Ввиду предстоящего юбилея школы в продолжение недели. А годы идут…(сценарий юбилея школы)

Упражнение 1.

Раскройте скобки. Там, где нужно, поставьте дефис.

Выйти (из) комнаты, из(за) болезни, узнать (от)друга, присесть (к)столу, по(над) лесом, (по)реке, взяться(за) дело, инспектор (из)министерства, невнимательный (к) людям, скупой (на)слова, из(под) стола, путь(к) заводу, лекарства(от)гриппа, добрый (по)натуре, рассеянный (до)крайности, полезный (для)практики, мечтать (о)счастье, поставьте (на)шкаф, бродить (по) городу; подумать (перед)тем, как отвечать; смахнуть пыль (с)плеча, ждать (до) утра, признаться (при)всех, думать (об, обо)мне, (под, подо)льдом, (с)нами, (через) реку, (по)лугу, (за)Днепром, (у)калитки, по(за)тыном огород, (со)стола, (без, безо)всяких усилий.

Упражнение 2.

Раскройте скобки, поставив заключенные в них слова в нужном падеже.

Поступить наперекор (желание) друзей, идти навстречу (ветер), действовать согласно (закон), вопреки (предсказание), благодаря (прочные знания), добиться успеха благодаря (серьезное отношение) к делу, по (сколько) книг вы получили, нам дали (несколько) тетрадей, выдали по (десять) рублей, по (приезд) в город устроился в гостинице, тосковал по (родное село), грустил по (вы), сделать доклад по (возвращение), приехать на стройку по (окончание) вуза, вопреки (совет) друзей, тужить по (он), действовать согласно (предписание), скучать по (сын).

Упражнение 3.

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.

1) (В) течени... дня, (в) продолжени... речи, (на) счет меня не беспокойся, (в) продолжени... романа, (в) следстви... болезни, (в) завершени... работы состоялось собрание; (в) следстви..., которое вел опытный работник...; (в) течени... болезни наметились улучшения; (в) отличи... от Онегина..., (в) заключени... врача, (в) заключени... юриста; недостатки выявились (в) завершени... отчета; он пробыл (в) заключени... три года, (во)избежан... пожара, (в)отношен... доклада; все дело (в)отлич... между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам.

2) (В)виду длительной засухи мы часто поливали огород водой из соседнего озерка. (В)следстви... по этому делу было много погрешностей. (В)заключени... доклада были приведены убедительные цифры. (Не)смотря на поздний час, спать никто не ложился. В те страшные времена (в)заключени... находилось много прекрасных и умных людей из русской интеллигенции. Парашютист прыгнул, (не)смотря вниз. Охотники стали на поляне (на)против густых зарослей леса. (В)заключени... акта ревизии давалась оценка работы казначея. Имей (в)виду: я могу обидеться. (В)следстви... ремонта клуб был закрыт.

Упражнение 4.

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.

(В)следстви... сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти... на место, узнать (на)счет подписки, перевести деньги (на)счет фирмы, (в)следстви... по делу, (в)виду приближения осени, иметь (в)виду, (в)связи с собранием, (в)силу аттестации, иметь (в)виду ряд обстоятельств, (в)продолжени... романа известного автора, (в)продолжени... утра, идти, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени... пяти лет, (в)течени... бурной реки, (в)виду недостатка времени, узнать (в)последстви..., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени... недели, наблюдать изменения (в)течени... реки, отсутствовать (в)продолжени... месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени... романа, отменить экскурсию (в)следстви... дождя, (в)последстви... вернется в город, договориться (на)счет транспорта, (в)виду нелетной погоды, непредвиденные обстоятельства нужно иметь (в)виду, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви... с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

Упражнение 5.

Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги.

1. Желтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма (Полев.). 2. (По) (над) Доном сад цветет (Колъц.). 3. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 4. По (над) рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 5. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Стан.). 6. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.).7. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 8. (В) виде этом много ярких красок. 9. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 10. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 11. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка (Г.). 12. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 13. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 14. (По) среди обширных трудов своих он не переставал осведомляться о своем любимце (Л.). 15. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня, они распростились (Стан.). 16. Все эти доходы переведите (на) счет нашей бригады. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след (Т.). 18. Охотники осторожно, след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям... (Гр.). 21. Он всегда действовал (на) перекор.

Упражнение 6.

Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов.

(В) течени... дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). 2. (В) течени... военных событий произошли резкие изменения. 3. Иногда на базаре какая-нибудь барыня давала Ванюше свою корзину и платила ему пятак (за) то, что он (в) продолжени... часа таскал за ней по базару эту корзину (М. Г.). 4. О судьбе героев автор обещал рассказать (в) продолжени... романа. 5. (В) следстви... подчиненного положения Якова в пансионате товарищи об­ращались с ним небрежно (Г.). 6. (В) следстви... по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. 7. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Аре). 8. (В) течени...всей дороги Касьян сохранял упрямое молчание (Т.). 9. Она повторяла свою роль (на) ходу, низко кланялась и несколько раз потом качала головою (на) подоби... глиняных котов (П.). 10. (В) следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Аре). 11. (В) продолжени... всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам (Л. Т.).

Упражнение 7.

Прочитайте текст. Выделите в нем предлоги и сформулируйте общее правило их правописания с существительными. Напишите изложение.

ДЕБЮТ

Известный русский певец Федор Иванович Шаляпин в 1901 году был приглашен в Милан для репетиций оперы композитора Бойто «Мефистофель» в театре «Ла Скала». Шаляпину была поручена главная партия в надежде на то, что его знаменитый бас поможет публике оценить оперу, которая после шумного провала не ставилась в течение 32 лет и сейчас, в сезон 1900/01 гг., в театре возобновилась.

Репетиции шли в продолжение двух недель, подготовка спектакля была очень сложней. Все певцы, как это было принято в их творческом коллективе, репетировали, но от Шаляпина, которого здесь еще не знали, дирижер Артуре Тосканини потребовал пения в полный голос. Шаляпинский бас показался всем, кто присутствовал на репетиции, таким могучим, что они были потрясены. С нетерпением актеры и публика ожидали премьеры.

Наступил вечер первого представления. Нарядная толпа шумно входила в партер, поднималась на балкон, размещалась в ложах.

Мефистофель-Шаляпин вышел на сцену в прологе. И этот первый выход певца, его красивый голос, высокая фигура, естественность и выразительность движений произвели огромное впечатление на публику.

Когда Шаляпин окончил свою партию, ему показалось, что на него обрушилась лавина, такой шум поднялся в зале. Это были аплодисменты в честь его таланта и приветственные крики в адрес певца.

После пролога Шаляпину снова была устроена шумная овация. С каждой картиной успех его возрастал. Партнером Шаляпина был Энрико Карузо, тогда тоже, как и Шаляпин, молодой еще, начинающий певец. Спек­такль стал триумфом и для него. Но русский бас был на особом положении, так как публика «Ла Скала» особенно взыскательна к неизвестным ей, приехавшим на гастроли певцам. Этот вечер для молодого русского артиста закончился блистательным успехом.

Упражнение 8.

Перепишите предложения, раскрывая скобки и встав ляя пропущенные буквы.

I . (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (ГерцЛ. 3. (В) продолжение дороги мы два раза переехали через реку (Акс). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Г.). 6. (В) течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г.) 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кае.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сурк.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. Воронин хотел было спросить (на) счет завтрака, но промолчал (Каз.). 12. (В) связи с эвакуацией работа на заводе приостановилась (Аж.).

II . 1. (По) среди обширных зеленых лугов паслись тучные стада. 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс). 4. (В) по­следствие. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс). 5. У многих русских рек, (на) подоби... Волги, один берег горный, другой луговой (Г.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 7. Имейте (в) виду - задание ответственное (Эренб.).

Упражнение 9.

Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях.

1. В течение ближайших суток погода не изменится. В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжении повести. 3. В заключение собрания была принята резолюция. В заключении врачей указан метод дальнейшего лечения. 4. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. Получилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей.

Упражнение 10.

Напишите текст под диктовку

МОРСКАЯ СТИХИЯ

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Близ берега над волнами носятся то туда, то сюда чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу.

Тест по теме «Правописание предлогов»

1. В каком варианте предлог пишется слитно?

1) (не) смотря на погоду

2) (за) счет усердия

3) (в)течение года

4) (из)за помарок

2. В каком варианте предлог пишется раздельно?

1 ) (в)следствие неудачи

2) (в)виду отъезда

3) (на)счет работы

4) (в)связи с работой

3. В каком варианте предлог пишется слитно?

1 ) (в)целях безопасности

2) (в)продолжение экзамена

3) (в)отличие от друзей

4) (не)взирая на успех

4. В каком варианте неправильная грамматическая характеристика ведет к орфографической ошибке?

1 ) поговорить (на) счет отпуска - предлог, пишется слитно

2) учить (в)течени... года - предлог, пишется раздельно, на конце Е

4) идти (на)встречу ветру - существительное с предлогом, пишется раздельно

5. Найдите вариант с ошибкой.

1 ) Ты опоздал из-за меня.

2) Я вернусь в течение часа.

3) Вместо назначения поезд опоздал.

4) Имей в виду, я буду поступать по-своему.

6. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение всего пути он хранил молчание.

2) Что вы имеете в (виду)?

3) Плавать в этой реке опасно (в) следствие быстрого течения и водоворотов.

4) (В) продолжение разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.

7. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) О судьбе героя мы узнаем (в) продолжении романа.

2) (В) связи с плохой погодой аэропорт закрыт.

3) (В) следствие ранения солдату пришлось долго лечиться.

4) Я старался увидеть что-нибудь (на) подобие летающей тарелки, но безуспешно.

8. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) Я всматривался (в) течение реки, медленное и величавое.

2) Он вел разговор, (не) смотря на собеседника.

3) (В) виду приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море.

4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (на) встречу.

9. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (На) встречу нам подул сильный ветер.

2) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, когда состоялась встреча.

4) (В) отличие от других спортсменов пловцы тренировались интенсивнее.

10. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (В) течение двадцати лет я хорошо узнал этот лесной край.

2) (В) следствие плохой погоды поход пришлось отменить.

3) (В) виде исключения мне разрешили досрочно сдать экзамен.

4) Ребята спешили (на) встречу с писателем.

11. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) (По) отношению к делам нельзя проявлять небрежность.

2) Может быть, вам стоит подумать о чем-то (в) роде воспоминаний?

3) Грубые слова, сказанные (в) место благодарности, обидели и огорчили.

4) (В) следствие холодов занятия в школе отменили.

12. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

1) (Не) смотря на усталость, студенты усердно занимались.

3) (В) течение всего дня я усердно работал.

4) Озеро показалось вдали (в) виде маленькой лужицы.

13. В каком случае выделенное слово является предлогом и пишется раздельно?

1) Облака, казалось, плыли (на) встречу нашей яхте.

2) (Не) взирая на ливень, туристы продолжили свой путь.

3) (В) отличие от своих сверстников, он казался более серьезным.

4) (В) последствии мы никак не могли вспомнить, с чего все началось.

Составила: старшая вожатая и учитель математики

Ткаченко Людмила Алексеевна

МБОУ СШ№10 Рес.Адыгея г. Майкоп

(звучат фанфары и выходят ведущие)

Сценарий праздника «Юбилей школы-60лет».

Вед.1: Добрый день, дорогие друзья!

Вед.2: Добрый день, уважаемые педагоги школы!

Вед.1: Здравствуйте, уважаемые ветераны педагогического труда!

Вед.2: Мы приветствуем почтенных гостей!

Вед.1: Добрый день дорогие родители, выпускники школы и ученики!

Вед.1: Мгновенья счастья и волненья странного,

И детский смех, и труд учителей-

Все это, словно прожитое заново,

Слилось сегодня в слове «юбилей».

Вед.2: Неповторимость каждого мгновения

Лишь только школа в памяти хранит,

И вот сегодня-день ее рождения,

Что взрослых и детей объединит.

Вед.1: Дорогие друзья! Сегодня эти слова для каждого из нас окрашены особой теплотой и искренностью. Ведь сегодня необычный праздник, праздник детства и юности, день рождения никогда не стареющей школы.

Вед.2: Школы, в которую ведут все тропинки от нашего дома на протяжении 60-ти лет. Родная школа - это единственное место на планете, объединяющее многих людей. Каждое утро, словно крошечные шумные ручейки, сливаясь в единый бурный поток, сюда направляются дети. Школа запоминает каждого из нас: взъерошенных и аккуратных, шумных и застенчивых, грустных и веселых. Школа - это начало всех начал.

Вед.1: Юбилей - какое это слово!

Это праздник - это торжество!

Это день, когда друзей так много,

Здесь царит и радость, и тепло!

Вед.2: Сердечно поздравляем всех присутствующих с этим знаменательным событием. Искренне благодарим всех за то, что пришли сюда отметить вместе с нами эту замечательную дату.

Вед.1: Приглашаем открыть торжественный вечер, посвященный бриллиантовому юбилею нашей любимой школы Людмилу Николаевну Кузнецову выпускницу, а ныне директора родной десятой школы (выступление, возможно награждение грамотами сотрудников школы)

Выступление детей (возможно чтение стихотворения собственного сочинения 9-а)

1.Сегодня нашей школе 60

Не каждый здесь поймет, как это важно.

Тут проучились тысячи ребят

И вновь собрав рюкзак пройдет

По коридорам первоклашка.

2.И снова зазвенит звонок,

Пускай и не такой, как был вначале,

И для кого-то кончится урок,

Сменившись переменой, что мечтою стала.

3.И каждый год с цветами у фасада

В день знаний собирается народ.

И этому дню наша школа рада,

Она в свои объятья малышей берет.

4. И каждый с детства знает коридоры эти,

Паркет и краску на родных стенах.

Здесь постепенно вырастают дети,

Подростки здесь взрослеют на глазах.

5.И выпускник, походкой молодою

Исчезнет из-под школьного крыла,

Но каждый вытащит с собою

Тележки знаний багажа.

6.Никто здесь не скупится на ответы,

Поможет каждый, если есть нужда.

И если спросишь у учителя совета,

Получишь ты его всегда.

7.За пол столетья многое сменилось.

Меняли статус села, города,

А наша школа хоть и изменилась,

Но только к лучшему всегда

Всегда, всегда!

Вед.1: 60 лет для истории это много или мало?

Вед.2: Для истории школы это тысячи десятки выпускников, почти около 2-х миллионов уроков.

Вед.1: История школы - это история жизни людей, создающая, укрепляющая ее силу, воспитывающая - ученика-подростка - выпускника, активного гражданина общества.

Вед.2 : Школа основана в 1956 году. Уже 1-го сентября 1956 года на базе двухэтажного здания по улице Курганной 644, была открыта новая школа. Новый учебный год начался для тысячи учащихся и 50-ти учителей. В 1957 году встал вопрос о строительстве еще одного здания, школьных мастерских и спортзала. В 1960 году при количестве 1200 учащихся было принято решение к основному зданию школы пристроить еще один корпус. (во время чтения текста демонстрация слайдов фото старой школы)

Вед.1: Пе рвым директором школы был Шахов Федор Васильевич, который на этом посту находился 22 года. Заместителем директора был Сазонов Николай Моисеевич. После Шахова Ф.В. школу возглавляли:

Земцов Валерий Евдокимович (1979-1982гг.)

Петров Петр Дмитриевич (1982-1983гг.)

Стребкова Лина Алексеевна (1983-2000гг.)

Ивахненко Алексей Сергеевич (2000-2005гг.)

Ширина Ирина Викторовна (2005-? Гг.)

С ……года директором школы является Кузнецова Л.Н. (если есть слайды фото старых директоров)

Вед.2: Каждый из директоров, сохраняя и создавая новые традиции,

привнес в школу свои идеи. Без вашей веры в будущее, наполненной лучезарным светом, без вашей веры в свое дело, школа не поднялась бы в своих достижениях так высоко.

После выступления директоров

Спасибо большое за ваши воспоминания! Примите в подарок музыкальный номер от …………………………………………………

Вед.1: Материальная база школы была очень слабой, учителям самим приходилось изготавливать таблицы, раздаточный материал и карточки для уроков. Им было трудно - они были первыми. Сплочение коллектива, формирование традиций и основных направлений работы через общие дела - вот главные задачи педагогов школы тех лет. Поприветствуем учителей, которые смогли к нам сегодня прийти:………………………. Просим вас занять свое почетное место в зале.

Вед.2: 60 лет прекрасная дата!

Мы всех поздравляем друзья!

Вы вместе работали в школе когда-то

Об этом забыть нам нельзя.

Вед.1: Вы вместе стояли у самих истоков,

Учили питомцев летать.

Сил не жалели, ночей не досыпали

Чтоб доброе имя школе создать.

Вед.2: Педагоги, живите подолее

Тверже поступь держите свою.

Пусть все видят: живая история

В этот день шагает в строю.

Вед.1: Вы примите слова благодарности

За нелегкий и честный труд.

Приходите вы в школу с радостью,

Где вас помнят, и любят, и ждут.

Вед.2: Вам слово, уважаемые педагоги!

(Выступление педагогов – ветеранов, демонстрация слайдов фото старых учителей, после выступления педагогов – ветеранов)

Спасибо вам. А для вас выступает……………………………………

(в конце песни выходят мальчик с девочкой)

Девочка: Слушай, Вадик, а ты как думаешь, школа и в самом деле слышит, как мы ее поздравляем?

Мальчик: Знаешь, Настя, а ведь не зря говорят, что у стен есть уши. Вот, думаю, что через них-то и услышала все наши поздравления.

Девочка: Но если у школы есть уши, значит, и глаза, и руки, и даже сердце должно быть?

Мальчик: Вот здорово! Хоть разочек бы взглянуть школе прямо в глаза!

Девочка: Слушай, так ведь значит, она умеет говорить, думать, понимать! Вот здорово!

Мальчик: (пугаясь) Но ведь если это, в самом деле, так, то она видела, как я однажды бросил шелуху от семечек в горшок с цветами! Даже 2 раза!

Девочка: А я, когда дежурила в классе, половой тряпкой классную доску вытерла! Что теперь будет!

Мальчик: Подожди! Получается, что сердце школы – это мы, дети!

(дети убегают)

Вед.1: Народная мудрость гласит: “Костер, зажженный на вершине горы, не согреет тех, кто у ее подножья ”. Наше счастье, что живут среди нас те, кто не говорил о добре, а творил его, кто зажигал маячок так, чтобы корабли не смогли сбиться с пути. Благодаря таким людям, которые создавали школьные традиции, родилась и живет наша школьная семья.

Вед.2: Годы летели, старели наши дорогие учителя. Один за другим они оставляли свой боевой пост, чтобы, наконец, дать отдых своему беспокойному сердцу. А мы не можем без Вас. И в суматохе дел, и в дни праздников, мы часто вспоминаем Вас, дорогие наши педагоги, отдавшие нашей школе частичку своего сердца.

Вед.1: Почтим минутой памяти тех учителей, которых с нами уже никогда не будет. (минута молчания)

Вед.2: Сегодня в честь 60-летия школы к нам пришли почетные гости……....................................................Представляем вам слово. (после выступления гостей музыкальный номер без объявления) Для вас выступала ……………………………………………………..

Вед.1: У каждой школы есть свои достоинства. Но есть и то, что роднит и объединяет все школы без исключения. Это их выпускники.

Вед.2: Среди них есть, те, кто добросовестно учился, кому учеба давалась легко, а рядом те, кому было здорово от общения со своими одноклассниками.

Вед.1: Есть тихие и спокойные, а есть, мягко говоря, шалуны. Почти все они составляют школьную гордость: одни - участвовали в интеллектуальных конкурсах, другие - приносили ей спортивную славу, третьи - прославлялись трудом, но всех их объединила, породнила, выучила, воспитала родная 10-я школа.

Вед.2: М ы можем с гордостью сказать, что из стен нашей школы вышло большое количество выпускников, многие из них поступили в вузы, получили золотые и серебряные медали.

Вед.1: За 60 лет нашей школы: (сопровождается слайдами фото медалистов)

золотыми медалями награждено-

серебряными-

Вед.2: Вот наш золотой фонд и наша школьная гордость! Сегодня в зале присутствуют выпускники - медалисты разных лет. И хочу обратиться к…………………………….. Скажите, пожалуйста, каков был ваш путь к своей медали и сложно ли ее было получить? (слово первых медалистов).

Вед.1: А теперь обратимся к медалистам последних лет. Слово предоставляется……………………………Много ли пришлось приложить усилий, чтобы заработать заветную медаль? Что она для вас значит? (после выступления медалистов номер без объявления)

Вед.2: За все годы школа дала путевку в жизнь сотням юношей девушек. Нам очень приятно, что школу любят и помнят. Что на ее праздник приехали и пришли бывшие ученики и с трепетом вспоминают свои школьные годы.

Вед.1: Каждый знает, что знания нужны человеку, что именно в школе закладываются основы доброжелательности, чуткости, ответственности, благоразумия и дисциплинированности.

Вед.2: Здесь развивают ум, смекалку, логическое мышление, внимание. Все это происходит в школе, и не само по себе, а благодаря педагогам. Все начинается со школы, а школа с учителя. Коллектив учителей – это большая сила!

Вед.1: Каждый из них в своем роде звезда, а вместе они – яркое созвездие. Этот свет, свет души своей, они отдают детям.

Вед.2: Сегодня праздник здесь у нас

Подарки, поздравленья.

Учителя, хотим сказать для вас

И пожелать везенья.

Вед.1: Добра и счастья всем без края

Чтоб сердце билось без помех,

Работа спорилась любая

Во всем сопутствовал успех.

Вед.2: Опять звонок, опять уроки,

И в холле шум и теснота.

Как все привычно: планы, сроки,

Конспекты, тесты, суета.

Вед.1: Ах, школа, ты и смех, и слезы,

Боль неудач и блеск побед,

Но мы, пройдя шипы и розы,

Все учим, ведь ученье-свет!

Вед.2: Так говорит новое поколение учителей, которые работают в нашей школе сейчас.

Вед.1: Они сохраняют традиции школы, полны новых замыслов, энергии, которой заряжают своих учеников.

Вед.1: Давайте поприветствуем учителей, которые работают в нашей школе сейчас. (фото слайды учителей, которые работают сейчас)

Вед.2: Предоставляем слово учителю………….. (после выступления учителя музыкальный номер) Для вас выступала……………………

Вед.1: Проходят годы, и только к годам десяти работы молодой учитель успокаивается и становится учителем.

Вед.2: Спасибо за Ваш труд, который не измерить ни тоннами книг и тетрадей, ни количеством учеников и уроков, ни бесконечными проверками и проверяющими, ни бессонными ночами и нервами, ни грамотами, ни орденами и медалями.

Вед.1: Выпускники школы разлетелись по всей стране. Они стали специалистами самых разных профессий. Выпускники нашей школы несут повсюду свет и тепло родной школы. Мы гордимся, что в нашей школе учились дети, которые в дальнейшем внесли огромный вклад в развитие нашего города.

Вед.2: Школа для нас не только место, где мы приобретаем знания, взрослеем, но и место, где мы познаем первые сильные чувства: дружбу и любовь. Говорят, в молодости все первооткрыватели.

Вед.1: Это мы впервые любим, это мы впервые страдаем, это мы впервые задумываемся над жизнью. А это значит, мы впервые открываем для себя и любовь, и переживания, и саму жизнь.

Вед.2: Хорошо сказал поэт:

Ай, школьная юность! Ты поездом катишь!

Где классы – вагоны летят сквозь звонки.

Где в первом как мышки сидят первоклашки

В последнем, как мамонты, выпускники!

Хоть движется поезд учительским рвеньем

Нас чаще ругают, чем благодарят

А в паровозе не труд, а мученье!

Ведь в топке не уголь, а нервы горят!

Вед.1: Сегодня нашей школе 60. Это много или мало? Это большой срок! Сколько событий прошло за этот период. Что-то забылось, но многое осталось в нашей памяти и стало историей.

Вед.2: 60-это только начало,

60-это для школы не срок,

Но ведь, сколько уже сверстала

В жизнь удачных, счастливых дорог.

Как хранят нас молитвы мамы,

Направляют наказы отца,

Так и школа для многих стала

Путеводной звездой до конца.

Вед.1: Наша школа сегодня. Какая она?

Вед.2: В ней постоянный педагогический коллектив, значит – терпеливая.

Вед.1: Здесь много улыбающихся лиц, значит – счастливая.

Вед.2: Здесь всегда рады своим выпускникам, значит – гостеприимная.

Вед.1: Здесь готовы помочь каждому ученику, значит – добрая.

Вед.2: Сюда бывшие ученики приводят своих детей и внуков, значит – любимая.

Вед.1: Вот такая она, наша школа!

Вед.2: 60 лет назад родилась наша школа, а это значит, что у нее сегодня шестидесятый день рождения!

Вед.1: Что желают в день рожденья?

Мнений двух, конечно, нет:

Пониманья, вдохновенья,

Достижений и побед!

Вед.2: Чтобы мимо проходила невезенья полоса.

Чтоб ребята утром ранним собирались на крыльце,

И со сделанным заданьем, и с улыбкой на лице.

Вед.1: Чтобы были все друзьями, чтоб во время перемен,

Не решали кулаками существо своих проблем.

И еще - здоровья детям, свежих сил учителям,

Школе нашей – долголетья, счастья и успехов вам!

(на последних строках выносят торт)

Вед.2: На именном торте уже стоит 56 свечей. Не хватает четырех, самых важных – это «Детство», «Юность», «Зрелость», «Мудрость». Мы приглашаем на сцену поставить недостающие свечи – ученика первого класса…….., выпускника 2013года…….., ветерана педагогического труда………………., и одного из первых выпускников школы……………………………………..

Вед.1: А сейчас мы предлагаем всем присутствующим загадать желание, которое обязательно сбудется. (музыка………..)

Вед.2: Загадали? Тогда насчет три задувайте свечи. Раз, два, три!

Вед.1: Мы благодарим вас за помощь, займите свои места в зале.

Вед.2: Отзвенели весенними капелями 70-десятые, пронеслись словно птицы 80-десятые, умчались лихие 90-тые. Время бежит неумолимо. Где ты, мое детство? Где ты моя юность? Где вы, мои беспокойные подружки и верные друзья? Так было все это или нет?

Вед.1: «Было!»- говорит нам школа. Детство умчалось, а школа осталась такой же юной и задорной. И пока есть наша школа, мы с вами всегда будем молодыми, девчонками и мальчишками с чистыми, открытыми сердцами.

Вед.2: Принимая поздравления, хочется сказать огромное спасибо всем выпускникам, родителям, просто друзьям школы, благодаря помощи которых мы смогли с вами встретиться.

Вед.1: В детстве оставлены школьные друзья.

Жизнь - это плаванье в дальние края.

Песни прощальные, гавани дальние,

В жизни у каждого школа своя!

Вед.2: Оставим дверь открытой для друзей

Нам 60, то много или мало?

Пусть за спиной остался юбилей,

Но нас теперь намного больше стало!

Вед.1: Живи школа! С юбилеем тебя!

Вед.2: Ну, что ж, подходит к заключению

Наша торжественная часть.

Мы верим, юбилей наш, без сомненья,

Останется в сердцах у вас!

Вед.1: С годами опытнее станут

Здесь юные учителя.

Но не страшна для школы старость!

Душой ты, школа, молода всегда!

Вед.2: С юбилеем, родная школа! Для вас звучит песня в исполнении Диденко Ангелины « Моя любимая школа!»

(звучит песня)

Вед.1: На этом наш сегодняшний концерт окочен. С праздником друзья! До новых встреч!


Сценарий концерта посвященного юбилею школы «Школа – вчера, сегодня, завтра…»

Кадры, презентация о школе.

Ведущая: Операторы, ведущие и жители школы готовы?
– Готовы!
Ведущая: Артисты, певцы, вокалисты?!
– Готовы!
Ведущая: А зрители и гости школы готовы?
Ведущая: Не слышу! Готовы!!?
(Зрители отвечают)
– Готовы!

Ведущая: Не слышу, готовы?!
(Зрители отвечают)
– Готовы!
Ведущая: Ну, что ж, мы начинаем! Время вперед!

(Звучит музыка из фильма «Время вперед»)

Ведущий: Время, вперед! Вперед время мчится!
Ведущая: Пусть только доброе в жизни случится!
Ведущий: Пусть школу 5 ждет радость, успех,
Ведущая: Слова поздравлений сегодня для всех!!!
Ведущая: Слова самых искренних пожеланий:
Новых побед, удач, доброго здоровья, большого счастья, сегодня адресованы всем жителям нашей родной школы № ___, которая празднует свой (хор.) ____-летний юбилей!
Ведущая: Сверкает яркими огнями
Такой знакомый школьный зал.
Сегодня снова детство с нами,
Сегодня школа – юбиляр.

Ведущий: Поздравить хочется нам Вас
Чтоб праздник наш – всему начало –
Был полон светлых, ясных дней,
И в сердце музыка звучала!

Ведущая: Душа, чтоб радостью цвела
Глаза горели блеском жизни
Будьте удачливы в делах
На благо Родины, Отчизны

Хор.: С праздником, дорогие друзья! С юбилеем школа!

Музыкальный номер.

Ведущий: Пусть будет этот праздник светлым, ярким
Не зря гласит народная молва
Что украшают торжеств подарки
И самые душевные слова.
Ведущая: С юбилеем школу и ее жителей поздравляют:

– Глава ***** района *********;
– Заместитель главы ***** района по социальным вопросам ******
– Глава ***** городского поселения ********

(Выступление ораторов)

С заслуженным праздником вас поздравляет начальник управления образования ********

(Выступление ораторов)

Вас поздравляют директора учебных заведений нашего города.
На сцену просим гости дорогие,
Мы счастливы приветствовать всех вас,
Как здорово, что в праздники такие
Идут друзья, чтобы поздравить нас.
(Выступление ораторов)

Председатель попечительского совета ********
(Выступление оратора)

Музыкальный номер.

Ведущая: И где же взять такую песню,
Найти достойные слова,
Чтоб от горячих поздравлений
У вас кружилась голова?

Ведущий: Чтоб в этот день вы вспоминали
Не грусть прожитых вами лет,
Не пережитые печали…
Бог с ними – у кого их нет!!!

Ведущая: Сегодня лучше оглянуться
На то чем жизнь была полна
На все счастливые минуты
На все удачные дела.

Ведущий: Машина праздничного времени давно запущена. Стартуем?

Слайды.

Ведущая: Стартуем, Женя. Перенесемся в _____ год.
Именно в этом году решением поселкового совета, открыта восьмилетняя школа, насчитывающая ____ учеников. Тогда же начато строительство нового здания школы.

Ведущий: (Число, месяц, год) – Этот день навсегда останется в памяти у тех, кто присутствовал на открытии нового здания школы № _____.
Морозное утро. Исторический момент для детей, родителей и всей общественности.

Ведущая: Митинг, посвященный открытию школы и сдаче в эксплуатацию нового здания начал директор школы *******. Он особенно был счастлив – это благодаря его упорному старанию, хождению по разным инстанциям осуществилась мечта многих о новой школе.
И вот …

Ведущий: Первая линейка, экскурсия, первые классные часы в новом здании, где пахнет еще свежей краской и новой мебелью. После холодных классов старой школы, больших старых парт, все кажется, необычным: новая наглядность, в кабинете химии на каждом столе раковина для проведения опытов, негативы, пробирки; в кабинете физики новые приборы; в кабинете биологии – муляжи, гербарии, схемы, картины, в школе оснащенный спортзал и кабинет иностранного языка…

Ведущая: У всего на свете есть начало,
Свой отчет, свой выход, свой исток, –
Столько лет над школою промчалось,
Словно миг! Звенит, звенит звонок.

Ведущий: Этот звон созвал со всей округи
Ребятню тогда, в тот первый раз,
И походкой радостной, упругой
Все входили в этот дом и класс.

Ведущая: И начались веселые школьные будни: декадники по сбору макулатуры, смотры, веселые старты, туристические слеты, конкурсы, турниры…
Весной, под руководством ******** был заложен школьный сад, где были посажены яблони, груши, акации, березы, сирень.

Ведущий: Быть может, есть на свете краше
И двор, и сад и яблонь цвет,
Но только лучше школы нашей
Для нас и не было и нет.

Ведущая: Мы сами яблони сажали –
Хотели сами создавать
И, где бы мы не побывали,
Сюда вернемся мы опять.

Ведущая: В ____ году, был произведен первый выпуск, классными руководителями которого были – ******** и *******.
Сегодня на нашем празднике ********* и мы приглашаем ее на сцену. ********* чтобы вы хотели пожелать школе в день ее юбилея.

Слово классной руководительнице.

Ведущий: Пройдут года, столетий нити
Утонут в синей бездне звезд
Но слово теплое – «учитель»
Всегда растрогает до слез
Ведущая: Всегда заставит вспомнить что-то
Родное, близкое тебе…
В двадцатом веке иль в двухсотом –
Учитель вечен на земле.

Сегодня мы чествуем учителей, стоявших у истоков образования нашей школы, к сожалению, многих нет на земле. Но их имена навсегда останутся в наших сердцах.

Память, память за собою поведи
В те далекие, промчавшиеся дни
Ты друзей моих, ушедших оживи…

/На проекторе демонстрируются фотографии, ушедших из жизни учителей. Минута молчания./

Ведущая: Из прошлого в будущее мы мост перекинем.
И настоящее взглядом окинем.

Ведущий: Учитель! Как и чем измерить его нелегкий добрый труд? Каждый учитель предан школе и детям. С особым уважением мы относимся к педагогам – ветеранам труда.

Сколько славных дел прошло через ваши руки!
Никогда не знали вы лености и скуки.
сколько дали вы советов в жизни, на работе!
Каждый день ваш проходил в суете, заботе.
Золотыми буквами вписаны имена педагогов в историю школы.

Ведущая:
(Перечисляются Ф.И.О. учителей)
Поднимитесь, пожалуйста, со своих мест, чтобы вас все видели. Для вас эти цветы, аплодисменты и музыкальный сувенир.

(Дети вручают цветы в зале)

Несколько муз. номеров.

Ведущая: За всю историю существования школы было __ директоров.
И в этот знаменательный день хочется сказать о всех кто стоял у руля школы:

Перечисляем.

Ведущая: Сегодня в зале *********. ******** мы приглашаем Вас на сцену. Расскажите, что особенно запомнилось за три года работы в школе?

(Выступление оратора).

Вручение цветов.

Ведущая: С 1991 г. начинается эпоха *************.
Сколько новых идей воплощены в жизнь. Школа изменила свой образ. Эстетичными, уютными стали классные комнаты. Душа, тепло, свет, сотрудничество – основа школьной атмосферы.

Ведущий: Мощная инновационная работа захватила школу: первая в районе пятидневка, самостоятельный выбор учебных планов, самостоятельное финансирование, новые разноуровневые классы.

Ведущая: Главная цель ********** – создать школу, в которой каждому было бы интересно, чтобы память о школе всегда грела душу выпускников.

Ведущий: Счастье – себя школе отдать.
Счастье – шагать, прокладывать гать,
Падать, вставать, не отступать,
Приступом брать каждую пядь.

Эти стихи мы посвящаем Вам, ***** , груз прожитых лет перенесенные невзгоды, казалось бы прошли мимо Вас. У Вас все та же энергичная походка, тот же приветливый взгляд на улыбчивом лице, та же горячая заинтересованность и участие во всех делах. Вот и сейчас используя свой богатейший опыт ******** находится там, где трудно, где необходима в данный момент. «Жить и исполнять свои обещания» – жизненное кредо **********.
************ мы приглашаем Вас на сцену и просим рассказать, что-то из истории школы.

(Выступление оратора, Вручение цветов)

Ведущая: На нашей машине праздничного времени. Мы вновь возвращаемся в _____ год – прошлого века.

Ведущий: Этот год стал судьбоносносным для школы. Созданы гимназические классы. Первые гимназисты – дети учителей. Да, да начали эксперимент со своих детей и все получилось отлично!!! Введены новые предметы: логика, риторика, МХК, ритмика, шахматы, основа сценического искусства. Был заключен договор о сотрудничестве с Пермским государственным университетом им. Горького. Гимназисты ездят на сессии в университет, создают первые исследовательские работы.

Ведущий: А так же приветствуем учителей начальных классов, которые по сей день отдают свою любовь детям.

Ф.И.О.

Вручается.

Ведущий: Дорогие учителя, мы вас ценим, помним, любим

Нам так приятно вас поздравить
И пожелать вам жить без бед!
Пусть счастье вас не покидает,
Здоровья вам на много лет.
На сцене учителя начальных классов.

Муз. номер.

Ведущая: Любимой школе – 40 лет!
Сегодня, день рождения!
И мы сейчас от всех ребят
Шлем с юбилеем поздравления!

Ведущий: Учителями славится Россия
Ученики приносят славу ей!
Ведущая: Пятой школе есть, чем гордиться, многие выпускники посвятили свою жизнь педагогике, став учителями, работают в школах города и района. ___ выпускников работают в стенах родной и любимой школы. За годы работы школа дала путевку в жизнь более двум тысячам шестистам десяти выпускникам.
Ведущий: После окончания школы и высших учебных заведений пришли работать в родную школу выпускники:

Ф.И.О.
Вручение цветов.

Ведущая: Гордостью школы являются выпускники, окончившие школу с золотой и серебряной медалями.
Всего медалистов – ___ чел.,
Ведущий: С золотой медалью школу закончили – ___ человека
с серебряной медалью – ___ человек
Ведущая: 1-й медалист ******* – ____ года выпуска.
Особая гордость школы ********* – медалист ____ года.
Ведущий: ******** ____ года выпуска.

Вручается почетная грамота.

Ведущая: Коллектив трудится с энтузиазмом, творчески.
Информатика, валеология, психология, социология
Исключительно с целью реабилитации
В жизнь нашу входят инновации.
В вопросах детской адаптации
Не допустима профанация.
И, выстрадав аккредитацию
Вступила школа в аттестацию!

Теперь мы каждый педсовет готовим через Интернет.

Ведущий: Школа живет и работает для детей. Тысячи мальчишек и девчонок благодарны своей родной школе. Выпускники конкурентноспособны не только в ВУЗах города, но и России. Успешна и результативна работа со способными и увлеченными детьми. В этом учебном году ___ ученика приняли участие в районных олимпиадах и заняли ___ призовое место, ___ из которых первые.

Ведущая: Мы знаем, что современная школа должна иметь собственное лицо, свой только ей присущий имидж.

Муз. Номер.

Из настоящего, прошлого в будущее переносит нас машина времени легко. Стоит лишь задуматься, каким оно будет.
Прежде всего оно должно быть мирным, тогда будут строится новые школы, зеленеть леса и рождаться счастливые дети.
Пусть все надежды, планы и будущие проекты обязательно сбудутся!
А сегодня из праздничного настоящего вам поздравление стране «счастливое детство».
Вас поздравляют и желают всем вам бодрости духа, вечной молодости и задора.

Муз. Номер.

Ведущая: Машина времени… Кто-то скажет – утопия.

Ведущий: Однако, прогресс шагает по нашей планете семимильными шагами, и, может быть, в школе и на уроках истории ребята будут ходить на экскурсии в другое время.

Ведущая: И через несколько столетий заглянет в декабрь этого года и увидит ваш праздник, ваши улыбки, порадуется за вас. Но это в будущем, а в настоящем для вас сегодня лучшие слова, лучшие песни. С юбилеем родная школа!!!

Номер «Юбилей»
Машина времени летит вперед
И каждый новый, даже резкий поворот
Нам обещает новизну и радость перемен.

Пусть радость праздника не знает стен
Пусть настоящим будет творческий подъем,
А если есть барьер, то мы его возьмем!
Все вместе можем многое свершить!
Давайте радостью учится и красиво жить!

Праздничное время скоротечно. Трудовые будни занимают основную часть нашего времени. Такова жизнь. Но в минуты заслуженного отдыха, мы хотим пожелать жителям школы: забыть обо всем, кроме праздника и наслаждаться прекрасными песнями.

Муз. Номер.

Быть учителем – это так сложно. Сколько же надо знать и уметь, чтобы держать все на плечах.
Да, все в этой жизни сложно, но есть один простой рецепт, чтобы жизнь ладилась! Надо быть самим собой, не лукавить и щедро делиться тем, что умеешь и знаешь!

Таких щедрых людей в нашей школе много. Это настоящая армия знатоков своего дела и оптимистов, она шагает только вперед к победам!

Мир прекрасен! Этот мир чудесен посмотрите!
Пролистав страницы прошлого сперва,
Быть счастливыми сегодня поспешите!
Будьте ими всюду и всегда!

Пусть мечты из завтрашнего дня,
Вас в безоблачную даль маня,
Не закроют разноцветье жизни здесь, сейчас
Будьте счастливы сегодня, поздравляем вас!

Всем желаем крепкого здоровья, жить, учить, учиться и дышать любовью.

Есть у каждого детства свой адрес,
С ним расставшись, мы станем взрослей.
И бродить наше детство останется
В стенах школы любимой своей

Финал.
Сколько лет здесь в классах неустанно
Голосов ребячьих бурных шквал
И не зря, наверно, Деревянных
У истоков знаний здесь стоял.

Такие даты празднуют нечасто,
Сегодня в зале множество гостей.
Давайте поприветствуем мы дружно,
Всех тех, кто к нам пришел на юбилей.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на . В этом занятии речь пойдет о правописании предлогов.

Занятие 16. Правописание через дефис парных предлогов из-за, из-под, по-над, по-за; слитно предлогов вследствие, ввиду, вроде, наподобие, насчёт; в несколько частей составных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, в отсутствие, в отличие от, в преддверии, во избежание, несмотря на, невзирая на

I. Непроизводные парные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся через дефис, например: (показаться) из-за гор, (вылезти) из-под земли, (лететь) по-над берегом, (жить) по-за речкой.

Задание. Найдите в предложении зависимое от глагола существительное, к которому относится предлог из-под, и определите его падеж. Вскоре из-под самой любимой, выращенной специально для мамы Машиной ёлочки показался чёрный блестящий нос ёжика.

II. Слитно пишутся производные предлоги 1) вследствие, 2) ввиду, вроде, наподобие, насчёт.
Чтобы правильно писать производные предлоги, нужно уметь их отличать от омонимичных самостоятельных частей речи (см. предыдущее занятие).

1. Предлог вследствие имеет причинное значение (его можно заменить предлогом из-за ) и пишется на конце с гласной Е. Этот предлог нужно отличать от наречия впоследствии и существительного с предлогом в следствии .

Наречие впоследствии пишется с гласной И на конце, это наречие в предложении можно заменить наречием затем, сравните:

1) (предлог) Вследствие (из-за) непредвиденных обстоятельств поезд опоздал. (опоздал вследствие чего?, из-за чего? вследствие обстоятельств)
2) (наречие) Впоследствии (потом, затем) влюблённые жили счастливо. (жили когда? впоследствии, потом, затем)

Существительное в творительном падеже с простым предлогом в следствии имеет лексическое значение "в расследовании":

Ошибка допущена (где?, в чём?) в следствии по делу.

2. Производные предлоги ввиду, вроде, наподобие, насчёт в предложении нужно отличать от омонимичных существительных с непроизводными предлогами. Для этого необходимо выявлять словосочетания, где зависимым словом выступает существительное с производным предлогом, и помнить про замену частей речи синонимичными или аналогичными. Существительные с непроизводными предлогами выступают в предложении в своём прямом лексическом значении. Сравните парные предложения:

1) - Предлог (не прилетел ввиду чего? ввиду непогоды; из-за непогоды ). Что ты имеешь в виду? - Выражение иметь в виду означает иметь в мыслях.
2) Реки наподобие Волги имеют сильное течение. - Предлог (реки какие?, наподобие чего? наподобие Волги, подобно Волге ). Скульптура похожа (на что?) на подобие животного.
3) Мой брат вроде меня. - Предлог (брат вроде кого? вроде меня, подобно мне ) (Есть ещё сложная частица вроде, выражающая сомнение.) Это прилагательное согласуется с существительным в роде. - Существительное с предлогом (согласуется в чём? в роде )
4) Разговоры шли насчёт экономической обстановки. - Предлог (шли насчёт чего? насчёт обстановки, об обстановке ). Положите деньги на счёт в банке. - Существительное (положите куда?, на что? на счёт )

Задание. Какое из предложений с синонимичными предлогами соответствует разговорной речи?

  1. Самолёт не прилетел ввиду непогоды.
  2. Самолёт не прилетел из-за непогоды.
  3. Самолёт не прилетел вследствие непогоды.

III. В несколько частей пишутся составные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, в отсутствие, в отличие от, в преддверии, во избежание, несмотря на, невзирая на.

1. У синонимичных предлогов в течение, в продолжение на конце пишется гласная Е. Эти предлоги всегда имеют значение времени и в словосочетании вместе с существительным отвечают на вопрос как долго?, например:

В течение (в продолжение) недели Боря готовился к экзаменам. (готовился в течение чего?, как долго? в течение, в продолжение недели)

Эти предлоги нужно отличать от существительных в предложном падеже с непроизводным предлогом в течении, в продолжении, которые употребляются в предложении в своём прямом лексическом значении, например:

1) В течении реки в последнее время произошли какие-то изменения. (произошли где?, в чём? в течении чего? реки )
2) Дальнейшие события получили развитие (в чём?) в продолжении (чего?) романа.

2. Предлог в заключение имеет значение "в конце чего-либо" и пишется с гласной Е. Существительное с предлогом в заключении имеет лексическое значение "в тюрьме" или "в заключительной части текста", предложный падеж и окончание , сравните:

1) В заключение (в конце) выступления автор коснулся волнующей всех проблемы. - Предлог (коснулся в заключение чего? в заключение выступления )
2) Преступник содержался (где?, в чём?) в заключении (в тюрьме) под стражей.
3) Основная мысль текста выражена (где?, в чём?) в заключении.

3. Предлог в отсутствие пишется на конце с гласной Е. Этот предлог можно заменить предлогом без, например:

В отсутствие (без) матери дома сохранялся порядок. (сохранялся в отсутствие кого?, без кого? в отсутствие матери)

Омонимичное существительное с предлогом в отсутствии имеет значение "отсутствовать" (Иван Иванович в отсутствии), относится к устаревшим и в современной речи не употребляется.

4. Предлог в отличие от

В отличие от сестры брат был очень непоседлив. (был непоседлив в отличие от кого? в отличие от сестры)

Омонимичное существительное с предлогом в прямом лексическом значении употребляется сегодня только в грамматической форме с отличием (окончить школу с отличием).

5. Предлог в преддверии пишется с гласной И, например:

В преддверии грядущего праздника была объявлена репетиция оркестра. (была объявлена в преддверии чего? в преддверии праздника)

Задание. Объясните исходя из значения предлога написание двух букв Д.

6. Предлог во избежание пишется с гласной Е, например:

Останься сегодня дома во избежание неприятностей. (останься во избежание чего? во избежание неприятностей)

Омонимичное существительное с предлогом относится к устаревшим и самостоятельно не употребляется.

7. Предлоги несмотря на, невзирая на образовались от деепричастий. При написании этих предлогов нужно учитывать следующее:

1) предложно-падежные сочетания существительных с предлогами несмотря на, невзирая на имеют значение противопоставления, их можно заменить сочетаниями с союзом хотя, а деепричастия смотря и взирая употребляются в своём лексическом значении "смотреть глазами";
2) частица не в предлогах превратилась в приставку и пишется слитно, в то время как с деепричастиями она пишется всегда раздельно;
3) предложно-падежные сочетания существительных с предлогами несмотря на, невзирая на в предложении всегда выделяются запятыми (обособляются) так же, как деепричастные обороты. Сравните:

  1. Несмотря на (невзирая на) дождь, мы пойдём на улицу. - Предлог (пойдём несмотря на что? несмотря на дождь, хотя идёт дождь)
  2. Он шёл по улице, не смотря на прохожих. - Деепричастие с частицей не (шёл как?, каким образом? не смотря, не глядя на прохожих)

Задание. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Чтобы развить память, шахматисты иногда играют (в)слепую, то есть (не)смотря на доску.
  2. (В)течение нескольких суток не было (ни)какой связи с городом.
  3. Кит продолжал плыть прямо (на)встречу судну, (не)смотря на крики и пальбу.
  4. (На)протяжении веков люди пытались изобрести летательный аппарат и подняться (в)высь .