«Я лиру посвятил народу своему. Изображение народа в поэме н.а. некрасова «кому на руси жить хорошо Изображение жизни русского народа в произведениях некрасова

ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДА В ПОЭМЕ Н.А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Довольно! Окончен с прошедшим расчет. Окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ И учится быть гражданином!

Н.А. Некрасов

Как пушкинский роман «Евгений Онегин», названный Белинским «энциклопедией русской жизни», так и поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» можно с полным основанием считать энциклопедией русской народной жизни середины прошлого века. Автор называл поэму «своим любимым детищем», а материал собирал для нее, как он сам выразился, «по словечку в течение двадцати лет». Необычайно широко охватывает она народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени и включает в себя сокровища народной речи.

В этом произведении отразилась современная поэту жизнь. В нем решились проблемы, волновавшие умы передовых людей: в каком направлении пойдет историческое развитие страны, какую роль суждено сыграть крестьянству в истории, каковы судьбы русского народа.

Некрасов создает целую галерею картин деревенской жизни, и в этом смысле поэма имеет нечто общее с тургеневскими «Записками охотника». Но, как реалист, бытописатель, Некрасов идет дальше Тургенева, показывая их с энциклопедической полнотой, вникая не только в мысли и настроения своих героев, но и в социальный, и в хозяйственный уклад их жизни.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса: «В каком году -- рассчитывай, в какой земле -- угадывай». Но нетрудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой крестьяне, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот момент голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила», звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Причем поэт не сгущает краски, показывая нищету, бедность нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Тер-пигорев, Пустопорожняя волость, Подтянутая губерния, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье, -- с горечью восклицает поэт, -- дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Крестьяне -- люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие».

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным, бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Яким трудолюбив, он готов постоять за свои права, честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Тяжелая жизнь не убила в нем любовь к прекрасному. Во время пожара он спасает не деньги, а «кар-тиночки», потеряв за целый век накопленное богатство -- «целковых тридцать пять». Вот как говорит он о народе:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная -- Гневна, грозна, -- и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны и затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русских людях духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе «Савелий, богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крепостные бунты возникали стихийно, как ответ на жестокие притеснения помещиков и управляющих их имениями. Некрасов показывает трудный и сложный путь, которым шло нарастание бунтарских настроений и формирование сознания Савелия: от молчаливого терпения -- к пассивному сопротивлению, от пассивного сопротивления -- к открытому протесту и борьбе.

Савелий -- последовательный борец за народные интересы, несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью, остался духовно свободным человеком. «Клейменый, да не раб!» -- отвечает он людям, назвавшим его «клейменым». Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, ясное понимание непримиримости интересов помещиков и крестьян, мужественную способность к преодолению любых трудностей, физическую и нравственную силу, чувство собственного достоинства. Поэт видит в нем подлинного борца за народное дело.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие, как Савелий, Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающемся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать подымается -- Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Ответ оставил Гуру

В начале 60-х годов XIX века казалось, что достаточно небольшого усилия, и народ свергнет крепостное право, а вместе с ним и самодержавие, наступит счастливое время. Но крепостное право отменили, а свобода и счастье так и не наступили. Отсюда реальное осознание поэтом того, что это долгий исторический процесс, до конечного результата которого ни он, ни молодое поколение (в стихотворении именно его олицетворяет Ваня) не доживут. Почему же столь пессимистичен поэт? В произведении народ изображен в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Вот эта-то рабская покорность и заставляет Некрасова сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему. Повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. Уже первое, по-мужицки раскатившееся слово “ядреный”, столь необычное для пейзажной лирики, дает особое ощущение свежести и вкуса здорового воздуха и оказывается дерзкой заявкой на демократизм, народность произведения. Красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни… .
Нет безобразья в природе!

В отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, - описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани - это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях строителей дороги рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами.

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные… .
Что там? Толпа мертвецов!

В картине сна труд предстает и как небывалое страдание, и как осознаваемый самим народом подвиг (“Божий ратники”). Отсюда та высокая патетическая манера, в которой говорится о людях, вызвавших к жизни бесплодные дебри и обретших в них могилу. Картина свежей и прекрасной природы, открывающая стихотворение, не только контрастирует с картиной сна, но и соотнесена с ней в величии и поэтичности.

… Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено… .
Все ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..

Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Лескова переполняют не только чувства любви и привязанности к своему народу, но и гордость за таланты соотечественников, за их нескрываемый искренний патриотизм.
В главном герое Левше подразумеваются все небогатые талантливые люди того времени, которые не имели возможности развивать свой талант и применять свои умения. Эти люди, обладая природным даром, выполняли такие вещи, которые и не снились хваленым англичанам. Имей Левша хоть немного знаний из арифметики, так блоха бы еще и танцевала. Будь Левша корыстнее и ленивее, он мог выкрасть блоху и продать, ведь за работу ему ни гроша не заплатили.
Однако, государь, изумляясь искусству заморских мастеров, даже и не вспомнил о талантах своего народа. И даже когда Платов доказал, что оружие сделано тульскими умельцами, царю стало жаль, что они сконфузили гостеприимных англичан.
В тоже время Левша, находясь за границей, ни на минуту не забывал о Родине и родителях. На все заманчивые предложения англичан он отвечал отказом: «Мы к своей родине привержены …»

1. Русский народ в изображении Н.А.Некрасова

Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа.

Некрасов жил еще при крепостном праве и воочию мог наблюдать картины жизни порабощенных, не смеющих поднять головы людей. Подавляющее большинство стихотворений Некрасова (особенно известных) посвящено русскому мужику. Ведь куда ни кинешь взгляд -- везде страдания. Едешь ли по железной дороге -- за окном незримо встают тысячи безымянных людей, положивших свои жизни на ее строительство. Стоишь ли у парадного подъезда -- видишь несчастных, оборванных, отчаявшихся, ждущих ответа на свои прошения (а дожидались часто лишь того, что их выталкивали в шею). Любуешься ли красотами Волги -- по ней бурлаки со стоном тянут баржу.

Ни в городе, ни в деревне не находится простого мужика, который был бы действительно счастлив. Хотя счастье-то они ищут. Некрасов рассказывает об этом в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Сошлись мужики с простой, казалось бы, целью: найти счастье, узнать, кому хорошо живется и почему. Да только выходит, что нет мужика, которому бы хорошо жилось. Нет у него никаких прав, не может он противостоять хамству и самоуправству вышестоящих. Получается, что вольготно жить только господам, которые и делать-то ничего не умеют, зато обладают незаработанными деньгами и незаслуженной властью.

Вывод, к которому приходит Некрасов, прост и очевиден. Счастье -- в свободе. А свобода еще только брезжит впереди тусклым огоньком. До него надо дойти, но займет это многие годы.

Да, русскому народу тяжело живется. Но ведь в любом самом беспросветном существовании случаются яркие проблески. Некрасов со знанием дела описывает деревенские праздники, когда все от мала до велика пускаются в пляс. Ведь тот, кто умеет работать, умеет и отдыхать. Тут царит истинное, ничем не омраченное веселье. Забываются все заботы и труды. А похьд к обедне -- это целый ритуал. Из сундуков извлекаются лучшие наряды, и вся семья, от детей до стариков, чинно отправляется в церковь.

Вообще, крестьянской религиозности Некрасов уделяет особое внимание. Религия испокон веков поддерживала русского человека. Ведь нельзя было рассчитывать ни на чью помощь, кроме Божьей. Поэтому и бежали в случае болезней и несчастий к чудотворным иконам. Каждый человек имеет право на надежду, она -- последнее, что у него остается даже в пору тяжелейших испытаний. Для крестьян вся надежда, весь свет были сосредоточены в Иисусе Христе. Кто же еще их убережет, если не он?

Некрасов создал целую плеяду образов простых русских женщин. Возможно, он несколько романтизирует их, однако нельзя не признать, что ему удалось показать облик крестьянки так, как никому более. Крепостная женщина для Некрасова -- своеобразный символ. Символ возрождения России, ее непокорности судьбе.

Наиболее известные и запоминающиеся образы русских женщин в изображении Некрасова -- это, конечно, Матрена Тимофеевна в “Кому на Руси жить хорошо” и Дарья в поэме “Мороз, Красный нос”. Объединяет этих двух женщин главное их горе -- они крепостные крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля -- арабом повенчаться,

Вторая -- быть матерью сына раба,

А третья -- до гроба рабу покоряться,

И все эти тяжкие доли легли

На женщину русской земли.

Крестьянка обречена страдать до самой смерти и молчать о своих страданиях. Никто не будет слушать ее жалоб, да и она слишком горда, чтобы поверять кому-нибудь свое горе. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” к Матрене Тимофеевне приходят мужики, ищущие счастья. И что же они слышат от нее? Историю жизни крепостной женщины. Она была счастлива, оберегаема, любима родителями до своего замужества. Но в девках долго не засидишься, находится жених, и начинается тяжелая жизнь в чужом доме. Приходится работать с утра до ночи, да еще ни от кого не услышишь ласкового слова. Муж на заработках, а семья его не жалует невестку. Первый сын Матрены Тимофеевны умирает в младенчестве, другого взяли в рекруты. Нет просвета впереди, не на что надеяться. Матрена Тимофеевна говорит мужикам:

Не дело -- между бабами

Счастливую искать!..

Одно остается женщине: терпеть до конца своих дней, работать и растить детей, таких же рабов, как их отец.

Тяжкая доля досталась и Дарье (“Мороз, Красный нос”). Ее семейная жизнь поначалу складывалась более счастливо: и семья была приветливее, и муж при ней. Трудились не покладая рук, но не жаловались на судьбу. И тут на семью обрушивается горе -- умирает муж Дарьи. Для крестьян это потеря не только любимого человека, но и кормильца. Без него они просто умрут от голода. Никто больше не сумеет ходить на заработки. В семье остались старики, дети да одинокая женщина. Дарья уходит в лес за дровами (прежде мужская обязанность) и замерзает там.

Есть у Некрасова еще один интересный крестьянский образ. Это Груша из стихотворения “В дороге”. Она выросла в барском доме и не обучалась тяжелому деревенскому труду. Но судьба распорядилась так, что она вышла замуж за простого мужика. Груша начинает чахнуть, и конец ее совсем близок. Ее душа томится, но муж, конечно, не в состоянии понять ее. Ведь вместо того чтобы работать, она “на какой-то натрет все глядит да читает какую-то книжку...” Не под силу ей крестьянский труд. Она бы и рада работать, помогать, да не приучена. Для того чтобы вынести всю эту каторжную работу, нужно привыкнуть к ней с детства. А ведь многие поколения крестьян росли именно в такой обстановке. С детства работали не покладая рук. Но не шло все это впрок: работали на господ, а сами кормились впроголодь, только бы с ног не свалиться.

Таким униженным, но гордым предстает народ в произведениях Некрасова. Русский мужик гнет шею, но не ломается. И всегда его поддерживает женщина, сильная и терпеливая. Некрасов видит свое предначертание в том, чтобы без прикрас описать настоящее русского народа и дать ему надежду на светлое будущее. Поэт верит, что оно настанет, а он будет способствовать этой великой перемене.

Как пушкинский роман “Евгений Онегин”, названный Белинским “энциклопедией русской жизни”, так и поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” можно с полным основанием считать энциклопедией русской народной жизни середины прошлого века. Автор называл поэму “своим любимым детищем”, а материал собирал для нее, как он сам выразился, “по словечку в течение двадцати лет”. Необычайно широко охватывает она народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени и включает в себя сокровища народной речи.
В этом

Произведении отразилась современная поэту жизнь. В нем решились проблемы, волновавшие умы передовых людей: в каком направлении пойдет историческое развитие страны, какую роль суждено сыграть крестьянству в истории, каковы судьбы русского народа.
Некрасов создает целую галерею картин деревенской жизни, и в этом смысле поэма имеет нечто общее с тургеневскими “Записками охотника”. Но, как реалист, бытописатель, Некрасов идет дальше Тургенева, показывая их с энциклопедической полнотой, вникая не только в мысли и настроения своих героев, но и в социальный, и в хозяйственный уклад их жизни.
Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” начинается с вопроса: “В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай”. Но нетрудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой крестьяне, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот момент голодной жизни крестьянства, которого “тоска-беда измучила”, звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым “Голодная”. Причем поэт не сгущает краски, показывая нищету, бедность нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Тер-пигорев, Пустопорожняя волость, Подтянутая губерния, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. “Мужицкое счастье, – с горечью восклицает поэт, – дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!” Крестьяне – люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”.
С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным, бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина “искать правду”, но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
В Якиме НагоМ представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского “праведника”. Яким трудолюбив, он готов постоять за свои права, честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Тяжелая жизнь не убила в нем любовь к прекрасному. Во время пожара он спасает не деньги, а “кар-тиночки”, потеряв за целый век накопленное богатство – “целковых тридцать пять”. Вот как говорит он о народе:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная –
Гневна, грозна, – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны и затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русских людях духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе “Савелий, богатырь святорусский” крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крепостные бунты возникали стихийно, как ответ на жестокие притеснения помещиков и управляющих их имениями. Некрасов показывает трудный и сложный путь, которым шло нарастание бунтарских настроений и формирование сознания Савелия: от молчаливого терпения – к пассивному сопротивлению, от пассивного сопротивления – к открытому протесту и борьбе.
Савелий – последовательный борец за народные интересы, несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью, остался духовно свободным человеком. “Клейменый, да не раб!” – отвечает он людям, назвавшим его “клейменым”. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, ясное понимание непримиримости интересов помещиков и крестьян, мужественную способность к преодолению любых трудностей, физическую и нравственную силу, чувство собственного достоинства. Поэт видит в нем подлинного борца за народное дело.
Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие, как Савелий, Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающемся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить “искру сокрытую” могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
Рать подымается –
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

  1. В чем счастье, по-вашему? Покой, богатство, честь – Не так ли, други милые? Они сказали: “Так”. Н. А. Некрасов Так что же такое счастье? Счастье – это душевное состояние человека....
  2. Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала...
  3. Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного...
  4. Николай Алексеевич Некрасов – поэт середины девятнадцатого века. Его стихи и поэмы помнят и любят до сих пор. Мы знаем Некрасова по таким произведениям, как “Поэт и гражданин”, “Размышления у...
  5. Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме “Мороз, Красный нос” очень большую роль играет...
  6. Помещик был румяненький, Осанистый, присадистый, Шестидесяти лет; Усы седые, длинные, Ухватки молодецкие. Приняв странников за грабителей, помещик выхватывает пистолет. Узнав же, кто они и зачем путешествуют, смеется, усаживается с удобствами...
  7. Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие...
  8. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга...
  9. В своей эпической поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов остро ставит вопрос о счастье. Эта вечная тема находит свое оригинальное воплощение в творчестве поэта. Он показывает нам...
  10. Однажды из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Петербурге Некрасов видел, как от подъезда противоположного дома дворники и городовой отгоняли группу крестьян-просителей. В том доме жил министр государственных имуществ...
  11. Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярнейших журналов XIX столетия “Современник” и...
  12. Раздумья семи эпических мужиков. стали общенародными. Красота эпической замкнутости действия поддерживается словами Григория Добросклонова о цели его жизни, которые даже в форме выражения совпадают со спором семи мужиков в прологе....
  13. В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя...
  14. “Кому на Руси жить хорошо” является поэмой-эпопеей. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно Широко...
  15. Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем – подрожали ноженьки невесты; Некрасов переставляет эти моменты (сначала “вздрогнули ноги резвые”, потом...Тема народа в творчестве Н. А. Некрасова Наиболее отчетливым признаком зрелости поэтического таланта Некра­сова стала разработка в его лирике темы народа. В раннем творчестве этой теме не было уделено сколь­ко-нибудь заметного внимания. Теперь же он пишет ряд...
  16. Для лирики, самого субъективного рода литературы, главное – состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные непосредственно через образ лирического героя, выступающего как бы доверенным лицом автора. Некрасовский лирический...
  17. Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в Немирове, где служил тогда его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824...

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» погружает нас в мир русской крестьянской жизни. Автор, видевший своей главной художественной задачей изображение «горькой народной доли», дает в поэме полную и многостороннюю картину русского крестьянства. Именно поэтому в «Кому на Руси жить хорошо» мы встречаем такое многообразие крестьянских типов, узнаем о мировоззрении, образе жизни, традициях, проблемах русского народа.
Надо сказать, что изображение крестьянства самым тесным образом связано у Некрасова с проблемой счастья. Именно для поисков счастливых семеро мужиков отправляются в свое путешествие по Руси, которое дает нам возможность с эпическим размахом познакомиться со всеми сторонами русской жизни.
Важно, что ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» складывается не сразу. Автор использует в своем произведении «принцип спирали», где на каждом «витке» появляется новый персонаж со своим пониманием счастья. Именно это представление и раскрывает героя – проявляет нам его характер и сущность.
Так, самим мужикам-правдоискателям кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым: «Кабы нам только хлебушка По полупуду в день…» Однако вскоре они начинают понимать, что не хлебом единым жив человек. На сельской ярмарке перед ними предстают «народные» герои, у каждого из которых свое представление о счастье. Так, для многих персонажей главным в жизни являются здоровье и сила – физическая и моральная. Иначе – просто не выживешь, не вытянешь свою горькую лямку.
Об этом говорит, например, тощий дьячок, потерявший свое место. Он убежден, что человек счастлив «не в соболях, не в золоте, не в дорогих камнях», а только в «благодушестве» и вере в Бога. Только это, по мнению героя, может укрепить и дать силы для земной жизни.
В противовес этому мнению высказывается другая героиня – старуха, у которой в огороде уродилось «реп до тысячи». В этом – счастье этой женщины, которая рада, что будет сыта, что матушка- земля позаботилась о ней и не оставила ее голодной.
Затем мы встречаем солдата, который счастлив тем, что был в двадцати сражениях, а не убит, был бит палками и измучен голодом, а не умер. Еще один герой – каменотес - убежден, что счастье его заключено в большой силе, ведь благодаря ей он добывает себе пропитание, кормит свою семью.
С появлением в поэме Якима Нагого в произведение входит представление о высших, нравственных, ценностях, несоизмеримых с материальными благами (вспомним, что семья Якима из горящей избы в первую очередь выносит иконы и «картиночки»).
На следующем «витке» в произведении появляется Ермила Гирин. С его «помощью» в поэме намечается образ народного заступника и появляется еще одно условие счастья - уважение народное:
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!
Старик Савелий «дополняет» этот образ: он народный мститель и богатырь. Свободолюбивый и гордый, этот человек способен бороться за свое счастье (убийство немца управляющего). Однако его сила не приносит ни позитивных результатов (каторга, несчастливая старость в доме сына, вина в смерти правнука), ни счастья герою. В итоге, под конец своей жизни, Савелий полностью погружается в веру в Бога, в чем и находит утешение. Слишком противоречива могучая личность этого персонажа, чтобы можно было считать его счастливым.
Матрена Тимофеевна находится на следующем «витке» - она своеобразный женский вариант «счастливого» со своим толкованием проблемы: «Не дело - между бабами счастливого искать».
Эта красивая умная женщина столько пережила и перестрадала, сколько не выдержит ни один мужчина. Она терпела унижения и побои в семье мужа, от властей, которые считали крепостную женщину не человеком, а бесправной скотиной. Матрена пережила страшный голод, потерю мужа-кормильца, утрату детей. Однако, несмотря на все невзгоды, эта героиня сохранила в себе силы – физические и нравственные. Возможно, именно поэтому в народе ее считают счастливой.
В финале поэмы появляется еще один герой, который, по мнению Некрасова, является бесспорным «счастливцем». Это «крестьянский сын» Гриша Добросклонов, который «лет пятнадцать... твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка». Данный персонаж готов отдать свою жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси».
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов представляет нам большой спектр крестьянских типов – он показывает мужчин и женщин разных возрастов, с разными характерами, разными взглядами на жизнь, разными проблемами. Вопрос о счастье, который задают всем им мужики-правдоискатели, раскрывает каждого из них, позволяет понять суть каждого характера.
Поэт показывает, что, несмотря на все различие и многообразие крестьянских типов, всех их объединяет одно – неустроенность жизни, забитость, нищета и бесправие.