Анонимные алкоголики — реальная помощь или очередная секта? Цели реабилитационной методики. Родительская семья созависимых

Мы редко встречали человека, который бы строго следовал по нашему пути и потерпел неудачу. Не излечиваются те люди, которые не могут или не хотят целиком подчинить свою жизнь этой простой программе; обычно это мужчины и женщины, которые органически не могут быть честными сами с собой. Такие несчастные есть. Они не виноваты; похоже, что они просто родились такими. Они по натуре своей не способны усвоить и поддерживать образ жизни, требующий неумолимой честности. Вероятность их выздоровления ниже средней. Есть люди, страдающие от серьезных эмоциональных и психических расстройств, но многие из них все-таки выздоравливают, если у них есть такое качество как честность.

Истории из нашей жизни рассказывают в общих чертах, какими мы были, что с нами произошло и какими мы стали. Если Вы решили, что хотите обрести то, что есть у нас, и согласны сделать все ради достижения цели - значит, вы готовы предпринять определенные шаги.

Некоторым из них мы противились. Мы думали, что можно найти более легкий, удобный путь. Но мы такого не нашли. Со всей серьезностью мы просим вас быть с самого начала бесстрашными в выполнении этих шагов и следовать им неуклонно. Некоторые из нас старались придерживаться своих старых представлений и не добились никакого результата, пока полностью не отказались от них.

Помните, что мы имеем дело с алкоголем – хитрым, властным, сбивающем с толку! Без помощи нам с ним не совладать. Но есть Некто всесильный – это Бог. Да обретете вы Его ныне!

Полумеры ничем не помогли нам. Мы подошли к поворотному моменту. Все отринув, мы просили Его о попечении и защите.

Вот предпринятые нами шаги, которые предлагаются как программа выздоровления:

12 Шагов Анонимных Алкоголиков.

  1. Мы признали, что мы бессильны перед алкоголем - что наши жизни стали неуправляемы.
  2. Пришли к вере, что Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
  3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы Его понимали.
  4. Сделали тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию самих себя.
  5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную суть наших ошибок.
  6. Были полностью готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.
  7. Смиренно просили Его устранить наши недостатки.
  8. Составили список всех людей, кому мы причинили вред, и обрели готовность возместить им всем причинённый ущерб.
  9. Напрямую возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  10. Продолжали проводить личную инвентаризацию и, когда были неправы, сразу признавали это.
  11. Искали путём молитвы и размышления улучшения нашего сознательного контакта с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли для нас и о даровании силы её исполнить.
  12. Духовно пробудившись в результате этих шагов, мы пытались нести эту весть другим алкоголикам и применять эти принципы во всех наших делах.

12 Традиций Анонимных Алкоголиков краткая форма

  1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет - любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители всего лишь облечённые доверием исполнители, они не приказывают.
  3. Единственное условие для того, чтобы стать членом АА - это желание бросить пить.
  4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом.
  5. У каждой группы есть лишь одна главная цель - донести наши идеи до тех алкоголиков, которые всё ещё страдают.
  6. Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели.
  7. Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне.
  8. Сообщество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определённой квалификацией.
  9. Сообществу АА никогда не следует обзаводиться жёсткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчинённые тем, кого они обслуживают.
  10. Сообщество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.
  11. Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино.
  12. Анонимность - духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности.

12 Традиций Анонимных Алкоголиков развёрнутая форма.

Наше пребывание в АА научило нас следующему:
  1. Каждый член Содружества "Анонимные Алкоголики" является всего лишь малой частью большого целого. АА должно продолжать существовать, иначе большинство из нас наверняка погибнет. Поэтому наше общее благополучие стоит на первом месте. Однако личное благополучие члена АА по значимости следует рядом, вслед за ощим благополучием.
  2. В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет - любящий Бог, каким Он может выражать себя в нашем групповом сознании.
  3. Наше членство должно включать всех страдающих от алкоголизма. Поэтому мы не можем отказывать никому из тех, кто желает выздороветь. Членство в АА никогда не должно зависить от денег или умения приспосабливаться. Любые двое или трое алкоголиков, собрирающиеся вместе с целью поддержания трезвости, могут считать себя группой АА при условии, что как группа они не входят в какую-либо другую организацию.
  4. В том, что касается своих собственных дел, каждая группа АА не несет ответственности ни перед каким другим авторитетом, кроме своего группового сознания. Но когда ее планы также затрагивают интересы других групп, с ними необходимо советоваться. Ни одной группе, ни одному региональному комитету и ни одному члену АА никогда не следует предпринимать каких-либо действия, которые могут сильно повлиять на АА в целом, не посоветовавшись с попечителями Совета по общему обслуживанию АА. В таких вопросах наше общее благополучие важнее всего.
  5. Каждая группа "Анонимных Алкоголиков" должна быть самостоятельным объединением, основаным на духовности, имеющим лишь одну главную цель - доносить свои идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают.
  6. Проблемы, связанные с деньгами, собственностью и властью, могут легко отвлечь нас от нашей основной духовной цели. Поэтому мы полагаем, что любая значительная собственность, действительно необходимая АА, должна быть отдельно зарегистрирована как акционерная собственность и отдельно управляться; таким образом мы отделяем материальное от духовного. Группа АА никогда не должна заниматься предпринимательством. Такие вспомогательные для АА учреждения, как клубы или больницы, требующие большой собственности и управления, должны регистрироваться как корпорации и быть отделены от АА, с тем чтобы в случае необходимости группы могли свободно от них отказаться. Поэтому такие учреждения не должны использовать наименование Сообщества АА. Управление ими должно быть исключительной обязанностью тех людей, которые их финансируют. Для клубов в качестве руководителей члены АА обычно предпочтительнее. Но больницы и другие центры выздоровления должны определенно находиться вне сферы деятельности АА и управляться медиками. Хотя группа АА может сотрудничать с кем угодно, такое сотрудничество никогда не должно доходить до явных или подразумеваемых объединений и поддержки. Группа АА не должна связывать себя ни с кем.
  7. Группы АА должны полностью опираться на добровольные денежные пожертвования своих членов. Мы считаем, что каждой группе следует достичь этого идеала как можно скорее; что любое обращение к широкой публике за средствами с использованием имени "Анонимных Алкоголиков" - крайне опасно, будь то обращение от групп, клубов, больниц или иных сторонних организаций; что не разумно принимать от кого бы то ни было подарки, обладающие большой ценностью или пожертвования, предполагающие какие-либо обязательства. Также с озабоченностью следим мы за теми казначеями АА, которые продолжают накапливать средства, сверх всяких разумных резервов и без какой-либо оправданной для нужд АА цели. Опыт неоднократно предостерегал нас, что, ничто так не сможет разрушить нише духовное наследие, как бесполезные споры о собственности, деньгах и властных полномочиях.
  8. Содружество "Анонимные Алкоголики" должно всегда оставаться непрофессиональным объединением. Мы определяем профессионализм как род занятий по оказанию консультативной помощи алкоголикам, выполняемой за вознаграждение или по найму. Но мы можем нанимать алкоголиков для выполнения той работы, которая в ином случае могла бы быть поручена неалкоголикам. Такие особые могут оплачиваться надлежащим образом. Но наша обычная работа по Двенадцатому шагу никогда не должна оплачиваться.
  9. Каждая группа АА нуждается в минимально возможной организации. Лучше всего - это периодически сменяемое руководство. Маленькая группа может выбрать своего секретаря, большая группа - периодически оновляемый комитет, а группы в больших городах - свой центральный или межгрупповой комитет, который обычно нанимает на полую ставку секретаря. Попечители Совета по общему обслуживанию АА в сущности представляют собой наш Комитет общего обслуживания АА. Ониявляются хранителями наших Традиций и получателями добровольных пожертвований членов АА, на которые мы содержим наш Офис общего обслуживания АА в Нью-Йорке. Группы АА уполномочили их осуществлять все наши связи с общественностью, они также гарантируют правильную работу нашей главной газеты “The А.А. Grapevine”. Все наши представители должны руководствоваться духом служения, ибо подлинные руководители в АА - всего лишь опытные и пользующиеся доверием исполнители, работающие на благо всего АА. Их должности не дают им никакой реальной власти, они не правят. Всеобщее уважение является залогом их пригодности.
  10. Ни одна группа или член АА никогда не должны выражать какого либо мнения по не относящимся к деятельности АА спорным вопросам таким образом, чтобы это затрагивало АА, особенно это относится к вопросам политики, алкогольной реформы или религиозных сект. Группы Анонимных Алкоголиков не выступают против кого-либо. По таким вопросам они вообще не могут выражать никаких взглядов.
  11. Наши отношения с широкой общественностью должны отличаться личной анонимностью. Мы считаем, что АА следует избегать сенсационной рекламы. Наши имена и портреты как членов АА не должны использоваться на радио, в кино и в открытой печати. В наших отношениях с общественностью нам следует руководствоваться принципом привлекательности АА, а не методом навязывания. Нет никакой необходимости хвалить самих себя. Мы считаем, что лучше, если нас будут рекомендовать наши друзья.
  12. И в заключение, мы, члены Сообщества "Анонимные Алкоголики", полагаем, что принцип анонимности имеет огромное духовное значение. Он напоминает нам, что мы должны ставить принципы выше личностей; что мы должны на самом деле следовать принципу подлинного смирения. Это - для того, чтобы дарованное нам огромное благо никогда не испортило нас; чтобы мы всегда жили, размышляя с благодарностью о Том, кто руководит всеми нами.

Есть ли спасение от алкоголизма? Безусловно, да, однако путь этот зачастую кажется слишком сложным. Победить пагубную привычку - это значит, открыть путь к истинному себе, перестать себе лгать и компенсировать проблемы алкогольным забытьем. Задача непростая, но вполне осуществимая. С другой стороны, у зависимого человека два пути: опускаться все ниже и ниже или найти в себе силы и разорвать порочный круг, взглянув в лицо жизни и начав свой путь заново. Очень хорошо для этих целей работает система «12 шагов анонимных алкоголиков».

История анонимных алкоголиков

Эта система появилась не сегодня. С давних времен человек стремился найти в обществе тех, кто страдает одинаковым с ним недугом. Вместе легче переносить все тяготы лечения, да и осознавать себя частью мини-общества тоже куда как легче, чем одиноким и всеми покинутым. Если говорить о программе «12 шагов анонимных алкоголиков», то работает она уже 63 года и за это время была признана одной из самых эффективных систем по борьбе с зависимостью, причем эта тенденция просматривается не только в России, но и во всем мире.

Основы программы

Не только специалисты наркологических центров, но и сами люди, раньше страдающие зависимостью, подтверждают, что самой результативной в борьбе с пагубными привычками является именно программа «12 шагов анонимных алкоголиков». Подсчитать количество людей, которые прошли через эти группы, сложно, поскольку присутствие в них анонимно. Однако основной ценностью является то, что человек не просто проходит курс по снятию физической зависимости, а проживает глубокую личностную психотерапию, в ходе которой должен кардинально поменяться его взгляд на мир. Именно это дает возможность обретения совершенно нового качества жизни. Это очень важно понять и, самое главное, принять.

Теоретическая платформа

Как и все остальные программы для лечения зависимости, «12 шагов анонимных алкоголиков» имеет определенную базу. Это стройная теория, которая основана на сложной, биопсихосоциодуховной модели заболевания. Все эти подходы крайне важны, и каждый из них несет свою нагрузку. Не отрезвив человека, невозможно идти дальше, уже потом в борьбу за здоровый образ жизни вступают психологи. Они могут найти именно те точки напряжения, те болевые моменты, которые и являются пусковыми механизмами, ведущими к зависимости. Гештальт-терапия является базовым инструментом для такой работы. Именно основываясь на ее принципах, делятся своими переживаниями и чувствами анонимные алкоголики. Программа «12 шагов» несет в себе ключевые ценности, любовь и добро, а также веру. Именно эти твердыни помогали людям выстоять в любых жизненных ситуациях задолго до того, как была организована первая группа "АА". Ничего нового они и не придумали, а просто взяли за основу то, что помогает людям держаться и оставаться трезвыми.

Вера и религия: одинаковы ли эти понятия?

На самом деле нет, возможно, именно поэтому между людьми всего мира, разных взглядов и вероисповеданий не возникает разногласий. Все они анонимные алкоголики. «12 шагов» - книга, которая раскрывает все тонкости этого подхода. Понимание духовности здесь гораздо шире, чем в каждой конкретной религии. Именно поэтому она легко воспримется и католиками, и мусульманами, а также атеистами. Несмотря на то что ее называют духовно ориентированной, она не несет какого-то конкретного религиозного содержания. Если бы дело обстояло так, программа не получила бы всемирного значения. То есть Бог в программе «12 шагов» - это некая высшая сила, которая в понимании каждого человека будет своей. Это источник рессурсов, к которым обращается пациент. А как он его назовет, Иисусом, Буддой, духом предков или коллективным сознанием, это не суть важно, главное, чтобы человек почувствовал в нем поддержку.

Свобода выбора

Это главное, чем отличается программа «Анонимные алкоголики, 12 шагов». Отзывы пациентов говорят о том, что они решились вступить в ряды членов этой организации именно потому, что их никто ни к чему не принуждал. Они вольны приходить на собрания или не делать этого. Программа действительно универсальна, она оставляет за каждым конечное право выбора. Просто вставьте вместо слов "алкоголь" и "наркотик" название своей проблемы - и получите готовое решение.

Активная позиция пациента

Это совершенно необходимое условие. Только пропустив глубоко через себя каждый из ее шагов, можно достичь хорошего результата. Любую проблему можно решить посредством таких занятий, именно поэтому группа анонимных алкоголиков «12 шагов» является лучшим помощником для каждого из вас. Это четкая и хорошо структурированная модель, описывающая программу действий, которые предусматривают активность как внутри себя, так и вовне. То есть работа ведется одновременно и внутри себя, и в социуме. Это очень хорошо помогает переориентировать человека, уйти от бесплодного мудрствования. Необходимо не только думать, но и начинать делать. Теория - это очень полезно, но вы никогда не научитесь плавать, читая книгу по технике Также невозможно помочь себе, просто изучив содержание «12 шагов».

Краткий алгоритм, или Что вам придется делать

На самом деле все интуитивно просто и понятно, именно за счет этого становится универсальной программа «12 шагов анонимных алкоголиков». Отзывы говорят о том, что даже человек без среднего образования может быстро сориентироваться и приступить к работе над собой не менее успешно, чем, к примеру, психолог с высшим образованием. Вы можете рассматривать программу как действующий алгоритм, который способствует коррекции личности и изменению ее качества.

Первое и, наверное, самое сложное - это признать проблему. Это огромный и самый сложный шаг. Не на один день, а навсегда приходится признать свое бессилие перед алкоголизмом. Этот шаг вызывает сопротивление у многих новичков, и лишь когда проходит время, они начинают понимать его ценность.

Третий шаг - это снова испытание, принятие решения. И реализуется он простым и сложным тезисом: я поручаю свою жизнь Богу как я его понимаю. И на этом этапе очень помогают молитвы. Утром пациент просит сил у Бога оставаться трезвым, а вечером благодарит за дарованный день. Это одновременно признание наличия высшей силы, более великой и могучей, чем ты сам, и осознание того, что ты ей небезразличен.

Дальше начинаются практические занятия, это самоанализ. Четвертый шаг заключается в том, чтобы оценить свою жизнь с нравственной точки зрения. Групповые занятия помогают алкоголику, который видит в себе только плохое, найти и хорошие черты в своей личности. Так происходит восстановление души, словно человек вернулся в свой и понемногу начинает делать капитальный ремонт.

Пятый шаг - это исповедь, то есть признание истинной природы своих заблуждений перед Богом и людьми. Это очищение. Оно нужно, чтобы расстаться с прошлым. Проработка своих собственных недостатков и налаживание здоровых социальных связей.

Шестой шаг - подготовка себя к избавлению от всех недостатков. Это путь собственного взросления, признание, что весь путь алкоголизма - это компенсация своей низкой самооценки. Пациент в группе понимает, что нужно просто полюбить себя и что он ничего никому не должен. При этом каждый пациент должен признать, что он действовал до сих пор, как импульсивный ребенок.

Седьмой шаг - это смирение. Пациент просит высшую силу исправить его изъяны. Необходимо научиться смиренно рассказывать о самых тяжелых и неприятных моментах твоей жизни другим людям. Это еще один кирпичик, который заложить не так просто.

Восьмой шаг - теперь пациент готов к тому, чтобы вернуться в социум, к своим старым связям, которые важны для него. При этом задание снова сложное - составить список людей, которым вы причинили зло. На этом этапе участники группы преисполнены желания загладить вину.

Девятый шаг - это продолжение работы над возвращением в привычный социум. Алкоголик лично возмещает ущерб всем тем людям, список которых составил на предыдущем шаге.

На десятом шаге участники группы продолжают самоанализ и сразу признают свои ошибки, если допускают их.

Одиннадцатый шаг - стремление путем молитвы и размышлений стать ближе к Богу.

Наконец, завершающий шаг, который может длиться бесконечно долго, - это передача опыта, помощь другим алкоголикам.

Работа с наркозависимыми в Санкт-Петербурге

Данная организация работает уже много лет подряд, первый центр был образован еще 14 лет назад. Сегодня филиалы есть по всем крупным городам России. В качестве основной методики используется программа «12 шагов анонимных алкоголиков». В Санкт-Петербурге многие знают эту организацию и доверяют авторитету ее специалистов, поскольку результаты достигаются действительно ошеломляющие. При этом собрания самих алкоголиков являются только частью большой работы.

Специалисты центров учитывают индивидуальные особенности каждого клиента, а кроме того, выполняют еще одну важную миссию, помогают родственникам справиться с созависимостью. Для пациентов центра и их родственников проводятся различные мероприятия, семейное образование, правовые лекции, лекции по медицинской гигиене. Специалисты центра дают полную гарантию избавления от всех видов зависимости при выполнении всех рекомендаций, которые дают специалисты.

Что происходит на занятиях?

Общество анонимных алкоголиков «12 шагов» - это своеобразная коммуна, которая объединена одной единственной целью - перестать деградировать и разрушать себя и начать нормальную жизнь. Очень важно, что на занятиях рядом присутствуют не доктора, профессора и психологи с порой непонятными лекциями, а такие же люди, как и сам вновь обратившийся алкоголик. Очень часто можно услышать фразу, что только тот, кто сам пережил тягу к алкоголю или наркотику, может понять зависимого человека. Здесь, в группе, так и происходит. Здесь собираются все люди с одной историей. Причины у всех разные, падение всегда одинаковое. Никто не будет ругать или стараться переделать, все совершенно добровольно. Очень примечательно, что здесь нет лидеров и организаторов, учредителей. Каждое занятие могут проводить разные люди.

От этого система приобретает еще больше гибкости. Да, есть те, кто захочет уйти на первом же занятии. Но это решение каждого, насильная госпитализация и курс лечения также не дадут результата, если человек не задастся целью изменить свою жизнь. Удивительно, но на занятиях каждый, по сути, повторяет историю предыдущего и следующего выступающего. При этом очень ценно то, что люди, уже пребывающие в трезвости, по нескольку лет признают: «Я алкоголик». Это помогает новичкам снять барьер и признать свою проблему. Отсюда начинает разворачиваться дальнейшее лечение.

Подведем итоги

Программа «12 шагов» является одной из самых лучших методик по реабилитации зависимых людей. Есть активисты, которые собирают группу и выезжают далеко за город, на ферму или просто в горы, где можно жить в палатках. Свежий воздух, физический труд и отрыв от бывшего окружения вместе с обычными собраниями дают хорошие результаты. Остается только задача по возвращении в привычный ритм избежать соблазна вернуться к старым привычкам.

Как не пить Олег Викторович Стеценко

Глава 11. Программа 12 шагов «Анонимные Алкоголики»

Начиная описание программы «12 шагов», автор должен сразу определить, что не является представителем, руководителем или авторитетом содружества Анонимных алкоголиков в силу того, что таких не может быть согласно традициям этого сообщества. Тем не менее, было бы огромным упущением не описать это явление в книге, посвященной лечению зависимости.

К сожалению, в практике часто приходиться встречаться с тем, что больные располагают какими-то отрывочными, и, часто, ошибочными сведениями о программе. Чего только стоит упоминание о том, что, дескать, есть какие-то «Интимные алкоголики», «Тайные алкоголики» или даже «Автономные алкоголики». Как правило, больные располагают мнением о том, что это либо религиозная секта, либо клуб умеренно употребляющих людей, либо какая-то элитарная клиника для актеров и художников.

Одна из традиций АА гласит, что их деятельность базируется на привлекательности идей, а не на пропаганде. В этой главе будет описано то, как сам автор понимает эти идеи, без претензии на оценку.

С клинической точки зрения, эта программа дает результаты довольно значимые. Во всем мире именно «12 шагов» считаются наиболее цивилизованным способом решения проблемы. Складывается впечатление, что «эта лошадка» не одного вытянула, а правильно это или нет с научной точки зрения? Как практикующий доктор, я стараюсь не задаваться такими вопросами, тем более, что мнение ученых по поводу действенности таких программ самое разнообразное. Порой, диаметрально противоположное…

Главное, что необходимо понять, это то, что «12 шагов» - это программа духовного роста. Это не клиническая детоксикация, не трудоустройство, не тренинги общения, а именно место, где человек может разобраться в себе сам. Другие члены сообщества могут ему в этом помочь, но все, что он сделает, или что упустит - будет сделано им самим. Никто не будет им руководит, или брать на себя его ответственность. Ведь в этом и заключается понятие свободы: делай, что хочешь, никому не мешай и неси ответственность за то, что сделал.

В зависимости от перевода на русский язык, шаги в разных изданиях несколько отличаются, но главная мысль везде одна.

Первый шаг : признали свое бессилие перед алкоголем, пришли к убеждению, что не управляем своей жизнью.

Многие, услышав такое на собрании АА, сразу испытывали негативное отрицание: «я думал, что смогу набраться у них силы, а они бессильны!» Идея заключается в том, что, только признав бессилие, человек может отказаться от продолжения попыток делать то, что он делал всегда.

Бессилие не слабость. Слабость частична, она унижает человека, бессилие абсолютно, оно возвеличивает. Признание бессилия - взрослое решение, только зная, на что я способен, я смогу развиваться, иначе мне придется продолжать проверять мир на прочность, узнавая, чего я еще не могу. Бессилие великолепная вещь, поскольку лишает необходимости запрета. Человеку не нужно запрещать себе ложиться на рельсы перед поездом, поскольку он признает свое бессилие перед локомотивом. Если он будет рассматривать это как слабость, ему придется каждый раз запрещать себе такие действия, пока он не обманет сам себя и не попытается все-таки совершить безумный поступок. Признание бессилия - это победа над искушением, не борьба, втягивающая в азарт и гнев, а возможность пройти мимо. Фактически признание полного бессилия позволит человеку избежать проклятия Сизифа. Если бы этот античный герой признал свое бессилие перед камнем, он пошел бы на гору без него.

Третий шаг в программе многие рассматривают как краеугольный, «замковый камень». Заключается он в том, что мы препоручили свою волю высшей силе, как мы ее понимали .

Мне часто приходилось видеть людей, которые после этих слов буквально вскакивали и убегали с собрания, считая, что попали на какую-то сектантскую проповедь. Многие чинно поясняли, что я - атеист, агностик, и, вообще, если я захочу поговорить о Боге, пойду в церковь. Во-первых, это третий шаг, с него не все начинали, кроме того, некоторые, начав с богоискательства, сразу становились религиозными фанатиками. В сообществе есть положение: «Вначале приди на группу, потом приди в себя, а потом к Богу». В любом случае, 12 шагов - не секта, и все делается для того, чтобы сектой не стать. Никаких проповедей не будет, за этим действительно нужно идти в храм.

Алкоголик - душевно больной человек, и поэтому вполне естественно, что это программа духовного роста. Пытаясь спасти душу, и не задумываясь о Всевышнем человек рискует опять ее потерять.

Анонимные алкоголики не религиозная программа: на собрании не рекомендуют упоминать имя Бога - у каждого свои представления. Есть люди, для которых Высшая Сила вообще представляется не в виде того Бога, который принято упоминать в традиционных конфессиях. Люди верят во Вселенскую Справедливость, в Мудрость Природы, в Целесообразность существования. Это не важно. Важно то, что у этих людей появляется смысл жизни, не земной, сиюминутный, который можно по-разному рассматривать в зависимости от ситуации, или настроения, а всеобъемлющий , не зависящий от обстоятельств и мнения окружающих.

Многие рассказывали, что до третьего шага, было ощущение, что ты пытаешься выбраться из ледяной ямы, но стены скользкие, и как бы ты быстро не перебирал ногами, все равно съезжаешь вниз. И только после того, как удалось взяться за что-то незыблемое, ситуация начала меняться по настоящему.

8-й и 9-й шаг : составили список людей, которым причинили вред, и пытались его возместить в том случае, если это никому не мешало .

Долги раздать надо. Эти «хвосты» болезни не дадут человеку идти дальше, но это 8-й и 9-й шаг Не нужно с этого начинать. Долги должен раздать человек, способный больше не занимать. Только тогда, когда алкоголик уже приобрел навыки защиты от зависимости, он может начать делать что-то для других, осознавая, что может сделать. Долги раздать удается не всегда, Не все люди, которым ты чем-то обязан, готовы принять от тебя извинения. Не нужно требовать, главное - это твоя готовность, решимость.

12 шаг : пытались донести смысл наших идей до других алкоголиков - заключительный. Многие начинали свою трезвость с «борьбы против алкоголя». Буквально набрасывались на пьяного соседа, тащили за руку родственника на группу, или к врачу, знакомились с наркоманкой, и затем все свое время и деньги тратили на ее лечение. Как правило, заканчивался этот «бой» срывом самого агитатора. Это было плохо для больного и ужасно для его подопечных. Представляете, какие мысли появлялись у людей, которые вроде начинали верить, и вдруг, увидели его пьяным.

Существует молитва Анонимных Алкоголиков. Сами члены программы не претендуют на ее авторство. Мне часто приходилось слышать «обиженных» людей, нашедших «историческую правду», и утверждавших, что автором этих слов был кто-то другой, а вы, дескать, их приписываете себе, или неправильно указываете автора. Я не удивлюсь, если узнаю, что эти слова были начертаны на стенах Вавилона, и с тех пор люди их повторяют.

Вот эти слова:

Боже дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Из книги АНОНИМНЫЕ АЛКОГОЛИКИ автора Анонимные Алкоголики

ГЛАВА 5. ПРОГРАММА В ДЕЙСТВИИ Мы редко встречали человека, который бы строго следовал по нашему пути и потерпел неудачу. Не излечиваются те люди, которые не могут или не хотят целиком подчинить свою жизнь этой простой программе; обычно это мужчины и женщины, которые

Из книги Я и моё сердце. Оригинальная методика реабилитации после инфаркта автора Анатолий Иванович Бабушкин

Глава 3 Моя программа оздоровления Реабилитационный центр тогда еще Ленинграда. Я его пациент. Мне повезло с врачом. Попал к кардиологу-женщине, очень опытному специалисту и доброму человеку. Она стала моим умным собеседником и активным помощником. У нас установились

Из книги Я был бы счастлив, если бы не... Избавление от любого рода зависимостей автора Олег Фрейдман

Программа «12 шагов»

Из книги Неизлечимых болезней нет. 30-дневная программа по интенсивной очистке и детоксикации автора Ричард Шульце

Глава 1. Что эта программа сделает для вас ФИЗИЧЕСКИСовременная жизнь каждый день подвергает нас воздействию буквально тысяч различных ядов и токсинов. В одной только средней бакалейной тележке присутствует более ста ядовитых химикалий. Не секрет, что качество нашей

Из книги Пять шагов к бессмертию автора Борис Васильевич Болотов

Глава 3. 30-дневная соковая/сыроедная программа В течение 30 дней Вы будете потреблять только чистую воду, травяные отвары, свежие фруктовые и овощные соки, и сырые продукты, включая фрукты, овощи, семена, ростки, орехи, бобы и зерна. Чтобы увеличить эффективность программы, я

Из книги Рак – не приговор, а самый серьёзный повод измениться... автора Константин Владимирович Яцкевич

Глава 4. Программа детоксикации кишечника Первый шаг в любой медицинской программе, особенно в программе чистки или детоксикации, должен стимулировать кишечник и вычистить из толстой кишки старый, ядовитый материал. Когда Вы проводите любой вид голодания, промывания,

Из книги Мозг против лишнего веса автора Дэниел Амен

Глава 7. Программа циркуляции и движения A. МассажМассируйте все тело каждый день, особое внимание уделяя глубокой рефлексологии стоп и всем проблемным областям. Не бойтесь прикасаться к своим воспаленным или больным частям. Вложите в них опять жизнь. Глубокий,

Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

Глава 1 Пять шагов к бессмертию Квинтэссенция эффективна всегда и везде. Она действует успешно всегда, как всегда действует закон всемирного тяготения Ньютона. Квинтэссенция позволяет человеку самому поддерживать свое здоровье на необходимом уровне.Каковы же эти пять

Из книги Здоровье позвоночника автора Виктория Карпухина

Тренинг 3. Я начинаю этот путь – программа 12 шагов

Из книги Победа разума над медициной. Революционная методика оздоровления без лекарств автора Лисса Рэнкин

Часть 2. Программа 12 шагов… или основные правила восстановления и балансирования биологической энергии и информацииНаправления работы по программе 12 шаговКак Вы помните, дорогие мои читатели, интегрированный или комплексный подход к лечению предполагает три основных

Из книги Не хочу быть толстой! автора Юлия Кувшинова

Глава 1 Знакомство с программой AMEN 10 первостепенных шагов Когда я читаю книгу о питании и снижении веса, на протяжении всего чтения я будто бы охочусь за квинтэссенцией программы, предлагаемой в ней. Это утомляет меня. Я думаю про себя: «Ну, дайте же мне краткую справку!

Из книги Я и мое сердце. Оригинальная методика реабилитации после инфаркта автора Анатолий Иванович Бабушкин

Глава 5 Индивидуальная программа улучшения зрения Зрительная система человека является неотъемлемой частью его организма. Следовательно, если вы хотите сохранить или улучшить остроту своего зрения, в первую очередь обратите внимание на условия функционирования своего

Из книги автора

Глава 8 Программа оздоровления Валентина Дикуля Имя Валентина Дикуля знают миллионы людей не только в России, но и за ее пределами. Ему посвящаются передачи на радио и телевидении, в аптеках представлены мази с его именем. Причем мази исключительно на натуральной основе.

Из книги автора

Глава 10 Шесть шагов к самоисцелению Считается, что это профессиональная тайна. Но я все равно вам скажу. Мы, врачи, не делаем ничего! Мы только помогаем врачу внутри вас и поощряем его. Альберт Швейцер, доктор медицины Прежде чем мы приступим к делу, я хотела бы кое-что

Из книги автора

Глава 2. Моя программа

Из книги автора

Глава 3 Моя программа оздоровления Реабилитационный Центр тогда еще Ленинграда. Я его пациент. Мне повезло с врачом. Попал к кардиологу-женщине, очень опытному специалисту и доброму человеку. Она стала моим умным собеседником и активным помощником. У нас установился

Во всем мире алкоголизм признан тяжелым прогрессирующим заболеванием, пагубно влияющим не только на физиологию человека, но и на его психическое состояние. Лечение алкогольной зависимости процесс трудоемкий, сложный и длительный. Однако, даже успешно пройдя полный курс реабилитации, большинство алкоголиков, возвращаясь в привычное для себя общество, снова начинают пить – алкоголь вновь становится смыслом жизни. Помочь надолго сохранить ремиссию может сильная мотивация и осознание проблемы как таковой. Сегодня самой эффективной методикой признана реабилитационная программа «12 шагов анонимных алкоголиков», базовыми концепциями которой (так называемой Миннесотской моделью) пользуются для восстановления зависимых людей многие анонимные сообщества.

Создателями первой в мире группы анонимных алкоголиков стали два американца – Роберт Смит и Билл Уилсон. Они оба были зависимы от алкоголя. В надежде бросить пить мужчины обращались за помощью к официальным методикам, но они оказались бессильны.

Именно несовершенство (на тот момент) медицины натолкнуло их на мысль создания абсолютно иного подхода к решению проблемы. Так в 1937 году появилось первое общество зависимых от алкоголя людей, которое гарантировало полную конфиденциальность каждому пришедшему за помощью человеку.

Всего за год существования группы анонимных алкоголиков его основатели разработали собственную программу избавления от зависимости – «12 шагов». По сравнению с жесткой медикаментозной терапией, данный реабилитационный метод казался достаточно простым, но это только теоритически.

Антиалкогольный метод 12 шагов к трезвости базируется на работе с сознанием зависимого человека. Он должен признать себя алкоголиком и избавиться от мыслей о спиртных напитках, только так можно победить болезнь, но для таких людей сделать это крайне сложно.

Тот, кто прошел все этапы и трезво взглянул на жизнь, полностью меняет свое мировоззрение – порочный круг разрывается, происходит переоценка ценностей и возврат в реальность.

Убедившись в эффективности своей методики, основатели анонимного содружества для зависимых людей приступили к написанию книги, в которой изложили четкую, развернутую программу 12 шагов. Вышла книга «Анонимные Алкоголики» в 1939 году, с тех пор в ней не изменилось ни одного слова, поскольку многолетний опыт применения данной методологии подтвердил свою эффективность.

Программа объясняет возникновение зависимости достаточно просто (без приведения научных доводов). В развитии алкоголизма важную роль играют два свойства головного мозга. Первое – это возврат человека в состояние равновесия (поиск пути к достижению душевного покоя). Втрое – это то, что наш мозг запоминает самый короткий путь к достижению цели и следует ему.

Как возникает зависимость

Чтобы понять, как работает 12 шаговая программа для алкоголиков нужно разобраться, почему у человека развивается зависимость.

Мужчина или женщина, находясь в состоянии неудовлетворенности, следует импульсам головного мозга, которые показывают наиболее короткий путь к достижению комфортного состояния. Изначально для достижения душевного равновесия мозг сигнализирует человеку, например, принять ванну, посмотреть комедийный фильм или поговорить с другом. Почему, потому что он не знает другого, более короткого пути к состоянию покоя.

У обычных людей возникают нормальные, здоровые интересы (кино, рыбалка, прогулка), которые помогают им расслабиться, отдохнуть, прибавляют жизненных сил, заряжают энергией. Например, в пятницу, после тяжелой трудовой недели у человека появляется мысль посетить бассейн – это сигнал мозга о том, что организм устал, ему необходим отдых. У других людей поступают иные сигналы, в зависимости от интересов.

Если же человек для того чтобы расслабиться каждый вечер с друзьями выпивает бокал вина, мозг запоминает именно этот путь. Изначально он мысленно торопит время, его сознание хочет, чтобы скорей наступил вечер, ведь предстоит встреча с друзьями. Про алкоголь навязчивых мыслей пока нет. Но проходит еще какой-то промежуток времени и мозг дает уже более четкую установку – нужно выпить. Зачем ему придумывать сложные комбинации, есть короткий путь к достижению равновесия и это алкоголь.

С психологической точки зрения получается следующее – у алкоголиков возникает навязчивое мышление (одержимость ума), он встает и ложится с мыслью о спиртном, его ничего не интересует, единственный его смысл это алкоголь.

Описание физиологического аспекта зависимости в программе такое: алкоголизм это аллергия, то есть ненормальная реакция организма на введение какого-либо вещества. В отличие от обычных, здоровых людей алкоголики, начиная пить, уже не могут остановиться, их организм выдает неадекватную реакцию, требуя все больше и больше выпивки.

Природа алкоголизма (в рамках программы) впервые была описана доктором Силквером. Он сказал так: «Если ты не можешь употреблять спиртное из-за аллергии, не можешь оставаться трезвым из-за навязчивого мышления, значить ты полностью бессилен перед алкоголем».

Цели реабилитационной методики

Принцип методики в том, что алкоголик лечит себя самостоятельно без стороннего принуждения. В рамках программы ведется воздействие на человеческое сознание, в результате чего зависимый начинает открывать для себя иные жизненные грани, меняет мировоззрение, видит новые здоровые ориентиры.Такая переоценка ценностей дает возможность самореализоваться, быть полноценным членом общества.

Программа «12 шагов» ориентирована на групповую реабилитацию, поскольку поддержка со стороны других участников, понимание, а также их личный опыт борьбы с зависимостью придает уверенности, сил и стимулирует к преодолению алкоголизма.

Программа реабилитации «12 шагов» не просто избавляет от алкогольной зависимости, она учит алкоголика управлять своим патологическим пристрастием и сознательно контролировать его.

Участником группы новичок становится, только посетив 2-3 занятия (иногда больше). Ведь чтобы стать полноценным членом общества и принять истины, на которые «опираются» все участники анонимных алкоголиков (АА) новичок должен понять суть 12-ти шаговой программы, ее работу и конечно же ознакомиться, привыкнуть к обстановке в самой группе.

Все новички, которые стали участниками АА имеют спонсоров, то есть за ними закрепляется человек (такой же участник), но пребывающий в стадии долгосрочной ремиссии (год и более не принимающий алкоголь). Спонсор помогает новичку разобраться в волнующих его вопросах, облегчает выполнение и написание шагов, а также на собственном примере показывает, что зависимость, возможно, взять под контроль.

Для того чтобы реабилитация прошла успешно человек шаг за шагом должен преодолевать каждую ступень программы. Если не получается осмыслить предыдущий этап, к следующему он не приступает, причем сторонняя критика в его адрес отсутствует, оценку человек дает себе сам, это показывает насколько он осознал и принял свою проблему. Активная позиция, дискуссии с психологом и другими участниками группы, проговаривание своей проблемы вслух, а также обмен опытом – все это неотъемлемая часть терапии без которой рассчитывать на долгосрочную трезвость нельзя.

Универсальность программы «12 шагов»

Многие уверены, что 12-ти шаговая модель реабилитации имеет под собой религиозный подтекст, но это не совсем так. Такая форма психологического воздействия действительно основывается на глубокой вере, но не на религии с ее незыблемыми канонами, а на вере в себя.

Есть люди глубоко религиозные, а есть полные атеисты и заставить их уверовать в Бога невозможно, ведь это претит их убеждениям. Поэтому программа двенадцать шагов основывается на вере – той твердыне, которая есть у каждого человека глубоко внутри. Эта вера рассматривается как высшая сила, благодаря которой можно обрести здравомыслие и «обуздать» непреодолимую тягу к спиртному. Это дает возможность формировать группы из абсолютно разных людей – пол, возраст, вероисповедание значение не имеют.

12-ти шаговую программу по праву считают универсальной. Этот метод применяют для лечения игромании, табакокурения, наркомании и других зависимостей. Интересно то, что этой методологией пользуются даже академики и государственные деятели.

Сергей Глазьев (член РАН) разработал стратегию экономического роста России, именно основываясь на методике «12 шагов». Сам Глазьев, как эксперт госуправленец считает 12-ти шаговый механизм стратегическим прорывом, который поможет РФ избежать дальнейшей деградации.

Любая программа должна выполняться поэтапно, так и здесь прописаны все двенадцать шагов, которые должен преодолеть алкоголик.

Этапы 12-ти шаговой системы

В каждом из 12-ти этапов заложен свой глубокий смысл, осознав который алкозависимый человек сможет вернуть собственную независимость перед алкоголем, избавиться от навязчивых мыслей и приступить к построению новой свободной от спиртных напитков жизни.

Самым тяжелым с точки зрения восприятия и осознания является первый шаг программы, где алкоголик должен принять свое полное бессилие перед алкоголем. Зависимому человеку крайне сложно признать себя таковым самостоятельно, именно поэтому этим людям необходим спонсор, который поможет им принять проблему, а в дальнейшем бороться с ней.

Кроме этого для лучшего осознания всем участникам группы рекомендуют визуализировать свои проблемы. Новичкам советуют составлять алкобиографию, так сказать, наглядно расписать весь путь личностной деградации. Далее, делая каждый шаг, участники составляют списки или таблицы где кратко прописывают свои жизненные аспекты (вписывают родственников, которых обидели, дефекты и положительные стороны характера, ущерб, нанесенный близким людям и так далее).

Успешно пройдя все 12 шагов человек вправе выйти из группы, но, как известно бывших алкоголиков не бывает, поэтому вернувшись в обычную среду, у них часто происходит «срыв». Однако следует отметить, что многие участники группы остаются членами команды десятки лет – избавившись от зависимости, они курируют новичков, читают лекции, делятся собственным опытом, помогают алкоголикам делать следующий шаг на пути к выздоровлению.

Остановимся подробнее на каждом шаге программы.

Первый этап

Зависимый человек осознает собственное бессилие. Он признает, что не в состоянии контролировать безудержную тягу к спиртному. Психическая и физическая зависимость от алкоголя (одержимость ума и аллергия) сделала из него пьяницу, который неспособен управлять собственной жизнью.

Второй этап

Обретение веры и здравомыслия. В первую очередь нужно уверовать в высшие силы, признать существование более могущественных сил, нежели его собственная – Бог, семья, близкий друг, что именно будет выбрано, не имеет значения, главное собраться с духом, попросить о помощи и поверить в то, что все получится. Постепенно убеждения человека меняются, он начинает верить в избранную им высшую силу, в то, что она поможет ему вернуться к здоровой полноценной жизни.

Второй этап также выполняется письменно. Написание шагов на 2 шаге программы это прописанные от руки ответы на вопросы (например, готов ли человек верить высшим силам, удовлетворен ли жизнью, сможет ли попросить о помощи и тому подобное). Здесь главное раскрыться, рассказать о проблеме и попросить высшую силу помочь с ней справиться.

Третий этап

Формирование глубоких доверительных отношений с высшей силой. По сути, это истинная вера в исцеление, к которому человек должен идти несмотря ни на что. Он тверд в своей позиции бросить пить, его убеждения непоколебимы, высшие силы помогут ему достичь независимости и обрести здравомыслие.

Четвертый этап

Основная цель – самоанализ. С одной стороны листа прописываются положительные стороны характера, а с другой личностные дефекты. Человеку нужно понять кто он, чем руководствуется в жизни и что стало причиной его алкоголизма. Только полностью разобравшись в себе можно переходить к следующему шагу.

Пятый этап

Еще один сложный шаг – человеку нужно озвучить результаты самоанализа, раскрыться высшей силе и другим участникам группы. Это так называемая исповедь алкоголика. Ему важно понять и признать свои ошибки для того чтобы иметь возможность работать над ними вместе с той высшей силой которую он избрал для себя.

Шестой этап

К алкоголику приходит четкое осознание того что изменения в его жизни необходимы, он готов следовать за высшей силой и не свернет с намеченного пути. Он понимает и принимает свои недостатки, но в то же время не забывает про положительные стороны характера. Для наглядности с одной стороны листа прописываются ресурсы (положительные качества), а с другой отрицательные черты (неэффективное поведение).

Седьмой этап

Готовность к сознательным действиям. Смиренно признав ошибки, человек начинает работать над собой – ведется борьба с личностными дефектами, пагубными привычками и приобретается новый положительный опыт. Это шаг, дойдя до которого человек уже способен взять под контроль собственное бессилие.

Восьмой этап

Налаживание взаимоотношений. Алкоголик составляет поименный список людей, которые пострадали от его зависимости. Также необходимо составить план действий, решить, каким образом он будет исправлять нанесенный ущерб (это могут быть искренние извинения, выплата денежного долга, возврат украденных вещей и так далее). Но здесь нужно быть готовым к тому, что не каждый человек захочет принять возмещение (слишком велика обида).

Девятый этап

Исправление ошибок. Приводится в действие план, составленный на восьмом этапе. Человек должен неукоснительно следовать его пунктам, даже если близкие люди не воспринимают, относятся критично к тем изменения, которые происходят. Если в плане прописано наладить отношения с родственниками значит нужно выполнять, причем не ждать от них какой-либо компенсации – все делается бескорыстно, с любовью, от чистого сердца.

Десятый этап

Контроль над собой. Алкоголик должен сохранять здравомыслие в любых ситуациях – не поддаваться искушению, не искать быстрых путей к достижению морального комфорта. Например, если раньше при неудовлетворенности, гневе, обиде, жалости к себе он достигал комфорта через алкоголь, то сегодня находит другие, здоровые пути к душевному равновесию.

Одиннадцатый этап

Предпоследний шаг – этап самосовершенствования. Духовный рост, сосредоточенность на собственной жизни, достижение личностного комфорта и отстранение от прошлых негативных привязанностей. Социум (окружение) меняется, друзья-алкоголики остаются вне его пределов.

Двенадцатый этап

Последний шаг – исцеление, полный переворот сознания. Пройдя весь путь и обретя знания человеку нужно продолжать самосовершенствоваться и делиться собственным опытом с новичками. Теперь он сам может быть спонсором.

12 традиций анонимных алкоголиков

Становясь участником АА, каждый член группы должен неукоснительно следовать имеющимся в ней традициям:

  • Единство группы залог успешного выздоровления;
  • Никаких других авторитетов кроме высшей силы нет;
  • Искреннее желание избавиться от зависимости;
  • Каждая группа – самостоятельная ячейка;
  • Цель едина – помочь всем желающим побороть бессилие перед алкоголем;
  • Идти к намеченной цели вопреки всему;
  • Никакой посторонней помощи – рассчитывать только на собственные силы;
  • АА непрофессиональная организация, которая может привлекать узких специалистов;
  • Управление группой прерогатива самих участников;
  • Общество аппозиционное, никаких публичных споров, дискуссий – рассматриваются лишь вопросы деятельности АА;
  • Никакой общественной пропаганды, только публичное освещение принципов и идей АА без рекламы конкретных его участников;
  • Анонимность – главная традиция. Личные цели как самопожертвование идут во благо общественности.

Достоинства программы «12 шагов» очевидны – она не просто помогает побороть зависимость, а учит управлять, контролировать сове пристрастие, адаптирует человека к новому социуму. Однако некоторые скептично настроенные люди видят в такой реабилитации минусы.

Атеисты основным недостатком видят принудительную религиозность (хотя это не так, вера здесь никоим образом не переплетается с религией). Глубоко религиозные люди напротив убеждены в сектантских пропагандах, хотя анонимные алкоголики никогда не занимались этим.

Что ни говори, итог один – программа работает, причем уже на протяжении нескольких десятков лет.

Если нет возможности прочесть книгу «12 шагов», можно посмотреть онлайн на телеканале Психология 21 телепередачу «О главном». В ней ведущий Эдуард Сагалаев беседует с врачом-наркологом Яковом Маршаком и тема их беседы как раз программа 12 шагов. Каждой из 12-ти ступеней этой реабилитационной методики посвящен отдельный выпуск.


“Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой”.
Кто согласится признать свое полное поражение? Признание своего бессилия - это первый шаг к освобождению. Связь между смирением и трезвостью. Психическая одержимость плюс физическая аллергия. Почему каждый член АА должен окончательно опуститься?

“Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие”.
Во что мы можем верить? АА не требует, чтобы вы были верующими; Двенадцать Шагов - это только предложения. Важность отсутствия предвзятости. Разнообразие путей, ведущих к вере. АА в качестве заменителя Высшей Силы. Участь разочаровавшихся. Равнодушие и предрассудки - препятствия на пути. Утраченная вера обретена в АА. Проблемы интеллекта и самостоятельности. Негативное и позитивное мышление. Самодовольство. Неповиновение - характерная черта поведения алкоголиков. Второй Шаг - отправная точка на пути к здравомыслию. Правильное отношение к Богу.

“Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали ”.
Третий Шаг можно сравнить с открытием запертой двери. Как сделать, чтобы Бог вошел в нашу жизнь? Наша готовность - это ключ. Подчинение как средство обрести независимость. Препоручение своей воли Высшей Силе. Злоупотребление силой воли. Постоянные личные усилия необходимы для подчинения Божьей воле.

“Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения”.
Как инстинкты способны превышать свое прямое назначение. Четвертый Шаг - это попытка обнаружить наши обязательства перед другими. Основная проблема инстинктивных побуждений - впадание в крайности. Неправильный подход к нравственной оценке может привести к чувству вины, претенциозности и обвинениям в адрес других. Наряду с недостатками, следует отмечать свои достоинства. Самооправдание опасно. Готовность провести моральную оценку приносит в жизнь свет и внушает уверенность в себе. Четвертый Шаг - начало той линии поведения, которая продлится всю жизнь. Обычные симптомы эмоциональной неуравновешенности - это беспокойство, гнев, жалость к себе и депрессия. Моральная оценка применяется к взаимоотношениям с другими людьми. Важность ее тщательного проведения.

“Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений”.
Двенадцать Шагов уменьшают размеры нашего “я” до подлинных. Пятый Шаг труден, но необходим для достижения трезвости и душевного покоя. Традиция покаяния уходит в древность. Без решительного признания своих недостатков немногие смогут вести трезвый образ жизни. Что дает нам Пятый Шаг? Начало подлинного единства с людьми и Богом. Утратите чувство оторванности от людей; получите прощение и сами даруете его другим; познаете смирение, укрепитесь в честности и реалистическом отношении к себе. Опасность логических рассуждений. Как выбрать человека, которому можно довериться? В результате обретаете уравновешенность и осознание Бога. Единство с Богом и людьми подготавливает нас к последующим Шагам.

“Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков”.
Шестой Шаг необходим для духовного развития. Это начало той работы, которую нужно вести всю жизнь. Признание различия между стремлением к поставленной цели и совершенством. Почему нужно делать многократные попытки. Личная готовность превыше всего. Необходимость начать действовать. Промедление опасно. Неповиновение может иметь роковые последствия. Пункт, в котором мы отказываемся от ограниченных целей и движемся навстречу Божьей воле.

“Смиренно просили Его исправить наши изъяны”.
Что такое смирение? Что оно может значить для нас? Широкая дорога к подлинной свободе человеческого духа. Необходимое средство для выживания. Ценность обуздания собственного “я”. Неудачи и горести, преображенные смирением. Сила, рождающаяся из слабости. Боль - цена вступления в новую жизнь. Эгоцентричный страх как главный источник недостатков. Седьмой Шаг - это новое отношение к жизни, которое позволяет нам двигаться навстречу Богу.

“Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними”.
Этот и два последующих Шага касаются личностных взаимоотношений. Научиться жить в мире с другими людьми - интересная задача. Препятствия к этому: нежелание прощать, отказ признавать свою вину перед другими, преднамеренная забывчивость. Необходимость основательного анализа прошлого. Углубленное понимание вещей как следствие этой основательности. Разные виды ущерба, который мы причиняем другим. Необходимость избегать крайности в суждениях. Принятие объективной точки зрения. Восьмой Шаг - выход из изоляции.

“Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому”.
Душевный покой - первое условие, необходимое для разумности суждений. Удачный выбор времени важен при возмещении ущерба. Что такое смелость? Благоразумие означает взвешивание шансов. Компенсация ущерба начинается, когда мы вступаем в АА. Душевный покой нельзя купить за счет других людей. Необходимость осторожности. Готовность принять последствия нашего прошлого и нести ответственность за благополучие других составляют суть Девятого Шага.

“Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это”.
Можем ли мы оставаться трезвыми и сохранять душевное равновесие при любых обстоятельствах? Самоанализ становится жизненной потребностью. Признание, принятие и терпеливое исправление своих недостатков. “Эмоциональное похмелье”. Когда вы уладили счеты с прошлым, можно взяться за нынешние трудности. Разновидности моральной оценки. Гнев, недовольство, ревность, зависть, жалость к себе, оскорбленная гордость - все это вызывало потребность в алкоголе. Первая цель - обуздать самого себя. Гарантии против самовозвеличивания. Посмотрим на “доходы” и “расходы”. Исследование мотивов поступков.

“Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого”.
Медитация и молитва - основные пути установления контакта с Высшей Силой. Связь между самоанализом, медитацией и молитвой. Незыблемое основание жизни. Как заниматься медитацией? Медитация не знает пределов. Индивидуальное приключение. Первый результат - душевное равновесие. А как насчет молитвы? Ежедневные просьбы о понимании воли Бога и о даровании нам силы исполнить ее. Действенность молитвы несомненна. Вознаграждение, получаемое за молитвы и медитацию.

“Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах”.
Радость жизни - тема Двенадцатого Шага. Действие - его ключевое слово. Давать, ничего не прося взамен. Любовь, свободная от соображений о цене. Что такое духовное пробуждение? Новое состояние сознания и обновленное бытие принимаются как дар. Готовность принимать дары входит в поведение, соответствующее Двенадцатому Шагу. Великолепная реальность. Награда за помощь другим алкоголикам. Виды работы по программе Двенадцатого Шага. Можно ли следовать этим принципам во всех делах? Однообразие, боль и несчастье обращаются во благо в результате выполнения предписаний Шагов. Трудности претворения в жизнь. “Два шажка и не больше”. Переход ко всем Двенадцати Шагам и демонстрация веры. Духовный рост - ответ на возникающие проблемы. Духовный рост - превыше всего. Подчинение других людей и чрезмерная зависимость от них. Переход к новой жизненной основе - давать другим и брать у других. Зависимость от Бога необходима для исцеления от алкоголизма. “Следуя этим принципам во всех наших делах”: внутренние взаимоотношения в АА. Отношение к материальным благам меняется. Меняются также представления о значимости собственной персоны. Восстановлена роль инстинктов в выполнении своего истинного предназначения. Понимание - ключ к правильному взгляду на жизнь, правильные действия - ключ к счастливой жизни.

ДВЕНАДЦАТЬ ТРАДИЦИЙ


“Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА”.
Без единства АА перестанет существовать. Индивидуальная свобода, но высокая степень единства. Ключ к парадоксу: жизнь каждого члена АА зависит от следования духовным принципам. Группа должна выжить, иначе никто индивидуально не выживет. Прежде всего - общее благополучие. Как лучше всего сообща жить и работать в группе.

“В делах нашей группы есть лишь один высший авторитет - любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители - всего лишь облеченные доверием исполнители, они не приказывают”.
Кто руководит АА.? Наш единственный авторитет в АА - это любящий нас Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он может предстать в нашем групповом сознании. Образование группы. Болезни роста. Комитеты, в которых заняты все по очереди, являются обслуживающим персоналом группы. Лидеры не управляют, они служат интересам всех. Есть ли настоящее лидерство в АА? “Заслуженный деятель” и “сострадающий проповедник”. Говорит коллективное сознание группы.

“Единственное условие для того, чтобы стать членом АА, - это желание бросить пить”.
Нетерпимость, основанная на страхе на ранних этапах деятельности. Отнять у алкоголика шанс стать членом АА - это иногда значит вынести ему смертный приговор. Отказ от правил членства. Два примера из опыта АА. Каждый алкоголик является членом АА, если он себя таковым считает.

“Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, за исключением дел, затрагивающих другие группы или АА в целом”.
Каждая группа АА ведет свои дела по своему усмотрению, за исключением тех случаев, когда это может грозить организации в целом. Опасна ли такая свобода? Группа, как и каждый отдельный ее член, должна действовать в соответствии с принципами, гарантирующими выживаемость. Два предупреждения об опасности: группа не должна предпринимать ничего, что могло бы нанести ущерб всей организации АА и не должна иметь побочных интересов, лежащих вне прямых задач АА. Пример: “Центр АА”, оказавшийся недееспособным.

“У каждой группы есть лишь одна главная цель -донести наши идеи до тех алкоголиков, которые все еще страдают”.
Лучше уж делать что-нибудь одно, но хорошо, чем несколько дел плохо. Жизнь нашего Содружества зависит от этого принципа. Способность каждого члена АА понять новичка и добиваться его исцеления - дар Божий… передача его другим - наша единственная цель. Нельзя сохранить трезвость, если не наделять ею других.

“Группе АА никогда не следует поддерживать, финансировать или предоставлять имя АА для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами, собственностью и престижем не отвлекали нас от нашей главной цели”.
Опыт показал, что мы не можем поддерживать никакие смежные предприятия, какими бы хорошими они ни были. Мы не можем быть всем для всех людей. Мы поняли, что не должны разрешать, чтобы под нашим именем осуществлялась какая-либо иная деятельность.

“Каждой группе АА следует полностью опираться на собственные силы, отказываясь от помощи извне”.
Ни одна традиция АА не рождалась в таких муках, как эта. Всеобщая бедность в начале деятельности как необходимое условие. Страх эксплуатации. Необходимость разделения духовного и материального. Решение жить только на добровольные пожертвования членов АА. Возложение прямой ответственности за поддержку своей штаб-квартиры на членов АА. Иметь на счету средства только на текущие расходы плюс разумный денежный резерв - такова политика штаб-квартиры.

“Содружество Анонимных Алкоголиков должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной квалификацией”.
Нельзя смешивать Двенадцатый Шаг с денежной оплатой. Линия раздела между добровольной работой по программе Двенадцатого Шага и оплачиваемыми услугами. АА не может функционировать без наемного обслуживающего персонала. Профессиональные сотрудники не являются профессиональными членами АА. Отношение АА к промышленности, образованию и т.п. Работа по программе Двенадцатого Шага никогда не оплачивается, но те, кто обслуживают нас, стoят того, чтобы им платили.

“Содружеству АА никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или комитеты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают”.
Специальные советы и комитеты. Конференция Центра Обслуживания, Совет попечителей и групповые комитеты не могут направлять директивы членам или группам АА. Никакое лицо и никакая группа лиц не может руководить АА. Отсутствие принуждения действует потому, что тот член АА, который не следует Программе, предложенной в Двенадцати Шагах, подписывает себе тем самым смертный приговор. То же самое относится и к группе. Страдания и любовь заменяют в АА дисциплину. Разница между духом авторитарности и духом служения. Цель нашего служения - сделать трезвую жизнь возможной для всех тех, кто к ней стремится.

“Содружество Анонимных Алкоголиков не придерживается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии”.
АА не занимает какой-либо позиции в публичных спорах. Нежелание бороться не является особой добродетелью. Наша главная цель - выжить и распространить идеи АА. Уроки Вашингтонского движения.

“Наша политика во взаимоотношениях с общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на пропаганде; мы должны всегда сохранять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и кино”.
Общественные отношения важны для АА. Хорошие отношения с общественностью служат спасению жизней. Мы нуждаемся в публичном освещении принципов АА, а не в рекламе отдельных его членов. Сотрудничество прессы. Личная анонимность при публичных контактах - краеугольный камень нашей общественной политики. Одиннадцатая Традиция - постоянное напоминание о том, что личным амбициям нет места в АА. Каждый член АА со временем начинает активно заботиться о сохранении нашего Содружества.

“Анонимность - духовная основа всех наших Традиций, постоянно напоминающая нам о том, что главным являются принципы, а не личности”.
Духовная сущность анонимности - самопожертвование. Подчинение личных целей общему благу -суть всех Двенадцати Традиций. Почему АА не могла остаться тайной организацией. Главным являются принципы, а не личности. Стопроцентная анонимность при публичных контактах. Анонимность - подлинное смирение.