Чем знаменит ярослав мудрый кратко. Система восхождения на престол. Происхождение великого князя

Ярослав Мудрейший (980-1054), величавый князь киевский (1019). Отпрыск Владимира I Святославовича. Выгнал Святополка I Проклятого, боролся с братом Мстиславом, поделил с ним правительство (1025), в 1035 г. вновь соединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлена «Русская правда».

Происхождение. Родня

Отпрыск величавого киевского князя Владимира I Святославовича и полоцкой княжны Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. Так как в древнерусских источниках упоминаются два имени супруги Ярослава - Ира и Анна, есть основания считать, что или Ингигерда, получившая при крещении имя Иры, была одной из жен Ярослава, или Ирина-Ингигерда перед гибелью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именованием она канонизирована Российской православной церковью как 1-ая княгиня, принявшая постриг перед гибелью). 1-ый период жизни Ярослава Мудрейшего связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 г. после погибели Вышеслава (старшего отпрыска Владимира Святославовича) Ярослав становится новгородским князем.

В 1014 г. отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Однако 15 июля 1015 г. Владимир Святославович скоропостижно скончался, не успев выполнить собственный план.

Борьба с братьями

По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Проклятый, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая убрать вероятных конкурентов, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, Муромского Глеба древлянского Святослава; пробует уничтожить и Ярослава, однако его впору предупреждает об угрозы сестра Предслава. По иной версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некими западноевропейскими источниками. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 г. в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Однако Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он совместно со своим тестем, польским владыкой Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. Сейчас фортуна сопутствовала Святополку, который смог нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав Мудрейший бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Однако новгородцы нарубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу.

В битве на Альте в 1018 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственном в 1024 г. победа была на стороне Мстислава, однако он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все таки Ярослав не отважился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев собственных посадников. В 1025 г. по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав - восточную часть, с Черниговом. Только после погибели Мстислава в 1035 г. Ярослав становится «самовластцем» на Руси.

Ярослав-просветитель

После Лиственской битвы деятельность Ярослава в главном связана с просветительством и христианизацией Руси. Может быть, одной из обстоятельств отказа Ярослава от обычной для князя военной деятельности стала томная травма, приобретенная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава Мудрейшего показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь был должен очень хромать и в конце жизни навряд ли имел возможность обходиться в отсутствие сторонней помощи. В 1036-37 гг. по его приказу были построены массивные крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, также основаны монастыри св. Георгия и Иры. Прообразами этих зданий были строительные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Окончание строительства совпало с созданием «Слова о Законе и Благодати», которое было произнесено 25 марта 1038 г. Тогда же была написана 1-ая российская летопись - т.н. Древний свод.

В «Повести временных лет» содержится хвалебный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на российский язык многих греческих книжек, которые составили базу библиотеки, сделанной им в храме Софии Киевской. Ярославу Мудрейшему приписывается также составление первого российского законодательного акта «Русской Правды».

Наружняя политика Ярослава в последние годы жизни

В области наружной политики Ярослав Мудрейший добивался укрепления интернационального авторитета Древнерусского страны. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 г. предпринял последний большой поход Руси на Византию, но закончившийся неудачей. Около 1050 г. в Киеве был поставлен 1-ый митрополит из российских - Иларион, отстаивавший независимость российской епархии от Константинополя. Не считая того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы.

Летописные данные по поводу погибели Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054 г., но, многие исследователи именуют другие даты. Перед гибелью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых отпрыской, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире. Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной русской историографии только во 2-ой половине XIX века.

Ярослав Мудрейший выстроил Золотые ворота, Софийский собор с тринадцатью куполами. Он хлопотал об укреплении Киевской Руси, южнее реки Рось выстроил ряд крепостей, соединив их земельным валом. Конкретно при Ярославе стали переписываться и переводиться с греческого на российский книжки. Есть предположение, что в то время уже были организованы школы для обучения грамоте. Он сделал огромную библиотеку российских и греческих книг». Он сделал русскую церковь независящей от Византии и без помощи других, в отсутствие ведома константинопольского патриарха, провозгласил митрополита Илариона главой российской православной церкви и монашества.

Источник материала:

  • to-name.ru - Ярослав Мудрейший - биография;
  • persona.rin.ru - Ярослав Мудрейший (величавый князь киевский);
  • kalitva.ru - Ярослав Мудрейший. Биография.
  • Дополнительно на сайт:

  • Как проходила борьба за киевский престол после погибели Ярослава Мудрейшего?
  • Где отыскать литературу по истории Руси, Рф?
  • Где в Интернете есть возможность отыскать книжки и статьи по истории и философии в свободном доступе?
  • Где в Интернете есть возможность почитать электрические журнальчики по истории?
  • Где в Интернете отыскать исторические энциклопедии и словари?
  • Где отыскать веб-сайты военно-исторической темы?
  • Какие достойные внимания факты есть возможность прочесть в «Словаре исторических терминов»?
  • Правление Ярослава Мудрого в Киевской Руси пришлось на конец первого и начало второго тысячелетий (около 978-1054 гг.). Он по праву считается одним из величайших правителей не только Руси, но и Европы. за годы своего правления вывел Киевское княжество на новый виток мирового развития, его государство достигло высокого уровня политического и военного могущества.

    В статье описано правление Ярослава Мудрого. Кратко упоминаются основные факты его биографии и итоги правления.

    Происхождение великого князя

    О точной дате его рождения ученые-историки продолжают спорить, многие источники указывают годом рождения 978-й. Отцом его является креститель Руси Владимир Святославович, а матерью - полонская княжна Рогнеда Рогволдовна, которую князь Владимир взял силой. От этого брака он имел еще трех сыновей.

    Согласно летописям Ярослав прожил долгую жизнь и умер в 75 лет. Он стал предком многих правителей в Европе. Впервые правление Ярослава Мудрого кратко упоминается в "Повести временных лет", написанной монахом Нестором.

    Ростовский князь

    Началом самостоятельного правления Ярослава считается 988 год, когда отец посадил его еще ребенком на княжество в Ростов. Реально власть принадлежала его наставнику, который принимал все решения, учитывая очень юный возраст князя.

    Исторических подтверждений ростовского правления князя Ярослава Мудрого почти не существует. Во всяком случае в летописях того времени нет никаких упоминаний о важных исторических фактах, связанных с ростовским княжением. Многие историки считают, что правление князя Ярослава Мудрого в Ростове отмечено возникновением города, названного в его честь Ярославлем. 1010 год официально считается годом его основания.

    Начало правления

    В 1010 (1011) году, после кончины одного из старших сыновей великого князя Владимира Вышеслава и вопреки ожиданиям старшего брата Ярослава Святополка, Владимир именно Ярослава поставил править Новгородом. По сравнению с ростовским княжением новгородское считалось более высоким, но и новгородский князь был подчинен киевскому и обязан был ему платить дань.

    Бунт против отца

    В 1014 году Ярослав отказывается выплачивать Киеву дань и восстает против отца. Причиной такого бунта является приближение Владимиром к себе младшего сына Бориса и намерением передать ему киевский престол. По этой же причине взбунтовался против Владимира старший из сыновей - Святополк. За это он попал в заточение и пребывал в неволе до момента кончины отца.

    Чтобы противостоять своему отцу, князю Владимиру, Ярослав нанимает варягов, но войско пребывает в бездействии и промышляет разбоями в самом Новгороде, чем вызывает праведный гнев новгородцев. Сам же князь Владимир не может вступить в единоборство с сыном, так как Киевскому княжеству угрожает нападение печенегов. И армия, собранная против Новгорода, отправляется на битву со степными кочевниками. Возглавляет армию Борис, так как Владимир к этому времени становится немощен и стар.

    Брат на брата

    Противостояние сына и отца прекращается со смертью Владимира Святославовича 15 июля 1015 года. Но начинается сражение двух братьев, Святополка и Ярослава, за киевский престол. Святополк, прозванный в народе Окаянным, на пути к престолу убил трех своих братьев.

    Несколько раз Ярослав и Святополк Окаянный встречались в смертельном противостоянии. В 1018 году состоялась решающая битва. Святополк и его тесть, польский король Болеслав Храбрый, снова вторглись в Киевскую Русь. На этот раз они разбили Ярослава, который вернулся в Новгород и хотел бежать в Скандинавию. Однако новгородцы вынудили своего князя продолжить борьбу. Весной 1019 года на реке Альт Святополк был окончательно разбит и бежал. По данным некоторых исторических источников по дороге в Польшу его настигли воины Ярослава и убили. Но занимать киевский престол Ярослав не спешит, так как права на него предъявляют племянник Брячислав и брат Мстислав.

    Борьба за Киев

    В 1019 году Ярослав женится во второй раз. Его избранница - шведская принцесса Ингигерда (в православии Ирина). Полагают, что первой женой Ярослава была норвежка, звали ее Анна, она вместе с сестрами князя была захвачена поляками и навсегда пленена в Польшу. Союз с Ингигердой многие исследователи считают политическим шагом Ярослава с целью устранения нестабильных отношений со шведами.

    Борьбу за киевский престол братья продолжают вести с переменным успехом вплоть до 1026 года, пока Мстислав не одержал победу над войсками Ярослава и не перенес столицу в Чернигов. Князю же он предложил сесть в Киеве и разделить управление земель по Днепру, оставив за Ярославом все правое побережье. Был заключен мирный договор. Но даже будучи хозяином киевского престола, Ярослав не покидал Новгород вплоть до гибели Мстислава, то есть до 1035 года, уверенный в том, что новгородцы поддержат его при любых обстоятельствах. Только после кончины Мстислава в 1035 году становится самодержцем Киевской Руси Ярослав Мудрый. Годы правления его стали периодом расцвета Руси.

    Чтобы избежать претензий на киевский престол со стороны младшего брата, княжившего в Пскове, Ярослав Судислава заточает в темницу.

    Хронология военных действий

    История правления Ярослава Мудрого содержит многочисленные упоминания о военных действиях. Вот лишь некоторые из них:

    • 1029 год - поход в помощь Мстиславу против ясов, изгнание их из Тмутаракани (ныне Краснодарский край);
    • 1031 год - поход вместе с Мстиславом на поляков, в результате были завоеваны города Перемышль и Червен;
    • 1036 год - победа над войсками печенегов и освобождение от их набегов Древней Руси;
    • 1040 и 1044 годы - военные действия против Литвы.

    Итоги правления Ярослава Мудрого. Политика и государство

    Период нахождения у власти насчитывает 37 лет. Время правления Ярослава Мудрого считается периодом подъема Киевского княжества, когда многие европейские государства добивались военного и политического союза с ним. Как талантливый политический деятель Ярослав Мудрый предпочитал любым военным действиям дипломатию. Он прагматично устраивал брачные союзы своих десятерых детей и других родственников с европейскими правителями, что служило целям безопасности государства. Известно, что он платил символическую ежегодную дань варягам - 300 гривен серебра, что было очень мало, но сохраняло мир на северных границах.

    Очень многое для державы сделал Ярослав Мудрый. Годы правления он потратил не только на укрепление военной мощи, но и для устройства жизни в государстве по законам. При нем был приняты Церковный устав и свод законов «Правда Ярослава», который считается наиболее древней частью сборника норм древнего права «Русская правда».

    Будучи образованным человеком, Ярослав заботится и об образовании подданных: он открывает и библиотеки. была открыта им в Софийском соборе.

    В его планы входило решение еще одной важной проблемы - передачи власти. которые разгорались между приемниками, ввергали страну в разорение и бедствия, ослабляли ее и делали легкой добычей для внешних врагов. Часто претенденты на главный престол в своих корыстных интересах нанимали заграничное войско, которое бесчинствовало и грабило население. Ярослав как талантливый политический деятель, безусловно, понимал важность усовершенствования передачи власти, но эта проблема в связи со смертью так и не была решена.

    Религиозные последствия

    Итоги правления Ярослава Мудрого не ограничиваются только политическими достижениями. Он много сделал для укрепления христианства в государстве. В 1051 году русская церковь окончательно освобождается из-под влияния Константинополя, впервые самостоятельно избрав на Епископском соборе На церковнославянский переводится большое количество византийских книг, на их переписку из казны выделяются немалые средства.

    Правление Ярослава Мудрого ознаменовано основанием множества монастырей и церквей. Монастыри Киево-Печерский, Юрия почитались не только церковными, но и общественно-культурными центрами. В 1037 году началось строительство знаменитого Софийского собора, в котором впоследствии захоронили прах Ярослава. По его приказу в 1036-1037 гг. возведены знаменитые киевские Золотые ворота, которые по замыслу Ярослава, должны были символизировать перемещение центра православия в Киевскую Русь.

    И полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.

    После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол. Сначала Киев захватил Святополк , убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святолава. Победив Святополка, Ярославу пришлось вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.

    Ярослав Владимирович Мудрый был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. В древнерусских летописях упоминается два имени жены Ярослава, Ирина и Анна. Видимо, Ингигерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна она приняла при постриге в монахини.

    В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла своего расцвета и стала одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».

    Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.

    Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне.

    Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между государствами. Князь Ярослав Мудрый имел трех дочерей и шесть сыновей. Старшая дочь Елизавета была супругой норвежского принца Гаральда. Вторая дочь Ярослава Мудрого Анна сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I. Трое сыновей Ярослава Мудрого, Святослав , Вячеслав и Игорь, были женаты на немецких принцессах.

    Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги.

    Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Иларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.

    Для укрепления влияния церкви была возобновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т.е. десятая часть установленного князьями размера дани отдавалась на нужды церкви.

    Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов. Кроме того при нем появился свод церковных законов «Номоканон», или в переводе «Кормчая книга».

    Таким образом, реформы Ярослава Мудрого охватывали широкий круг проблем – политических, религиозных, образовательных.

    Ярослав умер в 1054 году в 76 лет.

    Он получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

    Но Ярослава прозвали Мудрым только в 60-е годы 19 века. В те времена его называли «Хромцом», т.к. Ярослав хромал. В ту эпоху считалось, что физический недостаток являлся признаком особой силы и ума. Хром – значит мудр. И возможно «Мудрый» - это отголосок прозвища «Хромец», а его деяния только утвердили это.

    К 975-летию (1037) основания первой библиотеки Древней Руси

    «Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное»

    («Слово о почитании книжном», Изборник 1076 года)

    «Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное»

    (из сборника древнерусских изречений «Пчела»)

    «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем…»

    («Повесть временных лет»)

    «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам»

    («Повесть временных лет»)

    "Реки, напояющие Вселенную". Ярослав Мудрый

    Ярослав Мудрый на памятнике "Тысячелетию России" в Великом Новгороде

    Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это "великое чудо из всех чудес". И похвала ей проходит через века нашей страны. Книга - это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, "напояющими Вселенную", то с солнечным светом. "Красота воину оружие, и кораблю - ветрило, так и праведнику - почитание книжное, - наставляет некий монах читателей в "Слове о чтении книг", которое открывает "Изборник" 1076 года.

    В сборнике "Пчела" (древнерусский сборник изречений) отмечалось: "Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное". В "Поучении соловецкой библиотеки" книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель "выносит жемчуг драгий". После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное".

    Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси

    «Учение книжное подобно солнечному свету» - говорили наши предки.

    Трудами многих мастеров книжного дела накапливались в библиотеках бесценные сокровища. Сколько книг бытовало в эпоху до татаро-монгольского разорения?

    Подсчитано: до нас дошло не больше тысячи средневековых русских рукописей XI - XIII веков. Лишь малая часть от былого богатства! Исследования показали, что в домонгольской Руси бытовало около 200 тыс. книг. Им знали цену, дорожили, бережно хранили.

    С увеличением числа книг появились и первые библиотеки, тогда их называли книгохранительницами или книжными палатами. Как правило, их основателями становились великие князья, митрополиты, игумены монастырей.

    «Реки, напояющие Вселенную» - это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого.

    Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича и его сына Ярослава, прозванного Мудрым. При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достояний мировой культуры.

    Дело Владимира продолжил Ярослав Мудрый. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета - ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

    В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы.

    Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. Она не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период. Напомним, что «София» в переводе означает «Мудрость».

    Знаменитая София Киевская - главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

    Храм Софии - символ могущества и силы первого древнерусского государства.

    Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Здесь Иларион - один из первых русских писателей - произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». (Предполагают, что именно Иларион вместе с Ярославом стал инициатором сооружения Киевской Софии.)

    Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он - показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.

    На территории Софийского заповедника у входа в собор в 1967 году установлен мемориальный знак , на нем - портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет».

    Он гласит: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии... И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди... Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам».

    В историю культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел прежде всего как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.

    C ero именем связаны и многие другие «книжные» начинания.

    Жизнь и деятельность Ярослава Мудрого издавна привлекала внимание, о нем рассказывали летописи, зарубежные хроники, в наше время написаны научные исследования, популярные работы, созданы художественные произведения и кинофильмы.

    Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года - последнего года княжения Владимира. До этого времени - лишь предположения, догадки, косвенные свидетельства. Родился он около 978 года с врожденной хромотой, что не могло не отразиться на его характере, на его воспитании. Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.

    Ценя знание, понимая, что для управления княжеством нужны грамотные, образованные люди, молодой князь организовал в Новгороде школу для детей, приказав «учить книгам их». Он не был в этом первопроходцем: заботясь о распространении просвещения Владимир распорядился «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», создавать государственные школы.

    Вдумаемся в строку: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Совершенно очевидно, что в конце X - начале XI века на Руси уже были книги - привезенные из Византии, из Болгарии или переписанные в Киеве, Новгороде, в других крупных городах. И великий князь - суровый военачальник, крупный государственный деятель, дипломат и градостроитель был, говоря современным языком, страстным книголюбом.

    Пристрастие к книгам возникло у него в раннем детстве. Ведь и отец Ярослава Владимир «любил словеса книжные», владел библиотекой, эту любовь он передал и сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам. Его мать - гордая полоцкая княжна Рогнеда с четырех лет приставила к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских. Ярослав все больше и больше привязывался к чтению, овладевал «книжной премудростью», читал о великомучениках, о подвигах и страданиях, о великих страстях. Приходил к убеждению - это можно предположить с большой долей вероятности, - что в знании заключена большая сила. Так. в книге Иоанна Дамаскина он мог прочитать: «Нет ничего выше разума, ибо разум - свет души, а неразум - тьма. Как лишение света творит тьму, так и лишение разума затемняет смысл. Бессмысленность присуща тварям, человек же без разума - немыслим. Но разум не развивается сам собою, а требует наставника... Приблизившись же к дверям мудрости, не удовольствуемся этим, но с надеждой на успех будем толкаться в нее».

    Сам Ярослав не удовольствовался тем, что уже в ранней юности приблизился к дверям мудрости, а пошел дальше. Всей душой отдавался он любимому делу, эту черту его и выделил летописец, когда не без уважения отметил: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Любовь к книгам он привил и своим детям. Можно лишь пред­положительно судить о круге чтения Ярослава Мудрого на протяжении его продол­жительной жизни. В него входили библейские книги и примыкавшие к ним апокрифические сказания, труды «отцов церкви», сочинения по вопросам миротворения и устройства вселенной, исторические и юридические труды.

    Удивительно, но современные ученые знают о том времени больше летописца. Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.

    Когда была основана библиотека?

    Казалось бы ответ прост - в 1037 году, так как именно в это «лето», свидетельствует летопись, «Ярослав же, книги многие написав, положил в... Софии». Верно, но смущала первая строка, гласящая, что в это «лето» был заложен собор, т. е. началось его строительство. А завершение - к 40-м и даже 50-м годам. И на протяжении длительного времени шли дискуссии по этому вопросу. Усилиями археологов, архитекторов, историков удалось доказать, что в 1037 году не началось, а завершилось строительство Софии, в этом же году была основана и библиотека. Размещалась она или в одной из аспид, или в башне.

    Итак, Ярослав Мудрый собрал писцов и они приступили к делу.

    А где они работали, в каком месте располагалась книгописная мастерская? Как была устроена? Летопись об этом ничего не сообщает. Вполне возможно, что она находилась в самой Софии, рядом с книгами, но могла быть и вне собора, в специальном помещении на митрополичьей усадьбе. Скрипторий при Софийском соборе продолжал действовать и в 70-е годы XI века.

    Об устройстве мастерской-скриптория мы ничего не знаем. Правда; в хорошо иллюстрированной Радзивиловской летописи есть миниатюра, на которой запечатлена подго­товка книжного фонда библиотеки Киевской Софии.

    Книгописная мастерская Ярослава Мудрого. Миниатюра из Радзивиловской летописи

    Миниатюра иллюстрирует летописный текст о создании первой, дошедшей до нас государственной библиотеки на Руси. Вглядимся в нее. По краям иллюстрации нарисованы две фигуры, сидящие перед столами на плетеных креслах со спинками. Человек, изображенный слева, держит в руках книгу, только что снятую с массивного пюпитра и жестом приказания вручает ее молодому человеку. Стоящие рядом двое пожилых людей обращены к человеку, сидящему справа и держащему в руках длинную полосу пергамента, на которой написано несколько строк текста. Сидящие на флангах фигуры - в плащах, это явно светские люди, а фигуры в центре, судя по одежде, - духовенство.

    Смысл иллюстрации раскрыл книговед Н. Н. Розов. По его мнению, один из руководителей книгописной мастерской дает книгу молодому человеку, чтобы тот перевел или переписал ее. Сидящий справа пожилой человек читает текст будущей книги, проверяя его. То, что он не только читает, но и, может быть, собирается править текст, показывает стоящая на столе чернильница (на столе слева ее нет). Двое находящихся перед ним людей то ли вручили правщику текст, то ли ждут, когда он отдаст его им для переписки; скорее всего последнее, так как оба они протягивают к нему руки.

    В Студийском уставе, введенном в монастырях несколько позднее, есть раздел "О каллиграфе", определяющий порядок работы мастерских по переписке книг. Основное внимание уделялось точности переписывания, строго запрещалось что-то дописывать; подчеркивалось, что работа должна вестись в "благостном настроении".

    Наглядное представление о работе переписчика можно получить из миниатюр старинных рукописей. Писец обычно сидит на скамейке, перед ним невысокий стол с письменными принадлежностями, но пергаментные листы лежат не на столе, а на коленях или на пюпитре.

    Можно предположить, что скрипторий был довольно большой, в нем трудились как писцы духовного звания, так и миряне. Повсеместная потребность в книге породила своеобразную отрасль ремесла. Кроме переписчиков и переплетчиков над рукописной книгой трудились редакторы и переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры. К сожалению, из книг, переписанных до 1054 года, сохранилась только кирилловская часть Реймского евангелия, привезенного Анной Ярославной во Францию в 1049 году.

    Историк П. П. Толочко, много сделавший по изучению истории древнего Киева, пишет: «В деле просвещения Руси книгописная мастерская и библиотека сыграли не меньшую роль, чем сама София в распространении и утверждении христианства. Книги, вышедшие из ее стен, послужили основой для появления новых библиотек, в том числе и огромной библиотеки Печерского монастыря, который уже с конца XI века превращается в крупнейший центр культурной жизни Киевской Руси.

    Софийское книгохранилище возникло благодаря книжному дару Ярослава Мудрого.


    Билибин И.Я. Великий князь Ярослав Мудрый, 1926

    «Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки возникают по всему государству свои книгописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения».

    Книг в библиотеке, основанной Ярославом Мудрым, было «множество». А сколько?

    К сожалению, какими-либо, даже ориентировочными, данными о книжных сокровищах библиотеки Ярослава мы не располагаем.

    В разное время делались попытки хотя бы приблизительно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые историки в прошлом веке утверждали, что оно «насчитывало великие тысячи книг рукописных и разных драгоценных манускриптов, писанных на разных языках». Историк русской церкви Е. Голубинский определял, правда, бездоказательно, книжный фонд первой библиотеки в 500 томов, а над ее созданием трудились будто бы 20 мастеров в течение двенадцати с половиной лет.

    Сейчас высказывается мнение (тоже ничем не подкрепленное), что нельзя исчислять количество книг в Киевской Софии сотнями.

    Думается, что более правильно такое предположение (без указания точных цифр): в первой русской библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно пополнялся. Ведь перевод и переписка книг, начатые Ярославом Мудрым, продолжались и позднее.

    Но что переписывалось, переводилось, нет ли все же какого-нибудь если не ориентира, то хотя бы намека на некоторые произведения? Ведь не только книг (за исключением двух!), но и никаких описей библиотеки - ни ранних, ни более поздних - не сохранилось. Оказывается, такой намек есть.

    И содержится он в одной из дошедших из Киевской Софии книг...

    Через двадцать с небольшим лет после смерти Ярослава «Иоанн диак» составил в Киеве «Изборник» 1076 года - книжечку небольшого формата, содержащую статьи энциклопедического характера. "Изборник" 1076 года - не энциклопедия, не справочник, а маленькая библиотека, походная книга, которая призвана заменить князю большую библиотеку, подборка любимого и нужнейшего для князя чтения.

    Основное место в нем занимают поучении о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни. Особенно важно то, что сборник составлен на основе книжных богатств Киевской Софии, о чем говорится в приписке «грешного Иоанна» - «избрано из многих книг княжьих». Значит, по приведенным отрывкам, ссылкам на источники мы можем судить хотя бы о части фонда первой русской библиотеки. Источники Иоанна - многочисленны и разнообразны. Это жития святых, евангелийские и апостольские поучения, пророческие беседы. Такой состав библиотеки соответствует, в основном, и похвале учению книжному приведенной в Лаврентьевской летописи. Анализ содержания «Изборника» 1076 года позволил исследователям определить и характер работы его составителя - Иоанна и уровень его подготовки. Он не просто копировал отрывки для чтения, а подвергал их определенной обработке - сокращал, компилировал, переводил, - демонстрируя при этом широкую эрудицию и умение из доступных ему источников составлять содержательные, целенаправленные произведения. Хорошо образованный Иоанн отбирал, обрабатывал, а уж затем переписывал тексты. Кроме того, «Изборник» содержит оригинальные произведения.

    К ним относится, в частности, первая статья «Слово о почитании книжном» - первое в истории русской культуры сочинение о пользе, методах и цели чтения. Русский филолог А. Х. Востоков, одним из первых обративший внимание на этот памятник, писал, что эта статья «особенно любопытна, как выражение новопросвященного славенина драгоценной науке книжной».

    Вот начало статьи: «Добро есть, братие, почитание книжное... Красота воину оружие, кораблю - ветрила, так и праведнику почитание книжное».

    Этот отрывок многократно цитировался в книговедческой научной и научно-популярной литературе. Но только в 1990 году академик Д. С. Лихачев обратил внимание на глубокий философский смысл и самого "Слова о почитании книжном" и этого отрывка, раскрыл его сложную символику. Древнерусский книжник утверждал, что праведность человека немыслима без книг. "Следовательно, - пишет академик, - книги - это и то, что делает человека праведником ("гвозди", которыми скрепляются все его составные части), и та сила, то "оружие", тот "парус", которые позволяют праведнику воздействовать на мир, правильно вести себя, вести свой корабль в "житейском море". Это необычайно высокое представление о книге, которое вряд ли было превзойдено в последующие века в Древней Руси".

    В этой статье дан один из древнейших советов, как читать. Автор рекомендует осмысленно относиться к читаемому и указывает приемы чтения: «Когда читаешь книгу, не старайся торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к каждой главе». Важность учения подкрепляется примерами. Отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, а такжт славянский просветитель Кирилл потому «на добрые дела подвигнулись», что «измлад; прилежали к святым книгам». В подтексте этих рассуждений - мысль том, что высокие качества личности не «спускаются с неба» в готовом виде, а представляют собой результат постоянных усилий человека, его постоянной работы.

    Ученые установили, что «Изборник» 1076 года оказал заметное влияние на «Поучение» Владимира Мономаха, и делают из этого вывод: он находился в княжеской библиотеке до начала XII века. Последующий путь его в полном объеме проследить трудно.

    Этот «Изборник», а в нем 277 листов, дает некоторое представление о книгах библиотеки Киевской Софии. Составлен сборник уже при другом князе - Святославе Ярославиче; не вызывает сомнения то, что вместе с великокняжеским столом он унаследовал и богатое собрание книг отца...

    Да, летопись говорит о церковном характере литературы, необходимость которой диктовалась распространением на Руси христианства. Здесь следует сказать, что Ярослав и его советники, помощники решали весьма сложную задачу - из большого количества книг византийской и других литератур выбрать те, которые отвечали бы потребностям древнерусского читателя.

    И все же - и это вызывает удивление - киевские книжники нашли возможность привезти из других стран (прежде всего из Болгарии), перевести или переписать наряду с церковными книгами - хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения, философские и юридические трактаты. Эти произведения послужили основой для плодотворной творческой деятельности книжников. Именно здесь были разработаны основы сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», а также «Церковный устав», здесь создавались философские трактаты, поучения и «слова». Именно здесь во времена Ярослава Мудрого и по его инициативе началось летописание.

    Все книжные начинания Ярослава Мудрого возникли не на пустом месте, они опирались на многолетний опыт.

    Еще во времена Игоря Старого, деда Владимира Красное Солнышко, на Руси владели грамотой. Непрерывная письменная традиция восходит к глубокой древности, к языческим временам, ею пользовались в бытовом обиходе. Но книги, по которым учились грамоте, до нас не дошли, их поглотило время.

    В тесный круг Ярославовых книжников входил один из деятельных помощников Ярослава Мудрого, его любимец Иларион, автор «Слова о законе и благодати» , дошедшего до наших дней, и которое современные исследователи образно называют «первым словом русской литературы». В этом труде Иларион проявил себя как человек, овладевший высокой словесной культурой. Он обладал широким кругозо ром, был мудрым, смелым политическим деятелем и по праву считается одним из основоположников русской литературы.

    «Слово» возвеличивает принятую Русью христианскую религию, восхваляет князя Владимира и обращается к Ярославу, как преемнику славных дел отца. Созданное в период наивысшего расцвета древнерусского государства, «Слово» проникнуто оптимистическим пафосом, оно устремлено к великому будущему русского народа, утверждает его независимость от идейного влияния Византии, его собственную высокую культуру и мировую заслуженную славу. С патриотической гордостью пишет Иларион о том, что и до Владимира в Русской земле были замечательные князья, которые мужеством и храбростью прославились во многих странах и победами и «крепостью поминаются ныне и славятся». Они «не в худой и не в неведомой земле владычествуют, но в Русской, которая ведома и слышема во всех концах земли».

    Писатель Е. И. Осетров, много сделавший для пропаганды древнерусской культуры, назвал этот отрывок первым гражданским и лирическим монологом, посвященным Родине. Сразу же после создания, «Слово о законе и благодати» было прочитано автором перед Ярославом, княжеской семьей и всей феодальной киевской знатью в Киевской Софии. Очень скоро «Слово» распространилось в других странах, в частности, у южных славян. Более того, образы и сравнения, основные идеи Илариона ученые находят и в «Слове о полку Игореве», в других произведениях Древней Руси. Бесспорно, Иларион был хорошо образован, начитан. «Слово о законе и благодати» впитало в себя большое количество литературных источников, имевшихся в княжеском собрании (книговеды даже сделали арифметические подсчеты). Он широко и свободно использует цитаты из житийной и апокрифической литературы, знает книжную поэзию.

    Предполагают, что именно он, вместе с Ярославом, стал инициатором сооружения Софии Киевской. Можно думать, что он был среди тех книжных людей, которые создавали первую на Руси библиотеку.

    По предположению академика Б. Д. Грекова, в окружение Ярослава Мудрого (во всяком случае, в последние годы его княжения) входил и замечательный певец-поэт Боян, пользовавшийся в Древней Руси большой славой. Его цитировал Даниил Заточник, а Сафоний, автор «Задонщины», называл «гораздым гудцом в Киеве».

    Само имя Боян стало нарицательным. Мастерство поэта было настолько совершенным, что под его перстами струны оживали и «сами славу князьям рокотали». И рокот струн, и вдохновенные песни слушал Ярослав Мудрый, его семья, его приближенные или в княжеском тереме, или в самой Софии Киевской.

    Книголюбами были и сыновья Ярослава Мудрого.

    Происхождение трех древнейших русских памятников связано с именами братьев Ярославичей.

    Для Владимира Ярославича - новгородского князя - в 1047 году была переписана «Книга пророков» (дошла до нас в списках XVI века). Именно при князе Владимире был построен в 1045-1051 гг. Софийский собор в Новгороде, где также сложилась крупная библиотека.

    Для приближенного и соправителя князя Изяслава Ярославича - Остромира - было создано в 1057 году ныне знаменитое Остромирово евангелие - старейшая из сохранившихся, точно датированных книг.

    Имела пристрастие к книгам и жена Изяслава - польская княжна Гертруда.

    Всеволод, по воспоминаниям его сына Владимира Мономаха, «дома сидя, изучил пять языков», за что ему воздавали честь в чужих землях.

    Покровителем книжного дела считался и сын Ярослава князь Святослав, который, по свидетельству современника, «много старался для собирания книг». Его величали «новым Филадельфом», приравнивая тем самым к прославленному книголюбу древности, египетскому царю Птолемею II. Такие оценки содержатся в предисловии к знаменитому «Изборнику» 1073 года. Создан он в книгописной мастерской при Киевской Софии. Это вторая по древности точно датированная рукописная книга, оригиналом для нее послужил сборник, переведенный в свое время с греческого для болгарского царя Симеона. На протяжении длительного времени книга пользовалась огромной популярностью на Руси, объясняется это ее энциклопедическим характером. В ней помещены статьи (а всего их более четырехсот) не только богословские и церковно-канонические, но и по астрономии и философии, математике и физике, зоологии и ботанике, грамматике и поэтике, истории и этике.

    Это - книга большого формата, богато иллюстрированная многокрасочными миниатюрами. В «Изборнике» помещена и миниатюра, изображающая князя Святослава с книгой в руках в окружении семьи, - первый портрет светского содержания, дошедший до наших дней.

    Княжеская семья. Святослав Ярославич с книгой в руках

    из "Изборника Святослава" 1073 г.

    Изборник» позволяет судить о прекрасном мастерстве и художника и писца, позволяет сделать вывод о высоком состоянии книгописного искусства и отработанной технологии изготовления книги на Руси того времени.

    Открывается книга вводной статьей - «От составителя», как мы сказали бы сейчас. Заметим, что это не буквальная, а творчески переработанная копия. Книгописец так сформулировал полученное задание: «Великий в князьях князь Святослав - державный владыка, желая объявить скрытый в глубине многотрудных этих книг смысл, повелел мне, несведущему в мудрости, перемену сделать речей, соблюдая тождество смысла».

    Вместе с тем, это, по-существу, указание по практике перевода, которым руководствовались книжники.

    Есть в конце книги приписка, из которой мы узнаем, что «Изборник» написал «Иоанн диак». Эта рукопись содержала первый на Руси индекс - список «истинных» и «ложных» произведений. По мнению автора, истинные книги «добры и лепотны». Среди ложных, запрещенных церковью перечислялись апокрифические книги, отреченные сочинения, легенды, предания народного суеверия (25 книг). Этот список - первый цензурный памятник, позже были и другие. Они примечательны и тем, что дают возможность познакомиться не в полном объеме, конечно, с кругом чтения в Древней Руси, представляют собой своего рода библиографический материал. Какую-то часть сведений о книжном репертуаре дают сочинения Илариона, какую-то часть - «Изборник» 1076 года...

    Сберечь библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно даже говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169 году, например. Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез из него все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд.

    Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна. Следов ее до сих пор не обнаружено. Но нет и ни одного упоминания о ее гибели.

    Где же великокняжеская библиотека?

    У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что ее книги разошлись по другим библиотекам храмов и монастырей. Другие предполагают, что книги спрятаны в тайных подземельях города, называют и конкретные места - лабиринты Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. В самые последние годы особенно популярной стала гипотеза о том, что бесценные рукописи сокровищницы Ярослава Мудрого хранятся бывшем Спасо-Преображенском монастыре, что в двадцати километрах от Киева - в урочище Межегорье.

    Хочется верить, что она будет найдена...

    (По материалам книг Алексея Глухова «Судьбы древних библиотек» (М., 1992); «Мудрые книжники Древней Руси» (М., 1997).

    Карпов, А. Ю. Ярослав Мудрый / Алексей Карпов. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 584 с.: 16 л. ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ. Сер. биогр. Вып. 808). - Указ. : с. 564-582.

    Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) справедливо называют "золотым веком" Киевской Руси. Едва ли не единственному из правителей России ему посчастливилось войти в историю с прозвищем "Мудрый" - пожалуй, наиболее лестным и наиболее почетным для любого государственного мужа. Предлагаемая вниманию читателей книга - первое полноценное жизнеописание этого замечательного человека, основанное на скрупулезном изучении всех сохранившихся источников.

    Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 160 с.: ил. - (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря). - Прил. к журн. "Школьная библиотека". -Библиогр. в конце ст.

    Книга представляет собой сборник небольших рассказов о великих людях, оставивших глубокий след в истории, науке, культуре и искусстве, но одновременно выполнявших библиотечную работу в качестве библиографов, каталогизаторов, библиотекарей-практиков, руководителей библиотек.

    Ярослав Мудрый // Великие люди – библиотекари: от А до Я / сост. Е. И. Полтавская; под ред. Ю. Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005. – С. 131-134. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/fulltext/vel/iki/yel/udi/41.htm . - 22.05.2012. http://www.calameo.com/books/0001662285cf773130456 . - 22.05.2012.

    Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова : [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – 255 с. : ил.

    Древняя Русь оставила нам бесценное литературное наследие, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики - все те, кого в летописи называли мудрыми книжниками. Среди них - Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Симеон Гордый, Епифаний Премудрый, Кирилл Белозерский, митрополиты Алексий, Киприан, Макарий.

    Глухов, А. Г. «Реки напояющие Вселенную». Ярослав Мудрый : [книжная деятельность киевского князя] // Глухов, А. Г. Мудрые книжники Древней Руси: От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова: [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. - М. : Экслибрис - Пресс, 1992 . – С.5-19.

    Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - 221, с.: ил. -Библиогр. : с. 220-222.

    В книге рассказывается о крупнейших и наиболее примечательных книжных собраниях нашей страны, начиная с первого, основанного Ярославом Мудрым; о монастырских библиотеках, о книжных коллекциях государственных учреждениях (приказов), о знаменитой Патриаршей книгохранительной палате и некоторых других. Речь идет о культуре, о книгах и писателях, о переводчиках и переписчиках литературных памятников.

    Глухов, А. Г. Первые на Руси // Глухов А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. - М.: Советская Россия, 1979. - Режим доступа: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st003.shtml . - 22.05.2012.

    Глухов, А. Г. Судьбы древних библиотек : [науч. - худож. очерки] / А. Г. Глухов. - М.: Либерея, 1992. - 160 с.

    В древности собрания книг порой называли хранилищами мудрости, приютом мысли.

    Древняя Русь оставила нам в наследство бесценное литературное богатство, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители, переписчики, составители сборников и редакторы. Все те, кого летописцы уважительно называли "мудрыми книжниками". О них и пойдет речь в научно-художественных очерках. Их можно было бы назвать и так: "Долг, завещанный от Бога". Ведь сотворение книги всегда было на Руси святым делом, именно так смотрели на свою работу все те, кто соучаствовал в создании этого удивительного объекта древнерусской духовности.

    Книга повествует не только о библиотеках - их становлении, развитии и гибели, но и о книжном деле в широком смысле слова, о выдающихся деятелях культуры прошлого, о судьбах некоторых знаменитых книг, о современных ученых, которые разыскивают и изучают древнейшие книгохранилища мира.

    Глухов, А. Г. «В лето 1037…» : [о создании библиотеки при Софийском соборе в Киеве Ярославом Мудрым] // Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек / А. Г. Глухов. - М., 1992. – С. 119-129.

    Глухов, А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России /

    А. Г. Глухов. – М.: Грифон, 2010. - 238, с. - Библиогр.: с. 236-237.

    Данная книга содержит серию очерков о монастырях и храмах нашего Отечества. Их не случайно называли "обителями мудрости": ведь издревле в стенах монастырей хранились замечательные книжные собрания, в составе которых находились поистине бесценные памятники письменности. Автор рассказывает об истории очагов культуры древней и средневековой Руси, уделяя особое внимание деятельности их основателей или наиболее знаменитых насельников и настоятелей; многие из них причислены Русской Православной Церковью к лику святых.

    Глухов, А. Г. Храм Св. Софии Киевской. Ярослав Мудрый // Глухов А. Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России / А. Г. Глухов. – М., 2010. – С. 15-23.

    Мальгин, А. С. Гимн книге : энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М.:Либерея -Бибинформ,2009.- 536 с.

    Книга содержит сведения о занимательных и, как правило, малоизвестных фактах и событиях из истории книжной культуры. Увлекательные очерки и рассказы посвящены древнейшим памятникам письменности, выдающимся «вечным» книгам - Библии и Корану, замечательным произведениям древнерусской книжности, возникновению книгопечатания, знаменитым отечественным и зарубежным издателям и типографам. Большое внимание уделено великим библиотекам: от Александрийской до Румянцевской. Наряду с описанием событий, преданиями и легендами из истории книги, письменности и библиотек в издании приводятся афоризмы, крылатые выражения и высказывания выдающихся личностей всех времен и народов о роли книги в общественном развитии на разных ступенях цивилизации.

    Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси // Мальгин А. С. Гимн книге: энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. - М., 2009. – С. 440-445.

    Электронные ресурсы

    Библиотека Ярослава Мудрого [Электронный ресурс] : материал из Википедии - свободной энциклопедии. – Режим доступа:

    Бочкарев, А. Библиотека Ярослава Мудрого спрятана в киевских пещерах? [Электронный ресурс] : книжные сокровища, вскружившие голову не одному поколению искателей, могут быть захоронены в катакомбах одного из четырех древних храмов / Александр Бочкарев // Комсомольская правда в Украине. – 2011. – 26 янв. - Режим доступа: http://kp.ua/daily/260110/263735/ . - 22.05.2012.

    В поисках библиотеки Ярослава Мудрого. Часть 1 [Электронный ресурс] // Объектив- X: за гранью видимого: [сайт] . - Режим доступа:

    Памятник князю в Киеве в сквере у Золотых Ворот

    "Ярослав Мудрый с моделью Софии Киевской", установлен в 1997г., скульптор И. П. Квалеридзе

    ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ок. 980-1054), великий князь киевский (1019). Сын Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлена Русская правда.

    ЯРОСЛАВ (Георгий, Юрий) Владимирович МУДРЫЙ (около 980 - 20 февраля 1054 ?), великий князь киевский (с 1019).

    Происхождение. Семья

    Сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. Поскольку в древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава - Ирина и Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при крещении имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед смертью постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая постриг перед смертью).

    Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план.

    Борьба с братьями

    По версии событий, нашедшей отражение в "Повести временных лет", киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев.

    Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.

    После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав - восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится "самовластцем" на Руси.

    Ярослав-просветитель

    После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи.

    В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления ("город Ярослава"), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира. Завершение строительства совпало с созданием "Слова о Законе и Благодати", которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая русская летопись - т. н. Древнейший свод. В "Повести временных лет" содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского законодательного акта "Русской Правды".

    Внешняя политика Ярослава в последние годы жизни

    В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен первый митрополит из русских - Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центр. и Зап. Европы.

    Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире.

    Прозвище "Мудрый" закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.