Умение объяснять: как научиться понятно говорить? Почему велосипед не падает на бок

Как объяснить вашу идею, чтобы вас понимали с полуслова? Разберём всё по пунктам.

Словари говорят, что объяснение, это желание сделать информацию понятной и ясной любому. Автор книги «Искусство объяснять» Ли Лефевер как раз разработал целую систему и даже «инструмент» для этого.

Введение: проклятие знания

Почему людям сложно понять друг друга? Потому что на одни и те же вещи мы смотрим по-разному. А дела с профессионалами в своей области обстоят и того хуже. У специалистов, которые горят своей идеей или давно занимаются чем-то, есть такое понятие, как «Проклятие знания». Это значит, что вы, обладая специфическими знаниями, думаете, что у всех вокруг такой же уровень. Но это не всегда так, даже правильнее сказать: “Всегда не так”. Чтобы избежать недопонимания со стороны других людей, вам потребуется план.

План действий требуется в той или иной ситуации, с объяснениями то же самое. Чтобы правильно построить свое сообщение, вам потребуется разработать план своего выступления или речи. Он весьма прост и умещается на схеме.

Думаю, проблем с пониманием аудитории у вас не должно возникнуть. Вы изучаете тех, кому будете рассказывать о своей идее. Опирайтесь на вопросы в схеме выше. Самое интересное начинается во втором блоке, когда нужно оценить уровень понимания идеи. Здесь на помощь и приходит “шкала объяснения”.

«Шкала объяснений» – инструмент, который позволяет оценить уровень осведомленности вашей аудитории в области идеи. Слева направо расположен обычный английский алфавит, где “А” символизирует самый слабый уровень знаний, а “Z”, самый высокий. Ваша задача, после того, как вы поймете для кого будете освещать идею, расположить участников на данной шкале.

Здесь мы не преследуем цель угадать точное расположение каждого. Главное понять, что, к примеру, большинство тех, перед кем вы будете выступать, обладает высоким уровнем знаний в необходимой области и адаптировать свою речь под них. Или же наоборот, уровень понимания темы низкий и мы более подробно работаем над описанием сути.

Оговорюсь, что на практике, как правило уровень понимания у всех разный, поэтому придется работать и на тех и на тех. Но не отчаивайтесь, именно на такие случаи ориентирована методика данного материала.

Пример плана

У нас запланировано выступление перед директорами завода. Мы собираем информацию о них, чтобы лучше подготовиться к презентации. Большинство из них оказалось выходцами из производственной отрасли, которые последние 15 лет своей карьеры посвятили заводу. Наша задача рассказать о предстоящей рекламной кампании на ТВ для завода и порекомендовать лучшие форматы под продвижение.

Мы понимаем, что скорее всего в деталях форматов ТВ рекламы наша аудитория понимает не особенно много (собственно, зачем нас привлекли), но все же хотим донести свою идею. Прикидываем, где на шкале располагаются наши слушатели. Думаю где-то так:

Искусство объяснять: упаковка

Для каждой аудитории нужна своя упаковка. Упаковка, это то, что помогает вам перемещать свою аудиторию по шкале понимания слева направо. Очень важно, что переломный момент наступает тогда, когда вы отказываетесь от собственной значимости. То есть, вам не нужно доказывать аудитории, что вы самый умный, наоборот, ваша задач, это, чтобы аудитория почувствовала себя умной с вами.

На самом деле, это один из ключевых шагов в развитии самого себя. Если вы сможете отбросить эго, то вы сможете все!

Вернемся к упаковке. Вот еще одна схема, которая шаг за шагом, показывает, как работает упаковка в объяснении идей.

Пройдемся по каждому блоку с примерами:

1. Соглашение

Позволяет ввести в тему ту часть аудитории, которая может отставать по уровню понимая от большинства. Обычно, это всем понятный факт, с которым никто не поспорит.

Пример: “Мы все понимаем, что защита окружающей среды, это хорошее дело.”

2. Контекст

Очень важный элемент упаковки, который показывает картину целиком, а не отдельные части. Позволяет синхронизироваться с вашими слушателями, чтобы все были “на одной волне”.

Интересно, что во время вашего выступления, слушатели могут задавать себе вопросы «Зачем?» и «Как?». На шкале понимания, они будут расположены приблизительно так:

Пример (с вопросом “Зачем?”): “Эта тема очень важна, потому что следующие поколения могут уже не увидеть той красоты природы, которая доступна нам сегодня. Не говоря уже про вопросы здоровья…”

То есть, если ваша аудитория обладает меньшим уровнем понимания темы, то выстраивайте контекст, отвечая на вопрос “Зачем?” (пример выше). Если же наоборот, то сконцентрируйтесь на вопросе “Как?”

Пример (с вопросом “Как?”): “Эта тема очень важна и мы думаем сосредоточиться в первую очередь на сокращении времени за рулем в пользу общественного транспорта, а также будем высаживать по 100 новых деревьев во дворах.”

3. История

История, это еще один шаг на пути вовлечения аудитории в вашу идею. Выбирайте героя максимально похожего на тех, для кого вы организовали свою речь. Секрет в том, что слушая о том, кто максимально похож на вас, вы начинаете сопереживать герою и сильнее погружаетесь в суть идеи.

Пример (для бизнесменов): “Представьте себе Николая. Николай хорошо зарабатывает, у него несколько розничных магазинов в Подмосковье. Он живет в загородном доме, где рядом расположен лес. Но через какое-то время, семья Николая начала замечать, что их любимый лес начали спиливать и строить новые загородные дома. Теперь семье Николая уже некуда ходить гулять, а разросшийся котеджный поселок принес суматоху в когда-то тихое и уютное место.”

4. Связи

Чтобы адаптировать сложную информацию для слушателей, используйте примеры, аналогии и метафоры.

Пример (объясняем процесс загрязнения экологии): “Бытовой мусор, который выбрасывается прямо из окна автомобиля, может состоять из различных материалов: бумага, стекло, метал. Часть из этих веществ окисляется и может разрушаться в течение 200 лет. Окисления попадают в подводные воды, а те, в свою очередь, могут соединяться со скважинами, откуда мы пьем воду. Таким образом, мусор, выброшенный из окна автомобиля, способен в прямом смысле отравить вам жизнь.”

5. Описание

Помните контекст? (Пункт 2 выше) Описание идеи в первую очередь отвечает на вопрос “Как?”. Как нам достичь того, что вы предлагаете? Расскажите четко и понятно, что нужно сделать, не нужно воды, просто руководство к действию.

Пример: “Чтобы не допустить загрязнение окружающей среды, нужно воспитывать молодое поколение и объяснять всю ценность природы. Для этого, необходимо с ранних лет прививать культуру заботы об окружающей среде. Поэтому мы предлагаем каждую субботу по-утрам устраивать уборку возле школы, где каждый ученик внесет свой вклад в защиту природы.”

6. Заключение

Краткое резюме того, что вы только что рассказали. Закрепите ключевые моменты вместе со своими слушателями. Не лишним будет также выслать краткое резюме или же чек-лист вашей презентации.

Пример: “Итак, мы поняли, почему защита природы очень важный элемент жизни каждого. Причина раз, два, три….Предлагаем сделать: раз, два, три…Таким образом, мы защитим нашу природу.”

Какие есть ограничения

При планировании выступления учитывайте ограничения, с которыми вам придется столкнуться. Вот самые распространенные из них:

  • Сроки: когда должно быть готово ваше объяснение?
  • Продолжительность: сколько оно должно длиться? (человеческое сознание не удерживает внимание более 20 минут, постарайтесь уложиться в этот лимит)
  • Где оно будет представлено? (аудитория, интернет…)
  • Формат: как оно будет представлено? (презентация, вебинар…)
  • Объём идей: сколько их вы планируете вместить в свое выступление?

Язык: простой для понимания или же специальная лексика?

Концовка

Как и при съёмках фильма, вы составляете сценарий своего объяснения, поэтапно проходя от соглашения к действиям. Не забывайте про упрощения, если они требуются и ограничения, которые у вас есть.


Завершить наш цикл материалов предлагаем выбором инструментов, которыми можно донести своё сообщение. Во второй части мы расскажем, какие инструменты лучше всего использовать для вашего объяснения и как вам может помочь визуализация.

Самый простой язык для объяснения сложных явлений, процессов, идей — визуальный. Образы - путь к сердцу любого человека. Дэн Роэм не заканчивал художественной школы, но выпустил уже несколько бестселлеров о визуальном мышлении. В последней книге «Рисуй, чтобы победить» он рассказывает о том, как обучать, объяснять, убеждать и продавать с помощью простых картинок.

1. Начните с вопроса «Кто?»

Люди - главное в любом деле. Когда вы хотите увлечь людеи? своей идееи?, первым делом вы должны показать им, кто в нее вовлечен. Не только виноватых, жертв или победителеи?, а всех. Начать с людеи? - не просто вежливость. С точки зрения вашего визуального сознания это закон. Визуальныи? путь «Кто?» определяет людеи? первыми, потому что без игроков нет игры.

Мне интересны другие люди. Это суть моеи? работы. Мне интересно, что значит быть вами, - Мерил Стрип, актриса .


Если вы хотите повлиять на сознание ваших слушателеи?, покажите им людеи?. Если вы хотите затронуть их сердца, покажите им их самих.

Даи?те вашеи? идее лицо, включив людеи? в основу вашего объяснения. Вот пять простых способов нарисовать лицо или человека:


2. Нарисуйте цель

За вопросом «Кто?» следует вопрос «Зачем?». Люди не будут долго вас слушать, если не смогут увидеть, цели вашего сообщения. Чтобы успешно нарисовать цель, для начала нужно иметь четкое представление о том, куда вы направляетесь. К тому же вам необходимо наи?ти визуальныи? способ описать пункт назначения. Вот почему ваш следующии? рисунок должен раскрывать замысел.

Вот несколько целей известных компаний и их визуальное воплощение.

Вернем положенную нам рыночную долю (Стив Джобс, возвращающии?ся в Apple).


Мы уничтожим барьеры образования (Khan Academy).


Мы закроемся на 47 лет, ожидая правильного момента, чтобы вернуться (журнал Vanity Fair).


Мы будем придерживаться своеи? «глупои?» мечты, пока все наконец не увидят, насколько она крута (мороженое Ben & Jerry’s).


3. Нарисуйте карту

Карта нужна вам, чтобы показать, как добраться туда, куда вы идете. Если вы хотите, чтобы людям был понятен каждый шаг - визуализируйте их.

Для начала нарисуи?те первую стрелку, чтобы показать, где вы сеи?час. Назовите ее. Крайнее правое изображение будет вашей целью. Теперь заполните пробел между ними. Шагов может быть несколько; если у вас немало людеи? и проектов, то, скорее всего, появится множество параллельных линии?. В итоге у вас получится или что-то похожее на рисунок ниже или что-то посложнее, с ответвлениями, разными цветами и фигурами.

Пример карты:


4. Расскажите историю

Отлично, теперь у вас есть хорошие изображения, чтобы помочь себе руководить, продавать и изобретать, однако пока рано считать, что у вас есть хорошая визуальная история. У вас есть отдельные детали, но это еще не история. Они станут историеи? только тогда, когда вы соедините их в визуальное повествование с началом, серединои? и финалом.

Хорошая визуальная история - та, которая показывает всю ситуацию. История начинается с короткои? сцены, в которои? показано, о ком/чем вы говорите. Вторая сцена определяет количественные характеристики этих людеи? или объектов. Дальнеи?шая описывает относительные положения ваших игроков и элементов, следующая определяет последовательность , в которои? они взаимодеи?ствуют, идущая за неи? иллюстрирует эффект причины и следствия в отношениях, которые возникают между ними, а финальная подводит общии? итог - отражает основную мысль .

Если вы все сделаете верно, ваша визуальная история обеспечит полныи? контекст, которыи? необходим вашеи? аудитории, чтобы понять вас, и все идеи, которые еи? нужно осознать.


Идеальная визуальная история состоит из шести усложняющихся рисунков, которые отражают процесс зрительного восприятия. Описав так любую идею - любои? сложности, можно прояснить ее, используя возможности системы визуального восприятия.

Понятное объяснение – наука или искусство?
Умение объяснять считается естественной способностью человека. Оно используется в разных сферах жизни. Родители рассказывают малышам, откуда берутся дети. Учителя внедряют основы наук в головы учеников. Продавцы-консультанты продвигают товары. Руководители мотивируют подчиненных. Бизнесмены ищут инвесторов. Политики успокаивают народ. Каждого из нас хоть раз спрашивали, как пройти, просили раскрыть идею обосновать свое мнение, описать мотивы поступков или причины нарушения договоренностей.

Доходчивое устное объяснение – настоящее искусство! Многие люди уверены, что владеют им от природы. А те, кому достигнуть понимания не удалось, грешат на умственные способности партнера по общению. Между тем, психологическая наука накопила большое количество материала о том, как научиться понятно говорить. Хотите эффективно доносить свои мысли до коллег, начальника, друзей и просто незнакомых людей? Тогда, эта статья для вас.

Преимущества, которые получает индивид, приобретая умение объяснять:
- удовольствие от процесса и результата коммуникации;
- заинтересованность со стороны слушателей;
- объединение усилий единомышленников;
- воплощение своих идей, гарантированное достижение целей;
- общественное признание своих достоинств.

Большинство людей совершают распространенную ошибку, незамедлительно приступая к объяснению. Развернутая схема объяснения выглядит следующим образом: подготовка – оформление – представление. Прежде чем устное объяснение начнет безошибочно попадать в цель с первого раза, придется последовательно освоить три этапа. Потребуются определенные усилия.
Схему удобно применять при планировании предстоящей коммуникации и для анализа уже свершившегося акта. Воспроизведите в памяти случай, когда вы кого-то убеждали. Проследите, была ли проведена оптимальная подготовка? Как были оформлены мысли? Какие способы презентации использованы? Для новичков, интересующихся, как научиться понятно говорить, разделение объяснительного процесса на этапы упростит задачу. Считаете себя гением общения? Схема объяснения поможет убедиться, что реализованы все потенциальные возможности.

После того, как усвоятся и отработаются способы объяснения, произойдет автоматизация навыка. Сократиться уровень сознательного контроля. Первый этап мозг будет осуществлять интуитивно за несколько секунд. Приемы для второй ступени начнут складываться сами собой, из воздуха. А окружающим будет казаться, что вы легко и креативно сразу, на пустом месте приступаете непосредственно к презентации.

Готовим понятное объяснение
Попытавшись определить суть процесса, обнаруживаешь, что объяснение - некоторое действие, в результате которого у партнера возникает понимание. Но что именно нужно делать? Отложим словари и учебники. Представим, что понятное объяснение – румяные вкусные пирожки. Перед тем как покушать, их нужно приготовить. Причем, приготовить так, чтобы хотелось съесть. В первую очередь необходимо выбрать тесто и начинку.
Тесто – внешняя оболочка - слова, фразы и выражения, которые мы используем. Чтобы тесто получилось легким, пышным и хорошо усваивалось, подбирая способы объяснения, важно четко обозначить целевую аудиторию. Кого вы планируете накормить? Если это один человек, оцените его жизненный опыт, уровень образования, род занятий, круг интересов. Проанализируйте его эмоциональное состояние, степень утомления. Предположите, готов ли он к неожиданным поворотам, как отреагирует на те, или иные подходы к объяснению.

Решили убедить сразу группу людей? Помимо перечисленных моментов учтите особенности межличностных отношений. При групповом взаимодействии люди склонны отмалчиваться, скрывать свое личное мнение, подчинятся влиянию лидера или большинства. Другие, наоборот, чувствуя поддержку группы, могут вести себя более агрессивно, бурно реагировать на вполне нейтральные предложения, сопротивляться нововведениям.
Хочешь дать понятное объяснение – учись ставить себя на место другого человека. Определившись с тестом, обратим внимание на начинку. Она должна не только соответствовать вкусам едоков, но и наиболее полно удовлетворять их потребности. Если люди сильно голодны, начинке следует быть сытной. Если народ жаждет новых впечатлений – добавляются необычные ингредиенты. Подходы к объяснению сортируются по тому же принципу.

Что конкретно должны усвоить слушатели? Понятное объяснение отвечает на один или несколько вопросов:

1. ЗАЧЕМ? Мотивирующее объяснение дает представление о важности какого-либо продукта, услуги или знания, о бонусах пользователя.
2. КАК? Функциональное объяснение раскрывает механизм работы, последовательность действий, способы решения.
3. ПОЧЕМУ? Причинное объяснение показывает, при каких условиях происходит желаемое, какие нарушения ведут к негативным последствиям.
4. ЧТО ЭТО? Обобщающее объяснение позволяет проникнуть в смысл явления, понять суть, сформулировать определение, назвать критерии, показатели.

Цель объяснения связана не только с пониманием. Умение объяснять помогает вызывать нужные эмоции, формировать отношение, мотивировать на определенные действия. Хотите вызвать жалость – начинайте оправдываться. Желаете вдохновить – демонстрируйте положительные примеры. Но для начала, определитесь, какой эффект вы рассчитываете произвести.

Почему устное объяснение терпит неудачу?
В повседневном общении мы часто пускаемся в объяснения без всякой подготовки. На нее просто нет времени. Разгневанный начальник, требовательные клиенты, недовольные близкие и любопытные детишки не дадут вам возможности спокойно собраться с мыслями. Кое-как сляпанные пирожки получаются несъедобными и плохо перевариваются.

Типичные промахи, допускаемые неподготовленным оратором:
- Полная идентификация. Объясняющий считает окружающих похожими на себя, предполагает, что людям понравятся именно его любимые пирожки. А это далеко не так. Даже сугубо профессиональная аудитория состоит из людей с разной мотивацией, ценностными установками и стереотипами. По себе людей не судят.

- Проклятие знания. Объясняющий хорошо знает предмет. Ему трудно увидеть, чего можно не знать. А те, кому объясняют, не хотят показаться глупыми. Вопросов не задают, но глаза пустые. В итоге объяснение состоялось, а понимание – нет. Выступающий доволен собой. А зрители недоуменно пожимают плечами.

Ошибки презентации. Приготовившись давать понятное объяснение, оратор внутренне собирается, его лицо становиться сосредоточенным, голос сухим и строгим. У многих присутствующих в памяти всплывают школьные ассоциации. Зритель понимают, что сейчас начнет происходить что-то важное и, вероятно, весьма скучное. Хорошая презентация запоминается, а неудачная - отбивает желание.

Недостаточное понимание. Нередко кто-то берется объяснять то, чего сам до конца не понимает. Есть индивиды, считающие себя экспертами в любой области. Прочитав о чем-то в социальных сетях, готовы приседать на уши всем и каждому. В процессе объяснения некомпетентность обнаруживается достаточно быстро. Для того, чтобы аргументировать свою позицию, необходимо иметь большой личный опыт или черпать информацию из достоверных источников.

Неоправданные ожидания. Даже доступное устное объяснение терпит фиаско, если объясняющий говорит не о том. Например, начальник подробно разжевывает подчиненным алгоритм выполнения задачи, а те пытаются понять, какую премию получат за выполнение. Или учитель произносит перед родителями пламенную речь о значимости патриотического воспитания, и ни слова не упоминает о методах его осуществления. Родители требуют от ребенка соблюдения определенных правил, не объяснив толком, почему нужно поступать именно так, и что будет «если…».

Тестируем разные способы объяснения
Повторим еще раз, прежде чем начинать устное объяснение, определите желаемый результат и ненавязчиво прощупайте аудиторию. Уяснив, с кем и о чем вести беседу, рассмотрим, КАК реализовать запланированное. Привлекательное оформление идеи – следующий пункт назначения для субъекта, решившего освоить умение объяснять.

Предлагаем простые и эффективные приемы, позволяющие научиться понятно говорить:

Речь в лифте. Вообразите, что вы и человек, которому адресовано объяснение, едете в лифте. Вам нужно успеть изложить суть своего предложения за 30-60 секунд (50-100 слов). Учитесь начинать с главного, излагать самое основное. Максимально отжимайте воду, откажитесь от ненужных подробностей, опирайтесь на факты. При этом сообщение должно остаться образным и интересным.

- Объяснение для шестилетки. Тренируйтесь менять способы объяснения в зависимости от контекста взаимодействия, рассматривайте проблему с разных точек зрения. Опишите свою идею так, чтобы стало понятно маленькому ребенку, вашей бабушке и признанному эксперту в этом вопросе. Используйте простые слова, приводите примеры, проводите аналогии, вызывайте нужные ассоциации, устанавливайте связи с имеющимся у слушателей опытом.

Презентация на салфетке. Попробуйте схематично изобразить свою идею на листе бумаги размером с салфетку. Если не получиться с первого раза, создайте максимально подробное описание на доске или ватмане. Затем сократите площадь в два раза и перенесите самое основное. Повторите эту операцию несколько раз. Привлекайте графики, диаграммы, оси времени и координатную сетку. Ограничения подталкивают к творчеству.

Визуальная форма. Чтобы сделать устное объяснение более доступным, опирайтесь на возможности визуального мышления. Сопровождайте рассуждение зарисовыванием основных моментов, подбирайте готовые изображения. Оперируя информацией, содержащей имя или название, рисуем «портрет» - рожицу, человечка, простое условное обозначение предмета. Далее чертим стрелки, линии, фигуры, объединяющие скобки, чтобы показать изменения объекта, его связи с прочими элементами.

Захватывающая история. Подходящая история помогает уловить смысл объяснения т.к. в ней факты преподносятся через призму личного опыта. Хорошо, если у вас в запасе есть реальный случай из жизни, история, услышанная от кого-то из знакомых или интересные факты биографии знаменитостей. С целью привлекательного оформления своего объяснения, вы можете придумать правдоподобный рассказ, в котором главный герой испытывает определенные трудности и находит способ их преодолеть. А в качестве этого способа и будет описан ваш концепт.

Всеобщее братство. Объединяйте людей и идеи. Создавайте ощущение согласия. Вызывайте у аудитории чувство общности при помощи местоимения «Мы»: «Мы знаем», «Мы понимаем», «Мы хотим», «Мы согласны» и т.д. Покажите присутствующим, что они часть команды, решающей общую задачу. Вселяйте в людей уверенность в том, что вы рассказываете о понятных и интересных вещах.

Пробуйте перечисленные способы объяснения в профессиональной деятельности и повседневном общении. Пусть перспективные задумки, правильно оформленные и адекватно представленные, разлетаются как горячие пирожки.

Каждый из нас в течение дня сталкивается с тем, что его неправильно или не до конца поняли. Самое печальное, что в большинстве случаев виновники этому мы сами. Там говорили с набитым ртом, там вместо того, чтобы показать на карте, начали рассказывать схему проезда. Эйнштейн говорил: «Просто объяснить сложное сложно. Сложно объяснить сложное просто ». Прикладывая немного усилий в объяснениях, мы можем улучшить результат коммуникаций в десятки раз.

Следите за тем, как вас слышно . Первая из популярных причин непонимания друг друга — это плохая слышимость. Основания этому: плохая дикция, шумное место или плохая телефонная связь. А если собеседник еще и разговаривает со скоростью пулемета, то понять его просто невозможно.

Говорите на одном языке . Убедитесь, что все используемые слова и вы, и собеседник понимаете одинаково. Представьте, что вы поехали к родственникам за полторы тысяч километров и вас просят: «Принеси венчик». Что это веник, вино или …? Кстати, 90% споров могут быть потушены одной фразой: «Мы спорим потому, что не договорились о терминах. Давайте их обсудим ».

Творите образы . Мало использовать одни и те же слова. Нужно, чтобы они создавали в голове каждого из нас одинаковые образы. Вот какой образ у вас возникает на фразу «сообразительный человек»? Наверно, это кто-то из ваших знакомых, который легко понимает ваши мысли. Все дело в том, что слово сообразительный означает того человека, который представляет образы соответственные тем, которые вы излагаете.

Проводите аналогии . Очень часто полезно выйти за рамки темы разговора. Взяв из опыта собеседника схожую ситуацию, можно легко объяснить сложную тему. Например, сисадмины очень часто жалуются на непонимание бухгалтерами основ компьютерных сетей. После проведения аналогии общение людей и взаимодействие компьютеров такая проблема отпадает. Сервер – бабушка сплетница на лавочке, информация – слухи. Теперь сервер будут беречь как зеницу ока, и спрячут в случае проверки из органов.

Рисуйте . Почти любую сложную вещь можно нарисовать. Если сложность заключается в логической взаимосвязи объектов, то можно воспользоваться кругами Эйлера . Если же дело в том, что составных частей столь много, что начинаешь в них путаться сам, то можно воспользоваться майндмэппингом . Вот пример рисунка, который показывает, каким занятиям стоит уделять больше всего внимания:

Задавайте уточняющие вопросы . Мало объяснить, стоит еще и проконтролировать, что тебя правильно поняли. А в идеале записали. Вы ведь догадались, как называется пересечения кругов «Что я люблю делать» и «Что у меня получается», но за что не платят?

Изъяснять, пояснять, разъяснять, вразумлять, излагать, описывать, передавать, осмысливать, разжевывать, толковать, истолковать, растолковать, освещать, проливать свет на что, оговорить, озарять (прот.), иллюстрировать, комментировать,… … Словарь синонимов

ОБЪЯСНЯТЬ - ОБЪЯСНЯТЬ, объяснить что кому, из(раз)яснять, толковать, передавать, сообщать, вразумлять, излагать, делать что ясным, понятным. Он объяснил мне все нужды свои, высказал. Объясни мне поступки свои, растолкуй, я их не поникаю. Это дело… … Толковый словарь Даля

ОБЪЯСНЯТЬ - ОБЪЯСНЯТЬ, объясняю, объясняешь. несовер. к объяснить. Недостаток прежней философии Маркс видел в том, что философы только объясняли мир, но задача состоит в том, чтобы его изменить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

объяснять - ОБЪЯСНИТЬ, ню, нишь; нённый (ён, ена); сов., что. Растолковать кому н. или осмыслить для самого себя, сделать ясным, понятным. О. правило. О., Как обращаться с инструментом. Как о. его поведение? (т. е. трудно объяснить). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

объяснять - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN account … Справочник технического переводчика

объяснять - глаг., нсв., употр. часто Морфология: я объясняю, ты объясняешь, он/она/оно объясняет, мы объясняем, вы объясняете, они объясняют, объясняй, объясняйте, объяснял, объясняла, объясняло, объясняли, объясняющий, объясняемый, объяснявший, объясняя;… … Толковый словарь Дмитриева

объяснять - объяснить дело каузация, знание, понимание объяснить отсутствие каузация, знание, понимание объяснить поведение каузация, знание, понимание объяснить появление каузация, знание, понимание объяснить причину каузация, знание, понимание… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Объяснять - несов. перех. 1. Растолковывая что либо или рассказывая о чём либо, делать ясным, понятным, известным. 2. Находить причины, основания чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

объяснять - объясн ять, яю, яет … Русский орфографический словарь

объяснять - (I), объясня/ю(сь), ня/ешь(ся), ня/ют(ся) … Орфографический словарь русского языка

объяснять - Syn: переводить, толковать, растолковывать, втолковывать, истолковывать, пояснять, разъяснять, вносить ясность … Тезаурус русской деловой лексики

Книги

  • , ЛеФевер, Ли. Для всех, кто хочет улучшить свою способность объяснять, а вместе с тем эффективно планировать, упаковывать и презентовать идеи. Легкое и доступное описание лучшихспособов от основателя… Купить за 817 руб
  • Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова , ЛеФевер Л.. Когда вас понимают - это счастье. А в бизнесе - еще и деньги. Вы сделали хорошую работу, у вас получился отличный продукт? Так расскажите о нем так, чтобы его смогли оценить по достоинству.…