Какие темы объединены в поэме демон. Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова. Философские вопросы, характерные для поэмы

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.

обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
развивающая: развитие логического и образного мышления;формирование диалогических умений;
воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.

Тип урока: урокновых знаний.

Форма урока: урок-диалог, один учебный час с использованием компьютерных слайдов.

Межпредметные связи: история и литература, изобразительное искусство и литература.

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный, практический.

Оборудование: раздаточный материал: карточки для индивидуальных заданий, информационные листы.

Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация, репродукция картины “Христос в пустыне”.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Слово учителя.

В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

II. Определение темы, постановка цели.

1. Как проявляются качества героини рассказа?

1) Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
2) Чему подчинена композиция рассказа?
3) Какие проблемы поднимаются в произведении?

  1. Как, исходя из этого, можно сформулировать тему урока? (слайд 1)
  2. Сформулируйте свои цели.
  3. Работа с эпиграфом (слайд 2 ):

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.

Из сборника сказок А.Платонова

Чтение, выделение основной диалогической пары “сердце – разум”

III. Исторические справки

(работа с информационными листами).
  1. Насколько в рассказе отражены особенности времени?
  2. Охарактеризуйте исторический отрезок 1917-1927 годы (информационный лист 1)

Вывод: Платонов решает скорее общечеловеческие проблемы, чем конкретно исторические. Но он не абстрагируется от своего времени, а пытается раскрыть свое понимание жизни человека в условиях современной ему исторической ситуации.

IV. Работа в режиме диалога.

Анализ основных проблем в режиме диалогических пар философии А.Платонова (слайд 3).

Ознакомление детей с основной схемой (приложение 1 ).

Составить схему диалогических пар на основе посылок из текста. (Слайд 4).

Работа по исследованию текста.

События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.

Работа с картиной “Христос в пустыне” (информационный лист 2)

Лирическому герою стихотворения А.С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Изображение пустыни.

  1. Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?
    • Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.
    • Причины использования терминов “ландшафт”, “солонцы”, “лессовая пыль”, “барханы”
    • Роль выразительных средств: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.
  1. Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?
  2. Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде.
  3. Соотнесите описание зимней пустыни с душевным настроем героини.
  4. Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы.
  5. Сообщение: изображение душевного состояния героини:
  • в начале рассказа – “пейзажный характер описания”
  • душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.

Проведите мини-исследование по предложенным вопросам и предложите вопрос другой группе.

  1. Заслушивание индивидуального задания (анализ образа главной героини по заданной схеме) схеме (слайд 5)

В начале повествования мы видим героиню и ее окружение таким:

Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли

Каждый ученик выбирает себе траекторию, по которой строит свое продвижение на уроке

  1. В чем заключается Поступок героини?

Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья.

  1. Выделение “Ценности” – служение людям.

Обучающиеся выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.

(Пафос и ирония.)

  1. Работа обучающихся в диалоговом окне “Диалог с Героем” (приложение 2 ).

Вопрос: В чем смысл служения людям?

Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.

  1. Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней
  2. Не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами.
  3. Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.

    11. Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.

Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова Н.А. Некрасова:

Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру -
Заглохла б нива жизнь...

Героиня достигает результатов, но какой ценой?

“Вернулась 70-лет старухой, но…”

Примириться с пустыней Принять идеи кочевников Изменить себе Попытаться изменить окружающее общество

Предложите другое развитие сюжета, например,

  • Героиня не соглашается ехать на новый подвиг
  • Развитие действия, поиск иного смысла “служения человечеству”
  • Заполните пустые клетки таблицы.

V. Региональный компонент.

1. Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.

V. Подведение итога урока, оценки.

VI. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе”.

Над поэмой «Демон» Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу в пятнадцать лет. На протяжении последующего десятилетия автор дорабатывал детали, вносил изменения и поправки в описания, но главные образы оставил нетронутыми. Для литературы XIX века было свойственно использование тематики нечистой силы, противопоставления образа Бога и Демона. При этом привычные понятия добра и зла меняются местами. Именно Бог выступает в роли тирана, требующего от человека полного подчинения своим законам. А Сатана, Люцифер или Демон, одна и та же сущность, называемая по-разному, является мятежником, противопоставляющим себя земным и божественным силам.

Часть I краткое содержание

Главный герой произведения - мятежный Демон, сосланный Богом на землю за неподчинение власти.

На протяжении многих веков он сеял зло на земле, упивался собственной силой, однако, и это ему наскучило. Демон одинок. Наслаждаясь великолепными пейзажами Кавказа, величием горных склонов, могучих рек, он испытывает лишь тоску, презрение и ненависть.

Отвлекает Демона от печальных мыслей случайно увиденная подготовка к празднику. Всегда печальный и мрачный дом, возведенный седым грузинским князем Гудалом, был богато украшен, Отовсюду слышалась музыка и веселый гомон гостей. Князь сосватал свою красавицу-дочь, прекрасную Тамару, за богатого жениха.

Последний танец, который невеста танцует на крыше дома, прощаясь с родными местами, привлек внимание Демона. Грациозная девушка, еще наполненная детским весельем, танцевала последний раз в отчем доме. Что Тамару ждет в чужой семье, она не знала. Только рассказы о том, что грузинская девушка после замужества становится рабыней, омрачала ее веселье.

Жених уже спешил навстречу невесте. С богатым караваном направлялся он в дом седого Гудала. На пути их стоит часовня, молитва у которой могла защитить от шальной пули или меча. Лукавый Демон отвлекает жениха от молитвы, навевая ему прекрасные образы молодой невесты. В ту же ночь на караван напали разбойники. В недолгом сражении молодой жених погибает. Верный конь приносит его тело к воротам Гудала.


Всю ночь Тамара провела в слезах, горюя о женихе. Как вдруг она услышала прекрасный голос, который произносил утешительные слова. Голос пообещал приходить к девушке каждую ночь, навевая золотые сны. Но прекрасный образ, представший перед Тамарой в утренних лучах, не принадлежал ни ангелу-хранителю, ни мученику. Над его головой не было нимба. Так Тамара поняла, что глазами, полными безграничной любви, на нее смотрит Демон.

Часть II краткое содержание

Измученная «лукавым духом», Тамара отвергла всех женихов, претендовавших на ее руку, и уговорила отца отправить ее в монастырь. Однако Демон не оставляет девушку и там. Ночами бродит он вокруг ограды, сомневается, стоит ли губить юную душу. Но любовь к Тамаре становится все сильнее, она влечет к себе. Демон испытывает давно забытые чувства, из его глаз даже катятся слезы, прожигающие камень.

Девушка, разрываемая противоречивыми чувствами, горячо молится о спасении своей души, и в то же время ждет ночного гостя. В один из вечеров Демон видит огонек лампадки в окне ее кельи и решается войти. Его душа наполнена добротой и любовью. Но, встреченный на пороге комнаты, ангел-хранитель пробуждает в Демоне чувство ненависти. Он заявляет свои права на девушку и прогоняет херувима.

Увлекаемая чувствами, Тамара просила не губить ее, на что получила ответ, что пусть в аду, но они должны быть вместе. И девушка сдалась. Едва уста Демона касаются губ красавицы, она умерает. Протяжный стон ее был слышен за пределами кельи.

В гробу Тамара лежала такая же прекрасная, как и при жизни. Ее глаза, казалось, спали. Лишь странная улыбка застыла на губах. Три дня и три ночи, согласно обычаю, двигалась похоронная процессия по горам. Остановившись на Казбеке, седой Гудал возвел храм в ее честь.

На небесах душу Тамары поднимал к раю ангел-хранитель. Он утешал ее, слезами смывая сомнения. Вдруг перед ними возник Демон, уверенно и дерзко воскликнувший «Она моя!». На что Ангел ответил, что Господь все видел и душа давно прощена.

История написания поэмы

Исследователи долгое время не могли определиться с датой окончания работы поэта над «Демоном». Известно, что начал работу он в 1829 году, причем первые строки оставались неизменными во всех последующих вариантах. Изучение копии, сделанной А.И. Философовым, позволило сделать вывод, что работа автора завершилась в 1839 году.

При жизни Лермонтова поэма не издавалась по различным причинам. Основной называют цензуру. Однако поэма пользовалась популярностью. Ее читали в рукописных вариантах, распространяли в списках. Это относится ко всем авторским версиям произведения, а их насчитывается восемь.

Только в 1842 году некоторые отрывки «Демона» были опубликованы в журнале «Отечественные записки». Полный текст впервые увидел свет в Германии, в 1856 году, ограниченным тиражом. Через год произведение было переиздано, однако, не имело того философского подтекста, как первая публикация. В России «Демон» был впервые опубликован в 1860 году.

Идея написания стихотворения о любви Демона к монахине появилась у Михаила Юрьевича в период обучения в пансионе. Первоначальный вариант имел всего 92 строфы. Ему предшествовало краткое описание событий и пояснение в прозе. Вторая редакция, датированная 1830 годом, была более полной. Однако, действие происходило среди неопределенного пейзажа, без указания конкретного места. Образы были обобщенными, отмечалось отсутствие художественной целостности.

Только в 1837 году, после пребывания на Кавказе, Лермонтов «переселяет» действующих героев именно туда, наделяет пейзаж характерными особенностями, а событиям придает национальный колорит. В 1838 году автор посвящает поэму Вареньке Лопухиной, оставляя за собой «тень сомнения», которая тревожила его душу.


В 1839-м поэт готовит окончательный вариант для цензуры. Он убирает из текста некоторые моменты, которые могли быть отвергнуты как «крамольные». Однако цензура так и не пропустила поэму к печати. Произведение ожидала та же участь, что и «Горе от ума» Грибоедова. Его популярность достигла небывалых высот еще до печатного издания.

Образ Демона в произведении

Лермонтов представляет главного героя непривычным мистическим существом. В поэме Демон имеет три облика. В самом начале это низвергнутое, уставшее от совершенного зла, презирающее все живое, одинокое существо. Демона терзают воспоминания о тех временах, когда беззаботным ангелом он мог еще верить, любить, сочувствовать. Наказание, заключенное не только в низвержении, но и в отсутствии забвения, ожесточило его. А зло, которое он нес людям на протяжении многих лет, опустошило душу.

Вторая сущность просыпается в Демоне после созерцания танца Тамары. Он приобретает черты призрачной красоты, вновь чувствует силу земной любви и страсти. Его целью становится возвращение в Божье царство, изменение судьбы. Любимой девушке он готов подарить вечность. Но на то, что ради этого ей придется умереть, Демон не обращает внимания.

Особым акцентом, привлекающим внимание на пробудившиеся чувства Демона, является слеза, скатившаяся по щеке. Однако Лермонтов не оставляет ему шанса на земное счастье, указав, что слезы прожигают камень. Одним из условий прощения является раскаяние, а Демон не ищет прощения и не прощает сам. Без этого все остается тщетным. Поэтому пробуждение в Демоне светлых чувств недолговечно.

Третий облик Демон обретает после встречи с ангелом в келье Тамары. Лермонтов представляет вниманию читателя злое и опасное существо, готовое пойти на все ради достижения собственной цели. В Демоне вновь просыпается гордыня, чувство собственничества. Для возрождения, возвращения в рай, освобождения от наказания Демон готов убить девушку. Те же черты присущи ему и во время борьбы за душу монахини после ее смерти. Однако, итогом всех его действий снова становится одиночество.

Философские вопросы, характерные для поэмы

Делать однозначные выводы о добре и зле по окончании прочтения «Демона» невозможно. Герои произведения не имеют прототипов, поэтому воспринимаются двояко. Хотя на многочисленные вопросы современников об образе Демона Михаил Юрьевич давал крайне уклончивые ответы, многие сделали вывод, что образ Демона автор писал с себя.

Однозначный вывод, который посещает читателя, заключается в том, что любое разрушительное действие губительно для человека. Кроме этого, в поэме ставятся следующие философские вопросы:

Демон является проявлением абсолютного зла или это жертва несправедливости;

Смирился ли Демон со своей участью в конце поэмы и многие другие.


Уникальное произведение, позволяющее читателю делать самостоятельные выводы о добре и зле, содержит яркие образы, лирические отступления, описания природы, изложено простым и понятным языком. В то же время «Демон» наполнен пафосом, романтизмом и многочисленными философскими размышлениями.

Демон смотрит на мир с неземной высоты. Он видит чудесный мир Кавказа. Казбек, Терек и вьющаяся река Дарьяла наводят на него презренье и тоску. Его все перестало уже радовать, даже власть перестала его вдохновлять. Он облетает свои владения, ландшафт медленно изменяется. Все красоты здешнего мира не могут вызвать даже новых дум.

Он замечает праздник некоего феодала Грузии по имени Гунал. Феодал отмечает приготовление свадьбы своей единственной дочери, наследницы всех его земель.

Вся родня собралась и уже начала отмечать. Вино льется рекой. Жениха еще нет. Он приедет только вечером. Синодал, жених Тамары весьма знатен. Приготовления подходят к концу. Невеста, по обычаям этой страны, должна станцевать предсвадебный танец и уже вовсю готовится к нему. Невеста начинает танцевать, ее танец прекрасен и женственен. Она еще не знает, как встретит ее новая семья и наслаждается последним днем в родительском доме. Тамара счастливая, она выходит замуж по любви, ведь выбор отца совпал с ее выбором, но все равно страшно, ведь здесь она свободна, а что ее ждет там…

Отец горд за свою прекрасную дочь. Ей восхищаются все гости, поднимая вина за ее здоровье, и произнося самые почтенные тосты. Даже демон не смог отвести взгляд от юной красавицы. Он вновь и вновь пролетает над замком феодала, не имея возможности улететь прочь. В душе Демона появляются чувства. Он ощущает страсть к земной девушке. Демон не может допустить свадьбы и убивает своего соперника, насылая на него разбойников. Разбойники разгромили все приготовления к свадьбе и убивают всю охрану. Лишь благородный конь князя вывозит своего хозяина, уже раненого в бою, за пределы досягаемые разбойниками. Но, когда уже было спокойно за его жизнь, в него попадает шальная пуля. Верный конь продолжает свой путь с уже полуживым феодалом. Гунал прискакивает обратно и падает у ворот.

Семья невесты разбита. Девушка плачет, незаметно, в ночи, появляется незнакомый, очень приятный и спокойный голос. Он пытается утешить красавицу, и когда она немного успокаивается, он обещает приходить к ней вечерами, каждый день. Тамара осматривается, никого не видя, приходит к мнению, что все это ей привиделось.

К утру девушка засыпает. Она видит странный сон в котором неизвестный пришелец, склоняет свою голову. Она не понимает кто это, он не похож на ангела, в нем нет той чистоты и тех прекрасных кудрей, но так же он и не похож на нечто злое, ведь смотрит с нежностью и любовью. Тот голос сдерживает свое обещание и как только красавица готовится ко сну, он приходит к ней. Понимая, что вероятнее всего этот дух злой, она просит отца отдать ее в монастырь. От женихов нет отбоя, Тамара отказывает всем. Отец злится, вновь и вновь отказывая ей в просьбе. Отец грозит ее проклясть, но девушка опять не уступает. Тогда Гунал разрешает дочери отправиться в священную обитель, но и здесь дух не оставляет ее в покое. Тамара и здесь видит его образ, да те самые глаза что приходили к ней в отчем доме.

Девушка падает у иконы, бесконечно молясь святым, но через некоторое время понимает, что все ее молитвы обращены к нему. Красавится понимает, что влюбилась в этот голос и в эти глаза. Демон знает то, что не знает прекрасная княжна, ведь ежели у них хоть на миг будет физическая близость, то для нее это обратится горем, она умрет. Демон безумно желает предстать перед Тамарой, но он уже почти готов отказаться от плана, чтобы не навредить прекрасной земной девушке. По крайней мере, ему уже начинает так казаться. Одной ночью он приближается к заветной келье, а когда делает попытку уйти, то понимает, что не имеет возможности взмахнуть крыльями. Они не шевелятся. Он роняет слезу на пол, нечеловеческую, такую которая прожигает все на своем пути.

Он уже не призрачный образ в темноте, он прекрасный мужчина, пусть и с крыльями, но очень красивой наружности. Он приближается к уснувшей девушке, но в мгновение ока ему преграждает путь ее ангел. Ангел требует уйти и не прикасаться к Тамаре. Демон объясняет ему, что он пришел слишком поздно, что это его владения, и ангелам сюда проход закрыт. Тамара просыпается и, не узнавая в нем прекрасный призрачный образ, пугается его. Демон открывает душу красавице и перестает казаться ей опасным. Девушка жалеет Демона. Она просит не обманывать ее и не играть с ее доверчивостью. Демон дает ей клятву. Он клянется всем, что ему подвластно, и земным и неземным. Но чего не наобещает влюбленный мужчина, при желании овладеть женщиной, а если представить себе, что этот мужчина Демон… Он обещает и забрать ее в свой мир и построить рай на земле.

Заканчивается это свидание, не только первым прикосновением к руке Тамары, а жарким поцелуем ее уст, нежных, трепетных, ласковых, как лепестки роз. Делая обыкновенный обход, сторож останавливается возле комнаты Тамары, так как слышит в ней звуки любви, ноты нежности и жадного поцелуя. Он притих у двери княжны, прислушался, и стон доносящийся из комнаты, его привел в ступор, он был ужасен, слаб но слышен сквозь прочные двери. И вот он услышал предсмертный крик монахини.

Гуналу приходит извещение, что дочь его скончалась в монастыре. Он забирает ее мертвое тело. Отец желает похоронить свою единственную дочь на семейном кладбище, где когда-то давным-давно, один из их родственников, чтобы искупить свои грехи, построил прекрасный храм. Так же отец не хочет видеть свою принцессу в гробу в лохмотьях монахинь. Он дает указ одеть ее так, что бы она была прекрасней чем когда либо выглядела на праздниках. Уже прошло три дня и три ночи, Гунал скачет быстрее поезда. Все кто рядом с княжной, находятся в молчании и безмолвии. Уже несколько дней прошло с минуты смерти Тамары, а ее кожа все прекраснее и белее становится, а улыбка, застывшая в миг кончины, все еще не спадает с ее лица.

Тамару хоронят. Караван пускается в обратный путь.


Гунал сделал все правильно, ведь прошло уже много лет с тех пор, как произошел тот трагический финал. Река размыла дом феодала, она уничтожила всю память о некогда живших в этом доме хозяев, но милый храм все стоит, а могила девушки по имени Тамара, находится так высоко, что нет возможности туда добраться человеку.

В 1839 году закончил писать поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание этого произведения, а также его анализ представлены в статье. Сегодня данное творение великого русского поэта включено в обязательную школьную программу и известно во всем мире. Опишем сначала основные события, которые изобразил в поэме "Демон" Лермонтов.

"Печальный Демон" летит над Землей. Он обозревает с космической высоты центральный Кавказ, его чудный мир: высокие горы, бурные реки. Но ничего Демона не привлекает. Он испытывает ко всему лишь презрение. Демон устал от бессмертия, вечного одиночества и неограниченной власти, которую он имеет над землей. Сменился ландшафт под его крылом. Теперь он видит Грузию, её пышные долины. Однако и они его не впечатляют. Вдруг праздничное оживление, которое он заметил во владениях некоторого знатного феодала, привлекло его внимание. Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал. Праздничное торжество готовится в его усадьбе.

Демон любуется Тамарой

Уже собрались родственники. Вино льется рекой. Жених должен прибыть к вечеру. Молодая княжна Тамара выходит замуж за молодого властителя Синодала. Старинные ковры тем временем расстилают слуги. Невеста по обычаю должна еще до появления своего жениха исполнить танец с бубном на кровле, устланной коврами.

Вот девушка начинает танцевать. Невозможно себе представить ничего прекраснее, чем этот танец. Она настолько хороша, что сам Демон залюбовался Тамарой.

Мысли Тамары

В голове молодой княжны кружат разные мысли. Она покидает дом отца, где не знала ни в чем отказа. Неведомо, что ожидает девушку в чужом краю. Выбором жениха она довольна. Он влюблен, богат, красив и молод - все, что необходимо для счастья. И девушка гонит прочь сомнения, всю себя отдавая танцу.

Демон убивает жениха девушки

Следующим важным событием продолжает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание эпизода, связанного с ним, следующее. Демон уже не в силах оторвать свой взгляд от прекрасной Тамары. Он очарован её красотой. И поступает, подобно настоящему тирану. Разбойники по велению Демона нападают на жениха княжны. Синодал ранен, однако скачет к дому невесты на верном коне. Доехав, жених падает замертво.

Тамара уходит в монастырь

Князь убит горем, плачут гости, Тамара рыдает в своей постели. Вдруг девушка слышит приятный, необычный голос, утешающий ее и обещающий послать волшебные сны. Находясь в мире грез, девушка видит прекрасного юношу. Она понимает утром, что её искушает лукавый. Княжна просит отправить её в монастырь, где она надеется найти спасение. Не сразу соглашается на это отец. Он грозит проклятьем, но в конце концов сдается.

Убийство Тамары

И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым. Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен. Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.

Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний. Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста. Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.

Финал поэмы

Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем. На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы. Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.

На этом заканчивает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание передает лишь основные события. Перейдем к анализу произведения.

Специфика анализа поэмы "Демон"

Поэма "Демон", которую Лермонтов создавал с 1829 по 1839 год, относится к наиболее противоречивым и загадочным произведениям поэта. Анализировать её не так просто. Это связано с тем, что существует несколько планов истолкования и восприятия текста, который создал Лермонтов ("Демон").

Краткое содержание описывает лишь событийную канву. А между тем в поэме есть несколько планов: космический, который включает отношения к Богу и вселенной Демона, психологический, философский, но, конечно же, не бытовой. Это следует учитывать при анализе. Чтобы его провести, следует обратиться к оригиналу произведения, автором которого является Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание поможет вспомнить сюжет поэмы, знание которого необходимо для анализа.

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона "Каин", Сатану, изображенного Мильтоном в "Потерянном рае", Мефистофеля в знаменитом "Фаусте" Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон - мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он - "царь познанья и свободы". Демон - воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Любовь Демона к Тамаре

В своем надменном уединении главный герой страдает. Он тоскует о связях с людьми и миром. Демону наскучила жизнь исключительно для себя. Для него любовь к Тамаре, земной девушке, должна была означать начало выхода к людям из угрюмого одиночества. Однако поиски "любви, добра и красоты", гармонии в мире для Демона фатально недостижимы. И он проклял свои безумные мечты, остался вновь надменным, одиноким во Вселенной, как и прежде, без любви.

Разоблачение индивидуалистического сознания

Поэма Лермонтова "Демон", краткое содержание которой мы описали, - произведение, в котором разоблачается индивидуалистическое сознание. Такое изоблечение присутствует и в предыдущих поэмах этого автора. В этой разрушительное, демоническое начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Данная проблема, которая глубоко волновала поэта, разрабатывалась им также в прозе ("Герой нашего времени") и драматургии ("Маскарад").

Голос автора в поэме

Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении. Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного "несправедливого приговора"? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью. Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?

На все эти вопросы может натолкнуть читателя поэма "Демон" Лермонтова, краткое содержание по главам которой было представлено выше. Они говорят о сложности философской проблематики этого произведения, о том, что в Демоне диалектически сочетается добро и зло, вражда к миру и стремление с ним примириться, жажда идеала и его потеря. В поэме отражено трагическое мироощущение поэта. Например, в 1842 году Белинский писал о том, что для него фактом жизни стал "Демон". Он нашел в нем миры красоты, чувств, истины.

"Демон" - образец романтической поэмы

Художественное своеобразие поэмы определяет также богатство ее философско-этического содержания. Это яркий образец романтизма, построенный на антитезах. Герои противостоят друг другу: Демон и Бог, Демон и Ангел, Демон и Тамара. Полярные сферы составляют основу поэмы: земля и небо, смерть и жизнь, действительность и идеал. Наконец, противопоставляются этические и социальные категории: тирания и свобода, ненависть и любовь, гармония и борьба, зло и добро, отрицание и утверждение.

Значение произведения

Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль. Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность - все это должно привести и привело к тому, что "Демон" Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).

"Демон" - повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть - прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.