­вают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Многие похожие черты можно заметить у воспитанни­ков школы-интерната. Но пожалуй, более показателен характер их социальных контактов после окончания учебы в интернате, когда они вошли в нормальную взрослую жизнь. Бывшие воспитанники испытывают явные трудности при установлении раз­личных социальных контактов. Например, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родительскую семью своего избранника или из­бранницы, они часто терпят неудачи на этом пути. В результате все приходит к тому, что создаются семей­ные или сексуальные связи с бывшими однокашниками, с членами той самой группы, с которой они терпели социальную изоляцию. Ко всем другим они испытывают недоверие, чувство незащищенности.

Забор детского дома или интерната стал для этих людей забором, отгородившим их от социума. Он не ис­чезал, даже если ребенок убегал, и он остался, когда за него вышли, вступив во взрослую жизнь. Потому что этот забор создавал чувство изгоя, делил мир на «Мы» и «Они».

Депривационные ситуации.

Помимо самой депривации, выделяется еще ряд терминов, связанных с этим явлением. Депривационной ситуацией именуются такие обстоятельства жизни ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя различно и вынесут из этого разные последствия, ибо у них разная конституция и различное предшествующее развитие.

Например, изоляция – один из вариантов депривационной ситуации. Й. Лангмейер и З. Матейчек выделяют так же термин последствия депривации («депривационное поражение»), которым они называют внешние проявления результатов депривации, т. е. поведение ребенка, находившегося в депривационной ситуации. Если ребенок уже однажды побывал в депривационной ситуации, но это, к счастью, было недолго и не привело к грубым психическим отклонениям, то говорят о депривационном опыте ребенка, после которого он будет более закаленным или, к сожалению, более чувствительным.

Фрустрация, т. е. переживание досады и т. п. из-за блокады потребности,- это не депривация, а более частное понятие, могущее войти в общее понятие депривации. Если у ребенка отнимают, например, игрушку, ребенок может находится в состоянии фрустрации (к тому же обычно временной). Если ребенку вообще не дают играть длительное время, то это будет депривацией, хотя фрустрации уже нет. Если ребенок в двухлетнем возрасте был разлучен с родителями и помещен в больницу, то на это он может дать реакцию фрустрации. Если же он остался в больнице год, да еще в одном и том же помещении, без посещения его родителями, без прогулок, без получения нужной сенсорной, эмоциональной и социальной информации, то у него могут появиться состояния, относимые к кругу депривационных.

Случаи краиней социальной изоляции могут привести к искажению и задержке психического развития лишь детей более или менее старшего возраста, способных уже обеспечить себе какое-то существование и выжить в тяжелых условиях. Другое дело, когда речь идет о маленьких детях или о грудных,- они обычно не выживают, лишившись человеческого общества, его заботы.

От социальной изоляции отграничивают сепарацию. Под последней чехословацкие исследователи понимают не только болезненное отделение ребенка от матери, но и всякое прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой. Сепарация может быть внезапной и постепенной, полной или частичной, короткой и длительной. Сепарация – результат нарушения взаимного контакта, она отражается не только на ребенке, но и на родителях. У последних возникает тревожность и т. п. Если сепарация длится долго, то она переходит в социальную изоляцию, о которой говорилось ранее. Сепарация имеет большое значение для развития в ребенке определенных социальных установок. Еще в 1946 году английский ученый Боулби опубликовал сравнительные данные о развитии 44 несовершеннолетних воров и такой же группы несовершеннолетних, но без антисоциальных тенденций. Оказалось, что у правонарушителей сепарация в детстве встречалась во много раз чаще, чем у сверстников без правонарушений. Боулби считает, что сепарация затрагивает прежде всего эстетическое развитие личности и формирование у ребенка нормального чувства тревоги.

Одинаковые депривационные условия различно действуют на детей различного возраста. С возрастом меняются потребности ребенка, а также восприимчивость к их недостаточному удовлетворению.

Заключение

В своей работе я попытался рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, в чистом виде каж­дый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они сущест­вуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они наклады­ваются на процесс развития, включающий в себя и физи­ческий рост, и созревание нервной системы, формиро­вание психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда различные виды депривации сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возни­кающей вследствие лишения ребенка с раннего воз­раста заботы матери, ее тепла.

О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, на длитель­ный срок помещаемых в клиники больных детей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.

Сейчас у нас много делается для детей, которые испытывают материнскую депривацию в ее крайних формах,- для детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, интернатах. Но проблема начинает осо­знаваться и шире. Многие призывают сегодня дать матери максимальную возможность быть дома с ребен­ком за счет увеличения послеродового отпуска, пере­хода на пятидневку в школе, на сокращенный рабочий день для матери, доплату отцу, чтобы мать имела воз­можность не работать.

Депривация относится к психоэмоциональному состоянию человека, при котором он пребывает в стрессовом состоянии из-за невозможности удовлетворить привычные потребности.

Каждый из нас в повседневной жизни не обходится без стандартных вещей: полноценного сна, питания, общения с родными, реализации в работе. Если по каким-либо причинам появляются барьеры к их реализации, это приносит психологический или физический дискомфорт. В результате меняется сознание. Отсутствие социальных и сенсорных стимулов приводит к деградации личности.

Как проявляется депривация?


В зависимости от типа расстройства могут наблюдаться различные признаки. Но есть ряд общих симптомов, которые указывают на заболевание:

  • постоянное чувство неудовлетворенности;
  • агрессия;
  • повышенная тревожность;
  • депрессивные состояния;
  • снижение активности;
  • потеря интереса к привычным вещам.

Само по себе лишение человека привычных для него благ не провоцирует расстройство. Депривация вызывается отношением конкретной личности к определенным обстоятельствам. Например, если ограничить в принятии пищи человека, который практикует голодание или специальную диету, то для него это не станет стрессом. Но если то же самое проделать с индивидуумом, который непривычен к таким вещам, это вызовет у него физические или эмоциональные страдания. Депривация - это психологическая невозможность личности приспособиться к обстоятельствам, которые изменились.

Виды депривации


Различают две формы депривации:

  • абсолютная - когда у индивидуума реально отсутствуют возможности для удовлетворения своих обычных потребностей в еде, общении, отдыхе, образовании;
  • относительная - тип расстройства, при котором у человека нет факторов для развития отклонений, поскольку все необходимые блага присутствует. Но он не способен получать удовольствие от реализации этих благ. Относительная форма - это пограничное состояние между нормой и отклонением.

Если же проводить другую классификацию, то принято выделять такие виды депривации:

  • сенсорная - в этом случае нет возможности получать удовлетворение от впечатлений (нет стимула). К стимульной разновидности относится сексуальная (отсутствие интимных отношений), зрительная (например, когда человека помещают в темное помещение на длительный период), осязательная (исключение тактильных контактов);
  • патернальная - характерна для детей, которые вынуждены воспитываться в неполноценной семье;
  • когнитивная - исключение возможности развиваться в культурной сфере, в познании мира;
  • социальная - невозможность реализовать свое развитие в обычном социуме из-за определенной изоляции. Характерна для лиц, которые пребывают в местах лишения свободы, на принудительном лечении, для детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах.

Эмоциональная депривация


Эмоции играют важную роль в формировании личности. Они формируют характер поведения и помогают адаптироваться в социуме. На протяжении своего развития индивидуум меняется в эмоциональной сфере, приспосабливаясь к различным обстоятельствам. Эмоции помогают человеку понять свою роль в жизни и оказывают влияние на сознание, мышление и восприятие.

Эмоциональная депривация приводит к тому, что личность не воспринимает всю полноту социальной сферы, область познания становится ограниченной. Такие факторы не могут не влиять на нормальное психологическое развитие.

Среди психологов существует мнение, что основополагающим моментом для формирования позитивного отношения к жизни является осознанное желание родителей иметь малыша. В таком случае рождается любимый кроха, в подсознании которого уже заложено правильное восприятие себя и окружающих.

Следующим важным этапом формирования личности становиться период раннего детства. Если в это время он окружен людьми, которые не могут достаточно проявлять правильные эмоции, возникают предпосылки для развития депривационных нарушений. Здоровая психологическая атмосфера в семье, эмоциональная связь между родителями и ребенком - залог формирования позитивного отношения к окружающим вещам и обстоятельствам. Эмоциональная депривация характерна для тех людей, которые воспитывались в слишком эмоционально изменчивой среде. Это приводит к социальной гиперактивности и трудности к установлению стабильных межличностных отношений.

Если же в детстве личность была обделена эмоционально, формируется другой вид отклонения. Развиваются различные комплексы, появляется чувство тоски и одиночества. Эмоциональный голод истощает организм и физически. Такой малыш начинает отставать в развитии. Если же в его жизни появится человек, с которым наладится тесная эмоциональная связь, появится ощущение привязанности, ситуация может кардинально измениться. Ярким примером могут стать малыши из детского дома, которые попадают в семью, где царит здоровый психологический климат. Если на этапе вынужденной изоляции от социума и недостатка внимания они испытывают сенсорную депривацию, то в случае приобретения полноценных родителей со временем происходит исцеление. Улучшаются физические и умственные показатели, меняется их восприятие и отношение к миру.

Материнская психическая депривация


Бывают в жизни ситуации, когда по некоторым причинам ребенок оказывается без матери. Например, мать умерла или же она отказалась от малыша после его рождения. Это классические варианты потери матери, которые оказывают депривационное воздействие на развитие человека. Но и другие варианты разлуки с мамой могут стать катализатором для развития отклонений. Среди них самые распространенные такие:

  • вследствие тяжелых родов ребенка отлучают на время от родительницы;
  • мать вынуждена уехать на определенный срок без малыша (в командировку, на учебу и т.п.);
  • мама слишком рано выходит на работу поручая воспитание ребенка бабушкам и няням;
  • кроху отдают в детский сад в том возрасте, когда он к нему еще психологически не готов;
  • вследствие заболевания ребенка помещают в больницу без матери.

Вышеуказанные случаи - это открытая материнская психическая депривация. Существует еще и скрытая форма. Она характеризуется психологическим напряжением в отношении матери к ребенку при ее физическом присутствии. Это неправильно выстроенные отношения. В каких случаях они могут наблюдаться?

  • когда в семье рождаются дети с маленькой разницей в возрасте, и мать просто физически не в состоянии уделить внимание старшим так, как это нужно;
  • если женщина страдает физическим или психическим недугом, который не дает возможности полноценно ухаживать за малышом и общаться;
  • когда в семье между родителями царит атмосфера напряженности или враждебности;
  • если мать чрезмерно увлекается научным подходом в воспитании ребенка и абсолютно не прислушивается ни к своей интуиции, ни к индивидуальным особенностям своего малыша.

Материнскую депривацию всегда переживают дети, которые родились в результате нежелательной беременности, что повлияло на формирование отношения к ним.

Психологи отмечают, что основы развития патологических состояний часто закладываются у детей в возрасте до 3 лет. Это тот период, который особенно важен для налаживания эмоционального контакта с матерью. Если этого не произошло, повышается риск аутоагрессии, депрессии и не восприятия внешнего мира. В подростковом и зрелом возрасте такой человек не воспринимает самого себя и не в состоянии выстраивать нормальные социальные отношения с другими людьми. Существует версия, что материнская психическая депривация может лежать в основе и ряда заболеваний аутистического спектра.

Отцовская депривация


Воспитанием ребенка в идеале должны заниматься оба родителя. Ведь влияние каждого из них особенное и незаменимое. Патериальная депривация может принести вред для эмоционального развития человека не меньше, чем материнская форма. Какие ситуации влияют на формирование отрицательных жизненных диспозиций?

  • отец уходит из семьи;
  • физические присутствие мужчины в доме есть, но он не выстраивает с малышом никаких эмоциональных связей (равнодушие);
  • отец в отношении ребенка реализует свои амбиции;
  • в семье нарушены ролевые функции: женщина перебирает на себя присущие мужские, становится лидером, который активно подавляет мужское начало. И обратная ситуация, при которой отец выполняет функции матери.

Патериальная психическая депривация приводит к тому, что ребенок не воспринимает правильно половую дифференциацию, становится эмоционально уязвим и несостоятелен. Когда психолог начинает работать с пациентом, он всегда пытается проанализировать детский период и период его взросления. Как показывает практика, у многих личностей происходит накопление родовых деприваций. И следующее поколение становится еще больше неспособным к правильному выстраиванию отношений, что приводит к появлению проблем уже у его детей.

Депривация сна


Виды депривации бывают разными. Существует особая группа, куда входит депривация сна.

Для полноценной жизни в полном здравии человек должен высыпаться. Если по принудительным или добровольным причинам он будет регулярно лишен сна, это не замедлит сказаться на его психологическом и физическом состоянии.

Всем нам известны случаи, когда из-за срочной работы, экзаменов или командировки приходится жертвовать несколькими часами отдыха. Если это единоразовый случай, он не представляет опасности для организма. Но если такое повторяется постоянно, недостаток сна сказывается на самочувствии. Во время отдыха активно продуцируется гормон радости. Недостаток сна провоцирует его нехватку. Нарушается работа эндокринной системы, замедляется обмен веществ. Человек начинает страдать от лишнего веса, головных болей и депрессивных состояний.

Во все времена одним из самых жестоких наказаний считалось лишить индивидуума возможности спать. Это достигалось путем создания таких условий, при которых отдых нереален (громкая музыка, яркий свет в лицо, отсутствие возможности принять хоть какую-либо позу для сна). Если человека лишают сна (или он добровольно отказывается от него) в течение нескольких суток подряд - это называется тотальной депривацией сна. Как это сказывается на организме?

  • одни сутки без отдыха - упадок физических сил, снижение реакции;
  • двое суток - нарушается двигательная активность и умственные способности;
  • трое суток - начинаются сильные головные боли напряжения;
  • четверо суток - появляются галлюцинации, подавляется волевая сфера. Это критическая фаза депривации, после которой могут наступить необратимые процессы, представляющие угрозу для жизни.

Как бы парадоксально ни звучало, но при помощи депривации сна можно…лечить. Существуют практические исследования, в результате которых установлено: искусственным лишением человека фазы сна можно помочь ему избавиться от глубокой депрессии. Такой эффект объясняется следующим образом: дефицит сна - стресс. Начинается активное производство катехоламинов, которые отвечают за эмоциональный тонус. Таким способом шоковой терапии возвращается интерес к жизни. Также депривацией сна успешно избавляют от бессонницы. Конечно, такие методы лечения должны проводиться строго под контролем специалиста.

Сыр заморожен. Недоеденные спагетти с творогом тоже. И с морепродуктами. Последнее яйцо пошло на поздний завтрак. И творожные сырки. Тут не до сочетаний продуктов.

К обеду холодильник к посту готов. Закуплена квашеная капуста и печеная фасоль. Пост, кстати, формально начинается после вечерни в Прощеное воскресенье. Из-за дел и сложной логистики не успеваю на службу в свой храм у дома. Иду в Сретенский монастырь (успев еще напоследок поесть суши).

Постные «Господи, помилуй». «На реках Вавилонских». «Покаяния отверзи ми двери» Веделя – очень разукрашенное песнопение, ничего не могу поделать, но, когда «множества содеянных мною лютых» повторяется как «множества – множества – множества», начинаю думать о правилах перемножения множеств.

А вот «Помышляю день страшный» иногда тоже поется на вечерне – но в этот раз не было. На пути домой пытаюсь изобразить сама. Сначала вверху первой октавы – не впечатляет, перехожу на середину малой (это низко для женского голоса) – пара человек в подземном переходе отшатнулись. Значит, оно, эффект достигнут, я довольна.

Дома первым делом хочется есть. Но про еду напишу отдельно. Здесь признаюсь только, как я жульничаю. Я никогда не могла пить молоко и лишь лет 5 назад узнала, что такое капучино и латте – благодаря соевому. С тех пор я разрешаю себе в пост кофе с молоком (в этом году на день рождения подруга даже подарила капучинатор! у соевого молока лучшая пенка!). Понимаю, это нечестно по отношению к людям, которые себе в этом удовольствии отказывают – кстати, я заметила, что им соевое кажется весьма противным. Но я же как ела огурцы не в пост, так и в пост буду, как не ела бананы – так и не буду. Вот и соевое молоко так же. Хотя да, cheater, cheater, как говорится.

Честно, опять не знаю, чего жду от поста – зачем мне вообще все это. Да, может показаться просто привычкой. Как люди привыкают ходить в спортзал. Но иногда вдруг замечаешь что-то такое… какой-то диссонанс с этим миром и гармонию с другим… в ерунде, в мелочи… чаще вокруг, совсем редко в себе. И понимаешь – вот ради этого.

А еще на службах можно сидеть

Обычно в посты я стараюсь так выстроить свой график и договориться с коллегами, чтобы успевать на некоторые важные службы. Вот как, например, канон первой недели. В одном банке на Страстной пришлось брать дни в счет отпуска. Но это все только потому, что, в общем-то, больше никто не собирался соревноваться со мной за право отпроситься и пойти в храм.

Тем более, что за долгие годы я уже нашла варианты, которые минимально пересекаются с работой. Например, в храме Антипы у ГМИИ канон начинают читать в 7 вечера, то есть с работы можно уйти в 18.30 - и иногда это получалось даже 2-3 раза на неделе. Самое удивительное – за столько лет нисколько не надоедает!

В Антипе очень хороший хор, идеально вписывающийся в атмосферу храма и акустику – «Помощник и Покровитель», короткие припевы канона и кондак «Душе моя, восстани, что спиши» у них, пожалуй, лучшие в городе. Канон читают очень разборчиво, но все равно я стараюсь ходить с текстом, желательно с комментариями. Особенно после того, как обнаружила, что «празднует Евангелие» означает на самом деле – «Евангелие отступает», потому что «празднует» - от слова «праздность» в данном случае.

В общем, и в этом году очень рассчитываю сходить хотя бы один раз. А остальное в любом случае выслушаю в записи - за это спасибо, конечно же, огромное Сретенскому монастырю, который выкладывает аудио почти сразу же на сайт, и уже после 9-10 вечера их можно послушать.

Почти недостижимая для меня мечта – походить на утренние службы первой седмицы. Самые длинные службы в году – в монастырях идут больше пяти часов. И вот как раз на этой неделе благодаря «мужскому» дню собираюсь утром в пятницу куда-то на службу – куда, еще не решила, в какой-нибудь монастырь.

Пару лет, когда у меня на работе был отдельный кабинет, я опять же слушала записи. Где-то в обед их выкладывали, я включала тихо-тихо и до канона успевала дослушать. Конечно, это все на заднем фоне, там в основном читают (за первую неделю положено 2 раза, если я не ошибаюсь, прочитывать всю Псалтирь) – но иногда все же успеваешь зацепиться за какую-то фразу, слово, остановиться на секунду. Не знаю, что думали коллеги, на работе это точно не сказывалось.

Вообще я считаю, что лучше побыть невнимательно на службе, чем не ходить вовсе.

А уж боязнь пойти в храм, потому что там тяжело стоять – вообще ерунда. Найдите место и садитесь – да почти в любое время. Совсем уж важно постоять минут 15 буквально. А не найдете место – сколько раз я садилась прямо на пол у стенки, не сосчитать. Еще раз – лучше сходить посидеть, чем не ходить совсем. Хотя девушкам в джинсах и без платка стоит все же запастись устойчивой нервной системой. И не обижаться на бабушек-тетушек – у них правда тяжелая работа.

Адиос, авокадо – здравствуй, капуста

Каждый раз, а это уже больше 10 лет, начиная пост, я думаю об одном. Нет, не как духовно вырасти и просветиться. Каждый раз я мечтаю… похудеть. За 10+ лет мне это удалось один раз. Я похудела на 2 кг, которые потом успешно и радостно набрала. Но это не мешает мне снова помечтать.

В пост есть хочется, калорий элементарно не хватает для активного образа жизни, при этом самое простое, что можно съесть постного - это хлеб. Хлеб с вареньем, хлеб с чаем, булка, баранки, печенье… Питаться правильно-изысканно у меня отнимает слишком много сил, времени и денег. И потом – баранки с кока-колой – это же так вкусно! И постно. Поэтому похудеть действительно сложно и приходится смиряться, что это все-таки не главная цель (хотя я слышала, что кто-то все же умудряется!).

Изредка выручает «Макдональдс». Из постного там овощной салат и сладкие пирожки. А вот что делать с их картошкой – никак не решу. Особо трепетные веганы выяснили, что жарится она на смеси с добавлением животных жиров. Утешаюсь, что она вообще весьма вредная. Хотя последние годы я стала гораздо проще относиться к составу печенья и конфет, не разглядываю мелкий шрифт, довольствуюсь тем, что там нет очевидных кремовых начинок - и сойдет.

Точно так же спокойно я отношусь к тому, постятся ли окружающие. Слегка веселит, когда другие начинают заботиться о том, не съела бы я чего запрещенного - выспрашивают, что мне можно, а точно ли в этом печенье нет сливок. Один раз свекровь любимой подруги специально для меня сварила очень вкусную гороховую кашу, а потом несколько раз переспросила - точно ли я уверена, что сейчас можно вино. «Можно, можно», – заверила ее я.

Люди, не переживайте, я взрослый человек, сама решу, что мне можно, а что нет. Потому что на самом деле все можно - просто я не хочу.

Последние годы из-за различных санкций (частью персональных, частью общенациональных) у меня немного изменилось постное меню. Так, мне стало очень жалко (а еще нельзя из-за опасений аллергии) покупать ватные помидоры зимой, на смену прекрасно пришла капуста. Скучаю по авокадо. Я успела полюбить его, когда покупала десяток на 200 рублей. Сейчас это 700 – удовольствие уже не то.

В пост, в отличие от не-поста, мне становится важно есть что-то горячее. Чаще всего это каши, тушеная капуста с фасолью, реже картошка в различном виде, постный плов с кабачками, грибами, перцем. Думаю, о еде напишу еще не раз.

Вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего… осуждением

Почему-то вспомнилось. Я ходила на занятия в хоровую школу при одном монастыре. Занятия абсолютно бесплатные, при том, что монастырь платит внешним преподавателям, да и просто за свет и воду в здании, которое еще и специально отремонтировали. Так вот, однажды на урок зашла мать С. – у нее была к нам просьба.

(Тут желательно представить мать С. – по виду и голосу чистый подросток лет пятнадцати. Вообще, часто замечаю это за монахами – какую-то подростковость, вневозрастность. Мать С. – настоящий тинейджер, который, как ему и положено, старается вести себя очень взросло, чем умиляет еще больше. И даже голос и интонации у нее – пятнадцатилетние.)

Мать С.: «Вы знаете, у нас скоро будет патриаршая служба, и вот мы хотели бы вас попросить, матушка настоятельница очень просила передать…»

Воистину самое быстрое на свете – человеческая мысль. За эти 3 секунды я уже успела подумать: «Если сейчас попросят скинуться и купить что-то – цветы или еще что – так и быть, скинусь, но если попросят прийти и чем-то помочь – не, мне некогда, отмажусь».

«…Мы очень-очень вас просим – пожалуйста, приходите к нам на службу, я знаю, вы все в свои храмы ходите, но приходите к нам в этот день».

Вот ради этого все. И не говорите мне, что им нужно было массовку согнать. Для меня смысл все равно в другом.

Всем доброго дня!

Распространенная проблема и причина того, что жизнь какая-то не такая, неустроенная, цели не достигаются - это каша в голове.

Что это такое? Это то состояние мышления, если корректно так сказать, когда человек четко не осознает, кто он, зачем он здесь, что он хочет, что для него важно, а что не очень. И когда ему задаешь прямые вопросы, получаешь невнятные обтекаемые ответы, что сразу говорит в пользу того, что тут нет никакой конкретики и никакого осознания происходящего. В жизни все очень просто, но мы сами привыкли усложнять, мы не хотим смотреть правде в глаза, у нас есть свои слабости, болевые точки, поэтому лучшее, что мы находим для себя - это жить по чужим схемам, не вдаваться в подробности, не задавать себе важные вопросы и не получать на них ответы.

Допустим, человек говорит, что он хочет много денег. Вы его спрашиваете "Зачем?". Далее следует что-то очень невнятное, типа: "Ну... как же, я могу что-то купить." Вы ему в ответ: "Что?" Далее вам могут даже не ответить, человек растеряется. То есть такими простыми уточняющими вопросами можно сразу понять, насколько продуманно живет человек, насколько далеко он смотрит, даже не только далеко, а насколько глубоко.

Таких людей очень много, при этом они могут много говорить, накидывать ничего не значащие фразы, обычно собирая все по вершкам. К примеру, человек говорит, что он бы хотел работать за границей. Логично его спросить: кем? в какой стране? что ты сделал уже для этого? какой у тебя план? какой следующий шаг? После этих вопросов человек с кашей в голове просто уплывет. Да не думал он об этом, не решал, не планировал, не присматривался. Он просто хочет, без привязки к реальности, не имея никакой почвы и основания, это хотеть.

Чем опасна такая каша в голове? Тем, что вместо того, чтобы наполнить жизнь смыслом, люди наполняют ее ничем не значащим, не применимым на практике. Тот же пример с работой за границей. Он абсолютно реален, но для этого человека это просто шум, фраза, которая в его жизни с вероятностью в 99% не реализуется, потому что он для реализации ничего не делает. Все свое время он тратит на то, чтобы размывать границы, говорить обо всем очень обтекаемо, строить воздушные замки, уходить постоянно в сторону, если пытаешься его вернуть в колею. Ни на какие конкретные вопросы он не может ответить конкретно, даже, скорее всего, он будет всячески юлить, путать вас, накидывать то, что не имеет никакого смысла и к вопросу никак не относится.

Чем это все чревато? Тем, что никакие цели никогда не будут достигнуты, человек будет плыть по течению, вариться в своем болоте и даже не понимать, а в чем его проблема, так как он сделал все, чтобы затуманить взгляд не только всех вокруг, но и свой собственный. Что у него прекрасно получилось.

Что я могу посоветовать вам, если вы в себе нашли такие настроения, если вы понимаете, что все время куда-то уплываете? Всегда стремитесь к конкретике, задавайте себе прямые вопросы, прописывайте их на бумаге, пишите план действий, продумывайте шаги. Если вы поняли, что ваше желание - это просто хотелка, то есть вы не собираетесь его реализовывать, то и оставьте его в графе несбыточных мечтаний, которые вы, по каким-то причинам, не собираетесь достигать. К примеру, я с самого детства мечтала быть археологом, но я никогда не собиралась им стать, так как есть много моментов, которые в этой работе мне не нравятся, они не сочетаются с моей личностью, с моими особенностями. Да, я считаю, что это невероятно интересная работа, но в целях она у меня не стояла, не стоит и не будет стоять. Я никогда никому не скажу, что могу или хочу быть археологом. Зато это будет в графе хотелок. Вы должны точно так же рассматривать свои желания. Приведу еще один пример. Лет так с 22-23х я хочу написать книгу, даже начинала писать, у меня были разные идеи, которые неоднократно за столько лет менялись. На данный момент я отдаю себе отчет в том, что не напишу книгу в обозримом будущем, это титанический труд, муза не прилетела, а абы что писать не в моем стиле. В отдаленном будущем, скорее всего, да. Но на сегодняшний момент, если мы будем говорить о планах и целях, я даже не буду упоминать о том, что хочу написать. Сейчас это неактуально. Человек же с кашей в голове приплетет и книги, и археологию, и творчество, в общем, все-все, чем он когда-то занимался и к чему прикасался. Это и есть КАША, потому что он не отделяет одно от другого, он не вычленяет для себя главное, не убирает лишнее, а валит все в одну кучу. Это сжирает энергию, в этом очень легко потеряться, не понять, что делать дальше, куда смотреть. И любой человек может быть осознанным, осознавать себя и свою жизнь, к этому нужно стремиться, чтобы в голове была не каша, а порядок, чтобы вы легко ориентировались в своих мыслях, желаниях, чтобы вы понимали, что именно для вас значимо, что хотите именно вы.

Я всем желаю разгребать свои чердаки, наводить там порядок, чтобы никакой каши там не было, чтобы жизнь имела свою структуру, свои границы. Так жить легче, проще и веселей. Не бегите от себя и не бойтесь истины.

Помните, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С уважением,
Ваш личный астропсихолог и таролог Анна Мерзлякова

Информационный век, в котором мы живем, обладает очень большим недостатком – мы каждый день получаем изрядную порцию информации, которую просто не успеваем переваривать.

Из-за этого у большинства людей в голове получается «каша».

Постоянные поиски информации приводят к тому, что мы начинаем либо учиться всему подряд, либо «складируем» эту самую информацию на свой компьютер и в свою голову.

Однако применить ее, скорее всего, не получится никогда. Ибо каждому отведено лишь 24 часа в сутках – ни больше, ни меньше.

Как же справиться с этим потоком информации? Да так, чтобы оставалось время не только сидеть за компьютером, но и жить вполне нормальной жизнью?

Есть способ, как сделать это наиболее эффективно.

Представьте себе, что Вы идете по улице, скажем в магазин, чтобы купить хлеба домой.

И даже если на улице идет дождь или гуляет сильный ветер – Вы все равно идете, заходите в магазин и покупаете этот хлеб.

Одним словом, получается, что Вы не обращаете особого внимание на погодные условия и продолжаете делать то, что наметили.

Именно так и нужно поступать с информацией, которая обильным потоком льется на каждого из нас.

Нужно как бы не обращать внимания на то, что приходит извне.

Но бывает так, что к Вам приходит очень интересная мысль, которая в перспективе своей может стать хорошим проектом.

Или Вы что-то интересное и полезное встретили, что также в будущем вполне может принести Вам хорошие результаты.

Что делать в этом случае?

Ведь если Вы в данный момент занимаетесь каким-то важным делом, то отвлекаться на внешние факторы нельзя.

Но можно просто «зафиксировать» эту информацию и тут же забыть о ней.

Как бы записать мысль и идти своим путем, уже не думая об этом больше.

Т.е. Вы делаете что-то, попутно фиксируя то, что, как Вам кажется, может пригодиться в недалеком будущем.

В подобных случаях можно использовать обычный бумажный блокнот, можно использовать программу на компьютере, можно вообще просто записать мысль (идею, желание, действие) на обычную бумагу.

Однако, если Вы будете использовать физический носитель, то Вам придется в дальнейшем «разгребать» все эти Ваши записи.

Я пользуюсь для этой цели отличной программой Evernote.

Только немного не так, как это делают большинство людей.

Но главное, чего я добился, пользуясь этой великолепной программой – это полного освобождения собственной головы (т.е. мозга) от тех мыслей, которые раньше не давали мне покоя.

Есть масса дел, которые необходимо сделать. Например, у Вас перегорела лампочка в комнате и Вам нужно ее купить.

Но Вы не бросите все прямо сейчас и не пойдете ее покупать, а скорее всего сделаете это, когда будете в соответствующем магазине.

И чтобы не забыть про это и все-таки купить эту лампочку – Вы фиксируете это предполагаемое действие в Evernote и когда попадете в нужный магазин, то взгляните на метки «Купить» и вспомните про эту самую лампочку.

Программа Evernote настолько удобна, что Вы теперь и к своему компьютеру не будете «привязаны».

Вы можете уехать в любое место планеты, зайти в любое интернет-кафе и вся необходимая информация тут же будет с Вами.

А мобильное приложение Evernote сделает по настоящему волшебство.

Вы в любой момент сможете зафиксировать мысль, идею, намеченное дело.

Достаточно просто достать телефон, записать (прямо голосом) любую информацию и нажать кнопку «Отправить в Evernote».

Или что-то сфотографировать и также отправить в Evernote.

Пришло письмо, которое для Вас важное и Вам нужно принять какое-то решение по нему?

Нет ничего проще. Пересылаете его в Evernote, распределяете его по меткам и все! Информация сохранена и у Вас больше не болит голова о том, чтобы не забыть что-то сделать или купить, что-то предпринять или куда-то сходить.

Самое главное, что происходит в результате использования этой удивительной программы так это то, что Вы освобождаете свой мозг от постоянного «думания» о том, что еще нужно сделать.

У Вас не остается «незавершенных циклов» и Вы начинаете жить спокойно, размеренно.

Вам на все хватает времени, и Вы делаете все то, что делали раньше гораздо эффективнее.

Буквально вчера я проводил занятие в своей Мастер-Группе, на котором давал фишки и рабочие способы «избавления от каши в голове».

Я рассказал и показал, как правильно планировать свои дела и какими инструментами можно пользоваться при этом.

И если Вам уже надоела Ваша «каша в голове» — Вы можете прямо сейчас скачать это занятие к себе на компьютер.

Стоить это будет для Вас всего 290 рублей.

dfsfgs

Ну а если вдруг возникнут вопросы по этой теме, Вы в любой момент можете написать мне письмо, например со страницы «Контакты» и я, в течении суток обязательно на него отвечу.

Обязательно напишите свои комментарии под этой статьей и задавайте свои вопросы.

Отличного Вам настроения и быстрого избавления от «каши в голове»!