30 40 е годы. Ретро фото высокой моды Dior. Годы “Большого террора”

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с такой страницей истории нашей страны, как массовые политические репрессии в СССР в30-40-е годы.
Рассмотрим следующие вопросы:
Что такое репрессии?
Кого подвергли в СССР массовым
политическим репрессиям?
Масштабы массовых репрессий в СССР и меры
наказания репрессированных.
Вопросы не простые, требующие серьёзного
осмысления. И один из главных, основных
вопросов - Почему это произошло?

Термины

1) Репрессии политические;
2) террор государственный;
3) жертва террора;
4) “спецконтингент”;
5) тоталитарное государство.

К концу 30-х годов наша страна имела мощный экономический
потенциал. Однако тоталитарный режим осуществил этот
скачок благодаря жёсткому контролю со стороны государства
всех сфер жизни советского общества, опираясь на
внеэкономические меры принуждения и эксплуатацию
собственного народа.
Система репрессий служила экономическим и политическим
целям партии большевиков, которую Сталин называл “орденом
меченосцев внутри советского государства…”
Человек становился механизмом, “винтиком”, который можно
было всегда легко и быстро заменить.

Что такое репрессия политическая?
Что послужило поводом к началу массовых
политических репрессий в СССР?

Кого и за что подвергли массовым политическим
репрессиям в СССР?
Над кем и почему состоялись судебные процессы?
Что такое государственный террор?
– 1. Устрашение своих политических противников,
выражающееся в физическом насилии, вплоть до
уничтожения /Террор политический, индивидуальный,
единичные акты политических убийств/;
– 2. жёсткое запугивание, насилие.

Годы “Большого террора”.

1937-1938 годы- эти годы массовых арестов и расстрелов
называют годами “Большого террора”.
НКВД возглавил Ежов Н., но не ему принадлежал замысел
акции “Большого террора”, он был лишь исполнитель.
Идеологически “Большой террор” был основан ещё в 1928
году сталинским тезисом об обострении классовой
борьбы по мере продвижения к социализму.
Ежов представил план “Большого террора” на
утверждение Политбюро ЦК ВКП (б) 2 июля 1937 года.

Задачи:

· Создание нового государственного и
партийного аппарата из молодых
бюрократов, полностью подчиненных
Сталину.
· Окончательная ликвидация всех
социально-политических элементов,
опасных для сталинского режима.

Всё население СССР было разбито на группы и категории, с (%)
процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам.
Ликвидации и лишению свободы подлежали не только остатки
белого движения (и их дети), но и коммунисты – бывшие члены
оппозиционных течений в ВКП(б) – 383 списка виднейших
партийных и государственных деятелей.
Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего
времени такого рода информация была закрыта, и было
запрещено разглашение государственной тайны.
Мы сегодня имеем уникальную возможность увидеть эти
страшные цифры жертв государственного террора.
Что такое жертва террора?

Количество жертв Большого Террора

По официальным данным
1 344 923 арестованных;
681 692 расстрелянных.
Известный историк Конквест называет числа жертв “БТ”
12-14 млн. человек арестованных;
не менее 1 млн. расстрелянных.
Комиссия ЦК КПСС в 1962 году назвала и того больше:
19 млн. арестованных;
не менее 7 млн. расстрелянных.

Какие меры наказания применялись к
репрессированным?
Где применяли труд репрессированных?
И вернемся к вопросу о причинах репрессий…

http://www.amurobl.ru/wps/wcm/connect/03d11f0046743ec1a510bf02966e1add/1/Cart.jpg?MOD=AJPERES&CACHEID=03d11f0046743ec1a510bf02966e1add/1

Твитнуть

Класснуть

Во все времена женщины стремились красиво выглядеть. Немаловажную роль при создании красивого облика играет одежда. Современные модницы придерживаются разных стилевых направлений, альтернатив в моде в наше время огромное множество, выбор одежды поражает воображение. Но предлагаю окунуться в прошлое и посмотреть, как менялась мода на протяжении разных десятилетий.

30-е года

В 1929 году мир охватил экономический кризис, который внёс свои коррективы в мир модной индустрии. К одежде относились бережливо и аккуратно, старые вещи штопались, перешивались.

Чтобы получить модный в те года удлинённый силуэт к старым платьям пришивались оборки, рюши, воланы.

Длина платьев и юбок доходила до лодыжек, причём, юбки кроились по косой. Обязательными элементами женской одежды были рукава-фонарики, глубокие вырезы в зоне декольте и на спине, отложные воротники.

Большое влияние на моду оказала киноиндустрия. Главными иконами стиля стали знаменитые киноактрисы 30-х гг., такие как, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепберн. Эти женщины показывали то, что сейчас принято называть «Голливудским шиком»: платья со шлейфами, декорированные цветами из ткани, бантами, с длинной баской.

Шикарным аксессуаром считался мех, меховые накидки и пелерины пользовались особой популярностью. Сумочки, различные шляпы (с широкими полями, маленькие шляпки-таблетки, береты) и перчатки - обязательные атрибуты одежды модниц 30-х годов.

Выдающимися дизайнерами того времени можно назвать Коко Шанель и Эльзу Скьяпарелли. Шанель предлагала консервативные, классические модели. Эльза Скьяпарелли же поражала своими экстравагантными, авангардными нарядами.






40-е года

На моду 40-х гг. оказала большое влияние Вторая мировая война. В моду вошли силуэты с широкими плечами, в стиле милитари. Женские жакеты напоминали военную униформу мужчин. Длина юбок и платьев стала короче, чуть ниже колен. Дефицит фурнитуры привёл к тому, что начали делать самодельные пуговицы, обтянутые тканью.

Относительно головных уборов, шляпы заменили платками. В США и Европе особым шиком считался тюрбан, который делали из платков и повязывали различными способами.

Самым желанным элементом гардероба каждой модницы были тонкие чулки из нейлона или шёлка. Но достать их было, практически, невозможно, так как нейлон и шёлк использовались при пошиве парашютов, поэтому использование этих тканей в других целях было запрещено. Женщины вынуждены были имитировать чулки, рисуя сзади на ногах шов.

По окончании войны, в середине 40-х гг. в моде наметились перемены. В 45-ом Кристобаль Баленсиага первым продемонстрировал модели платьев с удлинёнными юбками. В начале 46-го вошли в моду платья и юбки-футляры, акцентирующие внимание на бёдрах, а к концу года стали популярными пышные юбки и ассиметричные подолы.





50-е года

Самым знаковым стилем 1950-х годов стал нью лук (New Look), предложенный Кристианом Диором. Платья должны были подчёркивать достоинства фигуры: пышный бюст, тонкую талию, округлые бёдра.

Силуэт, имитирующий песочные часы, был полным противопоставлением прямому силуэту с широкими плечами, такому модному в 40-е года. Поначалу общественность была шокирована, ведь на пошив одного платья от Диора, уходило около 40-50 метров ткани. Это считалось непомерным расточительством, непозволительной роскошью после аскетического минимализма военных лет. Но Кристиан Диор настаивал на том, что в моду должны вернуться женственность и изящество.

В начале 50-х особой популярностью пользовалась юбка-солнцеклёш. Чуть позже в моду вошла сексуальная и более практичная юбка-карандаш.

Обязательным элементом женского гардероба стал корсет, утягивающий талию до 50-ти см. При этом юбки, в основном, были пышными, многослойными.

Из аксессуаров актуальными были маленькие шляпки-таблетки, множественная бижутерия, солнечные очки, разнообразные сумочки, шарфы.








60-е года

Мода 60-х принесла большие изменения в общество. Если изначально культивировался образ роскошной зрелой женщины, то сейчас мода целенаправленно взяла курс на молодёжь. Французские дизайнеры отошли на второй план. Стали популярными британские модельеры, которые придумали образ лондонского стиляги.

Геометрия кроя, яркие насыщенные цвета, психоделические узоры, ткани с люрексом, блеском, полиэстер, нейлон - всё это характеризовало одежду 60-х.

Одновременно, с образом лондонского стиляги стал популярен стиль хиппи. Одежда отличалась простотой форм - расклешённые брюки, мини-платья, мини-юбки. Но большое внимание уделялось аксессуарам и обуви: высокие замшевые сапоги с бахромой, огромные пластиковые очки, объёмная бижутерия, широкие пояса.

Ещё одним новшеством стал стиль унисекс. Многие девушки без сожаления расстались с длинными волосами, сделав стрижку «под мальчика». Иконой стиля унисекс была знаменитая модель Твигги . Яркими представителями мужской моды в 60-х можно назвать легендарную группу «Биттлз».








70-е года

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после - хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.

Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Также пользовался популярностью Джорджио Армани, который предложил сочетать в одном ансамбле модные джинсы с твидовыми пиджаками.

В конце 70-х обрёл признание дизайнер Клод Монтана, создававший одежду в стиле милитари с приталённым силуэтом и, при этом, широкой линией плеч.






80-е года

Стиль 1980-х ассоциировался с выражением «too much», слишком много: слишком вызывающее, слишком яркое, слишком провоцирующее. В моду вошла откровенная сексуальность в нарядах. Демонстрировалась она за счёт облегающей одежды, мини-юбок, лосин (называемых теперь леггинсы), отрытых декольте, блестящих тканей. Крупная бижутерия «под золото» также была в почёте.

Высокая мода отличалась богатыми вышивкой и декором, в демократичной моде царили диско и панк.

Основной силуэт одежды в 80-х - перевёрнутый треугольник. Делался акцент на широкие плечи, рукав-реглан или «летучая мышь», зауженные к низу брюки с высоким поясом (так называемые «бананы»).

В моде появились стрейтчевые джинсы и джинсы-варёнки. Актуальными также были мини-юбки, куртки-ветровки из плащевой ткани, футболки с надписями, кожаные куртки, элементы спортивной одежды.

Деловые женщины носили костюмы в стиле Шанель и Маргарет Тэтчер. В основном, это были широкие двубортные пиджаки в сочетании с мини-юбкой или брюками, и пиджаки прямого покроя, декорированные кантом.

В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Также закрепились позиции японских дизайнеров Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Кензо, которые в своих коллекциях делали акцент на деконструктивизме, играя геометрическими формами и цветами.









90-е года

В 1990-х годах весь мир был под влиянием экономического кризиса. Появилось множество молодёжных субкультур, чьим лозунгом были отход от стандартов и неприятие навязываемой морали. Именно тогда возникло такое стилевое направление, как гранж. Актуальными становятся вещи, имеющие поношенный вид, специально состаренные. Приветствуются многослойность, небрежность, элементы хиппи, этники.

Чуть позже вошла в моду одежда из синтетических материалов, ярких неоновых цветов. Её, как правило, носили представители субкультуры нео-панк.

В середине 90-х вернулся гламур, со страниц глянцевых журналов шла пропаганда роскоши, блестящих материалов (парчи, атласа, шёлка), мехов, драгоценностей.

В конце 90-х многие дизайнеры дали второе дыхание ретро-стилю, используя в своих коллекциях элементы исторических костюмов.

В 90-е мир узнал культовую нынче супермодель Кейт Мосс, которая была основательницей нового стилевого направления - героиновый шик.







«Обвинение ему до сих пор не предъявлено, и оно не соответствует действительности, — говорит Андреева. — Не было никакого вымогательства». По словам адвоката, «это касается отношений между двумя людьми». «Человек, который должен Александру Николашину крупную сумму, написал заявление в полицию о вымогательстве. Это было определенное обязательство перед Николашиным, которое не было выполнено. И подписанное ими соглашение предусматривало, что в случае его неисполнения должна быть выплачена неустойка», — отметила адвокат. По ее словам, у защиты есть документы, которые доказывают невиновность Николашина. «Мы будем просить их приобщения», — добавила адвокат.

Как следует из данных в СПАРК, Александр Николашин в 1988 году окончил Саратовское военное командное училище. С 2008 по 2014 год входил в состав наблюдательного совета ОАО «Московский кредитный банк». С 2012 по 2013 год Николашин являлся президентом ОАО «Московский кредитный банк», а с 2013 по 2014 год — президентом ООО «МКБ Капитал», указано в СПАРК. В период с 2008 по 2012 год он также занимал должность председателя правления Московского кредитного банка. Всего Николашин работал в МКБ с 1994 по 2016 год. В 1990-е годы был руководителем службы безопасности МКБ.

Близкий к «Роснефти»

МКБ был создан в 1992 году, сейчас является одним из крупнейших российских банков по объему активов (шестое место в российской банковской системе, по данным «Интерфакс-ЦЭА») и вторым частным банком по этому показателю после Альфа-банка. По итогам второго квартала активы банка составили 1,9 трлн руб. По объему привлеченных депозитов населения МКБ входит в первую десятку российских банков. Основной владелец банка — концерн «Россиум» Романа Авдеева (его доля — 56%).

МКБ — единственный избежавший санации банк из так называемого списка Гаврилова (помимо него, в список входили Бинбанк, Промсвязьбанк и «ФК Открытие»). Директор по работе с состоятельными клиентами «Альфа-Капитала» Сергей Гаврилов утверждал, что ситуация вокруг фигурантов списка «может быть окончательно решена уже осенью» 2017 года.

МКБ часто связывают с «Роснефтью». В октябре 2017 года структуры «Роснефти» пополнили капитал банка на 22 млрд руб., там свои депозиты. Как писал Bloomberg, МКБ активно продает облигации за рубежом через свою ирландскую структуру. В частности, в феврале 2018 года были проданы облигации на $500 млн. При этом, как отмечало агентство, привлеченное финансирование позволило банку расширить кредитование «Роснефти», которая лишена доступа к международным рынкам капитала из-за санкций.

«Банк не обращался в суд»

После ухода из банка Николашин был заместителем председателя правления в одном из крупнейших российских автодилерских холдингов — ГК «Автоспеццентр», основным кредитором которого является МКБ.

В банке РБК не смогли подтвердить, что указанный в материалах суда человек — бывший президент МКБ, уточнив, что им «ничего не известно о его судьбе».

«Банк не обращался в суд; о том, является ли фигурант дела Николашин экс-президентом МКБ, в банке неизвестно, как и суть претензий к Николашину», — сказали РБК в банке.

МКБ не обращался в правоохранительные органы по поводу долгов «Автоспеццентра», добавили в МКБ. Представитель «Автоспеццентра» сообщила РБК, что Николашин официально покинул свой пост в компании в январе 2018 года.

Подспудный, но жаркий общественный накал философско-эстетических исканий и битв «гоголевского периода» русской литературы рождает новый для нее, общественно наиболее действенный, публицистический жанр — журнальной критики и полемики.

Принципиально новым явлением было и то первостепенное место, которое он завоевывает в 30—40-е гг. в качестве наиболее острого и оперативного орудия идейной борьбы и размежевания различных по своим социальным устремлениям направлений не только литературной, но и общественной, в том числе и научной, мысли.

В форме наиболее «невинных» в цензурном отношении критических разборов и эстетических деклараций ставятся в журналах и по-разному решаются самые жгучие вопросы современности.

Одним из первых прообразов такого нового типа журнала стал орган московских любомудров «Московский вестник». Он издавался с 1827 по 1830 г., его редактором, практически номинальным, был М. П. Погодин. Журнал преследовал строго определенную цель — способствовать «просвещению» русского общества, убедить его в том, что философия «есть наука наук, наука премудрости», путем ознакомления с философией Шеллинга, с учением Гердера, с художественными произведениями и эстетической теорией немецких романтиков и соответствующей критической интерпретацией явлений русской литературы.

В создании журнала принял непосредственное участие Пушкин, в основном по тактическим соображениям. Не испытывая никакого влечения к немецкой «метафизике», он рассчитывал подчинить журнал своему влиянию и обрести в нем свою собственную печатную трибуну.

Этого не произошло. Став, как он и был задуман, трибуной шеллингинских воззрений любомудров, «Московский вестник» сыграл известную роль в популяризации идей немецкой классической философии, но завоевать широкую читательскую аудиторию не смог и вскоре прекратил свое существование.

Еще меньше, всего полтора года, просуществовала и близкая Пушкину по своему направлению «Литературная газета» (январь 1830 — июнь 1831). Она издавалась одним из ближайших друзей Пушкина, Дельвигом, при участии О. Сомова, а после смерти Дельвига — несколько месяцев одним Сомовым. Помимо издателей и Пушкина в газете печатались Баратынский, Вяземский, Катенин, Плетнев, Гоголь, Станкевич и ряд других молодых писателей и поэтов.

Название газеты (она выходила раз в пять дней) подчеркивало ее сугубо литературный, неполитический характер. Но ее демонстративная независимость от официальной идеологии и ожесточенная полемика с Ф. Булгариным и Н. Полевым, обвинявшими газету, и не без основания, в крамольном «аристократизме», вызвали неодобрение властей и не получили общественной поддержки.

Самым влиятельным, серьезным и популярным журналом становится в это время «Московский телеграф», издававшийся Н. А. Полевым с 1825 по 1834 г. Журнал имел четкую литературную и политическую программу, воинствующе романтическую, в основе своей пробуржуазную, антидворянскую и в этом смысле демократическую, однако ратовавшую за союз самодержавия с купечеством и промышленниками.

Под этим углом зрения в журнале широко освещалась текущая литературная, научная и общественно-политическая жизнь западноевропейских стран, преимущественно Франции; положительно, даже восторженно, оценивалась июльская монархия; пропагандировались принципы французского романтизма и его эклектическая философия (Кузен, Вильмен) как антиаристократические, а потому и самые перспективные для России.

В первые годы издания «Московского телеграфа» Полевой сумел объединить в нем лучшие литературные силы. Деятельное участие в издании принимает Вяземский, привлекший к нему Пушкина, Баратынского, Языкова, Катенина и других поэтов своего окружения. В годы оформления школы «величавого романтизма» издатель «Телеграфа» отнюдь не принадлежит к ее сторонникам. Более того, за резкий критический отзыв об официозной драме Н. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», пленившей Николая I, журнал был закрыт.

«Московский телеграф» и его издатель оказали немалое воздействие на демократизацию литературно-общественного сознания, что по заслугам было оценено Белинским и Чернышевским. Но откровенно пробуржуазная и в конечном счете верноподданническая позиция Полевого отбросила его в ряды врагов Пушкина и Гоголя и после закрытия «Московского телеграфа» привела в стан реакции.

По тем же причинам издатель «Телеграфа» остался в стороне от самого умозрительного по формам, но в высшей степени перспективного по содержанию философско-эстетического направления 30-х гг., у истоков которого стоят любомудры и «Московский вестник».

В противоположность Н. Полевому, издатели «Московского вестника» после прекращения его издания постепенно проникаются все более антибуржуазным духом и, оставаясь по-прежнему приверженцами Шеллинга, но приняв теперь и его позднюю реакционную «философию откровения», постепенно преображаются из любомудров в славянофилов. В преддверии этого они издают «Московский наблюдатель» (1835—1837), руководимый С. П. Шевыревым и В. А. Андросовым.

Журнал был задуман как противодействие «промышленной» словесности и журналистике, представленной тем же Н. Полевым, Н. Гречем, Ф. Булгариным, издателем официозной газеты «Северная пчела», и главным образом «Библиотеке для чтения», издававшейся талантливым, но беспринципным литератором и ученым-востоковедом О. И. Сенковским совместно с книгопродавцем А. Ф. Смирдиным с 1834 г. Рассчитанная на вкусы непритязательного читателя, «Библиотека для чтения» пользовалась большим успехом в чиновничьей и купеческой среде, у средних слоев дворянства, в том числе и провинциального.

Шеллингианская по своему философскому оформлению и во многом справедливая критика издателями «Московского наблюдателя» «промышленного века» в целом как враждебного высоким устремлениям человеческого духа и его высшему выражению — искусству — сочеталась с оппозицией самодержавно-крепостническому строю, но была критикой справа, направленной против демократических устремлений современности.

Это отшатнуло от журнала Пушкина, одно время сочувствовавшего ему, и резко было осуждено Белинским, выступавшим против «Московского наблюдателя» в журнале Н. И. Надеждина «Телескоп» и в выходившей в качестве приложения к нему газете «Молва» (1831—1836).

Подобно «наблюдателям», издатель «Телескопа» был убежденным шеллингианцем, но существенно иной и в основном демократической ориентации, осложненной, однако, политическим консерватизмом. Воззрения Надеждина на сущность и общественную функцию искусства были столь же противоречивы, но в целом пролагали путь реалистической эстетике.

Особо весо̀м вклад, внесенный Надеждиным в демократическое понимание проблемы «народности», прямо противоположное ее охранительной трактовке издателями «Московского наблюдателя», которая и легла в основу их славянофильской доктрины, оформившейся через несколько лет. В «Телескопе» и «Молве» начал свою литературно-критическую деятельность Белинский, многим обязанный Надеждину. В числе сотрудников «Телескопа» были будущие «западники» — А. И. Герцен, М. А. Бакунин, В. П. Боткин, П. Я. Чаадаев.

Пушкин напечатал в «Телескопе» два памфлета на Булгарина, что отвечало позиции журнала, заостренной одновременно и против «Московского телеграфа» Полевого, и «Московского наблюдателя». За опубликование «Философического письма» Чаадаева «Телескоп» был закрыт, а его издатель выслан из Москвы на Урал.

Почти одновременно, в апреле 1836 г., вышел первый номер основанного Пушкиным журнала «Современник». Четкой программы журнал не имел и, продолжая во многом традиции «Литературной газеты», был в отличие от нее рассчитан на круги не только либеральной дворянской интеллигенции, но также и разночинной, демократической.

В «Современнике» Пушкин опубликовал ряд своих художественных произведений, в том числе и «Капитанскую дочку», несколько критических и исторических очерков, рецензий и заметок. В журнале приняли участие (не слишком, правда, активное) старые литературные друзья Пушкина — Жуковский, Вяземский, Баратынский, а также Языков, Д. Давыдов, Тютчев и др.

Наиболее активным участником журнала стал молодой Гоголь, поместивший в 1-м номере «Современника» большую и остро полемическую статью «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году». Она далеко не во всем удовлетворяла Пушкина, что не помешало появиться на страницах «Современника» таким произведениям Гоголя как «Коляска», «Нос» и «Утро делового человека».

Оставшись в стороне от философских интересов и разногласий своего времени (что не совсем оправдывало название «Современник»), журнал Пушкина претендовал на значение не только литературно-критического, но в какой-то мере историко-литературного и даже исторического издания. Большинство связанных с этим планов Пушкина осталось неосуществленным по цензурным причинам.

Пушкин успел издать только четыре номера «Современника». Но журналу была суждена долгая жизнь. После смерти своего основателя он перешел в руки Плетнева и Жуковского, а через десять лет, в конце 1846 г., стал журналом Некрасова и Белинского, самым влиятельным и передовым периодическим изданием второй половины 40-х гг.

На страницах «Современника» развернулась борьба Белинского со славянофилами, ополчившимися в своем журнале «Москвитянин» (1841—1855) против «отрицательного» направления «натуральной школы».

После смерти Белинского (1848) «Современник» постепенно утрачивает свой боевой демократический дух, который с новой силой возродился в 1853 г., когда Некрасов привлек к работе в журнале Н. Г. Чернышевского, а вслед за тем и Н. А. Добролюбова. Судьба «Современника» символична, как бы воплощая объективную логику литературного развития 30—40-х гг., во многом, но не до конца предугаданную Пушкиным.

Особая и весьма значительная роль принадлежит в первой половине 40-х гг. и другому долголетнему журналу — «Отечественные записки» (1820—1884). С 1839 по 1846 г. критико-библиографический, широко поставленный отдел журнала, издававшегося тогда А. А. Краевским, ведет почти единолично Белинский.

Здесь в полной мере развертывается публицистическое дарование критика, а его статьи о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Кольцове,систематические годовые литературные обозрения и многие, многие другие критические отзывы становятся крупными событиями литературно-общественной жизни, с жадностью ожидаются, читаются, обсуждаются студенческой молодежью и демократической интеллигенцией. Такого широкого общественного резонанса русская критика до того не знала.

Постепенно вокруг журнала и Белинского группируются многие молодые писатели социалистической ориентации, последователи Гоголя и почитатели Жорж Санд — Герцен, Огарев, Салтыков, Некрасов, Достоевский, а также Тургенев, Григорович и некоторые другие, объединенные новым направлением, получившим вскоре наименование «натуральной школы».

Одновременно «Отечественные записки» становятся органом пропаганды социалистических идей, под прямым воздействием которых складывается реалистическая и демократическая эстетика «натуральной школы».

К ней, как и к творчеству ее вдохновителя — Гоголя, полностью приложимы слова, сказанные Герценом о политической лирике декабристов и Пушкина: «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Советский Союз в 30-40е годы.

Трагедия страны – трагедия народа.

План:

    Борьба за наследие Ленина

    Сталинская модернизация России: коллективизация и индустриализация

    Формирование тоталитарной системы

    Внешняя политика СССР

После смерти Ленина резко обострилась борьба за лидерство в коммунистической партии. Оформились две основные кандидатуры, претендовавшие на абсолютную власть в партии и в стране. С одной стороны, на лидерство претендовал герой Гражданской войны, создатель Красной армии – Лев Давидович Троцкий, а с другой стороны – генеральный секретарь коммунистической партии – Иосиф Виссарионович Сталин.

К 1924 году в стране произошли очень существенные перемены: Гражданская война закончилась, и авторитет и могущество Троцкого серьезно уменьшились. А с другой стороны, занимаясь технической кадровой работой в партии, Сталин за несколько лет сумел расставить на ключевые посты своих выдвиженцев, которые всем своим благополучием были обязаны Сталину. Это и стало решающим моментом.

В 1927 году Троцкий был исключен из Политбюро и в 1929 году выслан в Алма-Ату. Вскоре он был выслан и за пределы СССР и поселился в Мексике. В 1937 году он был приговорен к смертной казни заочно. 21 августа 1940 года приговор был приведен в исполнение испанским коммунистом Рамоном Меркадером, который после был приговорен к двадцати годам тюремного заключения и получил звание Героя Советского Союза.

Таким образом, с 1925 года И. Сталин становится единственным признанным руководителем страны и, занимая различные высшие посты в государстве, он будет руководить Советским Союзом до 5 марта 1953 года.

В начале 30-х годов в Советском Союзе начинается формирование тоталитарной политической системы. Ее основными признаками являются:

    Однопартийная система . Любые политические течения, а тем более политические организации, кроме ВКП(б), были запрещены под угрозой уголовного преследования (ст. 58).

    Господство единой идеологии . Единственное политическое и экономическое учение, которое имело место в Советском Союзе – марксизм-ленинизм. Официальными идеологами признавались только Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин.

    Развитая система общественных организаций . Для того, чтобы держать под контролем всю общественную жизнь страны, в Советском Союзе была создана система общественных организаций, объединявшая учащихся (пионерская организация), спортсменов (общества «Спартак», «Динамо» и прочие), а также творческую интеллигенцию (союз писателей, союз художников, союз композиторов и тд). Невозможно было реализовать свой творческий потенциал, не являясь членом союза.

    Внеэкономическое принуждение . Экономика признает два способа, как заставить людей работать: первый способ – чисто экономический – повышение заработной платы, премии и т.д.; второй способ – внеэкономический – в приказном порядке под угрозой еще большего наказания (двадцатиминутное опоздание на работу – 1 год лишения свободы).

    Культ вождя . Это не советское изобретение, но официально глава государства назывался вождем, учителем, другом физкультурников. Везде присутствуют его изображения в виде портретов, скульптур, плакатов, панно (даже дети говорили «честное сталинское» вместо «честное ленинское»).

    Репрессии . Репрессии – это судебное и внесудебное преследование врагов Советской власти, которое распространялось как на отдельных представителей, так и на целые профессиональные групп (священники, бывшие офицеры, зажиточные крестьяне и др.). Пик репрессий приходится на 1934 – 1939 года.

1 декабря 1934 года в здании Ленинградского обкома ВКП(б) в Смольном был убит первый секретарь С.М. Киров. Это убийство сочли за начало политического террора против Советской власти. Сталиным был выдвинут лозунг, обосновавший усиление классовой борьбы по мере строительства социализма. Проводил «Большой террор» нарком НКВД Николай Ежов.

В середине 30-х годов прошел ряд крупных политических процессов, число обвиняемых на котором доходило до нескольких десятков. Первый процесс – «шахтинское дело» – прошел в 1939 году.

В 1936-е годы состоялся суд над троцкистско-зиновьевским блоком. Трое обвиняемых являлись членами коммунистической партии практически с момента ее создания. Это Каменев, Зиновьев и Антонов-Овсиенко. Все обвиняемые в антисоветской деятельности по данному делу были расстреляны.

В 1937-1938 годах прошли два громких процесса – дело антисоветского правотроцкистского центра и дело параллельного антиправотроцкистского центра. Число обвиняемых по каждому делу составляет несколько десятков человек, среди которых А.И. Рыков, М.П. Томский и Н.И. Бухарин.

Репрессии коснулись и армии. В 1936 году пять советских военачальников получили звание «Маршал Советского Союза»: Буденный, Блюхер, Ворошилов, Тухачевский и Егоров.

С подачи германской разведки Сталину подают документы, свидетельствующие о том, что Тухачевский готовит политический переворот. При этом, подлинность этих документов до сих пор не подлежит сомнению. В результате появляется дело маршалов, итогом которого стал расстрел трех маршалов из пяти (Блюхера, Тухачевского и Егорова).

Репрессии в армии подверглись почти все командирские уровни: от высших командиров армии и военных округов и до командующих дивизиями. В основном были расстреляны командиры и комиссары Красной армии, известные еще с Гражданской войны. Есть мнение, что уничтожение высшего командующего состава Красной армии Сталиным наоборот укрепило армию Советского Союза, так как на смену военачальникам старой формации, воспитанным Гражданской войной, пришли новые – Рокоссовский, Жуков и другие, которые одержат победу в Великой войне.

Сталинская модернизация России. Индустриализация . Индустриализация – это процесс создания крупной промышленности (прежде всего это машиностроение, металлообработка, энергетика). Главной задачей индустриализации становится освобождение страны от экономической и технической зависимости от других стран. В 1925 году на XIV съезде ВКП(б) была принята программа индустриализации, а ее основным механизмом была определена пятилетка. Содержанием индустриализации стал так называемый большой скачок.

Сталин: «Мы отстали от ведущих стран запада на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за 10-15 лет. Либо мы это сделаем, любо нас сомнут».

Всего до 1941 года успели завершить две пятилетки, третья оказалась незавершенной. Стране удалось невозможное: к началу Великой Отечественной войны в стране выпускался весь ассортимент необходимого вооружения, станков, машин. Были созданы стратегические запасы сырья и металлов. Флагманам первых пятилеток становятся Днепрогэс, Ленинградский и Харьковский тракторные заводы, Казанский авиационный завод, Московский и Горьковский автомобильные заводы.

Средства для индустриализации страны требовались колоссальные. Западноевропейские страны эти средства выкачивали из колоний, а Советский Союз – из деревни.

Коллективизация . На XV съезде было принято решение о создании коллективных хозяйств. 7 ноября 1929 года вышла статья Сталина «Год великого перелома», и с этого момента был дан старт коллективизации. Крестьяне объединяли индивидуальное хозяйство, обобществляли скот и инвентарь. В 1932-1933 годы в ряде районов страны произошел страшный голод. Он затронул юг России, юг Украины и север Казахстана. Причина голода крылась в том, что, высказывая недовольство политикой коллективизации, крестьяне засеяли гораздо меньшие площади, чем раньше, а государство стребовало с колхозов запланированные объемы продовольствия.

Коллективизация сопровождалась также процессом раскулачивания. Крупные и зажиточные крестьяне отказывались вступать в колхоз, и тогда на общем собрании было принято решение для их выселения в неосвоенные и труднодоступные районы страны. Политика раскулачивания уничтожила самых деятельных крестьян. К 1937 году 90% крестьянских хозяйств стали коллективными.

Безропотно поставляя продовольствие в город и на экспорт, крестьяне за свою работу получали трудодни, которые в конце года оплачивались продуктами. На деле крестьяне работали фактически бесплатно, кормясь со своего личного хозяйства, тем самым государству доставались миллиарды рублей.

Коллективные хозяйства позволили кормить страну и армию в годы Великой Отечественной войны и, несмотря на небольшие продовольственные пайки, в стране даже намека на голод 1917 года не было.

Внешняя политика . В январе 1918 года все страны отказались признать Советскую Россию и разорвали с ней дипломатические отношения. Весной 1922 года в Генуе была открыта международная конференция, на которую пригласили и Советскую Россию. Там в городе Рапалло Советская Россия и Германия подписали акты о взаимном признании.

В 1933 году Советский Союз был признан последней из великих держав с Соединенными Штатами Америки.

30 января 1933 года мир изменился навсегда. По итогам парламентских выборов в Рейхстаг победу одержала НСПГ, а ее лидер Адольф Гитлер становится канцлером. В своей книге «Моя борьба» он прямо называл основных врагов Германии: западная еврейская буржуазия и большевики. Он восстановил военную промышленность и создал Вермахт (вооруженные силы).

В Европе все понимали, что война вполне вероятна. Англия и Франция сделали все возможное, чтобы направить агрессию Гитлера на восток.

30 сентября 1938 года было подписано Мюнхенское соглашение. Государство Чехословакия перестало существовать, а территория Чехии была оккупирована германскими войсками. В тот момент Советский Союз был занят борьбой с Японией на Дальнем Востоке.

В 1938 году японские войска были разбиты на озере Хасан. В 1939 году советские войска под командованием Г.К. Жукова еще раз разгромили японцев. Это сокрушительное поражение отбило охоту у японцев нападать на Советский Союз. Советский разведчик Рихард Зорге сделал все, чтобы Япония напала на США.

Гитлер к лету 1939 г был готов начать войну против Польши. 23 августа 1939 года в Москву прилетел министр иностранных дел Иохим Риббентроп. Поздно ночью был подписан пакт о ненападении. «Я его переиграл!» - произнес тогда Сталин.

В рамках пакта о ненападении Советский Союз вел войну с Финляндией, носившую название Зимняя война. Результатом этой войны стало отведение границы на 120 км от Ленинграда (до этого граница проходила всего в 28 км), что в конечном итоге спасло Ленинград во время блокады.

В декабре 1940 г был утвержден план «Барбаросса» по военному захвату Советского Союза, его втором являлся Фридрих Паулюс. На реализацию плана отводилось всего четыре месяца (что являлось практически невозможным). Когда в руки Сталину попал этот план, он приказал расстрелять разведчиков, заявив, что это фальшивка.

22 июня 1941 г начался первый (начальный) этап Великой Отечественной войны, продолжавшийся до 18 ноября 1942 года.

Второй этап начался 19 ноября и продолжался до декабря 1943 года – коренной перелом в ходе войны.

Четвертый этап (это особый период) – война с Японией, продолжавшаяся до 2 сентября 1945 года.

Критическая ситуация сложилась в ноябре 1941 года. Немецкие войска форсировали канал Москва – Волга в Яхроме и подошли к Химкинскому мосту – до Кремля оставалось всего 24 км. 5 декабря 1941 года Красная армия перешла в наступление, завершив в свою пользу Московскую битву.

Летом 1942 года критическая ситуация сложилась на юге. Шестая армия под командованием Паулюса прорвалась к Волге и вышла к ней в районе Сталинград. Началось самое большое сражение в мировой истории – Сталинградская битва, в которой принимали участие 4,5 миллиона человек с обоих сторон.

19 ноября 1942 года советская армия приступила к проведению операции «Уран», в ходе которой советские войска окружили шестую армию Паулюса. В окружение попало более 300 тысяч чел. 2 февраля Паулюс капитулировал. В живых осталась 91 тысяча человек.

5 июля 1943 года началась операция «Цитадель», известная как «Курская дуга». В кровопролитном бою советские войска остановили Вермахт, и с этого момента стратегическая инициатива находилась в руках советских войск, а германские войска отныне только отступали.

В годы войны произошло коренное изменение в отношении церкви и государства. Местоблюститель патриаршего престола Сергий с разрешения Сталина был избран патриархом, церкви вернули монастыри, имущество, сохранившиеся храмы.

На следующий день после нападения Германии на СССР Англия и США заявили о своей полной поддержке Советского Союза. Оформилось самое могущественное в мировой истории объединение – Большая Тройка. Последней боевой операцией в Европе стала Берлинская наступательная операция, проводимая с 20 апреля по 2 мая.

8 мая в 22:45 Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции. Война в Европе закончилась.

Как и обещал Иосиф Сталин, через три месяца после окончания войны в Европе Советский Союз объявил войну Японии.

2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вторая Мировая война, длившаяся с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года, завершилась благополучно.