Исторические темы в поэзии батюшкова. Поэтическое творчество К. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики К.Н.Батюшкова

Морфология русского языка многоаспектна и интересна. Она изучает особенности частей речи, их постоянные и изменяемые признаки. В статье подробно рассматриваются глаголы-инфинитивы.

Инфинитив

Не каждому известно, что такое инфинитив. в начальной форме. Он представляет глагол в словарях. К примеру, в толковом словаре нет глагола встречаешься , так как это личная форма, словарная статья посвящена этому же глаголу, но в начальной форме - встречаться . Поставить глагол в данную форму можно, задав вопрос что делать? либо что сделать?: встречаешься - что делать? встречаться, рисую - что делать? рисовать, перезвонит - что сделать? перезвонить . Отличается инфинитив от других глагольных форм не только вопросом. Суффиксы инфинитивов (глагола в начальной форме) особенные: -ть, -ти, -чь. Следовательно, анализируемое слово является инфинитивом, если в глаголе есть такие морфемы.

Глагол и его неопределенная форма

Особенно увлеченных изучением русского языка учеников и студентов волнует вопрос, почему инфинитив называют неопределенной формой глагола. Во-первых, само слово "инфинитив" восходит к латинскому слову, которое переводится как "неопределенный". Во-вторых, по инфинитиву не определяется форма глагола, точнее, его личная форма, форма времени, наклонения, рода, числа и так далее. По инфинитиву определяются постоянные признаки глагола, такие как вид, спряжение, возвратность и переходность. О них речь пойдет ниже.

Неизменяемые признаки глагола

При выполнении требуется обозначить его признаки. Постоянные признаки указываются по неопределенной форме глагола.

Вид - частеречная категория, отображающая отношение действия к своему внутреннему пределу: совершилось/происходит. Глаголы-инфинитивы, отвечающие на вопрос что сделать? имеют совершенный вид: сказать, приготовить, уехать . Глаголы в начальной форме, отвечающие на вопрос что делать? имеют несовершенный вид: говорить, готовить, ехать . Выделяют видовые пары, то есть слова с тождественным значением, но разного вида: решить - решать, сказать - говорить, зашить - зашивать, испечь - печь.

Традиционно определяется по начальной форме. К 2 спряжению относятся те, что заканчиваются на -ить (исключение брить, стелить, зиждиться ), и глаголы держать, гнать, видеть, смотреть, слышать, дышать, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть ; к первому - все остальные глаголы. Спряжение не всех глаголов можно определить по инфинитиву. Выделяется класс которые при изменении совмещают окончания 1 и 2 спряжений. Это слова дать, есть, бежать, хотеть .

Переходность - следующий постоянный признак. Глаголы-инфинитивы, которые способны управлять существительным в винительном падеже, называются переходными, а те, что не могут, - непереходными. Например, пришить (что?) пуговицу, записать (что?) фильм, нарисовать (кого?) ребенка - переходные; удивляться, звонить, стрелять не употребляются с винительным падежом, то есть непереходные.

Возвратными называются те глаголы, которые имеют постфикс -ся: строиться, умываться, оговориться. Невозвратными - те, у которых данный аффикс отсутствует.

Вопрос о морфеме -ть

Показатели начальной формы глагола - морфемы -ть, -ти, -чь - вызывают дискуссии языковедов. Многие определяют их как окончания, ссылаясь на их возможность меняться: сказать - сказал, указать - указал . Однако инфинитив считается неизменяемой формой, поэтому окончаний у него быть не должно. Все более распространенной является версия о том, что морфемы, обозначающие инфинитив, - это словоизменительные суффиксы.

Неличная форма глагола

Инфинитивы относятся к неличным формам глагола. Это связано с тем, что это неизменяемая форма, у которой лицо, род, число не определяются. Инфинитивы не имеют при себе имен существительных в именительном падеже, в отличие от личных форм. Они только называют действие без его отношения к лицу. Не связан инфинитив и с категорией времени, которая определяется у личных форм. Наклонение у них также не определимо. То есть инфинитив ирреален, он вне времени, он только называет действие. Некоторыми обучающимися задается вопрос о том, в чем зависимость инфинитива от глагола. Инфинитив - это, по-другому, глагол в начальной форме.

В русской грамматике выделяют и другие неличные формы - это причастие и деепричастие. Они, как и инфинитив, не изменяются по лицам. Деепричастие - такая неизменяемая форма глагола, что совмещает признаки наречия и глагола и отвечает на вопрос что сделав? что делая? : прочитав, издав, указывая, припевая . Причастие является такой формой глагола, что обозначает признак по действию, совмещает в себе признаки имени прилагательного и глагола, отвечает на вопросы имен прилагательных: какой? окруженный, действующий, смотрящий, забытый .

Роль инфинитива в предложении

Особенность неопределенной формы глагола заключается в том, что она может выполнять в предложении роль любого члена. Довольно часто является подлежащим Примеры: Во всем искать истину было ее самоцелью. Ценить труд окружающих - это достойно. Разговаривать с ним бесполезно . Обозначая действие, инфинитив выполняет роль сказуемого: Не видать вам отдыха! Его не понять. Ее не узнать . Часто он входит в следуя за вспомогательным глаголом: Семья хотела остаться здесь на месяц. Лена начала работать сразу после назначения на должность. Он перестал шутить после полученного замечания .

Второстепенные члены предложения также могут быть выражены неопределенной формой глагола. Так, инфинитив выполняет роль дополнения в предложениях: Капитан приказал наступать. Они договорились встретиться. Она быстро привыкла работать. Определение может быть выражено инфинитивом: У нее было стремление изменить мир к лучшему. Он воспользовался возможностью удалиться. Надежда выехать к утру успокаивала их. Обстоятельство, представленное начальной формой глагола: Вера собиралась поехать к морю. Волонтеры остановились у озера покормить птиц. К ней приходят заниматься дети со всего города.

Инфинитивы в фольклоре и художественной литературе

Инфинитивы давно используются народом в устном народном творчестве, точнее в пословицах. Неопределенная форма глагола в них необходима для создания обобщения содержания: Меньше обещать, меньше согрешить. Вору потакать - самому воровать. Не трудно выполнить, да трудно придумать . В художественной литературе широко употребляются глаголы-инфинитивы. Примеры: "Пеньком дремучим - это я сумею прожить", "Я для того и позвал вас - выяснить", "Ты дай сперва приехать", "и никому до его забот не было дела, а так - лишь бы поговорить" (Шукшин В.М. "Печки-лавочки"); "Никому не хочется менять... равновесия", "привычка усмехаться т аким образом... слегка стянула в сторону нижнюю часть его... лица", "можно было попросить не посыпать его толчёным арахисом" (Искандер Ф.А. "Летним днем").

К. Н. Батюшков - поэт, который искал новое. Жанровые новации поэта - сатира на современную ему литературу; послания ("Мои Пенаты" Гнедича, Тургеневу, Дашковой и др.), Историческая элегия ("Переход русских через Неман", "Переход русских через Рейн", "На развалинах замка в Швеции" , "Тень друга"), антологічна пьеса, физиологический очерк. Батюшков нарушает границы между жанрами, установленными классицистами. Посланию он придает свойства то элегии («К другу»), то исторической элегии («К Дашкову!).
На фундаменте «маленькой философии» Батюшков формирует свой поэтический мир, который 17 июля 1816 года в «Обществе любителей российской словесности» назвал легкая поэзия. Это Первый период (1802-1812)творчества. Бы соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Лирический герой срисован с помощью материальных и духовных атрибутов античности, ее быта и мифологии, окруженный музами, нимфами, жертвенниками, идолами богов..
Поэт воспевает любовь, дружбу, радость жизни, свободу личности. За ним задачей писателя - познать «человека в страсти ее», угадывать «тайную игру страстей». Батюшков создает портрет любимой, фиксирует впечатление ее образа. в любовной лирике автор описывает счастье влюбленных,«сладострастия и неги», горения «земных страстей».(«Месть», «Веселый час»). Любовь у Батюшкова - страсть, которая управляет человеком. Образ любимой повсюду сопровождает поэта, сливаясь с ним. («Ответ Тургеневу»,«Мой гений», «Элегии», «Разлуки»). Но восторг жизнью сочетается с предчувствием кризиса. Батюшков ввел в "легкую поэзию" басенное начало, изобразил раздвоенное сознание, приблизился к реалистического изображения войны.
Второй период (1812-1813 гг. и весна 1814-го) это становление исторического мышления Батюшкова. Его письма Н.И. Гнэдичу, Пушкиной, Д.П. Северина, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека, патриота, личности восприимчивой, чувствительной. В стихи входит идея относительности ценностей в свете истории. Бы разочаровывается в идеях Просвещения..спасение поэт видит в христианской религии. В Б. развивается философия аскетизма. Религиозность Бы скорбная,а герой сильно привязан к земной жизни.
Участие поэта в войне 1812 года отобразилась в послании «Пленный», «На развалинах замка в Швеции», «Переход через Рейн».
В третий период (с середины 1814 г. по 1821 г.) в стихах появляются философские и религиозные размышления, мотивы трагической любви, и вечного разлада художника с действительностью. Безнадежность становится темой стихов. (Мой гений, Разлука, друга, Пробуждение, Таврида). Разочарования получает историческую мотивировку, и элегия становится медитацией на философско-историческую тему о безрадостные превратностях безжалостной судьбы. («На развалинах замка в Швеции»). В стихах Батюшкова разрабатывалась проблема эпохи - соотношение "общей" жизни человечества и душевной жизни отдельного человека. в его творчестве строился образ автора как мыслящей личности, воспринимающей и оценивающей мир.
Историческая элегия отражает ужасы войны, тоску по погибшим, эти произведения полны гражданственности, поэт воспевает подвиги российского народа и его руководителей. Он обогащает жанр элегии и превращает ее в лиро-эпическое произведение («Умирающий Тасс»). В стихотворении «К Дашкову», сочетая «серьезное с шутливым», автор впервые в поэзии, частное и гражданское, делает общим для всех предметом интимного и страстного переживания.
Выраженная в совершенной художественной форме «истина в чувствах» - такова была эстетическая требование к поэзии, предъявляемым Батюшковим в зрелые годы его творчества.
«Маленькая философия» и «легкая поэзия» взаимодополняют друг друга. Это глубоко выстраданная позиция самоопределения и растущего самосознания личности. Отстаивая мир «моих пенатов», поэт открывал большой мир «памяти сердца»: епікуреїзм как радость ежедневных наслаждений, гораціанство как философию «золотой середины», скепсис Вольтера и мудрость Монтеня, сладкий стиль Петрарки и горечь Тассової судьбы.

Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского.

Ведущая роль в творчестве Жуковского принадлежит балладе. Его перу принадлежат баллады:
- античные («Кассандра», «Ахилл», Жалобы Цереры, «Ивикови журавли», «Елевзінскіе праздник»);
- средневеково-рыцарские ("Солова арфа», «Перчатка» Рыцарь Роллон, Замок Смальгольм, «Иванов вечер»);
- отечественные («Вадим», «Светлана», «Людмила»).
В период с 1808 по 1833 гг. Жуковский создает 39 баллад, которым присущ глубокий лиризм. В основе большинства баллад - тема преступления и наказания. Преступление вызвано индивидуалистическими страстями: честолюбием, жадностью, ревностью, эгоистическим самоутверждением. В поединке добра со злом всегда побеждает добро, а зло наказывается. К преступника в балладах наказание приходит от совести человека («Замок Смальгольм») или идет из самой глубины жизни. («Божий суд над епископом»). . Жуковский утверждал идеалы добра, правды, гуманности. Жуковский убежден, что таким является моральный закон, источник которого находится в руках Творца.
Постоянный герой баллад - сильная личность, направленная на достижение эгоистической цели. Благородные герои поэта всегда возвышенно чисты, одухотворены лучшими человеческими чувствами и никогда не изменяют их.. Природа в балладах Жуковского берет на себя функцию мести-за преступление: река Авон вышла из берегов и затопила Варвик; Мыши начали загрызли епископа Гаттона.
В античных балладах Жуковский поэтизирует историю, превращая античных богов и героев в романтических персонажей. Основным у поэта есть незыблемость гуманных отчетов, на которых лежит мир, образуется мораль человечества и неотделимое от прекрасного добро.
Поэт переосмысливает античность, как переход от дикости и варварства к цивилизованному обществу. Его интересует Дух Древнего мира. А в поле зрения - мировоззрение античного героя. Принимая свой жребий, античная человек в балладах сама делает свой выбор, к примеру, Ахилл, заранее знал о своей гибели.
Средневековые («рыцарских») баллады воскресили фантастические сюжеты о запретной или «вечной», хотя и неразделенной любви, о тайных преступлениях, о сношениях со злыми силами, о властолюбие, коварство жестокости, зависти, предательства, о трогательной верности, о нежные чувства и скорбные страсти. Их Же. освещает гуманносттю. Да, любовь,нереальная на земле, возможно на небе. Она сильнее моральных норм, но рок сильнее охваченного страстью человека. Например, «Еолова Арфа».
В отечественных балладах Жуковский возрождает мотив народных исторических и лирических песен. Историческое место и время условны. Действие - вне истории и вне конкретным пространством. Человек поставлен лицом к лицу с Вечностью, всей Судьбой. Среди баллад есть посвященные любви: «Людмила», «Светлана». Главное здесь-успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей.
Баллада Же. представляла собой замкнутую жанровую стрктуру с подвижной фабулой и тяготела к философскому осмыслению сюжетов. Человек в балладе чувствовал над собой власть высших сил, однако, выбор, каким путем идти всегда оставался за ней
----
Уже в балладе «Людмила», Жуковский говорит о обуздания эгоистических желаний и страстей. Людмила ослеплена любовной страстью, упрекает Бога в жестокости и несправедливости. ЕЕ возмездие - образ мертвого жениха,что затягивает ее в могилу.
А в балладе «Светлана» героиня с покорностью и страхом, не теряя веры, молит о счастье. Она находит счастье: жених возвращается после долгой разлуки. Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием чего является верность до гроба и за гробом.
Любовь торжествует над смертью - вот романтическая идея баллады.. Жуковский вносит в балладу национальный русский колорит: описание гаданий в «крещенский вечер», примет и обычаев. Баллада написана в стремительном ритме: балладные кони мчатся, девушка с женихом мчится на них, и сердце ее разрывается..
"Еолова арфа» (1815) - значительное произведение раннего романтизма. Жуковский ставит вопрос о духовную близость людей при их социальном неравенстве. Идея баллады - торжество любви над-становой разобщенностью, преимущество нравственного равенства над социальным неравенством. Но и в «Еоловій арфе» разрешение противоречий поэт ищет не здесь, на земле, а там, в посмертной жизни.

Лекция, реферат. Поэтическое новаторство К.Н. Батюшкова - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.





  • 6. Творчество в.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.
  • 7. Путь в.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».
  • 8. Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
  • 9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).
  • 10. Творческий путь к.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
  • 11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
  • 13. Басенное творчество и.А. Крылова: феномен Крылова.
  • 14. Система образов и принципы их изображения в комедии а.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • 15. Драматургическое новаторство а.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
  • 17. Лирика а.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
  • 18. Поэма а.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
  • 19. Своеобразие романтизма а.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
  • 20. Проблема героя и жанра в южных поэмах а.С. Пушкина.
  • 21. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции а.С. Пушкина.
  • 22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности».
  • 23. Вопросы историзма в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов».
  • 24. Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».
  • 25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве а.С. Пушкина.
  • 26. Тема Петра I в творчестве а.С. Пушкина 1820-х годов.
  • 27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
  • 28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе а.С. Пушкина «Евгений Онегин».
  • 29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».
  • 30. Лирика а.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
  • 31. «Маленькие трагедии» а.С. Пушкина как художественное единство.
  • 33. «Медный всадник» а.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
  • 34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» а.С. Пушкина.
  • 35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» а.С. Пушкина.
  • 36. Лирика а.С. Пушкина 1830-х годов.
  • 37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» а.С. Пушкина.
  • 38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» а.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.
  • 39. Поэзия а.И. Полежаева: жизнь и судьба.
  • 40. Русский исторический роман 1830-х годов.
  • 41. Поэзия а.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы.
  • 42. Лирика м.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции.
  • 43. Ранние поэмы м.Ю. Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим.
  • 44. Поэма «Демон» м.Ю. Лермонтова и ее общественно-философское содержание.
  • 45. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.
  • 46. Проблематика и поэтика драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад».
  • 47. Общественно-философская проблематика романа м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе.
  • 48. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Герое нашего времени». Своеобразие психологизма м.Ю. Лермонтова.
  • 49. «Вечера на хуторе близ Диканьки» н.В. Гоголя как художественное единство.
  • 50. Проблема идеала и действительности в сборнике н.В. Гоголя «Миргород».
  • 52. Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей» и повесть «Портрет» как эстетический манифест н.В. Гоголя.
  • 53. Повесть н.В. Гоголя «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».
  • 54. Проблема маленького человека в повестях н.В. Гоголя (принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели»).
  • 55. Драматургическое новаторство н.В. Гоголя в комедии «Ревизор».
  • 56. Жанровое своеобразие поэмы н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции.
  • 57. Философия русского мира и проблема героя в поэме н.В. Гоголя «Мертвые души».
  • 58. Поздний Гоголь. Путь от второго тома «Мертвых душ» к «Выбранным местам из переписки с друзьями».
  • 8. Особенности романтизма к.Н. Батюшкова. Его творческий путь.

    традиционно имя Батюшкова стоит рядом с именем Жуковского как выражение своеобразия русского романтизма. Многие его принципы стали катехизисом русского романтизма. Жуковского и Батюшкова связывала дружба, они были собратьями по

    «Арзамасу». Но их поэтические миры были различны. Батюшков был выразителем идеи неоклассицизма. Его отношения с античностью носили более интенсивный характер. Он внёс мир античности в русскую культуру. Неповторимое своеобразие Батюшкова – синтез неоклассицизма и романтизма. Батюшков пластичен, скульптурен, телесен. Образы Батюшкова визуальны, они видимы, осязаемы. Поэзия Батюшкова пронизана вещественным миром, своим мироощущением устремлена в акмеизм. Батюшков стоял у истоков поэзии Пушкина в той же степени, что и Жуковский.

    Биография Батюшкова – исток трагизма русских поэтов. В 1821 г. произошло символическое деление жизни поэта на два этапа – в этом году Батюшков сошёл с ума. К.Н. Батюшков родился в Вологде. Это был человек, не отличавшийся крепкими здоровьем. Его прозвище в «Арзамасе» имело каламбурный характер (Ахилл – ах, хил!). Не приспособленный к военному делу, он рано ушёл на фронт. Для его поэзии становится важна военная тема. Уход в армию – своеобразный разрыв с официальной Россией. Он переживал декабристское движение. Его родство с декабристом Никитой Муравьёвым отложило глубокий отпечаток на жизни и творчестве.

    Батюшков переживал в творчестве трагическое двойничество, раздвоение сознания. С ним в литературу входит образ «чёрного человека». Он определил развитие души Батюшкова. По своему воспитанию он увлёкся французскими энциклопедистами и античной философией. Он был эпикурейцем по своей философии. Самым сквозным в его поэзии становится образ счастья. Батюшков в своей ранней поэзии – оптимист. Его ранние стихотворения насыщены ощущением молодости («Весёлый час», «Счастливец», «Мечта», «Послание к Гнедичу»). Образ золотой мечты будет сопровождать Батюшкова полжизни. Это также создаёт образ эпикурейца. Он становится идеологом «лёгкой поэзии» – особого направления, возникшего в Италии и Франции. Батюшков был влюблён в Италию. Он вводит в литературу понятие лирического героя, не совпадающего с образом поэта, но являющегося выражением его идеалов. В стихотворении «Счастливец» он создаёт раздвоенное сознание. Жизнь Батюшкова неотделима от его творчества. Поэт, воспитанный для счастья, переживает трагедию столкновения с русской жизнью, горе от ума. Судьба Батюшкова стала прототипом комедии «Горе от ума». Род Батюшкова был генетически связан с психическими расстройствами, но в большей степени на него повлияла атмосфера русского бытия. Его творческое завещание – «Изречение Мельхиседека». В истории русского романтизма Батюшков остался как сложный поэт.

    Батюшков – кризисный поэт. В 1809 г. наступает кризис переосмысления, в 1812 г. – кризис идеологии. Этот год стал переломным для Батюшкова. Поэзия Батюшкова до 1812 г. – период самоопределения. Он обращается к разным традициям. Его любимые античные поэты – Сапфо и Тибулл. Его называли «русским Тибуллом». Он интересовался творчеством итальянских поэтов, в частности Торквато Тассо. Его судьба волновала Батюшкова всю жизнь. Батюшков формирует образ эпикурейца, представителя лёгкой поэзии. Он спорит с архаиками и в 1807 г. пишет «Видение на берегу Леты», очень понравившееся «Арзамасу». Это стихотворение передаёт эстетику поэзии Батюшкова. По определению Вяземского, основная особенность поэзии Батюшкова – «людскость». Своеобразным манифестом новой поэзии становится послание «Мои пенаты», адресованное Жуковскому и Вяземскому и имеющее импровизационный характер. Это попытка выразить жизненную позицию. В этом стихотворении Батюшков формирует свою маленькую философию самостоятельности. Пенаты – это мир поэта. Он вводит в лирику образ поэтического стола. Он передаёт философскую самостоятельность и утверждает жизненную позицию. Пенаты – это очаг, дом, родина. Его не волнует роскошь. В его доме все могут найти приют. Среди его бытовых богов – его любимая женщина. Батюшков вводит в поэзию атмосферу лёгкой эротики. Мир родных пенатов противостоит всему официальному. «Мои пенаты» – осязаемая картина мира. Размер послания – трёхстопный хорей. Батюшков даёт летящий стих. Стихотворение было написано накануне войны и является своеобразным итогом первого периода творчества.

    До 1812 г. Батюшков – представитель лёгкой поэзии, эпикуреец, передающий атмосферу мечты. Жизнь и поэзия разошлись у Батюшкова. Главная трагедия 1812 г. – пожар Москвы. Батюшков по болезни не принимал участия в кампании 1812 г. Будучи лишь очевидцем событий, он создал переломный стих – «Послание Дашкову». Атмосфера стихотворения – записки очевидцев, передача чувства. Опустевшая Москва бьётся в сердце поэта. Заключительная часть стихотворения – клятва поэта, отказ от иллюзий, эпикурейской философии. Поэт становится носителем национальных ценностей. В стихотворении «Вакханка» происходит столкновение эпикурейской и новой философии, неистовый побег от прошлой жизни. В стихотворениях 1813 – 1815 гг. Батюшков становится поэтом батальной темы. Он воссоздаёт войну в её реальных проявлениях, открывает её изнанку. Для Батюшкова принципиально важно показать динамику событий. После 1812 г. поэзия Батюшкова эпизируется. Батальная тема – важная тема в творчестве поэта.

    В элегии «На развалинах Швеции» поэт показывает тоску по родине, особо выраженной в стихотворении «Пленный». Его сюжет выражает рефлексию пленного на берегу Роны по поводу заката. В монологе пленного отображено национальное чувство, впервые выраженное в «Слове о полку Игореве».

    Возвращение после похода становится трагичным для Батюшкова. Происходит переосмысление бытия. В «Странствующем Одиссее» передаётся идея трагизма – родина нашлась, но она другая. Главное настроение последующей лирики – неуёмность души.

    Последний этап творчества начинается стихотворением «Странник и домосед». Герой Батюшкова – неуёмный странник. Батюшков и сам был странником. Образ странствия стал выражением его позиции. Предсмертная книга Батюшкова – «Опыты в стихах и в прозе». Первая часть – прозаическая, его размышления о жизни. Во второй части собраны лучшие 60 стихотворений поэта. В эту часть вошли подражания древним, в которых Батюшков вернулся к своей юности, размышления о героике, славе, цивилизации, времени. Но это трагическая античность, сопряжённая с современностью. Его проза – предвосхищение лаконичной пушкинской прозы. В последние 34 года своей жизни Батюшков занимался рисованием.

    В XVIII веке ода должна была решать серьезные проблемы человеческой жизни. У Батюшкова этой цели начинает служить элегия.

    Он многим обязан и Карамзину и западноевропейским элегикам, но в значительной мере «батюшковская» элегия - род лирики, созданный им самим.

    Предметом поэзии является душевная жизнь человека, - не как «малая» часть большого мира, а как мерило ценности этого мира.

    Сущность поэтического метода Батюшкова понимается по-разному. О его поэзии принято говорить как об образце литературной условности. Правда, у него уже появилось несвойственное прежней литературной эпохе представление об обязанности поэта избирать тот род поэзии, который соответствует его духовному опыту.

    Природа этого «действия» сценична, как и эпизод с воином. Часто у Батюшкова стихотворение строится как обращение героя к присутствующим тут же лицам. Герой как бы комментирует сцену, происходящую перед ним.

    Внутренние переживания обычно даны посредством изображения их внешних признаков: голоса, движения руки. Изображается то, что находится к основной теме в побочном, завуалированном отношении».

    Лирический герой Батюшкова - не одинокий романтический «певец», как у Жуковского: он скорее напоминает «корифея» античного хора.

    Как ни замечательны монументальные исторические элегии Батюшкова, в создании их романтического колорита поэт следовал уже существовавшей в европейских литературах традиции. В «античных» же стихах он создатель стиля, единственного в своем роде.

    Передоверяя чувства античному (или «северному») лирическому герою, Батюшков от лица этого героя выражает их с непосредственностью и экспрессией.

    Во всех трех исторических элегиях Батюшкова (элегия «Умирающий Тасс», естественно, дана от лица итальянского поэта) присутствует личное начало: «Я здесь, на сих скалах, висящих над водой...» («На развалинах замка в Швеции»), «О, радость! я стою при Рейнских водах!..» («Переход через Рейн») и т. д. Батюшков - лирик и там, где он «театрален», и там, где он эпичен.

    Еще один тип батюшковской элегии - «интимная» элегия разочарования. Она вела к Пушкину, к психологической лирике.

    Среди произведений Батюшкова выделяется несколько написанных в разное время интимных элегий, где личное чувство поэта выражено более непосредственно - «Вечер» (1810). Чувство горести обусловлено несчастливой любовью, потерей дружбы, личным душевным опытом. Батюшков достигает здесь не только эмоциональной напряженности, но и подлинного психологизма.



    Элегии этого типа можно разделить на две группы. Первую составляют стихотворения, в которых переживание воссоздается с помощью эпических или драматических приемов. Поэт посещает разные страны, он сражается, любуется природой

    Однако Батюшков явно испытывал потребность в эмоциональной насыщенности элегического стиля. Он по-разному достиг ее в относительно раннем «Выздоровлении»1 и в более поздних стихотворениях «Мой гений» (1815) и «Пробуждение». Эти три шедевра представляют вторую группу элегий Батюшкова.

    Вместо длительности во времени - фиксация мгновенных состояний.

    Но и здесь Батюшков выражает не зыбкость и неповторимость настроения, а, наоборот, его постоянство. Лиризм наиболее интимных элегий Батюшкова - очень мягкий, нежный, сдержанный, чуждый какой бы то ни было аффектации, не только патетической, но и «чувствительной». Лирическое самораскрытие осуществляется не столько погружением в себя, сколько изображением внешнего мира, пробуждающего чувства поэта.

    Тяготение Батюшкова к широким обобщающим образам-символам выразилось в приглушении им прямого, конкретного значения слов.

    Особенность стиля Батюшкова - употребление повторяющихся слов и словосочетаний, своеобразных поэтических клише, переходящих из одного стихотворения в другое.

    Красота языка в понимании Батюшкова - не просто «форма», а неотъемлемая часть содержания. Поэт умело создавал языковой «образ» красоты

    Батюшковский языковой образ создавался не только фонетическими и синтаксическими средствами. Тончайшее использование лексической окраски слов - одно из главных новаторских свойств поэзии Батюшкова.

    Батюшков в своем творчестве примкнул к тому направлению в лирике, которое характеризуется стремлением к выражению субъективных чувствований. Это направление утверждалось в литературе с 70-х годов XVIII века.



    Поэзия личного чувства являлась основной линией его лирики, но содержание ее менялось. Первые стихи Батюшкова, если не считать ряда дидактических сатир, воспевают наслаждение жизнью

    Эта философия беспечности, лени, наслаждений и поэтической мечтательности уже в первых стихотворениях осложнена предромантической меланхолией и сентиментальными настроениями переходного периода.

    И самое главное: В этом смысл сублимирующего, возвышающего принципа в эротических стихах Батюшкова.

    Урок №9

    Тема : «Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий

    Путь. Анакреонтические мотивы в лирике К.Н.Батюшкова. Язык

    Лирики Батюшкова».

    Цели:

    • обобщить и расширить знания учащихся о К.Н.Батюшкове;
    • рассмотреть темы, мотивы и особенности лирики Батюшкова;
    • совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

    Эпиграф: «Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии»).

    «Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!» (А.С.Пушкин).

    Ход урока

    1.Оргмомент.

    2.Запись темы урока и эпиграфа. Постановка целей.

    3.Выявление знаний учащихся о К.Н.Батюшкове.

    4.Страницы творческой биографии Батюшкова.

    Уч-ся записывают основные даты в хронологическую таблицу.

    Имя выдающегося поэта К.Н.Б. известно сейчас не каждому, но литературоведы знают его как корифея русской словесности начала 19 века, как новатора в области русского слова, как друга Жуковского и Вяземского, как любимого поэта Пушкина.

    18 мая 1787 г. – в Вологде родился К.Н.Батюшков, в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя – известный в то время писатель М.Н.Муравьёв.

    1803 г. – поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н.И.Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

    Гнедич Н.И. был лучшим другом Б. Дружба этих двух поэтов – отдельная страница в истории русской литературы. Именно Гнедич ввёл Б. в литературный мир, прочитав в литературном кружке сатиру «Видение на берегах Леты», сделавшую Батюшкова признанным поэтом.

    1805 г . – первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».

    1807 г. – вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжёлая болезнь. Возвращение в Россию.

    1808 г. – участие в русско-шведской войне, проходившей на территории Финляндии.

    1812 г – участник Отечественной войны с Наполеоном, Проявил отвагу в огне под Лейпцигом, совершал переход через Рейн и праздновал победу русских войск в Париже.

    Военная жизнь нравилась Батюшкову, доказательством этого может служить письмо Б. Гнедичу от 19 марта 1807 года: «…Мне очень нравится военное ремесло. Что будет впредь, бог весть. Брани меня, а я штатскую службу ненавижу, чернила надоели; а стихи всё люблю, хотя они меня не любят… Вообрази себя меня, едущего на рыжаке по чистым полям, и я счастливее всех королей, ибо дорогой читаю Тасса или что подобное. Случалось, что раскричишься и с словом:

    О доблесть дивная, о подвиги геройски!

    Прямо на бок и с лошади долой!»

    Б. явился первым русским поэтом, воспевшим веселье боевой жизни – яркость и оживлённость её течения. Этому посвящено ст-е «Разлука», которое было по достоинству оценено современниками и стало популярным романсом. В этом ст-ии гусар даёт клятву верности пастушке. Такая картинка могла возникнуть только в мечтах поэта, так как в реальной личной жизни он был несчастлив. Он не нравился девушкам, так как был сутуловат, невысок и худощав. Друзья называли Б. «Ахиллом русской поэзии», но он иронизировал в ответ: «Ах, хил!»

    1809-1814 – сближение с писателями-карамзинистами: В,А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским. Вступление в члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей 18 века. Анакреонтические и эпикурейские мотивы творчества.

    Почему же Б. называли «Ахиллом русской поэзии»?

    Глубокий знаток и ценитель древности К.Н.Б. органично усвоил достижения античной культуры, что нашло воплощение в его ст-ях. Кажется, что в лирике Б. собрались все древние боги и богини и все сопровождающие их мифологические существа, герои легендарной истории и античные авторы. Б. получил в кругу друзей-литераторов и другие прозвища: «маленький Овидий» И «новый Тибулл». Это имена знаменитых древнегреческих поэтов, которых обожал Б., поэзия которых его восхищала, и вольные переводы которых он делал.

    В этот период творчества образцом подражания для Батюшкова является древнегреческий поэт Анакреонт (СЛАЙД), который жил в 5 веке до нашей эры. Анакреонт воспевал чувственную любовь, друзей, радости жизни, вино. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию. В России ему подражали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, А.Н.Майков.

    1815 г. – Б. вышел в отставку и переехал в Москву. С литературными друзьями они организовали общество «Арзамас», которое просуществовало до 1818 года. В это общество, помимо Батюшкова, вошли знаменитые русские писатели того времени В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, В.Л.Пушкин, А.И.Тургенев, А.С.Пушкин и другие. Члены общества много сделали для совершенствования русского литературного языка, приблизив его к современному.

    Но вскоре поэта стал мучить наследственный семейный недуг – мания преследования. В 1821 г . им были созданы последние стихи. Душевная болезнь навсегда пресекла его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти..

    5. Остановимся на некоторых особенностях лирики Батюшкова.

    Исследователи творчества поэта выделяют три образа-символа, отражающие радость земного бытия в лирике поэта: анакреонтический образ розы и образы-эмблемы - крылья, чаши.

    Найдём эти образы в ст-ии «Весёлый час», в котором лирический герой даёт совет своим друзьям:

    Други! Сядьте и внемлите

    Музы ласковый совет.

    Вы счастливо жить хотите

    На заре весенних лет?

    Отгоните при зрак славы!

    Для веселья и забавы

    Сейте розы на пути;

    Скажем юности: лети!

    Жизнью дай лишь насладиться,

    Полной чашей радость пить:

    Ах! Не долго веселиться

    И не веки в счастье жить.

    6.Анализ ст-й «Мои пенаты», «Вакханка».

    «МОИ ПЕНАТЫ»

    Стихотворение написано в жанре дружеского послания (т.е. письма, обращения к друзьям) Оно посвящено поэтам В.А.Жуковскому и П.А.Вяземскому – современникам Батюшкова.

    Справка:

    Жуковский В.А. – русский поэт, переводчик, критик. А.С.Пушкин считал Жуковского своим учителем. Жуковский - создатель романтического направления в русской поэзии. Кроме его несомненных заслуг на литературном поприще современники отмечают высокие нравственные личностные качества Жуковского, главным нравственным принципом которого был следующий: «Каждый день – доброму делу, мысли или чувству, к нему впоследствии добавился ещё один: «Дела поэта – слова его».

    Вяземский Пётр Андреевич – князь, русский поэт, литературный критик. Был большим поклонником творчества Пушкина и его другом. Именно Вяземскому первому Пушкин сообщил из Южной ссылки о замысле романа «Евгений Онегин»: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Перу Вяземского принадлежат мемуарные сочинения, в которых он запечатлел подробности жизни виднейших представителей русской культуры конца18 начала 19 века.

    Копмозиционно ст-е делится на 5 частей.

    1) Чтение 1 части.

    Словарь:

    Пенаты – отеческий дом, кров (от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей домашнего очага). Пестуны – те, кто вырастил, выпестовал.

    Фимиам – благовония.

    Богинь пермесских дар (парнасских) – гора Парнас, на которой жили Музы, в том числе и Муза поэзии

    Лар – доброе домашнее божество.

    Скудель – глиняная посуда.

    Вывод:

    Каково настроение этой части?

    Каким описывает поэт свой отеческий дом? Чем он ему дорог?

    2)Чтение 2 части.

    Как понимаете смысл этой части?

    Какие земные радости прославляет поэт?

    Как здесь проявляются анакреонтические мотивы?

    Словарь.

    Жупел – опасность, нечто, внушающее страх.

    3)Чтение и обсуждение 3 части.

    Словарь.

    Богиня слепая – Фортуна, богиня судьбы.

    4)Чтение 4 части.

    -- Как поняли прочитанное?

    (Свой поэтический дар поэт называет небесным вдохновеньем.

    Он приглашает в свои пенаты для беседы своих любимых поэтов или их тени: «И мёртвые с живыми вступили в хор един».

    …Ты пред ними,

    Парнасский исполин,

    Певец героев, славы,

    Вслед вихрям и громам,

    Наш лебедь величавый

    Плывёшь по небесам.

    Имеется в виду Г.Р.Державин, сравнивший себя с лебедем в одном ст-ии.

    В толпе и муз, и граций,

    То с лирой, то с трубой,

    Наш Пиндар, наш Гораций

    Он громок, быстр и силен,

    Как Суна средь степей,

    И нежен, тих, умилен,

    Как вешний соловей.

    Имеются в виду два направления в поэзии Державина (гражданское и интимно-психологическое). Суна – река, на которой находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад».

    …Повестью прелестной

    Пленяет Карамзин (повесть Карамзина «Афинская жизнь»)

    То древнюю Русь и нравы

    Владимира времян… (имеются в виду исторические труды Н.М.Карамзина)

    За ними сильф прекрасный,

    Воспитанник харит,

    На цитре сладкогласной

    О душеньке бренчит;

    Мелецкого с собою

    Улыбкою зовёт…

    Ю.А.Нелединский-Мелецкий – поэт-сентименталист.

    И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер – поэты и баснописцы.

    5)Чтение 5 части.

    О Аристиппов внук! – имеется в виду П.Вяземский

    Выводы:

    Это ст-е о смысле жизни. В нём звучат анакреонтические мотивы: поэт прославляет радости жизни, любовь, дружбу, радость творчества.

    Поэт уверен, что домашний мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности.

    Он считает своими учителями лучших поэтов своего времени и сравнивает их с любимыми поэтами Древней Греции.

    К жизни и смерти он относится философски.

    А.С.Пушкин так оценил ст-е «Мои пенаты»: «Это ст-е дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льётся – гармония очаровательна».

    «ВАКХАНКА»

    Словарь.

    Вакх (Дионис) – в греческой мифологии бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы.

    Вакханки – спутницы Вакха (Диониса)

    В Древнем Риме устраивались вакханалии – праздники, посвящённые Дионису.

    Тимпан – древний ударный музыкальный инструмент, род тарелок, литавр.

    Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?

    Охарактеризуем фонетические особенности текста. Какие согласные звуки в нём преобладают?(р, в, л)

    Какое настроение придаёт обилие этих звуков ст-ю?

    (Это сонорные звуки. Они не тяжёлые, поэтому придают языку ст-я лёгкость и воздушность, создают радостное настроение).

    Запись в тетрадь-словарь.

    Эвфония (в переводе с греческого – благозвучие) – естественность и красота звучания художественной речи. Поэтическая фонетика. Аллитерации. Ассонансы. Рифмы. Избегание неблагозвучных, трудно произносимых и воспринимаемых сочетаний согласных в слове (Пу пс взб ешён. Ах, поча ще б с ш околадом! – у К. Чуковского в книге «От двух до пяти»)

    7.Итог урока.

    Объясните смысл выражения «анакреонтические мотивы творчества Батюшкова».

    Каким чувством проникнуто раннее творчество Батюшкова? Слайд 2

    «Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова) Худ. Ю.Иванов К.Н.Батюшков. 1980-е гг.

    Н.И.Гнедич (крайний справа) среди других литераторов (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский) на картине работы Г.Чернецова

    Анакреонт. 5 в. до н. э.

    Други! Сядьте и внемлите Музы ласковый совет. Вы счастливо жить хотите На заре весенних лет? Отгоните призрак славы! Для веселья и забавы Сейте розы на пути; Скажем юности: лети! Жизнью дай лишь насладиться, Полной чашей радость пить: Ах! Недолго веселиться И не веки в счастье жить.

    П.А.Вяземский В.А.Жуковский

    Худ.С.Соломко. Вакх

    Дионис. (Дионис верхом на барсе).

    Худ. М.Хосе. Вакханалия

    Тема: «Философские элегии К.Батюшкова»

    Периодизация творчества К.Н.Батюшкова: 1 период – 1802-1812 гг. 2 период – (1812-начало 1814) 3 период – (середина 1814 1821)

    Худ. В.Б.Иовик. Тень друга. 1986 г.